Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Ценностные основания образа жизни современного российского и американского студенчества

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Ло провести сравнительный анализ образа жизни, образовательного поведения и ценностных ориентаций российского и американского студенчества и сделать выводы, в какой степени российское студенчество вобрало в себя черты американского образа жизни и американской культуры. Проведенное исследование показало, что по ряду параметров наблюдается существенное совпадение позиций. В частности, совпадения… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологические основы анализа ценностей, ценностных ориентаций в образе жизни социальных групп
    • 1. 1. Образ жизни, ценности и ценностные ориентации: взаимосвязь понятий
    • 1. 2. Образ жизни российских студентов и ценностные ориентации, определяющие его содержание
    • 1. 3. Американское студенчество: ценностные ориентации и образ жизни в контексте социокультурной специфики США
  • Глава 2. Общее и особенное в ценностных основаниях образа жизни современного российского и американского студенчества
    • 2. 1. Общее в системе образа жизни и ценностных ориентациях российских и американских студентов
    • 2. 2. Различия в ценностных ориентациях, определяющих образ жизни российского и американского студенчества

Ценностные основания образа жизни современного российского и американского студенчества (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Одним из отличительных признаков современного этапа общественного развития является глобализация. Поэтому попытки уловить тенденции влияния глобализационных процессов на формирование нового ценностного сознания представляют интерес для современных зарубежных и отечественных социологов. С одной стороны, глобализация способствует ускорению процесса социодина-мики культуры, усиливает интенсивность культурных обменов и узаконивает существование определенного культурного стандарта. С другой стороны, она способствует углублению культурного неравенства между странами и народами. Глобализация в том виде, в каком как она присутствует сегодня в российской среде, есть распространение принципов рационального западного мира. Прежде всего, это распространение североамериканской культуры и соответствующей ей специфической системы приоритетов, ценностей, образцов и идеалов, что и позволяет некоторым исследователям говорить о том, что глобализация в России выступает в форме американизации. Этот процесс определяется как объективными причинами, так и субъективными, а именно целенаправленным распространением североамериканской культуры как «великого агента глобализации». Представители американской элиты не скрывают, что культурная агрессия, навязывание ценностей американской культуры представителям других стран осуществляется сознательно. З. Бжезинский в своей книге «Великая шахматная доска» писал, что «американская массовая культура излучает магнитное притяжение, особенно для молодежи во всем мире"1. Вместе с культурой распространяются и ценности западной цивилизации, и мировоззренческая программа, основу которой составляет философия позитивизма и прагматизма с ее принципами инструментализма и операциона-лизма. В основе этой программы — целесообразная деятельность в качест.

1 Бжезинский 3. Великая шахматная доска. — М.: Международные отношения, 1999 г. — С. 38. ве главной стратегии, инструментальность ценности разума, служащего достижению успеха и признания, рациональная этика, нацеленная на постепенное улучшение социального организма, ориентация на прагматические интересы и потребности. ч.

Противоречивое влияние процессов глобализации сказывается на формировании новых ценностей и производных от них ценностных ориен-таций, установок личности на определенное поведение в сфере материальной и духовной культуры. Обостряется проблема национально-культурной идентичности, которая возникла вместе с глобализацией и стала одной из самых важных.

Кризис идентичности сегодня испытывают все страны, однако наибольший масштаб он приобрел в бывших социалистических странах и, прежде всего в России. По мере превращения России в страну, занимающую определенное место в системе международного разделения труда, усиливается процесс десакрализации базовых ценностей национальной культуры и «вестернизации» культурных потребностей и интересов — в первую очередь молодежных групп населения. Ценности национальной культуры вытесняются и подменяются образцами массовой культуры, ориентированной на достижение стандартов американского образа жизни, нередко в самом его примитивном и облегченном восприятии. Для молодежи характерна слабость культурной и национальной самоидентификации, что приводит к более легкому проникновению в молодежную среду «вестерни-зированных» ценностей, формированию ценностных установок в соответствии с западными стандартами. Это усугубляет проблему духовно-нравственного, социального и профессионального становления молодежи.

Особого внимания требует исследование формирования нового ценностного сознания студенчества — потенциальной интеллектуальной, политической, экономической, культурной элиты общества. Проблема ценностных ориентаций студенческой молодежи, их структуры и динамики 4 остается неизменно актуальной для социологии вообще и социологии молодежи, в частности. В силу особой восприимчивости и высокой социальной мобильности студенческой молодежи возникновение новых ценностных ориентаций и девальвация прежних затронули эту социальную группу в большей степени, чем другие слои общества. Именно поэтому представляется актуальным сравнительное изучение ценностных ориентаций современного студенчества России и США, выявляющее основные направления, по которым происходит изменение образа жизни студенчества России и его ценностных оснований, а также в какой степени эти изменения подвержены влиянию американизации.

Степень научной разработанности проблемы. Исследование ценностных оснований образа жизни современного студенчества распадается на несколько групп вопросов: на вопросы, связанные со спецификой1 студенческого образа жизни, на вопросы формирования ценностей и ценностных ориентаций современного студенчества и на вопросы их изменения в трансформируемом обществе под влиянием процессов глобализации (американизации).

Общетеоретическое раскрытие проблемы опирается на теоретико-метологические принципы, заложенные в работах российских специалистов в области социологии молодежи Ю. Р. Вишневского, Ю. Г. Волкова,.

A.И. Запесоцкого, И. С. Иконниковой, В. Т. Лисовского, А. А. Козлова, Ю. С. Колесникова, Т. Э. Петровой, Б. Г. Рубина, Е. Г. Слуцкого, В. Т. Шапко,.

B.Н. Шубкина и других. Наибольший вклад в изучение особенностей российского студенчества внесли три отечественные научные школы: новосибирская (рук.В.Н.Шубкин), свердловская (Ю.Р.Вишневский, Г. Е. Зборовский, М. Н. Руткевич, Л. Я. Рубина, В. Т. Шапко, Е.А.Шуклина), ленинградская (В.Т.Лисовский и др.).

В работах ученых студенчество рассматривается как специфическая социально-демографическая группа, переходность положения которой оп5 ределяется особенностями образовательного воспроизводства знания и включения молодежи в общественную практику. Специфика положения студенчества в обществе определяет особенности формирования и динамику ее ценностных ориентаций.

Понятие ценности и ценностной ориентации неоднократно становилось в центр многочисленных исследований видных российских ученых, таких как А. С. Богомолов, О. Г. Дробницкий, А. Г. Здравомыслов,.

A.С.Запесоцкий, С. Н. Иконникова, М. С. Каган, И. С. Кон, Л. Н. Коган, Н. И. Лапин, Д. А. Леонтьев, A.A. Ручка, В. И. Толстых, В. П. Тугаринов,.

B.А.Ядов. В трудах этих исследователей рассматриваются фундаментальные проблемы аксиологии, связанные с онтологическими вопросами теории ценностей, исследуются исторические корни происхождения проблемы ценностей в философии, культурологии, этике и эстетике, объясняется отношение системы ценностей к миру духовного и материального, исследуются формы и способы существования ценностей.

В числе западных теоретико-методологических разработок, так или иначе касающихся ценностей и ценностных ориентаций, труды М. Вебера, Э. Дюркгейма, Ф. Знанецкого, Р. Инглехарта, М. Рокича, П. Сорокина, У. Томаса и других.

Большую роль в формировании теории динамики ценностных ориентаций сыграла социологическая традиция, крупнейшими представителями которой являются Э. Гидденс, Т.Парсонс. А также теории социальной трансформации общества, начало которым положено в трудах Э. Дюркгейма, Р. Инглехарта, С.Хатингтона. Принципиальные научные толкования понятию «социальная трансформация» даны отечественными учеными М. К. Горшковым, Т. И. Заславской, Н. И. Лапиным, А. Я. Флиером, В. А. Ядовым.

