Ислам в поликультурном Северо-Кавказском регионе: социологический аспект
Диссертация
Раскрыть сущность и особенности влияния мировых религий на духовно-религиозный фактор в мусульманском обществе, а также его связи с нынешними теоретическими взглядамидоказать специфику шариата как основного закона жизни мусульман на различных этапах развития мусульманского обществарассмотреть влияние доисламских верований в социальной жизни мусульманского обществадоказать, что ислам является… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Научно-теоретическое обоснование происхождения и социальной сущности ислама и шариата
- 1. 1. Концепции возникновения pi распространения ислама
- 1. 2. Шариат как основной законодательный регулятор жизни мусульманской общины
- 1. 3. Доисламские верования в сознании и поведении мусульман
- Глава 2. Эволюция ислама в условиях секуляризации общественной жизни Северного Кавказа
- 2. 1. Социально-нравственные идеалы ислама в современной практике мусульман Северного Кавказа
- 2. 2. Ислам как действенное средство регулирования политической активности масс, обеспечения социальной справедливости в обществе
- 2. 3. Религиозный экстремизм и его проявления в условиях поликультурного Северного Кавказа
Список литературы
- Абдулазис Сахедина. Свобода совести и религии в Коране / инст. Св. апост. Андрея. 2001. 268 с.
- Абдулатипов Р.Г. Судьбы ислама в России. М., 2002. — 326 с.
- Абу Амина Биляль Филипс. Эволюция Фикха (Исламский закон и Мазхабы). Уфа, 2001. — 224 с.
- Авксентьев А. Коран, шариат и адаты. Ставрополь, 1966. — 144 с.
- Аклиев А. Что такое шариат? // Наука и религия. 1968. № 6. — С.17−23.
- Алексеев А. О новой конституции Ирана. //Советское государство и права. 1980. № 6.- 12−18.
- Али Хасан ал Харбутли. Ал Имам ва — л — хилафа (Ислам и халифат) — Бейрут. 1969. — 374 с.
- Алжирская народная Демократическая Республика. Конституция и законодательные акты. М., 1983. — 186 с.
- Ансель М. Методологическое проблемы сравнительного права. -Очерки сравнительного права. Сб. ст., М., 1981.- 278 с.
- Арабский аноним XI в. /Издания текста, перевод, введение в изучение памятника и комментарии Грязневича П. А. М., 1960. — 136 с.
- Арухов З.С. Экстремизм в современном исламе. Махачкала, 1999. —142 с.
- Асадов А.И. Об источниках мусульманского права. Ученые записки Азербайджанского им. С. М. Кирова. // Серия юридических наук. № 2. — Баку, 1968.- С.25−31.
- Ахмад Сувайлам ал-Амри. Основы сравнительных политических институтов. Пер. с араб. М., 1979. 224 с.
- Ацамба Ф.М., Надирадзе Л. И. Развитие феодализма в арабском халифате. Историография стран Востока. — М., 1977.-178 с.
- Ацамба Ф.М., Кириллина С. А. Религия и власть: ислам в Османском Египте (XVIII первая четверть XIX в.). М., 1996.-246 с.
- Бартольд В.В. Ислам после пророка. Сочинения. Т.6. — М., 1966.
- Бартольд В.В. Теократическая идея и светская. Собр. Соч. Т.6. Власть в мусульманском государстве. 472 с.
- Бартольд В.В. Халиф Омар II и противоречивые известия о его личности X в., Т.6. 1922. — 342 с.
- Баноев А.С. Проблемы веры и знания в арабской философии. М., 2001. — 211 с.
- Бгажноков Б.Х. Адыгейская этика. Нальчик. 1999. — 152 с.
- Белла Р. Основные этапы эволюции религии в истории общества // Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии. М.: Аспект Пресс, 1996. — 534 с.
- Беляеев Е.А. Арабы, Ислам и арабский халифат в раннем средневековье. М.: Наука, 1965. — 84 с.
