Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Тенденции влияния средств массовой информации на ментальность российского общества: Социологический анализ

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В России сложился уникальный суперэтнический менталитет, объединивший в себе качества всех представленных на ее территории расовых, этнических, национальных и культурных групп и народов. Обосновывается, что российский менталитет представляет собой аккумулятивный тип ментальности, ассимилировавший на протяжении долгой истории менталитета представленных на территории страны этносов и субэтносов… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. МЕНТАЛИТЕТ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ
    • 1. 1. Основные концепции о сущности и генезисе менталитета
    • 1. 2. Проблемы и особенности российской ментальности: сочетание амбивалентности и парадоксов
  • ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБЩЕСТВА И СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В ПОСТСОВЕТСКОЙ РОССИИ
    • 2. 1. Сущность и функции СМИ в классических и современных теориях
    • 2. 2. Новые социокультурные реалии и перепрофилирование СМИ в современной России
    • 2. 3. Механизмы манипулирования общественным сознанием: табу, тотемы, 25-й кадр
    • 2. 4. Иррациональная рациональность СМИ в России

Тенденции влияния средств массовой информации на ментальность российского общества: Социологический анализ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

Средства массовой информации — радио, телевидение, газеты и журналы, Интернетпрочно вошли в нашу повседневную жизнь, став неотъемлемой частью социокультурной реальности. Они способны не просто сообщать своим аудиториям о происходящих событиях, доносить до них информацию, но влиять на принятие решений, формирование общественного мнения, а главное — общественное сознание. СМИ являются мощным инструментом манипулирования и управления сознанием индивидов.

В эпоху стремительного развития новейших информационных технологий проблема управления общественным сознанием через СМИ становится одной из острейших. Современные технические средства позволяют вводить и успешно использовать ряд скрытых механизмов воздействия, приводящих к тому, что индивид неосознанно начинает подменять существующую действительность некой виртуальной реальностью и идентифицировать себя и окружающий мир в соответствие с предлагаемыми СМИ стереотипами мышления и образцами поведения. Специфика восприятия мира выводит нас на уровень ментальности, и здесь неизбежно возникает вопрос: может ли развитие технологий XXI века дойти до того, чтобы управлять менталитетом — сферой, всегда представлявшейся нам чем-то незыблемым и неизменным.

Для современной России социологическое исследование тенденций возможного влияния средств массовой информации на менталитет является актуальным в силу ряда обстоятельств. Произошедшие в нашей стране на рубеже 80−90-х годов прошлого столетия социально-экономические и политические изменения определили кризис прежней системы ценностей, выявили необходимость перестройки не просто стиля поведения, но и образа мышления. Неопределенность и даже растерянность индивидов подтолкнула различные группы влияния (власть, олигархов) к заполнению возникшего ценностно-нормативного вакуума путем навязывания новых, но весьма определенных, стереотипов и образцов поведения. Производимая через СМИ, прежде всего, атака оказалась настолько массированной и эффективной, что возникла тенденция не просто изменения общественного сознания — встал вопрос о влиянии на российский менталитет в целом.

Дополнительный интерес к исследованию взаимодействия СМИ как важного социального института и менталитета подстегивает определенный недостаток наработок по данной проблематике в российской социологической мысли: американские и европейские ученые активно занимаются изучением последствий практического воздействия средств массовой информации на общество и менталитет с начала 80-х годов минувшего века, у нас об этой проблеме серьезно и открыто заговорили только сейчас. Большое количество работ западных авторов, посвящено, главным образом, анализу образцов поведения американского, германского, французского и т. д. обществ. В нашей стране этот процесс только набирает обороты, и до сих пор еще не удалось наработать по этой тематике достаточного материала, который представлял бы собой систематизированный анализ возможных последствий воздействия средств массовой информации на ментальность общества.

В этой связи наши попытки собрать и систематизировать имеющиеся знания о менталитете, выявить специфику российского типа ментальное&trade-, а через это — попытаться определить, каково может оказаться воздействие СМИ на менталитет, в целом, и российского общества, в частности, представляются актуальными и своевременными.

Степень научной разработанности темы.

Изучение средств массовой коммуникации началось еще в конце XIX — самом начале XX веков — в период первоначального становления этого института. Большинство исследований было посвящено безраздельно властвовавшей на всем информационном пространстве прессе, а сама проблематика еще не получила достаточного распространения. С появлением радио, а впоследствии и телевидения проблематика всестороннего изучения массовых коммуникаций постепенно вышла на первый план. Первые попытки систематизировать знания о СМИ и определить социальные последствия их функционирования были предприняты в конце 40-хначале 50-х годов западными исследователями, что объясняется, в первую очередь, более ранним практическим появлением и развитием телевидения на Западе, прежде всего, в США. Одним из «отцов» исследований в области СМИ считается американский социолог Г. Д. Лассуэлл, еще в 1947 году сформулировавший ставшую впоследствии широко известной линейную модель коммуникации1. И почти целое десятилетие исследования массовой коммуникации основывались на разработанной им схеме: «Кто — сообщает что — по какому каналу — кому — с каким эффектом?» .

Над моделированием СМИ и проблематикой их воздействия на общество работали П. Лазарсфельд и Р. Мертон, которые одними из первых открыто заговорили о «наркотирующей дисфункции» СМИ. По мнению этих социологов, потоки информации больше способствуют усыплению, наркотизации, нежели активности аудитории, что приводит к превращению энергии.

1 Cm.: Lasswell H. The Structure and the Function of Communication in Society //The Process and Effects of Mass Communiction. — Chicago, 1971. у людей в пассивное знание. Т. Ньюкомб, предложивший интеракционистскую модель коммуникации, рассматривает аудиторию не как объект, но равноправный субъект коммуникации. Реципиент и коммуникатор связаны у него взаимными ожиданиями и установками, общим интересом к предмету общения3. Работавшие примерно в это же время Д. Маккуэйл4 и Ч. Райт5 разрабатывают проблематику, связанную с вкладом СМИ в формирование нормативной системы общества.

Благодаря работам Д. Кэйри, М. Маклюэна, Ю. Хабермаса тематика СМИ все глубже вписывается в контекст исследований современной культуры. Маклюэн обратил внимание на то, что не только содержание, но и сама структура коммуникации влияют на общество и его культуру, и представил историю общества как историю коммуникации, где в центре внимания находится способ общения (устный, письменный, телевизионный)6. Д. Кэйри предложил рассматривать массовую коммуникацию не как передачу сообщений с целью контроля, а как процесс создания и модификации культурных образцов, разделяемых участниками коммуникации. Он работал над проблемой систематизации интерпретации реальности и выявлении роли СМИ в создании смыслов7. Существенным вкладом Хабермаса в изучение деятельности СМИ является предложенная им модель идеальной человеческой коммуникации, основанной на дискурсе. Именно дискурс, по его мнению, способен в определенной сфере.

2 См.: LazarsfeldP.F., Merton R.F. Mass Communication, Popular Taste and Organized Social Action. The Communication of Ideas //Ed. by L. Bryson. — New York.: Harper and Brothers, 1948; Lazarsfeld P.F., Katz E. Personak influence. — New York, 1964.

3 См.: Newcomb T. An Approach to the Study of Communication Acts // Psychological Review, 1953, № 60.

