Расцвет демократии при Перикле
Великий мыслитель мечтал о том времени, когда во главе государства будут стоять самые мудрые и просвещенные. И эти времена наступили. Во всех цивилизованных странах общество стремится поставить у руля самых образованных и просвещенных. Другое дело, что такое не всегда удается. Но и Платону, думается, это было бы не под силу, даже предоставь ему все возможности. Сегодня, как и предвидел Платон… Читать ещё >
Расцвет демократии при Перикле (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Афинский государственный деятель Перикл (443−429 до н.э.) привлек средние и бедные слои афинских граждан к управлению государством. Впервые в европейской истории в государстве возникла истинная демократия — власть народа. Перикл ввел оплату должностей, наделил обедневших граждан землей в клерухиях — гражданских колониях. Однако политические права граждан имели немногие. Главную роль играл высший законодательный орган Народное собрание, в котором принимали участие 45 000 человек из 315 000 жителей Афин. Вне гражданского общества стояли женщины, метеки (лично свободные переселенцы) и рабы. Власть народа в Афинах сочеталась с авторитаризмом Перикла, подчинившего себе Народное собрание (умеренная демократия).
Родоначальники демократии — древние греки — собирались на агоре — городской центр (в переводе «я собираю»). Здесь проходили диспуты и беседы на политические темы. Демократия возникла именно из диспутов и бесед. Кто не приходил на общее собрание (а оно происходило через каждые 10 лет), платил штраф. Любой свободный грек имел право высказаться — о войне, мире, религии, налогах с гетер и т. п., — если он не был привлечен к уголовной ответственности. Если кто-либо голосовал за войну или повышение налогообложения, то эго значило, что прежде всего ему самому придется идти воевать и платить налоги. Это совсем не то же самое, что посылать на войну наемников или облагать налогом других людей. Принимаемые греками решения касались их самих.
В Афинах высшую должность мог занять даже сапожник. Выбирали по жребию. не существовало бюрократии, служащих и государственного аппарата. Руководство страны не оплачивалось. Единственная доступная ему власть — сила убеждения. Перикл первым убедил всех греков в том, что надо платить за руководство государством. После этого руководящие должности могли занимать бедняки. Бесплатное руководство было по силам осуществить прежде всего богатым.
Греческая демократия охватывала не весь, а часть народа — около 1/10 всего населения. В Афинах не имели права голоса рабы, метеки (переселенцы) и женщины. Наиболее важные вопросы обсуждались Народным собранием (экклесия), здесь же принимались все законы. Исполнительную власть осуществляли избранные должностные лица — магистраты. Высшая судебная власть принадлежала суду присяжных (гелиэя). Демократия в Афинах означала право каждого гражданина избирать и быть избранным на любую должность в государстве.
Общество пребывает в состоянии хаоса, социальной напряженности и смуты до тех пор, пока в нем не установлен твердый порядок, при котором каждый гражданин занимается своим делом (разделение труда), но не вмешивается в дела других граждан, сословий, классов (социальное разделение). Стабильным надо считать не то общество, которое начисто лишено классов, а то, где их три, и каждый, выполняя предписанные функции, занимает свое место в иерархии. Кстати сказать, Платон был недалек от истины: самыми стабильными и длительными считаются кастовое и сословные общества, где каждая страта занимала строго отведенное место в иерархии. Напротив, общества, где революционеры сметали всякие социальные барьеры и классовые перегородки, в скором времени распадались.
На языке современной социологии это называется:
1) пожизненным закреплением человека за своей профессией; 2) пожизненным закреплением человека за своим сословием; 3) ограничение либо запрещение как горизонтальной (профессиональной), так и вертикальной (межклассовой и межсословной) социальной мобильности. На этом основании мы вправе сделать вывод: Платон был сторонником закрытого общества.
Социологический практикум
С точки зрения политологии, Платон был сторонником уравнительного коммунизма, а с позиций социологии — закрытого общества (как мы только что выяснили). А как бы вы охарактеризовали взгляды нынешних российских членов КПРФ?
