Профессиональное самоопределение студенчества: Современные проблемы
Мотивация профессионального самоопределения раскрывается через категорию «мотивация личности». Данная категория глубоко анализировалась психологами, разработавшими собственные теории мотивации: Р. Вудвортс, К. Левин, А. Маслоу, МакКлелланд и Аткинсон, С. Л. Рубинштейн, Э. Толмен, и др. Социологическую специфику категории мотивации как мотивации социального поведения личности показали Г. Ф… Читать ещё >
Содержание
- Теоретический и методологический анализ проблемы профессионального деления студентов. офессиональное самоопределение студентов: сущность и специфика
- 1. ь институтов профессии и образования в регуляции процесса професс п>ного самоопределения
Профессиональное самоопределение студенчества: Современные проблемы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
Сегодня в условиях трансформации российского общества, его движения в сторону рыночной экономики происходит слом старой соци-ально-профессиональной структуры, традиционные способы взаимодействия система образования — производство не действуют. Формирование новых рыночных механизмов регулирования профессиональным самоопределением молодежи осложнено кризисными явлениями переходного периода. Происходит сокращение потребностей общества в профессиях, сориентированных на социалистическую экономику, особенно это касается специалистов технического профиля. В результате наблюдается депрофессионализация некоторых групп и слоев общества, представители которых имеют специальности, не востребованные на рынке труда или не обеспечивающие условий существования.
Вместе с тем возникают новые, не характерные ранее для российского общества, профессии менеджеров, маркетологов, дилеров, банковских служащих, что ведет к смене иерархии престижа профессий в общественном сознании. Данные процессы не могут не оказывать влияние на профессиональное становление молодежи.
Формирующийся рынок труда сегодня характеризуется, по крайней мере, двумя негативными тенденциями для молодежи, прежде всего для выпускников вузов:
• в государственных структурах существует низкая оплата труда специалистов с высшим образованием;
• в коммерческой сфере выпускникам вузов предоставляется работа высокооплачиваемая, но не требующая высокой квалификации и интеллектуального потенциала.
Такие процессы угрожают для промышленности, науки, образования — утратой молодых, перспективных кадров, а для тех, кто уходит в коммерциюпотерей квалификации. Происходит обесценивание знаний и соответствующих специальностей, по которым осуществляется подготовка в вузах. Все это отражается в сознании студенческой молодежи: меняются ее ценностные ориентации, потребности, жизненные планы. Социологические исследования показывают: возрастает число абитуриентов, руководствующихся неадекватными мотивами при выборе специальности и вуза, а также студентов, чьи профессиональные планы узки и утилитарны, не ведут к реализации личностного потенциала. Тем не менее у молодежи начинает формироваться новое представление о месте и роли профессии и профессиональных достижений в жизни человека, о целях профессиональной деятельности и способах их достижения.
Поэтому исследование проблем профессионального самоопределения студентов сегодня особенно актуально.
Интерес к исследованию проблемы профессионального самоопределения молодежи возник еще в 60-е гг. Однако, управление процессом профессионального самоопределения осуществлялось в рамках жесткого государственного регулирования распределением трудовых ресурсов. Поэтому преимущественное внимание социологов фокусировалось на адекватности профессионального выбора, жизненных и профессиональных планов молодежи потребностям производства и общества в целом. Самостоятельность и активность личности по формированию своего жизненного и профессионального пути либо отходила на второй план, либо полностью игнорировалась. В связи с этим сегодня возникает потребность всестороннего изучения профессионального самоопределения с тем, чтобы показать сложность взаимодействия социальных и личностных факторов в данном процессе. Соответственно изучение мотивации профессионального самоопределения студенческой молодежи актуально как с практической стороны, так и со стороны научно-исследовательского интереса.
Учитывая высокий темп социальных изменений, определяющих противоречия профессионального самоопределения современного студенчества, целесообразно исследовать данный процесс в динамике, с целью выявить качественные изменения в структуре мотивов, потребностей, ценностных ориентаций и профессиональных планов студентов.
Степень разработанности проблемы. В исследовании мотивации профессионального самоопределения студентов можно выделить следующие относительно самостоятельные проблемные блоки:
1. Самоопределение личности.
2. Исследования социально-профессионального становления молодежи.
3. Мотивация трудовой и профессиональной деятельности личности.
