Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Социальные функции современного крупного промышленного предприятия

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Особенностью социально-экономического развития нашей страны при переходе к рыночным отношениям явилось то, что основное внимание было сосредоточено на финансово-экономических показателях предприятий и относительной недооценке социальных факторов производственного развития. Ухудшение финансово-экономического положения предприятий обусловило трансформацию характера и содержания социальной политики… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основания исследования предприятия
    • 1. Научные подходы к исследованию предприятия
    • 2. Предприятие как социальная организация
    • 3. Предприятие как социальная система
  • Глава 2. Обоснование социальных функций предприятия и их реализация в социальном управлении
    • 1. Трансформация социальных функций предприятия при переходе к рынку
    • 2. Обоснование социальных функций предприятия
    • 3. Реализация социальных функций предприятия в социальном управлении на примере крупных промышленных предприятий России

Социальные функции современного крупного промышленного предприятия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования связана с тем, что в процессе перехода к новым рыночным условиям хозяйствования коренным образом изменяется место и роль крупных промышленных российских предприятий в социальном развитии человека, группы, территориальных сообществ, общества в целом. Ввиду этого требуется использование потенциала социологии управления для переосмысления направлений социального функционирования предприятий и их трудовых коллективов.

Особенностью социально-экономического развития нашей страны при переходе к рыночным отношениям явилось то, что основное внимание было сосредоточено на финансово-экономических показателях предприятий и относительной недооценке социальных факторов производственного развития. Ухудшение финансово-экономического положения предприятий обусловило трансформацию характера и содержания социальной политики в производственной сфере. Обострилось противоречие между экономически обусловленным стремлением предприятий освободиться от бремени социальных расходов, с одной стороны, и производственной необходимостью сохранения и эффективного развития их трудового потенциала, усиления трудовой мотивации работников — с другой стороны. В результате нарушились пропорции развития социальной и экономической сфер.

Логика современных рыночных отношений вынуждает радикально пересмотреть отношение к социальной сфере, к процессам социального развития. Современная мировая практика свидетельствует, что уровень развития страны находится в прямой зависимости от вложений в социальную сферу. Поэтому нужна ® социально ориентированная экономическая политика государства, нацеленная на устойчивое развитие общественного производства. Формирование новых условий хозяйствования, ориентация на повышение конкурентоспособности компаний на рынке труда, товаров и услуг, потребность в высококвалифицированных кадрах, появление новых видов социальной деятельности обусловливают преобразования социально-экономического функционирования предприятий. В связи с этим для большинства крупных российских предприятий актуальна проблема совершенствования социального управления для эффективного функционирования в социально-экономической системе общества. Это, в свою очередь, будет способствовать социальному развитию коллектива предприятия, в частности, и всего общества, в целом.

Научный потенциал социологии управления позволяет нам рассмотреть предприятие в качестве социальной организации, социальной системы для дальнейшего выделения социальных функций и определения актуальных проблем социального управления его функционированием. 9 В то же время социологическое исследование предприятия, выявление его социальных функций и некоторых вопросов социального управления его функционированием позволит дать рекомендации по устранению выявленных проблем.

Степень разработанности темы. Анализ литературы о социальных функциях предприятий и проблемах социального управления показывает, что на сегодняшний день нет единого взгляда на эти вопросы. В отечественной литературе данной теме уделяется мало внимания. Вопросам функционирования и развития предприятия ^ посвящены работы В. А. Гончарука, Н. JI. Зайцева, Г. Б. Клейнера, В. Г.

Подмаркова, Р. В. Рыбкиной, Н. Розановой, Е. Ф. Солодовниковой, Ю. В. Таранухи. Теоретическим вопросам функционирования посвящены работы Т. Парсонса, Р. Мертона. Социальному управлению предприятием уделяется внимание в работах Н. И. Горина, Б. 3. Мильнера, Т. А. Мозыревой, Е. А. Неретиной, A. JL Носкова, С. В. Парамоновой, А. И. Пригожина, А. В. Тихонова, и др. Предприятие как организация рассматривается в трудах Р. Дафта, Ю. Д. Красовского, ^ А. И. Пригожина, В. Радаева, А. В. Тихонова, Я. Щепаньского, И. П.