Именно греки придумали слово, которое сегодня стало для нас самым необходимым, — экономика, или «ойкономия», заведование домашним хозяйством, а также домострой, домоуправление. Первоначально ойкономия означала умение главы дома, отца фамилии, управлять этим домом, т. е. руководить женой, чадами и домочадцами. У Платона «ойкономия» приобретает еще и политический оттенок (управление полисом), а понятие «койнония» и вовсе социологический смысл. Оно обозначает не только семейный труд, но и человеческие взаимоотношения, т. е. человеческое общество.
Платон считал жесткое разделение общественного труда основой устойчивости общества и основным механизмом поддержания социального порядка (рис. 3.3). Общество пребывает в состоянии хаоса и смуты до тех пор, пока в нем не установлен твердый порядок, при котором каждый гражданин занимается своим делом (разделение труда), но не вмешивается в дела других граждан, сословий, классов (социальное разделение). Общество, где каждый человек выполняет предписанные функции и занимает свое место в иерархии, надо считать стабильным.
Наилучшей формой правления Платон считал аристократию — власть избранных. В порядке снижения располагаются тимократия (власть воинов), олигархия (власть богачей) и демократия (власть народа), крайней формой которой является охлократия (власть толпы). Демократия является худшей формой правления потому, что из нее обычно вырас тает тирания, — наихудшая форма, при которой царят произвол и насилие. Ведь тиран приходит к власти как ставленник народа.
Рис. 3.3. Разделение труда и олицетворяющие его боги — основа устойчивости античного общества.
В плохом государстве над всеми стоят правители, в разумном — законы. Закон призван ограничивать как власть правителей, так и свободу управляемых. На страже законов стоит правосудие. К отправлению правосудия должны быть причастны все граждане государства.
2000 лет назад Платон говорил, что демократия ведет к анархии в обществе и правлению толпы Обучать управлению государством надо всех граждан (кроме рабов) полиса. Участие в политической жизни предполагает наличие различных качеств — практического ума, способности к трезвой оценке обстановки, умения правильно владеть конкретными ситуациями, ораторских способностей, справедливости, опытности, бескорыстия и т. п.
И социализация, и воспитание продолжаются у Платона всю жизнь. Только не всем даются они в равной степени. Неучи опускаются па самое дно общество — в андеркласс (рабы, беглые, попрошайки, спившиеся, продажные и бездомные). Недоучки оседают в низшем классе, пополняя ряды ремесленников и крестьян. Хорошисты попадают в рыцарскую страту воинов, которые во все времена относились к аристократии. И, наконец, круглые отличники, а их всегда меньшинство, вырастали в мудрых правителей.
Он первым предложил технологию рекрутирования и воспитания государственных мужей. Платон считал, что править должны лучшие. Их необходимо не только правильно отбирать, но и правильно воспитывать, а главное — не допускать к частной собственности, которая извращает нравы людей. Частный собственник власти — эго олигарх, но не объективный ко всем гражданам мудрец.
Платон — величайший мыслитель всех времен, родоначальник политической теории и социологии.
Карл Поппер
Великий мыслитель мечтал о том времени, когда во главе государства будут стоять самые мудрые и просвещенные. И эти времена наступили. Во всех цивилизованных странах общество стремится поставить у руля самых образованных и просвещенных. Другое дело, что такое не всегда удается. Но и Платону, думается, это было бы не под силу, даже предоставь ему все возможности. Сегодня, как и предвидел Платон, высоко ценится не столько материальный капитал (денежное богатство, частная собственность), сколько интеллектуальный (знания, квалификация, воспитание). Разумеется, это еще не воплощение задуманного в жизнь, ведь Платон говорил о нравственных требованиях, предъявляемых к элите, а сегодня все говорят о духовном кризисе, в разной степени поразившем разные страны.
Такова в общих чертах социологическая теория правильного государства Платона, где он пытается ответить на вопрос всех вопросов: «Как правительству удержаться у власти и получить поддержку населения?» Платон был первым, кто задумался о сущности политики и организации политической жизни, кто попытался, обобщая главным образом собственные наблюдения, изучить их сущность (рис. 3.4).
Рис. 3.4. " Государство" Платона[1]
- [1] Добренькое В. И., Кравченко А. И. Фундаментальная социология: в 15 т. Т. 2. С. 434.