Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Особенности сексуальной культуры в современной России: социологический анализ

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проведенные нами теоретические и эмпирические исследования особенностей сексуальной культуры различных социальных групп в нашей стране показали следующее. Во-первых, само понятие сексуальная культура требует выделения как узкого, так и широкого смысла. Анализ сексуальной культуры как составной части всех остальных видов социокультурной деятельности человека позволяет выделять в трудовой, бытовой… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Методологические основания социологического анализа современной сексуальной культуры
    • 1. 1. Сексуальная культура как социальное явление
    • 1. 2. Основные социокультурные факторы, определяющие современную сексуальную культуру
  • Глава 2. Влияние социальных факторов на содержание и особенности проявления сексуальной культуры в современных условиях
    • 2. 1. Влияние половозрастных факторов на сексуальную культуру
    • 2. 2. Особенности этнического проявления сексуальной культуры

Особенности сексуальной культуры в современной России: социологический анализ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

Проблемы сексуальной культуры в последние десятилетия активно исследуются представителями разных наук. Это связано с тем, что глубокие изменения в трудовой, бытовой, досуговой деятельности, вызванные научно-техническим прогрессом, привели к качественным преобразованиям в отношениях между мужчинами и женщина в интимной сфере. Прежние моральные, эстетические, правовые регуляторы поведения в сексуальной сфере отмирают, а вместо них постепенно и противоречиво утверждаются новые, требующие пристального изучения психологов, демографов, культурологов, социологов.

Следует отметить, что на Западе различные стороны современной сексуальной культуры различных групп населения очень активно исследуются. В нашей же стране только последние 10−15 лет стали появляться работы, посвященные анализу данной проблематики. В них чаще всего рассматриваются лишь отдельные явления, происходящие в нашем обществе в связи с либерализацией половой морали, утверждением некоторых, пришедших с Запада, норм поведения в интимной сфере. При этом результаты отечественных и западных исследований не сравниваются, а закономерные глобальные процессы объясняются сугубо российскими специфическими трудностями. Низкий уровень жизни, общая криминализация жизни в стране, разрушение общественного здравоохранения, угроза эпидемии СПИДа и инфекций, передаваемых половым путем, нечувствительность россиян к факторам социального и личного риска и угрозы смерти, связанная с такими культурно-историческими диспозициями, как фатализм, социальный мазохизм и беспомощность признаются как факторы, влияющие на отдельные стороны современной сексуальной культуры россиян, но специально не изучаются.

Между тем, в условиях возрождающегося сексуального дискурса стало очевидным не только определенное отставание нашей страны от других цивилизованных государств мира, но и то, что главные тенденции в динамике изменения сексуального поведения, содержании сексуальных установок населения России и многих западных стран совпадают. В России также происходит изменение отношения к детской сексуальности, снижение возраста сексуального дебюта, автономизация подростковой и юношеской сексуальности от «внешних» форм социального контроля со стороны родителей, школы, церкви и государства, эмансипация сексуальной мотивации от матримониальной, наблюдается повышение интереса к эротике, расширяются масштабы секс-индустрии. Число и тип сексуальных партнеров и конкретные сексуальные техники постепенно становятся исключительно делом личного выбора. Расширяются возрастные рамки сексуальной активности благодаря достижениям медицины, особенно сексофармакологии. Происходят изменения в системе тендерных отношений. Отмечаются сдвиги в сфере сексуальной морали, в частности, связанные с нормализацией гомосексуальности, признанием сексуальных меньшинств, утверждением одной из возможных форм сексуального удовлетворения — виртуального секса.

Многие исследователи отмечают особенности развертывания сексуальной революции в нашей стране, начавшейся примерно на 15 лет позже, чем в странах Запада. Сексуальная революция в России совпала с глубинной трансформацией общества при переходе от социализма к рыночной экономике. В результате возникло определенное своеобразие проявления ее основных характеристик, связанных с либерализацией половой морали, с распространением внебрачных связей, с формами осуществления сексуального просвещения.

Все эти процессы требуют специального изучения с учетом особенностей их развертывания в ходе утверждения новых экономических, социально-политических отношений, тех духовных ценностей, которые регулируют повседневную жизнь человека.

Актуальность социологического исследования сексуальной проблематики определяется следующими обстоятельствами:

• Необходимостью социологического изучения ценностей, норм и правил, характеризующих сексуальную культуру современной России.

• Сексуальную жизнь (как особую форму сочетания природного и культурного фактора в жизнедеятельности человека) активно изучают биологи, психологи, сексологи, сексопатологи, но только в социологии масштабно и комплексно исследуются культурные факторы, определяющие повседневную сексуальную жизнь различных социальных групп.

• Сексуальная революция, изменившая отношения между полами, требует существенных преобразований в трактовке многих политических, социальных, педагогических, юридических воззрений, бытовавших в течение длительного времени и регулировавших отношения между мужчиной и женщиной.

Степень научной разработанности проблемы.

Уже в древности теме любви и сексуальных отношений уделялось много внимания. Философы учили следовать природе и подчеркивали важность удовлетворения естественных потребностей и влечений (Аристипп, Анти-сфен, Аристон, Деметрий Фалесский, Клеанф, Платон, Плутарх, Светоний, Тацит, Теофраст, Флавий, эпикурейцы).

Древние китайские трактаты об «искусстве спальни», Дао любви, индийские трактаты «Ветки персика» и «Камасутра» излагали основы сексуальных ласк и техники полового акта. Аналогичные книги были и в Японии. В них прославлялись сексуальные наслаждения и их разнообразие.

Научное изучение проблем сексуальности началось в конце XIX века. Именно в этот период психиатрами были заложены основы науки о сексуальном поведении, но они исследовали не сексуальную жизнь нормального человека, а чаще всего аномалии сексуального поведения (И. Блох, Р. Крафт-Эбинг, П. Мантегацца, М. Хиршфельд, Г. Х. Эллис и другие). Одной из наиболее влиятельных сексологических теорий первой половины XX века была психоаналитическая концепция 3. Фрейда, который рассматривал сексуальность не как частный аспект человеческой жизни, а как ее основу. Последователями 3. Фрейда стали А. Адлер, Э. Джоунз, Ш. Ференци, К. Юнг, развившие его учение.

Основу для массовых социологических исследований по проблеме сексуального поведения положили работы А. Кинзи. Исследованиями сексуальности занимались: Т. де Велде, М. Кинесса, О. Форель.

В России первое, по сути, социологическое исследование проблем сексуальности было проведено в 1903;1904 гг. М. А. Членовым. Результаты его обследования 2150 студентов-мужчин Московского университета были опубликованы только в 1907 г.

В 20-х годах такие опросы получили массовое распространение. Появились исследования М. С. Бараша, И. Г. Гельмана, С. Я. Голосовкера, Д.И. JIacca, Н. С. Храповской. В итоге, только к 1932 г. 19 публикациям американских предшественников А. Кинзи противостояли 44 русские публикации, отражающие исследования, по своей массовости и методической тщательности существенно опережавшие современные им западные работы.

В настоящее время в отечественной науке преимущественно изучены био-медицинские аспекты сексуальности (А.И. Белкин, Г. С. Васильченко, В. И. Здравомыслов, С. С. Либих, В. М. Маслов, Ю. П. Прокопенко, A.M. Свя-дощ, А.А. Ткаченко). Разработаны основы психолого-педагогического подхода к исследованию сексуальности (П.П. Блонский, JI.C. Выготский, И. С. Кон, Д. В. Колесов, А.В. Меренков). Наименее изучены социокультурные аспекты сексуальности, что является подтверждением актуальности выбранной темы диссертационной работы.

