Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Механизмы регулирования социальной ориентации выпускников учебных заведений — клиентов службы занятости

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Объектом исследования в диссертации являются выпускники учебных заведений — клиенты службы занятости, рассматриваемые в качестве субъекта специфической социальной активности. Содержание этой специфики, определяется, с одной стороны, уникальностью статусного положения выпускников в социальной структуре общества, с другой стороны, особым видом социальной деятельности, присущим им в этот период… Читать ещё >

Содержание

  • Раздел I. Теоретический анализ моделей социальной ориентации выпускников учебных заведений
  • Раздел И. Диагностика индикаторов социальной ориентированности выпускников учебных заведений — клиентов службы занятости
  • Раздел III. Технология регулирования социальной ориентации выпускников в службе занятости

Механизмы регулирования социальной ориентации выпускников учебных заведений — клиентов службы занятости (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Экономические, политические и социальные изменения современной России повлекли за собой огромные перемены в жизни российского общества. Эти перемены настолько сильны, что часто заслоняют собой невидимый с первого взгляда, но невероятно сильный фактор дестабилизации страны, которым является кризис социокультурных ценностей. Официально провозглашена смена мировоззренческих, политических и идеологических ориентиров. Однако, отринув прошлые общественные ценности, государство не предложило взамен новых. Поначалу социокультурный кризис недостаточно осознавался той частью общества, которая стоит у руля, осуществляет управление на различных уровнях. Но постепенно его проявления стали все больше привлекать общественное внимание, требовать анализа и поиска выхода из положения. Общепризнанно, что важнейшую роль в жизни людей играют социально-одобряемые и разделяемые в обществе социальные ценности и нормы. Классик социологической науки Эмиль Дюркгейм считал, что нормы управляют поведением человека. Именно их разрушение в первую очередь вызывает общественную дезорганизацию, нарушение коллективного порядка. В это время, писал он, «общество оказывается временно неспособным проявить нужное воздействие на человека. Никто не знает в точности, что можно и что невозможно, что справедливо и что не справедливо, нельзя указать границы между законными и чрезмерными требованиями и надеждами, а потому все считают себя вправе претендовать на все».1 «.

Особенно сложно в условиях ломки прежней системы общественных ценностей и несформированности современных социально-значимых ориентиров приходится молодежи. Исторически сложилось так, что сущность молодежи как социальной группы раскрывается в процессе реализации ее функции воспроизводства социальной структуры. Наследуя и воспроизводя Дюркгейм, Э. Самоубийство: Социологический этюд / Э. Дюркгейм. — СПб., 1912. — С. 335. сложившиеся общественные отношения, каждое новое поколение обеспечивает сохранение целостности общества и участвует в его совершенствовании на основе своего инновационного потенциала.

Современное российское общество — это динамично развивающаяся система, преодолевающая один за другим этапы модернизации. Происходящие социокультурные изменения направлены в сторону усиления неопределенности, неоднозначности социальных процессов и явлений. Исчерпывающее познание социальной действительности становится невозможным для большого числа молодых людей. Личность лишается множества средств, объективных и субъективных, для воспроизводства собственной идентичности, а также опор для своего социального поведения. Снижается возможность прогнозирования не только отдаленного, но и ближайшего будущего. Все это привносит неопределенность и нестабильность в жизнедеятельность вступающих в общественные отношения молодых людей. Прорыв к желаемым статусным позициям в условиях стремительно изменяющейся социальной реальности неизбежно становится для молодежи делом рискованным.1.

Для выпускников учебных заведений проблема социальной ориентации в современной социальной реальности, претерпевающей изменения в ходе общественных трансформаций, приобретает особое значение в силу специфики их статусного положения. Находясь по возрастному и социальному параметрам в критической точке социализации, выпускники учебных заведений переживают состояние транзиции (изменения), которое можно назвать состоянием статусной неопределенности.

Объективно, возникновение состояния статусной неопределенности объясняется необходимостью сменить основной род деятельности, учебной на трудовую, поскольку окончание обучения, автоматически лишает молодого.

1 См.: Зубок, Ю. А. Проблемы социального развития молодежи в условиях риска / Ю. А. Зубок // Социологические исследования. — 2003. — № 4. — С. 42−43. человека статуса «учащийся», а временное отсутствие работы не дает статус «занятый».

В этот период вчерашний студент вынужден самостоятельно искать пути собственного социального и профессионального становления. Следовательно, получив образование, молодой человек, de facto, оказывается в ситуации поиска индивидуально-значимых социальных ориентиров и выбора приоритетных моделей вхождения в профессиональную и социальную структуру общества, на основании и посредством которых в дальнейшем будет разворачиваться его личный жизненный план.

В глазах общественности период вхождения молодых людей во взрослую, самостоятельную жизнь связан с ожиданием проявлений их личной активности и самоорганизованности, а также профессиональным самоопределением и трудоустройством. Другими словами, общество видит в выпускнике не объект воспитания, а субъект индивидуальной целенаправленной социальной деятельности.

С одной стороны, радикальные изменения в формах собственности дают определенную свободу такой деятельности, способствуют проявлению потенций личности молодого человека, расширяют границы индивидуального выбора, что обусловливает возрастание многообразия каналов вхождения в социальную структуру общества. С другой стороны, протекающие в стране процессы, усиливают социальное отчуждение молодых людей, поскольку отсутствие форм и методов социальной организации препятствует осознанию ими своей общности и единства интересов. По сути, в переживаемый молодым специалистом период статусной неопределенности меняется вся система жизнедеятельности и место молодого человека в социальном пространстве. Зачастую выпускники учебных заведений бывают не готовы к оправданию экспектаций со стороны общества, к эффективному включению в социальные процессы и общественные отношения. Каналы социализации, которыми являются социальный контекст России, нормы и образцы поведения, принятые в обществе, социально-экономическое положение в условиях жизни микросреды неоднозначны. Отсутствуют тактические варианты становления с учетом разных стартовых возможностей, социальных условий, национальных особенностей молодых людей. Традиционные институты социализации сегодня не в полной мере выполняют свои функции, так как сами находятся в процессе поиска и выработки оптимальных путей решения определенных им государством задач.

Перечисленные выше причины порождают стихийность и неуправляемость социальной ориентации и профессионального самоопределения выпускников учебных заведений, способствуют нарастанию явлений маргинальное&tradeв этой социально-демографической группе. Необходимость оптимизации системы управления социальной ориентацией выпускников учебных заведений очевидна. Не умаляя роли внутриличностных механизмов регулирования, следует подчеркнуть особую значимость организации мер воздействия на социальные процессы в молодежной среде со стороны общества в лице институтов и агентов социализации. С противоречиями процесса социальной ориентации выпускников учебных заведений связана основная проблема диссертационного исследованияотсутствие механизмов регулирования социальной ориентационной деятельности выпускников учебных заведений со стороны институтов социализации в условиях нестабильности и трансформации российского общества.

Степень научной разработанности проблемы. К анализу теоретических, методологических, социальных аспектов проблемы социальной ориентации обращались целенаправленно или опосредованно основоположники социологической науки Л. Бристол, М. Вебер, Э. Дюркгейм, Г. Зиммель, Ф. Знанецкий, Д. Мид, Т. Парсонс, Н. Смелзер, П. Сорокин, Г. Спенсер, Г. Тард и др.

В настоящее время проблемам молодежи уделяется много внимания в научной литературе. Их анализируют социологи, психологи, философы. В мировой истории развития социологии исследования молодежи происходили в двух направлениях:

1) с точки зрения возрастной дифференциации общества: основная проблематика этого подхода — смена поколений, возрастные границы, возрастная дискриминация, в научных трудах анализировались конфликт или солидарность, преемственность или разрыв поколений;

2) с точки зрения социальных аспектов процесса взросления или в понятиях теории социализации: исследовались проблемы воспитания, управленческие действия институтов и агентов социализации, вопросы самоопределения молодых людей, социального контроля, кризисов идентичности, связанных с переходом из одного статуса в другой.1.

В российской социологии доминировал второй подход. В период советского обществознания преобладала трактовка молодежи как монолитного целого. В обществе существовала единая система ценностей, социальных ориентиров и стереотипов поведения людей, обладающая высокой прочностью и одномерностью стандартов образа жизни. В исследованиях молодежи этого периода делался акцент преимущественно на выявление всеобщности целей различных групп молодого поколения. Политические, экономические и социальные изменения начала 90-х годов прошлого столетия способствовали возникновению процессов дифференциации в молодежной среде, основаниями для которой стали возрастной, субкультурный и социальные параметры. Усложнение и углубление социального восприятия молодости привели к пониманию биологического и социального неравенства между отдельными подгруппами внутри одного поколения.

В целом, российская социология молодежи прошла сложный путь от.

1 См.: Социология в России / Под ред. В. А. Ядов. — 2-е изд. — М., 1998. — С. 130 упрощенного представления о молодежи как объекте социального контроля и воспитания со стороны государственных институтов социализации до постепенного утверждения концепции молодости как особой фазы жизненного цикла с собственными интересами и собственным, хотя и не завершенным, статусом.

Молодежь как субъект общественной жизни с ориентацией на объективный анализ молодежной проблематики в рамках концепций «баланса» социализации (интеграция поколений), индивидуализации (инновации по отношению к социальному целому), начиная с 60-ых годов, являлась объектом изучения в работах ряда отечественных исследователей.