- Бюкай М. Библия, Коран и наука. К.: «Ансар Фаундейшн», 2001. -352 с.
- Боголюбов А.С. К вопросу о рационалистическом принципе ар -ра'й в ранемусульманской правовой науке. Арабские страны. История, экономика. — М., 1974. — 78 с.
- Васильев Л. Ислам: направления, течения, секты. Оппозиционный ислам. Сунниты // Азия, Африка сегодня. 1980. № 1. -С.121−136.
- Васильев JI.С. Ислам как религиозная доктрина. // Азия и Африка сегодня. 1977. № 7. С. 78.
- Васильев Л. Ислам: направления, течения, секты. Оппозиционный ислам. Шииты // Азия, Африка сегодня. 1980.№ 2. -G.85.
- Васильев А. Некоторые особенности социально-политической структуры Саудовской Аравии. // Народы Азии и Африки. 1980. № 5.-С.32−36.
- Васильев А. Саудовская Аравия между архаизмом и современностью. // Азия и Африка сегодня. 1980. № 8. С.43−47.
- Васильев A.M. История Саудовской Аравии (1745−1973). М., 1982. — 612 с.
- Васильев Л.С. История религии Востока (религиозно-культурные традиции и общества). М., 1983. — 368 с.
- Галиулин Р., Понгаев Р. Основы ислама. СПб, 1998. — 258 с.
- Георгиев А. Ислам и проблема развития государственно-политических систем в Мусульманском мире. //Советское государство и право. 1982. № 11. С. 78.
- Георгиев А.Г., Озолинг В. В., Нефтяные монархии Аравии. Проблемы развития. М., 1983. — 164 с.
- Гольдцигер И. Лекция об исламе пер. с нем. А. Н. Черновой -СПб., 1912. 256 с.
- Грюнебаум Густав Эдмунд фон: Классический ислам: Очерк истории, 600−1258. М.: Наука, 1986.- 216 с.
- Грязневич П.А. К вопросу о праве на верховную власть в мусульманской общине в раннем исламе. М., 1984. — 162 с.
- Грязневич П.А. Формирование арабской народности раннего средневековья. В кн. Ислам. Религия, общество, государство. — М., 1984. 352 с.
- Губжоков М. Религиозное сознание адыгов // Религиозные верования адыгов. Хрестоматия исследований. Майкоп. 2000. С. 545 561.
- Давид Р. Основные правовые системы современности (Сравнительное право). М., 1967. — 496 с.
- Демин А.И. Современная иранская деревня. М., 1977. — 354 с.
- Дешаль Г. Д. Ориентация Ислам или назад в будущее. // Человек. 1999. № 3. — С. 69−77.
- Донцов В.Е. «Исламский фактор» в международных отношениях // Дипломатический вестник. 1997. № 1. С.56−68.
- Духовенство и политическая жизнь на Ближнем и Среднем Востоке в период феодализма / Материалы чтений. 1982. М.: Наука, 1985.- 352 с.
- Евгеньев Д. Ашура традиционная декада шиитов // Азия, Африка сегодня. 1989. № 9. — С.42−56.
- Еремеев Д. Коран как историко-этнографический источник. // Азия, Африка сегодня. 1984 № 12. -С.24−37.
- Еремеев Д. Ислам идеология многоукладного общества. // Азия и Африка сегодня. 1984. № 7. — С.37−43.
- Жданов Н.В. Исламская концепция миропорядка. М., 2004. — 196 с.
- Журавский А.В. Христианство и ислам. Социокультурные проблемы диалога. М., 1990. — 218 с.
- Захарчук JI.M. Влияние религиозного фактора на усиление политического конфликта на Северном Кавказе. //Северный Кавказ в условиях глобализации. Тезисы Всероссийской научно-практической конференции. -Майкоп. 2001. С. 224−227.
- Ибн ал Хасан Али ибн Мухаммад ибн Хабиб ал — Басри ал Багдади ал — Маварди. Властные нормы и управление религиозными делами. Пер. с араб. — М., 1977. — 432 с.