Яковлева и др. Важное значение для анализа теоретических аспектов управления предприятием с позиции социологии управления имеют работы А. Ф. Борисова, JI. Т. Волчковой, В. Н. Мининой, с позиции экономической социологии — Ю. В. Веселова, В. Я. Ельмеева, Р. В. Рыбкиной. Для определения социальных функций предприятия важную роль сыграли работы различных авторов по вопросам социальной политики и социальной ответственности корпораций: Г. JI. Тульчинского, А. Р. Турсуновой, Т. И. Филатовой и др. В то же время литературы, посвященной непосредственно социальным функциям Ш предприятия, в настоящее время практически нет. Данная тематика недостаточно разработана в отечественной социологии и социологии управления в частности. Данная диссертация в определенной степени призвана восполнить этот пробел.

Цель исследования — обосновать социальные функции, направления и способы их реализации в социальном управлении современным крупным промышленным предприятием.

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:

• охарактеризовать феномен «предприятие», рассмотрев его с экономико-правовой и социальной точек зрения;

• рассмотреть предприятие как социальную организацию;

• обосновать предприятие как социальную систему;

• рассмотреть процесс трансформации социальных функций предприятия при переходе к рынку;

• раскрыть методологический подход к обоснованию системы социальных функций предприятия;

• охарактеризовать направления реализации социальных функций предприятия в социальном управлении на примерах крупных российских промышленных предприятий России;

• проанализировать проблемы социального функционирования современных крупных предприятий и возможности их разрешения посредством совершенствования социального управления.

Объектом исследования выступает современное крупное промышленное предприятие.

Предметом исследования являются социальные функции современного крупного промышленного предприятия в системе социального управления.

Теоретико-методологическую базу диссертации составляют классические труды по теоретической социологии, социологии управления, социологии организации, экономической социологии, теории системного анализа. В основу работы положена системная теория Т. Парсонса.

В качестве основных методов исследования использованы сравнительный анализ, факторный анализ, структурно-функциональный анализ, метод восхождения от абстрактного к конкретному, метод исторических сравнений и параллелей, логические методы (анализа и индукции, синтеза и дедукции), а также методы прикладной социологии (анализ документов, метод анкетирования, метод полуструктурированного фокусированного интервью).

Информационная база диссертационного исследования ^ состоит из публикаций в периодической печати, данных социологических исследований, проведенных кафедрой социального управления и планирования факультета социологии СПбГУ при участии автора на двух крупных промышленных предприятиях Санкт-Петербургаданных социальных программ и социальных отчетов крупных промышленных компаний Россииресурсов Интернет. Также проанализированы: Гражданский кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, Типовая программа реформы предприятия.

Положения, выносимые на защиту:

1. Научное осмысление предприятия как социально-ф экономического феномена предполагает комплексный подход к его исследованию и трактовке его не только как имущественного комплекса, самостоятельно хозяйствующего субъекта, но и как социальной организации, обладающей специфическими характеристиками. Предприятие как социальная организация это социальная общность, обладающая организационным духом, представляющим собой систему норм сознания и определенный кодекс поведения и организационной культурой, выраженной в символах, ценностях, социальной политике внутри предприятия, особых нормах ^ поведения. Именно через организационную культуру предприятие формирует у своих членов представление друг о друге как о целом, едином, принадлежность к которому объединяет их, делает общностью.

2. Теоретико-методологическое обоснование социальных функций предприятия предполагает его рассмотрение в качестве социальной системы. Целостность и развитие предприятия как социальной системы поддерживается общими социальными функциями. Реализации общих социальных функций подчинены специфические социальные функции: внешние — на поддержание равновесного состояния системы с окружающей средой, и внутренниена воспроизводство членов коллектива.

3. Социальные функции предприятии отражают ту социальную роль, которую оно выполняет относительно воспроизводства человека, материальных и духовных условий его существования, а также системы общественных отношенийсоциальных условий его жизнедеятельности. Социальные функции предприятия отражают взаимосвязь между элементами, подсистемами ф социальной системы предприятия и являются объективно обусловленными, а не навязанными, как считалось ранее. Сегодня реализация предприятием социальных функций является фактором усиления трудовой мотивации работников, привлечения и закрепления высококвалифицированных работников, повышения конкурентоспособности предприятия на рынке труда, товаров и услуг.

4. Научно обоснованное социальное управление представляет собой механизм эффективной реализации социальных функций предприятия. На сегодняшний день социальные функции предприятия реализуются через такие механизмы социального управления, как социальное программирование, формирование и выполнение коллективных договоров, реализация кадровой политики на предприятиях и находят свое отражение в концепции социальной ответственности бизнеса, предпринимательства.

