Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Исследовательские методы в социальной работе

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Затем следует основная часть анкеты, которая включает в себя блоки вопросов, содержание которых должно позволять решить поставленные задачи и проверить исследовательские гипотезы. По форме вопросы могут быть закрытыми (с готовыми вариантами ответов), открытыми (без ответов, с отведенными пустыми строчками для заполнения респондентом) и полузакрытыми (после готовых вариантов ответов в них… Читать ещё >

Исследовательские методы в социальной работе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Бакалавр социальной работы должен осуществлять такой вид профессиональной деятельности, как исследовательская. Эта деятельность направлена на изучение особенностей социальной жизни, культуры, благополучия, поведения различных половозрастных, национально-этнических, социально-классовых групп, анализ специфики их социокультурного пространства, социальной инфраструктуры, поиск путей повышения эффективности социальной работы в целом и социальной защиты в частности. Для этого исследовательская работа бакалавра предполагает применение различных способов решения исследовательских задач, всесторонний анализ, структурирование, оценку социальной информации, выделение в ней главного, диагностику, прогнозирование, проектирование и моделирование социальных процессов и явлений в системе социальной защиты населения. Бакалавр должен уметь осуществлять партнерство в деятельности научных коллективов, проводящих исследования по различным направлениям социальной работы, а также самостоятельно определять научную и практическую ценность решаемых задач, составлять практические рекомендации по использованию результатов исследований, готовить презентацию этих результатов в форме отчетов, рефератов, публикаций. В итоге, должно достигаться систематическое использование результатов научных исследований в обеспечении эффективной деятельности социальных работников, профессиональной поддержки благополучия различных слоев населения, их физического, психического и социального здоровья. Для этого бакалавр должен владеть общенаучными и специальными методами исследования в социальной работе.

Кроме того, для профилактики обстоятельств, обусловливающих нуждаемость гражданина в социальном обслуживании, осуществляется обследование условий его жизнедеятельности, определение причин, влияющих на ухудшение этих условий; анализ данных государственной статистической отчетности, проведение (при необходимости) выборочных социологических опросов. Поэтому специалисту социальной работы следует владеть методами наблюдения, анализа документов, анкетирования и другими исследовательскими методами.

Всякое исследование начинается с постановки проблемы. Как правило, исследования предпринимаются для проверки новых гипотез или теорий, потому что прежние не в состоянии объяснить вновь обнаруженные данные. Так возникает проблемная ситуация, которая объективно свидетельствует о возникновении трудности в понимании и объяснении действительности. Эта трудность должна быть разрешена определенным способом для более адекватного объяснения новых фактов.

При постановке проблемы ясно указывают, в чем заключается противоречие между новыми фактами и старыми способами их объяснения, почему эти объяснения являются неадекватными, неполными или недостаточно обоснованными. Только после того, как эта трудность будет ясно осознана и точно сформулирована в виде конкретной цели исследования, начинается разработка проблемы. В каждом случае она определяется с учетом конкретных условий, сложившихся в той или иной отрасли науки, зависит от уровня ее теоретической зрелости, наличия исследовательских наработок, состояния эмпирической и экспериментальной базы, потребностей практики и т. д.

Современная методология использует множество способов и приемов познания. Метод как процедура, состоящая из последовательности определенных операций, применение которых приводит либо к достижению цели, либо приближает к ней, избавляет от действий наугад путем слепого перебора разных возможностей и многочисленных случайных проб и ошибок.

Любое научное исследование опирается на факты, но факты эти настолько многообразны, что без их анализа, классификации и обобщения невозможно не только предвидеть тенденции развития явлений и процессов реальной жизни, но и просто разобраться в них. Во-первых, факты представляют собой отображение объективно существующих явлений и событий; во-вторых, они могут быть правильно интерпретированы и поняты только в рамках теоретического познания.

Эмпирический уровень научного познания связан с непосредственным изучением предметов и явлений действительности путем наблюдения, эксперимента и других способов сбора информации.