В.Н. Шубкин занимался разработкой проблем жизненных планов выпускников школ в сравнении с возможностями их реализации, исследовал динамику взаимодействия молодежи и взрослого общества — от первичных ожиданий молодежи к последующей их корректировке социальными возможностями общества и реализации в социальном статусе взрослого.' Ф. Р. Филлипов и М. Н. Руткевич рассматривали молодежные проблемы сквозь призму воспроизводства социальной структуры советского общества и межпоколенных социальных перемещений, исследовали различия поколений, обусловленные социально-историческими особенностями их становления. В работах М. Титмы основной акцент делался на региональных особенностях жизненного пути поколений, различающихся по характеру культур и уровню экономического развития регионов.3 Социально-психологическое направление в исследовании проблем личности молодого человека представлено трудами В. Т. Лисовского, который изучал социально-психологические особенности.

1 См.: Шубкин, В. Н. Начало пути / В. Н. Шубкин. — М., 1979. — 224 е.- Шубкин, В. Н. Социологические опыты / В. Н. Шубкин. — М., 1970. — 288 с.

2 См.: Филиппов, Ф. Р. Социология образования / Ф. Р. Филиппов. — М., 1980. — 237 е.- Филиппов, Ф. Р. От поколения к поколению / Ф. Р. Филиппов. — М., 1989. — 157 е.- Руткевич, М. Н. Общественные потребности, система образования, молодежь / М. Н. Руткевич, Л. Я. Рубина. — М., 1988. — 225 с.

3 См.: Тигма, М. Молодое поколение / М. Титма, Э. Саар. — М., 1986. — 254 е.- Титма, М. Х. Жизненные пути одного поколения / М. Х. Титма. — М., 1992. — 184 с. процесса социализации молодежи.1 И. С. Кон изучал специфику протекания юношеского возраста как особой фазы жизненного цикла, исследовались проблемы самосознания личности, возрастных кризисов, юношеской субкультуры.2.

В настоящее время в социологических исследованиях акцент переносится на логику рассмотрения молодости как части жизненного цикла человека, как «переходного» состояния в становлении «человека социального», где с одной стороны, присутствуют элементы социального сходства людей, находящихся в данной жизненной фазе, с другой, отражается личностное, индивидуальное своеобразие. Научная разработка психологических и социально-психологических проблем социальной ориентации, адаптации, социализации имеет место в трудах Б. Г. Ананьева, Г. А. Андреевой, Л. И. Божович, A.A. Налгаджяна, Б. Д. Парыгина.3.

Внимание социологии к исследованию социальных процессов, их управлению, моделированию, оптимизации, обращено в трудах Л. Я. Дятченко, Г. А. Котельникова, Н. С. Данакина, А. И. Кравченко, В. И. Патрушева, Ж.Т. Тощенко4, а по отношению к социальным процессам, в которых происходит социализация молодежи, в диссертациях белгородских исследователей A.A. Гармашова, И. Н. Кищенко, В. Т. Посохова.5.

1 См.: Лисовский, В. Т. Эскиз к портрету: жизненные планы, интересы и стремления советской молодежи / В. Т. Лисовский. — М., 1969. — 208 е.- Лисовский, A.B. В поисках идеала: Диалог поколений / A.B. Лисовский, В. Т. Лисовский. — Мурманск, 1994.

2 См.: Кон, И. С. Ребенок и общество / И. С. Кон. — М., 1988. — 269 е.- Кон, И. С. Социология личности / И. С. Кон. — М., 1967. — 383 е.- Кон, И. С. Психология ранней юности / И. С. Кон. — М., 1989. — 254 с.

3 См.: Андреева, Г. А. Социальная психология: Учебник / Г. А. Андреева. — М., 2004. — 365 е.- Ананьев, Б.Г. О психологических аспектах социализации / Б. Г. Ананьев. — М., 1988; Божович, Л. И. Проблемы формирования личности. Избранные психологические труды /Л.И. Божович. — М. — Воронеж, 1995. -350 е.- Налчаджян, A.A. Социально-психологическая адаптация личности (формы, механизмы, стратегии) / A.A. Налчаджян. — Ереван, 1988. — 262 е.- Парыгин, Б. Д. Основы социально-психологической теории / Б. Д. Парыгин. — М., 1968.

4 См.: Дятченко, Л. Я. Социальные технологии в управлении общественными процессами / Л. Я. Дятченко. -Белгород, 1993. — 343 е.- Котельников, Г. А. Теоретические основы синергетики / Г. А. Котельников. — Белгород, 1998; Данакин, Н. С. Теоретические и методологические основы проектирования технологий социального управления / Н. С. Данакин. — Белгород, 1996. — 271 е.- Кравченко, А. И. Социология менеджмента / А. И. Кравченко. — М., 1999. — 365 е.- Тощенко, Ж. Т. Социальное проектирование / Ж. Т. Тощенко. — М., 1982. — 254 с.

5 См.: Гармашев, A.A. Активность безработного по обеспечению собственной занятости и условия ее оптимизации: Автореф. дис.. канд. социол. наук / A.A. Гармашев. — Белгород, 1996. — 24 е.- Кищенко, И. Н. Социальное состояние и самочувствие незанятого населения: Автореф. дис.. канд. социол. наук / И. Н. Кищенко. — Белгород, 1999. — 27 е.- Посохов, В. Т. Роль службы занятости в регулировании регионального рынка труда: Автореф. дис. канд. социол. наук / В. Т. Посохов. — Белгород, 2000. — 23 с.

Исследование особенностей социальной ориентационной деятельности в различных сферах социальной жизни представлено в работах Т. Н. Вершининой, Е. В. Виттенберг, И. Ф. Дементьевой, И. А. Ильяевой, М. С. Кагана, JI.B. Коробовой.1.

Проблема социальной ориентации молодежи становится наиболее актуальной в периоды экономических и социальных трансформаций общества. В настоящее время к вопросам социальной ориентации, жизненного и профессионального самоопределения молодых людей в своих трудах обращается ряд авторов. Проблемы социализации молодежи в условиях неопределенности современной социальной реальности изучаются в работах л.

Ю.А. Зубок, В. И. Чупрова.

Динамика уровня притязаний, социально-профессиональные, социокультурные, ценностные ориентации явились предметом научного исследования в трудах А. И. Ковалевой, В. А. Лукова, В. Т. Лисовского, М. Н. Руткевича, C.B. Потапова.3.

Проблемы включения молодежи в социально-экономические преобразования, отношение молодежи к экономическим, политическим, социальным переменам нашли отражение в работах Н. Я. Губковой,.

1 См.: Вершинина, Т. Н. Производственная адаптация рабочих кадров / Т. Н. Вершинина // Социально-экономические проблемы труда на промышленном предприятии. — Новосибирск, 1979; Виттенберг, Е.В. Социально-психологические факторы адаптации к социальным изменениям: Дис.. канд. психол. Наук / Е. В. Виттенберг. — СПб., 1994; Дементьева, И. Ф. Семья в системе стартовых жизненных условий старшеклассников / И. Ф. Дементьева // Социологические исследования. — 1995. — № 6. — С. 130 — 140- Ильяева, И. А. Роль общения в социальной ориентации личности: Дис.. канд. филос. наук / И. А. Ильяева. — Фрунзе, 1975; Каган, М. С. Человеческая деятельность. Опыт системного анализа / М. С. Каган. — М., 1974. — 328 е.- Коробова, Л. В. Управление социальной адаптацией молодежи в высшей школе (на материалах Липецкой области): Дис.. канд. социол. наук / Л. В. Коробова. — Липецк, 1999.

2 См.: Чупров, В. И. Молодежь в обществе риска / В. И. Чупров, Ю. А. Зубок, К. Уильяме. — М., 2001; Чупров, В. И. Молодежь в общественном воспроизводстве: проблемы и перспективы / В. И. Чупров, Ю. А. Зубок. — M., 2000. 115 с.

3 См.: Ковалева, А. И. Социология молодежи: Теоретические вопросы / А. И. Ковалева, B.A. Луков. — М.: Социум, 1999. — 351 е.- Социология молодежи / Под ред. B.T. Лисовского. — СПб., 1996. — 460 е.- Руткевич, М. Н. После школы: опыт социологического исследования / М. Н. Руткевич, A.B. Потапов. — M., 1995.

Т.В. Ковалевой, O.K. Степановой, В. В. Морозова, Б. А. Ручкина.1.

В работах выше перечисленных авторов накоплен большой эмпирический и статистический материал, отражающий изменения, происходящие в молодежной среде. Однако, в большинстве своем, эти работы имеют описательный характер. В то время как сегодня особую актуальность приобретает обоснование моделей социальной ориентации выпускников учебных заведений и определение механизмов ее регулирования. Актуальность и недостаточная разработанность темы определили объект, предмет, цель и задачи диссертационного исследования.

Объектом исследования являются выпускники учебных заведенийклиенты службы занятости как специфическая социально-демографическая группа.

Предмет исследования — социальная ориентация различных групп выпускников учебных заведений — клиентов службы занятости.

Цель диссертационного исследования — на основе теоретического и эмпирического анализа институциональных и личностных факторов, детерминирующих социальную ориентацию выпускников учебных заведений, разработать механизмы ее регулирования в службах занятости.