- Иванов Н.А. О некоторых социально-экономических аспектах традиционного ислама (на примере арабо-османского общества). / Ислам в странах Ближнего и Среднего Востока. Сб. ст. М., 1982. -276 с.
- Игнатенко А.А. Выбор мусульман России. // Независимая газета. 1999. 3 сентября.
- Иманаев Ш. А. Мусульманский гражданский юридический строй как продукт общественности. Казань, 1926.- 228 с.
- Ионова А.И. Ислам в Юго-восточной Азии: проблемы современной идейной эволюции. М., 1981. — 294 с.
- Интериано Д. Быт и страна зихов, именуемых черкесами. Достопримечательное повествование // Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII XIX вв. Нальчик, 1978. — 168 с.
- Ислам в истории народов Востока. М., 1981.- 374 с.
- Ислам и современность: сб. науч. тр. JL, 1985.- 268 с.
- Ислам. Проблемы идеологии, права, политики и экономики. М.: Наука, 1985.- 366 с.
- Ислам: историографические очерки (АНССР, Ин-т Востоковедения- под общ. ред. С. М. Прозорова. М.: Наука, 1991.- 98 с.
- Ислам и исламская культура в Дагестане. М., 2001. — 182 с.
- Ислам с первого взгляда. К.: «Ансар Фаундейшн», 2001. — 28 с.
- История народов Северного Кавказа (конец XVIII в.- 1917 г.). М., 1988. 294 с.66- Каминский С. А. Институт монархии в странах Арабского Востока. М., 1981.- 318 с.
- Капустин Б.Г. Основные направления исторической эволюции социальных исламских учений (теоретическая постановка вопроса). / Ислам. Проблемы идеологии, права, политики и экономики. М., 1985.- 258 с.
- Керимов Г. М. Шариат. Закон жизни мусульман. М.: Леном, 1999.-216 с.
- Климович Л.И. Ислам. М.: Наука, 1965.- 334 с.
- Климович Л.И. Коран и его догматы. М.: Наука, 1958.-326 с.
- Конституция Исламской республики Иран. Тегеран, 1979.
- Коран перевод И. Ю. Крачковского. М., 1990 г.
- Коркмазов А.Ю. Этнический фактор в политической жизни Северного Кавказа. М., 2002. — 258 с.
- Коровин А.В. Исламский экстремизм в арабских странах. М., 1990. -258 с.
- Кремер А. Мусульманское право. Ташкент, 1888. -543 с.
- Кузнецова К.А. Политическое и социально-политическое положение Ирана в конце XVIII первой половине XIX в. — очерки новой истории Ирана. -М., 1978.- 294 с.
- Лапшов Б., Халевинский И. Становление раннего ислама. // Вопросы истории 1982. № 11. С. 25−29.
- Левада Ю.А. Социальная природа религии. М., 1965. — 426 с.
- Левин З.И. Ислам в Арабских странах: неотрадиционализм и возрожденчество (2-я половина XX в.). Зарубежный Восток: религиозные традиции и современность. — М., 1983. — 258 с.
- Лукоянов А.К. Шиитская концепция государства / Ислам в современной политике стран Востока (70−80-е гг.). М., 1986.
- Мавлютов P.P. Ислам. М., 1969. — 192 с.
- Магомедова М.З. Исламский образ жизни в сложном этноконфессиональном регионе // Этноконфессиональные отношения на Северном Кавказе: единство и противоречия: Тезисы докладов научно-практической конференции. -Махачкала, 2002. С. 23−27.
- Макдиси Д.Ж. Суннитское возрождение. Мусульманский мир. 950−1150, — М., 1981.
- Максуд Р. Ислам / пер. В. Новикова/ М.: ФАИР — ПРЕСС, 2000. 8 6. Малашенко А. В. Исламское возрождение в современной России. — М., 1998.
- Малашенко А.В. Ислам в России: Заметки политолога. //. Свободная мысль XXI. 1999. № 10.