1. Проблема самоопределения разрабатывается в рамках социологии личности с 60-х годов. Но активное обращение к вопросам самоопределения происходит только в к. 80-х — н. 90-х гг. Предпосылкой развития исследований по данной проблеме послужило утверждение новой гуманистической парадигмы в общественных и гуманитарных науках. В психологической и социологической литературе интерпретируется смысл категории самоопределение личности, структура данного понятия, рассматриваются различные виды самоопределений личности: жизненного, социального, ролевого, семейно-бытового и др. (К.А. Абульханова-Славская, Л. Н. Коган, И. С. Кон, A.M. Кухарчук, И. М. Модель и Б. С. Модель, Г. П. Ников, М. Н. Руткевич, Н. С. Пряжников, В. Ф. Сафин, А.Б. Цинципер).
Профессиональное самоопределение как одно из частных форм самоопределений личности исследовалось, в основном, с психологической и социально-психологической точек зрения (Е.И.Головаха, Е. И. Климов, Л. М. Митина, П.А. Ша-вир). В социологии обращение к категории профессионального самоопределения молодежи находим в работах Д. Л. Константиновского, М. Х. Титмы, Ф. Р. Филиппова, В. Н. Шубкина. Тем не менее исследования профессионального самоопределения как длительного процесса профессионального развития личности во взаимодействии объективных (влияние социального престижа, рынка труда) и субъективных (мотивация) факторов и в связи с самореализацией в профессиональной сфере практически не проводилось.
2. Вопросы социально-профессионального становления молодежи являются наиболее изученным аспектом проблемы профессионального самоопределения. В зарубежной социологии исследования выбора профессии и престижа профессий начались с 50-х гг. (Р. Берджес и С. Липсет, К. Сваластога, Д. Сьюпер и др.) и изучались как определенный аспект исследования социальной стратификации и мобильности. Основной исследовательский интерес отечественных социологов, начиная с 60-х гг., был сосредоточен на изучении профессионального выбора молодежи, а именно на изучении ценностных критериев выбора профессии, общественного престижа профессий, на изучении профессиональных планов выпускников школ. Наибольшие заслуги здесь принадлежат В. В. Водзинской, Д. Л. Константиновскому, М. Х. Титме,.
В.Н. Шубкину. Однако, этот выбор анализировался преимущественно со стороны воздействия внешних факторов, а также с целью подготовки выпускников школ к выбору профессии.
Понимание социально-профессионального становления молодежи не только как выбора профессии на определенном этапе развития субъекта труда, но и как выбора уровня и формы профессионального образования, типа учебного заведения, выбора вуза способствовало изучению в разные годы ориентаций молодежи на высшее образование, ценности образования в сознании молодежи, ее образовательных планов (С.С.Балабанов, В. И. Журавлев, Г. Е. Зборовский, Д. Н. Зюзин, Т. Л. Кончанин, Р. И. Никифоров, Ф. Р. Филиппов и др.). Данная проблематика тесно сопряжена с исследованием студентов как особой социальной группы молодежи. Особое значение в изучении студенчества имеют исследования Ю. Р. Вишневского, В. Т. Лисовского, A.B. Меренкова, В. Г. Попова, Л. Я. Рубиной. Специфика инженерного студенчества отражена в работах А. Б. Курлова, H.H. Сулейманова, Ф. С. Файзуллина. Тем не менее данная категория студенчества, обладая существенными социально-профессиональными отличиями, до сих пор редко оказывалась в фокусе внимания социологов.
3. Мотивация профессионального самоопределения раскрывается через категорию «мотивация личности». Данная категория глубоко анализировалась психологами, разработавшими собственные теории мотивации: Р. Вудвортс, К. Левин, А. Маслоу, МакКлелланд и Аткинсон, С. Л. Рубинштейн, Э. Толмен, и др. Социологическую специфику категории мотивации как мотивации социального поведения личности показали Г. Ф. Витевская, А. Г. Здравомыслов, Н. Ф. Наумова, В. Г. Немировский и др. В. А. Ядов анализировал процессы мотивации, развиивая концепцию диспозици-онной регуляции деятельности личности. Мотивацию личности в учебной деятельности изучали М. И. Алексеева, Ю. И. Леонавичюс, В. В. Столин, В. И. Шкуркин. Исследования потребностей и мотивов личности в сфере образования, в трудовой и профессиональной деятельности представлены в работах А. И. Вишняка, Г. Е. Зборовского, А. Г. Здравомыслова, ДЛ. Константиновского, В. А. Ядова. Однако на сегодняшний день в социологической литературе не достаточно представлены исследования мотивации профессиональной деятельности молодежи в динамическом аспекте.
