Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Социальный мониторинг кадрового потенциала профессорско-преподавательского состава негосударственных вузов: Социологический анализ по материалам филиалов Современного гуманитарного института

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проблемы социального мониторинга начали исследоваться только в последние годы. В диссертации И. А. Кривобокова (1994) раскрываются теоретико-методологические основы социального мониторинга. В. И. Добреньков и И. М. Слепенков (1994) в словаре-справочнике «Социальное управление» дают определение и описание технологии мониторинга. Е. В. Худенко (1997) рассматривает социальный мониторинг в системе… Читать ещё >

Содержание

  • Щ стр
  • Глава 1. Теоретико-методологические основы социального 15 мониторинга кадрового потенциала профессорско-преподавательского состава негосударственных вузов
    • 1. 1. Сущность и место социального мониторинга среди различных видов мониторинга
    • 1. 2. Особенности и принципы социального мониторинга кадрового потенциала
    • 1. 3. Структура, содержание и этапы социального 43 мониторинга кадрового потенциала
  • Глава 2. Кадровый потенциал профессорско-преподавательского 57 состава негосударственных вузов как объект социального мониторинга
    • 2. 1. Социально-демографический потенциал профессорскопреподавательского состава негосударственных вузов
    • 2. 2. Квалификационный потенциал профессорскопреподавательского состава негосударственных вузов
    • 2. 3. Потенциальные возможности кадров профессорско- 78 преподавательского состава негосударственных вузов
  • Глава 3. Социальный мониторинг как средство управления 88 кадровым потенциалом профессорскопреподавательского состава негосударственных вузов
    • 3. 1. Планирование профессиональной карьеры преподавателей на основе социального мониторинга
    • 3. 2. Совершенствование профессиональной деятельности преподавателей на основе социального мониторинга
    • 3. 3. Оптимизация профессиональной аттестации 111 преподавателей на основе социального мониторинга

Социальный мониторинг кадрового потенциала профессорско-преподавательского состава негосударственных вузов: Социологический анализ по материалам филиалов Современного гуманитарного института (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы. Усиление социальной роли знаний, навыков и умений в современном обществе, стимулирует поиск и разработку эффективных методов обучения.

Существует два основных подхода к преобразованию традиционного обучения: технологический и поисковый. Первыйнацелен на высокоэффективное репродуктивное обучение (усвоение знаний, формирование навыков и умений по образцу) — второй — на формирование опыта творческой деятельности и ценностных ориентаций.

В рамках первого направления ведутся разработки таких дидактических средств, которые могли бы превратить обучение в производственно-технологический процесс с высокоэффективным гарантированным результатом (Bloom В., 1968, 1981; Carrol I., 1963). Понятие «педагогическая технология», зародившееся в этой связи, означает построение образовательного процесса с заранее заданными и контролируемыми результатами.

Для второго направления, получившего реализацию в гуманистически-ориентированных моделях обучения, характерно то, что центр тяжести переносится с процессов обучения (преподавания) на процессы индивидуализированного учения (Combs А., 1981; Maslow А., 1954; Rogers С., 1969). При все большей популярности гуманистического направления в мире (Jonsons, 1965; Iverzen I., 1997) стоит отметить, что сами его сторонники стали ощущать необходимость сочетания систематического обучения с регулярным контролем и оценкой знаний (Кларин М.В., 1997) [115].

Достоинство дистанционной образовательной технологии.

Современного гуманитарного института (СГИ) состоит в том, что она соединяет оба подхода и по существу является синтетической. Это означает, что по целям обучения она принадлежит к поисковому направлению. А по средствам организации учебного процесса — к технологическому направлению. Следовательно она является по сути гуманистической и личностно-ориентированной технологией.

Появилась возможность в дистанционной системе образования соединить преимущества обоих направлений: с одной стороны, преимущества технологически жестко выстроенного учебного процесса с его направленностью на высокий уровень усвоения знаний и умений, которого должны достигать большинство студентов, и постоянный контроль усвоенного. А с другой стороны, дистанционная система образования вобрала в себя преимущества гуманистического подхода, реализующего одну из главных человеческих ценностейсвободу учащегося.

Исходя из этого, изменяется место и роль профессорско-преподавательского состава вузов с дистанционной системой образования. Если в вузах с традиционной системой образования преподаватель является центральной фигурой в учебно-воспитательном процессе и ему принадлежит основная роль в развитии профессионально важных качеств выпускников, то в системе дистанционного образования более важная роль отводится совершенствованию средств дистанционного обучения.

В вузах с дистанционной системой образования преподаватель и студент в большей степени отдалены друг от друга, чем в вузах с традиционной системой образования. Чем дистанция больше, тем труднее управлять учебной деятельностью студента, так как в этом случае труднее учитывать внутренние условия, через которые преломляются внешние воздействия на него в виде предъявления определенной учебной информации и определенных требований. Это отрицательно сказывается на взаимодействии преподавателей и студентов.

Поэтому, повышение кадрового потенциала, компетенции и профессионализма профессорско-преподавательского состава является одним из решающих условий создания эффективных средств дистанционного обучения. В создавшейся ситуации усиливается необходимость научно обоснованного формирования системы социального мониторинга кадрового потенциала профессорско-преподавательского состава негосударственных вузов.

Проблемы социального мониторинга начали исследоваться только в последние годы. В диссертации И. А. Кривобокова (1994) раскрываются теоретико-методологические основы социального мониторинга [136]. В. И. Добреньков и И. М. Слепенков (1994) в словаре-справочнике «Социальное управление» дают определение и описание технологии мониторинга [256]. Е. В. Худенко (1997) рассматривает социальный мониторинг в системе управления регионом [295]. Г. И. Мимандусова, Ю. А. Привалов и Ю. И. Саенко (1999) применяют социальный мониторинг для исследования постчернобыльской ситуации [167]. Однако в прямой постановке проблема социального мониторинга как средства управления кадровым потенциалом профессорско-преподавательского состава негосударственных вузов социологами не рассматривалась.

Таким образом, большая практическая значимость и недостаточная теоретическая разработанность проблемы управления кадровым потенциалом профессорско-преподавательского состава негосударственных вузов на основе социального мониторинга обусловили выбор темы диссертационного исследования и ф определили его замысел.

Объектом исследования выступает кадровый потенциал профессорско-преподавательского состава негосударственных вузов.

Предметом исследования является социальный мониторинг кадрового потенциала профессорско-преподавательского состава негосударственных вузов.

Цель исследования состоит в разработке эффективной системы управления кадровым потенциалом профессорско-преподавательского W состава негосударственных вузов на основе выявления сущности, особенностей, принципов, структуры и содержания социального мониторинга, апробации его структурно-функциональной модели, а также описания социально-демографического и квалификационного потенциала.

Задачи исследования:

1. Определить теоретико-методологические основы социального мониторинга кадрового потенциала профессорско-преподавательского состава.

2. Выявить сущность, особенности, принципы, структуру и содержание социального мониторинга кадрового потенциала.

3. Предложить и апробировать структурно-функциональную модель социального мониторинга кадрового потенциала.

4. Описать социально-демографический и квалификационный потенциал профессорско-преподавательского состава.

5. Разработать систему управления кадровым потенциалом профессорско-преподавательского состава негосударственных вузов.

Гипотезы исследования:

1. Разработка структурно-функциональной модели позволит ||ь выявить состав, структуру, функции, содержание и этапы социального мониторинга кадрового потенциала профессорско-преподавательского состава негосударственных вузов.

2. Социально-демографические и квалификационные характеристики профессорско-преподавательского состава негосударственных вузов оказывают существенное влияние на развитие их кадрового потенциала.

3. Планирование профессиональной карьеры, совершенствование 1* профессиональной деятельности и оптимизация профессиональной аттестации профессорско-преподавательского состава на основе социального мониторинга может существенно повысить эффективность управления кадровым потенциалом.

Теоретико-методологическую основу исследования составили общенаучные принципы познания, системности, развития, детерминизма, деятельности и другие. Основными принципами социального мониторинга кадрового потенциала профессорско-преподавательского состава негосударственных вузов являются: непрерывность, научность, целесообразность, преемственность, прогностичность и практичность.

В основу разработки структурно-функциональной модели социального мониторинга профессорско-преподавательского состава положены теоретические и методологические взгляды И. А. Кривобокова (1994), В. И. Добренькова (1994), И. М. Слепенкова ** (1994), Е. В. Худенко (1997), Г. И. Мимандусовой (1999), Ю.А.

Привалова (1999), Ю. И. Саенко (1999) и других социологов.

Методика исследования кадрового потенциала профессорско-преподавательского состава основана на применении комплексной Щ программы социального мониторинга, в состав которой входит диагностика, анализ, оценка, прогноз и контроль изменений кадрового потенциала от исходного к финальному состоянию.

Система методов исследования кадрового потенциала профессорско-преподавательского состава включает беседу, наблюдение, анкетный опрос, экспертную оценку и анализ результатов деятельности. Обработка полученных в процессе социального мониторинга эмпирических данных проводилась с if применением методов математической статистики: корреляционного и регрессионного анализа.

Научная новизна исследования заключается в теоретическом обосновании и разработке эффективной системы управления кадровым потенциалом профессорско-преподавательского состава негосударственных вузов на основе социального мониторинга. В процессе исследования получены следующие научные результаты:

1. Уточнена сущность социального мониторинга как процесса изучения социального объекта, анализа и оценки его состояния, прогнозирования и контроля происходящих изменений.