Теоретический уровень познания отличается от эмпирического тем, что в нем существенное отделено от несущественного, необходимое от случайного. Теоретический уровень базируется на рациональной (логической) ступени познания. Это предполагает использование абстрактных методов исследования, таких как образование понятий, построение моделей, теорий и др.

Какие теоретические методы познания может применять в своей деятельности бакалавр социальной работы?

Всеобщий метод познания понимается как единство мировоззренческой и методологической позиций субъекта в различных видах деятельности. Сущность этого метода состоит в том, что процесс выявления и осмысления фактов, событий и явлений основывается на отражении в сознании исследователя объективной диалектики социальной действительности. При этом любое явление или событие рассматривается в состоянии своего становления и развития, что исключает субъективность в подборе и толковании фактов, предвзятость и односторонность.

Метод научной абстракции состоит в отвлечении в процессе познания от внешних сторон и вычленении глубинной сущности проблемы.

Метод анализа позволяет изучаемое явление, процесс мысленно разделить на составные части и исследовать каждую отдельно. Результаты анализа рассматривают целостно и путем синтеза воссоздают единую картину социального явления или процесса.

С помощью индукции обеспечивается переход от изучения единичных фактов к общим положениям и выводам. Дедукция позволяет переходить от наиболее общих выводов к относительно частным.

Исторический метод не только дает возможность выявлять закономерности возникновения, становления и развития явлений в контексте исторического времени, но и помогает, разложив проблему на составляющие, определить их последовательность, приоритетность.

К другим общенаучным теоретическим методам, применимым в процессе исследовательской деятельности специалиста социальной работы, относятся методы восхождения от простого к сложному, единства общего и особенного, единства качественного и количественного анализа.

Поскольку эмпирические и теоретические исследования представляют собой разные уровни единого, целостного процесса научного познания, постольку они не могут противопоставляться друг другу, а должны осуществляться во взаимосвязи.

Неслучайно широко применяемое в социальной работе социологическое исследование представляет собой процесс, в котором в единстве представлены теоретико-методологические и эмпирические уровни познания социальной действительности.

Первый этап социологического исследования начинается с разработки его теоретической концепции. Главной задачей при этом является выработка теоретико-методологических представлений об объекте и предмете анализа (т.е. об обществе и его проблемах, о социальной группе, личности, о социальном процессе, явлении и т. п.). На основе теории вырабатываются основные понятия, описывающие существенные характеристики и взаимодействия объекта и предмета исследования.

Первый этап заканчивается разработкой инструментария (например, анкеты), который позволяет собрать интересующий исследователя эмпирический материал.

Второй этап социологического исследования — это объединение и использование полученных эмпирических данных для построения новой теории либо, что обычно требуется в социальной работе, для подготовки научного отчета и принятия организационных, научно обоснованных решений исследованной проблемы.

Схема проведения исследования включает в себя:

  • 1) разработку программы, рабочего плана и вспомогательных документов;
  • 2) сбор эмпирических данных (так называемый полевой этап);
  • 3) обработку и анализ полученной эмпирической информации.

Программа исследования является документом, дающим теоретическое обоснование методологическим подходам, методике и технике изучения объекта и предмета анализа.

Методологический раздел программы начинается с формулировки проблемы исследования, определения объекта и предмета исследования. Результатом анализа проблемной ситуации является формулировка темы исследования, которая содержит в себе указания на его объект и предмет.

Предметная область конкретного исследования должна иметь ограничения в пространстве и времени.

Следующий методологический раздел программы исследования — определение его цели и задач.

Далее следует интерпретация основных понятий, представленных в проблемной ситуации и предметной области исследования. В ходе интерпретации следует выделить все встречающиеся в теоретической части программы понятия, дать им четкое определение на основе научной, справочной литературы.

Процедура дальнейшего преобразования понятий в исследовательский инструмент (например, в вопрос анкеты) называется операционализацией. Перевести язык науки в вопросы, обращенные к простым людям, — процедура сложная, требующая многосторонних знаний, поскольку существуют большие различия в научных терминах и обыденном языке. Подчас опрашиваемый даже не знает значения того или иного понятия. Поэтому операционализация — один из самых ответственных этапов в разработке теоретико-методологических основ эмпирического исследования.