4 См.: McQuail D. Towards the Sociology of Mass Communications. — Toronto: Collier-Macmillan, Canada Ltd., 1969.

5 См.: Wright C.R. Mass communication: A Sociological Perspective. — New York: Random House, 1959.

5 См.: McLuhan M. Understanding Media: The Extensions of Man. — New York and Scarborough, Ontario: McGraw Hill, 1964.

7 См.: Carey J. Mass Communication Research and Cultural Studies. An American View //Mass Media and Society /Ed. by J. Curran, M. Gurevitch. — London: Arnold & Open University Press, 1983. о оградить «деполитизированное» население от манипулирования со стороны СМИ. Именно с концепцией М. Маклюэна, а также школы Торонто и связаны, в первую очередь, изменения в методологии исследований массовой коммуникации, называемые «интерпретационным поворотом». Впоследствии эту методологию развивали Д. Кэйри и Д. Фиск9.

В 1990;е годы в исследованиях, посвященных массовым коммуникациям, акцент делается на таких аспектах, как изменение и сохранение традиций, трансформация способов контроля и понятий публичного и частного, влияние на конструирование идентичности индивида, участие в глобализации и т. д. В то же время эти работы не всегда соответствуют быстро меняющимся реалиям современной жизни, когда социальные и геополитические процессы диктуют все новые условия функционирования СМИ.

В отечественной науке советского периода внимание исследователей было обращено к аудитории, основной акцент был сделан на изучении методов влияния на нее. Исследователи коммуникации обратили внимание на отсутствие механизмов учета социального контекста, особенности «пространства-времени», в котором происходит общение. Постепенно появились дополнения и уточнения существующих моделей. Так, П. С. Гуревич в конце 70-х предложил продолжить формулу Лассуэлла следующим образом: «кто получил сообщение — как изменилось его представление — какое отношение сложилось к инициатору коммуникации — как обеспечивалась обратная связь — какой эффект воздействия на самого пропагандиста» 10.

В современной России изучению социальной роли СМИ в обществе, в частности,.

8 Habermas J. The Theory of Communicative Action. — Vol. 1. Reason and the Rationalization of Society. — Cambridge: Polity Press, Blackwell Publishers, 1995.

9 Fiske J. Understanding Popular Culture. — London: Unwin Hyman, 1989; его же. Television Culture. — New York, 1987.

10 См.: Гуревич П. С. Буржуазная пропаганда в поисках теоретического обоснования. — М.: «Прогресс», 1978. — С. 14. телевидения и радиовещания, вопросам их эффективности, прослеживанию социальных процессов, обусловленных их функционированием, их месту в системе управления занимались Т. З. Адамьянц, Ю. П. Буданцев, Б. А. Грушин, П. С. Гуревич, Т. М. Дридзе, Л. Н. Федотова, В. А. Ядов и многие другие. Так, Адамьянц в своих теоретических исследованиях предпринимает попытку построить сценарий функционирования телевидения в будущем, делая основной акцент на исследовании того, останется ли это средство общения воздействующим или станет диалогичным, открытым для взаимопонимания с аудиторией11. Ю. П. Буданцев исследует, в первую очередь, роль СМИ в изменении общественного сознания и образа жизни12. Ряд авторов (Е.Ю. Кольцова13, В.П. Терин14, Ф.И. Шарков15) обращает первостепенное внимание на теоретические аспекты функционирования массовой коммуникации и выяснение законов их деятельности, в том числе, и на Западедругих исследователей (А.Ю. Дроздов16, С. Муратов17, М.М. Назаров18) в первую очередь интересуют негативные последствия практического воздействия СМИ на общественное сознание. Так, С. Муратов, в частности, исследует проблему коммерционализации телевидения, ведущей к утрате отечественных культурных ценностей. Отечественные исследователи связывали эффективность СМИ с реализацией социальных и.

11 См.: Адамьянц Т. З. К диалогической телекоммуникации: от воздействия — к взаимодействию. — М.: Институт социологии РАН, 1999; ее же. От виртуального экранного образа — к «картине мира» //Социальная коммуникация и социальное управление в экоантропоцентрической и семиосоциопсихологической парадигмах. — М.: Ин-т социологии РАН, 2000, ее же. Мотивационно-целевой анализ телепередач (формула успеха телепередачи). — М.: Ин-т повышения квалификации работников ТВ и радиовещания, 1994.

12 См.: Буданцев Ю. П. Социология массовой коммуникации. — М.: МНЭПУ, 1995.

13 См.: Кольцова Е. Ю. Теория массовой коммуникации //Социологический журнал, 1999, № 12.

14 См.: Терин В. П. Массовая коммуникация. Социокультурные аспекты политического воздействия. Исследование опыта Запада. — М.: Ин-т социологии РАН, 1999.

15 См.: Шарков Ф. И. Истоки и парадигмы исследования социальной коммуникации //Социс, 2001, № 8.

16 См.: Дроздов А. Ю. Агрессивное телевидение: социально-психологический анализ феномена//Социс, 2001, № 8.

17 См.: Муратов С. ТВ — эволюция нетерпимости (история и конфликты этических представлений). — М.: Логе 2001.

18 См.: Назаров М. М. СМИ и российское общество на пороге XXI века //Социально-гуманитарный журнал, 1999, № 5. социально-психологических функций, с повышением социальной активности личности. Несколько особняком стоят работы Т. М. Дридзе, разработавшей концепцию социальной коммуникации в рамках парадигмы человекосредового обмена19.

Вопрос, связанный с изучением ментальности, впервые был поднят очень давно. Античная философия тем или иным образом затрагивала этот аспект, однако, вплотную к изучению этой тематики западные ученые подошли только в конце XIX столетия. Мощным источником идей в изучении ментальности стали работы Э. Дюркгейма, Э. Гуссерля, А. Щютца, занимавшихся вопросами формирования и структуры индивидуального сознания, форм объективации и существования сознания в обществе, а также методов его изучения. Так, Э. Дюркгейм вы.°зил.

9П «У 1 интегрирующую роль группового сознания и его отличия от индивидуального. А. Щютц, работавший, как и Э. Гуссерль22, в рамках феноменологической парадигмы, опирался на работы своего предшественника о сознании для изучения социальных действий индивидов в контексте мира значений повседневной жизни.

Среди современных западных социологов можно выделить 3. Баумана, Ж. Бодрийяра, Дж. Ритцера, работающих в рамках постмодернистских теорий над проблемами ментальности и нерациональными аспектами культуры постмодерна. По мнению 3. Баумана, постмодернистская ментальность позволяет индивидам преодолевать власть структур, характерную для общества.

19 Дридзе Т. М. Социальная коммуникация как текстовая деятельность в семиосоциопсихологии //Общественные науки и современность, 1996, № 3- ее же. Диалог как механизм организации социокультурного пространства-времени //Культурный диалог города во времени и пространстве исторического развития. — М., 1996; ее же. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. -М., 1984.

20 См.: Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. — М.: «Канон», 1995; его же. О разделении общественного труда. Метод социологии. М.: «Наука», 1990,.