5. Неэффективная реализация предприятием социальных функций подрывает основы нормального воспроизводства трудового коллектива. Именно социальное управление, в котором важное значение придается социальным функциям, способствует прогрессивному развитию предприятия в частности, и всего общества в целом.

Научная новизна диссертационной работы состоит в следующем:

1) Обоснован социологический подход к анализу предприятия как социальной системы через логическую цепочку: предприятиеорганизация — социальная организация — трудовой коллективсоциальная система. Предприятие — самостоятельный хозяйствующий.

Ш субъект рынка, созданный в соответствии с законодательством для производства продукции, выполнения работ, оказания услуг, воспроизводства ресурсов, действующий стратегически и имеющий определенные границы своего функционирования. Как организация предприятие представляет собой объединение людей, деятельность, степень упорядоченности отношений между людьми. Как социальная организация предприятие — социальная общность. Основа социальной организации — трудовой коллектив. Социальная организацияподсистема предприятия как социальной системы.

2) Обосновано, что предприятие есть социальная система, поскольку удовлетворяет всем требованиям, предъявляемым социальным системам: дифференциации, сегментации, конкретизации. Предприятие как социальная система представляет собой нормативно и ценностно обусловленную систему взаимоотношений и взаимодействий членов коллектива предприятия.

3) Выделены две составляющие социальной системы предприятия: личностная и безличная. Личностная составляющая включает в себя отдельных работников, социальные группы и трудовой коллектив. Безличная подсистема предприятия включает в себя социальную инфраструктуру, условия работы и охраны труда, внерабочее время и использование досуга, систему норм и ценностей.

4) Исходя из трактовки предприятия как социальной системы обоснована система его социальных функций: общие (интеграции, адаптации, развития) и специфические (внешние — общественно-производительная, функция участия в общественной жизни и внутренние — функция воспроизводства работника как члена общности, функция социальной защиты и функция социализации). Общие социальные функции предприятия способствуют поддержанию целостности предприятия как социальной системы и обеспечивают его развитие. Общие функции реализуются через специфические социальные функции.

5) На примере реализаций социальных функций крупными промышленными предприятиями России определены направления совершенствования социального управления. Для повышения мотивации труда, привлечения новых работников эффективное социальное управление должно создавать условия для нормального воспроизводства работников трудового коллектива предприятия путем реализации социальных функций.

Теоретическая значимость работы заключается в возможности использования результатов исследования для дальнейшего развития концептуальных междисциплинарных знаний о предприятии и его социальных функциях.

Практическая значимость работы определяется возможностью использования разработанных в ней предложений для совершенствования функционирования предприятия и социального управления. Теоретические положения диссертации могут быть использованы при чтении курсов: «Теория управления социально-экономическими процессами», «Социология управления», «Социология организаций», «Социальный менеджмент», «Социальная защита».

Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертации обсуждались на аспирантском семинаре кафедры социального управления и планирования факультета социологии СПбГУ, в сообщении на Первом Всероссийском социологическом конгрессе «Общество и социология: новые реалии и новые идеи» (сентябрь 2000 г.). Научные положения исследования отражены в публикациях автора.

Структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.

У.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Как вы видите будущее вашего предприятия?

СПАСИБО ЗА ИНТЕРВЬЮ!