В социологии исследованием современных проблем сексуальности занимаются И. С. Андреева, В. Ф. Анурин, Ю. Р. Вишневский, Т. А. Гурко, С. И. Голод, И. Жеребкина, Е. А. Здравомыслова, И. С. Кон, Е. А. Кащенко, А. В. Меренков, Б. С. Павлов, О. Паченков, Е. Пушкарева, Л. П. Репина, А.А. Тем-кина, С. А. Ушакин, Ж. Чернова, С. Чуйкина. В частности, в последние годы появились материалы различных социологических исследований, проведенных в рамках тендерного изучения особенностей отношений между полами в интимной сфере.

Однако еще остаются не изученными общие особенности развития сексуальной культуры в нашей стране за последнее десятилетие с точки зрения влияния на нее основных социально-демографических, поселенческих и этнических факторов.

Методологической основой исследования являются: кросскульту-ральный, субкультуральный, тендерный, исторический, междисциплинарный подходы.

Кросскультуральный подход позволяет рассмотреть вариативность сексуальной культуры, так как каждая культура устанавливает свой нормативный эротический код сексуальных отношений между мужчиной и женщиной.

Субкультуральный подход позволил исследовать особенности сексуальной культуры в различных социально-демографических и этнических группах.

Учитывая то, что сексуальная культура имеет свой социо-исторический контекст, автором диссертационной работы также был использован исторический подход.

Тендерный подход позволил обнаружить общее и специфическое в сексуальной культуре мужчин и женщин.

Междисциплинарный позволил автору работы определиться с категориальным аппаратом, так как в силу недостаточной изученности проблемы сексуальной культуры в отечественной науке, и, прежде всего, в социологии, в российской науке не в полной мере разработаны не только подходы к изучению данной проблемы, но и соответствующий категориальный аппарат.

Объект исследования — сексуальная культура различных категорий населения, проживающих в Удмуртской республике, как типичном регионе России.

Предмет исследования — основные социальные факторы, определяющие особенности сексуальной культуры различных по полу, возрасту, месту поселения, этнической принадлежности групп населения.

Целью диссертационной работы является выявление общего и особенного в сексуальной культуре различных социально-демографических, поселенческих и этнических групп в современной России.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих исследовательских задач:

• концептуализация основного понятия — сексуальная культура.

• анализ основных социокультурных факторов, определяющих современную сексуальную культуру различных социальных групп.

• определение посредством эмпирических исследований (на примере Удмуртской республики) влияния половозрастных факторов на сексуальную культуру.

• выявление особенностей влияния городского и сельского образа жизни на содержание и формы проявления норм и правил сексуальной культуры.

• исследование особенностей проявления этнического фактора в сексуальной культуре современных россиян.

Эмпирической базой диссертационного исследования послужили материалы исследований, проведенных под руководством автора диссертационной работы в Институте тендерных исследований Удмуртского государственного университета, в городах Ижевске и Можге, в селах Удмуртской республики в 2000;2003 гг.

С помощью опросного метода в г. Ижевске были опрошены 600 человек, состоящих в браке (комбинированная выборка: на первом этапе — целевая, на втором этапе — кластерная) — в с. Селты — 284 человека (комбинированная выборка: на первом этапе — целевая, на втором этапе — кластерная).

Методом истории семьи в городах Ижевске и Можге были опрошены три поколения удмуртских и татарских семей, проживающих на территории Удмуртской республики — 22 человека (целевая выборка).

Так же методом истории семьи в г. Ижевске и в деревне Пазял Можгин-ского района были опрошены три поколения удмуртских, татарских и русских семей — 46 человек (целевая выборка).

Метод нарративного эссе был использован при исследованиях в селах: Дебесы, Балезино, Кез, Игра, Шаркан, Малая Пурга (67 человек).

С помощью метода этнографического описания было обследовано 45 представителей удмуртского этноса в г. Ижевске и в трех деревнях Алнаш-ского района (целевая выборка).

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— доказывается, что сексуальную культуру необходимо рассматривать в двух значениях: в широком смысле сексуальная культура представляет собой совокупность знаний, норм, ценностей, регулирующих отношения между мужчиной и женщиной во всех сферах жизнедеятельности. При этом сексуальная культура является составной частью всех других видов культуры. В узком смысле сексуальная культура включает в себя те знания, ориентации, установки и практики, которые характеризуют отношения, возникающие между людьми в процессе реализации полового влечения;

— выявлена диалектика взаимосвязи биологического, психического и социального в сексуальной культуре личности. Ее исторически возникающие и меняющиеся регуляторы определяют особенности проявления чувственно-эмоциональных переживаний в интимной жизни, а также формы реализации физиологических потребностей, реализуемых в половом общении;

— впервые выделены основные стадии развития сексуальной культуры личности на основе формирования способности к целостному взаимодействию индивидов в половом общении;

— на материалах конкретно-социологических исследований выявлены особенности проявления сексуальной революции в городской и сельской среде. В городской среде более активно утверждаются такие нормы, как свобода обсуждения сексуальных проблем между партнерами, толерантность в отношении добрачных связей, ориентация на использование различных сексуальных практик. В сельской среде еще в значительной степени сохраняются традиционные нормы и ценности сексуальной жизни;

— выявлены основные противоречия в содержании сексуальных норм у представителей разных поколений. Старшее поколение в значительной степени сохраняет те стереотипы сексуальной культуры, которые господствовали в период его первичной социализации. Молодежь активно ориентируется на нормы и правила половой жизни, порожденные сексуальной революцией;

— впервые сопоставлены сексуальные ориентации и установки трех основных этнических групп (русских, удмуртов, татар), проживающих в Удмуртской республике. Показано, что этнические нормы и правила, регулирующие сексуальное поведение, не оказывают существенного влияния на характер реального полового общения мужчин и женщин, находящихся в браке;

— на основе анализа эмпирического материала доказывается, что в целом сексуальная революция не изменила традиционных сексуальных практик, реализуемых в брачных парах.

Практическая значимость работы.

Результаты, как теоретические, так и эмпирические, представленные в диссертационной работе, могут быть использованы для:

• Теоретического осмысления проблемы формирования современной сексуальной культуры, социального прогнозирования последствий сексуальной революции в нашей стране.

• Развития тематики и содержания курсов по «Социологии культуры», «Социологии образования», «Социологии молодежи», «Гендерной социологии», «Социологии девиации».

• Совершенствования системы нравственно-полового воспитания и образования в семье, школе, учреждениях дополнительного образования.

• Совершенствования методологических и методических оснований эмпирических исследований сексуальной культуры различных категорий населения в нашей стране.

Апробация диссертационной работы. Положения и выводы настоящего исследования нашли отражение.

• в выступлении автора на X Уральских социологических чтениях «Молодежь — будущее России» (г. Екатеринбург, 10−12 сентября 1996,) — на Международной научно-практической конференции «Преемственность поколений: диалог культур» (г. Санкт-Петербург, 24−26 сентября, 1996 г.) — на Всероссийской конференции с международным участием «Женщины и общество: вопросы теории, методологии и социальных исследований» (г. Ижевск, 12−13 февраля 1998 г.) — на Международной научной конференции «Наука и гуманизм — планетарные ценности третьего тысячелетия (г. Санкт-Петербург, 14−18 июня 2000 г.), на Межрегиональной научно-практической конференции «Человек: физическое и духовное самосовершенствование» (Ижевск, 28−31 октября 2002 г.). Материалы работы использовались при подготовке лекций в рамках:

• учебного курса «Социология» для неспециальных факультетов в Удмуртском государственном университете;

• учебных курсов «Методология и методика социологических исследований», «Организация и проведение социологических исследований». Данные социологических исследований, проведенных в 2000;2003 гг. автором диссертационной работы, легли в основу более 50 дипломных работ.