2. Выявлены особенности социального мониторинга, основными из которых являются: использование ограниченного количества параметров, непрерывный характер изучения, системность целей и результатов анализа, научность технологии мониторингового изучения, существование механизмов предвидения и прогноза,.

ЧЙЬ использование мониторинговых индикаторов стабильности и развития, оперативная оценка ситуации.

3. Определены основные принципы социального мониторинга кадрового потенциала профессорско-преподавательского состава ф негосударственных вузов: непрерывность, научность, целесообразность, преемственность, прогностичность и практичность.

4. Разработана и апробирована структурно-функциональная модель социального мониторинга кадрового потенциала профессорско-преподавательского состава, которая представляет собой систему взглядов на его состав, структуру, функции, содержание и этапы.

5. Описан социально-демографический потенциал профессорско-jf преподавательского состава, который включает совокупность качественных и количественных характеристик по возрастным, половым, социальным, трудовым, семейным и жилищным критериям.

6. Описан квалификационный потенциал профессорско-преподавательского состава, который включает совокупность качественных и количественных характеристик по образовательным, научным и методическим критериям.

7. Предложена система управления кадровым потенциалом • профессорско-преподавательского состава негосударственных вузов на основе социального мониторинга, основными элементами которой являются: планирование профессиональной карьеры, совершенствование профессиональной деятельности и оптимизация профессиональной аттестации.

Положения, выносимые на защиту:

1. Структурно-функциональная модель социального ^ мониторинга кадрового потенциала профессорско-преподавательского состава негосударственных вузов, которая представляет собой систему взглядов на его состав, структуру, функции, содержание и этапы. В состав социального мониторинга входит диагностика, анализ, оценка, прогноз и контроль изменений кадрового потенциала от щ исходного к финальному состоянию. Структура социального мониторинга кадрового потенциала представляет совокупность устойчивых связей, обеспечивающих его целостность. Социальный мониторинг осуществляется через соответствующие функции, основными из которых являются: диагностическая, аналитическая, оценочная, прогностическая и контрольная.

В содержание социального мониторинга кадрового потенциала профессорско-преподавательского состава негосударственных вузов Ф входит: установление критериев и показателей для диагностики, анализа и оценки преподавателейописание социально-демографического и квалификационного потенциала преподавателейвыявление специальных знаний, организаторских способностей, педагогических, коммуникативных и нравственных качеств преподавателейотслеживание реальных условий формирования профессионализма каждого преподавателяпрогнозирование тенденций к повышению квалификации и стимулирование стремления к прохождению аттестации.

Основными этапами социального мониторинга кадрового потенциала профессорско-преподавательского состава являются: организационный, начальный диагностический, прогностический, управленческий, промежуточный диагностический и конечный диагностический. Сравнительный анализ результатов трех диагностических этапов: начального, промежуточного и конечного, Ы позволяет составить полную, развернутую характеристику тенденции изменения кадрового потенциала, определить степень его эффективности, а также дальнейшие пути развития.

2. Социологическое описание кадрового потенциала профессорско-преподавательского состава негосударственных вузов, которое представляет собой совокупность социально-демографических и квалификационных характеристик.

Социально-демографический потенциал профессорско-преподавательского состава включает совокупность качественных и количественных характеристик по возрастным, половым, социальным, трудовым, семейным и жилищным критериям. Доля женщин значительно выше среди молодых преподавателей, а мужчин — среди преподавателей старшего возраста. Важным социально-4* демографическим фактором, влияющим на научный и методический потенциал является средний возраст преподавателей. На общем фоне снижения планов по аттестации на ученое звание, есть два всплеска стремления к присвоению ученого звания: доцента в возрасте 38−40 лет и профессора в возрасте 46−48 лет.

Квалификационный потенциал профессорскопреподавательского состава представляет собой совокупность его образовательной, научной и методической квалификации. Наибольший научный потенциал кадров имеют негосударственные вузы, академический сектор науки и государственные вузы. Более слабый научный потенциал имеют отраслевой сектор науки и негосударственные исследовательские учреждения. На процесс написания кандидатских диссертаций положительное влияние оказывает наличие в филиалах СГИ докторов наук.

3. Система управления кадровым потенциалом профессорско-преподавательского состава негосударственных вузов, основными элементами которой являются: планирование профессиональной карьеры, совершенствование профессиональной деятельности и оптимизация профессиональной аттестации профессорско-преподавательского состава.

Планирование профессиональной карьеры преподавателей может проводиться на основе профессиональной типологии. Программы подготовки, переподготовки и повышения квалификации целесообразно ориентировать на типичные группы преподавателей.

Содержание профессиональной деятельности преподавателей включает выполнение функций: обучающей, воспитывающей, организаторской, методической и исследовательской. Эти функции проявляются в единстве, хотя у многих преподавателей обучение * доминирует над другими. Остальные функции проявляются примерно на одном уровне. В процессе системно-ситуативного анализа выявлены тенденции изменения склонности к педагогическому риску, доверия к людям и стиля педагогической деятельности в зависимости от сложности ситуации.

Основными мотивами профессиональной аттестации преподавателей являются: потребность в профессиональной самореализациистремление повысить свой социальный статус в.

II обществепонимание важности высокого профессионализмастремление получить новую должностьболее полное удовлетворение материальных потребностей.

Основные этапы работы:

1. Анализ литературы по проблеме исследования, формулирование объекта и предмета исследования, постановка цели и задач исследования (1996;1997 гг.).

2. Выявление сущности, особенностей, принципов, структуры и содержания социального мониторинга кадрового потенциала (19 971 998 гг.).

3. Разработка и апробация структурно-функциональной модели социального мониторинга кадрового потенциала (1998;1999 гг.). ф 4. Составление анкеты преподавателя, опросника и бланка для экспертной оценки, проведение социологического опроса и обработка полученных данных (1999;2000 гг.).

5. Обобщение результатов исследования, написание диссертации, формулирование теоретических выводов и практических рекомендаций (2000;2001 гг.);

Достоверность полученных результатов обеспечивается теоретической и методологической обоснованностью предложенной ц: структурно-функциональной модели социального мониторинга, предварительной апробацией используемых методик, проведением социологического и экспертного опроса, статистической обоснованностью полученных данных, их содержательной интерпретацией.

Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении сущности социального мониторинга, выявлении его особенностей, принципов, структуры и содержания, а также в разработке структурно-функциональной модели социального мониторинга кадрового потенциала профессорско-преподавательского состава негосударственных вузов.

Практическая значимость исследования состоит в том, что использование выводов и рекомендаций по планированию профессиональной карьеры, совершенствованию профессиональной деятельности и оптимизации профессиональной аттестации ^ профессорско-преподавательского состава позволит повысить эффективность системы управления кадровым потенциалом.

Апробация результатов исследования осуществлялась в государственных и негосударственных вузах (в филиалах СГИ). $> Содержание исследования и его основные результаты нашли отражение в выступлениях автора перед профессорско-преподавательским составом филиалов СГИ, в том числе на научной конференции «Пути совершенствования системы дистанционного образования», в публикациях по теме диссертации: «Психологическое консультирование в системе профориентационной работы», «Психологические основы обучения и развития кадров». ц.

Выводы по третьей главе:

1. Эффективность профессиональной деятельности профессорско-преподавательского состава тесно связана с правильным планированием его карьеры. Планирование профессиональной карьеры выступает мощным источником направленной энергии, реализации потенциальных возможностей в повышении кадрового потенциала профессорско-преподавательского состава негосударственных вузов.

2. Профессиональная типология преподавателей имеет теоретическое, эмпирическое и практическое значение: типология представляет научный интерес для ее сопоставления с уже известными примерами классификациитипологический подход компенсирует недостатки поэлементного анализа профессионально важных качеств преподавателей, позволяя более интегрально их оценивать и сравнивать друг с другомпрактические разработки, программы воздействия и различные рекомендации целесообразно ориентировать на типичные группы преподавателей.

3. Содержание профессиональной деятельности профессорско-преподавательского состава филиалов СГИ включает выполнение функций: обучающей, воспитывающей, организаторской, методической и исследовательской. Эти функции проявляются в единстве, хотя у многих преподавателей обучение доминирует над другими. Остальные функции проявляются примерно на одном уровне.

4. Системно-ситуативный подход к профессиональной I деятельности преподавателя позволяет изучать, анализировать и прогнозировать педагогические ситуации. При этом подходе учебная, воспитательная, методическая, научная и организаторская работа рассматриваются как совокупность компонентов, находящихся в сложных отношениях и связях между собой и образующих целостное единство. В качестве единицы анализа профессиональной деятельности преподавателей выступает ситуация, под которой ^ понимается совокупность обстоятельств учебного взаимодействия преподавателей и студентов, которые требуют принятия решения и соответствующих действий или поступков со стороны участников.

5. Метод последовательной динамической оценки позволяет получить эмпирическую базу для системно-ситуативного анализа профессиональной деятельности преподавателей. В процессе системно-ситуативного анализа выявлены тенденции изменения склонности к педагогическому риску, доверия к людям и стиля педагогической деятельности в зависимости от сложности ситуации.