Основная гипотеза. Мы полагаем, что изучение специфики социальной ориентации выпускников учебных заведений и знание технологий преодоления ситуации межстатусного вакуума позволит специалистам службы занятости осуществлять наиболее эффективную социализирующую деятельность.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих исследовательских задач:

1 См.: Губкова, Н. Я. Социальное поведение учащейся молодежи / Н. Я. Губкова // Социологические • исследования. — 1998. — № 9. — С. 123−127- Ковалева, Т. В. Подростки смутного времени (К проблеме социализации старшеклассников) / T.B. Ковалева, O.K. Степанова // Социологические исследования. — 1998. -№ 8. — С. 57−64- Ручкин, Б. А. Молодежь и становление новой России / Б. А. Ручкин // Социологические ". исследования — 1998. — № 4. — С. 90−98- Морозов, В. В. Противоречивость социализации и воспитания молодежи в условиях реформ / В. В. Морозов, А. П. Скоробов // Социально-политический журнал. — 1998. — № 1. — С. 148— 154.

1. Разработать модели социальной ориентации выпускников учебных заведений, находящихся в ситуации межстатусного вакуума.

2. Выделить индикаторы социальной ориентированности выпускников учебных заведений — клиентов службы занятости.

3. Разработать стратегию и тактику действий специалистов службы занятости, способствующих достижению выпускниками учебных заведений новых статусных позиций.

Теоретико-методологической базой исследования стали положения, концепции, гипотезы, представленные в разных научных подходах, классической и современной социологической литературе. Диссертационное исследование основано на фундаментальных положениях общей социологии и социологии управления:

— учении М. Вебера1 о рациональной организации и организационном поведении людей;

— системной модели социального действия Т. Парсонса2, в которой ученый выдвинул такие механизмы регулирования, как язык, ценности, имеющие нормативный характер, в зависимости от индивидуального действия, основанного на культурной, социальной, личностной и органической подсистемах;

— теории аномии Э. Дюркгейма3, в которой раскрывается противоречие между «нормами-целями» культуры и существующими институтами, санкционированными средствами достижения этих целей;

— на теории стадий социального развития личности социального психолога Э. Эриксона4;

1 Вебер, М. Избранные произведения: пер. с нем. / М. ВеберПод ред. Ю. Н. Давыдова. — М., 1990. — 371 с.

2 Парсонс, Т. Система современных обществ / Т. ПарсонсПод ред. М. С. Ковалевой. — М., 1998.

3 Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд / Э. Дюркгейм. — СПб., 1998. — 492 с.

4 Erikson, Е. Childhood and society. Harmond-sworth, 1967; Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис: пер. с англ. / Э. ЭриксонПод ред. А. Н. Толстых. — М., 1996.

— на теоретических положениях, представленных в трудах В. А. Ядова, посвященных исследованию личностных диспозиций разного уровня как взаимосвязанной иерархической системы.1.

Эмпирической базой диссертационного исследования являются:

— нормативно-правовые документы и материалы статистических сборников федерального и регионального уровней, касающиеся проблем молодежи и молодежной политики;

— статистические данные и информационно-аналитические материалы областной и городской служб занятости, управления молодежной политики администрации г. Белгорода;

— результаты социологических исследований, проведенных отечественными специалистами в области изучения проблем современной российской молодежи;

— материалы авторского социологического исследования «Социальные ориентиры и пути становления выпускников учебных заведенийклиентов службы занятости» (2003, Белгород);

— результаты углубленной психологической диагностики выпускников учебных заведений — клиентов службы занятости, полученные с помощью использования методик «Шкала реактивной (ситуативной) и О личностной тревожности» (Ч.Д. Спилбергер — Ю.Л. Ханин), «Потребность в достижении» (Ю.И. Орлов) (2003, Белгород). Научная новизна исследования заключается:

— в разработке структурной, факторной и динамической моделей социальной ориентации выпускников учебных заведений;

— в определении специфики социальной ориентации различных групп выпускников учебных заведений — клиентов службы занятости,.

1 Ядов, В. А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / В. А. Ядов. — Л., 1979. — 263 е.- Ядов, B.A. О диспозиционной регуляции социального поведения личности / B.A. Ядов // Методологические проблемы социальной психологии. — M., 1975. — С. 89 — 105.

2 См.: Елисеев, О. П. Практикум по психологии личности / О. П. Елисеев. — СПб., 2000. — С. 214−218.

3 См.: Там же. — С. 472 — 474. которая заключается в возникновении у молодых людей двойного риска, связанного, во-первых, с состоянием статусной неопределенности при переходе от учебной деятельности к трудовой, во-вторых, с отсутствием нормативно-одобряемых моделей социального становления молодежи;

— в обосновании в качестве основных элементов технологии регулирования социальной ориентации выпускников службами занятости процедур анализа ситуации статусной неопределенности, выявления личного потенциала и внутренних ресурсов молодых людей, выбора адресных техник управления. На защиту выносятся следующие положения: 1. Содержание социальной ориентации выпускников учебных заведений связано: во-первых, с выделением потребностей, интересов, мотивов, целей субъекта ориентационной деятельности, направленных на приобретение социального статуса в общественной структуре и I зависящих от стартовых возможностей молодых людей (структурная модель) — во-вторых, с выявлением факторов прямого (институциональные и личностные) и косвенного (социокультурные, социально-экономические и государственно-правовые) влияния на социальную ориентацию, в которой выделяется собственно социальный и индивидуальный уровни (факторная модель) — в третьих, с обозначением этапов социальной ориентации, первый из которых связан с формированием иерархической структуры индивидуально-значимых социальных ориентиров, второй — с активизацией индивидуального потенциала и внутренних ресурсов молодых людей, разработкой моделей социального и профессионального становления, третий — с реализацией поведенческого паттерна выбранной модели, и четвертый — с оценкой результатов ориентационной деятельности (динамическая модель).

2. В ходе диагностики выявлены особенности социальной ориентации различных групп выпускников учебных заведений — клиентов службы занятости (выпускники общеобразовательных школ, начальных профессиональных, средних специальных и высших учебных заведений). Для удобства их описания выделены четыре индикатора социальной ориентационной деятельности молодых людей в ситуации статусной неопределенности: желаемые статусные позиции и пути их достиженияумение молодых людей ставить перед собой жизненные цели и формулировать профессиональные проектысоциальное самочувствие выпускникових мнение об эффективности институтов социализации. Сделан вывод о необходимости адресной направленности деятельности институтов социализации (службы занятости), что подтверждает исходную гипотезу исследования.

3. Технология регулирования социальной ориентации выпускников учебных заведений — клиентов службы занятости обосновывается пошаговой системой управления индивидуальной ориентационной деятельностью молодых людей с учетом объективных и субъективных условий ее протекания. Она предполагает поэтапную реализацию специалистами службы занятости регулятивных воздействий в следующей последовательности: констатация и анализ проблемной ситуацииоценка личного потенциала и внутренних ресурсов выпускников учебных заведенийвыбор стратегии управленияоперационализация управленческого воздействияанализ эффективности управления и коррекция действий специалистов службы занятости. Конкретные техники регулирования отнесены к четырем стратегическим направлениям деятельности службы занятости по работе с выпускниками учебных заведений — организационной, поддерживающей, развивающей и стратегией информирования.

В качестве методов исследования использовались:

— методы сбора первичной социологической информации: документально-статистический анализ материалов, относящихся к деятельности учреждений Белгородской области, занимающихся делами молодежи (органы службы занятости, управление молодежной политики администрации г. Белгорода) — изучение нормативно-правовых документов, посвященных решению проблем молодежи, принятых на федеральном и региональном уровняхконтент-анализ прессыанкетный опроспсихологическая диагностика;

— методы количественной и качественной обработки статистических данных.

Практическая значимость работы заключается, прежде всего, в том, что на основе теоретического анализа, осмысления практического опыта и эмпирического исследования получено приращение нового научного знания о сущности и механизмах регулирования социальной ориентации выпускников учебных заведений — клиентов службы занятости в условиях трансформации современного российского общества.

Положения диссертации могут служить теоретической базой для разработки и внедрения механизмов регулирования социальной ориентации, социального и профессионального самоопределения молодых людей со стороны институтов и агентов социализации (служба занятости, органы управления образования, молодежные организации, центры социальной помощи молодежи).

Результаты исследования могут быть использованы региональными и городскими органами власти, социальными службами для создания различных программ, планов работы, системы мероприятий по решению социальных проблем молодежи, реализуемых в рамках государственной молодежной политики.

Теоретические положения и результаты эмпирического исследования могут оказать помощь при чтении учебных курсов по социологии управления, социологии молодежи, социальной работе, а также в системе повышения квалификации и переподготовки педагогических и управленческих кадров. Апробация работы.

Результаты диссертационного исследования, обоснованные в нем теоретические положения и практические рекомендации апробированы:

1) в Государственном учреждении — Центр занятости населения г. Белгорода:

— разработаны и проведены тренинговые занятия по программе «Азбука трудоустройства», предназначенные для учащихся выпускных классов общеобразовательных школ;

— разработана программа социальной адаптации выпускников учебных заведений профессионального образования «Клуб молодых специалистов» (реализуется на постоянной основе);

— организованы и проводятся групповые занятия по программам социальной адаптации и психологической реабилитации для безработной молодежи (реализуется на постоянной основе);

2) на кафедре социальной работы Белгородского государственного университета:

— разработан и прочитан спецкурс по развитию профессиональной зрелости и обучению технологии самостоятельного поиска работы «Методы и способы поиска работы» для студентов гуманитарных факультетов (2000 — 2001 учебный год);

— при чтении курсов лекций, проведении практических занятий, подготовке курсовых и дипломных работ со студентами специальности «Социальная работа».

3) на кафедре маркетинга и менеджмента Белгородского университета потребительской кооперации:

— прочитан спецкурс «Методы и способы поиска работы» для студентов экономического факультета, специализирующихся в области управления персоналом (2004 — 2005 учебный год).