Основные положения диссертационного исследования были обсуждены на заседании кафедры прикладной социологии факультета политологии и социологии Уральского государственного университета им. A.M. Горького.

Результаты исследования, проведенного в городской среде, так же продемонстрировали влияние полового фактора на сексуальную культуру:

Основным мотивом создания брачных пар и для мужчин, и для женщин в городской среде является любовь. Материальный расчет, ожидание ребенка менее значимы.

И мужчины, и женщины, как правило, принимают основные черты характера своего брачного партнера. При этом женщины и мужчины наименее заинтересованы в постоянных контактах своих супругов/супруг с друзьями/подругами, родственниками, причем женщины более агрессивно настроены против родственников супругов, друзей своих супругов они переносят с меньшим раздражением. Женщины в большей степени ориентированы на обновление сексуальных практик в семье. Вероятно, в этом случае «срабатывают» все те же стандарты «двойной морали». Женщине сложнее, чем мужчине расширять свой сексуальный опыт за пределами брака. Более того, как отмечают психологи, измены мужей и жен сильно разняться по эмоционально-чувственному фону.

Жизненные ценности мужчин и женщин в брачных парах на уровне общей тенденции совпадают. При этом преимущественная часть мужчин и женщин не принимает радикальные формы поведения своих супругов/супруг, ориентированных или на излишнюю изоляцию, или на излишнюю демонстрацию себя.

Мужчины менее всего ориентированы на то, чтобы женщины «отклонялись» от предписанных им тендерных ролей: ориентировались на успешную деятельность вне домабыли сексуально раскрепощены. Женщины хотят видеть в своих мужьях, прежде всего, внимательных и любящих сексуальных партнеров, а не преуспевающих деятелей в какой-либо сфере занятости, что находится в явном противоречии с существующими тендерными идеалами. В соответствии с утвердившимися тендерными идеалами мужчина должен быть состоятельным, прежде всего, в сфере профессиональной деятельности, так как именно он осуществляет в семье «общение с внешним миром». Такого рода дилемма, зарегистрированная в ответах женщин, не является исключительной, так как большинство исследователей тендерных проблем отмечают явное противоречие в желаниях женщин: женщины хотят видеть в мужчине активного добытчика материальных благ для семьи и нежного, любящего любовника в браке, что на практике, как показывают исследования, мало вероятно.

Внутри брачных пар и у мужчин, и у женщин, в основном «царит» любовь. Менее значимы в системе брачных отношений: взаимопомощь, психологическая поддержка, дружба, терпимость, сотрудничество. Безусловными конвенциональными социальными нормами, определяющими поведение брачной пары (и имеющие вневременной характер) для мужчин и женщин являются: требование иметь детей в браке и жить вне родительской семьи. Так же значимы: требование материального обеспечения жизни семьи со стороны мужчины, требование к обустройству дома со стороны женщины. Наименее значимы: требование к обеспечению психологического комфорта супруга (и), к получению свободы в реализации сексуальных потребностей. При этом и женщины, и мужчины ориентированы (или точнее сказать, замечают) только на те нормы, которые носят форму тендерных императивов, предписывающих определенные правила поведения для мужчин и женщин внутри брачной пары.

Мужчины и женщины, ориентированные на тендерные стереотипы, определяющие поведение мужчин и женщин в браке, считают, что во все времена приоритетными социальными нормами, определяющими поведение брачных пар, были: требование иметь детей в браке, а так же: требования к обустройству дома со стороны женщины, материального обеспечения жизни семьи со стороны мужчины, жизни вне родительской семьи. Наименее значимы: свобода в реализации сексуальных потребностей, требование доставлять супругу (е) максимум радостей во всех сферах жизни, самостоятельный выбор досуга. Очевидно, что мужчины и женщины существуют в условиях социальной комфортности, так как их собственная жизнь в своей повседневности не расходится с теми социальными нормами, которые, по их мнению, имеют вневременной характер.

Мужчины и женщины не ориентированы на расширение вариативности сексуальных практик в границах брака.

Ответы мужчин и женщин свидетельствуют о довольно своеобразном парадоксе: в брачных парах, преимущественно основанных на любви, приоритетные позиции (в плане нормативности) занимают не эмоционально-чувственные, а материальные отношения супругов. Основными видами общественного давления на брачные пары в плане сохранения конвенциональных социальных норм в отношении сексуальности является, по мнению мужчин и женщин, установление законного права наследования для детей, рожденных в браке. В представлениях женщин основными механизмами общественного давления являются тендерные стереотипы, в представлении мужчин — сформированные имущественные отношения (в проекции патриархальных отношений). Причем, мужчины, пусть косвенно, но все-таки признают, что регулятивность в обществе в отношении поведения женщин более жесткая, чем в отношении мужчин, то есть «по касательной» они признают существование «двойного стандарта», «двойной морали», утвердившейся в обществе.

В настоящее время, по мнению мужчин и женщин, основными субъектами, формирующими доминирующую конвенциональную идеологию в отношении сексуальности, являются: сами супруги, семья с помощью традиций.

Сексуальное поведение брачных пар, по мнению мужчин и женщин, в настоящее время регулируется следующими социальными конвенциональными нормами: обязательством верности брачных партнеров, вниманием к сексуальным желаниям партнера, заботой о сексуальном здоровье партнера, рассмотрением сексуальных отношений как удовольствия. Для мужчин более значимо «внимание к сексуальным желаниям партнера», для женщин — «забота о сексуальном здоровье партнера». У мужчин и женщин в равной степени нет единства в представлениях о том, должен ли кто-либо в обществе устанавливать определенные нормы сексуальности для предотвращения разрушения здоровья одного из супругов.

Основной причиной сексуальных проблем, возникающих в брачных парах, и для мужчин, и для женщин, являются: нарушение верности в брачных отношениях, невнимание к сексуальным желаниям партнера. И мужчины, и женщины внутри брачных пар предпочитают решать сексуальные проблемы посредством обсуждения, но при этом женщины в большей степени склонны к обсуждению своих проблем с друзьями/подругами, а не с мужьями.

Уровень удовлетворенности сексуальной жизнью в браке у мужчин и женщин достаточно высокий. При этом уровень удовлетворенности мужчин своей сексуальной жизнью в браке несколько выше, чем у женщин. Более того, мужчины в большей степени ориентированы на «обновление» сексуальной жизни в браке. Вероятно, это связано с тем, что традиционно именно мужчина, согласно его биологической и тендерной роли, является инициатором в сфере сексуальных отношений. Предположительный уровень удовлетворенности сексуальной жизнью брачных партнеров так же достаточно высокий, но при этом определенная часть мужчин осознает, что их супруги не получают паритетного удовольствия от совместной сексуальной жизни в браке. У мужчин и женщин основные критерии оценки сексуальной жизни в браке совпадают: постоянное ощущение любви со стороны супруга/супруги и забота супруга/супруги. При этом для мужчин более значима, чем для женщин, постоянная забота со стороны брачного партнера. Менее значимы следующие критерии: наличие высокого психологического комфорта в отношениях с супругом/супругойориентация супруга/супруги на активную сексуальную жизнь со мнойпроизнесение ласковых слов супругом/супругойпостоянное подчеркивание супругом/супругой моих исключительных качеств.

Число мужчин и женщин, ориентированных на обновление сексуальных практик в браке, значительно выше числа тех, кто не проявляет существенного интереса к сексуальной жизни в браке или вынужденно отказывается от такого интереса (прежде всего, это касается женщин). Данная категория населения руководствуется желанием попробовать что-то новое, более приятноереагирует на кинофильмы, видеофильмыпытается преодолеть сексуальную скуку, находится под впечатлением специальной литературы.