- Малышева Д. Феномен постсоветского ислама в восприятии российских востоковедов // Мировая экономика и международные отношения. 2000. № 9.
- Массэ А. Ислам. Очерк истории. М.: Наука, 1982. — 294 с.
- Мащенко Ю. Ислам в современном мире // Юридическая газета. 2000. № 8.
- Медведка Л.И., Германович А. В. Именем Аллаха.: Политизация ислама и исламизация политики. М.: Политиздат, 1988.
- Мейер М.С. О соотношении светской и духовной власти в политической системе Османской империи. // Народы Азии и Африки. 1979. № 3.-С.35−59.
- Мец А. Мусульманский Ренессанс. 2-е издание. М., 1973 .- 589 с.
- Муромцев Г. И. Конституции Арабских государств. М., 1982. -326 с.
- Муромцев Г. И. Правовой статус личности в арабских странах. // Советское государство и право. 1983. № 12.
- Мусульманские страны. Религия и политика (70−80-е гг.) сб. ст. АНССР, Ин-т, Востоковедения (отв. Ред. Малошенко, Й. Музикарж). -М.: Наука, 1991. 192 с.
- Мусульманское право (структура и основные институты). М., 1984. — 284 с.
- Мухаммад Дййа’ад Дин ар — Райи’ис. Ан — Назарийат ас -сийасийа ал — исламийа. (Мусульманские политические теории). -Каир. 1960. -432 с.
- Мухаммад Камил Лайла. Политические институты (государство и правительство). Пер. с араб. М., 1973. — 329 с.
- Народная Демократическая Республика Йемен. Конституция и законодательные акты. М., 1989. — 217 с.
- Наубахти ал Хасан ибн Муса. Шиитские секты. Пер. с араб., исслед. и коммент. С. М. Прозорова. — М., 1973. — 254 с.
- Национальная Хартия Алжирской Народной Демократической Республики. М., 1979. Демократическая Республика Афганистан. Справочник. — М., 1981. — 567 с.
- Неновски Н. Преемственность в праве. М., 1977. — 172 с.
- Новосельцев А.П., Памуто В. Г., Черепкин JI.B. Пути развития феодализма. М., 1972. -264 с.
- Оганян Р.Э. «Новый» терроризм: насилие и жестокость //Антитеррор. 2004, № 2. G. 18−24.
- Ожиганов Э.К. Легитимность политических режимов как фактор их внутренней и внешней политики: пример Пакистана. Взаимосвязь и взаимодействие внутренней и внешней политики. — М., 1982. — 258 с.
- Онан Э.С. Ислам и конституционное строительство в странах Востока. Мусульманское право (структура и основные институты). -М., 1984. — 294 с.
- Основные принципы Демократической Республики Афганистан. Демократическая Республика Афганистан. Справочник. М., 1981.
- Очерки истории Адыгеи. Т.1. Майкоп, 1957.
- Петрушевский И.П. Ислам в Иране в VII—XV вв.еках. Л., 1966. -326 с:
- Пигулевская Н.В., Якубовский А. Ю., Петрушевский И. П., Строева Л. В., Белянский Л. М. История Ирана с древнейших времен до конца XVIII в. Л., 1958. — 257 с.
- Пиотровский М.Б. Ислам дело тонкое. // Поиск 2000. № 39.
- Пиотровский М.Б. Мухаммад, пророки, лжепророки, кахины. -Ислам в истории народов Востока. Сб. ст. М., 1981. — 354 с.
- Пиотровский М.Б. Пророческое движение в Аравии VII в. /В кн. Ислам. Религия, общество, государство. — М., 1984. — 294 с.
- Пологнская Л.Р. Современные суннитские концепции исламского государства / Ислам в современной политике стран Востока (конец 70-х начало 80-х гг. XX в.). М., 1984.
- Пиотровский М.Б. Светское и духовное в теории и практике средневекового ислама. / Ислам: Религия, общество, государство. Сб. ст. М.: Наука, 1974. — 232 с.