В последнее десятилетие, отражая происходящие в России перемены и соответствующие им изменения ценностных ориентаций студенческой 6 молодежи, появляются работы, в которых исследуется и анализируется динамика ценностных ориентаций студенческой молодежи России. Среди таких авторов следует выделить Е. М. Авраамову, Ю. Р. Вишневского,.

О.А.Голубкову, М. Лисаускене, О. Ю. Маркову, А. В. Меренкова,.

Л.Я.Рубину, Б. Г. Рубина, А. В. Соколова, В. Т. Шапко, И. О. Щербакову.

Однако на общем фоне большого количества публикаций по вопросам динамики ценностных ориентаций студенческой молодежи России социологический аспект, акцентирующий внимание на проблеме влияния глобализационных процессов и американизации общества, остается мало разработанным.

Феномен глобализации осмысливается во множестве работ как известных, так и начинающих авторов, которые посвятили прояснению ее сущности и описанию не одну тысячу страниц. О глобализации писали У. Бек, З. Бжезинский, А. Г. Богомолов, Ж. Бове, И. Валлерстайн, А. А. Галкин, М. Г. Делягин, П. Друкер, В. Л. Иноземцев, Б. Ю. Кагарлицкий, М. Кастельс, Дж. Кьеза, В. К. Левашов, И. Б. Орлова, А. С. Панарин, Р. Робертсон, Дж. Сорос, Дж. Стигниц, Э. Тоффлер, Ф. Фукуяма, Н. Хомский, П. Штомпка и многие другие. Основу представлений о глобализации составляют идеи об объединяющейся и интегрирующейся земной цивилизации. Это касается экономики, политики, культуры, экологии, технологий и других сфер интересов современного человечества. В сфере культуры многие из перечисленных авторов исследуют одну из важнейших проблем современности — проблему национально-культурной идентичности.

Среди классических авторов, кто впервые затронул вопрос образа жизни, следует назвать К. Маркса, Ф. Энгельса, М.Вебера. Однако понятие «образ жизни» вошло в социологию сравнительно недавно — в конце 60-х годов XX века — и на протяжении примерно 20 лет это была одна из центральных тем в отечественной социологии. Появилось множество монографий и статей, посвященных ее изучению и противопоставлению «со7 циалистического» образа жизни «капиталистическому». В число отечественных авторов, рассматривающих проблемы образа жизни входят Г. Ф. Горбей, Л. А. Гордон, В. И. Гурьев, А. С. Запесоцкий, Г. Е. Зборовский, Э. В. Клопов, Э. А. Орлова, Р. В. Рывкина, Ж. Т. Тощенко.

Что касается «американского образа жизни» и его влияния на мировое сообщество, то здесь следует назвать таких авторов, в разное время писавших на эту тему, как Е. Г. Баразгова, Ж. Бодрийяр, М. Вебер, Д.С.Е.Гиноу-хехт, С. А. Замошкин, К. Клакхон, С. А. Кравченко, Р. Д. Льюис, Р. Пеллз, П. Сорокин, А. Токвиль, Э. Тоффлер, А. Убогий, М. Эпштейн и другие. Базовые характеристики и основные черты американского образа жизни большинство из упомянутых авторов дают исходя из исторического контекста.

Вопросы высшего образования, анализ социальной активности, ценностных ориентаций и образа жизни студенчества США исследуются в ряде источников — как переведенных на русский язык, так и аутентичных. В частности, это известная монография А. Блума «Закат американской учености», работа М. Моффата «Взросление в Нью-Джерси: колледж и американская культура», аналитический обзор «Возвратить высшее образование» Г. и С. Джирукс, монография «Американское высшее образование в XXI веке: социальные, политические и экономические вызовы». Из самых последних работ, исследующих образ жизни и социальную активность современных американских студентов, можно назвать работы М. Голдинга, Д. Бока, А. Флекснера, М. Тейлора, Н. Хау и У. Страусса, а также некоторые другие источники.

Объектом исследования являются студенты высших учебных заведений различных форм обучения России и США.

Предметом исследования выступают образ жизни и ценностные ориентации, определяющие специфику образа жизни студенческой молодежи России и США.

Целью исследования является выявление и анализ общих и особенных черт в образе жизни и его ценностных основаниях современного российского и американского студенчества.

Для реализации этой цели были сформулированы следующие задачи:

• исследовать взаимосвязь категорий «образ жизни», «ценности» и «ценностные ориентации»;

• установить основные факторы, определяющие образ жизни студентов;

• изучить особенности формирования ценностей и ценностных ч ориентаций у студенческой молодежи в зависимости от основных социокультурных изменений;

• изучить особенности и основные черты образа жизни американского студенчестваг.

• выявить общее и особенное в содержании ценностных ориентаций, определяющих образ жизни студентов России и США;

• проанализировать динамику и направленность изменений в образе жизни и его ценностных основаниях в среде современного российского студенчества в сравнении со студентами США.

Теоретико-методологическую основу исследования составили концептуальные подходы к анализу ценностей и образа жизни, изложенные в отечественной и зарубежной философской, социологической, культурологической науках. Методологическую основу исследования ценностных оснований образа жизни применительно к студенческой молодежи как особой социально-демографической группе составляют подходы, разработанные в отечественной и зарубежной литературе: системный, структурно-функциональный, средовой, социокультурный, деятельностный, аксиологический, что позволило изучить проблему в комплексе, в ракурсе разных представлений и отдельных аспектов изучаемого феномена.

Информационную базу исследования составили результаты социологических исследований, проведенных авторитетными учеными. В работе использованы такие методы социологического исследования как: анкетирование, глубинное структурированное интервью, вторичный социологический анализ.

Эмпирическую базу диссертации составляют материалы двух эмпирических исследований, проводившихся в рамках методики качественного и количественного анализа: конкретно-социологического исследования студентов старших курсов вузов Екатеринбурга (2007;2008 гг.), а также студентов университетов США в Вашингтоне, Филадельфии и Нью-Йорке в 2008 г. Методом анкетирования было опрошено 500 студентов различных вузов Екатеринбурга, обучающихся по различным специальностям (гуманитарным, экономическим, техническим). Глубинное интервью проведено с двумя группами респондентов — студентами бизнес-школы университета Джорджа Вашингтона (США) и УрГЭУ (Екатеринбург).

Использован также метод вторичного анализа результатов исследований (М.К.Горшкова, В. Т. Шапко, Ю. Р. Вишневского, Ю. А. Левады, Д. С. Леденцова, А. И. Верецкой, А.П.Дьякова).

Научная новизна исследования заключается в следующем: • Обоснована взаимосвязь ценностей, ценностных ориентаций и образа жизни как социокультурных явлений. Базовым компонентом образа жизни являются ценности и ценностные ориентации. Они фиксируют на уровне актуального проявления в повседневности структурные и организационные составляющие жизнедеятельности человека и отграничивают существенное и важное от несущественного. Усваивая ценности своей среды и превращая их в ценностные ориентации, мотивационные силы своего поведения, человек конструирует свой образ жизни. Образ жизни различных социальных групп обобщает способы организации их жизнедеятельности и поведения и выявляет их социально типичные характеристики.

• Предложена авторская трактовка структуры образа жизни студентов, представляющая собой совокупность четырех основных видов жизнеч деятельности — учебно-познавательной, трудовой, коммуникативной, до-суговой, которые анализируются в работе с точки зрения проявления в них ряда элементов: аксиологического (ценностного), гносеологического (познавательного), праксеологического (деятельностного) и коммуникативного (взаимодействие, общение). Основная специфическая характеристика студенческого образа жизни связана с приобретением личного опыта через учебную и трудовую деятельность, через организацию межличностных отношений и самореализацию в свободное время.

• Доказано, что в текущей социокультурной ситуации в стране образ жизни российских студентов носит неустойчивый и высоко динамичный характер, процесс формирования новой системы ценностей продолжается. Для российских студентов характерен интенсивный поиск ценностных оснований их образа жизни, отказ от некоторых традиционных оснований их образа жизни и обращение к ценностям культуры других стран.