Мотивы, которыми руководствуются мужчины и женщины при выборе и освоении «новых технологий» по обеим группам совпадают. Различия заключаются лишь в том, что для женщин весьма значимыми являются рассказы подруг, а для мужчин — собственный опыт «на стороне».

Отказ от обновления сексуальных практик у определенной части мужчин и женщин связан с отсутствием знаний о том, что может быть новым в сексуальной практикес нежеланием супруга/супругис отсутствием взаимопонимания с супругом/супругойс психологическим дискомфортом в отношениях с супругом/супругой. При этом ограничения в обновлении сексуальных практик, женщины, прежде всего, связывают с отсутствием взаимопонимания с супругом, психологическим дискомфортом в отношениях с супругом, нежеланием супруга. Фактически более четверти населения города в реальности не проявляет существенного интереса к сексуальной жизни в браке или вынужденно отказывается от такого интереса (прежде всего, это касается женщин).

В случае возникновения сексуальной неудовлетворенности в браке: число мужчин, которые озадачены поиском новых приключений больше, чем число тех мужчин, которые не предпринимают никаких шагов. Среди женщин превалирует неготовность к каким-либо шагам «в сторону».

Среди тех, кто ищет и находит новых сексуальных партнеров вне брака и получает желаемое удовлетворение на стороне, мужчины и женщины представлены в равной степени. Остальная часть населения, из числа «страждущих», ограничивается или онанизмом (преимущественно это касается женщин), или выстраивает для себя внутренние запреты. Основными причинами отказа (и для мужчин, и для женщин) от активного поиска партнеров на стороне в случае возникновения сексуальной неудовлетворенности в браке являются: боязнь венерических заболеванийнехватка средств, времени, собственные заболевания (женщины называют фригидность).

Мужчины и женщины в основном осуждают супружеские измены, но при этом число мужчин принимающих и не принимающих супружеские измены практически равно. Женщины преимущественно осуждают супружеские измены.

Супружеская измена в представлениях большинства мужчин и женщин создает ситуацию психологического дискомфорта для того, кто изменяет, так как: связь на стороне дает лишь временное удовлетворениеощущается постоянное «угрызение совести" — связь на стороне не обеспечивает длительных глубоких контактов с любовником/цейприсутствует осуждение со стороны друзей/знакомых, которые узнают об измене.

Мужчины и женщины, которые не осуждают супружеские измены, так же солидарны. По их мнению, супружеские измены не порождают психологического дискомфорта, так как: общество терпимо относится к супружеским изменаместь много примеров со стороны друзей/знакомых, многие жены/мужья терпимо относятся к изменам супруга/супруги, внебрачные связи могут способствовать карьерному росту.

И мужчины, и женщины, ориентированы на расширение и углубление своих знаний о сексе для того, чтобы обновить свою сексуальную жизнь в браке. Основным источником информации, по их мнению, должна стать специальная литература. При этом для женщин не менее значимым источником информации является самообразование, для мужчин — кинофильмы и видеофильмы. Вероятно, такого рода выбор связан с тем, что женщины стесняются демонстрировать свой повышенный интерес к проблемам сексуальности, так как это не занормиро-вано тендерными стереотипами, утвердившимися в обществе. У мужчин и женщин нет единого мнения о том, когда следует начинать разговор о сексе с ребенком. Усредненные показатели позволяют «начало разговора» отнести к подростковому возрасту. В настоящее время основную информацию о сексе, по мнению мужчин и женщин, дети получают из кино и видео фильмов, от друзей, из электронных СМИ, из печатных СМИиз специальной литературы, по Интернету.

Должны дети, по мнению мужчин и женщин, получать информацию о сексе: от родителей, из специальной литературы, от медицинских работников. Причем, определяющую роль родителей в деле сексуального воспитания и образования детей признают в равной степени, как мужчины, так и женщины. При этом для мужчин таким же значимым источником информации является специальная литература, для женщин — медицинские работники.

Мужчины и женщины в возрасте своих детей, так же, как и их сверстники, получали информацию о сексе: от друзей/знакомых, из кино и видео фильмов, из специальной литературы, из художественной литературы, из печатных СМИ, из электронных СМИ, от медицинских работников, от родителей. Очевидно, что ни родители, ни школа не сыграли определяющей роли в развитии сексуальной культуры мужчин и женщин. Такого рода ответы характеризуют историческую эпоху, так как в советское время информацию о сексе через какие-либо официальные источники получить было нельзя (школа и другие образовательные учреждения так же не являлись исключением), вследствие чего возрастала роль неофициальных источников, среди которых наиболее значимыми становились референтные группы.

Сверстники мужчин и женщин вступали в первые сексуальные отношения из-за: влюбленности, любопытства, желания стать взрослыми, примера друзей, знакомых, то есть «влюбленность» являлась основным мотивом вступления в сексуальные отношения, позволяя на природном, биологическом уровне преодолеть отсутствие специальных знаний о сексе.

Современная молодежь, по мнению женщин, вступает в первые сексуальные отношения из-за: любопытства, влюбленности, желания стать взрослыми, примера друзей/знакомых. По мнению мужчин, мотивы сексуального дебюта следующие: любопытство, желание стать взрослым, пример друзей/знакомых, влюбленность. Такого рода ответы свидетельствуют о том, что мужчины и женщины, понимая, что современная молодежь, обладающая достаточным объемом информации по вопросам секса, прежде всего, ориентирована на удовлетворение любопытства.

Большинство мужчин и женщин (в равной степени) запомнили свой сексуальный дебют.

Сексуальный дебют, как правило, проходил или с партнером/партнершей, которые были старше или со сверстниками. При этом число женщин больше числа мужчин в группе тех, кто получал первый опыт с партнером/партнершей старше себя.

Сексуальный дебют в преобладающем числе случаев, состоялся по обоюдному согласию, причем, инициатива, как правило, исходила от мужчины. Женщины были менее инициативны в сексуальных отношениях в их начальной стадии. Для женщин определяющими являлись две позиции: желание обеих сторон и инициатива партнера. У мужчин наиболее значимые позиции: желание обеих сторон и собственная инициатива. Косвенно, посредством ответов мужчин, была выявлена инициатива женщин значительно выше той, которая была зарегистрирована в ответах женщин.

Большинство мужчин, получив первый сексуальный опыт, испытали: удовольствие, удовлетворение, радость, восторг. Значительно меньше тех, кто не запомнил своих первых ощущений или испытал опустошенность. Впечатления женщин, в отличие от мужчин, имеют некоторый негативный контекст, так как женщины преимущественно или не помнят своих эмоций (возможно, скрывают), или не испытали таковых. Многие женщины после сексуального дебюта ощутили разочарование, чувство опустошенности. На их фоне число тех, кто испытал удовольствие, радость, удовлетворение, восторг значительно меньше. У преимущественной части мужчин и женщин сексуальный дебют состоялся до брака (при этом число мужчин более статистически значимо, чем число женщин).

Большинство мужчин и женщин относится к добрачным связям нейтрально или положительно. Однако среди мужчин больше число тех, кто относится положительно к добрачным связям.

Среди мужчин и женщин паритетно представлены те группы, которые хотели/не хотели, чтобы их дети получили сексуальный опыт еще до брака. Мотивация ответов следующая. Для тех, кто положительно оценивает добрачный сексуальный опыт: чтобы дети впоследствии не испытывали в браке дискомфорта. Для тех, кто негативно оценивает добрачный сексуальный опыт: может возникнуть нежелательная беременностьшироко распространены венерические заболеваниямогут возникнуть разочарованияможет возникнуть психологическая травмавозникнут лишние проблемы.