Отдельные, наиболее значимые положения диссертационного исследования отражены в публикациях автора, общим объемом 9,7 печатных листов.

Заключение

.

Проведенный в диссертационной работе структурный и факторный анализ, а также интерпретация полученных в ходе анкетирования и психологической диагностики эмпирических данных, позволили нам описать структуру, содержание и особенности социальной ориентации различных групп выпускников учебных заведений — клиентов службы занятости. С учетом конструированных и представленных в первом разделе диссертации моделей социальной ориентации нами разработана социальная технология регулирования, осуществляемая специалистами службы занятости в целях оптимизации исследуемого социального процесса.

Объектом исследования в диссертации являются выпускники учебных заведений — клиенты службы занятости, рассматриваемые в качестве субъекта специфической социальной активности. Содержание этой специфики, определяется, с одной стороны, уникальностью статусного положения выпускников в социальной структуре общества, с другой стороны, особым видом социальной деятельности, присущим им в этот период жизни. Ситуация межстатусного вакуума, возникающая после окончания обучения, ставит перед молодыми людьми задачи социального и профессионального выбора, решение которых невозможно без организации целенаправленной индивидуальной ориентационной деятельности по достижению статусных позиций в конкретном социальном пространстве. Неопределенность социального контекста современной России, выражающаяся в отсутствии общепринятых и общеодобряемых социальных ориентиров, культурных ценностей, социальных норм, установок и образцов поведения, делает решение проблем социальной ориентации для большого числа молодых людей делом индивидуально творческим. Этому способствует и то обстоятельство, что на современном этапе развития российского общества происходит модернизация и становление основных институтов социализации, регулирующих социальные процессы в молодежной среде. Наблюдаемое в связи с этим снижение их управленческой функции автоматически ведет к усилению роли внутренних, субъективных детерминант. Среди субъективных факторов в настоящее время особую значимость приобретает личный потенциал выпускника учебного заведения — клиента службы занятости, к которому относятся его стартовые возможности, экономическое и социальное положение родительской семьи, уровень и профиль полученного образования, другие социально-типологические особенности. Вторым важным субъективным фактором являются личные деловые качества и внутренние ресурсы молодого человека. Речь идет о степени сформированное&tradeсистемы индивидуально-значимых социальных ориентиров, наличии устойчивой трудовой установки, навыков самоорганизации, социальной активности, потребности в достижении и высокого уровня притязаний.

В случае, когда выпускник учебного заведения располагает необходимыми для реализации собственных жизненных и профессиональных проектов стартовыми возможностями, а также отличается активной жизненной позицией, умением планировать и осуществлять социальную деятельность по преодолению ситуации межстатусного вакуума, можно ожидать успешного завершения индивидуальной социальной ориентации. Однако таких молодых людей немного, их доля в общем числе молодежи составляет примерно 40%. Для остальной части с достаточно большой степенью вероятности можно прогнозировать возникновение сбоев в социальной ориентации или приобретение ею затяжного характер^. И в том, и в другом случае следует говорить о возникновении потенциальной угрозы социальной дезинтеграции и маргинализации личности молодого человека.

Преодоление ситуации статусной неопределенности, успешная социальная ориентация и, в конечном итоге, интеграция в социальную структуру общества, для большинства выпускников учебных заведенийклиентов службы занятости означает, прежде всего, их профессиональное самоопределение и трудоустройство. Обретение занятости позволяет вчерашним студентам достичь профессиональной реализации, экономической независимости и новых статусных позиций. Несмотря на существенное снижение в системе социальных ориентаций российской молодежи значимости труда, как базовой ценности, данные нашего социологического исследования свидетельствуют, что перспективу своего социального становления и свое социальное самочувствие юноши и девушки прочно увязывают с решением проблем профессионального выбора и возможностью проявить себя в трудовой деятельности.

В то же время, анализ положения выпускников учебных заведений на региональном рынке труда позволяет утверждать, что в целом молодые люди обречены на второстепенные трудовые роли (см. приложении 2). Это обстоятельство препятствует вовлечению выпускников в профессиональное сообщество и обретению, посредством этого, устойчивого социального положения. К сожалению, выпускники учебных заведений сегодня превращаются в одну из наиболее уязвимых социальных групп российского общества.

Бесспорно, социальная ориентация выпускников учебных заведений протекает успешнее и не влечет за собой социальных издержек тогда, когда для большинства представителей этой молодежной группы она имеет регулируемый, а не стихийный характер. Особую важность управление ориентационной деятельностью выпускников учебных заведений приобретает в период переживаемого российской общественностью социокультурного кризиса и практического отсутствия системы государственных социальных гарантий для вступающих во взрослую самостоятельную жизнь молодых людей. Все это убедительно свидетельствует о необходимости разработки и внедрения технологий и техник регулирования социальной ориентации и самоопределения выпускников учебных заведений в службах занятости.

В диссертационной работе проведены структурно-содержательный и факторный анализ социальной ориентации выпускников учебных заведений, определены уровни исследуемого процесса, предложены структурная, факторная и динамическая модели ориентационной деятельности. Разработана социальная технология регулирования, направленная на управление социальной ориентацией выпускников учебных заведений — клиентов службы занятости. Кроме того, выделены конкретные социальные техники, учитывающие различные стартовые ситуации молодых людей. Необходимость создания технологии регулирования социальной ориентации выпускников в службе занятости объясняется тем обстоятельством, что значительная часть молодых людей вступает во взрослую трудовую жизнь почти «вслепую». Преобладает случайный, не осознанный ' социальный и профессиональный выбор, что, в дальнейшем, влечет значительные личностные издержки. Кризисные явления периода транзиции (статусной неопределенности) усиливаются противоречивостью, «разорванностью» молодежного сознания. Модель «двойного» профессионального выбора в представлении молодых людей существовала всегда. Условно назовем ее «романтический — реальный выбор»: романтический выбор — то, к чему стремится молодой человек в идеале, реальный выбор — то, на что он может рассчитывать. Сегодня молодежи присущ больший прагматизм и ориентация на «реальный выбор», когда профессиональное самоопределение ставится в зависимость, прежде всего,'от социальных и экономических возможностей молодых людей и их семей, а также от ожидаемого материального вознаграждения. По существу, значительная часть молодых людей выбирает рабочие места не в соответствии с имеющейся у них специальностью, а предполагающие более высокую оплату труда. Достижение же профессионального статуса откладывается на потом.

Техники регулирования социальной ориентации выпускников учебных заведений, применяемые специалистами службы занятости, разрабатываются с учетом особенностей их трудовой мотивации и ориентированы, во-первых, на создание механизмов социальной защиты, во-вторых, на активизацию индивидуального личного потенциала и внутренних ресурсов молодых людей. Такие техники осуществляются в русле четырех основных стратегий управления: организационной, поддерживающей, развивающей стратегии или стратегии информирования. Целесообразность выбора стратегии управления и конкретных социальных техник взаимодействия с выпускниками учебных заведений определяется в соответствии с социальным запросом, жизненной ситуацией и социально-психологическими особенностями молодых людей, а также имеющимися у службы занятости возможностями.

Однако, как показывает опыт практической работы специалистов службы занятости, оказывающих содействие молодежи в решении проблем профессионального, а через него и социального, становления, применения техник управления социальной ориентацией выпускников учебных заведений в рамках отдельных институтов социализации в настоящее время оказывается недостаточным. Необходимо создание комплексной системы мер, предусматривающей разработку и внедрение механизмов регулирования на разных уровнях социального пространства.

На государственном уровне следует создать объективные предпосылки для успешной социальной ориентации выпускников учебных заведений, их дальнейшей интеграции в социальную структуру, а также обеспечить возможность реализации молодежью своей основной исторической функциитрансляции социальных и материальных ценностей в будущее, обеспечения преемственности поколений. Для решения этих задач следует разработать Концепцию государственной молодежной политики Российской Федерации, отвечающую потребностям и целеустремлениям современных молодых людей. Такая Концепция должна содержать идеологические основы социальной жизнедеятельности молодежи, определять социально-значимые и одобряемые в обществе социальные ориентиры, на основании которых молодые люди будут формулировать свои жизненные и профессиональные цели.

Такие ориентиры должны занимать в ценностном ряду современной российской молодежи высокое положение, только в этом случае они будут являться действенными ценностно-нравственными регуляторами их социальной жизни. Кроме того, в Концепции необходимо предусмотреть совершенствование нормативно-правовой базы, расширение сферы социальных гарантий и разработку системы социально-экономической поддержки вступающих во взрослую жизнь молодых людей. Такие компенсаторные меры должны быть адресными, то есть различными для различных групп выпускников учебных заведений, в том числе и клиентов службы занятости.

На институциональном уровне важно согласовать усилия и действия отдельных институтов и агентов социализации по созданию и использованию социальных технологий управления социальной ориентацией выпускников учебных заведений, а также предусмотреть разграничение их полномочий и ответственности. В основу таких согласованных действий должен быть положен принцип социального, психологического и профессионального сопровождения жизни молодого человека.

На уровне общеобразовательных школ этот принцип может быть реализован посредством перехода к профильному образованию. Концепция профильного обучения предложена группой специалистов Министерства образования и науки, и в настоящий момент находится в стадии рассмотрения. Согласно Концепции суть профильного образования заключается в создании системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательных школ, ориентированной на индивидуализацию и социализацию обучающихся, в том числе и с учетом реальных потребностей рынка труда, отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования. Также, по нашему мнению, имеет смысл включить в школьную образовательную программу обязательные учебные курсы по формированию социально-технологической культуры и развитию профессиональной зрелости старшеклассников.