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р. Планирование будущего корнорации. М., 1885.
  2. Г. Предприятие будущего. М., 1997.
  3. П., Батяева А. Е. Российские предприятия в рыночной экономике: ожидания и действительность. М., 2000.
  4. М. Корпоративное управление на российских предприятиях. М., 2000.
  5. А. Социальные программы предприятий// Экономист. 1999, № 2.
  6. Е. В. Современная корпорация: социологический анализ собственности, власти и управления// Автореф. дисс. насоис. уч. ст. к. с. н. СПб, 2004.
  7. Бир Р. Мозг фирмы. М., 1993.
  8. В. Уровень и доступность социальных гарантий// Человек итруд. М., 2001.№ 12.
  9. И. А. Философия управления. СПб., 1999. Ю. Большой экономический словарь // Под ред. А. П. Азрилияна М., 1994.П.Борисов А. Ф. Собственность коллектива и личность работника.Автореф. дисс на соис. уч. ст. д. с. н. СПб, 1996.
  10. А. И. Синергетика современного социального управления. Тольятти, 2002.
  11. Э. Ф. Малый бизнес: социальный потенциал, управление// Автореф. дисс. на соис. уч. ст. к. с. н. СПб., 1999.137М.Васильев А., Кукушкин В., Ткаченко А. Приватизация. Сравнительный анализ: Россия, Центральная Азия, арабскиестраны. М., 2002.
  12. Ю. В. Экономика с точки зрения социологии: проблемы распределения// Вестник Санкт-Петербургского Университета. Серия 5. Экономика. Выпуск 4. 1990.
  13. Ю. В. Теория экономической социологии// Социология экономики и управления: Сб. статей// Под ред. Волчковой Л. Т. П. Веселов Ю. В. Экономическая социология: история идей. СПб, 1995.
  14. В. А. Современное предприятие. Создание, технология управления, эффективность. М., 2000.
  15. Р. Р. Трудовая деятельность в условиях модернизации общества: социологический подход. Саратов, 2000.
  16. Н. Государственное предприятие: на пути к рынку. Пижний Новгород, 2000.
  17. Л. Т., Бесликоева Е. В., Сокол Н. П. Прикладная социология и управленческая практика// Социология и общество. Тезисы Первого Всероссийского социологического конгресса"Общество и социология: новые реалии и новые идеи". СПб., 2000.
  18. Л. Т., Долгов В. Г. Паучная концепция коллектива кафедры социального управления и планирования// ВестникСанкт-Петербургского Университета, 1999, серия 6, вып. 3.
  19. Л. Т. Пропорции и темпы социального развития: теория и методология макропланирования//Дисс…д. с. н. СПб, 1993.138
  20. Л. Т. Социология планирования// Социология экономики и управления: Сборник статей// Под ред. ВолчковойЛ. Т. СПб., 1998.
  21. Л. Т. Социология управления как прикладная дисциплина: предмет, история становления// Труды ПервогоВсероссийского социологического конгресса «Общество исоциология: новые реалии и новые идеи». СПб, 2002.
  22. К., Мерзликина Г. Функциональная реструктуризация коммерческих организаций (на примере Волгоград, обл.)//Проблемы теории и практики управления. 2002, JNT" 2.
  23. Дж. Повое индустриальное общество. Гл. VII. Корпорация. М., 1969.
  24. В. И. Социальное планирование и социологическая служба в промышленности. Повосибирск, 1984.
  25. В. В. В поисках совершенства управления: руководство для высшего управленческого персонала. Т. 1,2. М., 1998.
  26. В. А. Развитие предприятия. М., 2000.
  27. П. И. Управление социальным развитием коллектива. Курган, 1998.ЗЗ.Гоулднер А. У. Наступающий кризис западной социологии. СПб, 2003.139
  28. Гражданский кодекс РФ. Часть первая. М., 1999.
  29. ., Джеймс К. Преобразование организации. М., 2000. Зб. Давыдова Л А, Фальцман В. К. Основы управленияпредприятием. М., 2000.
  30. Р. Организации. СПб, 2001.
  31. А.А., Акулов В. Б. Фирма: испытание рынком. СПб, 1994.
  32. Г. Управление персоналом. М., 2004. 4О. Драккер Питер Ф. Управление, нацеленное на результаты. Пер. сангл. М., 1995.
  33. П. Рынок: как выйти в лидеры. М., 1992.
  34. П. Труд и управление в современном мире. // США: ЭПИ, N5 май, 1993.
  35. Э. О разделении общественного труда. М., 1991.
  36. Э. Социология. М., 1995.
  37. В. Я. Воспроизводство общества и человека. М., 1988.
  38. Ерошенков Изменения в пенсионной системе и социальная стабильность в стране// Человек и труд. М., 2002. J^ 2 1.47.3айцев Н. Л. Экономика, организация и управлениепредприятием. М., 2004.
  39. Н. Л. Экономика промышленного предприятия. М., 2003. 49.3амфир К. Удовлетворенность трудов. Мнение социолога. М., 1983.
