Актуальность темы
исследования. В российском обществе активно протекают и воспроизводятся негативные социальные процессы, обусловленные кардинальной трансформацией базисных оснований жизнедеятельности нашего государства. Смена идеологии и системы ценностей повлекли за собой «размывание» правовых и моральных критериев социального поведения. Изменение форм собственности и способов управления ею, разрыв целостного прежде экономического пространства страны породили безработицу и снижения уровня жизни семей, их миграцию. Реформы в политической сфере сопровождаются противостоянием политических сил, локальными военными конфликтами, криминализацией практически всех сторон общественной жизни.
Все это вместе взятое провоцирует социальную и психологическую дезадаптацию людей, ухудшение общественного здоровья нации. За последние 10 лет средняя продолжительность жизни российских граждан сократилась на 20 лет, появился отрицательный демографический баланс. В зону социального неблагополучия попали многие категории россиян, особенной остротой характеризуется ситуация с детьми и подростками. Эта группа уменьшается количественно. В ближайшие годы, по оценкам специалистов, детей будет меньше на 7 млн., более чем на одну треть по причинам низкой рождаемости, детской и подростковой смертности.
Молодое поколение теряет и качественные характеристики, отражающие уровень физического, психического и нравственного здоровья. В подростковой среде распространены различные формы девиантного поведения: алкоголизм, наркомания, преступность.
Суть проблемной ситуации в области защиты детства состоит в следующем: с одной стороны, общество фиксирует кризисные тенденции в детско-молодежной среде, резкое снижение социализирующей функции семьи и по своему реагирует различными формами общественного сознания на очевидные факты в этой области. С другой, — нет адекватной социальной политики, сопряженной с национальными интересами. Процессы депопуляции, охватившие ряд регионов России, постепенно переводят страну в разряд «бездетных». При этом в число социальных изгоев попали дети. В России, по разным официальным источникам, свыше 4-х млн. детей-беспризорников, безнадзорных, социальных сирот, которые лишены опеки двух основных социальных институтов: семьи и государства. Часть из них не доживает и до совершеннолетия, становясь объектом преступного бизнеса, насилия со стороны взрослых.
По данным Генеральной прокуратуры РФ десятки тысяч детей умирают от травм, убийств, самоубийств и отравлений. Только за 1998 год в России по неестественным причинам ушли из жизни 20,6 тысяч детей и подростков.1.
Россия приобретает еще одну парадоксальную, с точки зрения перспективного конструктивного развития, характеристику, она превращается в страну-экспортера своих детей.
Отмеченные процессы имеют место практически во всех регионах России. Так, ежегодно в органы внутренних дел Рязанской области доставляется 2,5 тысяч несовершеннолетних. В г. Рязани состоят на учете более 500 неблагополучных семей, где дети не имеют нормальных условий для проживания и воспитания. Благоприятной почвой не только для сохранения, но и воспроизводства кризисных явлений в системе защиты детства, является отсутствие научно обоснованной стратегии, предусматривающей целевое, заинтересованное взаимодействие государственных структур и общественных организаций.
Таким образом, актуальность темы диссертационного исследования обусловлена: во-первых, необходимостью теоретико-методологического осмысления детства и подростковости как особого специфически-целостного периода в жизни общества, задающего вектор социального развития на перспективуСм.: Здоровье нации — возрождение России. Рязанский медицинский вестник. — 2001. — № 19. — С. 2. Россия во-вторых, социальной востребованностью комплексного знания о состоянии социального сиротства как особого «пограничного» состояния детей, имеющих родителей, но лишенных их попеченияв-третьих, необходимостью выработки научно-практических рекомендаций по определению оптимальных мер по решению проблем социального сиротства в каждом конкретно взятом регионе страны.
Степень научной разработанности проблемы. В отечественной и зарубежной науке накоплен большой объем теоретических и эмпирических знаний по проблемам детства и его защиты. Первые подходы к осмыслению взаимоотношений государства и семьи, места и роли молодежи в обществе, оценке детей с точки зрения соотношения антропо-биологических и социальных характеристик содержат дошедшие до нашего времени сочинения античных философов.1.
Детство через семейные отношения рассматривалось в работах Ф. Бэкона, М. Монтеня, Д. Юма, Ж.-Ж. Руссо, И. Канта и других философов. До середины XIX века в исследовательской методологии доминировал следующий философский ракурс: детство — это вечное, естественно-необходимое условие человечества, без которого невозможна историческая преемственность. В силу этого — это объект, подлежащий формированию со стороны государственных институтов.2 Психологическая наука обозначила два ключевых аспекта в исследовании детства. Первый — детство с точки зрения индивидуального развития ребенка. Второй — семья как основной механизм ценностной ментальности детей и подростков. Эта теоретико-методологическая линия развивалась и отечественными психологами.3.