Основным правилом использования понятий является стабильность их интерпретации на всех этапах исследования. Так как в нем могут участвовать множество людей, а иногда и несколько организаций, необходимо, чтобы все участники одинаково интерпретировали понятия и не вкладывали в них свои собственные трактовки. Иначе возможны серьезные искажения в получаемой информации, и даже неэффективность исследования в целом.

Чрезвычайно важно определение генеральной совокупности, на основе которой формируется выборочная совокупность людей, подлежащих изучению. Генеральная совокупность есть совокупность всех мысленно возможных интересующих исследователя объектов. Выборочная совокупность (выборка) — совокупность результатов ограниченного ряда наблюдений генеральной совокупности. Выборка должна быть репрезентативной, т. е. адекватно отражать свойства и пропорции генеральной совокупности.

После уточнения понятий и выборочной совокупности можно переходить к следующему этапу программы — разработке гипотез исследования. Гипотеза — это обоснованное научное предположение о непосредственно не наблюдаемых связях, отношениях, причинах и т. д., приводящих к тем или иным явлениям. В результате исследования гипотезу надо аргументировано, доказательно подтвердить либо опровергнуть.

Глубина гипотез определяется типом исследования (разведывательное, описательное, аналитическое).

Окончание процесса формулировки гипотез дает возможность разработки инструментария. Параллельно с инструментарием разрабатывается рабочий план исследования и другие вспомогательные документы, в том числе инструкции по проведению полевого этапа.

Какие же эмпирические методы может использовать в своем исследовании бакалавр социальной работы?

Наблюдение — один из общенаучных методов исследования, заключающийся в сборе первичной информации путем регистрации событий и условий, в которых они произошли.

В отличие от обыденных случайных наблюдений научное наблюдение носит целенаправленный, систематический, организованный характер. Исследователь сознательно, руководствуясь определенной гипотезой или задачей, выбирает и оценивает события. Результаты наблюдения предполагают их определенную теоретическую интерпретацию.

Выделяют следующие виды наблюдения.

Формализованное наблюдение проводится по заранее строго намеченному плану, его результаты фиксируются в документе (например, составляется акт материальнобытового обследования условий проживания клиента, на основании которого принимаются решения об оказании помощи либо отказе в ней). Неформализованное наблюдение, как правило, заранее строго не планируется, увиденное фиксируется «как есть», в свободной форме. Тем не менее, при этом наблюдение подчинено определенной цели, служит проверке гипотез.

Включенное наблюдение осуществляется, когда исследователь непосредственно участвует в наблюдаемых событиях, работает в коллективе, который изучает, и т. д. При невключением наблюдении исследователь не вмешивается в наблюдаемые процессы, события. Включенное наблюдение позволяет глубже понять исследуемое явление, однако при этом отсутствует «взгляд со стороны», при невключенном наблюдении складывается противоположная ситуация.

Включенное наблюдение бывает открытым или скрытым. Во время открытого наблюдения люди знают, что их поведение исследуют. Иногда это приводит к тому, что они ведут себя неестественно, пытаются изменить свое поведение, что-то скрыть или приукрасить и т. д. Скрытое наблюдение, в ходе которого люди не знают о том, что за ними наблюдают, лишено этого недостатка, однако может повлечь этические или даже правовые проблемы (если людям, за которыми наблюдают, станет известно о скрытом наблюдении).

Наблюдения, проводимые в естественной среде, называются полевыми. Если наблюдение осуществляется в специально созданных условиях, его называют лабораторный.

Наблюдения также подразделяются на визуальные и инструментальные (с использованием видеокамеры, фотоаппарата и т. п.).

Снизить искажения, возникающие в процессе наблюдения, позволяют такие приемы, как контроль над наблюдением, повторное наблюдение, исключение из записи исследователя оценочных терминов, комплексное наблюдение с использованием различных его видов, сопоставление данных наблюдения с информацией, полученной другими методами.