6. Оптимизация профессиональной аттестации профессорско-преподавательского состава предполагает всесторонний учет интересов государства, аттестующего руководителя и самого аттестуемого. Государство объективно заинтересовано в г высокоподготовленных кадрах, в создании механизма, который бы обеспечивал его целостность и развитие. Успех деятельности аттестующего руководителя зависит от того, насколько ему удается создать и эффективно управлять коллективом единомышленников. Интересы аттестуемого выражаются в его стремлении к признанию, самоутверждению и самореализации.

7. Основными мотивами профессиональной аттестации > преподавателей являются: потребность в профессиональной самореализациистремление повысить свой социальный статус в обществепонимание важности высокого профессионализмастремление получить новую должностьболее полное удовлетворение материальных потребностей.

Практические рекомендации к.

1. Для обеспечения оптимальных условий функционирования системы социального мониторинга кадрового потенциала профессорско-преподавательского состава целесообразно в вузах создать специализированную социологическую службу, основной задачей которой может стать изучение социологических аспектов образовательного процесса. * 2. В целях оперативного изучения состава, структуры, функций, содержания и этапов развития кадрового потенциала профессорско-преподавательского состава вузов необходимо в практику работы социологической службы вуза внедрить структурно-функциональную модель социального мониторинга.

3. Выявленные в процессе диссертационного исследования социально-демографические и квалификационные характеристики ^ профессорско-преподавательского состава негосударственных вузов целесообразно применять в качестве социальных и квалификационных предпосылок совершенствования кадрового потенциала.

4. Использование выводов и рекомендаций по планированию профессиональной карьеры, совершенствованию профессиональной деятельности и оптимизации профессиональной аттестации профессорско-преподавательского состава позволит повысить эффективность системы управления кадровым потенциалом.

5. Социально-демографический потенциал профессорско-преподавательского состава, который включает совокупность качественных и количественных характеристик по возрастным, половым, социальным, трудовым, семейным и жилищным критериям целесообразно применять в процессе профессиональной ориентации и планирования карьеры.

6. Квалификационный потенциал профессорско-преподавательского состава, который включает совокупность качественных и количественных характеристик по образовательным, научным и методическим критериям необходимо использовать для.

I разработки Программы повышения квалификации и совершенствования педагогического мастерства.

7. Для роста потенциальных возможностей преподавателей, которые пишут кандидатские диссертации, необходимо создать положительные условия для приема на работу в филиалы СГИ докторов наук, которые могут выступить научными руководителями. Кроме того, необходимо ограничить прием на работу преподавателей из негосударственных учреждений, которые не заинтересованы в написании диссертаций.

8. В целях обогащения мотивационного ряда к развитию профессионализма профессорско-преподавательского состава необходимо в рамках системы аттестования разработать действенную шкалу материального и морального стимулирования преподавателей, достигающих каждого нового уровня педагогического мастерства.

9. Процесс внедрения оптимизированной системы социального мониторинга профессорско-преподавательского состава требует организации работы по обмену опытом между вузами, регулярного проведения межвузовских научно-практических конференций и семинаров по проблемам управления кадровым потенциалом.

10. В целях дальнейшего совершенствования социального мониторинга кадрового потенциала профессорско-преподавательского состава целесообразно продолжить исследования по разработке методологических, теоретических и методических основ социального мониторинга.