Формирование социологического подхода к проблемам детства, семьи, воспитания относится к концу XIX — началу XX века. Э. Дюркгейм разрабатывает концепцию двойственной природы человека с.
1 См.: Аристотель. Соч. в 4-х т., т. 44. — М., 1984; Томам Йозеф, Томанова Мирослава. Сократ. М., 1983; Лукиан. Избранное. М., 1987; Плутарх. Избранные жизнеописания. М., 1990; Цицерон. Избранные сочинения. М., 1975 и др.
2 См.: Мркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология / Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. — Т. 3- Сорокин П. А. Кризис современной семьи // Ежемесячный журнал литературы, науки и общественной жизни. 1919. -№ 1.
3 См.: Выготский Л. С. Собр. соч. — М, 1984; Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968; Рубинштейн. Л. Бытие и сознание. М., 1957 и др. соответствующей системой воспитания, выделяя общество в состоянии аномии.1 В начале XX века в «детской» тематике отечественных и зарубежных исследований все большее место начинают занимать проблемы неблагополучия семьи, трудных подростков, осмысление таких категорий как «дети-беглецы», «безнадзорные», «беспризорники» и др. Эти вопросы научно актуализировались в отечественной социологии с конца 80-х — начала 90-х годов X века. В научный оборот вошла еще одна научная категория -«социальное сиротство». Однако эти проблемы находятся еще на начальной стадии разработки. На основе изучения зарубежного исследовательского опыта в этой области и отечественных работ российские социологи концептуализируют теоретические подходы к изучению социального сиротства детей с учетом современного состояния детства. Научные поиски реализуются в отдельных статьях, выступлениях на научных конференциях, бюллетенях научной информации.
Одновременно с углублением анализа групп детей «социального риска» научное обоснование получает необходимость разработки системы защиты детства, в рамках социальной политики государства.4.
Однако, в основном это работы поисковые, концентрирующие внимание на каких-то отдельных аспектах детства. Нет комплексных работ, раскрывающих состояние, факторы образования, условия воспроизводства такого общественного явления как социальное сиротство в целом по РФ и ее субъектам. См.: Дюркгейм Э. Философско-социологическая концепция морали / Осипова Е. В. Социология Эмиля Дюркгейма. М., 1977.
2 См.: Сорокин П. Человек и общество в условиях бедствия. (Фрагменты книги) // Вопросы социологии. -1993. -№ 3- Его же. Кризис современной науки и общественной жизни. 1916. -№ 1- Ткачев П. Н. По поводу книги Дауля «Женский труд» и статьи моей «Женский вопрос» / Кладези мудрости российских философов. М., 1990; Энциклопедия социальной работы в США. М., 1991 и др.
3 См.: Профилактика социального сиротства и социальная реабилитация дезадаптированных детей и подростков // Информ. бюл. комиссии по вопросам женщин, семьи и демографии при Президенте Российской Федерации. Вып. 3. М., 1998; Ромнкова 3.T., Игитханян Е. Д. Процессы интеграции и дезинтеграции в социальной структуре российского общества // СОЦИС. — 1998. — № 3- Кудрявцев B.H. Механизмы социальной деформации // Вопросы философии. — 1998. — № 11- Степанова О. В. Жестокое обращение с детьми в семье и его социальные последствия / Социология в Санкт-Петербурге. Санкт-Петербург. — 1999; Гетманский К. Провинциальные беспризорники бегут в Москву // Известия. — 2002. -16 января и др.
4 См.: Лиханов А. А. Плач о детстве / В кн.: Положение детей в России. М., 1993; Рыбинский Е. М. Актуальные проблемы положения детей в обществе / В сб.: Актуальные проблемы современного детства. М., 1992; Правовые гарантии социальной защиты семьи, женщин и детей: Нормативные акты. М., 1993; Платонова А. П. Детство и его социальная защита в условиях реформирования российского общества. Автореферат дис. на соиск. ученой степени канд. социол. наук. М., 1995 и др.
Все это в совокупности обусловило выбор цели и задач исследования.
Цель исследования — определить причины, условия и факторы возникновения и воспроизводства социального сиротства детей и подростков.