- Полозин B.C. Миф. Религия. Государство: исследования политической мифологии (2-е изд.). М., Ладомир, 1999.- 287 с.
- Почта Ю.М. Ислам и общество. М., 1981.-258 с.
- Прозоров С.М. Шиитская (имамитская) доктрина верховной власти. М., 1984. — 294 с.
- Пруссакова Н.Г. мусульманские меньшинства в политической жизни стран Востока: Очерки. М.: Наука, 1990.
- Путилин Б. Страшный феномен современности. Терроризм как орудие завоевания мирового господства // Независимое военное обозрение. 2002. — № 40.
- Резван Е.А. Коран и доисламская культура. М., 1985.
- Религия. История и современность. / Под ред. Ш. М. Мунчаева. М.: ЮНИТИ, 1998. -286 с.
- Роузенталф Торжество знания. Концепция знания в средневековой мусульманской культуре. М., 1978: — 387 с.
- Садагдар М.И. Основы мусульманского права. М.1968. — 597 с.
- Саидбаев Т.С. Ислам и общество: опыт историко-социологического исследования 2-е изд. доп. М.: Наука, 1984.- 175 с.
- Скляров Л.Е. Становление новых органов власти в Иране (19 781 981) Иран. История и современность. Сб. ст. М., 1983.
- Социально-политические представления в исламе: История и современность. Сб- ст. М-: Наука, 1987. — 255 с.
- Степанянц М.Т. Мусульманские концепции философии и политики XIX—XX вв.. М.: Наука, 1982. — 365 с.
- Суслова Е.С. Современная этноконфессиональная ситуация на Северном Кавказе // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. Информационно-аналитический бюллетень. -М.: РАГС, 1999. № 1 (18).
- Сюкияйнен JI.Р. Концепция мусульманской формы правления и современное государствоведение в странах арабского востока. Сб. статей. М.: Наука, 1985. -432 с.
- Сюкияйнен Л.Р. Концепция халифата и современное государственно-правовое развитие зарубежного востока. / Ислам. Проблемы идеологии, права, политики и экономики. М.: Наука, 1985.
- Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право. М.: Наука, 1986.- 475 с.
- Сюкияйнен Л.Р. Теория мусульманского государства и современность // Советское государство и право. 1983. № 9. С. 54−65.
- Сюкияйнен Л-Р. Шариат и мусульманско-правовая культура. М., 1997.- 486 с.
- Токарев С.А. Ранние формы религии и их развитие. М., 1964. -387 с.
- Токарев С.А. Религия в истории народов мира. М., — 472 с.
- Торнау Н.Е. Изложение начал мусульманского законоведения. -СПб, 1850.- 687 с.
- Торнау Н.Е. Особенности мусульманского права. Дрезден, 1880. — 540 с.
- Фан ден Берг JI. B.C. Основные начала мусульманского права согласно учению имамов Абу Ханифы и Шафии. СПб, 1982. — 321 с.
- Хайдарова М.С. Основные направления и школы мусульманского права (сб. ст.). М., 1984. — 243 с.
- Хайдарова М.С. Формирование и развитие мусульманского права в Арабском халифате VII—XIII вв.. Историко-правовые исследования: проблемы и перспективы. — М., 1982. — 294 с.
- Хайдарова М.С. Формирование и развитие мусульманского права в Арабском халифате (VII-XIII вв.).Автореф. канд. дисс. М., 1985. -23 с.
- Ханабабаев К.М. Религиозная ситуация в РД: социологический анализ.// Этноконфессиональные отношения на Северном Кавказе: единство и противоречия: Тезисы докладов научно-практической конференции. -Махачкала, 2002. -186 с.
- Хан-Гирей. Записки о Чкркесии. Нальчик. 1978. — 308 с.