Еще одним общенаучным методом исследования является эксперимент. Если наблюдение происходит в условиях, которыми исследователь не может распоряжаться, то при эксперименте он в определенной мере в состоянии вмешиваться в ход процессов для получения более надежных результатов. При эксперименте исследователь может изолироваться от несущественных факторов изучаемых явлений, либо изменить условия, при которых они происходят. Это превращает эксперимент в весьма эффективный исследовательский метод.

Планирование и проведение эксперимента, интерпретация и оценка его результатов в большой степени зависят от теоретических предпосылок.

Выделяют такие виды эксперимента, как мысленный (модельный), являющийся основным при моделировании социальных процессов на ЭВМ, и натурный, в котором участвуют люди. Натурные эксперименты подразделяются на лабораторные (проводимые в специально созданных условиях) и полевые (осуществляемый в естественной для испытуемых среде).

Проведение экспериментов в социальной работе требует тщательной подготовки, поскольку сам эксперимент и его результаты непосредственно отражаются на судьбах людей.

Одним из наиболее объективных методов исследования в социальной работе является анализ документов — источников, содержащих информацию об общественной жизни, о социальных объектах (индивидах, организациях и др.). Объективность метода заключается прежде всего в том, что документы создаются не ради целей того или иного исследователя, а существуют независимо от его намерения провести научные изыскания с привлечением документов.

Анализируемые документы могут быть официальными (документы государственной или ведомственной статистики, отчет учреждения и т. д.) и неофициальными (частные письма, дневники и т. п.). Документы также подразделяются на личные (паспорт, письмо к другу и др.) и безличные (статистические данные организации и т. п.). По форме фиксации выделяют письменные документы (в виде текста), статистические (выраженные в цифровой форме), иконографические (кино-, фотодокументы), фонетические (аудиозаписи).

Способы анализа документов — традиционный качественный анализ (толкование содержания документа исследователем) и формализованный количественный метод анализа документов (контент-анализ). Слабостью традиционного анализа является некоторый субъективизм исследователя при толковании содержания документа. При контент-анализе документов или материалов средств массовой информации подсчитывается, как отражены в информационном массиве (тексте, аудиозаписи и пр.) смысловые единицы (например, социальная принадлежность персонажей текста, качества личности, порядок перечисления общественных событий, позитивная или негативная оценка людьми социальных явлений и т. д.).

Весьма удобным и информативным, а потому широко распространенным является такой метод исследования, как социологический опрос.

Выделяют следующие разновидности опроса: анкетирование, интервьюирование, опрос экспертов — специалистов по изучаемой проблеме (осуществляемый в форме анкетирования или интервьюирования).

Анкетирование — опрос, проводимый при помощи анкеты, которую опрашиваемый (респондент) заполняет самостоятельно. Анкетирование можно провести как в индивидуальной, так и в групповой форме, раздав анкеты группе респондентов, что значительно сокращает сроки проведения опроса, повышает оперативность получения данных.

Созданию анкеты предшествует длительный этап разработки программы исследования, так как с помощью вопросов анкеты надо решить задачи и проверить гипотезы исследования.

Огромное значение имеет корректность вопросов. Они не должны задевать престиж опрашиваемого, касаться давно минувших, незначительных событий, которые человек плохо помнит, затрагивать интимные стороны его жизни, задевая честь и достоинство респондента, выставлять его в невыгодном свете перед исследователем. Если невозможно задать интересующий исследователя вопрос в прямой форме, можно обратиться в косвенной, например: «Есть люди, которые поступают так-то, вы одобряете их поведение?» .

Есть определенные правила составления анкет и проведения анкетирования.

Любая анкета должна начинаться с вводной части — обращения к респонденту. В нем кратко описывается цель исследования, называется организация, проводящая опрос, указывается характер использования результатов, способ заполнения анкеты. Если это не анкета для экспертов, то, как правило, она анонимна, поэтому в обращении лучше сразу упомянуть о том, что фамилию и имя указывать не нужно. Это повысит откровенность ответов.