• Выявлено значительное совпадение в ценностных основаниях образа жизни современных российских и американских студентов по ряду параметров: мотивы выбора учебного заведениятенденции к совмещению учебы и работыотношение к образованию и труду как к средству получения более высоких доходов и обретения независимостивзгляды на семейные отношения и семью и построение отношений на основе сердечной склонности и любвиотношение к общению как доминантной составляющей образа жизни в студенческом возрасте. Такие «западные» ценности как личный успех и свобода выходят на значимые позиции в иерархии ценностей современного российского студенчества. Для студентов обеих стран характерна низкая значимость общественных дел и высокая аполи.

11 тичность, досуговая деятельность и у тех и у других имеет в основном рекреационную направленность.

• Определено, что различия между студентами России и США в основном проявляются в главной составляющей их образа жизни — учебно познавательной деятельности. Российские студенты тратят меньше времени на подготовку к занятиям, пропускают занятия чаще своих американских собратьев, отдают предпочтение теоретическим, а не практическим формам обучения, списывают и пользуются шпаргалками значительно чаще американцев, придают меньшее значение своим оценкам и успеваемости. В целом, у большинства российских студентов менее сформирована ответственность в учебной деятельности, и учеба в ценностном сознании наших студентов не отождествляется с трудом.

• На основе анализа сходства и различий в ценностных основаниях образа жизни студентов России и США выявлены три модели ценностного сознания российских студентов: примерно третью часть российских студентов можно отнести к индивидуалистической модели ценностей западного типа. Они склонны ставить на первое место в своей жизни материальное благополучие и личный успех, образование для них является способом достижения успеха. Основную часть российских студентов (около половины) можно считать тяготеющей к модели с противоречивым типом ценностного сознания, что выражается в одновременном стремлении к противоположным ценностям. Незначительная часть российских студентов ориентирована на традиционную патриархально-коллективистскую модель ценностей, в иерархии их ценностей лидирующие позиции занимают базовые ценности россиян.

• Научно-практическая значимость исследования заключается в обосновании взаимосвязи ценностей, ценностных ориентаций и образа жизни как социокультурных явлений, изучении феномена «студенческий образ жизни» и современных тенденций изменения ценностных оснований.

12 образа жизни российского студенчества, а также степени вовлеченности студенчества в глобализационные процессы.

Теоретические выводы могут быть полезны для более глубокого понимания современных культурных процессов, протекающих в российском обществе. Теоретическая база может быть использована для прогнозирования различных социальных трансформаций, а также, в известной степени, для управления ими.

Практическая значимость диссертации определяется тем, что данные, выявленные в ходе исследования ценностей, ценностных ориентаций и образа жизни студенчества, позволят руководителям разных уровней более успешно осуществлять образовательную и воспитательную работу в вузах страны. Полученные результаты представляют интерес для руководства высших учебных заведений и могут быть использованы при планировании стратегии развития вузов. Основные выводы, полученные в работе, могут использоваться специалистами для формирования программ по работе со студентами. Кроме того, данные диссертационного исследования могут быть использованы при чтении курсов по гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам, курсов социологии молодежи и социологии образования.

Теоретический и эмпирический материал данной диссертации может быть использован при проведении дальнейших исследований ценностей и ценностных ориентаций студенчества.

Апробация результатов диссертационного исследования. Основные положения и выводы диссертационного исследования были представлены на научных и научно-практических конференциях: заседании круглого стола по американской культуре УрГЭУ при участии генконсульства США в Екатеринбурге (Екатеринбург, 2006) — научно-практической конференции Уральского отделения РАН «РГНФ — Урал: история, экономика, культура» (Екатеринбург, 2008) — семинаре при обсуждении результатов.

13 совместного проекта в университете Джорджа Вашингтона (США, Вашингтон, 2008) — заседании круглого стола УрГЭУ «Влияние процессов глобализации на академическую культуру в разных странах» (Екатеринбург, 2008) — III Международной научно-практической конференции «Иноч странные языки и литература в современном международном образовательном пространстве» (Екатеринбург, 2009).

Диссертационная работа обсуждена на кафедре социологии и социальной психологии Уральского государственного экономического университета.

Структура и объем диссертационной работы. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, заключения, библиографического списка, содержащего 217 источников, в том числе 20 на английском языке. Общий объем работы составляет 179 страниц.

Выводы и результаты данного исследования помогают оценить стратегию и тактику образовательной политики как на уровне страны в целом, так и на уровне отдельного вуза. Они помогают выявить базовые проблемы современного студенчества и их жизненные ориентации, их актуальные потребности и интересы. Результаты исследования могут быть полезны для разработки программ взаимодействия администрации вузов и студенческой молодежи в воспитательном процессе. Руководство вузов и преподаватели могут использовать выводы исследования для усиления гуманистической направленности учебных курсов профессионально-образовательных программ. Результаты могут быть полезны также для корректировки системы межличностных отношений «студент-преподаватель» как в учебной, так и во вне учебной работе вуза.

Заключение

.

Выдвинутая в диссертационном исследовании гипотеза, согласно которой ценности и ценностные ориентации, лежащие в основе образа жизни студенчества современной России, подвергаются влиянию западных стандартов и так называемого «американского образа жизни», ключевым моментом которого является «достижение успеха любой ценой», подтвердилась по многим показателям. Однако этот процесс нельзя считать однозначно негативным. Есть основания полагать, что в формировании ценностной системы современного российского студенчества традиционные ценности не утратили своей значимости, и ценностная система студентов может получить положительный импульс развития в сторону гармонизации. Процесс «американизации» российской культуры, когда принимались и усваивались лишь китчевые образцы американской масскультуры, сменился критичным подходом и осмысленной оценкой подлинных достижений, идеалов и ценностей Америки.

В рамках диссертационного исследования проведено изучение понятий ценности, ценностные ориентации и образ жизни. Автором предпринята попытка создания модели взаимодействия данных понятий. В этой модели наиболее всеобъемлющим является понятие культуры, представляя собой теоретический базис для понятий образ жизни, ценности и ценностные ориентации. Образ жизни является одной из характеристик культуры и конкретизирует ее на уровне актуального проявления в повседневности с точки зрения структурирования и организации повседневности и жизнедеятельности индивидов. Ценности и ценностные ориентации являются базовым компонентом образа жизни. Они позволяют представить динамику образа жизни в личностном аспекте. При этом ценность понимается нами как материальный или идеальный предмет, объект или явление, который обладает жизненной значимостью для данного социального субъекта, то есть способностью удовлетворять его потребности и интересы, и который проявляется во взаимоотношениях индивидов в ситуации выбора. Ценность становится стандартом суждений конкретного лица о своих собственных поступках и поступках других. Усваивая ценности своей среды, человек «превращает» их в ценностные ориентации, мотивационные силы своего поведения, и ценностные ориентации воплощаются в непосредственно осуществляемые действия социальных установок. То есть, человек «конструирует» свой образ жизни, который характеризуется наличием устойчивых ценностных ориентаций. Ценностные ориентации — это своего рода конкретизация ценностей, важнейший элемент внутренней структуры личности, закрепленный его жизненным опытом. Они отграничивают существенное и важное от несущественного в образе жизни и поведении человека. Изучение образа жизни различных людей в обществе выявляет общие черты и различия в содержании их жизнедеятельности, многообразие форм организации ими своей социокультурной жизни на основе определенных ценностных ориентаций.

Множество классификаций ценностей, разные типологические построения, их многослойность, пластичность, противоречивость мира ценностей говорят о том, насколько усложнилась сама проблема понимания ценностного мира в начале нового тысячелетия — его генезиса, структуры, способа существования и конечного назначения. Особенно важным это оказалось для целей данного исследования ценностных оснований образа жизни современного российского студенчества в сравнении со студенчеством Америки. В рамках диссертационного исследования конкретизировано понятие «студенческий образ жизни», который является интегральным показателем того, каковы мотивы, ценностные ориентации, содержание, способы и формы жизнедеятельности будущего специалиста-профессионала. Содержание образа жизни студентов определяется ценностными ориента-циями в четырех основных видах жизнедеятельности — учебно-познавательной, трудовой, коммуникативной, досуговой. Основная спе.