Объединение перечисленных блоков исследуемой проблемы и недостаточная степень изученности отдельных блоков (самоопределение и самореализация личности в профессиидинамика мотивации профессионального самоопределения) обеспечила постановку цели и задач исследования.
Цель работы: разработка методологических основ изучения процесса профессионального самоопределения и применение их для анализа динамики мотивации профессионального самоопределения студентов.
Для достижения поставленной цели решены следующие исследовательские задачи:
• определить основные теоретико-методологические подходы к изучению проблемы профессионального самоопределения студентов;
• выявить концептуальное содержание понятия профессиональное самоопределение;
• выявить систему факторов, влияющих на профессиональный выбор молодежи и социальные механизмы, регулирующие процесс профессионального самоопределения молодежи;
• разработать критерии успешного профессионального самоопределения личности для построения типологии вариантов успешного/неуспешного самоопределения;
• провести сравнительный анализ мотивации профессионального самоопределения студентов первого и пятого курсов;
• изучить динамику мотивации профессионального самоопределения студентов 1995;1999 гг.;
Методологическое и теоретическое основание диссертационного исследования. Методологическим основанием диссертационного исследования современных проблем профессионального самоопределения студентов явились положения струк-турно-функционального анализа, а также положения о диалектическом взаимодействии объективных (воздействие институтов профессии и образования) и субъективных система мотивации: потребности, интересы, ценностные ориентации личности) факторов процесса профессионального самоопределения.
Методологическую ценность для понимания сущности процесса самоопределения личности и ее самореализации представляют воззрения русской философской и психологической школы — Н. А. Бердяева, ММ. Бахтина, С. Л. Франка, С. Л. Рубинштейна — о двойственной природе личности в ценностно-смысловом и пространственно-временном измеренииположения американской гуманистической школыА. Маслоу, Э. Эриксона, В. Франкла, Э. Берна — о самореализации, активном самовыражении личности в окружающем миреа также идеи «раннего» К. Маркса о самореализации как воплощении сущностных сил человека.
При изучении механизмов воздействия институтов профессии и образования на процесс профессионального самоопределения студентов, мы опирались на концепции профессиональной стратификации М. Вебера и П. Сорокина о стратификационной функции профессии и образования. При анализе состояния социально-профессиональной структуры современного российского общества и иерархии престижа профессий использованы положения стратификационной теории С.Липсета.
При анализе мотивации и ее структурных компонентов использовались некоторые положения теории мотивации личности А. Маслоу, концепции социального действия Т. Парсонса, теорию каузальной атрибуции Т.Шибутани.
Отметим методологическую значимость теории диспозиционной регуляции социального поведения личности В. А. Ядоваконцепции А.Г. Здравомыслова о взаимосвязи потребностей, интересов и ценностейинституционального анализа профессии и образования и связей между ними Г. Б. Кораблевой. Полезными для изучения динамики мотивации являются положения теории М.Ш. Магомед-Эминова о трансформации мотивационных образований и аксиологическая динамика Р. Инглехарта.
Эмпирической базой исследования послужили материалы мониторингового исследования проекта «Студент — 1999» (первый этап — 1995 г.), проведенного сотрудниками общественного Института социологии образования и молодежи при УГ-ТУ под рук. проф. Вишневского Ю. Р. в апреле-мае 1999 г. По репрезентативной выборке было опрошено 994 человека в Екатеринбурге и Н.Тагиле.
Данные материалы дополнены результатами исследования «Профессиональный выбор студента УГЛТА», проведенного социологической лабораторией УГЛТА под рук. проф. Шмелева В. Д. По репрезентативной выборке было опрошено 257 студентов первого и пятого курсов различных факультетов вуза, при участии автора диссертационной работы.
Объектом исследования выступают студенты вузов Свердловской области. Объект имеет сложную структуру:
1. Студенты третьего курса вузов Свердловской области. Анкетный опрос проведен по квотной выборке. Квотными признаками послужили профиль обучения в вузе и курс. С целью повышения репрезентативности в процедуру отбора внесен элемент случайности: произведен случайный отбор групп третьего курса.
Сходство структур выборки 1995 и 1999 гг. по критериям (по профилю обучения в вузе и голу респондента) обеспечивает объективные предпосылки для сопоставимости и сравнимости результатов социологического мониторинга.
