Основы социально-культурной деятельности
Наличие внешних результатов (эффектов) свидетельствует о государственной поддержке в социально-культурной сфере. Государство выступает от имени всего общества, получающего эти эффекты, и является потребителем некоторых результатов (укрепление существующей власти). Следовательно, государство заинтересовано в их увеличении. Наличие внешних эффектов объясняет, почему государство выделяет… Читать ещё >
Основы социально-культурной деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
- Содержание
1. Основные подходы к рационализации и повышению эффективности деятельности предприятий социально-культурной сферы
2. Организация деятельности культурно-развлекательного центра ОАО «Горизонт»
3. Реализация программы по повышению эффективности деятельности учреждений и организаций социально-культурной сферы (на примере ОАО «Горизонт»)
4. Совершенствование деятельности ОАО «Горизонт»
Заключение
Список использованной литературы
Одной из главных задач реализации государственной политики в общественной жизни России является сохранение и развитие духовного потенциала общества на основе рационального взаимодействия структурных составляющих социально-культурной сферы.
Социально-культурная сфера находится в процессе постоянного развития. В ней рождаются новые организационно-правовые структуры, связи между ними трансформируются и усложняются. Но по мере усложнения взаимосвязей между хозяйствующими субъектами, структурными составляющими социально-культурной сферы растет и неопределенность перспектив развития, повышаются риски утраты духовности, доминирования массовой культуры, идет поиск новой ориентации развития культуры в условиях рынка.
Наличие и совершенствование рыночных механизмов в производственной сфере вызывают необходимость углубленного исследования социально-культурной сферы, рационализации ее экономических механизмов кардинального пересмотра ранее сложившихся подходов к созданию механизмов социально-культурного развития.
Социально-культурная сфера как, способ трансляции культуры в обществе, в современных условиях приобретает первостепенное значение в силу того, что является одним из основных факторов сохранения самой культуры, передачи грядущим поколениям ее наиболее значимых образцов, норм, ценностей и идеалов. Эффективная система взаимодействия структурных составляющих социально-культурной сферы, использующая новые технические средства, опирающаяся на богатейшие национально-культурные традиции России, может и должна расширять культурное пространство, обеспечивающее гражданам духовное, художественное и культурное развитие.
социальный культурный организация
1. Основные подходы к рационализации и повышению эффективности деятельности предприятий социально-культурной сферы
На данном этапе социально-экономического развития в России наметился формальный подход к формированию механизма развития социально-культурной сферы, особенно на региональном уровне. В настоящее время отсутствует концепция создания рационального механизма перспективного и стратегического развития социально-культурной сферы, нет модели специализации и кооперирования организационно-правовых структур социально-культурной сферы, позволяющей повысить эффективность функционирования ее субъектов хозяйствования. Отдельные проблемы функционирования объектов социально-культурной сферы, изучения жанров и видов социокультурной продукции, услуг, а также исследования потребительского спроса нашли некоторое отражение в отечественной научной литературе. Накоплен определенный опыт прогнозирования, создания и реализации целевых программ, разработаны социологические методы оценки функционирования хозяйствующих субъектов социально-культурной сферы и целевой ориентации государства на достижение необходимых результатов в области культуры. Однако, несмотря на научно-практическую ценность имеющихся результатов социально-культурного развития, они далеко не исчерпывают проблем исследуемой темы. Теория и практика испытывает острую потребность в формировании основных методологических и методических положений, направленных на повышение эффективности текущего функционирования и перспективного развития социально-культурной сферы.
Субъектами информационно-методического обеспечения СКД являются все, кто осуществляет методическое обеспечение деятельности СКД, это могут быть информационно-методические службы различных видов:
· Службы при районных дома хкультуры;
· Районные (городские) организационно (информационно, координационно)-методические центры;
· Методические кабинеты;
· Организационно-методические отделы при муниципальных органах управления культурой.
Объектом информационно-методического обеспечения СКД являются учреждения сферы СКД и организуемые ими мероприятия.
Механизм информационно-методического обеспечения — это форма и процесс его осуществления; методическая служба может существовать в следующих формах:
· как учреждение культурно-досугового типа (являться самостоятельным юридическим лицом);
· как филиал, подразделение или представительство в составе централизованной клубной структуры;
· как специализированное структурное подразделение (отдел, кабинет) СКД или органа управления культурой.