Задачи исследования:
— на основе анализа отечественных и зарубежных работ выявить теоретико-методологические подходы к детству как социальному явлению;
— уточнить понятия «социальное сиротство», «беспризорность», «безнадзорность», «семья детского риска»;
— проанализировать состояние распространенность и социальную обусловленность сиротства детей и подростков в Рязанской области в контексте основных показателей современных проблем российских детей;
— изучить состояние системы социальной защиты детей и подростков в г. Рязани и Рязанской области как фактора социализации детей и подростков;
— определить методы и формы работы с детьми — социальными сиротами адекватные специфике Рязанской области;
— обосновать рекомендации, направленные на создание действенной системы работы с детьми-социальными сиротами в регионе.
Объект исследования — социальное сиротство детей и подростков как общественное явление.
Предмет исследования — условия и факторы динамики и воспроизводства социального сиротства детей и подростков.
Теоретико-методологическая и методическая база диссертационной работы представлена общенаучными принципами познания общественных явлений. В процессе работы над диссертацией использованы системно-факторный, структурно-функциональный, бихевиористский подходы, методы прикладного социологического анализа.
Теоретическую основу исследования составили труды философов, психологов и социологов прошлого и современности по проблемам семьи как социального института, взаимодействия государства и семьи в воспитании детей, эволюции системы защиты детства в процессе общественного развития. Особое внимание уделено теоретическому осмыслению состояния семьи и детства в периоды социальных кризисов (Э. Дюркгейм, П. Сорокин и др.).
Диссертация опирается на работы современных отечественных ученых в области социологии семьи, социологии личности, социологии управления.
Теоретическими источниками явились также основные нормативно-законодательные акты в области защиты прав ребенка и профилактики безнадзорности несовершеннолетних.
Эмпирическую базу исследования составили:
— результаты социологического исследования «Проблемы беспризорности и социального сиротства детей в Рязанской области», проведенного под руководством автора в январе-феврале 2002 года. Опрошено 352 человека, репрезентирующих по социальным признакам, 145 руководящих работников в качестве экспертов;
— результаты вторичного анализа всероссийского опроса общественного мнения молодежи, проведенного научно-исследовательским центром при Институте молодежи в июне 1999 года в рамках мониторинга «Молодежь России». Опрошено 1875 человек в возрасте до 30 лет в 12 регионах РФ. Отдельно проведены интервью с представителями специфических категорий молодежи (заключенные, наркоманы, проститутки);
— аналитические материалы информационного бюллетеня Комиссии по вопросам женщин, семьи и демографии при Президенте Российской Федерации (1997;2001 гг.);
— материалы сборника «Вопросы правового регулирования жизнедеятельности семьи в законодательстве России» (1997 г.);
— материалы информационно-консультативного вестника «Дети улиц» Правительства Москвы и комитета по делам семьи и молодежи (19 982 002 гг.);
— аналитические статьи и результаты социологических исследований, опубликованные в информационном бюллетене ВЦИОМ «Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения» (1991;2002 гг.) в журнале «СОЦИС» и др.;
— данные Госкомстата России, статистические отчеты по изучаемой проблеме Управления внутренних дел, комиссий по делам несовершеннолетних муниципальных образований Рязанской области.
Основные результаты, полученные лично автором и их научная новизна:
— на основе анализа отечественных и зарубежных работ выделены основные теоретико-методологические подходы к изучению проблем детства: бихевиористский, структурно-функциональный, системно-эволюционный, историко-логическийуточнено понятие «детство» как социально-биологический феномен, характеризующий возрастной этап индивидуального развития человека и особое социальное явление, отражающее специфику общественной системы, в которую оно интегрировановыделены базисные признаки социального сиротства детей и подростков: а) отсутствие реального попечения в целях воспитания и социализации со стороны семьи и соответствующих государственных структур при их формальном наличиии б) состояние в социуме: беспризорность, бездомность, бродяжничество;
— уточнено понятие социального сиротства как явления, отражающего состояние детей и подростков, имеющих биологических родителей (родителя), но лишенных их попечения и социальной защиты со стороны государственных структур и общества;
— конкретизировано понятие «семья социального риска», в совокупности показателей социальной несостоятельности (аморальный образ жизни, жестокость внутрисемейных отношений и др.), не позволяющих реализовать себя в качестве полноценного института воспитания и социализации детей;
— обозначены факторы воспроизводства социального сиротства детей и подростков: а) несоответствие инфраструктуры социального сиротства его реальному состояниюб) неэффективность системы социальной защиты детства в целом в совокупности объективных и субъективных показателей;
— обоснована необходимость внедрения и развития новых форм работы с детьми-социальными сиротами, таких как модель замещающих семей, связанных с развитием института приемных семей, система патронатного воспитания, домашние школы для категории детей «вне образования»;
— обозначены рекомендации по повышению эффективности социальной защиты детей: создание научнообоснованной комплексной программы по предупреждению, профилактике и преодолению социального сиротства на основе сотрудничества всех субъектов социальной политики в регионе и общественностивключение в профилактику социального сиротства всех звеньев системы образованияинвестирование исследовательских и внедренческих программ для социально-психологической реабилитации групп населения, являющихся потенциальными поставщиками социальных сирот, и профилактики детской преступности.