2. Студенты первого и пятого курсов УГЛТА. Выбор УГЛТА в качестве эмпирической базы исследования обусловлен следующими моментами:
• сугубо техническим профилем обучения студентов УГЛТА.
• типичным набором специальностей в УГЛТА, существующих в рамках технического вуза.
Анкетный опрос студентов УГЛТА также проводился по квотной выборке. Квотными признаками послужили факультет, специальность и курс. Для повышения репрезентативности отбора проведен случайный отбор групп первого и пятого курсов. Сходство структур выборки студентов первого и пятого курсов (по специальностям и полу) позволяет проводить сравнительные исследования студентов первого и пятого курсов.
Для анализа полученных данных использовалась программа обработки социологической информации «Vortex 5.0» для Windows 95, разработанная Д.В. Шкури-ным.
Научная новизна диссертационного исследования. На защиту выносятся хледующие научные положения:
1. Проанализировано профессиональное самоопределение молодежи в объективном аспекте — регуляция процесса профессионального самоопределения социальными институтами профессии и образования, и субъективном — анализ мотивации процесса профессионального самоопределения.
2. Предложены критерии успешности профессионального самоопределения личности: степень адекватности объективного и субъективного компонентов самоопределения, наличие личностно-значимых позитивных ценностей, наличие определенного жизненного плана.
3. Предложена типология вариантов профессионального самоопределения различной степени успешности — по уровню адекватности объективного и субъективного компонентов выделены: адекватное (успешное) самоопределение, несамостоятельный выбор, доминирование саморефлексии, внутриличностная неадекватность. По наличию ценносной основы и жизненного плана выделены: ценностно-насыщенное, структурированноеценностно-насыщенное, не структурированноеценностно-пустое, фюрмальноеценностно-пустое, аморфное.
4. Престиж профессии и вуза рассматривается как социальный механизм регуляции профессиональным самоопределением молодежи со стороны социальных институтов профессии и образования.
5. Предложена эмпирическая типология студентов по степени успешности профессионального самоопределения на основе удовлетворенности студентов выбором вуза и профессии (полностью успешное, частично успешное, не успешное).
6. Выявлены основные тенденции мотивации профессионального самоопределения студентов 90-х гг. в динамике: прагматизм, индивидуализм, противоречивость профессиональных ориентаций.
7. Проанализирована динамика мотивов профессионального самоопределения студентов от первого к пятому курсу: рост прагматичности, самостоятельности выбора и увеличение ориентации на выбранную профессию.
8. Выявлены факторы снижающие профессиональную ориентацию студентов технического вуза и способствующие формированию двойственного характера профессионального самоопределения студентов (социальная ориентация вытесняет профессиональную).
Научно-практическая значимость работы. Полученные в диссертационном исследовании результаты могут быть использованы:
• Для теоретического осмысления ряда дискуссионных проблем социологии: понятие самоопределения личности, профессиональное самоопределение молодежи, самореализация в профессии, успешное профессиональное самоопределение, престиж и иерархия профессий в современном обществе;
• Для разработки и чтения спецкурсов по тематике: «социология профессий», «социология молодежи», «социология образования»;
• Для совершенствования методологического изучения проблемы профессионального самоопределения;
• Для профориентационной работы с абитуриентами, студентами, выпускниками вузов;
• Для оптимизации работы администрации вуза по трудоустройству выпускников;
• Для совершенствования социальной политики в сфере образования и занятости.
Апробация результатов исследования: Основные положения и выводы диссертационного исследования были представлены к обсуждению на международных всероссийских и региональных научных конференциях: «Возрождение России: общество — образование — культура — молодежь», Екатеринбург, 1998; «Воспитание духовности», Екатеринбург, 1998; «Социально-экономические и экологические проблемы лесного комплекса», Екатеринбург, 1999; «Связи с общественностью в России: Уральский вариант», Екатеринбург, 1999; «Проблемы внеучебной работы в высшей школе: опыт, перспективы», Екатеринбург, 1999.
Структура и объем диссертации
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, приложений и библиографии.
1. Александрова З. Е. Словарь синонимов русского языка. М., 1968.
2. Англо-русский синонимический словарь М.: Русский язык, 1979.
3. Анурин В. ФНовичков Н.В. О политической стратификации нижегородского студенчества. // СОЦИС. 1995. — № 6.
4. Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирование личности. М.: Мысль, 1976.