Основными задачами методической службы являются организационное, информационное, методическое и творческое обеспечение учреждений культурно-досуговой сферы и других организаций различных организационно-правовых форм, ведущих работу по сохранению и развитию традиционной народной культуры, любительского искусства и социокультурной деятельности.
В совершенствовании структуры, в создании рационального механизма развития социально-культурной сферы, в повышении эффективности ее функционирования заинтересованы и потребители услуг, продукции.
Услуга, как правило, не имеет вещественной формы, процесс её оказания и потребления совпадают по времени. Услуга обладает рядом особенностей — её нельзя запасать, (концерты, спектакли невозможно хранить на складе), нельзя перемещать (спектакль, сыгранный на разных сценах и разными актёрами является всякий раз отдельным продуктом).
Но услуга в СКС может носить и материальный характер (реставрация, видеозапись) и отличается от нематериальной тем, что время оказания и потребления не совпадают. Нематериальные услуги по своим функциональным особенностям можно разделить на две группы: выполняющие непосредственную культурную функцию (услуги актёров, музыкантов, певцов в процессе спектакля, концерта, шоу) и передаточную функцию (выдача книг в библиотеках, показ фильмов в кинотеатрах).
Целесообразность подобного подхода к классификации нематериальных услуг обусловлена, во-первых, их неравноценной культурной значимостью в глазах общества и конкретных потребителей (можно предположить, что для услуг первой группы она несравненно выше и соответственно должна выше оцениваться), во-вторых, разной степенью квалификации и мастерства кадров, их представляющих.
Такие различия результатов культурной деятельности по материально-вещественному ее воплощению, по нашему мнению, имеют важное значение для организации их производства и реализации, режима работы учреждений и организаций социально-культурной сферы.
В этой связи следует отметить, что результаты культурной деятельности, принимающие предметно-вещественную форму, обращаются как обычные товары. Услуга же в силу ее специальных особенностей требует особого режима воспроизводства.
Характеристики результата культурной деятельности, выступающей в форме услуги, состоят в: неотделимости от создания источника; совпадении производства и потребления; неосязаемости; несохраняемости и ненакапливаемости; непостоянства качества, его зависимости от исполнителя; уникальности; повышенном значении условий их оказания (комфортность).
Предлагая данную типологию продуктов учреждений и организаций культуры, искусства, необходимо заметить то, что в сфере культуры виды материальных и духовных продуктов сложно рассматривать изолированно друг от друга. Достижения современных технологий позволили отделить нематериальные культурные ценности от их непосредственных производителей и потребителей, соединив с материальными носителями (предметами-посредниками).
Предметы культуры сами по себе не могут выполнять свои функции, если не будут тесно связаны с группой услуг, выполняющих функцию передаточного механизма (их нужно выставлять, продавать, сдавать в прокат). Продукты учреждений и организаций СКС могут обусловливать друг друга. Так, потребительский эффект одного продукта (например, литературный роман) может вызвать необходимость другого продукта (экранизацию) и наоборот, при наличии видеопроката значительно уменьшило потребности населения в услугах кинотеатров.
Услуги социально-культурной сферы специфичны, экономический и социальный результат их потребления сложно оценить. Однако для занятия определенного места на рынке социально-культурных услуг предприятия (учреждения, организации) данной сферы должны быть конкурентоспособны и предлагать продукт, востребованный потребителем.
Социально-культурная деятельность при этом может сопровождаться значительными позитивными эффектами для лиц, не являющихся непосредственными потребителями соответствующих социокультурных благ.
Среди таких эффектов (результатов) — рост сопутствующего потребления других товаров и услуг. Например, наличие объекта культуры (развлекательного центра, музея, архитектурного памятника, театра), привлекающего внимание жителей данного региона, способствует росту доходов хозяйствующих субъектов расположенных по соседству (кафе, магазинов, банков).
Кроме того, деятельность предприятий социально-культурной сферы обеспечивает соответствующие результаты и для социальных общностей в целом. Это могут быть, например, экономические эффекты. Широта социально-культурных благ становится важным фактором, влияющим на выбор места жительства и работы. А активная культурная жизнь конкретного региона и наличие в нем историко-культурных памятников повышает его привлекательность для туристов и инвесторов. Следовательно, социально-культурная деятельность способствует экономическому развитию территории и росту производимого дохода.