21 См.: Щютц А. Возвращающийся домой //Социс, 1995, № 2- его же. Формирования понятия и теории в общественных науках. — В кн.: Американская социологическая мысль. — М.: МГУ, 1994.

22 См.: Гуссерль Э. Феноменология внутреннего сознания времени. — М.: «Гнозис», 1994. — Т.1. модерна, которая задавала вполне определенные жизненные ориентиры. Более того, постмодернистская ментальность дает индивидам возможность выйти за пределы влияния социальных структур23. В свою очередь, Ж. Бодрийяр в рамках изучения постмодернистсэго общества потребления выходит на гиперреальность, под которой понимается симуляция чего-либо. Окружающий нас мир уже перестает соотноситься с реальностью вообще, представляя лишь ее подобие или видимость24. Подобно Ж. Бодрийяру, Дж. Ритцер операционализирует понятиями симулиции и предлагает свою модель постмодернистского — т.н. «макдоналдизированного» — общества, в котором доминирует иллюзия реальности, а рациональность все больше приобретает черты иррациональности25.

Важным фундаментом в изучении проблематики российской ментальности являются работы таких классиков, как Н. Бердяев26, И. Ильин27, В. Ключевский28, Н. Лосский29, а также Ф. Достоевский и Л. Толстой, которые на рубеже Х1Х-ХХ веков произвели глубокий анализ национального характера русских в контексте «русской идеи» и выявили его характерные черты, не используя, однако, термин «менталитет». П. Сорокин, со своей стороны, предпринял попытку.

23 См.: Ваитап Z. Life in Fragments: Essays in Postmodern Morality. — Oxford, Blackwell, 1995; Бауман 3. Индивидуализированное общество. — М.: «Логос», 2002.

24 См.: Бодрийяр Ж. В тени молчаливого большинства, или конец социального. — Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2000; его же. Система вещей. — М.: «Рудомино», 1995.

25 См.: Ritzer G. The McDonaldization of Society. California: Pine Forge Press, Thousand Oaks, 2000; его же. Postmodern Social Theory. — The McGraw-Hill Companies, Library of Congress, USA, 1997.

26 См.: Бердяев H. Самопознание. — М.: «ЭКСМО-Пресс" — - Харьков: «ФОЛИО», 2001; его же. Судьба России. — М.: «Советский писатель», 1990; его же. Русская идея. — М.: «ACT», 1999; его же. Душа России. — Л.: Предприятие «Сказ», 1990.

27 Ильин И. Сочинение в двух томах. — М.: Медиум, 1994; его же. О грядущей России. — М.: Воениздат, 1993; его же. Избранные статьи. О русской идее //Наш современник, 1993, № 4- его же. В поисках утраченной державности //Федерализм. Теория, практика, история, 1998, № 1.

28 См.: Ключевский В. О. Сочинение в девяти томах //Под ред. В. Л. Янина. — Т.1: Курс русской истории. — М.: «Мысль», 1987.

29 Лосский Н. О. Ценность и Бытие: Бог и Царство Божие как основа ценностей. — Харьков: «ФОЛИО" — - М.: «ACT», 2000; его же. Характер русского народа. — Кн. 1,2. — М.: «Наука», 1990. обобщения имеющихся знаний и рассмотрения человеческой личности под углом зрения результат взаимодействия ряда факторов, в том числе космических, биологических, социально-психологических30.

Однако, несмотря на появление впоследствии новых серьезных и весьма значительных работ в этой области, стоит признать, что до сих пор предмет ментальное&tradeопределен нечетко, отсутствует сколько-нибудь эксплицитно зафиксированная техника исследования, измерения, а также слабо просматривается такой аспект, как влияние на менталитет происходящих в обществе процессов. Среди современных исследователей теории менталитета, в том числе.

31 32 33 34 российского, можно выделить А. П. Бутенко, Л. Г. Ионина, К. Касьянову, И. В. Мостовую, A.C. Панарина35, Е.Я. Таршис36, которые работают, главным образом, над методологическим и теоретическим осмыслением этой проблемы и зачастую упускают из виду такой важный момент, как динамизм процесса.

Отдельно стоит отметить члена-корреспондента РАН Ж. Т. Тощенко, который в своих работах изучает проблему общественного сознания в контексте происходящих с ним в реальной.

30 См.: Сорокин П. А. Главные тенденции нашего времени. — М.: Институт социологии РАН, 1993; его же. Заметки социолога. Социологическая публицистика. — СПб: «Алетейя», 2000; его же. Общие черты и различия между Россией и США. Из истории развития межнациональных отношений в России //Социс, 1993, № 8- его же. Современное состояние России //Новый мир, 1992. №№ 4,5- его же. Социологические теории современности. — М.: ИНИОН АН СССР, 1992; его же. Человек. Цивилизация. Общество. — М.: Политиздат, 1992; его же. Социальная и культурная динамика: исследование изменений в больших системах искусства, истины, этики, права и общественных отношений. — СПб: РХГИ, 2000.

31 Бутенко А. П. Колесниченко Ю.В. Менталитет россиян и евразийство: их сущность и общественно-политический смысл//Социс, 1996, № 5.

32 См.: Ионин Л. Г. Культура и социальная структура //Социс, 1996, № 3- его же. Социология культуры. — М.: «Логос», 1998.

33 Касьянова К. О русском национальном характере. — М.: Ин-т национальной модели экономики, 1994.

34 См.: Мостовая КВ., СкорикА.П. Архетипы и ориентиры российской ментальное&trade- //Политические исследования, 1995, № 4.

35 Панарин A.C. Россия в цивилизационном процессе: между атлантизмом и евразийством. — М.: Ин-т философии РАН, 1995.

36 Таршис Е. Я. Ментальность человека: подходы к концепции и постановка задача исследования. — М.: Институт социологии РАН, 1999. жизни метаморфоз, следствием чего выступают парадоксы в сознании и поведении индивидов, а также работает над феноменом социального настроения как доминантной характеристикой общественного сознания37- A.C. Ахиезера38, работающего над осмыслением специфики исторического пути развития России, в основе которой лежит «раскол», т. е. разрыв коммуникаций внутри общества, ставший следствием некой срединной цивилизационной принадлежности России между Востоком и ЗападомВ.Г. Федотову, чьи работы помогают понять причину некоторых парадоксов и противоречий в специфике российского менталитета, а также В.А. Ядова40, в работах которого проводится анализ происходящих в современной России процессов и их влияния на общество, а также исследуется место и роль нашей страны в глобальной социокультурной системе. Ж. Т. Тощенко и В. А. Ядов — одни из немногих российских ученых, всесторонне и многогранно работающие над проблемами именно российского общества.

Новизна работы: на основе теоретического осмысления существующих подходов к изучению ментальности автор предлагает новый взгляд на проблему выявления сущности этого.

37 См.: Тощенко Ж. Т. Парадоксальный человек. -М.: «Гардарики», 2001; его же. Теоретико-методологическое осмысление социального настроения как феномена современной общественной практики //Социология на пороге XXI века. Новые направления исследований. — М.: «ИНТЕЛЛЕКТ», 1998; его же. Социология жизни как концепция исследований социальной реальности //Социологические исследования, 2000, № 2- Тощенко Ж. Т., Харченко C.B. Социальное настроение — М.: «Academia», 1996.

38 См.: Ахиезер A.C. Социокультурная динамика России //Полис, 1991, № 5- его же. Специфика исторического пути России //Россия/Russia, 1993, № 8.

39 См.: Федотова В. Г. Модернизация «другой» Европы. — М.: Институт философии РАН, 1997.

40 См.: Ядов В. А. Россия в мировом пространстве //Социс, 1996, № 3, его же. Россия как трансформирующееся общество (резюме многолетних дискуссий социологов) //Общество и экономика, 1999, № 10−11 — его же. Ищем «других», чтобы найти себя. — В кн.: Пресса в обществе (1959;2000): оценки журналистов и социологов. Документы. — М.: Московская школа политических исследований, 2000. явления с точки зрения универсализации структуры менталитета;

— предпринята попытка доказать правомочность подхода к российскому менталитету как полиментальному явлению, суперэтническому типу ментальности, который объединяет I в себе все представленные на территории России виды групповых сознаний, способов мышления, национальных характеров.

— автор попытался проследить, каким образом происходит влияние СМИ на ментальность российского общества в постидустриальную эпоху — на волне глобализации социокультурных систем и плюрализации общественного сознаниякакие бессознательные механизмы используют средства массовой информации в управлении общественным сознанием.

Цель диссертационного исследования.

Целью диссертации является социологическое исследование методов влияния основных (средств массовой коммуникации, таких, как пресса, телевидение, радио и Интернет на менталитет. Мы намерены выявить механизмы манипулирования общественным сознанием и определить последствия массированного воздействия продукции СМИ на ментальность российского общества.

В соответствии с указанной целью ставится ряд конкретных задач исследования:

1. На основе обобщения существующих подходов сформулировать, что такое менталитет, какие внешние (объективные) и внутренние (субъективные) факторы влияют на его становление и развитиевыявить степень устойчивости и динамику менталитетаопираясь на имеющуюся теоретическую и методологическую базу, выделить характерные черты и особенности российского типа ментальности.

2. На базе классических и современных теорий массовых коммуникаций вычленить функции СМИ, в целом, и российских, в частности, с целью определения глубины их влияния на менталитет.

3. Распознать используемые СМИ скрытые механизмы управления общественным сознанием, в числе которых тотемы, табу, аудио-визуальные ряды, 25-й кадр и др. и определить степень их опасности для россиян.

Автор формулирует гипотезу, что СМИ, выступая в качестве активного агента манипулирования сознанием граждан, участвуют в конструировании некой виртуальной реальности и создании псевдореальных ценностей и убеждений, влияющих на образ мышления и стиль поведения людей. В конечном итоге это сказывается на менталитете общества. Используя в качестве инструментов архетипы и латентные механизмы, средства массовой информации создают предпосылки для усиления иррациональных тенденций в российском обществе, в котором и без того сильно влияние иррациональности.

Объект исследования.

Объектом нашего исследования являются методы, характер и результаты возможного воздействия средств массовой информации на ментальность российского общества.

Предмет исследования.

Предметом исследования являются споры о сущности и генезисе менталитета, дискуссии об особенностях российского типа ментальностиосновные функции СМИ и деятельность масс-медиа в контексте формирования новых социокультурных реалий, а также основные механисмы, в том числе и деструктивные, которые СМИ используют с целью манипулирования общественным сознанием и конструирования субъективной реальности.

Методологической основой исследование является полипарадигмальный подход к проблеме. В изучении сущности и генезиса ментальности автор опирается, в первую очередь, на психоанализ 3. Фрейда и К. Юнга. Методологическую основу исследования проблемы взаимодействия средств массовой информации и общества — как в целом, так и российского, в частности — составили труды М. Вебера, Э. Дюркгейма, Э. Фромма. Автор во многом опирается на парадигму гуманитарного психоанализа Э. Фромма, в то же время подкрепляя ряд выводов, касающихся деятельности СМИ в условиях формирования новых социокультурных реалий, парадигмой структурного функционализма Э. Дюркейма, теориями социального действия М. Вебера и интерсубъективного мира А. Щютца, а также феноменологической перспективой в изучении конструирования социальной реальности П. Бергера и Т. Лукмана.

Существенным вкладом в исследование иррациональной рациональности СМИ стали работы основоположников постмодернистской теории, и в частности, теория постмодернистской ментальности 3. Баумана, анализ гиперреальности Ж. Бодрийяра, концепция «макдоналдизации» общества Дж. Ритцера. Кроме того, при работе над проблематикой СМИ были использованы работы Т. Адорно, Д. Гловера, X. Лассуэлла, П. Лазарсфельда, Р. Мертона,.

М. Маклюэна, Г. Тачмана, Ю. Хабермаса, М. Хоркхаймера, Дж. Фиске.

Интегральная социология П. Сорокина, наряду с работами Н. Бердяева, Н. Лосского, И. Ильина, положена в основу исследования парадоксов и амбивалентности российской ментальности. Для построения ряда схем и формулирования некоторых выводов используется теория пассионарности J1. Гумилева, точка зрения которого на теорию этногенеза разделяется автором. Существенным дополнением к анализу российской ментальности стали работы таких современных ученых, как А. П. Бутенко, Л. Г. Ионин, К. Касьянова, Ю. В. Колесниченко, A.C. Панарин, Е. Я. Таршис, Ж. Т. Тощенко, В. А. Ядов. Привлечены также исследования Т. З. Адамьянца, Ю. П. Буданцева, Е. Ю. Кольцовой и других.

Методы исследования.

В качестве основных методов исследования применяются классификация, типологизация, сопоставление социологических концепций с элементами объединения используемых научных парадигм, сравнительный анализ статистических данных.

Эмпирическую базу диссертации составили данные исследований, проведенных в 2000;2002 годах Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) и компанией Gallup Media.

Практическая значимость работы.

Результаты настоящего исследования могут быть использованы как в исследовательской, так и преподавательской деятельности. Одновременно эмпирический материал и основные выводы диссертации можно применять в практической работе социологов, занимающихся изучением средств массовой информации, ментальности общества, в целом, и российского, в частности, а также журналистов и политологов, интересующихся вопросами управления обществом основными группами влияния.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Менталитет — это архетипический поведенческий код, воздействующий на предрасположенности, установки и поведение людей. Являясь областью подсознания, он через эмоции, чувства, страсти выходит на уровень человеческого сознания. Этомощный пласт коллективного бессознательного, своего рода «банк данных» различных психологических установок, превратившихся в принципы и привычки и составляющих систему способов и форм жизнедеятельности, традиций и стереотипов поведения людей. Менталитет представляет собой результат взаимодействия ряда внешних и внутренних факторов: расово-этнических качеств общности, естественно-географических условий проживания, социально-экономических типов жизнедеятельности этноса, а также истории, культуры и идеологии. Он обладает исторической регидностью, но вместе с тем характеризуется тенденцией к эволюции, а значит, наделен такими чертами, как гибкость, динамичность и мобильность.

2. В России сложился уникальный суперэтнический менталитет, объединивший в себе качества всех представленных на ее территории расовых, этнических, национальных и культурных групп и народов. Российский менталитет представляет собой аккумулятивный тип ментальности, ассимилировавший на протяжении долгой истории менталитета представленных на территории страны этносов и субэтносов и вылившийся в итоге в их аккультурацию. Он развивается под воздействием архетипов чувственности, основанной на жертвенности и страдании, и характеризуется значительной степенью иррациональности, отличается внутренней противоречивостью и парадоксальностью. Характерные черты российского типа ментальности образуют ряд амбивалентностей — сочетание стремления к высшему и светлому с деструктивностьсосуществование тенденций к абсолютизации власти с анархизмомпереплетение языческих традиций с мировыми религиями, исповедуемыми в России, и в первую очередь, с православиемсочетание мужественной природы с женственной мягкостью.

3. Благодаря амбивалентностям российского менталитета стержневыми составляющими выступают державность, всесилие государства, преклонение перед авторитарной властью. Размеры страны способствуют укреплению уверенности в исключительности своего положения, придают российскому характеру такие черты, как широкий кругозор, отсутствие педантичности и бережливости, масштабность и неконкретность. Заложенные в менталитете склонность к подчинению и повиновению, а также жертвенность, подвижничество, героизм, национализм, вера во всеобщее равенство, единение и силу коллективизма наиболее ярко проявляют себя во время потрясений, болезненных преобразований и трансформации общества — в этих условиях все личное и индивидуальное отступает на второй план.

4. В условиях глобализации, плюрализации жизненных миров и культурных стилей, ознаменовавших распад традиционных коллективных форм, мир, общество, жизнь и личная идентификация становятся предметом множественных интерпретаций. Каждый социальный институт, в числе которых и СМИ, пытается взять на себя функции «рекомендовать» те или иные ценностные системы и создать тем самым свою ориентировочную «программу» поведения в условиях существования сразу нескольких субъективных социальных реальностей с многообразием значений, многие из которых выступают как совокупность симулякров.

5. Современные российские средства массовой информации, превращаясь в активного агента манипулирования общественным сознанием, используют в качестве инструмента давления на ментальность латентные, закодированные механизмы, воздействующие, главным образом, на подсознание. Тотемы, табу, составляющие архетипическую конструкцию, оказываются наиболее эффективными механизмами управления. С помощью них СМИ предписывают обществу определенные мировоззренческие ориентации, эффективно доказывая их законность и естественность.

6. В условиях аномии российские масс-медиа играют на потребностях индивидов в упрощенно-примитивных социальных действиях. В результате характерными особенностями социокультурных реалий российского общества последнего времени стали увлечения религией и мистикой, вплоть до сектантства и экстремизма. С развитием новых технологий и решением задач, стоящих перед обществом в эпоху глобализации СМИ зачастую прибегают к техническим инструментам воздействия на общественное сознание. Среди них выделяется 25-й кадр, не воспринимаемый зрением и напрямую влияющий на подсознание, с помощью которого задаются определенные психологические установки и соответствующие образцы поведения. Характерные технические особенности (мозаичность изображения, неблагоприятное цветовое сочетание или крупный план) позволяют управлять пространственно-временным восприятием информации таким образом, что она воздействует непосредственно на подсознание, минуя порог сознательного осмысления увиденного.

Выводы по второй главе.

1. С появлением радио и телевидения первоначальная цель СМИ — информированиеприобретает новое звучание — «фотографическое отражение реальности массовыми посредниками». Факторами укрепления роли СМИ в современном обществе являются урбанизация и индустриализация, которые разрушают прежние коммуникативные традиции. Существующие теории массовой коммуникации можно свести к двум типам: репрезентативные теории (СМИ как адекватное, либо искаженное отражение реальности) и конструктивистская социология знания (СМК как коллективное создание смыслов, часто без соотнесения с реальностью). Уже в конце 1950;х годов происходит смещение акцента от изучения процесса движения идей внутри общественного сознания в сторону исследования механизмов их распространения с целью объяснения успехов пропаганды в манипулировании сознанием людей. СМИ становятся средствами формирования нормативной системы общества, одним из важных источников знания. Таким образом, к середине 80-х исследователи СМИ переключаются с тематики передачи и восприятия на проблематику производства сообщений, где главный акцент делается на изучении структуры коммуникации и методов влияния на аудиторию.

2. В условиях плюрализации морали и индивидуализации жизненных и культурных стилей мир, общество, жизнь и личная идентификация становятся предметом множественных интерпретаций, когда каждый институт, взяв на себя функции «рекомендовать» те или иные ценностные системы, пытается создать свою ориентировочную «программу» поведения. Это приводит к конкуренции между самими смыслообразующими институтами, и, прежде всего, СМИ. Одновременно возникает несколько социальных реальностей с многообразием значений, причем многие из них выступают как симулякры. Однако наступлению социальной дезориентации препятствуют традиции и ментальные установки, выступающие определенным щитом невосприимчивости к инновациям.

3. Опираясь на различные групповые интересы, российские средства массовой информации способствуют возникновению у людей «кризисного сознания». В ситуации аномии в качестве средства «ментальной терапии» общества, приводящего к полному уходу от действительности, используется игра на потребностях индивидов в упрощенно-примитивных социальных действиях (религиозный мистицизм, увлечение алкоголем и наркотиками, интерес к низкопробным книгам и фильмам). В результате продукция СМИ носит, по большей части, сенсационный характер и изобилует сообщениями на тему криминала, скандалов и развлечений.

4. С развитием новых технологий и решением задач, стоящих перед обществом в эпоху глобализации, СМИ все больше становятся средствами производства и передачи смысла, акторами социализации личности, социального конструирования реальности виртуального типа. С помощью скрытых, закодированных механизмов манипулирования и разного рода символов, среди которых — табу, тотемы и 25-й кадр, воздействующие на подсознание, СМИ предписывают обществу определенные мировоззренческие ориентации, эффективно доказывая их обоснованность, законность и естественность. Оказываясь источником специфического массированного насилия над смыслом, СМИ участвуют в создании гиперреальности. Воздействие масс-медиа на общество осуществляется путем использования на телевидении визуальной картинки, которая отличается мозаичностью изображения, влияющей на пространственно-временную организацию восприятия, крупным планом и произвольно выбираемой последовательностью в изложении событий. Внедряются определенные языковые нормы, придающие информации незамысловатый характер, используются легко усваиваемые, общезначимые стереотипы.

5. Российский тип ментальности характеризуется особой иррациональной рациональностью чувственно духовного толка. Поэтому разного рода симулякры, используемые средствами массовой информации, легко усваиваются обществом России, и постепенно частью нашей действительности становятся такие способствующие углублению иррациональности явления, как «макдональдизация» и играизация. Активно проповедующие их СМИ, таким образом, выступают одним из источников и одновременно инструментом дальнейшей мифологизации общественного сознания и укрепления псевдореальных ценностей и убеждений.

Заключение

.

Влияние средств массовой информации на менталитет россиян — тема, которая, благодаря поступательному развитию новейших информационных и других технологий и дальнейшему углублению глобализационных, плюрализационных процессов, ставит перед нами все новые вопросы. Главный из них — почему СМИ оказывают такое мощное воздействие на общество, и как этот общественный институт влияет на российский тип ментальности.

Анализ и обобщение материала, рассмотренного в диссертации, позволяет сформулировать следующие итоговые выводы:

1. Менталитет — это некий архетипический поведенческий код, воздействующей на предрасположенности, установки и поведение людей. Являясь областью подсознания, он через эмоции, чувства, страсти выходит на уровень человеческого сознания. Это — мощный пласт коллективного бессознательного, своего рода «банк данных» различных психологических установок, превратившихся в принципы и привычки и составляющих систему способов и форм жизнедеятельности, традиций и стереотипов поведения людей. Менталитет представляет собой результат взаимодействия как ряда внешних, так и внутренних факторов: под воздействием расово-этнических качеств общности, естественно-географических условий проживания, социально-экономических типов жизнедеятельности этноса, а также истории, культуры и идеологии он обладает исторической регидностью, но вместе с тем характеризуется тенденцией к эволюции, а значит, наделен такими чертами, как гибкость, динамичность и мобильность.

2. В России сложился уникальный суперэтнический менталитет, объединивший в себе качества всех представленных на ее территории расовых, этнических, национальных и культурных групп и народов. Обосновывается, что российский менталитет представляет собой аккумулятивный тип ментальности, ассимилировавший на протяжении долгой истории менталитета представленных на территории страны этносов и субэтносов и вылившийся в итоге в их аккультурацию. Он развивается под воздействием архетипов чувственности, основанной на жертвенности и страдании, и характеризуется значительной степенью иррациональности. Он отличается внутренней противоречивостью и парадоксальностью. Характерные черты российского типа ментальное&trade- - это стремление к высшему и светлому, с одной стороны, к деструктивности, разрушению всего и вся — с другой: сочетание, в частности, тенденций к абсолютизации власти с анархизмом. Языческие традиции тесно переплелись с основными религиозными направлениями, исповедуемыми в России, и в первую очередь, с православием. В свою очередь, сочетание мужественной природы с женственной мягкостью порождает ряд амбивалентностей.

3. Благодаря амбивалентностям российского менталитета стержневыми составляющими выступают державность, всесилие государства, преклонение перед авторитарной властью. Размеры страны способствуют укреплению уверенности в исключительности своего положения, придают российскому характеру такие черты, как широкий кругозор, отсутствие педантичного склада ума и бережливой политики, а вместе с тем — масштабность и неконкретность. Заложенные в менталитете склонность к подчинению и повиновению, а также жертвенность, подвижничество, героизм, национализм, вера во всеобщее равенство, единение и силу коллективизма наиболее ярко проявляют себя во время потрясений, болезненных преобразований и трансформации общества — в этих условиях все личное и индивидуальное отступает на второй план. Проистекающие из иррационального начала сильно развитое чувство интуиции и опора на высшие силы также свойственны нам.

4. В условиях глобализации, плюрализации жизненных миров и культурных стилей, ознаменовавших распад традиционных коллективных форм, общество самостоятельно определяет для себя ориентиры социально-экономического, гуманистического и иного порядка. Мир, общество, жизнь и личная идентификация становятся предметом множественных интерпретаций, когда каждый институт, в числе которых и СМИ, пытается взять на себя функции «рекомендовать» те или иные ценностные системы и создать тем самым свою ориентировочную «программу» поведения. В условиях существования сразу нескольких социальных реальностей с многообразием значений, многие из которых выступают как совокупность симулякров, именно традиции и ментальные установки препятствуют наступлению социальной дезориентации, выступая в качестве щита невосприимчивости к инновациям.

5. Современные российские средства массовой информации, превращаясь в активного агента манипулирования общественным сознанием, используют в качестве инструмента давления на ментальность латентные, закодированные механизмы, воздействующие, главным образом, на подсознание. Тотемы, табу, составляющие архетипическую конструкцию, оказываются наиболее эффективными механизмами управления. С помощью них СМИ предписывают обществу определенные мировоззренческие ориентации, эффективно доказывая их обоснованность, законность и естественность. Сталкиваясь с тем, что близко и знакомо, индивиды на подсознательном уровне принимают эти установки, что приводит, с одной стороны, к их укоренению на новой почве, а с другой — к постепенному усложнению ментальной конструкции и ее изменению в сторону развития, эволюции.

6. В России средства массовой информации во многом отвечают интересам олигархических групп, что чревато еще большей конфликтностью в обществе и возникновению у людей «кризисного сознания». В условиях аномии российские масс-медиа «содействуют» «ментальной терапии» общества, играя на потребностях индивидов в упрощенно-примитивных социальных действиях. В результате характерными особенностями социокультурных реалий российского общества последнего времени стали увлечения религией и мистикой, вплоть до сектантства и экстремизма, алкоголем, наркотиками, а также книгами, прессой и фильмами, состоящими из насилия, секса, катастроф, скандалов и сенсаций.

7. С развитием новых технологий и решением задач, стоящих перед обществом в эпоху глобализации, СМИ все больше становятся средствами производства и передачи смысла, акторами социализации личности и социального конструирования реальности виртуального типа. Помимо использования бессознательных механизмов, в числе которых тотемы, табу, СМИ зачастую прибегают к другим инструментам воздействия на общественное сознание, прежде всего, технического характера. Среди них выделяется 25-й кадр, не воспринимаемый зрением и напрямую влияющий на подсознание, с помощью которого задаются определенные психологические установки и соответствующие образцы поведения.

8. Усиливает воздействие использование в прессе определенных языковых норм, а на телевидении — отличительной визуальной картинки. Характерные технические особенности (мозаичность изображения, неблагоприятное цветовое сочетание или крупный план) позволяют управлять пространственно-временным восприятием информации таким образом, что она воздействует непосредственно на подсознание, минуя порог сознательного осмысления увиденного. Нужный эффект достигается и за счет произвольно выбираемой последовательности в изложении событий, приукрашенности, там где это необходимо, приглушения тонов, или, напротив, усиления эмоционального напряжения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Т.З. К диалогической телекоммуникации: от воздействия к взаимодействию. — М.: Институт социологии РАН, 1999.
  2. Т., Хоркхаймер М. Диалектика просвещения. М.: «Наука», 1998.
  3. Г. К., Кравченко С. А., Лозанский Э. Д. Социология политики. Сравнительный анализ российских и американских политических реалий. М.: «Экзамен», 2001.
  4. А. С. Социокультурная динамика России //Полис, 1991, № 5.
  5. A.C. Специфика исторического пути России //Россия/Russia, 1993, № 8.
  6. .Б., Ковалева М. М. Журналистика и политика //Социс, 2001, № 8.
  7. Е.И. Трансформация ценностей российского общества //Полис, 2000, № 6.
  8. Бауман 3. Индивидуализированное общество. М.: «Логос», 2002.
  9. Н. Русская идея ПБердяев Н. Самопознание. М.: «ЭКСМО-Пресс" — - Харьков: «ФОЛИО», 2001.
  10. Н. Судьба России. М.: Советский писатель, 1990.
  11. Н. Русская идея. М.: «ACT», 1999.
  12. . В тени молчаливого большинства, или конец социального. -Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2000.
  13. Ю.П. Социология массовой коммуникации. М.: МНЭПУ, 1995.
  14. А. П. Колесниченко Ю.В. Менталитет россиян и евразийство: их сущность и общественно-политический смысл //Социс, 1996, № 5.
  15. М. Избранные произведения. М.: «Прогресс», 1990.
  16. M.K. Российское общество в условиях трансформации. Социологический анализ. М.: Изд-во «Российская политическая энциклопедия», 2000.
  17. М.К. Амбиции СМИ и мнение граждан. Не следует переоценивать воздействие «четвертой власти» на массовое сознание //Независимая газета, 13.07.2000.
  18. JI.H. Этногенез и биосфера Земли. СПб: «Кристалл», 2001.
  19. JI.H. Конец и вновь начало: популярные лекции по народоведению. М.: Рольф, 2001
  20. А.Ю. Агрессивное телевидение: социально-психологический анализ феномена //Социс, 2001, № 8.
  21. Э. О разделении общественного труда. М.: Канон, 1996.
  22. С.П., Кусжанова А. Ж. Размышления о российском менталитете //Россия-XXI, 1994, № 11−12.
  23. Т.Е. Менталитет, культура, искусство //Общественные науки и современность, 2002, № 6.
  24. И. О русской идее //Наш современник, 1993, № 4.
  25. И. Очертание будущей России //Ильин И. О грядущей России. М.: Воениздат, 1993.
  26. Л.Г. Культура и социальная структура //Социс, 1996, № 3.
  27. Кинник К, Кругман Д., Камерон Г. «Усталость сострадать»: коммуникация и чувство опустошенности в отношении социальных проблем. В кн.: Средства массовой коммуникации и социальные проблемы. — Казань: Изд-во Казанского университета, 2000.
  28. В. О. Сочинения в девяти томах /под ред. В. Л. Янина. Т.:1 Курс русской истории. — М.: «Мысль», 1987.
  29. Е.Ю. Производство новостей: скрытые механизмы контроля //Журнал социологии и социальной антропологии, 1999, т. 2. № 3.
  30. Е.Ю. Теория массовой коммуникации //Социологический журнал, 1999, № 12.
  31. С. Средства массовой коммуникации, моральная паника и девиантность. В кн.: Средства массовой коммуникации и социальные проблемы. — Казань: Изд-во Казанского университета, 2000.
  32. И.И. Политическая мифология: вечность и современность //Вопросы философии, 1999, № 1.
  33. С.А. Играизация российского общества (к обоснованию новой социологической парадигмы) //Общественные науки и современность, 2002, № 6.
  34. С.А. Социология: парадигмы через призму социологического воображения. М.: «Экзамен», 2002.
  35. С.А., Мнацаканян М. О., Покровский Н. Е. Социология: парадигмы и тгмы. -М.: «АНКИЛ», 1998.
  36. Н. Ценность и Бытие: Бог и Царство Божие как основа ценностей. Харьков: «ФОЛИО" — - М.: Издательство «ACT», 2000.
  37. Лосский Я Характер русского народа. Книга вторая. М.: «Наука», 1990.
  38. Т. Некоторые проблемы современных плюралистических обществ. В кн.: Социальные процессы на рубеже веков: феноменологическая перспектива. Общая редакция С. А. Кравченко. — М.: МГИМО, 2000.
  39. Т., Бергер П. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: «Academia-центр», 1995.
  40. Д. Язык и средства массовой коммуникации. В кн.: Средства массовой коммуникации и социальные проблемы. — Казань: Изд-во Казанского университета, 2000.
  41. Ментальность россиян. Специфика сознание больших групп населения России /под ред. И. Г. Дубова. М.: КГ «ИМИДЖ-Контакт», Российская Академия Образования, Психологический Институт, 1997.
  42. М.О. Интегрализм и национальная общность: новая этносоциологи ческая теория. М.: Издательство «АНКИЛ», 2001.
  43. И.В., Скорик А. П. Архетипы и ориентиры российской ментальности //Политические исследования, 1995, № 4.
  44. С. ТВ эволюция нетерпимости (история и конфликты этических представлений). — М.: «Логос», 2001.
  45. М.М. СМИ и российское общество на пороге XXI века //Социально-гуманитарный журнал, 1999, № 5.
  46. О роли СМИ в сохранении культурного наследия Европы. ИТАР-ТАСС, Компаг № 49, 04.12.97.
  47. И.К. Проблема самоопределения России: историческое измерение //Вопросы философии, 1999, № 10.
  48. В.Ф., Митина О. В. Психосемантический анализ динамики общественного сознания (на материале политического менталитета). Смоленск: Издательство СГУ, 1997.
  49. И. Путиноведение//Известия, 15.01.00.
  50. Г. Г. Теория и практика коммуникации. М.: ЦЕНТР, 1998.
  51. И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. -М.: «Эдиториал УРСС», 2001.
  52. Провинциальная ментальность России в прошлом и настоящем (сборник статей). -Самара, 1994.
  53. Е.Я. Становление мифологического сознания и его когнитивности //Вопросы философии, 2002, № 1.
  54. Л.Д. Информационное общество и роль телекоммуникаций в его становлении //Вопросы философии, 2001, № 3.
  55. Российская ментальность (материалы «круглого стола») //Вопросы философии, 1994, № 1.
  56. В.А. Евразийство миф XXI века? //Вопросы философии, 2001, № 4.
  57. Ф., Шрамм У., Питерсон Т. Четыре теории прессы. М.: «ВАГРИУС», 1998.
  58. Современная западная философия. Словарь /сост. В. С. Малахов. М.: Политиздат, 1991.
  59. Д.Е. Россия: проблема цивилизационного выбора //Общественные науки и современность, 2002, № 6.
  60. П. А. Главные тенденции нашего времени. М.: Институт социологии РАН, 1993.
  61. ПЛ. Заметки социолога. Социологическая публицистика. СПб: Алетейя, 2000.
  62. П.А. Общие черты и различия между Россией и США. Из истории развития межнациональных отношений в России //Социс, 1993, № 8.
  63. U.A. Современное состояние России //Новый мир, 1992. №№ 4,5.
  64. П.А. Социальная и культурная динамика: Исследование изменений в больших системах искусства, истины, этики, права и общественных отношений. СПб.: РХГИ, 2000.
  65. П.А. Социологические теории современности. М.: ИНИОН АН СССР, 1992.
  66. Средства массовой информации в процессе перемен. ИТАР-ТАСС, Компас № 38, 24.09.98.
  67. Средства массовой коммуникации и социальные проблемы. Хрестоматия /сост. И. Г. Ясавеев. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 2000.
  68. Е.Я. Ментальность человека: подходы к концепции и постановка задача исследования. М.: Институт социологии РАН, 1999.
  69. Тенденции социокультурного развития России, 1960−1990-е гг.: (сборник) //Институт культурологии РАН /Отв. ред. И. А. Бутенко, К. Э. Разлогов. М.: ПАИМС, 1996.
  70. В.П. Массовая коммуникация и социологические исследования в США //Вопросы философии, 1970, № 12.
  71. В.П. Массовая коммуникация. Социокультурные аспекты политического воздействия. Исследование опыта Запада. М.: Изд-во Института социологии РАН, 1999.
  72. . Т. Парадоксальный человек. М.: «Гардарики», 2001.
  73. С. В. О «русской идее» //Посев, 2000, № 5.
  74. Учебный социологический словарь с английскими и испанскими эквивалентами. Издание 4-е, дополненное, переработанное /общая редакция С. А. Кравченко. М.: «Экзамен»», 2001.
  75. В.Г. Модернизация «другой» Европы. М.: Институт философии РАН, 1997.
  76. Фрейд 3. По ту сторону принципа удовольствий. Харьков: «Фолио" — - М.: Издательство «АСТ», 2001.
  77. Фрейд 3. Психология масс и анализ человеческого Я. В кн.: Психоаналитические этюды. — Минск: ООО «Попурри», 1997.
  78. Э. Анатомия человеческой деструктивности. Минск: ООО «Попурри», 1999.
  79. Э. Здоровое общество. В кн.: Психоанализ и культура. — М.: Юристъ, 1995.
  80. К.А. На обочине информационного поля. Забугорный «ездок» резвее российского//Независимая газета. 19.01.2002.
  81. К.А. Роль международной информации в формировании репутации государства. В кн.: Информация. Дипломатия. Психология. — М.: «Известия», 2002.
  82. Р. Так «КоммерсантЪ» стал газетой влияния. В кн.: Пресса в обществе1959−2000): оценки журналистов и социологов. Документы. М.: Московская школа политических исследований, 2000.
  83. Ф.И. Истоки и парадигмы исследования социальной коммуникации //Социс, 2001, № 8.
  84. А. Формирование понятия и теории в общественных науках //Американская социологическая мысль. М.: МГУ, 1996.
  85. М. Аспекты мифа. М.: Академический Проект, 2000.
  86. Юнг КГ. К вопросу о подсознании. В кн.: Человек и его символы /Под общей ред. С. Н. Сиренко. — М.: «Серебряные нити», 1997.
  87. Юнг К. Г. Отношения между Я и бессознательным. В кн.: Психология бессознательного. — М.: ACT, Канон плюс, 2001.
  88. В.А. Россия в мировом пространстве //Социс, 1996, № 3.
  89. В.А. Россия как трансформирующееся общество (резюме многолетних дискуссий социологов) //Общество и экономика, 1999, № 10−11.
  90. В.А. Ищем «других», чтобы найти себя. В кн.: Пресса в обществе (1959−2000): оценки журналистов и социологов. Документы. — М.: Московская школа политических исследований, 2000.
  91. О. Пресса соединила людей в гражданских инициативах. В кн.: Пресса в обществе (1959−2000): оценки журналистов и социологов. Документы. — М.: Московская школа политических исследований, 2000.
  92. Audience Making: How the Media Creates the Audience /Eds: Ettema J.S., Whitney D. -California: Thousand Oaks, 1994.
  93. Berger Ch. Processing Quantitative Data About Risk and Threat in News Report //Journal of Communication. Philadelphia, 1998, Summer, volume 48.
  94. Fiske J. Television culture. New York, 1987.
  95. Glover D. The Sociology of the mass-media. Lancashire, 1984.
  96. Laswell H. The Structure and the Function of Communication in Society //The Process and Effects of Mass Communiction. Chicago, 1971.
  97. Lazarsfeld P.F., Merton R.F. Mass Communication, Popular Taste and Organized Social Action //The Communication of Ideas. New York: Harper and Brothers, 1948.
  98. McLuhan M. Understanding Media: The Extensions of Man. New York and Scarborough, Ontario: McGrawHill, 1964.
  99. Meyrowitz J. No Sense of Place: The Impact of Electronic media on Social Behavior. New York, 1985.
  100. Milgram S. Shotland R. Television and antisocial behavior. New York and London, 1973.
  101. Nelson Y. The Perfect machine: TV in the nuclear age. Toronto, 1988.
  102. Ritzer G. The McDonaldization of Society. California: Pine Forge Press, Thousand Oaks, 2000.
  103. Ritzer G. Postmodern Social Theory. The McGraw-Hill Companies, Library of Congress, USA, 1997.
  104. Rivers C. Slick Spins and Fractured Facts: How Cultural Myths Distort the News. New York, 1996.
  105. Scanned P. For a Phenomenology of Radio and Television //Journal of Communication. -Philadelphia, 1995, Summer, volume 45, № 3.
  106. Tuchman G. Qualitative Methods in the Study of News //A Handbook of Qualitative Methodologies for Mass Communication Research /Ed. By C.B. Jensen, N.W.Janko Vski. -London and NY: Routledge, 1991.
  107. Young M.J. The Role of Communication in Political Transition //Journal of Communication. Philadelphia, 1999, Spring, volume 49.
  108. Е.И. Трансформация ценностей российского общества // Полис, 2000, № 6. С. 56.
  109. Рейтинги жанров телепродукции у различных групп молодежи (в %)*.пол бое- дете- коме- фанта- мело- эротика триллеры другоевики ктивы дии стика драмы и порно
  110. Школьники муж 44,0 16,0 80,0 60,0 0,0 8,0 36,0 20,0жен 24,2 39,4 90,9 15,2 36,4 9,0 39,4 6,1
  111. Учащиеся ПТУ муж 60,0 10,0 66,7 50,0 10,0 30,0 46,7 13,3жен 33,3 11,1 66,7 50,0 16,7 27,8 66,7 5.6
  112. Студенты муж 41,4 27,6 75,9 44,8 3,5 20,7 44,8 27,6жен 12,5 28,1 87,5 15.6 65,6 15,6 31,3 9,4
  113. Учащиеся муж 37,1 11,4 77,1 25,7 11,4 17,1 20,0 37,1духовных училищ жен 8,3 20,8 70,8 12,5 45,8 0,0 16,7 37,5
  114. Курсанты муж 60,7 21,4 89,3 3,3 10,7 21,4 39,4 10,7училища МВД жен 25,0 66,7 100,0 8,3 41,7 0,0 16,7 25,0
  115. Военнослужащие муж 85,7 10,7 82,1 35,7 3,6 17,9 39,3 0,0
  116. Осужденные муж 64,5 19,4 61,3 32,3 9,7 35,5 29,0 6,5жен 40.0 33,3 50,0 33,3 30,3 13,3 56,7 10,0
  117. Всего муж 55,8 16,5 75,7 40,3 7,3 21,8 35,9 16,9жен 23,5 31,5 76,5 22,2 40,9 10,1 38,9 14,1
  118. Вся выборка 42,3 22,8 76,1 32,7 21,4 16,9 37,2 15,8
  119. В исследовании, проведенном в 2001 году в одном из российских городов (Чернигов и область), приняли участие более 350 человек.
  120. А.Ю. Агрессивное телевидение: социально-психологический анализ феномена //Социс, 2001. № 8. С. 63.
  121. Рейтинг популярности ежедневных газет в России (в%)
  122. Спорт-Экспресс Советский спорт4
  123. Комсомольская правда } Коммерсант ИзвестияI1. Из рук в руки1.0%0.714.1%7%з.9%Гаряир0,0% 0,5% 1,0% 1,5% 2,0% 2,5% 3,0% 3,5% 4,0% 4,5%
  124. Рейтинг популярности еженедельных газет в Россиив %)-Л&Л%с/ # ер # о#1. Л*4 ^ Л^ Ж ¿-Рхо л ко’ь
Заполнить форму текущей работой