На уровне учебных заведениях профессионального образования в тематические планы обучения целесообразно дополнить дисциплинами, способствующими развитию социально-профессиональной компетентности и социальной активности молодых людей.

Исходя из того, что сегодня учреждения профессионального образования не готовы учитывать реальные перспективы трудоустройства своих выпускников, следует заранее готовить студентов к возможным проблемам, связанным с их профессиональным становлением. Необходимо информировать будущих молодых специалистов о реальном положении на территориальном рынке труда, о спросе на рабочую силу по конкретным профессиям, об основных гарантиях, которые государство может предоставить им в области трудоустройства.

На последних курсах обучения совместными усилиями учебного заведения и территориальных органов службы занятости должны определяться направления трудоустройства студентов. Для решения этих задач следует расширить практику создания на базе высших учебных заведений специальных структурных подразделений, способствующих профессиональному самоопределению и трудоустройству выпускников.

На уровне органов службы занятости населения имеет смысл использовать многообразие управленческих технологий, направленных на регулирование социальной ориентации и профессионального самоопределения выпускников учебных заведений. При этом выбор конкретных техник управления должен учитывать жизненную ситуацию и личные предпочтения молодых людей, и осуществляться в зависимости от отнесения их к различным категориям безработных граждан, для которых предусмотрено оказание специфических социальных и психологических услуг. Назначение таких социальных технологий и техник — повысить конкурентоспособность молодых специалистов и, в случае необходимости, содействовать их переориентации на профессии, востребованные на рынке труда. В службе занятости конкретные техники разрабатываются в рамках системы профессионального информирования, консультирования, социальной адаптации и психологической поддержки. Они могут быть реализованы как в индивидуальных, так и в групповых формах работы: информационно-обучающих курсах, бизнес-клубах, ориентирующих на предпринимательскую деятельность и самозанятость, социально-психологических программах, развивающих навыки коммуникативной культуры, обучающих технологии поиска работы.

На уровне управлений молодежной политики представляется возможным создание центров социальной адаптации и психологической реабилитации молодежи, в которых нуждающиеся в социальной поддержке молодые люди могли бы получить консультационную и, в отдельных случаях, материальную помощь.

Особое внимание в этих центрах надо уделять молодым людям, принадлежащим к зоне риска, прежде всего из социально-неблагополучных и малообеспеченных семей, а также испытывающим сбои в индивидуальной ориентационной деятельности, профессиональном и социальном самоопределении. Такие центры должны работать в тесном сотрудничестве с другими организациями, занимающимися решением проблем молодежи (органами службы занятости, молодежными биржами труда, управлением образования, молодежными и общественными организациями, кадровыми службами предприятий и организаций, досуговыми объединениями, всеми заинтересованными лицами).

В заключении отметим, что решение проблем социальной ориентации, профессионального и социального становления выпускников учебных заведений в условиях модернизации современного российского общества, безусловно,. требует коренного совершенствования законодательства Российской Федерации по вопросам предоставления социальных гарантий молодым людям. Также следует усилить регулятивную роль институтов и агентов социализации, оказывающих воздействие на социальные процессы в молодежной среде.