160 цифическая характеристика студенческого образа жизни связана с приобретением личного опыта через учебную и трудовую деятельность, через организацию межличностных отношений и самореализацию в свободное время. Образ жизни студентов имеет подвижный, переменчивый характер, он несет в себе элементы приспособления и адаптации к существующей ситуации и во многом определяется спецификой и историческими традициями страны. Вместе с тем есть основания полагать, что изменение социокультурной ситуации в стране привело к разрушению исторической традиции воспроизведения студенческой молодежью образа жизни интеллигенции, а образ жизни современных российских студентов перестал быть базой, на которой строится их дальнейшая жизнь.

Обращение к историческому контексту позволило изучить в рамках диссертационного исследования особенности американских ценностей и американского образа жизни, в основе которых лежит ключевой принцип — прагматизм. Именно прагматизм формирует американский образ жизни, составляющими которого становятся индивидуализм, рационализм, конформизм, либерализм, эгалитаризм и некоторые другие черты. К базовым характеристикам, которые сформировались под знаком прагматизма и крайнего индивидуализма, относятся стремление к успеху, независимости и материальному благополучию, активность и упорный труд, рациональное использование времени, эффективность и полезность. Фундаментальные основы американского образа жизни сказываются на системе образования США и на современных американских студентах. Как показало исследование, в среде американского студенчества сочетаются как традиционные черты, основанные на философии прагматизма и ведущих его принципах — индивидуализме и рационализме, так и новые, сформировавшиеся в совершенно иной социальной реальности. Ориентация на личный успех остается ключевой для американских студентов, и образование расценивается как инструмент в достижении успеха. Однако на образование распро.

161 странился принцип потребительской модели, и студенты полагают, что имеют право на получение «товара» (курсового зачета или даже диплома) уже просто потому, что оплатили обучение. Усердие и кропотливый труд, как другая традиционная ценность американского образа жизни, все в меньшей степени свойственна молодым американцам. Независимость и самостоятельность, умение рассчитывать только на свои силы остается одной из характеристик американского характера и проявляется в частности в том, что подавляющее большинство студентов оплачивают учебу самостоятельно. Обратной стороной этой черты является сосредоточенность исключительно на своих собственных интересах. Участие в общественных организациях и внеаудиторной деятельности делает студентов общительными, доброжелательными и открытыми внешне, однако, становление личности студента в период разрушения традиционных межличностных связей часто мешает наладить прочные и близкие отношения с кем бы то ни было, снижает ценность дружбы. Несмотря на кризис ценностей американской семьи в настоящее время, современные студенты имеют большее взаимопонимание с родителями, чем прежние поколения молодых американцев. Терпимость к различиям в культуре, расе, половой ориентации, религии свойственна современным студентам США больше, чем другим генерациям. Глубинное полуформализованное интервью, проведенное с группой американских студентов в рамках диссертационного исследования, по большинству параметров подтвердил настоящие выводы.

Применив полипарадигмальный подход в совокупности ряда элементов — аксиологического (ценностного), гносеологического (познавательного), праксеологического (деятельностного) и коммуникативного (взаимодействие, общение) в качестве методологического, мы конкретизировали его применительно к частному случаю — образу жизни студентов вузов и использовали для изучения всего многообразия студенческой жизнедеятельности: учебной, трудовой, коммуникативной, досуговой. Это позволи.

162 ло провести сравнительный анализ образа жизни, образовательного поведения и ценностных ориентаций российского и американского студенчества и сделать выводы, в какой степени российское студенчество вобрало в себя черты американского образа жизни и американской культуры. Проведенное исследование показало, что по ряду параметров наблюдается существенное совпадение позиций. В частности, совпадения выявлены в мотивах выбора учебного заведения, в отношении студентов к труду, в таких параметрах как совмещение студентами двух стран работы и учебы, пропуск занятий, общественная и политическая активность студентов. Однако в непосредственном отношении к учебной деятельности российские студенты существенно отличаются от американских студентов. Учеба в сознании студентов России, в отличие от американских студентов, не отождествляется с трудом. В целом ценностные ориентации российских студентов связанные с их профессиональным самоопределением — в учебной деятельности и трудовой — отличаются неопределенностью, динамизмом, налетом инфантилизма и проникнуты духом исканий. У американских студентов образ жизни в этом смысле является более определенным, статичным, более практичным, но и более зрелым и ответственным. Вызывает интерес анализ изменения структуры терминальных и инструментальных ценностей у российских студентов. Образование является для основной части российских студентов инструментальной ценностью.

Диссертационное исследование также показало, что значительная часть студенческой молодежи России ориентирована на личный успех, как и большинство студентов США. В студенческой среде россиян разрушен стереотип «приносить пользу обществу». Многие другие традиционные ценности становятся менее важными, уступая место ценностям материального характера, хотя по-прежнему играют роль в мотивационно-ценностной структуре современного студенчества.

Исследование выявило, что в иерархии ценностей современного российского студенчества лидирующие позиции сохраняют традиционные ценности (семья, любовь, дружба, общение), хотя и наблюдается некоторое противоречие между высокой значимостью некоторых ценностей и реальным поведением студентов по отношению к ним. Упомянутые жизненные ценности имеют приоритетную значимость также и для студентов США, хотя ценность общения со сверстниками для студентов Америки менее важна, чем для россиян.

Таким образом, проведенное исследование показало, что в среде российского студенчества происходит постепенное формирование ценностного сознания определенного типа, и студенты определяют свою жизненную стратегию. Примерно треть (30%) российских студентов можно отнести по типу ценностного сознания к индивидуалистической модели западного типа. Они склонны ставить на первое место в своей жизни материальное благополучие и личный успех, образование для них является способом достижения успеха, все модели поведения и ценностные ориентации свидетельствуют об их приверженности западной модели ценностей.

Основная часть российских студентов (от 40 до 50%) может быть отнесена к модели с противоречивым типом ценностного сознания. Именно у этой группы наблюдается качественный сдвиг в ценностных ориентаци-ях, являющийся своего рода попыткой адаптации к новым условиям жизни. Для них характерна противоречивость сознания, выражающаяся в одновременном стремлении к противоположным ценностям. В их ценностях и ценностных ориентациях, как показывают результаты исследования, можно выделить следующие характеристики:

1) противоречивость ценностной ориентации на получение высшего образования и моделей образовательного поведения в учебной деятельности, отличающихся низкой степенью ответственности за результаты учебы;

2) несоответствие высокой ценности семьи и реального отношения к браку и семье;

3) преобладание инструментальных ценностей над терминальными в отношении в учебе, как основной деятельности студента, и к труду;

4) при высокой значимости общения отсутствие выраженного интереса к общественным интересам и общественной деятельности;

5) преимущественно рекреационная направленность досуговой деятельности.

Перечисленные тенденции изменения в образе жизни студенческой молодежи стали результатом её активного обращения к западным социально-этическим ценностям, которые, как показало наше исследование, еще не стали ведущими в студенческой среде, однако описанная тенденция просматривается достаточно четко. Многие прежние ценности заменяются новыми. В то же время самобытность и национальная специфика российского студенчества не утрачена окончательно.

Современная социокультурная ситуация в России характеризуется динамичностью и сложностью происходящих трансформационных процессов. Процесс формирования новой системы ценностей еще не завершен. Для участников этой ситуации — российских студентов — характерен интенсивный поиск важнейших ценностных оснований их образа жизни. Отказ от многих традиционных ценностей и не достаточно четкое представление о современных ценностях российского общества в его новом качественном состоянии обусловили обращение студенческой молодежи к западным ценностям. Факторами ценностных изменений для них выступают жизненная практика, традиции общественного сознания, элементы культурных заимствований, получивших большое распространение в последние десятилетия. Современные студенты вынуждены ориентироваться на смешанную систему ценностей, конструируя свой образ жизни. Однако традиционные российские ценности не полностью замещены западными и,.