- Ханаху Р.А., Ляушева С. А., Цветков О. М., Мусхаджиев С. Х. Ислам у адыгов Северо-Западного Кавказа. Учебное пособие, (научн.ред. Хунагов Р.Д.) Майкоп, 2001.-30 с.
- Хигаб М.А. Коран и его Тафсир. К.: «Ансар Фаундейшн», 2001. — 160 с.
- Христианская религия в истории адыгов, балкарцев и карачаевцев./ Этноконфессиональные отношения на Северном Кавазе: единство и противоречия: тезисы докладов научно-практической конференции. -Махачкала, 2002. 281 с.
- Цветков П. О предопределении. // Звезда Востока. 1995. № 7,8.
- Чиркин В.Е. Мусульманская концепция права / Мусульманское право (структура и основные институты). М.: ИГПАН, 1984. — 243 с.
- Чиркин В.Е. Традиционное и массовое сознание и право. -Идеологические процессы и массовое сознание в развивающихся странах Азии и Африки. М., 1984. — 213 с.
- Чистякова Т.А. Арабский халифат. М., 1962. — 343 с.
- Шабанов Ф.Ш., Алиев Р. Я. Некоторые положения ханифитской юриспруденции ислам. Проблемы идеологии, права, политики и экономики. Сб. ст. — М., 1985. — 293 с.
- Шарль Р. Мусульманское право. М., 1959. — 343 с.
- Швеков Г. В. Преемственность в праве. М., 1983. — 277 с.
- Шебанов А.Ф. Введение. Садагдар М. И. основы мусульманского права. — М., 1968. — 283 с.
- Шифман И.Ш. Царская власть и государственность. П. С. Вып. 27(900), 1981. — 148 с.
- Шифман И.Ш. О некоторых установлениях раннего ислама. -Ислам. Религия, Общество, государство. М., 1984- - 243 с.
- Шмидт А.Э. Очерки истории ислама, как религии. Мир ислама. Т.1, № 1. — СПб., 1912. — 435 с.
- Шпажников Г. А. Религия стран Юго-Восточной Азии. М., 1980. — 329 с.
- Эль Зефери Хидр Мухаммед Джафар: Источники мусульманского права и критика их толкования современными мусульманскими юристами. Автореф. канд. дисс. — М., 1976. — 296 с.
- Эмирова Д.С. Идеи исламской солидарности. // Этноконфессиональные отношения на Северном Кавказе: единство и противоречия: Тезисы докладов научно-практической конференции. Махачкала, 2002.
- Эфендиев О.А. Образование Азербайджанского государства Сефевидов в начале XVI в. Баку, 1961. — 443 с.
- Юлдашева О. К вопросу о сути источников мусульманского права. Актуальные вопросы теории и истории права и применения советского законодательства. — Душанбе, 1975. — 163 с.
- Якобсон В.А. Некоторые проблемы исследования государства и права древнего Востока. // Народы Азии и Африки. 1984. № 2.С. 47−54.
- Якуб Юсеф Абдалла Объединенные Арабские Эмираты. История политико-государственного развития (XIX в начало 70-х гг. XX в.). -М., 1978. — 498 с.
- Ята Али Ислам и социальный прогресс. // Азия и Африка сегодня. 1966. № 8. С.79−87.
- Abd al-Kadir Uda the Political institutions in the Muslim, states. -Cairo, 1951. P. 376.
- Abd Allah Husein Muslim Law. Cairo, 1948. — P. 476.
- Abdullahi Ahmed An-Na'im, Toward an Islamic Reformation: Civil Libertes, Human Rights and International’Law. Suracuse, 1990. — P: 286.
- Ahmad Abd ar Rachim Mustafa. The development of the political concertion in Egupt. — Cairo, 1973. — P. 206.
- Algar H. Religion and State in Iran 1785 1906. The Role of the Ulema in the Qajr Period. Berkeley. — Los Angles, 1969. — P. 276.
- Ann K.S. Lambton. Qu: Custodiet Custodes. Some Reflections of the Persian Theory of Government. Studia Islamica, 1956. — P. 497.