Одновременно необходимо повысить ответственность самих молодых людей в решении проблем собственного профессионального самоопределения и становления. Социальная деятельность выпускников учебных заведений, направленная на достижение статусных позиций, должна базироваться на принципе социальной активности личности и осуществляться с учетом, не только индивидуальных профессиональных склонностей и предпочтений молодых людей, но и в соответствии с объективными условиями и предложениями современного рынка труда.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Официальные документы и материалы
  2. Мониторинг занятости выпускников учреждений профессиональногообразования Белгородской области. Белгород: Департамент ФГСЗН по Белгородской области. — 2000. — 25 с. — 2001.- 24 с. — 2002. — 23 с. -2003.-27 с.-2004.-26 с.
  3. О мерах по поддержке деятельности студенческих трудовых отрядов вI
  4. Белгородской области в 2003 г.: Постановление главы администрации Белгородской области от 29 апр. 2003 г. № 113 // Белгородские известия. 2003. — 29 апр.
  5. О межведомственной программе содействия занятости и социальной адаптации выпускников учреждений общего и профессионального образования Белгородской области на 2002 2003 годы:
  6. Постановление главы администрации Белгородской области от 29 апр. 2002 г. № 161 // Консультант Плюс: Белгородский выпуск электронный ресурс.
  7. О молодежном Совете при главе местного самоуправления города Белгорода: Постановление администрации г. Белгорода от 19 июля 2002 г. № 1346 // Наш Белгород. 2002. — 28 авг. — 3 сент.
  8. О молодежном правительстве Белгородской области: Постановление губернатора Белгородской области от 16 марта 2004 г. № 73 // Белгородские известия. 2004. — 6 апр.
  9. О правительственной комиссии по делам молодежи: Постановление Правительства РФ от 31 августа 2000 г. № 645 // Муниципальный мир. -2000.-№ 6.-С. 35−36.
  10. О системе мероприятий по поддержке объединений, работающих с детьми и молодежью на территории области: Постановлениеправительства Белгородской области от 9 апр. 2004 г. № 19-ПП // Белгородские известия. 2004. — 6 апр.
  11. О создании фонда поддержки молодых квалифицированных специалистов на 2000 год: Постановление главы администрации Белгородской области от 31 дек. 1999 г. № 159 II Белгородские известия. 2000. — 21 янв.
  12. Программа по профориентации населения и психологической поддержке безработных граждан Белгородской области на 2004 2005 гг. — Белгород: Департамент ФГСЗН по Белгородской области, 2004. -20 с.
  13. Программа Развития человеческих ресурсов Белгородской области на 2002 2003 г. г. — Белгород: Департамент ФГСЗН по Белгородской области, 2002. — 20 с.
  14. О городской программе «Молодежь России» на 2001 2005 г. г.: Решение Белгородского городского Совета депутатов от 5 апр. 2001 г. № 127. // Консультант Плюс: Белгородский выпуск электронный ресурс.
  15. Монографии, учебные пособия, статьи
  16. , Т.Н. Адаптивные процессы в популяциях человека / Т. И. Алексеева. -М.: Изд-во МГУ, 1986.— 215 с.
  17. , Г. М. Социальная психология: Учебник / Г. М. Андреева. М.: Аспект Пресс, 2004. — 365 с.
  18. , Б.Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. СПб.: Питер, 2002.-282 с.
  19. , А.И. Социология семьи / А. И. Антонов, В. М. Медков. М.: Изд-во МГУ, 1996. -304 с.
  20. , А.И. Микросоциология семьи: методология исследования структур и процессов / А. И. Антонов. М.: Изд-во Дом «NOTA BENE», 1998.-357 с.
  21. , Л. Профиль обучения диктует региональный рынок труда / JI. Артемова // Народное образование. 2003. — № 4. — С. 84−88.
  22. , В.Г. Человек в управлении обществом: Учебное пособие / В. Г. Афанасьев. М.: Мысль, 1997. — 382 с.
  23. , А.И. В поисках моральных ориентиров / А. И. Афанасьева // Социологические исследования. 2004. — № 3. — С. 138−141.
  24. , Т. Молодежь на рынке труда и образовательных услуг / Т. Бабушкина, М. Гарсия-Исер // Человек и труд. 2004. — № 6. — С. 4043.
  25. , Н.Г. Послевузовские ожидания студенческой молодежи / Н. Г. Багдасарьян, A.A. Немцов, JI, B. Кансузян // Социологические исследования. 2003. — № 6. — С. 113−119.
  26. , A.A. Влияние социальной дифференциации на образовательные ожидания горожан / A.A. Баранов, Н. В. Иванов // Социологические исследования. 2003. — № 2. — С. 72−78.
  27. , Н.А. Судьба России / Н. А. Бердяев. М.: Советский писатель, 1990.
  28. , М.И. Социальные нормы и регуляторы поведения / М. И. Бобнева. М.: Наука, 1992. — 301 с.
  29. , Г. И. Социально-профессиональные ориентиры студентов средних и высших специальных учебных заведений как составная часть регионального человеческого капитала / Г. И. Бондаренко. Ростов-на-Дону: Терра, 2003. — 240 с.
  30. , B.C. Молодежь России: проблемы занятости / B.C. Боровик,
  31. B.А. Похвищев. М.: ФЗС РУЦ, 1995.
  32. Божович, JI. K Проблемы формирования личности. Избранные психологические труды / Л. И. Божович. М. — Воронеж: Изд-во «Институт практической психологии», 1995. —350 с.
  33. , В.И. Социологический анализ новых форм социокультурной жизни / В. И. Болгов // Социологические исследования. 2003. — № 2.1. C. 28−32.
  34. , Л.П. социальная среда и сознание личности / Л. П. Буева. М.: Изд-во МГУ, 1968.-268 с.
  35. , М. Избранные произведения. Пер. с нем. / М. Вебер- Под ред. Ю. Н. Давыдова. М.: Прогресс, 1990. — 371 с.
  36. , Ю.Ю. Логика научного исследования: Методологический аспект / Ю. Ю. Вейнгольд. Белгород: Изд-во БТИСМ, 1986. — 83 с.
  37. , И.А. Особенности социального самоопределения старшеклассников / И. А. Винтин // Социологические исследования. -2004.-№ 3.-С. 86−93.
  38. , Ю.Р. Социология молодежи: Учебное пособие / Ю. Р. Вишневский, В. Т. Шапко. Екатеринбург- - Н. Тагил, 1997. — 211 с.
  39. , O.B. Мотивационные предпочтения абитуриентов студентов / О. В. Виштак // Социологические исследования. 2003. — № 2. — С. 135 137.
  40. Внедрение инновационных технологий в учебный процесс и их влияние на качество подготовки кадров: Материалы семинара-совещания, г. Белгород, 24 мая 2000 г. Белгород: Департамент ФГСЗН, 2000.-37с. .
  41. , В.Г. Молодежь в информационном обществе / В. Г. Воробьев. М.: Молодая гвардия, 1990. — 255 с.
  42. , Н. Европа: молодежь на рынке труда' / Н. Говорова // Современная Европа. 2003. — № 3. — С. 98−103.
  43. , С.И. Стабильность семьи: социологический и демографический аспекты / С. И. Голод. Л.: Наука, 1984. — 136 с.
  44. , A.A. Структура поведения безработного / A.A. Гордиенко, Г. С. Пошевнев, Ю. М. Плюснин // Социологические исследования. -1996.-№ 11. -11 с.
  45. , Ю.М. Информационные аспекты управления и моделирования / Ю. М. Горский. М.: Наука, 1978. — 223 с.
  46. Громов, И. Западная теоретическая социология / И. Громов, А. Мацкевич. СПб.: Изд-во «Ольга», 1996. — 286 с.
  47. , Н.Я. Социальное поведение учащейся молодежи / Н. Я. Губкова // Социологические исследования. 1998. — № 9. — С. 123−127.
  48. Н.С. Теоретические и методические основы проектирования технологий социального управления / Н. С. Данакин. Белгород: Центр социальных технологий, 1996.-271 с.
  49. , А. Будущее профориентации и психологической поддержки / А. Данилов, Г. Киселев // Человеческие ресурсы. 2001. — № 2. — С. 2729.
  50. , И.Ф. Семья в системе стартовых жизненных установокстаршеклассников / И. Ф. Дементьева // Социологические исследования 1995.-№ 6.-С. 130−140.
  51. , А.Н. О психологическом профилировании безработных граждан /А.Н. Демин // Человек и труд. 2003. — № 10. — С. 31.
  52. , А.Н. Психологические предпосылки длительной безработицы / А. Н. Демин, А. Б. Седых // Профессиональная Готовность. 2004. — № 2/101.-С. 28−32.
  53. , Т.А. Мотивация трудовой деятельности в современных условиях: Пути повышения эффективности / Т. А. Демченко. М.: МАКС Пресс, 2003. — 104 с.
  54. , Г. М. Уроки реформирования, рынок труда и проблемы занятости молодежи в современной России / Г. М. Додунов, Н. И. Пахалева, С. Н. Рохмистров. М., 2003. — 179 с.
  55. , А.Ю. Агрессивное поведение молодежи в контексте социальной ситуации / А. Ю. Дроздов // Социологические исследования -2003. — № 4. С. 9−98.
  56. , В.С. Инновационные технологии / B.C. Дудченко. M., 1996.
  57. , Э. Самоубийство: Социологический этюд / Э. Дюркгейм. -СПб.: Союз, 1998. 492 с.
  58. , Л.Я. Социальные технологии в управлении общественными процессами / Л. Я. Дядченко. Белгород: ЦСТ, 1993. — 343 с.
  59. , Л.Я. Организация как способ социального действия: сущность, цели, функции / Л. Я. Дятченко // Социология управления и духовной жизни: Сб. науч. тр. Белгород: ЦСТ, 1998. — С. 3 — 7.
  60. , Ю.Ю. Управленческие ситуации: анализ и решение / Ю. Ю. Екатеринославский. М.: Экономика, 1998. — 191 с.
  61. , О.П. Практикум по психологии личности / О. П. Елисеев. -СПб.: Изд-во «Питер», 2000. 560 с.
  62. , Е. Программы работы с молодыми специалистами / Е.
  63. , Л. Балабан // Управление персоналом. 2004. — № 13. — С. 34−37.
  64. , Г. Е. Професиональное образование и рынок труда / Е. Г. Зборовский, Е. А. Шуклина // Социологические исследования. 2002. -№ 8.-С. 99−106.
  65. , А.Г. Потребности. Интересы. Ценности / А. Г. Здравомыслов. М.: Политиздат, 1986. — 221 с.
  66. , Ю.А. Проблемы социального развития молодежи в условиях риска / Ю. А. Зубок // Социологические исследования. 2003. — № 4. -С. 42−43.
  67. , Ю.А. Общество риска молодежная составляющая социальной интеграции / Ю. А. Зубок // Безопасность Евразии. — 2001.
  68. , Ф.Г. Социальные проблемы образования / Ф. Г. Зиятдинова. М.: Изд-во РГГУ, 1999. — 284 с.
  69. , С.П. Проблемы социализации современной молодежи / С. П. Иваненков. СПб.: С.- Петерб. фил. Рос. тамож. акад., 2003. — 419 с.