5. Багдасарьян Н. Г., Консузян JI.B., Немцов A.A. Инновации в ценностных ориента-циях студентов.// Социс. 1995.-№ 4.-с. 125−128.
6. Балабанов С. С., Кончанин Т. Л., Никифоров Р. И. Образование и профессия: проблема выбора. // Высшее образование в жизненных планах молодежи. М, 1975. -с. 22−47.
7. Баразгова Е. С. Американская социология: традиции и современность. Екатеринбург: Деловая книга, 1997.
8. Бахтин М. М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники: ежегодник 1984;1985. М., 1986. с. 80−160.
9. Бахтин М. М. Архитектоника поступка // СОЦИС. 1986. — № 2. с. 156−169.Ю.Беляева Л. А. Средний слой российского общества: проблема обретения социального статуса// Социс.-1993.-№ 10.-с. 13−22.П.Бердяев H.A. Философия свободного духа. М., 1994.
10. Большой англо-русский словарь / Под. ред. Гальперина И. Р., Мельниковой Э. М. Т.2, М.: Русский язык, 1988.
11. Болотин И. С., Козлова О. Н. Социология и образование. // СОЦИС.- 1997.-№ 3. -с. 93−104.
12. Брагина В. Д. Представления о профессии и самооценка профессионально-важных качеств учащейся молодежи // Вопросы психологии.- 1976. № 2. с. 146−156.
13. Бурова З. И. Английский язык для гуманитарных специальностей вузов. М.: Высшая школа, 1987.
14. Васильева Э. К. Когортный анализ реализации жизненных планов молодежи в отношении высшего образования // Высшее образование в жизненных планах молодежи. М, 1975.-е. 112−122.
15. Вардомацкий А. П. Сдвиг в ценностном измерении? // СОЦИС. 1993. № 4. с. 46−55.
16. Витевская Т. Ф. Мотив как социологическая категория.// Вестник МГУ сер. «Философия». 1971. — № 3.
17. Вишневский Ю. Р., Рубина Л. Я. Социальный облик студенчества 90-х годов // СОЦИС. 1997.-№ 10.
18. Вишняк А. И. Личность: соотношение трудового потенциала и системы потребностей. Социологический анализ. Киев: Наукова думка. 1986.
19. Власов В. В. Профессия и семья // СОЦИС.-1995.-№ 5. с. 123−126.
20. Водзинская В. В. Ориентация на профессии // Молодежь и труд. М.: Молодая гвардия, 1970. -с.79−100.
21. Гареев Э. С., Дорожкин Ю. Н. Молодежь индустриальной России: жизненные и социально-политические ориентации// СОЦИС.- 1993.-№ 1.-с 123−125.
22. Герчиков В. И. Феномен работающего студента// СОЦИС, -1999. № 8. с. 87−90.
23. Гинзбург М. Р. Психологическое содержание личностного самоопределения. // Вопросы психологии. 1994. — № 3. — с. 43−52.
24. Голенкова 3 Т., Витюк В. В., Гридчин Ю. В., Черных А. И., Романенко Л. Н. Становление гражданского общества и социальная стратификация. // Социс.-1995.-№ 6.-с. 14−23.
25. Головатый Н. Ф. Студент: путь к личности. М., 1982.
26. Головаха Е. И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. Киев: Наукова думка, 1988.
27. Головаха Е. И. Путь к зрелости. Киев: Молодь, 1988.
28. Гончарова Н. В. О рынке труда выпускников вузов // СОЦИС. 1997.-№ 3.-с. 105−112.
29. Гребенников Р. В. Потребности личности: программно-целевой подход. Минск, 1978.
30. Девятко И. Ф. Методы социологического исследования. Екатеринбург, 1998.
31. Дудченко О. Н. Мытиль A.B. Социальная идентификация и адаптация личности // Социс.- 1995.-№ 6.-с. 110−119.
32. Елагин Н. И., Попов В. Д. Высшее образование в жизненных планах учащихся профессионально-технических учебных заведений // Высшее образование в жизненных планах молодежи. М, 1975. с. 64−79.
33. Журавлев В. И. Явление переориентации в жизненных планах поступающих в вузы // Высшее образование в жизненных планах молодежи. М, 1975. с. 89−94.
34. Зборовский Г. Е., Макушева С. Л., Шуклина Е. А. Потребности в образовании и самообразовании как социально-педагогическая проблема учебного заведения. Екатеринбург, 1998.
35. Зборовский Г. Е. Социология образования. Ч. 1,2. Екатеринбург, 1995.