165 скорее всего полной смены не произойдет. Социокультурные ценности вопреки распространенным мнениям об их быстрых переменах, обладают значительным консерватизмом, не слишком легко поддаются трансформациям. Новые ценности становятся достоянием общества, только если входят в связь с микросоциальными практиками индивидов, с' их повседневной жизнью, доминирующим в обществе менталитетом и образом жизни.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Е. М. Студенты столицы и провинции: социальные ресурсы, ожидания / Е. М. Авраамова, А. А. Шабунова, Д. М. Логинов // Социологические исследования. — 2005. — № 9. — С. 98−103.
  2. А. Стеклянный занавес Америки / А. Арутюнян // Новый мир. 2003. — № 6. — С. 138−148.
  3. А. Л. Россия и Европа: культурно-психологическая дистанция глазами социолога / А. Л. Андреев // Общественные науки и современность. 2003. — № 3. — С. 96−106.
  4. Е. С. Американская социология (Традиции и современность): курс лекций / Е. С. Баразгова. Екатеринбург: «Деловая книга»,! 997. — 150 с.
  5. Е. С. Идеологическое воспитание молодежи США / Е. С. Баразгова. Свердловск: Изд-во Урал. гос. ун-та, 1989. — 116 с.
  6. И. Д. Америка: рыночная экономика и образ жизни. Впечатления, факты, размышления / И. Д. Барчук. М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2001.
  7. О. Н. Социология молодежи : учебник для вузов / О. Н. Безрукова. СПб.: Изд-во СпбГУ, 2004.
  8. Бек У. Что такое глобализация? / У. Бек. М.: Прогресс-Традиция, 2001.
  9. Бжезинский 3. Великая шахматная доска. Господство Америки и ее геостратегические императивы / 3. Бжезинский. М.: Международные отношения, 1999. — 256 с.
  10. В. В. Образ жизни современной молодежи: тенденции, проблемы, перспективы / В. В. Бовкун. М.: 1988. — 246 с.
  11. . Америка / Ж. Бодрийяр. М.: «Владимир Даль», 2000. -211с.
  12. Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. М. Божович. М., 1968. — 516 с.
  13. Р. Д. Советская и американская молодежь: сравнительный взгляд / Р. Д. Браунгарт, М. М. Браунгарт // Полис. 1991. — № 4. — С. 160 166.
  14. Ф. Структуры повседневности. Возможное и невозможное / Ф. Бродель. Москва.: Прогресс, 1986. — 630 с.
  15. Большой энциклопедический словарь / под ред. А. М. Прохорова. -М.- СПб.- Большая Рос. энцикл.: Норинт, 2000. 1956 с.
  16. И. Конец знакомого мира: Социология XXI века / И. Валлерстайн — пер. с англ. под ред. В. Л. Иноземцева. М.: Логос, 2003. -368 с.
  17. Д. Ю. Социокультурные ценности современной российской молодежи: автореф. дис. .канд. соц. наук / Д. Ю. Ваниянц. Ставрополь: Ставропольский гос. ун-т, 2001. — 20 с.
  18. М. Наука как призвание и профессия / М. Вебер — пер. с нем. А. Ф. Фили. М.: «Прогресс», 1990. — 348 с.
  19. М. Избранные произведения / М. Вебер. М.: Прогресс, 1990.- 364 с.
  20. М. Основные социологические понятия / М. Вебер — пер. с нем. М. И. Левиной. М.: Прогресс, 1990. — 604 с.
  21. Ю. Р.Социология молодежи / Ю.Р.Вишневский, В. Т. Шапко. Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2006. — 430 с.
  22. Ю. Р. Парадоксальный молодой человек / Ю. Р. Вишневский, В. Т. Шапко // Социологические исследования. 2006. — № 6. — С. 26−36.
  23. Социология молодежи: учеб. пособие / Ю. Г. Волков и др. Ростов н/Д: Феникс, 2001. — 575 с.
  24. Ю. Г. Социология : учебник для вузов / Ю. Г. Волков, И. В. Мостовая. М.: Гардарики, 2001. — 512 с.
  25. М. А. Мотивы студенческой занятости / М. А. Ворона // Социологические исследования. 2008. — № 8. — С. 106−115.
  26. Всемирная энциклопедия. Философия / под ред. А. А. Грицанова. -М.: Изд-во ACT, Харвест, Современный литератор, 2001. 1312 с.
  27. Г. П. Роль ценностных ориентаций в формировании студента гуманитария / Г. П. Выжлецов // Проблемы формирования специалиста в системе высшего гуманитарного образования: тез. докл. науч.-метод. межвуз. конф. — СПб: ГУП, 1996. — С. 90−92.
  28. К. О духовной жизни современной Америки : сборник / К. Гамсун / сост. Э. Панкратова. СПб.: Владимир Даль, 2007. — 379 с.
  29. Г. Д. Ментальности народов мира / Г. Д. Гачев. М.: Алгоритм': Эксмо, 2008. — 544 с.
  30. Г. Д. Национальные образы мира. Америка в сравнении с Россией и Славянством / Г. Д. Гачев. М.: 1997. — 940 с.
  31. Ю. В. Трансформация ценностных ориентаций российского студенчества : автореф. дис. .канд. социол. наук: 22.00.04. / Ю. В. Голиусова. М., 2003. — 20 с.
  32. О. А. Ценностные ориентации в системе высшего образования / О. А. Голубкова // Инновации и образование: сб. материалов конф.- СПб.: СПб-е философское общество, 2003. Вып. 29. — С. 293−300.
  33. М.К. Российское общество в условиях трансформации: мифы и реальность (социологический анализ) 1993−2002гг. / М. К. Горшков. -М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2003. 512 с.
  34. Гражданская культура современного российского студенчества / под общей ред. Ю. Р. Вишневского, В. П. Шапко. Екатеринбург: Маска, 2007. -312 с.
  35. И. Ф. Методы социологического исследования / И. Ф. Де-вятко. М.: 2003.
  36. Ю. И. Я родился в очереди / Ю. И. Дружников. М.: Издательский дом «Хроникер», 2002. — 429 с.
  37. Э. Ценностные и реальные суждения./Э.Дюркгейм// Социологические исследования., 1991.-№ 2.- С.23- 34.
  38. Ф. Против Америки / Ф. Ермошин // Октябрь. 2006. — № 10.-С. 147−152.
  39. М. Конец социализации или новые стратегии успеха / М. Жамкочьян // Знание сила. — 2000. — № 12. — С. 79−83.
  40. В. М. Размышления о науке и образовании / В. М. Жуковский // Вестник Уральского отделения РАН. Наука, Общество, Человек, 2007, №№ 2(20), 3(21), 4(22).
  41. С. А. Личность в современной Америке. Опыт анализа ценностей и политических ориентаций / С. А. Замошкин. М.: Мысль, 1980.
  42. А. С. Образование: философия, культурология, политика / А. С. Запесоцкий. М.: Наука, 2002. — 590 с.
  43. А. С. Дети эпохи перемен: их ценности и выбор / А. С. Запесоцкий // Социологические исследования. 2006. — № 12. — С. 98−104.
  44. Г. Е. Социология образования: в 2 ч. / Г. Е. Зборовский. -Екатеринбург, 1993−1994.
  45. Г. Е. Общая социология / Г. Е. Зборовский. Екатеринбург, 1997. — 600 с.
  46. А. Г. Методология и процедура социологических исследований / А. Г. Здравомыслов. М., 1969.
  47. А. Г. Потребности. Интересы. Ценности. /А. Г. Здравомыслов. М.: Политиздат, 1986. — 223 с.
  48. А. Г. Социология конфликта : учеб. пособие для студентов вузов / А. Г. Здравомыслов. М.: Аспект Пресс, 1996. — 317 с.
  49. А. Г. Тройственная интерпретация культуры и границы социологического знания / А. Г. Здравомыслов // Социологические исследования. 2008. — № 8. — С. 3−18.
  50. Ф. Г. Российская образовательная политика в свете зарубежного опыта / Ф. Г. Зиятдинова // Социологические исследования. 2006. -№ 5.-С. 51−58.
  51. В. М. Одинокая толпа? / В. М. Зубок: сб. Лес за деревьями. М.: Знание, 1991.-327с.