Внешними результатами социально-культурной деятельности являются и социально значимые эффекты. Они связаны с сохранением исторической памяти общества, с представлением людей о принципах деятельности и нормах поведения. Наличие таких результатов (эффектов) сближает культурную и образовательную деятельность. Однако культурная деятельность специфична тем, что формирует представления людей о мире и правила их поведения, опосредованные образным восприятием, эмоциональным переживанием. Поэтому такая деятельность, как нам представляется, ограниченно взаимозаменяема с другими видами деятельности, способствующими укреплению социальных общностей.
Наличие внешних результатов (эффектов) свидетельствует о государственной поддержке в социально-культурной сфере. Государство выступает от имени всего общества, получающего эти эффекты, и является потребителем некоторых результатов (укрепление существующей власти). Следовательно, государство заинтересовано в их увеличении. Наличие внешних эффектов объясняет, почему государство выделяет предоставление отдельных видов социально-культурных благ в качестве приоритетных объектов в своей финансовой, правовой и иной поддержке. Приоритетными, на наш взгляд, являются те виды деятельности, которые представляются наиболее результативными в достижении политических целей. Так, кинематограф, радио, пресса, книгоиздание, кинотеатры с большими залами для просмотра кинофильмов и проведения массовых мероприятий были приоритетными направлениями государственного финансирования в социально-культурной сфере, затем эта приоритетность была отдана телевидению.
Воздействие социально-культурной сферы, на наш взгляд, специфично и проявляется в обществе не сразу, не мгновенно. Поэтому результаты (эффекты) от осуществленных затрат проявляются иногда через два-три поколения людей.
Приобщение человека к ценностям истинной культуры, наряду с множеством иных факторов, свидетельствует о воздействии на такие основные сферы его жизнедеятельности, как труд, досуг, семейные отношения. Эти воздействия проявляется в развитии, движении личностных потенциалов человека, трактуемых как показатели социально-экономической эффективности.
Существуют разные количественные оценки взаимосвязи между трудовой активностью человека и его приобщенностью к социально культурным ценностям. Одна из гипотез сводит социально-экономический эффект СКД к измерению степени интенсификации общественного производства в результате воздействия культуры на человека как главную производительную силу. Эффект этот сказывается не только в развитии предприимчивости, нравственном самосовершенствовании личности, но и в повышении производительности труда, в эффективном использовании хозяйственных ресурсов, в снижении себестоимости продукции и повышении ее качества, в ускорении темпов роста национального дохода.
2. Организация деятельности культурно-развлекательного центра ОАО «Горизонт»
Культурно-развлекательный центр только тогда привлекает людей, вызывают у них стремление присутствовать на программах, когда они интересны, привлекательны и доступны. Каждое учреждение культуры призвано стать для человека любимым местом отдыха, встреч с друзьями и знакомыми, разумного проведения своего досуга.
Примером такого учреждения культуры является ОАО «Горизонт». Он был создан для более полного удовлетворения культурных и духовных запросов студентов и молодёжи в сфере свободного времени, в целях формирования высокого эффективной среды культурного досуга. Исходя из классификаций и разновидностей современных культурных центров, можно сказать, что «Горизонт» относится к многопрофильному культурно-развлекательному центру.
ОАО «Горизонт» — это новое современное здание включает в себя два прекрасных фойе, просторные кружковые комнаты, и несколько больших залов:
· зрительный на 1200 мест, где демонтируются фильмы, проходят собрания и конференции различных организаций, проводятся все концертные, театрализованные, развлекательные мероприятия Культурного центра;
· диско-зал, где проводятся дискотеки для подростков и молодежи, большие игровые и конкурсные программы;
· банкетный зал — здесь проходят вечера отдыха, дни рождения, юбилеи, свадьбы;
· большой танцевальный зал, где проводятся конкурсы бального танца, гостиные;
Структура Культурного центра основана на взаимодействии полупрофессионального труда организаторов в лице штатных работников, педагогов, режиссеров с одной стороны, а с другой деятельности всех участников — и детей, подростков, молодежи и взрослых.
Общество имеет статус юридического лица, свой расчетный счет и печать. В штате работает 45 человек, 25 из которых — творческие работники.
Экономическую основу деятельности центра составляет хозяйственный механизм, включающий использование внебюджетных ассигнований, дотаций и поступлений от долевого участия различных ведомств, предприятий, учреждений, общественных организаций, доходов от оказания платных услуг и арендной платы.