36. Зборовский Г. Е. Социология образования и социология знания: поиск взаимодействия // СОЦИС- 1997. № 2.-с. 3−17.
37. Каган М. С. Человеческая деятельность М., 1974.
38. Кемеров В. Е. Проблема личности: методология исследования и жизненный смысл. М., 1977.
39. Капитонов Э. А. Социология XX века: история и технология Ростов-на-Дону, 1996.
40. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-на-Дону, 1996.
41. Климов Е. А. Личность профессия и научно-практическая профконсультация. // Молодежь и труд. М.: Молодая гвардия, 1970. с 101−115.
42. Ковалев В. И. Мотивация поведения и деятельности. М., 1988.
43. Коган Л. Н. Социология культуры Екатеринбург, 1992.
44. Кожухарь Г. С. Соотношение личностного и профессионального самоопределения учителей//Автореф. дисс. канд. психол. Наук. М., 1993.
45. Кокурина И. Г., Телегина Л. И. Исследование мотивации научной деятельности // Мотивация личности. Сборник научных трудов. М., 1982.
46. Кон И. С. Социология личности. М., 1967.
47. Кон И. С. Открытие «Я» М., 1978.
48. Конопкин O. A., Моросанова В. И. Стилевые особенности саморегуляции деятельности // Вопросы психологии. 1989. — № 5. — с. 18−26.
49. Константиновский Д. Л. Динамика профессиональных ориентаций молодежи Сибири. Новосибирск, 1977.
50. Константиновский Д. Л., Шубкин В. Н. Молодежь и образование. М.: Наука, 1977.
51. Кочетов А. Н. Скрытая безработица среди специалистов.// Соцрс, 1992.-№ 5.-с. 14−22.
52. Кораблева Г. Б. Профессия и образование: социологический аспект связи. Екатеринбург, 1999.
53. Кравченко А. И. Концепция капитализма М. Вебера и трудовая мотивация // СО-ЦИС.- 1997.-№ 4 -с. 15−28.
54. Краткий словарь по социологии./ Под. общ. Ред. Гвишиани Д. М., Лапина Н. И. М: Политиздат, 1989.
55. Крубелье М, Образование. // 50/50. Опыт словаря нового мышления / Под общ. Ред. Афанасьева Ю., ФерроМ. М.:Прогресс, 1989.-е. 164−166.
56. Кузнецов Н. С. Человек: потребности и ценности. Свердловск, 1992.
57. Курлов, А Б. Качество инженерной подготовки как проблема социологического исследования. М. Уфа, 1992.
58. Лапин Н. И. Ценности, группы интересов и трансформация российского общества // СОЦИС. 1997. — № 3. — с. 14−24.
59. Левыкин И. Т. Жизненные планы сельской молодежи // Молодежь и труд. М.: Молодая гвардия, 1970.-е. 116−134.
60. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М., 1959.
61. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1973.
62. Лисовский В. Т. Советское студенчество. Социологические очерки. М.: Высшая школа, 1990,.
63. Лисовский В. Т. Динамика социальных изменений (опыт сравнительных исследований российской молодежи) // СОЦИС. 1998. — № 6.
64. Лисс Л. Ф. О методике социологического изучения некоторых сторон процесса выбора профессии у абитуриентов вузов // Высшее образование в жизненных планах молодежи. М, 1975. с. 100−111.ш.
65. Магомед-Эминов М. Ш. Трансформация личности М.: Психоаналитическая ассоциация, 1998.
66. Маслоу А. Мотивация и личность., 1954.
67. Матусевич В А. Социальные ориентации личности: опыт типологии приложения // Философская и социологическая мысль. -1992.-№ 2.-с. 108−118.
68. Митина JI.M. Формирование профессионального самосознания педагога // Вопросы психологии. 1990. — № 3. — с. 58−64.
69. Митина Л. М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях. // Вопросы психологии. 1997. — № 4.
70. Михайлов H.H. Потребности как социологическая категория. Челябинск, 1974.
71. Мкртчян Г. М., Чирикова А. Б. Ценностные ориентации и профессиональное становление молодежи // Выбор профессии: мотивы и их реализация. М.: Знание, 1986.-с. 53−60.
72. Модель ИМ., Модель Б .С. К вопросу о самоопределении некоммерческого сектора России // Проблемы общественного развития в зеркале социологии и экономики. Екатеринбург, 2000.-е. 44−46.