Своим детям мужчины и женщины хотели бы привить следующие нормы сексуального поведения: обязательство верности брачных партнеров, забота о сексуальном здоровье партнера, внимание к сексуальным желаниям партнера, отношение к сексуальным отношениям как к способу воспроизводства, рассмотрение сексуальных отношений как удовольствия, стремление к научению сексуальным практикам поведения, отношение к сексуальным отношениям как к первой жизненной потребности.

Своим детям мужчины и женщины хотели бы передать только положительные составляющие своего сексуального опыта, так как в жизни каждого накопилось немало негативных моментов в сфере сексуальной жизни, связанных с излишним альтруизмомотсутствием опыта в использовании контрацептивоввенерическими болезнямивнебрачными связямивступлением в половую связь без желания, под давлениемгрубостью, неуважением к партнерунеискренностьюзакомплексованностьюзанятиями сексом из чувства долгаизвращениямиизменамизанятиями сексом в нетрезвом видеспешкойстеснениемотсутствием соответствующих знанийстрастьюприсутствием родственниковредкостью связейнеразборчивостью в выборе партнеров/партнершотвращением к партнеруиспользованием всех доступных средств для достижения цели — полового акта. В своей собственной сексуальной жизни преимущественная часть мужчин и женщин не меняла бы ничего, хотя каждый из них в разные периоды своей жизни сталкивался с определенными сексуальными проблемами в браке.

Если опыт сексуальной жизни был негативным, мужчины и женщины на уровне прожективной ситуации вели бы более активную сексуальную жизнь, вступали бы в более длительные отношения со стоящими партнерами, больше времени уделяли бы общению с партнером/партнершей, устанавливали бы более доверительные отношения с партнером/партнершей, были бы более смелыми и раскрепощенными, демонстрировали бы больше любви, начали бы сексуальную жизнь раньше, начали бы свою сексуальную жизнь с любимым человеком, были бы более романтичны в отношениях, сменили бы нынешнего партнера, были бы ориентированы на разнообразие сексуальных практик, попытались бы получить все необходимые знания (на уровне теории) еще до вступления в сексуальные отношения. Мужчины хотели бы иметь побольше денег, женщины — хотя бы раз получить удовольствие от сексуальной близости с партнером.

Сопоставление результатов исследований, проведенных в городской и сельской среде, свидетельствует о том, что сексуальная культура мужчин и женщин на уровне общей тенденции в различных типах поселения, сходна, о чем свидетельствуют показатели таблицы № 1, построенной в соответствии с наиболее значимыми статистическими показателями. На уровне общей тенденции различия регистрируются только в двух позициях: по отношениям внутри брачной парыпо субъектам, формирующим основные нормы в отношении сексуальности.

Заключение

.

Проведенные нами теоретические и эмпирические исследования особенностей сексуальной культуры различных социальных групп в нашей стране показали следующее. Во-первых, само понятие сексуальная культура требует выделения как узкого, так и широкого смысла. Анализ сексуальной культуры как составной части всех остальных видов социокультурной деятельности человека позволяет выделять в трудовой, бытовой, досуговой деятельности, межличностном общении наличие определенной формы проявления сексуального фактора. Он выражается в том, что при любых взаимодействиях представителей двух полов, всегда, пусть и в скрытой форме, учитываются те физиологические и физические различия, которые существуют между мужчинами и женщинами. Человек всегда несколько иначе строит свои отношения с представителями своего пола, по сравнению с теми, которые возникают при общении с противоположным полом. Это явление определяется не столько культурными факторами, сколько природными. Любое живое существо выделяет в окружающем мире «свое», соответствующее ему, прежде всего, по родовым свойствам. Эти родовые качества, определяемые самой природной организацией телесности человека, выступают в качестве того первичного фактора, который человек учитывает при взаимодействии с себе подобными. Именно этим обусловлено то, что в истории с начальных этапов возникновения человечества, утверждалась особая форма регулирования трудовой, общественной, личной жизни мужчин и женщин.

Поэтому, на наш взгляд, ошибочно существующее до сих пор представление о том, что будто бы мужской шовинизм установил особые правила поведения для представителей сильного пола, существенно ограничив права представителей противоположного пола. Природные различия, данные мужчинам и женщинам, не только в прошлом, но и в настоящее время, сохраняют свое влияние практически во всех сферах жизнедеятельности человека. Поэтому широкая трактовка сексуальной культуры ориентирует не только исследователей, но и каждого индивида на необходимость учета в повседневной жизни разнообразных форм проявления природой заданной сексуальности человека.

Наше исследование показало, что выявление узкого смысла сексуальной культуры представляет собой большую трудность для исследователей. Она вызвана тем, что выявить особенности сочетания физиологического, психического и социального в этой культуре, достаточно трудно. Культура представляет собой организацию такой системы взаимодействия человека с окружающим миром, который прямо не задан его природой. Поэтому человек с помощью культуры старается добавить нечто к ней, что обеспечивает комфортность в его повседневной деятельности. Исходя из этого культурное в самой сексуальной жизни появляется тогда, когда человек создает иные, чем в самой природе, практики полового общения. Они связаны, прежде всего, с системой проявления самого полового влечения, появлением норм и правил, регулирующих саму возможность половых контактов, становление особых чувственно-эмоциональных переживаний, сопровождающих возникновение и реализацию сексуального инстинкта.

Во-вторых, наше исследование показало, что в современной половой жизни представителей различных социально-демографических, поселенческих и этнических групп существуют следующие основные формы проявления зрелости сексуальной культуры.

Сексуальная культура, на наш взгляд, отсутствует там, где есть либо открытое, либо скрытое сексуальное насилие (изнасилование, принуждение к половым контактам в семье). Начальная ступенька проявления сексуальной культуры выражается в том, что человек признает необходимость добровольности в половом общении и предпринимает попытки вызвать желание такового у вероятного партнера. На этой ступеньке исторически возникали те запреты, которые существенно ограничивали возможность добрачного общения, требовали проявления неких правил ухаживания за понравившимся человеком, учета его психического настроя, социального положения, которое он занимает.

Следующая более зрелая форма проявления сексуальной культуры выражается в том, что самим половым контактам предшествует различное по глубине эмоционально-чувственное переживание, обозначаемое терминами «влюбленность», «любовь». Эти чувства создают более высокую степень свободы сексуального общения, выражающееся в том, что оно сопровождается богатыми по содержанию, усиливающими физическое удовольствие психическими переживаниями.

Любовь открывает реальность желанию и создает переход от эротического объекта к любимому человеку. Это открытие почти всегда болезненно, поскольку любимый представляет собой одновременно и тело, в которое можно проникнуть, и сознание, в которое проникнуть невозможно. Любовь — это открытие свободы другого человека. Противоречие самой природы любви в том, что желание стремится к осуществлению с помощью разрушения желанного объекта, и любовь обнаруживает, что этот объект невозможно разрушить и невозможно заменить.

Еще более высокой ступенькой, по нашему мнению, является та, на которой партнеры стремятся максимально учитывать индивидуальные особенности друг друга, учатся воспринимать степень готовности в каждом конкретном случае партнера к сексуальному общению и пытаются осуществлять некую творческую деятельность в получении максимального удовольствия от того, что дано им природой.

Наше исследование показало, что подавляющее большинство людей, независимо от возраста, пола, этнической принадлежности, реализует лишь первый уровень развития сексуальной культуры. Они признают наличие определенных норм и правил, регулирующих интимную жизнь человека. Однако в самих половых контактах подчиняются природной детерминанте, так как она сильнее выражена у мужчин, то мужчины, как и прежде, в подавляющем большинстве случаев выступают инициаторами сексуального общения супругов. Следовательно, возможно говорить о том, что в отношениях между полами практически отсутствует стремление к очеловечиванию тех постоянных сексуальных контактов, которые возникают в семейной жизни. Они чаще всего, носят стереотипный, рутинный характер, выступая, как некая дань природному инстинкту.