ОАО «Горизонт» предоставляет населению широкий выбор развлекательных занятий: работает целый ряд различных кружков как детских, подростковых так и взрослых, проводятся самые разнообразные мероприятия: игровые программы, концерты, спектакли, дискотеки, вечера отдыха и др.
ОАО «Горизонт» имеет преимущественно иной, более высокий по сравнению с другими учреждениями культуры нашего города уровень материально-технического обеспечения. В центре имеется современная световая и звуковая и видео-аппаратура (сканеры, мини-сканеры, дым-машины, музыкальные центры, СД-фейдер). А так же два компьютера, с их помощью записываются высококачественные музыкальные фонограммы, озвучиваются мероприятия, изготавливаются цветные мини-афиши и пригласительные билеты.
Осуществляется ряд следующих платных услуг:
работа кружков и коллективов;
прокат сценических костюмов и театрального реквизита;
изготовление копий звукозаписей фонограммы концертов и спектаклей;
составление и разработка сценариев на заказ;
организация творческих выставок в музее;
демонстрация кинофильмов;
проведение свадеб, юбилеев и других торжеств;
в планах открытия бильярдной комнаты;
организация — проведение дискотеки.
ОАО «Горизонт» пробует возродить старую добрую традицию — показ художественных фильмов на большом экране. В этих целях он проводил акцию «Большой экран». Главная и самая серьёзная ее задача — чтобы зритель не ждал годами выхода отечественных фильмов на экран, чтобы фильмокопии не пылились на складах, а люди вернулись к старой доброй традиции семейных походов в кинотеатр.
Цель проекта «Большой экран» — возрождение кинопроката отечественных фильмов в национальном масштабе и возвращение зрителей в пустующие кинотеатры. После этой акции в Культурном Центре вновь возродился прокат фильмов на большом экране. Каждую неделю демонстрируются фильмы как для детей, так и для взрослых.
Расширение платных услуг в учреждениях культуры стимулирует деятельность работников культурно-развлекательных сферы, и конечно же, повышает ответственность за выполнение работ. А это в свою очередь способствует наиболее полному удовлетворению культурных потребностей людей, развитию их творческих способностей.
Существуют разные количественные оценки взаимосвязи между трудовой активностью человека и его приобщённостью к социально-культурным ценностям. Одна из гипотез сводит социально-экономический эффект СКД к измерению степени интенсификации общественного производства в результате воздействия культуры на человека как главную производительную силу. Эффект этот сказывается не только в развитии предприимчивости, нравственном самосовершенствовании личности, но и в повышении производительности труда, в эффективном использовании хозяйственных ресурсов, в снижении себестоимости продукции и повышении ее качества, в ускорении темпов роста национального дохода.
Отметим при этом то, что интерпретация параметров производственной функции, характеризующих влияние социально-культурных факторов на прирост валового внутреннего продукта, весьма затруднительна. Социально-экономический эффект потребления услуг СКД может носить не только прямой, но и косвенный, сопутствующий характер за счет повышения уровня образования, квалификации и производственной культуры работающих.
Однако конкретные направления решения этой задачи пока не найдены, поскольку эти изменения в народном хозяйстве непосредственно вызваны совершенствованием самого человека и связаны с взаимодействующими отраслями социально-культурной сферы — образованием, физической культурой, спортом, здравоохранением.
Определение уровня эффективности функционирования СКД, на наш взгляд, для ее управляющих органов необходимо независимо от ее организационно-правового статуса, форм собственности, так как поддержание и регулирование динамики объективно значимого уровня эффективности может выступать свидетельством рационального использования трудовых, материально-технических, информационных и иных ресурсов для осуществления основной экономической цели — извлечения прибыли в процессе производства продукта, оказания услуг. При этом необходимо учитывать очень важный аспект, касающийся того, что расчетное определение точки безубыточности деятельности организаций СКД отражает величину объема продаж Q, при котором выручка от реализации продукта Z*Q равняется затратам на производство C*Q, то есть:
Z*Q =C*Q
где Z — цена продукта (услуги); С — себестоимость единицы продукта.
Прибыль учреждения, организации СКД может быть обеспечена при условии, если Z*Q > C*Q. При условии того, что Z*Q < C*Q, учреждение, организация СКД понесет убытки.