11. Актуальными проблемами дальнейших исследований являются: определение оптимальных путей специализации социального мониторинга, оценки его эффективностивыявление критериев, качественных н количественных показателей профессиональной деятельности преподавателейразработка концепции кадрового аудита негосударственных вузовобоснование системы кадрового менеджмента в негосударственных образовательных учрежденияхпрогнозирование кадрового потенциала профессорско-преподавательского состава негосударственных вузов на основе социального мониторинга.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О. Мониторинг качества профессиональной К подготовки // Высшее образование в России. 1998. — № 3. — С. 35−39.
  2. Н.В. Педагогический мониторинг в образовательном процессе дошкольного учреждения // Стандарты и мониторинг в образовании. 1999. — № 3. — С. 51−54.
  3. Н.В. Педагогический мониторинг образовательного уровня дошкольников // Психолого-педагогические проблемы социализации личности: Сб. науч. тр.- Шадринский гос. пед. ин-т. Шадринск, 1997. — С. 130−135.
  4. B.C. Тесты в социологическом исследовании. М.: Наука, 1982. — 200 с.
  5. Е.Ф., Даньярова Т. А. Аттестация педагогических работников ДОУ в регионе: итоги, проблемы, перспективы: Метод, пособие. Калуга: Бочкарева, 1999. — 130 с.
  6. B.C., Базаров Т. Ю., Скворцов В. В. Методика составления социально-психологической характеристики для аттестации кадров: Спецпрактикум по социальной психологии. М.: Изд-во МГУ, 1986. — 123 с.
  7. А., Зайцев С. Концепция непрерывной подготовки ^ кадров АПК // АПК: экономика, управление. 1998. — № 12. — С. 52−58.
  8. И.М. Управление системой подготовки кадров в образовательном комплексе: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -Казань, 1998. 20 с.
  9. Ю.С., Курдюмова И. М., Писарева Л. И. Оценка и аттестация кадров образования за рубежом: Пособие. -М.: Рос. пед. агентство, 1997. 146 с.
  10. Американская социологическая мысль: Р. Мертон, Дж. Мид, Т. Парсонс, А.Шюц. Тесты / Пер.: Под общ. ред. В. И. Добренькова. -М.: Междунар. Ун-т Бизнеса и Управления, 1996. 557 с.
  11. Н.П. Психология подбора и расстановки кадров на промышленном предприятии: Автореф. дис.. канд. психол. наук. -М., 1982. 20 с.
  12. Ю.А., Остромогильский А. Х. Математическоемоделирование и мониторинг окружающей среды: Обзор. Обнинск, 1978. -38 с.
  13. А.Я. Влияние трудных ситуаций на эффективность деятельности воина-оператора ПВО: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1986. — 20 с.
  14. B.C. Методы активного обучения кадров науки // Подготовка и использование кадров науки: Материалы семинара. М.: Знание, 1989. — С. 64−68.
  15. Аттестация научных и научно-педагогических работников. Сборник нормативных материалов. Саратов: СВШ МВД РФ, 1997. -91 с.
  16. Аттестация педагогических и руководящих работников образовательных учреждений: Сб. док. и материалов: Кемер. обл. ин-т усовершенствования учителей: Сост. З. И. Сушкевич и др. Кемерово: Кемер. областной ИУУ, 1997. — 54 с.
  17. Аттестация педагогических кадров в учреждениях дополнительного образования детей: Сборник / Отв. ред. Кузнецов Г. Д. М.: Центр инноваций в педагогике, 1997. — 73 с.
  18. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований: Монография. М.: Педагогика, 1982. -192 с.
  19. Ю.К., Рыжков В. А. Профессиональная подготовка | кадров в условиях капитализма. М.: Высшая школа, 1987.
  20. А.В. Проблемы педагогической культуры преподавателей вузов // Советская педагогика. 1981. — N 1.
  21. В.П. Формирование кадров малого предпринимательства: Опыт, проблемы: Автореф. дис.. канд. экон. наук. М., 1994. — 22 с.
  22. С.Я. Содержание труда и подготовка рабочих кадров //Вопросы психологии. 1984. — N 1. — С. 132−137.
  23. Бауман 3. Мыслить социологически / Пер. с анг. М.: Аспект Пресс, 1996. — 256 с.
  24. А.С., Жаворонков В. Д. Педагогический мониторинг ^ образовательного процесса. Екатеринбург, 1997.
  25. А.С., Жаворонков В. Д., Силина С. Н. Педагогический мониторинг образовательного процесса / Шадринский гос. пед. ин-т.- Вып. 3. Шадринск: ШГПИ, 1998. — 47 с.
  26. А.С., Силина С. Н. Профессиографический мониторинг подготовки специалиста в системе высшего педагогического образования / Шадринский гос. пед. ин-т.- Вып. 4. Шадринск :1. ШГПИ, 1998. 66 с.
  27. В.А., Филатов А. Н. Социология: Учебный курс. 4.1. -Казань: КАРПОЛ, 1997. 196 с.
  28. В.П. Мониторинг качества обучения средство управления образованием // Мир образования. — 1996. — № 2. — С. 31−36.
  29. И.В. Кадры управления: подбор и оценка: Учебное пособие. М.: Экономика, 1998. — 150 с.
  30. И.В. Организационно-педагогические основы подготовки офицерских кадров в высших училищах Сухопутных войск: Автореф. дис.. д-ра пед. наук / Гуманитарная академия Вооруженных Сил. М., 1993.
  31. С.В. Приоритеты банковского кадрового1 менеджмента в условиях социально-ориентированной рыночнойэкономики: Дис.. канд. социол. наук. М., 1996. — 175 с.
  32. В.В., Егорова Н. Н., Пахомова Е. Д. Анализ структуры научно-педагогических кадров высшей школы // Подготовка и использование кадров науки: Материалы семинара. М.: Знание, 1989.- С. 94−98.
  33. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. Прохоров A.M. М.: Советская энциклопедия, 1991. — 1600 с.
  34. Н.В. О совершенствовании переподготовки и повышения квалификации инженерных кадров Минавтотранса РСФСР на ФПК МАДИ // Подготовка и использование кадров науки: Материалы1.семинара. М.: Знание, 1989. — С. 81−86.
  35. В.Н. Проблемы повышения квалификации и переподготовки кадров в высшей школе // Подготовка и использование кадров науки: Материалы семинара. М.: Знание, 1989.- С. 60−64.
  36. И.Д., Лапетин Д. А. Вопросы методики оценки творческой деятельности специалистов // Экономика и организация науки. М., 1969. — С. 125−130.
  37. С.С., Тущин Д. Б. Вопросы определения эффективности управления перераспределением кадров // Проблемы управления трудовыми ресурсами на современном этапе. Л.: ЛЭФИ, 1989.
  38. Л.А. Ранняя американская социология. Казань: Карпол, 1997. — 116 с.
  39. И.А. Организация прикладного социологического исследования. М.: Тривола, 1998. — 228 с.
  40. И.А. Читатели и чтение на исходе XX века: социологические аспекты. М.: Наука, 1997. — 132 с.
  41. А.К. Совершенствование педагогической техники > преподавателей высших военных училищ: Автореф. дис.. канд. пед. наук / Гуманитарная академия Вооруженных Сил. М., 1994.
  42. К.М. Должностная структура кадров научно-исследовательских учреждений // Цшшемы деятельности ученого и J научных коллективов. Вып. 3. — Л., 1970. — С. 104−109.
  43. Н., Бодряков В. Мониторинг результативности учебного процесса // Директор школы. 1997. — № 1. — С. 33−37.
  44. Д., Ронге Ф. Мониторинг в России. М., 1998. — 187 с.
  45. Ю.Б. Полный хозрасчет и совершенствование системы повышения квалификации управленческих кадров в НИИ и КБ // Подготовка и использование кадров науки: Материалы семинара. М.: Знание, 1989. — С. 107−112.
  46. А.С. Актуальные проблемы подготовки научно-педагогических и научных кадров // Подготовка и использование кадров науки: Материалы семинара. М.: Знание, 1989. — С. 38−42.
  47. Ю.Г., Мостовая И. В. Социология: Для вузов / Под ред. В. И. Добренькова. М.: Гардарика, 1998. — 428 с.
  48. Ю.Г., Мостовая И. В. Социология в вопросах и ответах: Учеб. пособие. М.: Гардарика, 1999. — 374 с.
  49. Высшая школа в зеркале социологии: Вып. 1. Тенденции развития российской высшей школы / ЯГТУ Ярославль, 1997. — 158 с.
  50. Е.Я. Информационный мониторинг: Учеб. пособие.- Краснодар: Краснодар, гос. ун-т культуры и искусств, 1999. 169 с.
  51. В.А. Методологические и методические основы стратегического планирования развития региональной системы повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров. -СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1997. 164 с.
  52. Е.В. Повышение роли научно-технического творчества? в процессе подготовки кадров специалистов // Подготовка ииспользование кадров науки: Материалы семинара. М.: Знание, 1989. -С. 126−128.
  53. .М. Экономика и социология труда: Учеб. для вузов.- М.: НОРМА- ИНФРА-М, 1999. 373 с.
  54. С.Н. Повышение квалификации кадров. Проблемы и опыт перестройки // Подготовка и использование кадров науки: Материалы семинара. М.: Знание, 1989. — С. 3−16.
  55. В.Д. Социология управления: Учеб. пособие. Уфа: Вост. Ун-т, 1999. — 138 с.
  56. В.Г. Педагогический мониторинг образовательного процесса в высших учебных заведениях системы МВД России. Екатеринбург: УрЮИ, 1998. — 150 с.
  57. Л.П., Кулявичев В. П., Сазыкин Б. В. Оценка деятельности преподавателя технического вуза // Подготовка и использование кадров науки: Материалы семинара. М.: Знание, 1989. — С. 98−104.
  58. JI.M. Кадровый потенциал науки. Проблемы развития и оценки // Подготовка и использование кадров науки: Материалы семинара. М.: Знание, 1989. — С. 16−22.
  59. М. Суперкадры. М.: Дело, 1993.
  60. В.Г. Лекции по методике и технике социологических исследований. М., 1988.
  61. И.А., Мацкевич А. Ю., Семенов В. А. Западная социология. СПб.: Ольга, 1997. — 372 с.
  62. И.А., Воронцов А. В., Мацкевич А. Ю. Социология: XIX—XX вв.: Учеб.пособие. СПб.: ОАО Санкт-Петербургская тип. № 6, 1997. — 498 с.
  63. С.Ф., Лысогор Г. А. Мониторинг образовательного процесса в школе: Из опыта работы сред. шк. № 1 г. Сургута: Метод, материалы для учителей и рук. шк. М.: Моск. пед. ун-т: МПА, 1999. -49 с.
  64. М.Б., Буткин Н. С. Региональный мониторинг качества полного общего образования в Республике Башкортостан / Уфим. гос. авиац. техн. ун-т. Уфа: УГАТУ, 1997. — 99 с.