Видимо, этом вызвана 1) неудовлетворенность существующим положением со стороны определенной части населения, особенно молодежи- 2) стремление этой категории к ознакомлению с теми нормами и правилами, которые утверждает сексуальная революция.

В-третьих, сексуальная революция коснулась в первую очередь системы добрачных отношений, сняв запрет на таковые не только для мужчин, а в первую очередь, для женщин. В этом плане достигнуто «равенство» полов.

Сексуальная революция на объективном уровне продемонстрировала необходимость специального полового просвещения детей и подростков. Однако такого рода просвещение пока сводится лишь к формам предупреждения беременности.

В-четвертых, просвещение практически некоим образом не касается сексуальной жизни в браке. Искусство, литература, в которой в художественной форме раскрываются различные аспекты сексуальной революции, отражают особенности полового общения до брака, вне брака, но только не в семейной жизни.

Проведенное нами специально исследование сексуальной культуры людей, находящихся в браке, пусть и не зарегистрированном, показывает, что не только для нашей страны, но и для т.н. цивилизованных стран, существует проблема развития сексуальной культуры именно в семейной жизни.

Сексуальная культура в семейной жизни должна выражаться в формировании ориентации, установок на целостное восприятие себя и другого человека в единстве его физических, психических, социальных характеристик. При этом следует учитывать, что природные особенности сексуальной жизни часто играют ведущую роль в обеспечении высокого уровня удовлетворенности ею.

Зрелая сексуальная культура брачных партнеров предполагает формирование и развитие способностей к сохранению тех чувственно-эмоциональных переживаний, которые когда-то побудили их создать семейную пару. Следовательно, в сфере коммуникации брачной пары возникает проблема развития культуры любви, как элемента сексуальной культуры.

Наконец, еще одним фактором, используемым брачными партнерами, является способность к особому творчеству в сексуальных практиках. Именно в этом должна проявляться новая форма свободы определенного эксперимента, приносящая взаимное психофизическое удовлетворение.

Исходя из вышесказанного, на наш взгляд, необходимы:

1) разработка специальных образовательных программ, обеспечивающих умелое, опирающееся на особенности культуры этносов, проживающих в нашей стране, сексуальное просвещение детей, подростков, а так же представителей старших возрастных групп. Потребность в специальных знаниях высказали подавляющее большинство респондентов и информантов в наших исследованиях. Однако нельзя механически транслировать образовательные программы, применяемые в ряде западных стран, на нашу национальную почву. Существует потребность в таких образовательных программах, как для родителей, так и для педагогов школ и учреждений дополнительного образования.

2) Организация специального нравственно — полового воспитания и образования в семье, в государственных учреждениях, обеспечивающих приобщение подростков к современной культуре. В нашей стране до сих пор по различным политическим и религиозным причинам отсутствует специальная, с учетом национальных особенностей, современная система приобщения к зрелой сексуальной культуре.

3) Видимо, требуется создание особых социально-психологических служб для различных категорий людей с целью повышения сексуальной культуры брачных партнеров в семье. Специальные консультации, беседы, лекции могут помочь приобрести новые навыки в общении с постоянным партнером.

4) Так же, на наш взгляд, требуется определенное государственное регулирование той системы информации по сексуальным вопросам, которые обрушиваются из различных источников на детей и подростков. Она часто носит эротический и даже порнографический характер. Этим самым усиливается лишь проявление самого нижнего уровня сексуальной культуры. Более того, возникает опасность реализации сексуального инстинкта асоциальным способом.

5) Необходимо проведение постоянных социологических исследований тех изменений, которые происходят в сексуальной культуре различных социально-демографических, поселенческих и этнических общностей. Научится правильно и умело вести себя с представителями другого пола — важная жизненная задача. Решению этой задачи способствует своевременно и правильно организованное образование и воспитание, которые обеспечивают преемственность поколений.