Одним из значимых показателей экономической эффективности деятельности ряда организационно-правовой структуры социально-культурной сферы является прибыль. При этом стремление получить больше прибыли побуждает к экономии ресурсов, к повышению их отдачи, к снижению себестоимости продукта СКД.
Количественное определение социально-экономического эффекта культурной деятельности (оценка полезности услуг СКД), исходя из рассмотренных предпосылок, можно получить на основе показателя сверхнормативного дохода, представляющего собой разность между денежной оценкой физического объема культурных услуг и народно-хозяйственной оценкой затрат учреждений и организаций социально-культурной сферы. Обобщающая эффективность учреждений, организаций СКД может характеризоваться и коэффициентом использования имеющихся ресурсов, определяемый по формуле:
Кир = ЕЕ > ИР
где: Кир — коэффициент использования имеющихся ресурсов; РР — величина потребленного ресурса; ИР — величина имеющегося ресурса.
С помощью данной формулы можно определить, например, коэффициент использования вместимости зрительного зала.
Разработка показателей эффективности работы учреждений и организацией социально-культурной сферы также предполагает определение затрат и результатов их деятельности на основе анализа трудовых, материальных и финансовых ресурсов. Таким образом, формируется система частных показателей, характеризующих эффективность использования живого труда, основных фондов и материальных элементов оборотных средств.
В зависимости от трактовки понятия конечного продукта учреждения, организации СКД, могут применяются различные частные показатели: размер материальных затрат в расчете на одно посещение театра; концерта; количество административных работников по отношению к числу концертов, спектаклей; число книговыдач в расчете на одного работника библиотеки (показатель производительности труда и популярности библиотеки); число книговыдач по отношению к величине текущих материальных затрат.
Для оценки экономической эффективности деятельности театрально зрелищных мероприятий и измерения конечного продукта исполнительских. искусств могут использоваться такие идентификаторы, как: количество названий репертуара учреждений и организацией культуры; число концертов, представлений, спектаклей; число потенциальных посетителей (произведение числа представлений на вместимость зрительного зала); количество посещений; отношение числа зрителей к числу основного персонала театра; отношение расходов театра в среднем на один спектакль к числу зрителей в среднем на один спектакль; количество спектаклей, концертов, вечеров отдыха, обеспеченность населения другими услугами СКД на 1000 человек населения соответствующего региона.
В расчетах эффективности деятельности хозяйствующих субъектов социально-культурной сферы могут использоваться показатели, характеризующие интенсивность и объем потребления социально-культурных благ, как: размер книжных фондов библиотеки; экспозиционные возможности музея или выставки; оборачиваемость книжных фондов, определяемая как отношение числа книговыдач к величине книжного фонда; посещаемость одного спектакля; заполняемость зрительного зала.
Количественным измерителем конечного продукта деятельности учреждения социально-культурной сферы может служить число представлений (мера продукта со стороны производства) и показатель посещаемости (мера продукта со стороны потребления). Организации и учреждения СКД стремятся к совпадению числа потенциальных посетителей и количества фактических посещений.
Финансовые результаты деятельности учреждений, организаций СКД оцениваются окупаемостью затрат в социально-культурной сфере, для чего может применяться общий показатель рентабельности (доходности), как отношение полученной прибыли к инвестиционным вложениям в основные и оборотные средства. При этом следует учитывать то, что уровень рентабельности имеет пороговые значения: в пределах 6 процентов — имеются условия для поддержания устойчивости рыночных позиций; в пределах 15 процентов — для снижения текущих издержек производства; не более 20 процентов — для вложений, направленных на реализацию комплекса мер по увеличению объема прибыли; около 25 процентов — для инвестиций в СКД.
Для анализа отраслевой оценки объема предоставляемых услуг, по нашему мнению, целесообразно использовать полезный результат, величина которого в социально-культурных учреждениях определяется физическим объемом предоставленных услуг и состоит из сборов от продажи билетов и прочих доходов:
Д = ЧхЦ + рхС
где: Ч — количество посещений;
И — средняя цена одного посещения;
Р — прочие доходы из расчета на одно представление или посещение (от реализации буклетов и программок, от рекламы, радио и телевидения, от сдачи в аренду помещений);
С — число посещений (представлений).