Затем следует основная часть анкеты, которая включает в себя блоки вопросов, содержание которых должно позволять решить поставленные задачи и проверить исследовательские гипотезы. По форме вопросы могут быть закрытыми (с готовыми вариантами ответов), открытыми (без ответов, с отведенными пустыми строчками для заполнения респондентом) и полузакрытыми (после готовых вариантов ответов в них оставлено место для указания собственного мнения респондента). Рекомендуется начинать анкету с простых вопросов, направленных на то, чтобы заинтересовать опрашиваемого, расположить его к заполнению анкеты. Наиболее сложные вопросы следует помещать в середине анкеты, чередуя их с более простыми. Завершая основную часть анкеты, следует снова излагать более легкие вопросы.

Не стоит забывать о том, что респонденты могут чего-либо не знать, не помнить, поэтому в закрытых вопросах надо предусмотреть варианты ответов «не знаю», «затрудняюсь ответить», «сложно сказать» .

Завершает анкету социально-демографический блок вопросов, посвященных полу, возрасту, семейному положению, социальному статусу, месту жительства лица и т. п. (так называемая паспортичка). Необходимо тщательно следить за полнотой ответов на эти вопросы, иначе анкета подлежит выбраковке при обработке.

Как правило, на заполнение хорошо разработанной анкеты респонденту не должно требоваться более 30 мин. В дальнейшем, как правило, наступает психологический порог утомляемости и внимание к анкете снижается.

Качество анкеты (как, впрочем, и любого инструментария) обычно проверяют с помощью пилотажного (пробного) исследования, проводимого на небольшой группе людей, а также связанного с консультациями экспертов — специалистов, имеющих опыт проведения исследований, хорошо разбирающихся в изучаемой проблеме.

Интервьюирование — еще одна разновидность опроса. В отличие от анкетирования, интервьюер сам задает вопросы и фиксирует ответы респондентов. В групповой форме интервью, как правило, не проводят, и это увеличивает сроки опроса. Однако при интервью не требуется тиражировать анкеты, что позволяет снизить затраты. Тем не менее подготовка интервьюеров требует более глубокого подхода. Субъективное влияние интервьюера на респондентов выше, чем у анкетера. Если интервью не формализованное (когда интервьюер зачитывает вопросы, ответы и фиксирует мнение опрашиваемого на специальном бланке интервью), а протекает в более свободной форме (подчас в виде беседы), то можно получить развернутую информацию, уточнить те или иные взгляды респондента и другими способами выявить дополнительные сведения об объекте и предмете исследования.

В социальной работе очень полезным может быть глубинное интервью — непринужденная беседа респондента и интервьюера, который выступает в данной ситуации как профессиональный исследователь, имитирующий роль равноправного собеседника, но преследующий научно обоснованные цели и задачи.

Рассмотрим виды глубинных интервью.

Нарративное интервью (англ. narrative — рассказ, повествование) представляет собой свободное повествование о жизни рассказчика без всякого вмешательства со стороны интервьюера. Предполагается, что в ходе такого интервью в памяти респондента всплывают в первую очередь те эпизоды и моменты, которые представляют для него наибольшую субъективную значимость. После нарративного интервью возможно пополнение необходимой информации путем постановки дополнительных вопросов.

Полу структурированное интервью проводится по предварительно составленному общему плану с перечислением тематических блоков, представляющих исследовательский интерес, а также с выделением аспектов, относительно которых нужна более детальная информация. Формулировка вопросов — открытая; оформление ответов на них проходит во время взятия интервью. Важно, чтобы вопросы интервьюера органически вписывались в свободный ход беседы в виде уточнений. Если этого сделать не удается, лучше не прерывать собеседника, а задать интересующие вопросы в конце разговора.

Биографическое интервью является разновидностью полуструктурированного. В нем тематические блоки соответствуют последовательности жизненных циклов индивида: «детство», «юность», «учеба», «женитьба», «дети» и т. д. Интервьюер только направляет разговор на определенную тему и умело подводит разговор к следующему блоку, когда, на его взгляд, рассказ о том или ином периоде жизни исчерпан.