  65. И.Г., Розенбаум М. Д. Комплексная психологическая оценка профессионализма персонала производственного объединения // Психологический журнал. 1995. -Т. 16. -№ 3.
  66. В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. Т. 2. — М.: ТЕРРА, 1995. — 784 с.
  67. Де Болт Д. Словарь основных терминов и понятий по социологии / Орловский гос. университет- Пер. с анг. Орел, 1997. -104 с.
  68. И.Ф. Методы социологического исследования. -Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1998. 204 с.
  69. А.А., Ситников А. П. Формирование и развитие профессионального мастерства руководящих кадров: Социально-психологический тренинг и прикладные психотехнологии. М.: Луч, 1993.-71 с.
  70. А.В. Этнический конфликт: теория и практика. М.: Изд-во МНУЦ, 1998. — 57 с.
  71. А.В., Понеделков А. В. Эффективные технологии в системе государственного и муниципального управления // Социологические исследования. 1999. — № 9. — С. 140−141.
  72. Ю.С., Тощенко Ж. Т. Аттестация важное средство повышения эффективности труда инженерно-технических работников // Социальные проблемы новых производственных коллективов. Вып 1. — Красноярск, 1972. — С. 60−67.
  73. В.В. Организация научно-методической работы с педагогическими кадрами в школах: Материалы в помощь рук. шк.
  74. Ульяновск: ИПКПРО, 1997. 42 с.
  75. В.Я., ОвсянниковВ.Г. Прикладная социология: Очерки методологии. СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 1999. — 294 с.
  76. A.M., Мирманов В. Г., Калитаева С. В. Аттестация, оценка и оплата труда исполнителей НИР в условиях хозрасчета // Подготовка и использование кадров науки: Материалы семинара. М.: Знание, 1989.-С. 112−117.
  77. З.Ф. Особенности деятельности преподавателя высшей школы. Л.: Изд-во ЛГУ, 1976. — 112 с.
  78. А.Л. Методика экспертной оценки личностных качеств руководителя производственного коллектива // Социальнопсихологические методы практической работы в коллективе:
  79. Диагностика и воздействие. М., 1990. — С. 85−107.
  80. А. Л. Социально-психологические проблемы аттестации руководителей производственных коллективов // Социальная психология и общественная практика. М.: Наука, 1985. -С. 23−37.
  81. А.Л. Методика экспертной оценки эффективности руководства коллективом // Методики социально-психологической диагностики личности и группы. М.: ИП АН СССР, 1990. — С. 45−68.
  82. М.Г. Экономика и социология труда: Курс лекций. М.: Catallaxy, 1998. — 196 с. ф 84. Заверынин В. Н., Антипов И. Н., Кузнецов Э. И. Подготовкакадров в условиях компьютеризации // Советская педагогика. 1986. -№ 12.- С. 77−82.
  83. С.Л. Как выбрать кадровую систему: Как пройти путь выбора кадровой программы с минимальными затратами времени и сил // Служба персонала. 1998. — № 7. — С. 30−32.
  84. Западно-европейская социология XIX века: О. Конт, Д. С. Милль, Г. Спенсер. Учеб. пособие для вузов / Под общей ред. В. И. Добренькова. М.: Междунар. ун-т бизнеса и упр., 1996. — 346 с.
  85. В.М. Кадровое обеспечение антикризисного управления предприятиями: Дис.. канд. социол. наук. Белгород, 1996. — 178 с. 1 90. Здравомыслов А. Г. Социология российского кризиса: статьи идоклады 90-х гг. М.: Наука, 1999. — 351 с.
  86. Л.А. Социология города: Учебное пособие для вузов. М.: ВЛАДОС, 2000. — 182 с.
  87. С.А. Социальная защита инженерных кадров в системе управления общественными процессами: Дис.. канд. социол. наук. -М., 1994. 148 с.
  88. В.В. Введение в методологию социологии: К проблеме соотношения методологии и методики в социологии науки / Казанский финансово-экономический мнститут- Под ред. Р. Г. Яновского. Казань, 1997. — 200 с.
  89. Е.М. Аналитическая профессиограмма как средствообеспечения профессиональной диагностики кадров // Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. — 1989. — N 3. — С. 13−19.
  90. Е.М. Технология психологической оценки профессионала // Вопросы психологии. -1981. № 4.
  91. М.П., Купонова Л. Потенциал готовности и время реакции человека// Вопросы психологии. 1975. — N 1. — С. 122−123.
  92. Иновации в образовании и повышении квалификации педагогических кадров. Сб. ст. / Науч. рук. Р. Х. Гильмеева и др. -Казань: Медицина, 1997. 183 с.
  93. Л.Г. Социология культуры. М.: Логос, 1998. — 278 с.
  94. М.И., Степанова Т. А. Мониторинг как инструментальное средство повышения эффективности управления системой профессионального образования // Ярославский педагогический вестник. 1998. -№ 1. — С. 110−114.
  95. А.Н. Кадры управления в корпорациях США М.: Наука, 1988.
  96. История теоретической социологии: В 5 т. Социология XIX в. Профессионализация социально-научных знаний / Отв. ред., сост. Ю. Н. Давыдов. М.: Магистр, 1997. — 448 с.
  97. Л.К. Словарь социологических терминов: Учебное пособие / КГТУ. Казань, 1997. — 32 с.
  98. Кадровое и методическое обеспечение столичного образования: Сб. науч. работ: Моск. гор. пед. ун-т. М.: Ком. по телекоммуникациям и средствам массовой информ. Правительства Москвы, 1997. -147 с.
  99. Кадровое интервью: Метод, пособие: Ин-т повышения квалификации гос. служащих Рос. акад. гос. службы при Президенте Рос. Федерации. М.: ИПКгосслужбы, 1999. — 20 с.
  100. Г. В. Педагогические проблемы нормирования труда профессорско-преподавательского состава: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1976. — 21 с.
  101. Как провести социологическое исследование / Под ред. М. К. Горшкова, Ф. Э. Шереги. М.: Политиздат, 1985. — 223 с.
  102. В.А., Шишов С. Е. Мониторинг качества образования. М.- Вологда: Изд-во Вологод. ин-та повышения квалификации, 1998. — 203 с.
  103. В.А., Шишов С. Е. Технология мониторинга качества обучения в системе «учитель ученик»: Метод, пособие для учителя. — М.: Пед. о-во России, 1999. — 75 с.
  104. В.Е., Каплан М. В. К основам статистической обработки успеваемости в системе мониторинга качества образования // Стандарты и мониторинг в образовании. 1999. — № 5. — С. 32−39.
  105. А.Н. Культура общения преподавателя высшего военно-учебного заведения: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1986.-22 с.
  106. Г. А., Силина С. Н. Педагогический потенциал психолого-педагогического мониторинга в образовательном учреждении // Психолого-педагогические проблемы социализацииличности: Сб. науч. тр.- Шадринский гос. пед. ин-т. Шадринск, 1997.-С. 197−201.
  107. Качалова Л. П. Педагогический мониторинг процесса
  108. Ф интеграции психолого-педагогических знаний будущего учителя //
  109. Стандарты и мониторинг в образовании. 1999. — № 6. — С. 50−53.
  110. М.В. Инновации в обучении. Метафоры и модели: Анализ зарубежного опыта. М.: Наука, 1997. — 223 с.
  111. Э.Г. Принципы и методическое обеспечение комплексной оценки научных кадров: Автореф. дис.. канд. экон. наук. -М., 1980. 14 с.
  112. О.Л. Социально-экономические аспекты активизации кадрового потенциала НИИ // Подготовка и использование кадров науки: Материалы семинара. М.: Знание, 1989. — С. 104−107.
  113. А.И., Луков В. А. Социология молодежи: Теорет. вопр. М.: Социум, 1999. — 351 с.
  114. Н.В., Мамаев В. Л., Нечаева Е. Г. Кадры высшейнаучной квалификации: Пополнение последних лет / Центр исслед. и статистики науки. М.: ЦИСН, 1997. — 106 с.
  115. М.М. Сочинения: В 2 т. / Отв. ред. А. О. Бороноев. СПб.: Алетейя, 1997. — Т.1. Социология. — 288 с.
  116. М.М. Сочинения: В 2 т. / Отв. ред. А. О. Бороноев. СПб.: Алетейя, 1997. — Т.2. Современная социология. -416 с.
  117. Т.З. Мониторинг удовлетворенности пенсионеров условиями жизни // Социологические исследования. 1999. — № 9. — С. 46−49.
  118. .Н., Урванцев Л. П. Опыт разработки аттестациимастеров предприятий нефтехимической промышленности // Психологические проблемы рационализации деятельности. Ярославль: Изд-во ЯГУ, 1976. С. 47−73.
  119. В.П. Социология коммуникации. М.: Междунар. ун-т бизнеса и управления, 1997. — 302 с.
  120. О.М. Становление системы профессионального образования государственных служащих. Социологический анализ: Дис.. канд. социол. наук. М., 1996. — 158 с.
  121. Е.В. Система непрерывного образования и формирование кадров науки // Подготовка и использование кадров науки:
  122. Материалы семинара. М.: Знание, 1989. — С. 52−56.
  123. И.А. Управление кадрами в новых экономических условиях. Ярославль: Верх. Волга, 1997. — 320 с.
  124. А.И. Классики социологии менеджмента: Ф. Тейлор, А.Гастев. СПб.: Изд-во РХГИ, 1998. — 320 с.
  125. А.И. Основы социологии: Метод, пособие для преподавателей средних спец. учеб. заведений. М.: Академия, 1997. -151 с.
  126. А.И. Прикладная социология и менеджмент:
  127. Учебное пособие. М.: Изд-во МГУ, 1995. — 206 с.
  128. А.И. Социология: Словарь. Учебное пособие для вузов. М.: Academia, 1997. — 234 с.
  129. А.И. Социология: Учеб. пособие для вузов. -Екатеринбург: Деловая книга, 1998. 384 с.
  130. А.И. Социология: Хрестоматия. Для студентов вузов. М.: Academia, 1997 — 352 с.
  131. Г. Ф. Кадровая политика и ее роль в формировании интеллектуального потенциала ВУЗа: Дис.. канд. социол. наук. М., 1994. — 120 с.
  132. Краткий политологический словарь. М.: Россия, 1992.
  133. И.А. Социальный мониторинг (теоретикометодологическое обоснование, статистический анализ): Дис.. канд. философ, наук. М., 1994. — 116 с.
  134. С.А., Маслобоева О. Д. Мобильность ученых как важнейший механизм повышения квалификации и переквалификации научных кадров // Подготовка и использование кадров науки: Материалы семинара. -М.: Знание, 1989. С. 122−126.
  135. И.П. Аттестация как средство управления непрерывным профессиональным развитием инженерно-педагогических работников. СПб.: ЦИПКПО, 1997. — 60 с.