73. Моргун В. Ф. Мотивация личности в учебной деятельности. // Мотивация личности. Сборник научных трудов. М., 1982.
74. Моргун В. Ф. Концепция многомерного развития личности и ее приложения // Философская и социологическая мысль. -1992.-№ 2.-с.27−40.
75. Наумова Н. Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения, М.: Наука, 1988.
76. Немировский В. Г. Социология личности. Красноярск, 1989.
77. Нечаев В Я. Социология образования. М., 1992.
78. Нечаев В. Я. Новые подходы в социологии образования. // СОЦИС.- 1999. № 11. -с. 84−90.
79. Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 1990.
80. Орлов А. Б. Проблема мотивации в зарубежных теориях социального научения // Мотивация личности. Сборник научных трудов. М., 1982.
81. Патрушев В. Д., Бессокирная Г. П., Темницкий А. Л. Рабочие на частном предприятии: мотивация, оплата труда и удовлетворенность работой // СОЦИС. 1998. -№ 4. — с. 34−40.
82. Петров C.B. Проблемы занятости в современной России // СОЦИС-1995.-№ 5. с. 68−74.
83. Писарчук В. И., Скляр ЛИ. Социально-демографические факторы, влияющие на выбор профессии // СОЦИС.- 1992. № 10. с. 101−102.
84. Проблемы профессиональной социализации личности: коллективная монография. / Под. ред. Митиной Л. М., Кемерово, 1996.
85. Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение. МоскваВоронеж, 1996.
86. Пряжников Н. С. Проблемы непрестижных профессий в профориентационной игре «Остров» // Школа и производство, 1989. -№ 7. с.3−8.
87. Психологический словарь / Под. ред. Зинченко В. П., Мещерякова Б. Г. М.: Педагогика Пресс, 1997.
88. Рабочая книга социолога./Под. ред. ОсиповаГ.В. М.:Наука 1976.
89. Разумная организация жизни личности: проблема воспитания и саморегуляция./ Сохань A.B. и др. Киев: Наукова думка, 1989.
90. Рогачева Т. В. Профессиональное самоопределение личности как социальная проблема. Автореферат на соискание ученой степени канд. филос. наук. Свердловск, 1991.
91. Роджерс К. Терапия, центрированная на клиенте, 1951.
92. Рубина ЛЯ. Советское студенчество. М., 1979.
93. Рубинштейн С. Л Основы общей психологии. Т. 1−2. М.: Педагогика, 1989.
94. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1976.
95. Рубинштейн С. Л. Человек и мир. М., 1973.
96. Руткевич М. Н. Процессы социальной деградации в российском обществе. // СОЦИС. -1998. № 6. — с. 3−12.
97. Руткевич М. Н. Социальная ориентация выпускников средней школы.// СО-ЦИС.-1994.-№ 12.
98. Ручкин Б. А. Молодежь и становление новой России // СОЦИС. 1998. -№ 6.
99. Рыбцова Л. Л. Жизненные ценности женщин // СОЦИС.- 1997. № 10.
100. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности // Под. ред. Ядова В. А. Л.: Наука, 1979.
101. Сафин В. Ф. Психология самоопределения личности. Свердловск, 1986.
102. Сафин В. Ф., Ников Г. П. Психологический аспект самоопределения личности. // Психологический журнал. 1984. — № 4. — 65−73.
103. Сибирев В. А., Голов&tradeH.A. Штрих к портрету поколения 90-х годов // Социс.-1998.-№ 3.-с. 106−116.
104. Столин В. В. Мотивация и самосознание // Мотивация личности. Сборник научных трудов. М., 1982.
105. Суименко Е. И., Юрчук О. В. Новая парадигма труда в сознании учащейся молодежи // Философская и социологическая мысль. -1992.-№ 7.-163−170.
106. Сурио Э. Эстетические ценности и деятельность // Философская и социологическая мысль. 1992.-№ 4.-с.88−105.
107. Титма М. Х. Выбор профессии как социальная проблема. М.: Мысль, 1975.
108. Титма М. Х Факторы, определяющие выбор профессии // Молодежь и труд. М.: Молодая гвардия, 1970. с.65−79.
109. Титма М. Х. Молодое поколение. М., 1986.
110. Титов О. Н. Жизненная программа в социальном самоопределении студенческой молодежи. Автореферат на соискание ученой степени канд. филос. наук. Екатеринбург, 1995.