Достоверность и надежность полученных результатов опирается на теоретические концепции и методологические подходы, разработанные в трудах отечественных и зарубежных ученых в области социологии семьи и социологии молодежи. В их числе: системный комплексный подход как методология изучения детства в социальной структуре общества, в совокупности факторов детерминирующих его развитиедеятельностный V подход к изучению поведения государства и общества относительно семьи и детейинституциональный подход, позволяющий изучить характер взаимодействия основных социальных институтов в решении проблем социального сиротства.
Значительная часть обозначенных в работе теоретических положений опирается на данные государственной статистики, результау.1 социологических исследований, материалы научно-практических конференций по данной проблеме.
Практическая значимость диссертационного исследования. Основные диссертации могут быть использованы администрацией г. Рязани и Рязанской области для формирования концепции профилактики социального сиротства в регионе, администрациями муниципальных образований для диагностики эффективности работы социальных служб по социальной реабили тации дезадаптированных детей и подростков.
Материалы и выводы диссертации представляют значимость для корректировки нормативно-правовой базы социальной защиты детей, могут лечь в основу спецкурса для студентов педагогического института.
Результаты социологического исследования, проведенного в рамках темы диссертационной работы, заложили реальную основу для развития эмпирического изучения данной проблемы.
Апробация результатов исследования. Основные результаты проведенного исследования использованы в выступлениях автора на международных конференциях: «Современные проблемы глобализации и социального развития мирового сообщества» (г. Москва, 23−24 ноября 2001 года), «Государство и общество: проблемы социальной ответственности» (г. Москва, 25 мая 2002 года). Положения и выводы диссертации докладывались на региональном совещании в г. Рязани по проблемам социальной защиты детей (2001 год).
Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании проблемной группы кафедры социологии Российской академии государственной службы при Президенте РФ.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения, списка использованных источников и научной литературы, приложений.
Заключение
.
Проведённое в рамках диссертационной работы исследование позволяет сделать ряд выводов, обобщений, сформулировать предложения и рекомендации, направленные на определение оптимальных путей выявления, профилактики и устранения социального сиротства детей и подростков, развитие теоретико — методологической и эмпирической базы изучения данного социального.
Анализ работ отечественных и зарубежных исследователей по проблемам социальной политики и социальной защиты населения в различные периоды общественного развития позволяет рассматривать социальное сиротство как общественное явление, имеющее глубокие исторические корни. Истоки социального сиротства лежат в нарушении социального сотрудничества государства и семьи, проявляемого в социальном состоянии семьи и оказывающего влияние на положение детей и подростков в обществе. Это область исследования, которая отражает взаимоотношения общества в целом и детства как особой, целостной и относительно самостоятельной в своей специфике социокультурной реальности, чутко реагирующей на все социальные изменения. Уровень таких взаимоотношений отчётливо проявляются в периоды социальных кризисов, когда в первую очередь аномии подвергаются институты семьи и брака, семейные и брачные отношения, влияя впрямую на самочувствие детей. В такие периоды наблюдается расширение границ и усложнение структуры детско — подростковой дезадаптированности через такие показатели, как безнадзорность, беспризорность, бродяжничество, преступность. В социологии дети, включённые в эти процессы, объединены в понятие «дети социального риска».
Отечественной и зарубежной наукой создана определённая теоретикометодологическая база исследования проблем неблагополучных детей и их социальной защиты, однако само понятие «социальное сиротство» только разрабатывается. Тем не менее, накопленные знания в этой области, позволяют дать определение его сущности. Это — явление, отражающее состояние в социуме детей и подростков, имеющих биологических родителей, но лишённых их попечения, и одновременно не обеспеченных должной социальной защитой со стороны государственных структур и общества. Социальное сиротство как явление чрезвычайно динамично по своей природе, так как исходит из наиболее мобильного института общества — семьи.
В диссертации выделены и охарактеризованы основные причины актуализации данного явления в современной России: а) кризисное состояние социально — демографической ситуации, сопровождающееся ухудшением количественных и качественных параметров развития молодого поколенияб) девальвация социальной ответственности родителей за воспитание и социализацию детей, обусловленная несовершенством российского законодательства в области семьи, и обострённая тяжёлым социальноэкономическим положением последнейв) расширение границ антисоциального поведения несовершеннолетних, вовлечение их в преступный бизнесг) появление категории детей «вне образования».