В этой связи следует отметить то, что эффект будет тем больше, чем выше средняя цена одного посещения и уровень посещаемости одного мероприятия, а также чем ниже трудоемкость (затраты рабочего времени) и фондоемкость (затраты основного капитала) социально-культурных услуг.
3. Реализация программы по повышению эффективности деятельности учреждений и организаций социально-культурной сферы (на примере ОАО «Горизонт»)
Чтобы создать условия и разработать план мероприятий, способствующий повышению эффективности текущего функционирования и перспективного развития социально-культурной сферы, должны быть осуществлены маркетинговые исследования производства и сбыта продукта СКС. При этом необходимо детально рассмотреть виды, качество и количество социокультурной продукции, их отличительные особенности, уникальные свойства. Это позволит социально-культурной сфере объёмно в натуральной и стоимостной формах выделить свои ресурсные потенциальные возможности, координировать и регулировать выпуски отдельных видов продуктов, дольше изготавливать необходимые продукты, переоценивать неудачные из них.
Такую задачу, на наш взгляд, наряду с учреждениями и организациями СКС могут решать региональные координирующие центры, включающие государственные и негосударственные организационно-правовые структуры СКС. То есть организации и учреждения осуществляющие свою деятельность на региональном и локальном уровне, образующие единое культурное пространство (совокупность культурных процессов, рассматриваемых в рамках определённых исторических традиций и географических границ) с определённостью функциональной роли каждого субъекта в нём, в конечном счёте, обеспечивают реализацию концепции развития специализации и кооперирования хозяйствующих субъектов социально-культурной сферы на региональном уровне.
Так как создание подобных центров является не чем иным, как результатом кооперирования по производственным связям между учреждениями, организациями СКС, каждая из которых должна специализироваться на производстве отдельных видах продуктов, то создание центров, то, на наш взгляд, это один из путей повышения эффективности функционирования социально-культурной сферы региона.
Принципиальная модель достижения необходимых уровней специализации и кооперирования СКС должна строиться с помощью горизонтальной и вертикальной интеграции. Горизонтальная интеграция представляет собой объединение учреждений и организаций, налаживающих тесное взаимодействия между ними «по горизонтали», с учётом совместной деятельности учреждений и организаций, выпускающих однородный продукт и применяющих сходные технологии. Вертикальная интеграция представляет собой производственное и организационное объединение, кооперацию, взаимодействие учреждений, организаций, связанных общим участием в производстве и реализации продукта Клубоведение: Учебное пособие / Под ред. Ковшарова В.А.-М.: Просвещение, 1972.-С.29−46.
В соответствии с представленной моделью важно обеспечить необходимую производственную ориентацию структурных элементов разных функциональных комплексов на удовлетворение дифференцированного спроса населения на продукцию и услуги социально-культурной сферы.
Для обеспечения необходимого уровня специализации необходим выбор и обоснование критериев, которые должны: давать однозначную абсолютную оценку уровня специализации, позволяющую сравнить во времени специализацию одного учреждения, организации СКС с другим; показывать относительный уровень экономической и социальной эффективности специализации; допускать агрегирование от низшего звена реализации продукта (от учреждения, организации СКС) до высшего (до отрасли, социально-культурной сферы в целом); реагировать на изменения технической оснащённости учреждения, организации социально-культурной сферы; отличаться простотой расчёта, планирования и учёта; обладать универсальностью применения.
Критерии специализации, можно установить исходя из классификации функций результативности воздействия учреждений и организаций СКС на социум/
Отражательноинформационный | Просветительская | Приобщение к мировой культуре, распространение знаний. | |
Познавательная | Стимулирование познавательной деятельности человека, удовлетворение его стремления к познанию на основе изображения типических художественных образов. | ||
Прогностическая | Показ вероятного или вымышленного состояния будущего художественными средствами. | ||
Оценочный | Оценочная | Демонстрация отношения к отображаемому объекту или явлению с целью создания у зрителя определённой ценностной ориентации относительно изображаемого события. | |
Психологический | Компенсационная | Создание психологического ощущения приобретения недостающего, приобщения к событию. | |
Суггестивная | Убеждение, внушение художественно-изобразительными средствами и печатными изданиями. | ||
Симультанная | Создание ощущения сиюминутности происходящего, ощущения присутствия при событии. | ||
Катарси-ческая | Содействие духовному очищению. | ||
Игровой | Гедонистическая | Пробуждение чувства удовольствия, наслаждения | |
Развлекательная | Развлечение, заполнение свободного времени, содействие отдыху | ||
Научно-технический | Доставоч-ная | Организация и технико-технологическое обеспечение передачи и получения теле и радио сообщения, приобщение к искусству и культуре путём его «прихода» в дом к потребителю (зрителю, слушателю). | |
Изобразительная | Демонстрация эстетических ценностей наиболее адекватным их содержанию образом. | ||
В этой связи следует подчеркнуть, что применяющаяся в настоящее время классификация продукта, на наш взгляд, нуждается в совершенствовании. Для построения модели специализации и кооперирования, все продукты СКС, по нашему мнению, можно сгруппировать по жанровой направленности. В случае развития специализации, классификация продукта должна отражать концепцию развития СКС в регионе, направленную на удовлетворение всех потребностей, увеличение количества потребителей и качества данных продуктов.