  52. В. Л. Современное простиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы: учеб. пособие для студентов экон. направлений и спец. / В. Л. Иноземцев. М.: Логос, 2000. — 303 с.
  53. Л. Г. Повседневная культура. Культурология XX век / Л. Г. Ионин // Энциклопедия. Т.2, СПб.: Университетская книга, 1998.
  54. Л. Г. Социология культуры : учеб. пособие для вузов / Л. Г. Ионин. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2004. — 427 с.
  55. Л. Г. Культура на переломе (механизмы и направление современного культурного развития в России) / Л. Г. Ионин // Социологические исследования. 1995. — № 2. — С. 41−49.
  56. К. Общество риска в условиях глобализации / К. Исаса // Социологические исследования. 2001. — № 12.
  57. М. С. Философская теория ценности / М. С. Каган. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1997. -400с.
  58. М. С. Глобализация: синергетический подход / М. С. Каган. -М.: 2002.
  59. Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием / С. Г. Кара-Мурза. М.: Изд-во ЭКСМО-пресс, 2003. — 600 с.
  60. И. Т. Анализ повседневности / И. Т. Касавин, С. П. Щавелев. М.: Канон+, 2004.
  61. П. Вступая в 21 век / П. Кеннеди — пер с англ. М.: «Весь мир», 1997. — Серия «21 век».
  62. К. К. М. Зеркало для человека. Введение в антропологию / К. К. М.Клакхон. СПб.: Евразия, 1998. — 352 с.
  63. Г. С. Диалектика повседневности / Г .С.Кнабе // Материалы к лекциям по общей теории культуры и культуре античного Рима. М., 1993.
  64. Л. Н. Вечность: Преходящее и непреходящее в жизни человека / Л. Н. Коган. Екатеринбург, 1994.
  65. Л. Н. Теория культуры : учеб. пособие / Л. Н. Коган. Екатеринбург: УрГУ, 1993.
  66. Л. Н. Социология культуры : учеб. пособие / Л. Н. Коган. -Екатеринбург: УрГУ, 1992. 117 с.
  67. Л. Н. Жизнь в поколениях. Классика и современность: учеб. пособие / Л. Н. Коган. Екатеринбург: УГТУ, 1995.
  68. Л. Н. Феномен многогранной творческой личности : материалы юбилейной конф. (18 марта 2008 года) / Л. Н. Коган, Вишневский, Шапко. Екатеринбург: ИПЦ «Маска», 2008. — С. 17−23.
  69. И. В. Ценностные предпочтения молодежи ССУЗов в социокультурном пространстве современной России : автореф. дис. .канд. социолог, наук / И. В. Козлова: Екатеринбург, 2005. 20с.
  70. Н. С. Молодежь глазами французских социологов: Социокультурный портрет / Н. С. Комарова. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2007. — 109 с.
  71. Т. В. Сравнение личностных особенностей российских и американских студентов (по опроснику А. Эдвардса) / Т. В. Корнилова, Е. JI. Григоренко // Вопросы психологии. 1995. — № 5. — С. 108−115.
  72. Г. Б. Американские исследовательские университеты/ Г. Б. Кочетков, В.Б.Супян// США-Канада. 2008. -№ 9.- С.53−66.
  73. С. А. Социология: парадигмы через призму социологического воображения: учеб. пособие для вузов / С. А. Кравченко. М.: Экзамен, 2004.-511 с.
  74. С. А. Играизация российского общества (К обоснованию новой социологической парадигмы) / С. А. Кравченко // Общественные науки и современность. 2002. — № 6. — С. 143−155.
  75. С. А. Макдонализация и ментальность: возможности новой парадигмы рациональности в современной России / С. А. Кравченко // Традиционные и новые ценности: социум, политика, культура: материалы междунар. конф. М., 2000.
  76. В. Г. Социальная психология: учебник / В. Г. Крысько. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. — 446 с.
  77. Культура гражданственности: учеб. пособие / под ред. В. Т. Шапко. Екатеринбург: Изд-во АМБ, 2004.
  78. К.В. О некоторых типах восприятия Америки россиянами/ К.В.Кустанович// США-Канада. Экономика. Политика. Культура. -2008.- № 8(464). -С.89−108.
  79. И. Методология исследовательских программ / И. Лакатос. -М., 2003.
  80. Н. В. Особенности «вестернизации» ментальности студенчества модернизирующихся стран / Н. В. Латова, Ю. В. Латов // Социологические исследования. 2007. — № 11. — С. 90−98.
  81. Ю. А. 10 лет перемен в сознании человека / Ю. А. Левада // Общественные науки и современность. 1999. — № 5. — С. 28−44.
  82. С. И. Молодежная субкультура : учеб. пособие / С. И. Ле-викова. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. — 610 с.
  83. Д. С. Ценности как фактор смысложизненных ориентаций современного российского студенчества и их динамика : автореф. дис.. канд. соц. наук: 22.02.04 / Д. С. Леденцов- ИГИПС Иркутск, 2007. — 16 с.
  84. Д. А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции / Д. А. Леонтьев // Вопросы философии. -1996.-№ 4.-С. 111−115.
  85. М. В. Новое поколение российского студенчества // Высшее образование в России. 2005. — № 10. — С. 41−47.
  86. М. В. Поколение NEXT прагматичные перфекционисты или романтики потребления / М. В. Лисаускене // Социологические исследования. — 2006. — № 4. — С. 111−115.
  87. В. Т. Динамика социальных изменений (опыт сравнительных социологических исследований российской молодежи) / В. Т. Лисовский // Социологические исследования. 1998. — № 5. — С. 98−104.
  88. В. Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России / В. Т. Лисовский. СПб., 2000.
  89. В. Т. Молодежь: любовь, брак, семья. (Социологическое исследование) / В. Т. Лисовский. СПб.: Наука, 2003. — 368 с.
  90. М.Ю. Структурная трансформация ценностных ориентаций молодежи в модернизирующемся российском социуме: автореф. дис. .канд. соц. наук: 09.00.11 /М.Ю.Локова- РУДН-Москва, 2007.- 24с.
  91. Ю. М. Семиосфера / Ю. М. Лотман. СПб.: Искусство -2001.-700с.
  92. Н. О. Условия абсолютного добра: Основы этики — Характер русского гарода / Н. О. Лосский. М.: Политиздат, 1991. — 368 с.
  93. Лян Мин. Условия и факторы формирования ценностных ориентаций студенческой молодежи в измененном обществе: автореф. дис.. канд. социолог, наук: 22.00.06 / Лян Мин. Москва, 2003. — 20с.
  94. К. Диагноз нашего времени / К. Мангейм. М., 1994. — 224 с.
  95. О. Ю. Философия образования о менталитете и ценностных ориентациях современных студентов. Россия и Грузия: диалог и родство культур: сб. материалов симпозиума. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. — Вып. 1. — С.
  96. К. Немецкая идеология / К. Маркс, Ф. Энгельс. М.: Политиздат, 1988.-574 с.
  97. Г. Одномерный человек / Г. Маркузе. М., 1994.
  98. В. А. Университетское студенчество: образ жизни и здоровье / В. А. Медик, А. М. Осипов. М., 2003. — 138с.
  99. А. В. Личность: формирование потребности в нравственном развитии / А. В. Меренков. Красноярск: Изд-во Красноярского университета, 1985. — 144 с.
  100. А. В. Система детерминации человеческой деятельности / А. В. Меренков. Екатеринбург: Изд-во Урал. Гос. Горно-геолог. акад. — изд-во Банк культурной информации, 2003. — 228 с.
  101. Р. Наука и социальный порядок. Личность. Культура. Общество. 2000.Т. И. Вып.2.