111. Томпсон Дж., Пристли Дж. Социология. Москва Львов: Инициатива, 1998.
112. Тугаринов В. П. О ценностях жизни и культуры. JL, 1960.
113. Турен А. Индивидуализм, личность // 50/50. Опыт словаря нового мышления /Под общ. Ред. Афанасьева Ю., Ферро М. М.:Прогресс, 1989.-е. 111−114.
114. Файзуллин Ф. С., Сулейманов H.H., Курлов А. Б. Профессионализация и проблемы совершенствования инженерной подготовки. Москва Уфа, 1990.
115. Филиппов Ф. Р. Высшая школа: социальная ориентация и социальные перемещения молодежи // Высшее образование в жизненных планах молодежи. М, 1975. с. 95−99.
116. Филиппов Ф. Р. От поколения к поколению. М.: Мысль, 1989.
117. Филиппов Ф. Р. Социально-профессиональная ориентация школьников // Выбор профессии: мотивы и их реализация. М.: Знание, 1986. с. 20−26.
118. Филиппов Ф. Р. Социология образования М.: Наука, 1980.
119. Франк C.JI. Душа человека. Опыт введения в философскую психологию. М., 1917.
120. Фромм Э. Человек для себя. Минск, 1992.
121. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. Т. 1,2. М, 1986.
122. Черныш Н. И. Как живешь студент? Некоторые результаты сравнительного социологического исследования проблем высшего образования в Украине и Канаде // Философская и социологическая мысль. -1992.-№ 1.-с.80−83.
123. Чавчавадзе Н. З. Культурп и ценности. Тбилиси, 1984.
124. Чупров В, И. Молодежь в общественном производстве// Социс.-1998.-№ 3.-с.93−105.
125. Шавир П А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. М.: Педагогика, 1981.
126. Шалышкина И. В. Духовные ценности в жизни общества: перспективы философского осмысления // Философская и социологическая мысль. -1992.-№ 5.-163−169.
127. Шанский М. Н. Краткий этимологический словарь русского языка М., 1971.
128. Шварц К С. Роль социальной среды современного капиталистического общества в формировании ценностного отношения молодежи к высшему образованию // Высшее образование в жизненных планах молодежи. М., 1975.
129. Шевандрин Н. И. Социальная психология в образовании. М.: Владос, 1995.
130. Шереги Ф. Э., Харчева В. Г., Сериков В. В. Социология образования: прикладной аспект. М., 1997.
131. Шибутани Т. Социальная психология М.: Прогресс, 1969.
132. Шубкин В. Н., Бабушкина Т. А. Оценка профессии: общее и специфическое // Выбор профессии: мотивы и их реализация. М.: Знание, 1986. с. 27−52.
133. Шубкин В. Н. Трудящаяся молодежь: образование, профессия, мобильность. М., 1986.
134. Шувалова B.C., Шиняева О. В. Проблемы занятости выпускников учебных заведений // СОЦИС. 1999. — № 11.-с. 91−96.
135. Шюц А. Структура повседневного мышления. // СОЦИС. 1982. № 2.
136. Энциклопедический социологический словарь. / Под. ред. Осипова Г. В. М.: Инфра-М-Норма, 1998.
137. Юпитов A.B., Зотов A.A. Исследование ситуации профессионального самоопределения студентов // СОЦИС. 1997. — № 3. — с. 87−90.
138. Ядов В. А. Стратегия социологического исследования. М.: Добросвет, 1998.
139. Adams Y. Е. Counseling and Guidance. A Summary View. N.Y., 1965.
140. Baer D., Roeber E.G. Occupational Information, the Dynamics of its Nature and Use. Chicago, 1964.
141. Bendix R., Upset S.M. Class, Status and Power. N.Y., 1953.
142. Inglehait R. Cultural Shift in Advanced Industrial Societies. Princeton University Press. 1990.
143. Hornby A.S. Oxford Advanced Learner’s Dictionary of Currient English. Vo 12. Russian Language Publishers, MoscowOxford University Press, Oxford, 1992.
144. Marcus H., Nurius P. Possible Selves: The Interface between Motivation and the Self-Concept. // Yardley K., Honess T. (Eds). Self and Identity. Psyhosocial Perspectives. Wiley, 1987.
145. Maslow A. Motivation and Personality. New-YorkHarper and Row, 1954.
146. Parsons T. The Social System. N.Y., 1959.
147. Svalastoga K. Prestige, Class and Mobility. Copenhagen, 1959.