Проанализировав опыт работы ОАО «Горизонт», мы выявили, что деятельность этого учреждения по организации досуга молодежи ведется в различных направлениях. Нами разработана программа по совершенствованию досуга молодежи в ОАО «Горизонт»
Предложенные мероприятия могут дополнить мероприятия по организации культурно-развлекательной деятельности молодежи и способствовать ее совершенствованию, в данной программе предложены новые формы работы, которые ранее не использовались в практике ОАО «Горизонт», что также является интересным по совершенствованию досуга молодежи.
Программа работы ОАО «Горизонт» по организации досуга молодежи
Обоснование Программы.
Для решения задач по организации досуга молодежи и совершенствования работы в данном направлении есть необходимость развивать деятельность Культурного центра, согласно разработанной Программы.
Программа основана на анализе предшествующей работы Культурного центра, изучении положительного опыта других учреждений культуры, разработке новых форм и методов организации досуга молодежи.
Определены силы, средства и условия для реализации Программы.
Цель — совершенствование и повышение эффективности деятельности ОАО «Горизонт» по организации молодежного досуга, удовлетворение духовный потребностей, формирование у молодого поколения гражданской позиции личности, поиска новых форм и методов организации досуга молодежи.
Задачи:
Содействие духовному, культурному, интеллектуальному и физическому развитию молодежи
Создание условий для развития молодежного творчества, организации их досуга.
Формирование здорового образа жизни.
Создание условий для эффективного использования досуга молодежью
Осуществление мер по поддержке молодой семьи, в сфере образования, культуры, науки, спорта
Объединение усилий, материальных средств различных ведомств и организаций: учреждений образования, культуры, здравоохранения, правопорядка, используя формы спонсорства и меценатства.
Срок реализации Программы — один год.
Разделы Программы:
· Развитие художественного творчества молодежи.
· Поддержка талантливой молодежи
· Информационное обеспечение молодежи города
· Воспитание гражданственности и патриотизма
· Создание новых форм физкультурно-спортивной работы с молодежью
· Организация молодежных мероприятий и отдыха
4. Совершенствование деятельности ОАО «Горизонт»
Изучение совершенствования деятельности культурно развлекательных центров по организации досуга молодежи подтверждает, что в настоящее время они переживают достаточно сложный период, который характеризуется следующими негативными процессами: недостаточное финансирование, падение интереса у населения к деятельности развлекательных учреждений; следствие этого низкая их посещаемость, многие формы развлекательных занятий просто устарели и др. Значительные социально-культурные и социальнопедагогические ресурсы в формировании гражданских, личностных качеств молодежи заложены в развлекательной сфере, которая является доминирующим элементом молодежной культуры. Социально — педагогическая ценность развлекательной деятельности в значительной мере зависит от способности личности молодого человека саморегулировать эту деятельность. Досуг деятельность в свободное время вне сферы общественного и бытового труда, благодаря которой индивид восстанавливает свою способность к труду и развивает в себе в основном те умения и способности, которые невозможно усовершенствовать в сфере трудовой деятельности. Эта деятельность, осуществляемая в русле определенных интересов и целей, которые ставит перед собой человек.
Усвоение культурных ценностей, познание нового, творчество, физкультура и спорт, путешествия — вот чем и еще многим другим может быть занят человек в свободное время. Все эти занятия укажут на достигнутый уровень культуры индивидуального досуга.