- Bell’s Introduction to the Qu’ran. By.W. Montgomery. Watt. Edinburg, 1970. — P. 347.
- Binder L. The Proofs of Islam: Religion and Politic in Iran Arabic and Islamic Studies in Honour of H.A. R. Gibb. — Leiden, 1965. — P. 286.
- CI. Calen. Economy, Society, Institutions. Cambridge History of. Islam. Vol. 2. — P. 562.
- Cottam R.W. Nationalism in Iran. Pittsbourgh, 1964. — P. 428.
- Doi A. Rahman I. Shara. The Islsmic Law.- L., 1984. P. 274.
- Enayat H. Modern Islamie Political Thought. L., 1982. — P. 376.
- Fazlur Rahman во введении в кн. Islam and Modernity: Transformation of an Intelectual Tradition: Chicago: University of Chicago Press, 1982.-P. 186.
- Humphreys R.S. Islam and Political Values in Saudia Arabia, Egypt and Syria // The Middle East. Journal. Wash. 1979. Vol.33. № 1.
- Jeffery. The Foreign Vocabulaty of the Qu’ran. Baroda, 1938.
- John L. Esposito, The Islamic Threat: Myth of Reality? New York, 1992.-P. 229.
- Keddie N.R. The Roots of Ulama’s Power in Modern Iran Studia Islamica. T.29. — P. 174.
- Khadduri. The Islamic Conception of Justice. L, 1989. — P. 336.
- Lambton A.K.S. Quis custodiet custodes? Some Reflections on the Persian Theory of Government (Conclusion). Studio Islamic. T.24. -P.549.
- Layish Ah. Ulama and Politics in Saudia Arabia. Islam and Politics in Modern Middle East by Metin Heper and Raphael Israeli. — L — Sidney, 1984.-P- 383.
- M.R. al Muzaffar Akaid ash — shi’a An — Nadzof, 1962. — P. 279.
- Margoliouth D.S. The sense of Title Khalifa A Volume of Oriental Studies Presented to E. Browne. — Cambridge, 1922. — P. 341.
- Margoliouth. The sense of Title Khalifa- Volume of Oriental studies Present to E. Browne. Cambridge, 1922. — P. 255.
- Nikk R. Kedie Religion and Politics in Iran: Shi’ism from Quietism to Revolution. New Haven, 1983. — P. 286.
- ParejaF.M. Islamologia. Beyrouth, 1963.-P. 116.
- Philip Khuri Hitti, History of the Arabs London, 1937. —P. 376.-/ЛГ
- Типологии религий (историко-стадиальпые этапы и их характеристика)
- Тип религии Основные характеристики Представители
- Религиозное сознание (содержание и уровень) Религиозное поведение
- Содержание религиозной веры -выявляет^ содержание тех религиозных представлений и догматов, в которые верит индивид Культовое поведение — совершение молитвы, соблюдение постов, исповедь и т. д.
- Степень религиозной веры -степень убежденности верующего в истинности религиозных догматов и мифов. Переживание религиозного опыта Внекультовая религиозная деятельность — религиозная пропаганда, участие в работах по восстановлению храмов и пр.
- Степень информированности индивида о вероучении-М-
- Степень религиозной мотивации индивидаво всех сферах деятельности и поведения
- Число мусульманских общин, зарегистрированных на территории1. Северного Кавказа
- Республика Количество мусульманских общин1. Адыгея 14
- Алания (Северная Осетия) 171. Дагестан 12 001. Ингушетия 61. Кабардино-Балкария 961. Карачаево-Черкессия 91
- Число религиозных объединений, зарегистрированных на территории Российской Федерациипо данным Министерства юстиции РФ) год 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003
- Общее число религиозных объединений 13 073 .14 688 16 017 16 749 17 427 20 200 20 441 21 448
- Динамика численности верующих военнослужащих Вооруженных Сил РФ %1. Год 1994 1997 2000 20 031. Численность 27 37 36 43