  102. Мировоззрение и образ жизни / под ред. Ю. Н. Кулюткина, С. В. Тарасова-СПб., 1999.104. Мнацаканян М. О. Парадоксальный человек в парадоксальном обществе / М. О. Мнацаканян // Социологические исследования. 2006. — № 6.-С. 13−19.
  103. А. В. Социализация и смутное время / А. В. Мудрик. М., 1991.
  104. А. Л. Идеологические традиции, стереотипы в молодежной культуре : автореф. дис.. канд. социолог, наук / Л. Л. Непрозванных. Екатеринбург, 2003.
  105. В. Г. Скорость как ценность и характеристика образа жизни американца / В. Р. Николаев // Вестник Московского университета. Сер. 18, Социология и политология. 1996. — № 2. — С. 71.
  106. Образ мыслей и образ жизни: сб. статей. М., 1996. — 310с.
  107. . В. Духовные ценности: проблема отчуждения / Б. В. Орлов, Н. К. Эйнгорин. Екатеринбург, 1993.
  108. Э.А. Социокультурное пространство обыденной жизни / Э. А. Орлова. М.: ГАСК, 2002. — 104с.
  109. Э.А. Культурная антропология / Э. А. Орлова. М.: Академический Проект, 2004. — 480с.
  110. А. С. Искушение глобализмом / А. С. Панарин. М.: Изд-во Эксмо, 2003.-416 с.
  111. В. И. Качество социологической информации (методы оценки и процедуры обеспечения) / В. И. Паниотто. Киев: Наукова Думка, 1986.-352с.
  112. В. И. Количественные методы в социологических исследованиях / В. И. Паниотто, В. С. Максименко. Киев: Наукова думка, 1982. — 346 с.
  113. Т. Система современных обществ / Т. Парсонс. М.: Аспект Пресс, 1997. — 270 с.
  114. А. В. Ценностные предпочтения молодежи: Диагностика и традиции изменений / А. В. Петров // Социологические исследования. -2008. № 2. — С. 83−90.
  115. Л. Е. Социология студенчества в России. Этапы и закономерности становления / Л. Е. Петрова. СПб, 2000.
  116. О. В. Почему погибнет Америка / О. В. Платонов. Наш современник. — 1998. — № 9 — С.213−232, № 10 — С.172−233.
  117. В. С. Закат Америки / В. С. Поликарпов. Таганрог: Изд-во ТГРУ, 1999.
  118. Преодоление кризисных явлений в системе образования США (19 801 990гг.): методология и результаты. М., 1995.
  119. Ю. Е. Русские: коммуникативное поведение / Ю. Е. Прохоров, И. А. Стернин. 3-е изд., испр. — М.: Флинта — Наука, 2007. — 328 с.
  120. Т. А. Трансформации традиционных ценностей россиян в пост перестроечный период / Т. А. Рассадина // Социологические исследования. 2006. — № 9. — С. 95−101
  121. Т. Е. Жизненные стратегии личности / Т. Е. Резник, Ю. М. Резник// Социологические исследования. 1995. — № 12. — С. 100−105.
  122. Ю. М. Введение в социальную теорию: Социальная системо-логия / Ю. М. Резник. М.: Наука, 2001. — 525 с.
  123. Г. О системе ценностей Т.1. 1914 / Г. Риккерт. М. :"Логос", 1997.-457с.
  124. Г. Ценности жизни и культурные ценности: кн. 1−2 19 121 913 / Г. Риккерт. М.: «Логос», 1998. — 246 с.
  125. Российская идентичность в социологическом измерении. Аналитический доклад. Полис. — 2008. — № 4. — С.81- 104.
  126. Российская молодежь: проблемы и решения. М.: Центр социального прогнозирования, 2005. — 648 с.
  127. . Студент глазами социолога / Б. Рубин, Ю. Колесников. -Ростов н/Д, 1997.-213 с.
  128. А. Г. Особенности культурной идентичности в областном центре России : автореф. дис.. канд. социолог, наук / А. Г. Русанова. -Москва, 2007. 20с.
  129. А. А. Социальные ценности и нормы / А. А. Ручка. Киев: Высш. шк., 1976. — 287 с.
  130. Р. В. Образ жизни населения России: социальные последствия реформ 90-х годов / Р. В. Рывкина // Социологические исследования. 2001. -№ 4. — С. 32−39.
  131. . Общество и образование : пер. с англ. / Б. Саймон. М.: 1989.
  132. Е.А. Молодежь Тулы: ценностные ориентации и реалии повседневной жизни / Е. А. Самсонова, Е.Ю.Ефимова// Социологические исследования. 2007. — № 11. — С. 110−117.
  133. А. Л. Социальная психология : учебник / А. Л. Свенциц-кий. М.: ТК Велби — Изд-во Проспект, 2004. — 336 с.
  134. Н. Н. Морально-нравственные ориентации и социальная активность (опыт социологического исследования) / Н. Н. Седова // Социологические исследования. 2004. — № 8. — С. 88−94.
  135. В.Е. Ценностные ориентации современной молодежи/ В.Е.Семенов// Социологические исследования. — 2007. № 4, — С.37−43.
  136. А. В. Перестройка системы непрерывного образования и переподготовки рабочих кадров в США / А. В. Серебряков // Социологические исследования. 1987. — №. — С.
  137. А. В. Русские: стереотипы поведения, традиции, менталь-ность / А. В. Сергеева. 6-е изд. — М.: Флинта — Наука, 2008. — 320 с.
  138. Сибрук Дж. Nobrow: культура маркетинга маркетинг культуры / Д. Сибрук. — М.: Изд-во «Ад Маргинем», 2005. — 302с.
  139. Н. Социология / Н. Смелзер — пер. с англ. М.: Феникс, 1998. — 688 с.
  140. П. И. Социология личности : учеб. пособие / П. И. Смирнов. СПб Социологическое общество им. М. М. Ковалевского. — СПб, 2001.
  141. А. В. Интеллектуально-нравственная дифференциация современного студенчества / А. В. Соколов // Социологические исследования. 2005. — № 9. — С. 91−98.
  142. А. В. Ценностные ориентации постсоветского гуманитарного студенчества / А. В. Соколов, И. О. Щербакова // Социологические исследования. 2003. — № 1. — С. 115−121.
  143. П. Общие черты и различия между Россией и США (Фрагменты из книги «Россия и Соединенные штаты», 1944) // Социологические исследования. 1993. — № 8. — С. 133−145.
  144. П. Человек. Цивилизация. Общество / П. Сорокин. М., 1992.
  145. И. JT. Перемены в образовании и динамика жизненных стратегий студентов / И. Л. Сорокина // Социологические исследования.- 2003. № 10.-С. 55−61.
  146. Социология молодежи: учеб. пособие / отв. ред. В. Т. Лисовский. -СПб.: Изд-во СпбГУ, 1996.
  147. М. Поколение Next: студент эпохи постмодерна / М. Тейлор // Отечественные записки. 2006. — № 3 (30). — С. 212−229.
  148. Е.Ю. Американский менталитет и восприятие России в США/ Е.Ю.Терешко// США-Канада. Экономика. Политика. Культура.2008.- № 8(464).-С.72−88.
  149. Э. Шок будущего / Э. Тоффлер. М.: ООО Изд-во ACT, 2002.- 557с.
  150. . Т. Социология : учебник / Ж. Т. Тощенко. М.: Юнити-Дана, 2005.
  151. С. В. Цивилизационная идентичность современной России и проблемы образования / С. В. Трегуб // Социология образования. 2008.- № 1. С. 42−49.
  152. В. П. О ценности жизни и культуры / В. П. Тугаринов. Л.: ЛГУ, 1960.-320 с.
  153. Л. А. Работы по культурологи :сб. переводов. М., 1996. — 366с.
  154. А. О метафизике Американского образа жизни / А. Убогий // Наш современник. 2001. — № 3.
  155. Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 2005. -576 с.
  156. В. Человек в поисках смысла : сборник пер. с англ. и нем. / В. Франкл. М.: Прогресс, 1990. — 368 с.
  157. Фрейд.З. Психоаналитические этюды / 3. Фрейд. Минск: Попурри, 1997. — 602 с.
  158. С. С. Социология учебник / С. С. Фролов. М.: Гардарики, 2001.-344 с.