  136. И.П. Профессиональная культура преподавателей имастеров производственного обучения: управление формированием иразвитием: Центр, ин-т повышения квалификации руководящих работников и специалистов проф. образования. СПб.: ЦИПКПО, 1997. -237 с.
  137. Кузьмина М. В, Михайловская Г. И. Методические рекомендации для руководителей школ по аттестации школьных учителей. Д., 1987.
  138. Н.В. Профессионализм личности преподавателя. -М., 1990.
  139. И.И. Экономика и социология труда. М.: Центр экономики и маркетинга, 1999. — 273 с. ф 143. Кушелев Ю. Ф. Методика оценки стиля руководства //
  140. Вопросы профессионального психологического отбора и психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса в вузе. -М., 1989. С. 176−181.
  141. И. Л. Социологические и социально-психологические аспекты отбора персонала управления: Дис.. канд. социол. наук. М., 1995. — 133 с.
  142. А. Д. Педагогические основы формирования авторитета преподавателя военного училища: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1988. — 20 с.
  143. Г. А. Проблемы развития кадрового потенциала науки // Подготовка и использование кадров науки: Материалы семинара. -М.: Знание, 1989. С. 33−38.
  144. .Д. Подбор, подготовка и аттестация научных кадров в СССР. Вопросы исторического и правового регулирования. М.-Л.: Наука, 1996.
  145. Л.И. Мониторинг эмиграционных намерений студенческой молодежи // Проблемы прогнозирования. 1995. — № 3. -С. 159−170.
  146. А.В. Диагностика индивидуальных различий с целью оптимизации процесса расстановки кадров (в условиях НИИ и КБ) // Подготовка и использование кадров науки: Материалы семинара. М.: Знание, 1989. — С. 134−138.
  147. М.Н., Рысь И. Ю., Степанов В. Е. Социология и практика: Учебн. пособие / Рос. экон. акад. им. Г. В. Плеханова. М., 1997. — 108 с.
  148. Н.И. Профессиональный психологический отбор кадров спецконтингента: Автореф. дис.. д-ра психол. наук. М., 1984.-42 с.
  149. Лях Т. И. Удовлетворенность образовательным процессом как одно из направлений педагогического мониторинга в рамках федеральной программы «Дети Чернобыля» // Журнал практического психолога. 1998. — № 4. — С. 36−42.
  150. М.И. Поиск и отбор персонала: Настол. кн. для предпринимателей, рук. кадровых служб и менеджеров. М.: Бизнес-шк. «Интел-синтез», 1999. — 153 с.
  151. А.А. Комплексный мониторинг качества образования. М.: Исслед. центр проблем качества подгот. специалистов, 1998. — 265 с.
  152. А.М. Оценка эффективности преподавательского труда // Вестник высшей школы. 1971. — № 10. -С. 49−52.
  153. Мамаев B. JL, Евсюкова Е. А., Осипова JI.B. Информационные проблемы системы аттестации научных и научно-педагогических кадров // Подготовка и использование кадров науки: Материалы семинара. М.: Знание, 1989. — С. 42−48.
  154. Д.Ж. Социология труда / Пер. с сербскохорват. -М.: Изд-во РУДН, 1997. 512 с.
  155. Р.В. Социальное управление: кадры и кадровая политика. М.: Изд-во МГУ, 1986. — 141 с.
  156. Е.В. Система показателей в оценке деятельностимежшкольных УПК по подготовке кадров // Проблемы управления трудовыми ресурсами на современном этапе. Л.: ЛЭФИ, 1989.
  157. Е.Н. Управленческая деятельность кадров Федеральной таможенной службы РФ: Дис.. канд. социол. наук. -М&bdquo- 1995. 158 с.
  158. В.И., Зараковский Г. М., Степанова Г. Б. Мониторинг психофизиологического потенциала населения: методические возможности реализации идеи // Физиология человека. 1995. — Т. 21. -№ 6.-С. 5−13.
  159. Л.И. Деловая оценка работников в сфере управления. М.: Экономика, 1974. — 158 с.
  160. Ь 165. Меньшиков Л. И. Принципы оценки деловых качествработников // Наука и техника. 1970. — № 10. — С. 3−6.
  161. Г. И., Привалов Ю. А., Саенко Ю. И. Социальный мониторинг постчернобыльской ситуации // Социологические исследования. 1999. — № 10. — С. 114−120.
  162. С.Ф. Преподаватель в зеркале студенческойф аудитории // Вестник высшей школы. 1986. — N 11. — С. 13−18.
  163. Е.Ф. Общая социология: Учебное пособие для студентов гуманитарных спец. Самара, Самар. ун-т., 1997. — 86 с.
  164. С.Г. Теория и практика аттестации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений. Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 1998. — 255 с.
  165. Мониторинг в образовании. В 2 кн.: Кн. 1 / А.Н. Майоров-
  166. М-во общ. и проф. образования, Президент, программа «Дети России», Федер. программа «Дети Чернобыля», Лаб. изучения образоват. систем. СПб.: Образование — культура, 1998. — 342 с.
  167. Мониторинг региональных образовательных систем и эффективности реализации социальных проектов: А. Н. Майоров, О. Е. Лебедев, Е.С. Заир-Бек и др.- М-во общ. и проф. образования Рос. Федерации и др. М.: Полигр. сервис, 1999. — 222 с.
  168. Мониторинг социально-трудовой сферы Республики Мордовия: С. М. Вдовин и др.- М-во труда и занятости населения Респ. Мордовия Саранск: Б. и., 1997. — 102 с.
  169. Л.И. Регионально-психологические факторы профессиональной подготовки управленческих кадров в системе образования. М.: Изд-во Рос. акад. гос. службы, 1998. — 99 с.
  170. Ю. Подводные камни оценки служебной деятельности // ЭКО. 1976. — N 6.
  171. Наука Сибири: последние бастионы. Из кн. «Социологичес1.кий и социально-психологический мониторинг научного сообщества
  172. ННЦ» / А. Гордиенко, С. Еремин, Ю. Плюснин и др. // Поиск. 1996. -21−27 сентября. — № 38. — С. 7−8.
  173. Научные основы регионального социально-экономического мониторинга: A.M. Афанасьев, О. А. Гармасар, К. Н. Знаменская и др.: Под ред. Л. В. Ивановского, В.Е. Рохчина- Рос. акад. наук, Ин-т соц, р- экон. проблем и др. СПб.: ИСЭП, 1998. — 274 с.
  174. С.Д. Игровые методы подготовки кадров / Под ред. Давыдова В. В. М.: Высшая школа, 1995. — 205 с.
  175. В.Г., Невирко Д. Д. Теоретическая социология: нетрадиционные подходы: Учеб. пособие / Красноярс. высш. шк. МВД России. Красноярск, 1997. — 256 с.
  176. В.Я. Новые подходы в социологии образования //
  177. Социологические исследования. 1999. — № 11. — С. 84−91.
  178. Ю.В. Особенности мотивационно-смысловой сферы кадров государственной службы: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М.: Рос. Ак. гос. службы при президенте РФ.
  179. Новые подходы к подготовке педагогических кадров в Республике Коми: Республиканская научно-практическая конференция. (21 февраля 1997 г.). Сыктывкар: КГПИ, 1997. — 167 с.
  180. И.А. Учительские кадры России: их подготовка и повышение квалификации: Соц.-ист. аспект: Учеб. пособие. М.: АПКПРО, 1998. — 147 с.
  181. А.Н. Психологические основы оптимизации процесса аттестования преподавателей высшего военно-учебного заведения: Автореф. дис.. канд. психол. наук / Военный университет. -М., 1997.-24 с.
  182. А.А. Мониторинг инновационных процессов в образо-ф. вании // Педагогика. 1996. — № 3. — С. 9−15.
  183. С.С., Семенов И. Н. Оценка творческого потенциала научных коллективов // Человек в мире интеллектуальных систем. -Новосибирск: ИФиП, 1992.
  184. Основы педагогических технологий (краткий толковый словарь) / Отв. ред. А. С. Белкин. Екатеринбург, 1995.
  185. Оценка работников управления / Под ред. Г. Х. Попова.• М.: Московский рабочий, 1976. 352 с.
  186. Т.А. Реформирование системы образования в России 90-х годов. Социологические аспекты управления: Дис.. канд. социол. наук. М., 1997. — 147 с.
  187. Педагогический мониторинг как системная диагностика в управлении качеством образования: Тезисы V всерос. науч.-практ. конф. (23−26 июня 1997 г.) — Редкол.: Андреев В. И. и др. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1997. — 126 с.
  188. Народное образование. 1986. — № 2.
  189. В.Б., Уметбаев З. М. Современный педагогический вуз: опыт организации подготовки кадров: Монография. Магнитогорск: Изд-во Магнитог. пединститута, 1998. — 110 с.
  190. В.Н. Кадровая политика: Обучение. Повышение. Перемещение. Подгот. персонала. М.: Кадры, 1998. — 32 с.
  191. Л.Ю. Управленческое консультирование. Социологический анализ и преспективы развития: Дис.. канд. социол. наук. СПб., 1996. — 158 с.
  192. Н.П., Федорова М. Ю. Социология лидерства / МГПУ.-М., 1997. 156 с.
  193. Подготовка и использование кадров науки: Материалы семинара. М.: Знание, 1989. — 156 с.
  194. Подготовка и повышение квалификации педагогических кадров: проблемы, опыт, перспективы: Сб. науч. тр.: Междунар. пед. акад., Моск. пед. ун-т, Фак. повышения квалификации преподавателей вузов: Под ред. Симонова В. П. Вып. 1. М.: МПА, 1999. — 71 с.
  195. Политехнический словарь / Гл. ред. Артоболевский И. И. -М.: Советская энциклопедия, 1977.
  196. Положение об аттестации молодых специалистов научноисследовательского института // Материалы по развитию научнотехнического творчества молодежи. М., 1972.
  197. Т.С. Подбор и расстановка инженерно-технических кадров промышленных предприятий в условиях перестройки: Автореф. дис.. канд. экон. наук. М.: МФЭИ, 1989. — 20 с.
  198. Пособие по подготовке научно-педагогических кадров в Санкт-Петербургском государственном университете им. акад. И. П. Павлова: Составитель Т. В. Антонова. СПб.: Изд-во СПбГМУ, 1997. -29 с.
  199. Практикум по социологии. М.: Изд-во МГУ, 1992. — 192 с.
  200. И.М. Эмиграционный потенциал крымских татар // Социологические исследования. 1999. — № 10. — С. 95−104.
  201. А.И. Современная социология организаций: Учебник. М.: Интерпракс, 1995. — 295 с.
  202. Психологический портрет политического деятеля в системе мониторинга политических конфликтов аспекты формализации / Е.В. Егорова-Гантман, B.C. Кретов, И. Е. Власов, И. В. Фролов // НТИ. Сер. 2, Информационные процессы и системы. — 1995. — № 9. — С. 4−13.