Мужчины и женщины будут тем более равны, чем лучше смогут дополнять друг друга, давая друг другу то, чего никогда не смогли бы получить от представителей своего пола.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.Ф. Сексуальная революция: двойной стандарт и добрачный секс//Социологические исследования. — 2000, № 9
  2. Д. Любовь в истории. Ларю Д. Секс в Библии. М.: КРОН -ПРЕСС, 1995.-С. 464
  3. Ю.В. Социально-культурное развитие и национальное само-сознание//Социологические исследования. — 1990, № 7. С. 42−51.
  4. В.А. Этническая идентичность в ситуациях общественного выбора/Журнал социологии и социальной антропологии. — 1999, том 2, № 1. -С. 22−34.
  5. И.С. Социально-философские проблемы пола, брака, се-мьи//Вопросы философии. 1983, № 2. — С. 135−143
  6. А.И. Микросоциология семьи (методология исследования структуры и процессов) М.: Изд. дом Nota-Bene, 1998. — С. 360
  7. Е.Ф., Лосева О. И., Янкова З. А. Женщина и мужчина в семье. М.:ФИС, 1983.-С.121
  8. А. Воспитание детей. Взаимодействие полов. Р-н-Д: «Феникс», 1998.-С. 448
  9. А.И. Третий пол. Судьбы пасынков Природы. М.: Изд-во «Олимп», 2000. — С. 432
  10. М.М. Секреты интимной жизни. Челябинск: «Урал Л.Т.Д.», 2001.-С. 304
  11. Д. Наука любви. М.: «Институт Герметической Науки Дарио Саласа», 2000 г. С. 288
  12. С. де. Второй пол. Т.2. М.: Прогресс- СПб: Алетейя, 1997. — С. 832
  13. Г. А. Природа женщины. Екатеринбург: Гуманитарный университет. 2000. — С. 180
  14. А. Компиляция о сексе. М.: «ЭДЦАР», 1999. С. 171
  15. Э. Секс в человеческой любви. М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», Институт общегуманитарных исследований, 1998. — С. 352
  16. С.Ф., Шибанов B.JI. Под тенью зэрпала. Ижевск: Изд-во Удмуртского ун-та, 1997. — С. 304
  17. Е. Женщина в мужском мире. СПб., 2000. — С. 159
  18. .Е. Этничность: в поисках парадигмы изучения //Этнографическое обозрение. — 1998, № 4.- С. 56−71.
  19. В.Е. Религиозно-мифологическая картина мира удмуртов. Ижевск: Удмуртия, 1994. С. 384
  20. В.Е., Христолюбова JI.C. Этнография удмуртов. Ижевск: Удмуртия, 1997. — С. 248
  21. О. Пол и характер. -М.: ТЕРРА, 1992. С. 480
  22. .П. Этика преображенного Эроса. М.: Республика, 1994.-С. 368
  23. Н.М. К проблеме этнопсихологической адаптации //Социологические исследования. 1995, № 11. — С. 19−25.
  24. В.А. Эволюционная теория пола//Природа. 1991, № 8
  25. Голод С.И. XX век и тенденции сексуальных отношений в России -СПб.: Изд-во Алетейя, 1996.-С. 192
  26. Э. Тендер и сексуальность/Социология. М.: Эдиториал УРСС, 1999.-С. 152−194
  27. С.И. Моногамная семья: кризис и эволюция//Социально-политический журнал. 1995, № 7.
  28. И.А., С.И.Голод. Социологические исследования проституции в России (история и современное состояние вопроса). СПб, ТОО ТК «Петрополис», 1998 — С. 123
  29. Е. Мужчина и женщина, или как мы видим себя через призму гендера//Диалог женщин, 1997, № 1(17). С. 21−26
  30. Гуссейнова J1.A. Ценностные ориентации: тендерный аспект// Социс, 1999, № 5.
  31. Т.А. Социально-экономические изменения в России и формирование семьи//Социально-экономические проблемы современного периода преобразования в России. Российские общественные науки. Новые перспективы. 1996, В. 7. — С. 78−120
  32. Гуггенбюль-Крейг А. Благо Сатаны. Парадоксы психологии. — СПб.: Б.С.К., 1997.-С. 119
  33. Гуггенбюль-Крейг А. Власть архетипа в психотерапии и медицине. — СПб.: Б.С.К., 1997.-С. 117
  34. Гуггенбюль-Крейг А. Наивные старцы. Анализ современных мифов. — СПб.: Б.С.К., 1997.-С. 96
  35. Гуггенбюль-Крейг А. Брак умер да здравствует брак! — СПб.: Б.С.К., 1997.-С. 116
  36. П. Библия секса. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. — С. 960
  37. Девиантность и социальный контроль в России (XIX-XX вв.): тенденции и социологическое осмысление. СПб.: Алетейя, 2000. — С. 384
  38. .А. Психология типов личности, народов и эпох. Екатеринбург: Деловая книга, 2001. С. 736
  39. Д.Д. Сексуальная жизнь в норме и патологии. В 2 кн. — Донецк: Сталкер, 1997. — С. 448
  40. Еникеева Д. Д Сексуальная патология. — М.: Восточная Книжная Компания, 1997.-С. 192
  41. Д.Д. Секс: гармония и дисгармония. — М.: Восточная Книжная Компания, 1997. С. 336
  42. Д.Д. Одинокая женщина ищет. М.: ЗАО Изд-во Центрпо-лиграф, 2000. — С. 345
  43. Д.Д. Женские сексуальные тайны. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. С. 320
  44. Женщина не существует: Современные исследования полового разли-чия//Под ред. И.Аристарховой. Сыктывкар: Сыктывкарский университет, 1999.-С. 172
  45. Женщина. Тендер. Культура. М.: МЦГИ, 1999.- С. 368
  46. В.И., Анисимова З. Е., Либих С. С. Функциональная женская сексопатология. Алма-Аты: Казахстан, 1985. — С. 271
  47. Е.А., Темкина А. А. Социальное конструирование ген-дера//Социологический журнал. 1998, № 3−4. — С. 171−182
  48. Е.А., Темкина А. А. Социология тендерных отношений и тендерный подход в социологии//Социологические исследования. —2000, № 11. — С. 15−23
  49. Е.А., Темкина А. А. Исследования женщин и тендерные исследования на Западе и в России//ОНС, 1999, № 6. С. 177−185.
  50. .В. Психология личности: норма и патология/Под ред. М. Р. Гинзбурга. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. — С. 352
  51. Искусство любви: Антология. СПб.: Амфора, 2002. — С. 357
  52. М. Правила поведения в брачный сезон. СПб: ИК «Невский проспект», 2001. — С. 160
  53. М.Г. Истоки удмуртского народа. Ижевск: Удмуртия, 1994. -С. 192
  54. Интимная жизнь мужчины и женщины/И. Блох, И. Эльберскирхен, М. Гиберландт, Г. Бушан. Калининград: ФГУИ1111 Янтар. сказ, 2001. С. 168
  55. Е.А. Основы социокультурной сексологии. М: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.-С. 351
  56. И.К. Финно-угорские народы в процессе модернизации. М.: Изд-во «Наука», 2000. С. 165
  57. Крафт-Эбинг Р. Половая психопатия, с обращением особого внимания на извращение полового чувства. М.: Республика, 1996. — С. 591
  58. Г. Основы современной сексологии. СПб.: Изд-во «Питер», 2000.-С. 896
  59. О.Ф. Отношения любви: норма и патология. М.: Независимая фирма «Класс», 2000. — С. 256
  60. Н.Н. Тендер и вхождение в модерн/Юбщественные науки и современность, 1993, № 5
  61. Кон И. С. Введение в сексологию. М.: Медицина, 1989. — С. 336
  62. Кон И. С. Сексуальная культура в России. Клубничка на березе. М.: О.Г.И. 1997. — С. 464
  63. Кон И. С. Психология половых различий//Вопросы психологии, 1981, № 2.-С. 50−58.
  64. Д.М. Современная сексуальная магия. М.: КРОН-ПРЕСС, 2000. -С. 432
  65. Н. Н. Тендер и вхождение в модерн/Юбщественные науки и современность, 1993., № 5.
  66. Д.В. Биология и психология пола. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2000. С. 176
  67. Д.В. Пол и секс в современном обществе. М.- Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. — С. 192
  68. Д.В. Нравственность и пол: Психологические аспекты. — М: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2000. С. 232
  69. Курильски-Ожвен Ш. Женщина в обществе//Социс, 1995, № 5.
  70. П. Любовь, ненависть, зависть, ревность. Психоанализ страстей. СПб.: Б.СюК., 1998. — С. 115
  71. Кэмкрон-Бэндлер Л. С тех пор они жили счастливо: простая и эффективная психотерапия сексуальных проблем и трудностей во взаимоотношениях. Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — С. 256
  72. Кон И. С. Подростковая сексуальность на пороге XXI века. Социально-педагогический анализ. Дубна: «Феникс+», 2001. — С. 208
  73. Е.Э. Амазонки: вечное возвращение//Смыслы мифа: мифология в истории и культуре. Сб. статей. Серия «Мыслители». Выпуск № 8. СПб.: Изд. Санкт-Петербургского философского общества, 2001. — С. 300
  74. . Таинство любви сквозь призму истории. Отношения мужчины и женщины с библейских времен до наших дней. М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2001. С. 269