  159. Э. Иметь или быть / Э. Фромм. М., 1990.
  160. М. Работы и размышления разных лет / М. Хайдеггер. М.: Изд-во «Гнозис», 1993. — 464 с.
  161. С. Столкновение цивилизаций / С. Хантингтон — пер. с англ. Т. Велимеева, Ю. Новикова. М.: ООО Изд-во ACT, 2003.
  162. Л. Либеральная традиция в Америке / Л.Харц. Пер. с англ. -М., 1993.-713с.
  163. Хорошкевич.Н. Г. Социальные риски молодежи в высшем профессиональном образовании: учебно-метод. пособие / Н. Г. Хорошкевич. -Екатеринбург: ГОУ-ВПО УГТУ-УПИ, 2007.- 78с.
  164. Н. 3. О некоторых особенностях отражения действительности / Н. 3. Чавчавадзе. Тбилиси: Изд-во Академии наук ГССР, 1955. -90 с.
  165. В. Т. Актуальная культура (проблемы исследования). // Политика и культура. Екатеринбург, 1991.
  166. Шафранов-Куцев Г. Ф. Социология: учеб. пособие / Г. Ф. Шафранов-Куцев. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Университетская книга — Логос, 2008.-368 с.
  167. А. И. Социология культуры : учеб. пособие / А. И. Шенд-рик. М.: ЮНИТИ, 2005. — 495 с.
  168. В. Незнакомые американцы / В. Шляпентох // Родина. -1992. -№ 10.-С. 98−104.
  169. Ю. А. Ценности, которые мы выбираем: Смысл и предпосылки ценностного выбора / Ю. А. Шрейдер. М.: Эдиториал УРСС, 1999.-208 с.
  170. П. Социология социальных изменений / П. Штомпка — пер с англ., под. ред. В. А. Ядова. М.: Аспект Пресс, 1996. — 416 с.
  171. П. Макс Вебер о становлении демократии в России / П. Штомпка// Социологические исследования. 2003. — № 3. — С. 109−114.
  172. О. А. Гуманистические ценности в структуре жизненных ориентаций студенческой молодежи : автореф. дис.. канд. социолог, наук: 22.00.06 / О. А. Шубина. Екатеринбург, 2008. — 18с.
  173. Экспертные оценки в социологических исследованиях / под ред. С. Б. Крымский, Б. Б. Жилин, В. И. Паниотто. Киев: Наукова думка, 1990.-297 с.
  174. В. А. Потребности / В. А. Ядов // БСЭ. 3-е изд. — М., 1975. — Т. 20. — С. 439−440.
  175. В. А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / В. А. Ядов. JI.: Наука, 1979. — 467 с.
  176. В. В. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности / В. А. Ядов. -6-е изд. -М.: ИКЦ Академкнига, 2003. 596 с.
  177. . В. А. И все же умом Россию понять можно. Россия: трансформирующееся общество / В. А. Ядов. — М.: Канон-Пресс-Ц, 2001.
  178. Ядова М. А. Поеденческие установки молодежи постсоветского поко-ления./М.А.Ядова// Социологические исследования. — 2006, №. С.78−87.
  179. К. Окно в Америку / К. Якимец // Новый мир. 2003. — № 6. -С. 141.
  180. Е. А. Дети и отцы: ключ к пониманию / Е. А. Ямбург // Знамя. 2006. — № 10. — С. 168−184.
  181. Alexis de Tocqueville. Democrasy in America, 1835.: Basic Readings in US Democracy/ US Information Agency, Washington, D.C., 1994. P. 79−91.
  182. American Higher Education in the 21 century: Social, Political and Economic Challenges. Baltimore and London, The John Hopkins University Press, 1999.
  183. Bloom A. The closing of the American Mind, Penguin Books, 1988.
  184. Bok D.C. Higher learning. Harvard University press, 1986.
  185. Devine D. The Political Culture of the United States. Boston, 1972.
  186. Flexner A. Universities (American, English, German). New Brunswick (USA) and London (UK), Transaction Publisher, 1994.
  187. Giamatti A. Bartlett. A Free and Ordered Space: The real World of the University. W. W Norton & Company. New York — London, 1988.
  188. Giroux Henry A. and Giroux Susan S. Take back Higher Education.(Race, Youth, and the Crisis of Democracy in the Post-Civil Rights Era). Palgrave, Macmillan, 2004.
  189. Higher Education in the New Century: Global Challenges and Innovative Ideas. Center for International Higher Education, Boston College and Sense Publishers., 2007.- 197 c.
  190. Howe N. and Strauss W. Millennials Rising: The Next Great Generation. -New York, Vintage Books, 2000.
  191. Howe N. and Strauss W. Millenials Go To College. New York, Life-Course Associates, 2003.
  192. Jankelovich D. Work, Values and the New-Breed. // Work in America. The Decade Ahead. -N.Y., 1979.
  193. Lynd R.S. The Place of Social Science in American Culture. Princtton/ New York, 1939.
  194. Lawrence W. Levine. The opening of the American Mind. Canons, culture, and history. Boston, Beacon Press, 2001.
  195. Moffatt M. Coming of age in New Jersey: College and American Culture. Rutgers University Press, New Brunswik, New Jersey and London, 1998.
  196. Martin P. Golding. Free Speech on Campus. Rowman & Little Field Publisher, inc. London, Boulder — N. York, Oxford, 2000.
  197. May William W. Ethics and Higher Education. Macmillan Publishing Company. New York, 1990.
  198. Reisman D. The Lonely Crowd. L., 1967. P. 369.
  199. Rokeach M. Nature of Human Values. N.-Y.: Free press. 1973. 460c.
  200. Rokeach M. Understanding of Human Values. N.-Y.: Free press, 1979.
  201. Shibutani T. Society and Personality. Englewood Clits, N.-Y., Prentice Hall Inc., 1961.-255.
  202. Д. H. Барабанова С. И. Правовой статус студента в Российской Федерации Электронный ресурс. / Университетское образование: практика и анализ, 2003, № 3. Доступ: http ://www.umj .ru/index.php./about.htm
  203. Бенин 3. JI. Учебное пособие по социальной философии / 3. JI. Бенин, М. В. Десяткина. БГПУ, Уфа. — 1997 электронный ресурс.
  204. Р. Р. Ценностные ориентации студентов в новых социокультурных условиях / Р. Р. Вагапова // Сб. Проблема человека в свете современных социально-философских наук. Вып. 3. (электронный ресурс)
  205. А. И., Дьяков А. П. Особенности образа жизни воронежских студентов на рубеже XX и XXI веков. Воронежский госуниверситет, 2002. электронный ресурс.
  206. Гиноу-Хехт Д. С. Е. Влияние Американской культуры с точки зрения европейца / Д. С. Е. Гиноу-Хехт // Электронный журнал Гос. Департа-ментаСША, 2006. http ://usinfo. state.gov/j ournals/itgic/ijgr/0206/gienowhech t.htm.
  207. Т. А. Мифы, легенды и реальность российского высшего образования / Т. А. Клячко: Материалы интернет-конференции «Финансирование и доступность высшего образования» электронный ресурс. rhttp://www.ecoscman.edu/ru/db/msg/177 784/print.html^
  208. Р. Является ли Американская культура «Американской»? Электронный журнал Гос. деп. США, февраль, 2006. (http://usinfb.state.gov/iournals/itgic/0206/iigr/pells.htm)
  209. Н. В. Аспекты исследования культуры повседневности в отечественном социально-гуманитарном знании. Электронное научное издание «Аналитика культурологии», кафедра культурологии ТГУ им. Державина, 2006.
  210. Сегодняшние студенты. (Опрос фонда Общественное мнение.2003) -http://www/fom/ru/
  211. Л. Р. Ценностные ориентации студентов негосударственных вузов. Электронный ресурс. (//http://www.tisbi.ru/aboutus/news/2003/PsihJar.htщ)
Заполнить форму текущей работой