  203. А.А., Радугин К. А. Социология: Курс лекций. 3-е изд., переработ., доп. — М.: Центр, 2000. — 223 с.
  204. Рац М., Копылов Г., Ойзерман М., Слепцов Б. Строительство будущего: мониторинг и авторский надзор // Человек и природа. -1992. № 4, 5, 6.
  205. В.В., Репкина Г. В., Заика Е. В. О системе психолого-педагогического мониторинга в построении учебной деятельности // Вопросы психологии. 1995. — N 1. — С. 13−24.
  206. Ю.А. Возможности социально-психологических методов в оценке труда научных работников // Подготовка и использование кадров науки: Материалы семинара. М.: Знание, 1989. -С. 144−150.
  207. Н. В. Мониторинг изучение качества знаний, умений, навыков // Начальная школа. — 1998. — № 10. — С. 62−64.
  208. А.Ю. Методологические проблемы организации целевой переподготовки и повышения квалификации научных кадров // Подготовка и использование кадров науки: Материалы семинара. -М.: Знание, 1989. С. 56−60.
  209. Р.И. Практикум по социологии: учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ, 1999. — 447 с. ф 233. Рутицкая А. Аттестация как фактор управления научнымикадрами. М., 1976. — 15 с.
  210. О.В. Нравственные характеристики современных ^ кадров государственной службы. Значимость, содержание, социологический аспект проблемы: Дис.. канд. социол. наук. М., 1997. — 158 с.
  211. А.Я., Зуев В. М., Галаган А. И., Джалалов С. Прогнозирование развития и мониторинг состояния высшего и среднего профессионального образования: (Теория, методология, практика). -М.: Науч.-исслед. ин-т высш. образования, 1999. 192 с.
  212. А.Я., Зуев В. М., Галаган А. И., Джалалов С., Иоселевич В. А. Разработка мониторинга развития высшего и среднего профессионального образования в Российской Федерации и системы выявления спроса на специалистов: Науч. отчет. М.: НИИВО, 1995.
  213. Ю.А., Королева Н. А. Повышение квалификации «работников образования Воронежской области: опыт, проблемы, путисовершенствования. Воронеж: ВОИПК РО, 1999. — 66 с.
  214. A.M. Психолого-педагогические основы научной организации труда преподавателей общественных наук ввузов: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1976. — 24 с.
  215. B.C. Научные кадры экономических вузов и проблемы их использования // Подготовка и использование кадров науки: Материалы семинара. М.: Знание, 1989. — С. 68−71.
  216. М.П. Педагогические технологии и повышение квалификации инженерно-педагогических работников. СПб.: ЦИП1. КПО, 1997. 193 с.
  217. С.Н. Профессиографический мониторинг в системе высшего педагогического образования // Стандарты и мониторинг в образовании. 1999. — № 2. — С. 59−64.
  218. С.Н. Профессиографический мониторинг как средство профессиональной социализации педагога // Психолого-педагогические проблемы социализации личности: Сб. науч. тр.-
  219. Шадринский гос. пед. ин-т. Шадринск, 1997. — С. 180−186.
  220. Система научной подготовки и аттестации в университетах России и Западной Европы: исторический опыт (XIV-XX вв): Сб. науч. статей. М., 1998. — 203 с.
  221. В.Б. Социальные аспекты формирования кадров государственного аппарата в переходный период. Историко-социологический анализ опыта 20-х годов: Дис.. канд. социол. наук. -М., 1997. 188 с.
  222. Словарь иностранных слов: 15-е изд., исправленное. М.: Русский язык, 1988. — 320 с.
  223. Н. Социология: Учебное пособие для студентов вузов: Пер. с англ. М.: Феникс, 1994. — 688 с.
  224. А. Экспертный опрос: цели, задачи, выборэкспертов // Информационно-методический сборник / Центр военно-социологических, психологических и правовых исследований Вооруженных Сил Российской Федерации. 1993. — N 2 (5). — С. 29−34.
  225. Л.Н., Лобанова Т. Н. Психодиагностические критерии руководящих кадров // Психологический журнал. 1989. — Т. 10. — N 1. — С. 42−48.
  226. В.А. Становление молодого преподавателя военного училища: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1982. — 20 с.
  227. И.А. Социально-экологический мониторинг: методологические и методические основы. М.: Изд-во РЭФИА, 1997.100 с.
  228. Социальная политика и проблемы подготовки кадров: Межвузовская конференция, 26−27 февраля 1998 г. М.: Ин-т молодежи, 1999. — 254 с.
  229. Социальная работа: формы, функции, подготовка кадров: Межвузовская конференция, 21−22 мая 1996 г. Волгоград: Перемена, 1997.-221 с.
  230. Социальное управление: Словарь-справочник / Под ред. В. И. Добренькова, И. М. Слепенкова. М.: Изд-во МГУ, 1994. — 208 с.
  231. Социально-педагогическая подготовка инженерно-педагогических кадров ССУЗ: (Учеб. пособие): Г. В. Мухаметзянова, В. Ш. Масф. ленникова, Т. М. Трегубова, В. П. Ширшов: Рос. акад. образования, Инт сред. спец. образования. Казань: ИССО, 1997. — 112 с.
  232. Социально-экономические проблемы подготовки кадров и развитие образования в условиях Европейского Севера: Межвузовскийсб. науч. трудов / Ред. Козлов К. А. и др. Вологда: Вологод. гос. пед. ин-т, 1989. — 117 с.
  233. Социологический мониторинг на базовых предприятиях -^ объектах мониторинга, I полугодие 1998 года: М-во труда и соц. развития Рос. Федерации, Упр. мониторинга и координации науч. исслед. М.: Минтруд России, 1998. — 82 с.
  234. Социология в России XIX начала XX веков: История социологии. Социологическое образование. Учеб. пособие для вузов / Под общей ред. В. И. Добренькова. — М.: Междунар. ун-т. бизнеса и упр., 1997.-492 с.
  235. Социология и пресса в период парламентских и президентских выборов 1995 и 1996 годов: Отчет по проекту «Мониторинг социологических публикаций в СМИ» Фонда защиты гласности. М.: Права человека, 1996. — 150 с.
  236. Социология на пороге XXI века: основные направления Г исследований / Ред. составитель С. И. Григорьев (Россия), Ж. Коэнен
  237. Хуттер (Швейцария) / 3-е изд., доп., пер. — М.: РУСАКИ, 1999. — 358 с.
  238. Социология. Основы общей теории: Учебное пособие для вузов / Г. В. Осипов, JI.H. Москвичев, А. В. Кабыща и др. М.: Аспект Пресс, 1996. — 461 с.
  239. Социология: Практикум. М.: Социально-политический журнал, 1993. -240 с.
  240. Социология: Учеб. для вузов / Под ред. В. Н. Лавриненко. -М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998 г. 349 с. р 266. Статистический словарь / Гл. ред. Королев М. А. 2-е изд., | пеЙер. и дополн. М.: Финансы и статистика, 1989.
  241. С.Ю., Варламова Е. П. Рефлексивно-инновационный подход к подготовке управленческих кадров // Вопросы психологии. 1995. — N 1. — С. 60−68.
  242. А.И., Чекмарев В. В. Мониторинг источников фор-ф мирования содержания высшего образования. М.- Кострома: Изд-во
  243. Костром, гос. пед. ун-та, 1996. 242 с.
  244. Д.А. Психолого-педагогические проблемы аттестации специалистов на предприятии. Рига, 1982.
  245. Э.В. Социология: Учебное пособие. М.: Знание, 1998. -272 с.
  246. Г. Г. Методология анализа данных в социологии: ^ Введение: Учеб. для вузов. 2-е изд., испр. -М.: NOTA BENE, 1999.223 с.
  247. Г. А. Аспирант и научный руководитель // Подготовка и использование кадров науки: Материалы семинара. М.: Знание, 1989. — С. 91−94.
  248. Е.М. Московская городская Дума в системе городского управления и ее кадровое обеспечение. Социологический аспект: Дис.. канд. социол. наук. М., 1998. — 209 с.
  249. .Т. Социология: общий курс. М.: Прометей, 1999−510 с.
  250. В.В., Дятлов В. А. Основы кадрового менеджмента. -М.: Дело, 1997. 332 с. t 277. Труд руководителя: Для руководящих управленческихкадров: Учебное пособие. М.: Экономика, 1977.
  251. М.В. Социология управления: Учеб. пособие. -М.: ИНФРА-М, Новосибирск: НГАЭиУ, 1999. 144 с.
  252. М.В., Аверченко JI.K. Практикум по курсу «Социология и психология управления» / НГАЭиУ. Новосибирск, 1997. — 208 с.
  253. М.В., Аверченко JI.K. Социология и психология управления: практикум. М.: ИНФРА-М, 1999. — 182 с.
  254. Ю.Ю. Научно-техническая информация в системе непрерывного обучения научных и научно-педагогических кадров //ь Подготовка и использование кадров науки: Материалы семинара. М.:1. Знание, 1989. С. 48−52.
  255. Ф.С. Социология города / Уфим. юрид. ин-т МВД РФ. СПб.- Уфа, 1997. — 160 с.
  256. Р.Т. Совершенствование управленческой деятельности по решению социальных проблем молодежи на основе мониторинга: Дис.. канд. социол. наук. Уфа, 1997. — 128 с.
  257. О.И. Роль профориентации в сокращении текучести ф кадров на производстве // Научно-техническая революция ипрофориентация молодежи. Ставрополь: СОЦПО, 1984.
  258. А.В. Работа с кадрами: Психологический аспект. М.: Экономика, 1990. — 168 с.
  259. А.В. Роль коммуникативных умений в процессе педагогического взаимодействия преподавателя со студентами: Автореф. дис.. канд. психол. наук. JL, 1978. — 20 с.
  260. С.С. Основы социологии: Учебное пособие. М.: Юристъ, 1997. — 343 с.
  261. Ф.Г. Гуманизация высшего технического образования как фактор духовно-нравственного воспроизводства инженерных кадров. Уфа: УГАТУ, 1998. — 218 с.
  262. В.Ф., Лисиненко И. В. Социология предпринимательства. М.: Луч, 1996. — 112 с.
  263. ХарчеваВ. Основы социологии: Учеб. для сред. спец. учеб. заведений. М.: Логос, 1997. — 302 с.
  264. И. Теория управления кадрами в рыночной экономике / Пер. с нем. М.: Международ, отношения, 1997. — 662 с.
  265. Д.В. Социологические аспекты организации эффективного труда служащих: Дис.. канд. социол. наук. М., 1996. — 177 с.
  266. Е.В. Социальный мониторинг в системе управления ^ регионом: Дис.. канд. социол. наук. М., 1997. — 129 с.