  40. Т. И. Социетальная трансформация российского общества: деятельностно-структурная концепция. М., 2002.51.3иммель Г. Экскурс по проблеме: как возможно общество?//Социология: Хрестоматия// сост. Волков Ю. Г., Мостовая И. В.М., 2003.140
  41. Д. В. Анализ социокоммуникативных процессов в промышленности// Автореф, дисс. на соиск. уч. с. к. с. н. СПб, 2004.
  42. Н. М. Приватизация и формирование новых социально-экономических отношений в трудовом коллективе//Социально-гуманитарные знания. 2002, № 1.
  43. Ким Е. П. Социальное развитие предприятий как объект стратегического планирования. СПб, 1999.
  44. Г. Б. От теории предприятия к теории стратегического управления// Российский журнал менеджмента. 2003, т. 1, JSfo 1.
  45. Г. Б. Российские предприятия на пути в 21 век. Глава 11 книги «Путь в 21 век (стратегические проблемы и перспективыроссийской экономики)"// Под ред. Д. Львова. М., 1999.
  46. Г. Б. Системная парадигма и теория предприятия// Вопросы экономики. 2002, №. 10.
  47. Г. Б. Эволюция и реформирование промышленных предприятий: 10 лет спустя// Вопросы экономики. 2000, № 5.
  48. Л. Предпринимательство: от „максимизации прибыли“ к синергии социально-экономических систем//Вопросы экономики. 2001. № 10.бО.Кондратьев Н. Проблемы экономической динамики. М., 1989.
  49. Я. Системная парадигма// Вопросы экономики. 2002. № 4.
  50. Л. Я., Рывкина Р. В. Социология перехода к рынку в России. М., 1998.
  51. А. И. Социология. М., Екатеринбург, 1999.
  52. А. И. О бремени и соблазнах социологического 141мышления//Социс. 1996.
  53. Ю. Д. Организационное новедение. М., 1999. бб. Кушпов В. А. Социальная ответственность как фактор развитияпредприятий// Автореф. дисс, на соиск. уч. ст. к. э. н. М., 2004.
  54. А. П. Оптимизация коллективных форм социального управления (социально-философский анализ)// Автореф. дисс. насоис. уч. ст. к. ф. н. Красноярск, 2003.
  55. Е. Р. Социальная ответственность бизнеса — функция корпоративного управления // Автореф. на соиск. уч. ст. к. э. н.М., 2002.
  56. И. И., Шапиро В. Д. и др. Реструктуризация предприятий и компаний. М., 2000.7О.Малинин А. С, Мухин В. И. Исследование систем управления.М., 2004.
  57. Н. А. Управление предприятием. Владивосток, 2000.
  58. А. Принципы экономической науки. М., 1993.
  59. Г. А., Минина В. Н. Социология управления в структуре социологического знания// Вестник Санкт-Петербургского Университета. Сер. 6. 1999. Вып. 3.
  60. . 3. Теория организаций. М., 1999.
  61. В. П. Методология социального программирования// Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. д. с. н. СПб, 1999.
  62. В. Н. Социальное программирование: Теоретико- методологический аспект. СПб, 1997.
  63. Т. А., Парамонова В. Управление социальным развитием предприятия. Красноярск, 1997.142
  64. Е. А. Управление социальными процессами. Саранск, 1999.
  65. Е. А., Фомин А. П., Майкова Э., Окунев Д. В. Социальное управление организацией. Рузаевка, 1999.
  66. А. Л. Трансформация системы управления крупными промышленными предприятиями России в условиях социально-структурного кризиса// Афтореф. дисс. на соиск. уч ст. д. с. н. СПб, 2001.
  67. И. Н., Носе Н. В. Нсихология управления персоналом предприятия. М., 2002.
  68. А. Развитие экономики зависит от человеческого фактора// Экономист. 2002. № 12.
  69. М. Б. Тенденции развития социальных функций предпринимательства в современном российскомобществе.//Автореф. дисс. на соис. уч. ст. к. с. н. М., 2003.84.0' Шоннесси Дж. Принципы организации управления фирмой. -М.: МТ-Нресс, 1999.
  70. Я. Ш. Российский крупный бизнес как экономический феномен: особенности становления и современного развития//Проблемы прогнозирования. М., 2002. Вып. 1.
  71. Т. О социальных системах. М., 2002.
  72. Т. О структуре социального действия. М., 2000.
  73. В. Новые управленческие технологии как способ повышения эффективности работы компании// Менеджментсегодня. 2001. № 2.
  74. И. А. Внешняя и внутренняя среда организации. Социальная ответственность. М., 2004.143
  75. Л. А. Проблемы реализации социальной политики на внутрифирменном уровне// Социальная политикаградообразующего предприятия // Материалы научно-практической конференции, М., 2002.