Лейтмотивное интервью, напротив, ориентирует разговор на отслеживание динамики одного и того же аспекта жизнедеятельности индивида на протяжении его биографического пути. Например, если исследователя интересуют отношения между родителями и детьми на разных стадиях развития семьи, то в процессе беседы при переходе к каждому следующему периоду жизненной истории, интервьюер будет иметь в виду именно этот аспект и задавать соответствующие вопросы.

Фокусированное интервью направлено на то, чтобы узнать как можно больше только об одной жизненной ситуации. Исходя из этого, вопросы интервьюера направлены на углубление в определенную тему.

Диалоговое интервью отличается от нарративного и полуструктурированного, но форме отношений интервьюер — респондент. Если задачей предыдущих видов интервью является внимательное выслушивание собеседника при минимуме комментариев интервьюера, то в данном случае и исследователь, и участник занимают одинаково активную позицию. Мнения исследователя, иногда не совпадающие с высказываниями опрашиваемого, могут заставить последнего уточнить свою позицию или изменить ее под влиянием состоявшегося диалога.

Перечисленные виды глубинного интервью, а также включенного наблюдения и анализа личных документов используются как качественные методы исследования. Эти методы находят широкое применение в социальных науках и используются преимущественно для изучения индивидуального, субъективного аспекта социальной практики — реального опыта поведения конкретных людей в конкретных обстоятельствах. Но через анализ индивидуального аспекта исследуются более широкие социальные проблемы (например, при изучении индивидуального опыта преодоления инвалидности, наркомании и т. п. изучается то, как эти проблемы отражаются на более широком круге людей).

В исследованиях количественные и качественные методы часто сочетают. При комбинированном использовании качественное исследование обычно является частью более крупного проекта и проводится одним исследователем или небольшой группой.

По тактикам проведения различают такие разновидности качественных методов, как изучение случая (case study), история жизни (биографический метод), история семьи (на протяжении нескольких поколений) и др. Выводы и результаты подобных исследований чаще всего носят локальный прикладной характер и направлены на выработку конкретных практических советов.

Результаты количественного исследования обрабатываются, как правило, на ЭВМ, с помощью специальных программ (например, с помощью пакета SPSS — одной из самых распространенных систем статистической обработки социальных данных). Используются такие методы, как построение и анализ одномерных и двухмерных частотных таблиц; анализ взаимосвязи качественных и количественных переменных; построение моделей регрессии; поиск латентных переменных; получение многомерных группировок с помощью кластерного анализа.

Полученные данные исследования требуют интерпретации, заключающейся в превращении социологической информации не просто в числовые показатели, а в конкретные характеристики объекта исследования. Именно задачи исследования позволяют аргументировать и конкретизировать полученную информацию. В эти данные необходимо внести содержательный смысл, соотнести их с изучаемой проблемой.

Большое значение имеет проверка выдвинутых гипотез. В пилотажном исследовании гипотеза проверяется соотношением с полученной цифровой величиной. В описательном исследовании, которое дает представление о состоянии изучаемой проблемы, приходится полагаться на знания и научный опыт исследователя, его способность найти весомые аргументы в подтверждение выдвинутых им объяснений. Для дополнительной аргументации можно использовать информацию, полученную другими исследователями данной проблемы, опереться на мнения экспертов.

Причины тех или иных явлений и процессов обнаруживает аналитическое исследование. Доказательство гипотез в аналитическом исследовании основывается на анализе взаимосвязей между характеристиками объекта исследования и причинами (количественными и качественными), которые стимулируют изменение его состояния. В результате такого анализа определяется, какие причины существенно влияют на это изменение, какие — не существенно, какие — не влияют вовсе (хотя при разработке гипотез они рассматривались иначе).

При решении конкретных задач исследователь вправе выбрать наиболее адекватный метод, определить и обосновать модель объяснения полученных данных, проанализировать (и преодолеть) ее ограничения, проанализировать математико-статистический смысл полученных результатов, представить их в табличной или графической форме. В конечном итоге, специалист должен предложить соответствующую теоретическую интерпретацию полученных эмпирических данных, разработать научно обоснованные практические рекомендации по решению исследованной социальной проблемы.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой