Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Деловая этика в системе социального управления высшим учебным заведением

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Практическая значимость диссертационного исследования состоит в обосновании норм и стандартов деловой этики, позволяющих осуществить комплексный подход в системе социального управления. Сформулированная и обоснованная методика формирования и реализации стандартов деловой этики через корпоративный кодекс деловой этики позволяет выработать корпоративную долгосрочную стратегию развития вуза и может… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Система управления современным вузом
    • 1. 1. Современный вуз как объект управления
    • 1. 2. Система управления современным вузом: понятия и элементы
  • ГЛАВА 2. Структурообразующие элементы деловой этики вуза: проблемы и тенденции
    • 2. 1. Деловая мораль и деловой этикет как составляющие деловой этики
    • 2. 2. Кодексы деловой этики: особенности и тенденции развития
    • 2. 3. Деловая этика российского вуза: проблемы, особенности и тенденции
  • ГЛАВА 3. Алгоритм совершенствования корпоративной этики вуза на примере АТиСО)
    • 3. 1. Модели корпоративной этики в системе образования
    • 3. 2. Внедрение форм и стандартов деловой этики в АТиСО

Деловая этика в системе социального управления высшим учебным заведением (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

настоящего диссертационного исследования определяется важностью модернизации процессов управления в системе высшего образования и обуславливается следующими факторами.

Во-первых, система высшего образования — это уникальный социальный институт, с одной стороны, предназначенный для удовлетворения потребностей населения в образовании и воспитании, призванный развивать и приумножать человеческий капитал. С другой стороны, система высшего образования нацелена на подготовку специалистов, способных выдержать конкуренцию на рынке труда и решать актуальные задачи материального и духовного воспроизводства общества.

Во-вторых, в настоящее время состояние системы управления высшей школой не в полной мере соответствует современным потребностям, недостаточно-адаптировано к изменяющимся текущим и перспективным условиям функционирования высших учебных заведений. Важным представляется следующее обстоятельство-, объективные процессы глобализациизатронули и систему высшего образования, сформировали условия для интеграции образовательной системы России в международное сообщество. Подписание в 1997 г. Болонского договора, согласно которому к 2010 г. России предстоит решить ряд базовых задач, потребует значительных изменений и модернизации российского образования. Важнейшим условием модернизации высшей школы и интеграции России в единое европейское образовательное пространство является внедрение новых технологий и, прежде всего — в систему управления вузом. Одним из таких инновационных элементов становится все более широкое использование деловой этики, а также формирование механизмов реализации её стандартов с учетом, как международных принципов, так и особенностей российского менталитета.

В-третьих, кодексы деловой этики, корпоративной культуры и т. д. получили применение в корпоративном секторе экономики России. Вместе с тем очевидно, что особенности современного российского высшего учебного заведения в значительной степени отличаются от специфики корпораций. Соответствующие концепции и документы, используемые в настоящее время в системе социального управления российскими корпорациями, не отвечают условиям образовательного сообщества. Необходима разработка моделей кодексов деловой этики как элемента управления вузом, которые будут отвечать специфике высшего учебного заведения.

В свете вышесказанного, целью диссертационной работы стала разработка комплекса предложений по совершенствованию деловой этики как важного элемента системы управления современным вузом. Поставленная цель обусловила основные задачи исследования, состоящие в следующем: выявить содержание понятий «деловаяэтика», «социальное управление», их соотношение, место и роль в системе современного управления;

• определить специфику вуза как социальной корпорации;

• обобщить зарубежный опыт развития и реализации норм и стандартов корпоративной деловой этики;

• выявить специфику формирования деловой этики в российских корпорациях, её особенности и механизмы функционирования в системе социального управления;

• определить мотивацию формирования и внедрения стандартов деловой этики в деятельность вуза;

• сформировать модель внедрения и функционирования кодекса деловой этики в деятельность вуза (Академии труда и социальных отношений);

• обозначить основные этапы реализации кодекса деловой этики как элемента корпоративного управления современным вузом. Объектом исследования избрана система управления вузом как социальной: организацией1,^ предметом исследования — деловая этика как ключевой элемент вышеназванной системы.

Степень научной разработанности проблемы. Проблематика деловой этики как элемента управления современным вузом — тема достаточно новая и объединяет исследования междисциплинарного характера. Степень научной разработанности темы целесообразно оценивать по нескольким направлениям.

Во-первых, при исследовании проблемы управления высшего учебного заведения как социальной корпорации в контексте изучения аспектов деловой этики и алгоритмов её институциализации в систему управления вуза мы обращались к классическим исследованиям в области менеджмента. В лх числе труды: Ф. Тейлора, «М. Вебера, Г. Эмерсона, Дж. Коулмана, А. Файоля, Э. Мэйо, А. Маслоу, Д. Макгрегора, В. Оучи и др.2. Научно-методологический подход к проблемам управления корпорациями прошел долгий путь становленияот принципов «научного» подхода Ф. Тейлора и их практического л воплощения (технократический подход) в империи Г. Форда и альтернативной концепции «человеческих отношений» 1920;30х гг.4, от.

1 В контексте работы организация, корпорация, социальный институт используются как синонимы.

2 Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избранные труды. — М.: Прогресс, 1990. Коулман Дж. Капитал социальный и человеческий // Общественные науки и современность. -2001. — № 3. — С. 58−72- Маслоу А. Мотивация и личность. — Спб.: Евразия, 1999; Тейлор Ф. У. Принципы научного менеджмента. — М.: Консалтинг, 1991.

3 Форд Г. Моя жизнь. Мои достижения. — М.: Финансы и статистика, 1989.

4 Концепция человеческих отношений сформировалась из экспериментов в компании «Вестерн Электрик», которые связывают с именем Элтона Мэйо — интерпретатором результатов подобного кросскультурных исследований управленческих схем 1960;1970;х гг.5 к постфрейдизму конца XX века.6 Положения, сформулированные в трудах известных зарубежных ученых, позволяют рассматривать морально-этический аспект как необходимое условие для существования системы корпоративного управления, в том числе управления вузом и как фактор, формирующий эффективную и этически-стабильную инфраструктуру организации.

Во-вторых, для изучения социокультурного феномена высшей школы большое значение имели работы классиков отечественной науки H.A. Бердяева, B.C. Библера, B.C. Иконникова, Н. И. Кареева и др., в которых заложены принципы гуманизации образования, а образование рассматривается как «школа диалога культур». Аспекты современного состояния системы высшего образования нашли свое отношение в трудах Г. Е. Зборовского, В.В. МайератВ.Я. Нечаева, А. А. Овсянникова, и др.7 На важность поиска новых подходов к решению традиционных проблем управления образованием обращали внимание Н. Г. Алексеев, Б. С. Гершунский, Ю. Н. Емельянов, U.C. Злобин, Е. С. Кузьмин, Х.Г. рода экспериментов, полученных в Гарварде и Чикаго (Отчет об экспериментах onyOJUflcoBaHiRoethlisberger F.J., Dickson W.J., Management and the Worker. Cambridge: Harvard University Press, 1939. Влияния природы человеческого фактора на систему производственных и социальных отношений, в т. ч. на систему управления являлись темой научно-методологических исследований и нашли свое отражение в работах:

5 Кросскультурные исследования основывались на исследовании самобытности менталитета персонала и фактора культурных различий. Особое место в этих исследованиях занимали сравнительные исследования западной и восточной управленческих схем (эффект «японского чуда» 1970;х гг.).

6 Представлен различными направлениями, среди которых можно выделить теорию регуляции М. Пиорее и Ч. Сейбела, концепцию гибкой специализации и направление «управления человеческими ресурсами».

Зборовский Г. Е. Социология образования: В 2-х т. — Екатеринбург, 1993;1994; Майер В. В. Социологическая концепция формирования системы управления качеством высшего образования: Автореф. дис. на соискание ученой степени д-ра соц. наук. — Тюмень, 2007; Нечаев В. Я. Социология образования. — М.: МГУ, 1992. Высшая школа в зеркале общественного мнения / Отв. ред. А. А. Овсянников. — М.: Высшая школа, 1989; Овсянников А. и др. Новое поколение: надежды, цели, идеалы. — М., 1996; Овсянников А. А. Система образования в России и образование России / Социальные реальности и социальные миражи // Мир России. — 1993. — № 3- Шубкин B.H., Астафьев Я. У. Социология образования в СССР и России / Мир России. — 1996. — № 3- Образование в социокультурном воспроизводстве: механизмы и конфликты / Отв. ред. В. Н. Шубкин. — М.: ИС РАН, 1994.

Раковский, Б. Т. Пономаренко, B.C. Степин, З. А. Янкова. В работах этих ученых образование концептуализируется как разновидность социального процесса. Среди исследований последних лет наиболее существенными, на наш взгляд, являются работы таких авторов, как В. И. Байденко, B.C. Белгородский, Г. А. Балыхин, В. И. Добреньков, И.М. о.

Ильинский, В. Я. Нечаев, Н. Д. Сорокин и др.

В третьих, различные аспекты деловой этики стали темой пристального внимания таких зарубежных исследователей как М. Альберт, Ф. Блум, Ж. Данкел, А. Лейзерсон, Р. Д. Льюис, М. Мескон, Э. Саббат, Ф. Хедоури, Л. Хофстерд, Дж. Ягер и др.9 В настоящее время в России появились исследования отечественных авторов, посвященные всестороннему изучению деловой этики. В их числе труды: И. Н. Браим, В. И. Бенедиктовой, А. Я. Кибанова, Ю. Ю. Петрунина, Р. Н. Ботавиной, Э. А. Уткина, П. Н. Шихарева и др.10.

Среди работ, посвященных отдельным вопросам деловой этики, необходимо отметить разработки в области проблематики делового общения. Здесь представляется возможным выделить труды: O.A. Баевой, A.B. Батаршева, Г. В. Бороздиной, И. Н. Браим, А. П. Егидес, И. А. Журавлева, Е. НГ Ивина, Ю.А. Фомина-.11 Вопросы делового этикета рассматриваются в. работах H.A. Коробцевой, И. М. Крохиной, Е. А. Петровой, Э. А. Соловьева, М. М. Лебедевой, Т. И. Хлоповой.

8 Байденко В. И. Болонский процесс: структурная реформа высшего образования Европы. — М., 2002; Балыхин Г. А. Управление развитием образования: организационно-экономический аспект. — М., 2003; Белгородский B.C. Кадровый потенциал высшей школы: состояние и тенденции развития. — М., 2004; Добреньков В. И., Нечаев В. Я. Общество и образование. — М., 2003; Ильинский И. М. Негосударственные вузы России: опыт самоидентификации. — М., 2004; Сорокина Н. Д. Образование в современном мире (социологический анализ). — М, 2004.

9 Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедер Л. Мозг, разум и поведение. — М.: Мир, 1988; Данкел Ж. Деловой этикет. — Ростов/Д: Феникс, 1997; Льюис Р. Д. Деловые культуры в международном бизнесе. — M.: Дело, 1999. Мескон M., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. — M.: Дело, 2000; Саббат Э. Бизнес-этикет. — М., 1999; Ягер Дж. Деловой этикет. Как выжить в мире бизнеса. — М.: Джон Уайли энд Санз, 1994.

10 Браим И. Н. Этика делового общения. — М., 1996; Бенедиктова В. И. О деловой этике. — М.: Институт новой экономики, 1994; Уткин Э. А. Этика бизнеса. — М., 1998; Петрунин Ю. Ю. и др. Этика бизнеса. -M.: Дело, 2000; Кибанов А. Я. и др. Этика деловых отношений. — М.: ИНФРА, 2004.

11 Журавлев И. А. Этика общения. — М.: Филин, 1999.

Психологические аспекты делового общения стали темой изучения Г. В. Бороздиной, Е. Л. Доценко, А. И. Кочетковой, В. А. Лабунской, Е.Л.

Масловой, А. К. Семенова, Ю. А. Фомина и др.) .

Таким образом, можно говорить о наличии весьма значительно количества работ по аспектам исследуемой темы. Тем не менее, оценивая степень разработанности проблемы институциализации деловой этики в систему управления вузом, следует отметить, что проблема деловой этики как элемента управления стала предметом научного изучения сравнительно недавно (в 1980;1990;х гг.), и рассматривается как зарубежными, так и российскими авторами в контексте управления крупными корпорациями. Проблема управления субъект-объектными взаимоотношениями с помощью морально-этических механизмов (кодексов деловой этики) в системе высшего образования в научной литературе еще не получила комплексного изучения. Вместе с тем, непрерывное изменение социально-экономической ситуации в высшей-школе в условиях реформирования требует постоянной корректировки методов управления современным вузом. Это во многом определило выбор темы диссертационного исследования.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в обосновании предложений по развитию деловой этики в современном вузе в единстве её составляющих, форм и моделей. В плане конкретизации вышеназванной научной новизны на защиту выносятся следующие основные результаты, отражающие конкретный вклад соискателя в разработку вышеуказанных проблем:

12Бороздина Г. В. Психология делового общения. — М.: ИНФРА, 1998; Доценко Е. Л. Психология манипуляции. — М., 1996; Кочеткова А. И. Психологические основы управления персоналом. — М.: Зеркало, 1999; Лабунская В. А. Невербальное поведение. — Ростов/Д., 1996; Семенов А. К., Маслова Е. Л. Психология и этика менеджмента и бизнеса. — М., 1999; Фомин Ю. А. Психология делового общения.-М., 2000.

• обоснована трактовка современного российского вуза как социальной корпорации. Автором раскрыты особенности и сущность основных компонентов вуза — своеобразной внутренней структуры, коммуникативных связей, технологий взаимодействия и специфика организационной культуры, позволяющие рассматривать вуз как социальную корпорацию;

• сформулирован авторский подход к системе управления современным вузом. Система управления определяется как организационно-нормативными механизмами, отражающими формальную социальную структуру вуза, так и морально-этическими аспектами мотивации деятельности персонала, отражающими неформальную социальную структуру. Особенности взаимодействия социальных структур определяются автором как предпосылки для внедрения норм и стандартов деловой этики в систему управления вузом;

• предложены основополагающие принципы деловой этики для высшего образовательного учреждения, что позволило выделить деловую этику как элемент системы управления современным вузом;

• дана комплекснаяхарактеристика деловой морали и делового этикета как структурообразующих элементов деловой этики вуза;

• обоснована методологическая база для структурирования содержания этического кодекса конкретного вуза, в основе которойосновные направления зарубежных и российских методик по формированию и реализации кодексов деловой этики в системе управления. Автором определено, что данные методики не отражают специфики вуза и необходима их переработка с учетом особенностей вуза;

• обоснована корпоративная модель совершенствования деловой этики и алгоритм институциализации кодекса деловой этики в систему управления вузом. Процесс институциализации — это широкомасштабная комплексная программа в основе которой автором предложены четыре модели реализации — «Доверие», «Идентичность», «Кодекс», «Прозрачность».

Теоретической и методологической основой исследования явились: а) системный подход к исследуемому объекту и предметуб) положения трудов отечественных и зарубежных исследователей по проблемам управления, деловой этики и социальной политики корпораций, а также исследования по социально-этическим проблемам высшей школыконцептуальные разработки по алгоритму внедрения кодексов корпоративной этики в механизм управления крупными корпорациями.13 Интеграция основных положений этих работ позволила сформировать: комплексный подход к изучаемому объектуметодологическую основу организации работы по институциализации норм и стандартов деловой этики (кодекс деловой этики) в системе управления вуза.

В ходе исследования также использовались: а) структурно-функциональный методб) классификационно-типологический анализ кодексов деловой этики российских и зарубежных корпорацийв) сравнителъный-анализ.

Информационную и статистическую базу исследования составили опубликованные данные социологических опросов по тематике диссертационного исследования, в том числе отчеты исследований Комитета Торгово-промышленной палаты РФ по деловой этике и предпринимательству в сфере культуры, данные по реализации моделей кодексов корпоративной этики в крупных зарубежных и.

13 Методические рекомендации по деловой этики для российских компаниях, разработанные ассоциацией независимых директоров (АНД) и российским институтом директоров (РИД). — М., 2004. российских корпорациях, 14 исследования ВЦИОМ по проблемам высшей школы.

Вместе с тем автор использовал результаты собственных исследований: 1) опрос преподавателей и сотрудников ряда московских вузов по проблемам мотивации (ТЧ — 440 респондентов) — 2) экспертный опрос сотрудников и преподавателей АТиСО, проведенный в контексте подготовки проекта вузовского кодекса деловой этики (в том числе было опрошено 247 руководителей разных уровней).

Практическая значимость диссертационного исследования состоит в обосновании норм и стандартов деловой этики, позволяющих осуществить комплексный подход в системе социального управления. Сформулированная и обоснованная методика формирования и реализации стандартов деловой этики через корпоративный кодекс деловой этики позволяет выработать корпоративную долгосрочную стратегию развития вуза и может быть непосредственно использована в деятельности учебных заведений различного уровня, которые стремятся к организации социальной формы управления. Научно-практические наработки также могут быть использованы менеджерами и профсоюзными работниками" системы образования в их практической деятельности.

Кроме того, материал, изложенный в диссертации, может быть использован в учебном процессе высшей школы по подготовке специалистов в области социологии управления, а также в системе повышения квалификации руководителей, менеджеров, профсоюзных работников образования.

14 Например, Кодексы деловой этики Газпрома, «Лукойл», «Норильский никель», Северо-Западный Телеком, ТД «ГУМ» и других крупных корпораций России.

Апробация работы. Выводы и результаты работы, сформулированные соискателем, используются Академией труда и социальных отношений.

В качестве директора Центра корпоративной культуры и общественных связей Академии труда и социальных отношений соискатель руководил разработкой кодекса деловой этики. Основные идеи диссертационного исследования были положены в основу деятельности данного подразделения. Апробация показала, что технологии формирования и последующей реализации норм деловой этики через кодекс деловой этики, сформулированные в диссертационном исследовании, являются достаточно эффективными.

Предложенный в диссертации механизм реализации норм и стандартов деловой этики в системе социального управления был представлен соискателем для обсуждения на международных конференциях. Октябрь 2006 г. — на конференции «Образование и евроинтеграционные тенденции» (секция «Эффективность офис-обслуживания в образовательной системе»), г. Барна (Болгария) — май 2007 г. — на конференции по социальному аудиту, которая проходила в Академии труда и социальных отношений (секция «Этика социального аудита»).

Разработки диссертационного исследования также используются в учебно-методической работе на заочном финансово-экономическом факультете Академии труда и социальных отношений. Автор участвовала в подготовке методической работы по дисциплине «Этика делового общения». По теме диссертации было опубликовано 5 работ общим объемом более 2 п.л.

Основные положения диссертации обсуждены и получили одобрение на кафедре социальной политики и управления социальными процессами Академии труда и социальных отношений.

• результаты работы (1.52);

• стиль руководства (1,89);

• организация досуга (1.41);

• условия труда (1.64).

Небольшое недовольство у ППС вызывает уровень заработной платы. Наиболее значимыми факторами эффективной работы для административных сотрудников являются (Таблица 3.2):

• материальное вознаграждение (2.04);

• моральная поддержка руководства (2.08);

• организация труда (1.56);

• объем отчетности (1.30).

Значимыми факторами для эффективной работы ППС стали: согласованность приказов и доверие руководства и коллег.

В ходе исследования был проведен также сравнительный анализ оценки восприятия социально-психологического климата в группах административных сотрудников и ППС.

По результатам анализа можно сделать следующие выводы: в группе административного персонала по сравнению с преподавательским составом наиболее значимо выражено влияние конфликтов между сотрудниками на взаимоотношения во всем коллективе. В целом в группе преподавательского персонала по сравнению с административным составом более значимо выражено желание остаться работать на кафедре и в вузе в ближайшие 5 лет.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Итогом представленной работы является концепция институциализации норм и стандартов деловой этики в систему управления вузом через кодекс деловой этики. Необходимость реализации предложенных автором моделей обусловлена как общемировой тенденцией возрастанияроли деловойэтики и спецификой формирования этой системы на российских корпорациях, так и особенностями системы высшего образования.

Развитие демократии, рыночной экономики, активное вхождение России в систему мировых хозяйственных связей, более тесное сотрудничество с иностранными партнерами ведут к преобразованиям не только в политике и экономике, но и в сознании и культуре, во взаимоотношениях между людьми.

Для эффективного взаимодействия в организационном сообществе необходимо общее информационное и ценностно-нормативное поле, которое как раз и формируется корпоративной этикой. Являясь ключевым элементом, объединяющим людей — участников производственного процесса в конкретной организации — в единый организм (человеческое сообщество), корпоративная-этика выступает в качестве важного элемента управления трудовыми отношениями.

Трансформация понятия «деловая этика» в элемент управления обусловлена возрастающей ролью человеческого фактора в процессе производства, ростом квалификации участников производственного процесса, ростом информационных технологий и др. объективными факторами развития. Влияние данных факторов на процессы функционирования и управления организациями сформировали, в свою очередь, тенденции развития социальных организаций.

Основополагающими целями стало не только получение конкретной экономической прибыли, но формирования своеобразной внутренней инфраструктуры, основанной на ценностно-этических ориентирах, а также формирование устойчивых внешних связей, основанных на позициях доверия, социальной ответственности, социального партнерства, честности ведения дел.

Данные тенденции нашли отражение в кодексах деловой этики. Потребность в частных кодексах (например, кодексы объединений, профессий) возникла в связи с тем, что универсальных норм было недостаточно для регулирования человеческого поведения в специфических ситуациях. Частная этика конкретизировала общие нравственные принципы применительно к особенностям той или иной деятельности. В настоящее время наиболее распространены два вида этических кодексов профессиональные и корпоративные, которые регулируют отношения людей внутри данных групп.

Корпоративная этика, кроме того, является составной частью корпоративной культуры. Кодекс корпоративной этикизначимый фактор развития корпоративной культуры. Он может транслировать ценности компании всем сотрудникам, ориентировать сотрудников на единые корпоративные цели и тем самым повышать корпоративную идентичность.

В менталитете нации сохранились традиции дореволюционного предпринимательства. В советское время существовали своеобразная «этика предприятия», в которой существовали понятия «трудового коллектива», «социальной ответственности руководителя», «общественной значимости — труда», «участие трудящихся в управлении» и т. п.

В настоящее время этический кодекс российской корпорации, в том числе и вузовской, должен соответствовать нескольким важным требованиям:

• опираться на научную основу, означающую, что сформированные в кодексе положения должны быть доказуемыми и реалистичными;

• учитывать тенденции развития современной экономики и возрастающую роль человеческого и социального измерения;

• учитывать и творчески использовать передовой зарубежный опыт в сфере трудовых отношений;

• учитывать российскую специфику, исторический опыт и национальные традиции;

• излагаться простым, ясным, доступным языком.

Современная система высшего образования также как и все структуры российского государства и общества находиться на пике кардинальных перемен. Объективно изменившиеся условия требуют инновационных методов управления системойвысшей школы.

Одним из важнейших элементов системы нового типа управления в вузе, также как и в корпорации стала деловая этика.

Учитывая условия, проблемы современного вуза в работе была сделана попытка комплексного подхода к формированию форм и моделей институциализации деловой этики через кодекс деловой этики (на примере Академии труда и социальных отношений).

Результаты проведенной работы позволяет сделать следующие выводы:

1. На современном этапе развития вуз обладает всеми признаками социальной корпорации (организационная структура, внутренняя социальная инфраструктура, миссия, цель, субъекты и объекты деятельности и др).

2. Корпоративная этика вуза выступает как жизненно важный фактор, поскольку она влияет на внутренний и внешний потенциал развития. В самом общем смысле ее можно определить как систему универсальных и специальных ценностей, норм, ожиданий, регулирующих поведение членов организации и определяющих характер трудовых отношений. Современная корпоративная этика вуза основывается на двух важнейших положениях:

• создание материальных ценностей во всем многообразии форм рассматривается как изначально важный процесс;

• приоритет в разрешении проблем, возникающих в процессе деятельности, должен отдаваться интересам межличностных отношений, а не производству продукции, в том числе образовательных услуг.

3. Вуз регулирует моральные отношения при помощи этических норм. В целях повышения этичностиповедения руководителей и работников в компании можно использовать следующие мероприятия и методы: корпоративные кодексы, разработка карты этики, создание комитетов по этике, проведение социальных ревизий о реализации социальных программ организации, обучение этичному поведению руководителей и рядовых работников, преподавателей и студентов.

4. В деятельности вуза качество этических норм во многом зависит от руководителя. Нормы этического поведения руководителя — это правила, основанные на знаниях и навыках этики, определяющих уважительное отношение руководителей к своим подчиненным и внешнему окружению.

5. В сегодняшние дни с ростом зрелости рыночных отношений возрастает роль корпоративной этики в регулировании системы трудовых отношений, в ее использовании в качестве инструмента повышения конкурентоспособности вуза. С развитием рыночных отношений в вузах роль корпоративной этики в управлении будет возрастать, но процесс формирования корпоративной этики делает лишь первые и чаще всего неуверенные шаги. Существует множество особенностей, тормозящих формирование корпоративной этики: российские особенности отношения к государству (неуважение закона и частной собственности, склонность к авторитаризму и др.) — особенности менталитета (коллективизм, приверженность принципам социальной справедливости и т. д.).

6. Повышение роли этических аспектов в современной системе деловых отношений. позволяет рассматривать корпоративную этику как важный инструмент эффективного социального менеджмента. В этом — качестве корпоративная этика имеет ряд особенностей:

• корпоративная этика, объединяет всех участников деятельности и этим принципиально отличается от классовой идеологии;

• если до последнего времени основные этические нормы единолично устанавливались руководителем, то сейчас к разработке корпоративной этики все чаще привлекается персонал;

• корпоративная этика требует довольно длительной разъяснительной и воспитательной работы среди объектов ее воздействия;

• характерной чертой корпоративной этики является то, что ее субъекты (участники разработки), становятся одновременно и объектами ее воздействия.

Предложенная в диссертационной работе модель институциализации норм и стандартов деловой этики в систему управления вузом (на примере АТиСО) достаточно эффективно внедряется в повседневную практику этого вуза, что позволяет говорить о том, что объективные предпосылки показали актуальность данных мер и дальнейшая деятельность в данном направлении будет являться элементом стратегического развития системы высшего образования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Я.У., Шубкин В. Н. Социология образования в СССР и России / Мир России. — 1996. — № 3.
  2. Аплодисменты. Изд-во Mary Key: Россия. — 2007. — Январь-февраль.
  3. Аристотель. Сочинения: В 4 т. М., 1983. — Т.4.
  4. Н.Д. Язык и мир человека. М., 1999.
  5. Е.М. Социология управления. М.: ТетраСистемс, 2004.
  6. В.И. Болонский процесс: структурная реформа высшего образования Европы. М., 2002.
  7. Г. А. Управление развитием образования: организационно-экономический аспект. -М., 2003.
  8. В.А., Макаров Л. В. Корпоративная культура организации в России/ Менеджмент в России и за рубежом. -2002.-№ 2.
  9. B.C. Кадровый потенциал высшей школы: состояние и тенденции развития. М., 2004.
  10. A.A., Коротков Э. М. Системология. М.: ИНФРА-М, 2000.
  11. H.A. Самопознание. -М., 1991.
  12. Г. В. Психология делового общения. М.: ИНФРА, 1998.
  13. Ф., Лейзерсон А., Хофстедер Л. Мозг, разум и поведение. -М.: Мир, 1988.
  14. А. Имидж путь к успеху: Пер. с англ. — СПб., 1996.
  15. Берму с А. Г. Российское образование и российское общество: развитие во взаимодействии / Общественные науки и современность. 1998. — № 5.
  16. И.Н. Этика делового общения: Учебное пособие. Минск: НКФ «Экоперспектива», 1996.
  17. С.А., Волкова В. Н., Игнатьева A.B. и др. Системный анализ в экономике и организации производства. Л.: Политехника, 1991.
  18. С.А., Игнатьева A.B. Организационный менеджмент. -М.: Машиностроение, 1993.
  19. В.И. О деловой этике. М.: Институт новой экономики, 1994.
  20. М. Протестанская этика и дух капитализма // Вебер М. Избранные труды. М.: Прогресс, 1990.
  21. Высшая- школа в зеркале общественного мнения / Отв. ред. А. А. Овсянников. М.: Высшая школа, 1989.
  22. И.Н. Менеджмент. М.: ЮНИТИ, 199 524. Голубков Е. П. и др. Маркетинг: выбор лучшего решения. — М.:1. Экономика, 1993.
  23. Л.С. Общество, учебные заведения, академические свободы (образование в России: грань тысячелетий)/ Мир России. -2001.-№ 1.
  24. А.О. Социальный механизм управления инновационным университетом: Автореф. дис. на соискание ученой степени д-ра соц. наук. СПб., 2005.27.30.31,32,33,3435,36,37,38
Заполнить форму текущей работой