Таким образом, досуг это част социального времени личности, группы, или общества в целом, которая используется для сохранения, восстановления развития физического и духовного здоровья человека, его интеллектуального совершенствования. Культура же молодежного досуга характеризуется такими занятиями, которым отдается предпочтение в свободное время.
От умения направлять сою деятельность в часы досуга на достижение общезначимых целей, реализацию своей жизненной программы, развитие и совершенствование своих сущностных сил, во многом зависит социальное самочувствие молодого человека, его удовлетворенность свободным временем.
При рассмотрении социокультурных технологии организации молодежного досуга было выявлено следующее.
Сфера молодежного досуга имеет свои особенности. Досуг молодежи существенно отличается от досуга других возрастных групп в силу его специфических духовных и физических потребностей и присущих ей социально психологических особенностей. К таким особенностям можно отнести повышенную эмоциональную, физическую подвижность, динамическую смену настроений, зрительную и интеллектуальную восприимчивость. Молодых людей влечет к себе все новое, неизвестное. К специфическим чертам молодости относится преобладание у нее поисковой активности. Таким образом, задачей культурно — развлекательных центров является максимальная реализация развивающих развлекательных программ для молодежи, в основе которых лежит принцип простаты организации, массовости, включения незадействованных групп молодежи. Совершенствование организации культурных форм молодежного досуга обеспечит ей возможность неформального общения, творческой самореализации, духовного развития, будет способствовать воспитательному воздействию на большие группы молодежи.
Можно предложить конкретные рекомендации, которые позволят улучшить деятельность ОАО «Горизонт» по организации молодежного досуга по следующим разделам:
· Развитие художественного творчества молодежи
· Информационное обеспечение молодежи
· Воспитание гражданственности и патриотизма
· Создание новых форм по спортивной работе
· Организация молодежного досуга
Возможно этот перечень не исчерпывает себя, но пожалуй это наиболее значимые рубежи, которые должны достигнуть многие учреждения культуры, ведь они призваны создавать условия для творческой самореализации личности всех групп населения, но при этом концентрировать внимание на индивидуальности каждого из них.
Важно суметь организовать такую работу и такие развлекательные программы, которые могли бы увлечь любого молодого человека, поэтому необходимо проведение следующих мероприятий:
1. Повышение качественного уровня развлекательных мероприятий посредством внедрения новых форм развлечения, просвещения и общения и довольно широкого их выбора.
2. Создание комфортной культурно-развлекательной среды.
3. Создание банка идей и центра новых инициатив.
4. Учет в планировании деятельности запросов, интересов и потребностей молодежного возраста.
5. Создание и организация таких объединений, как клубы по интересам или иные любительские объединения.
6. Участие в различных конкурсах, фестивалях
7. Всесторонняя поддержка коллективов и участников художественной самодеятельности.
8. Создание на базе культурно-развлекательного учреждения групп общения, организация консультаций психологов, формирование центров социально-психологической реабилитации нуждающимся в общении, заботе и др.
Заключение
Оценка результатов функционирования СКД должна включать изменение экономической и иной деятельности организаций СКД как по количественным, так и по качественным показателям. С другой стороны, важной частью оценки должен быть уровень социальной эффективности функционирования социально-культурной сферы.
В этих целях в предложены:
· классификация культурной потребности населения, состоящая из четырех уровней, способствующих выявлению культурных приоритетов общества и появлению разнообразных видов учреждений, организаций СКД на рынке;
· уточненные понятия «продукт» и «услуга», а также, расширенная, систематизированная классификация спроса и предложения на продукт СКД;
· расширенное толкование, по сравнению с существующим в экономической литературе, понятия «качество социально-культурной сферы», включающее в себя уровень востребованности результатов деятельности предприятий и представляющее собой категорию, определяющую эффективность функционирования социально-культурной сферы.
Создание механизма и системы повышения эффективности функционирования и перспективного развития СКД является необходимым условием принятия научно обоснованных управленческих решений в области рационального ресурсопотребления, формирования и реализации государственных социально-культурных направлений социально-экономического развития на всех территориально-административных уровнях управления учреждениями и организациями культуры.
1. Андреева Г. М. Социальная психология. — М.: Аспект пресс, 2009. — С.137−303.
2. Бочарова В. Г. Педагогика социальной работы — М.: Просвещение, 2010 С.41−86.
3. Скрипунова Е. А., Морозов А. А. О предпочтениях городской молодежи СоцисМ., № 1 2002. С105−110.