  70. , В.Н. Инновационные социальные технологии государственного и муниципального управления / В. Н. Иванов, В. И. Патрушев. М.: Экономика, 2001. — 324 с.
  71. , И.А. Культура общения /'И.А. Ильяева. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1989. -168с.
  72. , И.А. Социология, психолгия и педагогика. Часть 1 / И. А. Ильяева. Белгород, 2000. — 144 с.
  73. Личность специалиста: проблемы, суждения, решения / И. А. Ильяева, Л. М. Съедина, О. П. Шамаева, О. А. Глубшев. Белгород: Изд-во БелГТАСМ, 1994.-248 с.
  74. , Е. Цель трудоустройство выпускников / Е. Ильясов // Человеческие ресурсы. — 2001. — № 3. — С. 13−16.
  75. , Р. Постмодерн: меняющиеся ценности и меняющиесяобщества / Р. Ингхард // Политические исследования. 1997. № 4. — С. 6−32.
  76. , Ф.С. Основы профессионального консультирования: Учебное пособие / Ф. С. Исмагилова. М.: Изд-во МПСИ- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК». — 256 с.
  77. М.С. Человеческая деятельность. Опыт системного анализа / М. С. Каган. М.: Политинздат, 1974. — 328 с.
  78. , В.В. Социология / В. В. Касьянов, В. Н. Нечипуренко. -Ростов-на-Дону: ИЦ «Март», 2000. 512 с.
  79. , М.А. Влияние образования на вероятность нахождения работы в России / М. А. Карцева. М., 2002. — 32 с.
  80. , И.Н. Социальное состояние и самочувствие незанятого населения / И. Н. Кищенко. Белгород: Изд-во БГУ, 1999. — 118 с.
  81. , А.И. Социализация личности: норма и отклонение / А. И. Ковалева. М.: Ин-т молодежи, 1996. — 222 с.
  82. , А.И. Социология молодежи: Теоретические вопросы / А. И. Ковалева, В. А. Луков.-М.: Социум, 1999.-351 с.
  83. , Т. В. Подростки смутного времени (к проблеме социализации. старшеклассников) / Т. В. Ковалева, O.K. Степанова // Социологические исследования. 1998. — № 8. — С. 57−64.
  84. , А.И. Концепция социализации молодежи: нормы, отклонения, социализационная траектория / А. И. Ковалева // Социологические исследования. 2003. -№ 1. — С. 109−115.
  85. , А. А. Профилактика агрессивного поведения как социологическая проблема / А. А. Козлов / Ценностный мир современной молодежи. М., 1994. — С. 76 — 89.
  86. Кон. И. С. Социология личности / И. С. Кон. М.: Политиздат, 1967. -383 с.
  87. Кон, И. С. Психология ранней юности / И. С. Кон. М.: Просвещение, 1989.-254с.
  88. , Д.Л. Самоопределение или адаптация? / Д. Л. Константиновский // Мир России. 2003. Т. 12. — № 2. — С. 123 — 134.
  89. , Г. А. Теоретическая и прикладная синергетика / Г. А. Котельников. Белгород: БелГТАСМ: крестьянское дело, 2000. — 161 с.
  90. , А. Технология психологического сопровождения / А. Котиев // Человеческие ресурсы. 2001. — № 3. — С. 29 — 32.
  91. , М. Особое внимание молодежи / М. Кочеваткин // Человеческие ресурсы. 2002. — № 3. — С. 13−14.
  92. , А. Эффективность профессионального образования / А. Кочетов//Человеческие ресурсы.-2001.-№ 3. -С. 12−13.
  93. , А.И. Социология менеджмента / А. И. Кравченко. М.: ЮНИТИ, 1999.-365 с.
  94. , В.В. Особенности аномии в современном российском обществе / В. В. Кривошеев // Социологические исследования 2004. -№ 3.-С. 93−97.
  95. , Я.Н. Социальное самочувствие как интегральный показатель адаптивности / Я. Н. Крупец // Социологические исследования. 2003. -№ 6.-С. 124−126.
  96. , Л.А. Ловушка общественного сознания / Л. А. Кудрявцева // Социологические исследования. 2003. — № 6. — С. 124−126.
  97. , Ю.В. Проблемы социализации молодежи в современной России: Учебное пособие / Ю. В. Кузнецов. Мурманск: Изд-во МурГТУ, 2003. — 80 с.
  98. , И.Ю. Самоопределение личности на жизненном пути / И. Ю. Кузнецов, С. А. Кузнецова. Магадан: Кордис, 2003. — 215 с.
  99. , Н.И. Как чувствуют себя, к чему стремятся граждане России / Н. И. Лапин // Социологические исследования. 2003. — № 6. — С. 78−87.
  100. , В.Т. Эскиз к портрету: жизненные планы, интересы истремления советской молодежи / В. Т. Лисовский. М.: Молодая Гвардия, 1969.-208 с.
  101. , A.B. В поисках идеала: Диалог поколений / A.B. Лисовский, В. Т. Лисовский. Мурманск, 1994.
  102. Лисовский, В Т. Динамика социальных изменений (опыт сравнительных социологических исследований российской молодежи) / В. Т. Лисовский // Социологические исследования. 1998. — № 7. — С. 98 104.
  103. , H.A. Региональный ВУЗ и рынок труда: проблемы адаптации / H.A. Лоншакова // Социологические исследования. 2003. — № 2. — С. 68−72.
  104. , Ю. Жизненные ценности и социально-трудовые ожидания студенческой молодежи / Ю. Лясникова // Человек и труд. 2003. — № 4. — С. 58−60.
  105. , Н. Как помочь молодежи выбрать профессию / Н. Лясников // Человек и труд. 2001. — № 7. — С. 84−85.
  106. , Н.К. Адаптация персонала в организации / Н. К. Маусов, О. М. Ламскова // Управление персоналом. 2004. — № 13. — С. 26−30.
  107. , С.П. Профессиональная ориентация и обучение безработных граждан / С. П. Макаров // Профессиональный потенциал. 1998. — № 2. -С. 32−34.
  108. , М. Технология и эффективное социальное управление / М. Марков. М.: Прогресс, 1982. — 172 с.
  109. Будущее молодежи России: Материалы исследовательского проекта / Под ред. Д. М. Рогозина. М.: Ин-т социологии РАН, 2003. — 123 с.
  110. , М. Новое поколение новое представление о ценностях? / М. Мартес // Вест. Москов. шк. полит, исслед. — 2004. — № 1. — С. 54−63.
  111. , B.C. Трудовой потенциал российской молодежи: структура, воспроизводство, перспективы / B.C. Мерцалов. М.: Луч, 1992.
  112. Местная власть и молодежь: от редакции // Муниципальный мир. -2004. № 6. — G. 3−5.
  113. , А.Ф. Актуализация проблемы профориентации и трудовой адаптации молодежи на современном этапе / А. Ф. Митькин // Профессиональный потенциал. 1998. -№ 2. — С. 13−16.
  114. , М.О. Социальное поведение, социальные общности, социальная реальность (о природе предмета социологической науки) / М. О. Мнацаканян // Социологические исследования. 2003. — № 2. — С. 21−28.
  115. Модифицированная программа курса «Новый Старт» для С.-Петерб. службы занятости: Методическое пособие. СПб., 1997. — 46 с.
  116. Молодежь: ориентации и жизненные пути (На материалах социологических исследований в Прибалтике) / M.X. Титма, М. Е. Ашмане, A.A. Матуленис и др.- Отв. Ред. М. Х. Титма. Рига: Зинатне, 1988.-224 с.
  117. Молодежь России: тенденции, перспективы / И. М. Ильинский, A.B. Шаронов и др. М.: Молодая Гвардия^ 1993. — 215 с.
  118. Молодежная политика Российской Федерации: проблемы и перспективы: Материалы 3-й Всерос. науч.-практ. конф. М.: Моск. Ин-т инновационных технологий, 2003. — 48 с.
  119. , ВВ. Противоречивость социализации и воспитания молдежи в условиях реформ / В. В. Морозов, А. П. Скоробов // Социально-политический журнал. 1998. -№ 1. — С. 148−154.
  120. , К. Оптимизм и пессимизм личности / К. Муздыбаев // Социологические исследования. 2003. — № 12. — С. 87−96.
  121. , А. Профессионально-квалификационные требования к работникам / А. Мышаков // Человеческие ресурсы. 2001. — № 3. — С. 2−4.
  122. , A.A. Социально-психологическая адаптация личностиформы, механизмы, стратегии) / A.A. Налчаджанян. Ереван: Изд-во АН Арм. ССР, 1998. — 262 с.
  123. Начало пути: поколение со средним образованием / Под ред. М. Х. Титма. М.: Наука, 1989. — 238 с.
  124. Новые тенденции в обучении (Рекомендации КРЕ по выработке университетской стратегии) // Вестник высшей школы. 1998. — № 8. -С. 34−37.
  125. , P.M. Качество жизни в трудах социологов США / P.M. Нугаев, A.M. Нугаев // Социологические исследования. 2003. — № 6. — С. 100 105.
  126. Образование, трудовая карьера и профессиональная мобильность // Социальная политика и социология. 2002. — № 1. — С. 7−30.
  127. Оптимизация процессов социальной адаптации незанятого населения Белгородской области (социологическое исследование). Белгород: Изд-во БелГУ, 1999. — 179 с.
  128. , Т. О структуре социального действия (пособие) / Т. Парсонс, С.А. Беляновский- Ред. В. Ф. Чеснокова. М.: Акад. проект, 2002. -880с.
  129. , В.И. Инновационные социальные технологии государственного и муниципального управления / В. И. Патрушев. М.: Экономика, 2001. — 324 с.
  130. , JI.E. Социальное самочувствие молодежи / JI.E. Петрова // Социологические исследования. 2000. — № 12. — С. 50 — 55.
  131. , Ю.М. Социальная психология безработного / Ю. М. Плюснин, Г. С. Пошевнев. Новосибирск: ЦСА, 1997. — 84 с.
  132. , Г. С. Управление занятостью: стратегия и практика / Г. С. Пошевнев. Новосибирск: Изд-во НГЦЗН- ЦСА, 1996. -172 с.
  133. , А. О. Молодежные девиации в Приморье / А. О. Полтавцева // Социологические исследования. 2003. — № 4. — С. 135
  134. , В.Т. Роль службы занятости в регулировании регионального рынка труда / В. Т. Посохов. Белгород: Изд-во БелГУ, 2000. — 128 с.
  135. , В.Т. Регулирование процесса социальной адаптации безработных в регионе / В. Т. Посохов, И. Н. Кищенко. Белгород: Изд-во БГУ, 1999.-44с.
  136. Проблемы социального самоопределения учащейся молодежи в условиях современного общества: Материалы междунар. науч.-практ. конф., г. Киров, 3−4 марта, 2003 г. Киров, 2003. — 637 с.
  137. , Ф.Т. Безработица и эффективность государственной политики на рынке труда в переходной экономике России / Ф. Т. Прокопов. М.: Теис, 1999. — 311 с.
  138. Профилирование в системе общего образования // Человек и труд. -2004.-№ 7.-С. 61−65.
  139. , O.A. Социальные ориентиры молодежи: тенденции, проблемы, перспективы / O.A. Раковская. М.: Наука, 1993.
  140. , Н.С. Макродинамика: Закономерности геополитических, социальных и культурных изменений / Н. С. Розов, A.A. Изгарская. -Новосибирск: Наука, 2002. 467 с.
  141. Роль и место центров содействия занятости и трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования в федеральной системе занятости: Материалы школы-семинара, г. Москва, 20 марта 2002 года. М.: МГТУ им. Баумана, 2002. — 142 с.