  267. Г. П. Социально-управленческая компетентность профсоюзных кадров как фактор повышения роли профсоюзов в управлении социальными процессами: Дис.. канд. социол. наук. -М., 1997. 138 с.
  268. Н.А. Персонал банка: Одна из главных задач щ правления — определение руководителя кадровой работы в банке //
  269. Служба персонала. 1998. — № 6. — С. 19−27.
  270. Г. А. Развитие педагогического творчества преподавателей военно-учебных заведений: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1991. — 24 с.
  271. В.Д. Психологические аспекты расстановки кадров. М.: Знание, 1974.
  272. Е.П. Автоматизированная система оценкииндивидуального стиля руководства // Социально-психологическиеметоды практической работы в коллективе: Диагностика и воздействие. М., 1990. — С. 116−125.
  273. .Я. Человеческий фактор в управлении войсками. Проблемы и поиски: Учебное пособие. М.: ВПА, 1989. — 61 с.
  274. Я. Элементарные понятия социологии / Пер. с польского. М.: Прогресс, 1969. — 238 с.
  275. Ф.Э., Харчева В. Г., Сериков В. В. Социология образования: прикладной аспект. М.: Юристъ, 1997. — 301 с.
  276. С.Е., Кальней В. А. Мониторинг качества образования в школе. М.: Российское педагогическое агентство, 1998. — 354 с.
  277. ТТТиян JI.K. Воспитательный потенциал рейтинговой системы проверки знаний студентов // Технология оценки знаний как один из аспектов проблемы обучения. Тезисы докладов. Орел: Изд-во ОГСХА, 1996. — Вып. № 4. — С. 36−38.
  278. В.И. Настольная книга менеджера по кадрам. -М.: НОРМА ИНФРА-М, 1998. — 520 с.
  279. А.В. Проблемы подготовки научных кадров в условиях перестройки системы управления народным хозяйством // Подготовка и использование кадров науки: Материалы семинара. М.: Знание, 1989. — С. 27−33.
  280. П.Б. Метод экспертных оценок: Учебное пособие. -М.: Изд-во МГУ, 1987. 80 с.
  281. Л.Л. Практическая социология: ретроспектива и современность: Спецкурсы лекций / Кемеровский гос. университет. -Кемерово, 1997. 232 с.
  282. Г. В. Социально-психологические аспекты совершенствования деятельности кадровых служб на производстве:
  283. Ф Автореф. дис.. канд. психол. наук. Киев, 1989.
  284. Энциклопедический словарь работника кадровой службы / Под общей ред. В. М. Максимова. М.: ИНФРА-М, 1999. — 327 с.
  285. В.А. Социологическое исследование. Методология. Программа. Методы. М.: Наука, 1987. — 237 с.
  286. В.А. Стратегия социологического исследования: Описание, объяснение, понимание социальной реальности: Учеб. для вузов. М.: Добросвет, 1999. — 596 с.
  287. Т.И. Общая социология: Учеб. пособие / МГИЭТ (ТУ). М., 1996. — 120 с. К1. Анкета преподавателя1. Уважаемые коллеги!
  288. Департамент послевузовского профессионального образования Современного Гуманитарного Института проводит социальный мониторинг кадрового потенциала профессорско-преподавательского состава филиалов СГИ.
  289. Ваш пол: мужской- - женский4. Социальное происхождение: — из рабочих- из крестьян- - из служащих
  290. Год начала работы вфилиале СГИ
  291. Вид трудовых отношений с СГИ: — постоянная работа по трудовому договору (контракту) — работа по совместительству- по договору подряда на разовую работу- другое (назовите)
  292. Профессиональное образование и квалификация
  293. Название оконченного вуза и факультета15. Специальность16. Специализация17. Педагогический стаж сгода
  294. Ученая степень доктора наук, присуждена вгоду- отрасль науки- шифр специальности- наименование специальности
  295. Подготовка докторской диссертации осуществлялась: — в докторантуре- путем прикрепления старшим научным сотрудником- путем соискательства
  296. Докторская диссертация защищалась: — в государственном вузе- в негосударственном вузе- в академическом научно-исследовательском институте- в отраслевом научно-исследовательском институте- в негосударственном научно-исследовательском институте
  297. Работа над докторской диссертацией: — докторскую диссертацию готовить не планирую * планирую подготовить докторскую диссертацию- диссертация в состоянии написания- диссертация прошла предварительную экспертизу- диссертация готовится к защите
  298. Ученая степень кандидата наук, присуждена вгоду- отрасль науки- шифр специальности- наименование специальности
  299. Подготовка кандидатской диссертации осуществлялась: — в аспирантуре (адъюнктуре) очно- в аспирантуре (адьюнктуре) заочно ^ путем соискательства
  300. Кандидатская диссертация защищалась: — в государственном вузе- в негосударственном вузе- в академическом научно-исследовательском институте- в отраслевом научно-исследовательском институте- в негосударственном научно-исследовательском институте
  301. Сколько учеников вы подготовили: — докторов наукчел.- кандидатов наукчел.
  302. Сколько учеников вы готовите в настоящее время: — докторантовчел.- соискателей ученой степени доктора наукчел.- аспирантов (адьюнктов)чел.- соискателей ученой степени кандидата наукчел.
  303. Действительным членом каких академий Вы являетесь
  304. В каких диссертационных советах вы работаете
  305. Имеете ли почетное звание?- не имею- Заслуженный деятель науки РФ- Заслуженный работник высшей школы РФ- другое звание (назовите)
  306. Научные публикации (количество): — монографии- учебники- учебные пособия- научные статьи- тезисы докладов- научные отчеты- авторские свидетельства- другие публикации
  307. Общий объем публикацийпечатных листов.
  308. Формы и год повышения квалификации: ф 37. Степень владения иностранным языком (каким?) — владею свободно- читаю и могу объясняться- читаю и перевожу со словарем- не владею
  309. Выбор научного направления
  310. Занимались ли Вы научной работой в период обучения в вузе?- да- нет
  311. Если да, то как Вы работали?- самостоятельно- в научном кружке при кафедре- в студенческом научном обществе- в исследовательской группе- другое (назовите)
  312. Была ли у Вас к моменту окончания вуза собственная излюбленная тема, идея, замысел, программа исследований?- да- нет
  313. Если была, то смогли ли Вы ее реализовать?- реализовали полностью- реализовали частично- не смогли реализовать (почему?)
  314. Если бы Вы могли начать свою научную карьеру заново, выбрали бы Вы: да нет не знаюту же область науки ту же научную тему тот же коллектив того же научного руководителя
  315. Научно-педагогическая работа в настоящее время
  316. Участвуете ли Вы в управлении филиалом СГИ?- являюсь членом ученого совета филиала СГИ- не являюсь членом ученого совета, но участвую в его работе- не участвую в работе ученого совета- в филиале СГИ нет ученого совета
  317. Содержание Вашей научно-педагогической деятельности: — обучающая%- воспитывающая %- организаторская%- методическая%- исследовательская%- другая деятельность% (назовите)
  318. Удовлетворяет ли Вас научно-педагогическая работа?- работой полностью доволен- скорее доволен, чем не доволен- отчасти доволен, отчасти не доволен- скорее не доволен, чем доволен- работой совершенно не доволен (почему?)
  319. Имеете ли Вы свободу выбора и использования: — методов и средств обучения- методик обучения и воспитания- учебников, учебных пособий и материалов- методов оценки знаний обучающихся- свободы выбора нет, все регламентировано
  320. Насколько развита в Вашем коллективе взаимопомощь?- всегда помогут в работе- скорее помогут, чем не помогут- могут помочь, могут и не помочь- скорее не помогут, чем помогут- никогда не помогут (почему?)
  321. Как бы Вы отнеслись к предложению перейти на постоянную работу в другой вуз или научное учреждение?- хочу остаться в прежнем коллективе- останусь, если достигну того, чего желаю- думаю об уходе, но окончательно не решил- хочу перейти (почему?)
  322. В какой степени Вы владеете содержанием преподаваемой учебной дисциплины?- владею свободно, не испытываю затруднений в этой области- владею хорошо, но испытываю некоторые затруднения- владею посредственно, с небольшими пробелами щ владею слабо
  323. В какой степени Вы владеете методикой преподавания?- владею свободно, не испытываю затруднений в этой области- владею хорошо, но испытываю некоторые затруднения- владею посредственно, с небольшими пробелами- владею слабо
  324. Как часто Вам приходится выступать с научными докладами и сообщениями (раз в год)?- на заседаниях кафедры- на заседаниях ученого совета- на заседаниях диссертационного совета- на конференциях (съездах) — на конгрессах (симпозиумах)
  325. Благодарим Вас за работу с анкетой! I1. Опросникдля экспертной оценкипрофессионально важных качеств преподавателей
  326. Способен оказывать воспитательное воздействие на окружающих. Умеет находить индивидуальный подход к людям. Умеет вызвать и поддержать интерес аудитории. Излагает материал ясно и логически последовательно. Умеет аргументированно убеждать других людей.
  327. I. Организаторские способности
  328. Умеет правильно распределять работу в коллективе. Способен организовать взаимодействие в коллективе. ф Способен объективно оценивать деятельность других.
  329. Умеет организовать контроль за выполнением задач. Умеет аргументированно отстаивать интересы коллектива.1. Коммуникативные качества
  330. Легко вступает в контакты с людьми (общителен). ^ Умеет поддержать разговор с собеседником.
  331. Тактичен и культурен в общении с окружающими. Имеет развитое чувство юмора. Доброжелателен по отношению к окружающим.1. V. Нравственные качества
  332. Принципиален в различных ситуациях. Умеет держать данное слово (обязателен). Проявляет порядочность и честность в любых ситуациях. Способен доверять людям и вызывать доверие к себе. Справедлив в решении деловых и личных вопросов людей. I
Заполнить форму текущей работой