  75. В. В., Гульман Б. Л. Нормальная сексология//Сексология. Т. I. Харьков. 1997. — С. 568
  76. ., Понталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу. М.: Высшая школа, 1996. — С. 623
  77. С. Секс и здоровье. Советы на каждый день'2003 — СПб: ИД «ВЕСЬ», 2002. С. 192
  78. С.С., Фридкин В. И. Сексуальные дисгармонии. Ташкент: Медицина, 1990.-С. 142
  79. Г. Сексуальная жизнь в Древней Греции. М.: КРОН-ПРЕСС, 1995.-С. 400
  80. A.M. Антропология мифа. Екатеринбург: Банк культурной информации, 1997. С. 688
  81. А. Любовь и оргазм. Революционный взгляд на сексуальную жизнь. М.: Институт общегуманитарных исследований- СПб.: Издательство «Университетская книга». — С. 405
  82. Лев-Старович 3. Секс в культурах мира. М.: Мысль, 1991. — С. 255
  83. Н. М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. М.: «Ключ С», 1999. — С. 224
  84. У., Джонсон В., Колодни Р. Основы сексологии. М.: Мир, 1998.-С. 692
  85. Т. Мужское и женское. В поисках мужественности. — К.: «София», 2000, — С. 208
  86. А.В. Социология стереотипов. Екатеринбург: Изд-во Урал. Ун-та, 2001.-С. 290
  87. А.В. Наука и искусство любви. Екатеринбург: Изд-во Урал. Ун-та, 2002. С. 224
  88. А.В. Педагогика саморазвития личности. Екатеринбург, Изд-во Урал. Ун-та, 2001. — С. 331
  89. . Ведьма. Женщина. М.: Республика — 1997. — С. 463
  90. И. От комплиментарности к универсализации (о социальных ролях мужчины и женщины)//Социологические исследования. — 1985, № 4.- С. 88−91
  91. . История сексуальных ритуалов.- М.: КРОН-ПРЕСС, 1998. -С. 320
  92. Л.И. Этническая идентичность. Проблемы трансформации в постсоветский период //Журнал прикладной психологии.-1999, № 1 — С. 14−26.
  93. Г. А. Народная педагогика удмуртов. Ижевск: Удмуртия, 1997.-С. 136
  94. Г. А. Традиционное поведение и общение удмуртов. — Ижевск: Удмуртия, 1992. С. 91
  95. Дж. Сексуальная мораль в мировых религиях. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002.-С. 352
  96. Психология сексуальных отклонений: Хрестоматия/Сост. К. В. Сельчонок. Мн.:Харвест, М.: ACT, 2000. — С. 672
  97. Д., Шмелев А. Г. Психосемантический анализ стереотипов русского характера: кросскультурный аспект//Вопросы психологии. — 1993, № 3.-С. 101−109.
  98. В.В. Удмурты: опыт компонентного анализа этноса. — Ленинград: Изд-во «Наука», 1977. С. 262
  99. В. В. Христолюбова JI.C. Удмурты: этносоциологические очерки. Ижевск: Удмуртия, 1976. — С. 76
  100. Ю.П. Сексуальность: современный взгляд на вечную проблему. М.: «ИДП», 1991 — С. 18−79
  101. H.JI. Тендерные исследования: рождение, становление, методы и перспективы//Вопросы истории.- 1998, № 6. С. 76−86.
  102. Л.П. Пол, власть и концепция разделенных сфер//Общественные науки и современность. — 2000, № 4. С. 123−135
  103. В., Шапинская Р. Природа любви. М., 1993. С. 174
  104. В. Сексуальная революция. СПб-М.: «Университетская книга», ACT, 1997.-С. 352
  105. В. Функция оргазма. Основные сексуально-экономические проблемы биологической энергии. СПб-М.: «Университетская книга» ACT, 1997.-С. 303
  106. Сексопатология: Справочник/Под ред. Г. С. Васильченко. М.: Медицина, 1990.-С. 576
  107. А. Мужчины и патриархальная власть//Диалог женщин. 1997, № 1
  108. А.М. Женская сексопатология. М.: Медицина, 1988. — С. 176
  109. Семейные обряды удмуртов (традиции и процессы обновления). — Ижевск: Удмуртия, 1984. С. 128
  110. Р.Д., Анкудинова И. А., Ким Е.К. Сексуальное поведение мужчин. М.: Изд-во «Ягуар», 1995. — С. 96
  111. Т.Я. Неразборчивый секс. СПб.: «ДИЛЯ», 2001. — С. 352 ИЗ. Семейный и общественный быт удмуртов: Сб. статей/Под ред. В. Е. Майера. — Устинов, 1985.-С. 132
  112. З.В. О соотношении этнического и социального//Журнал социологии и социальной антропологии 1999, том 2, № 2. — С. 21−31.
  113. Т.Г. Социальные стереотипы и межэтнические отноше-ния//Общение и оптимизация совместной деятельности/Под ред. Г. М. Андреевой. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. С. 177−188
  114. Н.Г. Этничность в процессе социальных измене-ний//Социально-политический журнал. 1996, № 1. — С. 73−80.
  115. З.В. Социология и психология национальных отношений. — СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 1999. С. 203
  116. Тат Э. Карма женщины. Карма мужчины. Часть первая. СПб.: Издательский дом «Невский проспект», 2000. — С. 192
  117. Тат Э. Карма женщины. Карма мужчины. Часть вторая. СПб.: Издательский дом «Невский проспект», 2000. — С. 159
  118. А.А. Сексуальные извращения парафилии. — М.: «Триада-X», 1999.-С. 461
  119. И.К. Удмуртские народные песни. — Ижевск, 1964. С. 228
  120. Р. Секс в истории. М.: КРОН-ПРЕСС, 1995. С. 400
  121. Д. В поисках фаллоса: Приап и Инфляция Мужского. 2-е изд., перераб. и доп. СПб.: Б.С.К., 1996. — С. 128
  122. А. Природа, мужчина и женщина. Путь освобождения. — К.: «София», Ltd., 1999. С. 288
  123. С.А. Поле пола: в центре и по краям//Вопросы философии. — 1999,№ 5.-С. 71−86
  124. С.А. Видимость мужественности//Знамя. 1992, № 2. — С. 153−160.
  125. Удмурты: историко-этнографические очерки/Под ред. В.В. Пименова
  126. Ижевск: Удмуртский ин-т истории, языка и лит-ры УрО РАН, 1993. — С. 392
  127. К., Зиммерман Д. Создание тендера/Социальная конструкция гендера/Под ред. Дж. Лорбер, С.А. Фаррел/Гендерные тетради. Вып.1. СПб., 1997.- С. 94−124.
  128. Э. Революция надежды. СПб.: «Ювента», 1999. — С. 245
  129. М. История сексуальности III: Забота о себе. — Киев: Духи литера- Грунт- М.: Рефл-бук, 1998. — С. 288
  130. Н.В. Философия и психология пола. — Киев.: Ника-Центр, 2001.-С. 224
  131. К. Собрание сочинений. Т. 1. Психология женщины- Невротическая личность нашего времени. — М.: Изд-во «Смысл», 1997. — С. 496
  132. К. Женская психология: Сборник текстов. СПб.: ВосточноЕвропейский Институт Психоанализа, 1993. — С. 221
  133. В.Ю. Этнопсихологический портрет женщины-удмуртки//Женщины и общество: вопросы теории, методологии и социальных исследований Ижевск, 1997.-С. 126−127.
  134. Д. Вопрос ниже пояса. Он. СПб.: Азбука-классика, 2002. -С. 224
  135. Д. Вопрос ниже пояса. Она. СПб.: Азбука-классика, 2002. — С. 192
  136. Частная сексопатология/Под ред. Г. С. Васильченко. Т. 1−2. — М.: Медицина, 1983.-С. 300
  137. В.П. Эрос и культура: Философия любви и европейское искусство. М.: Республика- ТЕРРА — Книжный клуб, 1999. — С. 464
  138. Шнабль 3. Мужчина и женщина. Интимные отношения. Кишинев. Штаинца, 1982.-С. 234
  139. К. Третий аспект удовольствия: Тайна женской эякуляции.
  140. М.: Профессиональная психотерапевтическая лига, 2000. С. 159
  141. С. Сведения о вотяках Вятской губернии//Памятники Отечества. Альманах Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. 1995, № 1−2.- С. 11−13.
  142. И.Ф. Путешествие по Вятской губернии летом 1816 года/Памятники Отечества. Альманах Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. — 1995, № 1−2.- С. 14−17.
  143. Этнические стереотипы мужского и женского поведения/Под ред. А. К. Байбурина, И. С. Кона. СПб.: Наука, 1991. — С. 320
  144. Этнические стереотипы поведения/Под ред. А. К. Байбурина. — JL: Наука, 1985.-С. 326
  145. Этносы и этнические процессы/Под ред. В. А. Попова. М.: Изд-во «Наука», 1993. С. 344
  146. Д.А. Удмуртская народная сказка. Ижевск, 1965. — С. 154
  147. Burt М. Cultural myths and support for rape. Journal of Personality and Social Psychology, 38, 217 -230, 1980
  148. Eysenck H.J. Sex and personality. London. 1976. Open Books.
  149. Heilbrun A. Human sex-role behavior. Pergamon Press. Emory University, 1981
  150. Maccoby E., Jacklin C. The psychology of sex differences. Stanford. Univ. Press. 1974
  151. Money J. Lovemaps. Buffalo, NY: Prometheus Books. 1986
  152. Money J. Parafilias: Phenomenology and Classification. American Journal of Psychotherapy, Vol. XXXVIII, № 2, April, 1984
Заполнить форму текущей работой