  142. , ЕС. Профессиональная ориентация с позиций концепциисамодиагностики / Е. С. Романова, С. Ю. Решентина // Прикладная психология. 2001. — № 3.
  143. , М.Н. Общество как система: Социологические очерки / М. Н. Руткевич. СПб.: АМТЕЙЯ, 2001. — 444 с.
  144. , М.Н. Общественные потребности, система образования, молодежь / М. Н. Руткевич, Л. Я. Рубина. М.: Политиздат, 1988. -222 с.
  145. , М.Н. Общественные потребности, система образования, молодежь / М. Н. Руткевич, Л. Я Рубина. М.: Политиздат, 1988. — 225 с.
  146. , Б.А. Молодежь и становление новой России / Б. А. Ручкин // Социологические исследования. 1998. — № 5. — С. 90−98.
  147. , JI.B. Проблемы самоориентации человека: Учебное пособие / Л. В. Рябова. Ростов-на-Дону: Изд-во Дон. гос. тех. ун-та, 1993.
  148. , A.A. Мировоззрение и ценности / А-А. Сазанов // Социальная, политика и социология. 2002. — № 1. — С. 31−57.
  149. Сборник рекомендаций для руководителей Клубов ищущих работу: Методическое пособие. М.: ФСЗН, 1993. — 63 с.
  150. , О. Занятость молодежи стратегическая проблема / О. Селиванова // Человек и труд. — 2003. — № 3. — С. 29−32.
  151. , В.А. Штрихи к портрету поколения 90-х годов / В. А. Сибирев, H.A. Головин // Социологические исследования. 1998. — № 3. — С. 106−117.
  152. , C.B. Тендерные аспекты самоопределения молодежи / C.B. Скутнева // Социологические исследования. 2003. — № 11. — С. 73−78.
  153. , А.Г. Идентичность в меняющемся мире: Учебное пособие /
  154. A.Г. Смирнова, И. Ю. Киселев. Ярославль: Изд-во ЯрГУ, 2002. — 299с.
  155. , В.Н. Социальная норма и ее измерение / В. Н. Смирнова,
  156. B.Ф. Курлов, М. Д. Матюшкина // Социологические исследования. -1999.-№ 1.-С. 97−101. '
  157. , В.Н. Социальные технологии реформирования образованияв России / В. Н. Смирнова // Социально-политический журнал. 1996. -№ 1.-С. 57−70.
  158. , A.B. Ценностные ориентации постсоветского гуманитарного студенчества / A.B. Соколов, И. О. Щербакова // Социологические исследования. 2003 .-№ 1.-С. 115−122.
  159. Содержание и организация профессиональной ориентации незанятого населения: Научно-методическое пособие / Т. В. Комарова, А. Л. Мережанный, Н. И. Никольская и др. Калуга: Департамент ФСЗН по Калужской области, 1996. — 292 с.
  160. Социология в России / Под ред. В. А. Ядова. — М.: Изд-во Института социологии РАН, 1998. 696 с.
  161. , Н. Социология / Н. Смелзер. М.: Феникс, 1994. — 687 с.
  162. Средние русские // Эксперт. 2000. — № 34 (245). — 18 сент.
  163. , Т.В. ВУЗы на рынке образовательных услуг / Т. В. Старостина // Социологические исследования. 2003. — № 4. — С. 122 126.
  164. Состояние и перспективы развития молодежного рынка труда. М.: Департамент ФГСЗН по городу Москве, 2001. — 45 с.
  165. Социология молодежи / Отв. Ред. В. Т. Лисовский. СПб.: Изд-во СПб-го ун-та, 1996. — 460 с.
  166. Социология молодежи: Учебное пособие / Под ред. Ю. Т. Волковой, В. И. Добренькова. Ростов-на-Дону: ФЕНИКС, 2001. — 575 с.
  167. Социокультурная динамика регина: Сб. науч. тр. по материалам междунар. науч.-практ. конфер., г. Белгород, 24 25 апр. 2003 г. Вп. 3 / Под ред. С. И. Курганского. — Белгород: БелГИК, 2003. — 304 с.
  168. Социальное управление: Теория и методология: Учебное пособие. В 2 ч. / А. Г. Гладышев. М.: Муниципальный мир, 2003. 4.1. — 316 с.
  169. Социальное управление: Теория и методология: Учебное пособие. В 2 ч. / А. Г. Гладышев. М.: Муниципальный мир, 2003.4.2. — 311 с.
  170. Социальное положение и уровень жизни населения России, 2003: Стат. сб.-М.: Госкомстат России, 2003. 463с.
  171. Социальное действие / Под ред. Ю. А. Харина. Минск: Наука и техника, 1980. — 255 с.
  172. , Н.Р. Личность и общество: адаптационный процесс / Н. Р. Суворов // Человеческие ресурсы. 2001. — № 3. — С. 26 — 27
  173. , Л.И. Занятость населения и ее регулирование / Л. И. Старовойтова. М.: Изд-во АС ADEMA, 2001. — 192 с.
  174. , М.Х. Жизненные пути одного поколения / М. Х. Титма. М.: Наука, 1992.- 184 с.
  175. , М.Х. Молодежь: ориентации и жизненные пути / М. Х. Титма. -Рига, 1988.
  176. , М.Х. Саар, Э.А. Молодое поколение / М. Х. Титма. М.: Мысль, 1986.-254 с.
  177. , Ж.Т. Социальное проектирование / Ж. Т. Тощенко. М.: Мысль, 1982.-254с.
  178. , М.В. Социология и психология управления / М. В. Удальцова, Л. К. Аверченко. М.: ИНФРА-М. — Новосибирск: Сибирское соглашение, 1999. — 181 с.
  179. , Н. Система содействия трудоустройству / Н. Федотова // Человеческие ресурсы. 2001. — № 3. — С. 8−10.
  180. , С.С. Социология / С. С. Фролов. М.: Ин-т «Открытое Общество», 1994. — 360 с.
  181. , Ф.Р. От поколения к поколению / Ф. Р. Филиппов. М.: Мысль, 1989. — 157 с.
  182. , Ф.Р. Социология образования / Ф. Р. Филиппов. М.: Наука, 1980.-237 с.
  183. , КВ. Повышение роли ВУЗов в решении проблемы трудоустройства молодых специалистов / Е. В. Фомина // РОСТ
  184. Белгород). 2001. — №. 1. — С. 3−11.
  185. , Ю.Р. Социализация личности / Ю. Р. Хайруллина. -Казань: Изд-во Казан, гос. энерг. ун-та, 2003. 355 с.
  186. , Ю.Р. Ценности в сфере труда: особенности и факторы / Ю. Р. Хайруллина // Социологические исследования. 2003. — № 5. — С. 84−88.
  187. , О. Молодежь и дети в современной России / О. Хлобустов // Власть. 2003. — № 6. — С. 21 -26.
  188. Хлопова, Т. Трудовой потенциал и характер мотивации учащейся молодежи / Т. Хлопова, М. Дьякович // Человек и труд. 2002. — № 12. -С. 75−77.
  189. Ценности гражданского общества и личность: Сборник. Книга для учителя / Составитель А. И. Михайлова. М.: Музей и общественный центр им. А. Сахарова: Градарики, 2001. — 238 с.
  190. , Н.З. Культура и ценности / Н. З. Чавчавадзе. Тбилиси: Мецниереба, 1984, — 171 с.
  191. , Г. А. Молодежь вступает в жизнь / Г. А. Чередниченко, В. Н. Шубкин. М.: Мысль, 1985. — 240 с.
  192. , Н.В. Молодежь о конфликтогенных факторах и молодежной политике / Н. В. Черкасова // Социологические исследования. 2004. — № 3. — С. 104−106.
  193. , А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации / А. П. Чернявская. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. — 96 с.
  194. , Г. К. Личность: проблемы самореализации / Г. К. Чернявская // Социально-политический журнал. 1996. — № 4. — С. 134 143.
  195. , В.И. Самодетерминация и внутренняя мотивация поведения человека / В. И. Чирков // Вопросы психологии. 1996. — № 3. — С. 116
  196. , В.И. Молодежь в обществе риска / В. И. Чупров, Ю. А. Зубок, К. Уильяме. М.: Наука, 2001. — 230 с.
  197. , В.И. Молодежь в общественном воспроизводстве: проблемы и перспективы / В. И. Чупров, Ю. А. Зубок. М., 2000. 115 с.
  198. , Н.В. Начало пути /Н.В. Шубкин. М.: Молодая Гвардия, 1979.-224 с.
  199. , Н.В. Социологические опыты7 Н.В. Шубкин. М.: Мысль, 1970.-288 с.
  200. , В.К. Экономическое сознание старшеклассников / В. К. Шумилов // Социологические исследования. 2003. — № 1. — С. 139 141.
  201. , К. Дж. Коллективный выбор и индивидуальные ценности / К. Дж. Эрроу. М.: ГУВШЭ, 2004. — 202 с.
  202. , Э. Детство и общество / Э. Эриксон. СПб, 2000. — 415 с.
  203. , В.А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / В. А. Ддов. Л.: Наука. 1979. — 263 с.
  204. , В.А. Социальная идентификация в кризисном обществе 7 В.А. Ядов II Социологический журнал. 1994. — № 1. — С. 38−42.
  205. , В.А. Социологические исследования: методология, программа, методы / В. А. Ядов. Самара: Изд-во «Самарский Ун-т», 1995. — 332 с.
  206. , В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности / В. А. Ядов. М.: Академкнига: Добросвет, 2003. — 595 с.
  207. , В. Интеграция образования и занятости / В. Ярская // Человеческие ресурсы. 2001. -№ 3. — С. 4−8.
  208. Диссертационные исследования, авторефераты
  209. , JI.A. Формирование системы трудоустройства выпускников высших учебных заведений в переходной экономике:
  210. Автореф. дис.. канд. эконом, наук / JI.A. Вишневская. СПб, 2001. -20 с.
  211. , A.A. Активность безработного по обеспечению собственной занятости и условия ее оптимизации: Автореф. дис.. канд. социол. наук / A.A. Гармашев. Белгород, 1996. — 24 с.
  212. , И.Н. Социальное состояние и самочувствие незанятого населения: Автореф. дис.. канд. социол. наук / И. Н. Кищенко. -Белгород, 1999. 27 с.
  213. , Ю.В. Социальные ожидания молодежи: структурный аспект: Автореф. дис.. социол. наук / Ю. В. Кирьянова. Саратов, 1999.-18 с.
  214. , JI.A. Социально-экономическое положение молодежи в условиях проводимых экономических реформ (на примере Белгородской области): Дис.. канд. эконом, наук / JI.A. Минаева. -М., 2001. -182 с.
  215. , Н.В. Занятость молодежи в условиях системных экономических преобразований: Автореф. дис.. канд. эконом, наук / Н. В. Обухович. Тюмень, 2000. — 22 с.
  216. , В.Т. Роль службы занятости в регулировании регионального рынка труда: Автореф. дис.. канд. социол. наук / В. Т. Посохов. -Белгород, 2000- 23с.
  217. , Т.В. Жизненные стратегии молодежи в сфере занятости:• 172
  218. Автореф. дис.. канд. социол. наук / Т. В. Ручкина. Саратов, 2002. -16 с.
  219. , Т.Н. Совершенствование управления процессами профессиональной подготовки безработных граждан в регионе: Автореф. дис.. канд. социол. наук / Т. И. Сидорова. Белгород, 2004. -20 с.
  220. , А.Н. Социальные ценности современной российской молодежи: состояние, динамика, направленность: Автореф. дис.. кан. филос. наук / А. Н. Цепляева. М., 2000. — 26 с. г
  221. , И.Л. Управление социокультурными условиями региональной молодежной политики: Дис.. канд. социол. наук / И. Л. Шиков. -Белгород, 1999.-25с.
Заполнить форму текущей работой