В основе воспроизводства социального сиротства выделен ряд существующих в реальной жизни противоречий. Во-первых, между бедственным положением значительной части российских детей и отсутствием государственной научнообоснованной и долговременной стратегии по их социализации. Во-вторых, между разрабатываемыми на уровне РФ и её субъектов программами социальной защиты детей и подростков и низкой ответственностью за их выполнение, что выражается в недостаточной финансовой, организационной, научно-технологической и методологической проработанности. В-третьих, между ужесточением общественной сферы (коммерциализацией и дегуманизацией социальных отношений), в которую включён ребёнок, и ограниченными адаптационными ресурсами семьи. В-четвёртых, между объективно присущим детскому возрасту потребности в общении, подвижности и творческой активности и значительным ухудшением за годы реформирования социальной инфраструктуры детства.
Аналогичные тенденции характерны и для конкретных регионов, в том числе и для Рязанской области. Ухудшение демографической ситуации в регионе усугубляется увеличением масштабов детского «изгойства». В. течение последних четырёх лет неуклонно растёт число детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Существенным источником социального сиротства является распад семей, сопровождающийся безнадзорностью детей и подростков, лишение родительских прав за невыполнение функций воспитания, проявление насилия по отношению к «детям и другие причины, связанные с разрывом отношений между родителями и детьми. В Рязанской области, как и в других регионах страны, расширяется социальная база неблагополучных, «зависимых» детей за счёт тех, для кого «улица» стала основным жизненным пространством, за счёт детей «вне образования», за счёт расширения пагубных наклонностей в детско-подростковой среде. Показатели детского неблагополучия отличаются разнообразием устойчивостью. В их числе: дети без дома, малолетние правонарушители, совершающие особо тяжкие преступления-организованные кражи, грабежи и даже убийства, дети алкоголики и наркоманы. Всё это свидетельствует о том, что в течение длительного времени проблема глубоко не анализировалась, детство и дети рассматривались органами регионального управления как пассивный элемент социальной политики, «растворённый» в более глобальных вопросах.
Несмотря на то, что проблема социального сиротства в регионе приобретает необратимый характер, пока нет осознания её остроты для развития области, как со стороны органов управления, так и со стороны населения. Предпринимаемые в этом направлении меры носят традиционный характер: учёт детей оставшихся без попечения родителей, установление опеки или попечительства, передача на усыновление, размещение в детских домах и приютах и т. д. Правоохранительные органы работают по фактам правонарушений или преступлений несовершеннолетних, аморального поведения семей. В то время как основу региональной политики в этом направлении должны составлять диагностика и прогнозирование кризисных явлений и их последствий в детской среде на фоне укрепления системы социальной защиты детства в целом.
Анализ современных исследований и практики социальной работы позволяет наметить ряд направлений, которые могут составить основу для формирования концепции детской безопасности на уровне конкретного региона. В их числе: а) создание регионального банка данных, включающего всю необходимую ведомственную информацию, позволяющего представить социальную ситуацию в области в целом и с детьми, в частности. Придать этой структуре адекватный и функциональный характерб) пересмотреть ключевые характеристики реализуемой в регионе семейной политики, рассмотрев возможности повышения ответственности родителей за воспитание своих детейв) пересмотреть состояние и структуру институциональной основы профилактики социального сиротства за счёт статусного укрепления оправдавших себя традиционных структур, развития новых (попечительские советы, уполномоченный по правам ребёнка), созданием новых, способных обеспечить взаимодействие государственных и общественных организацийг) на областном уровне рассмотреть возможности создания и развития новых форм семейного воспитания детей, лишённых попечения родителей, таких как патронатные семьи, семейные детские дома и др., одновременно укрепляя и модернизируя инфраструктуру профилактики социального сиротства в целом.
Изложенное выше свидетельствует о растущем исследовательском и практическом интересе к проблеме социального сиротства детей и подростков в России. Появляются работы, отражающие исторические условия возникновения этого явления, причин и факторов его воспроизводства, путей преодоления. Однако, изучение этой темы находится ещё на начальном пути. Неисследованных вопросов больше, чем исследованных. В их числе: распространение социального сиротства в различных территориально-поселенческих типах, специфика социального сиротства в городах и на селе, методология и методика, способная охватить границы и замерить глубину этого явления и другие не менее важные для исследований темы.