  76. В. Г. Введение в промышленную социологию. М., 1973.
  77. Н. О некоторых проблемах социального партнерства в условиях глобализации// Человек и труд. М., 2003.№ 1
  78. Предприятие в системе экономических отношений социализма// Под ред. Колесова Н. Д. Д., 1969.
  79. Предприятие: стратегия, структура, положение об отделах и службах, должностные инструкции// Под ред. Волкова К. А. и др.М., 1997.
  80. А.И. Методы развития организаций. — М., 2003.
  81. А. И. Современная социология организаций. М., 1995.
  82. А. И. Социология организаций. М., 1980.
  83. А. И. Социология организаций. М., 1999.
  84. Промышленное предприятие и его люди: проблемы социально- экономического поведения. Киев, 2001.
  85. Рабочая книга социолога. — 2-е изд. — М., 1983.
  86. В. В. Социология рынков: к формированию нового направления. М., 2003.
  87. А. А., Радугин К. А. Введение в менеджмент. Социология организаций и управления. Воронеж. 1995.
  88. Реформирование предприятий. Типовая программа. Методические рекомендации. Состояние и перспективы. М, 2000.144
  89. Н. Эволюция взглядов на природу фирмы в западной науке// Вопросы экономики. 2002. N^i 1.
  90. Р. В., Ядов В. А. Социально-управленческий механизм развития производства. Методология, методика и результатыисследований. Новосибирск, 1989.
  91. А., Калашникова Л. Социальная направленность и эффективность производства (по итогам Всероссийскогоконкурса предприятий)// Экономист. 2001. JST» 2.
  92. А. К. Экономика и социология труда. СПб, 2002.
  93. Дж. Рыночная экономика и Россия. М., 1994.
  94. Т. А. Социологический анализ управления структурными изменениями в социальных организацияхсовременного российского общества// Автореф. дисс. на соис. уч.ст. к. с. н. Ставрополь, 2004.
  95. И. А. Экономика предприятия. М., 2001.
  96. В. В. Социальная ответственность крупных корпораций: мировой опыт и реалии Татарстана. СПб, 2003.
  97. Г. Н. Социология труда. Минск, 2000. ИЗ. Солодовникова Е. Ф. Социальная составляющаяпроизводственной политики предприятия. Екатеринбург, 1999.
  98. Е. Ф. Социально-экономические основы развития промышленных предприятий. Екатеринбург, 1999.
  99. П. А. Общие основы социальной группировки индивидов// Социология. Хрестоматия// Составители Ю. Г. Волков, И. В. Мостовая. М., 2003.
  100. Социальная ответственность бизнеса: актуальная повестка// Ассоциация менеджеров. М., 2003.145
  101. Социальная ответственность как фактор эффективного развития современного общества. М., 2002.
  102. Социальная политика градообразующего предприятия// Материалы научно-практической конференции. Магнитогорск, 2002.
  103. Социальная политика организаций: обслуживающие производства и хозяйства. Образцы документов// БиблиотечкаРоссийской газеты. 2003, Выпуск N2 6.
  104. Социальное измерение корпоративной политики// Человек и труд. М., 2002. № 9.
  105. Социальное управление и планирование: Сб. статей// Под ред. Л. Т. Волчковой. СПб, 2004.
  106. Социальное управление: теория и методология. М., 2003.
  107. Социальный отчет 2002−2003 гг. British American Tobacco Россия.
  108. Социология политики и управления: Сб. статей// Под ред. Л. Т. Волчковой. СПб, 2002.
  109. Социология экономики и управления: Сб. статей// Под ред. Л. Т. Волчковой. СПб, 1998.
  110. Т. Социальные рычаги экономического роста// Экономист. 1999. № 7.
  111. Ю. В. Предприятие и предпринимательство в трансформируемой экономике. М., 2003.
  112. В. Управление развитием социальных функций бизнеса в региональной экономической системе// Автореф. дисс. на соис. уч. ст. к. э. н. М., 2004.
  113. А. В. Социология управления. Теоретические основы. 146СПб., 2000.
  114. А. В. Социальная организация и социальное унравление// Социология и общество. Труды ПервогоВсероссийского социологического конгресса «Общество исоциология: новые реалии и новые идеи». СПб, 2002.
  115. О. А. Вертикальная интеграция: эффективность хозяйственных структур// Вестник СпбГУ, Сер. 5. Август 1995.Вын. 3. № 19.
  116. Трудовой кодекс РФ. СПб, 2002.
  117. Г. Л. Благотворительность в России: проблемы и Проблемы// Исторические и социально-экономическиеисследования// Под ред. О. Л. Лейкинда.
  118. Г. Л. Социальные функции и социальное партнерство бизнеса// Менеджер 21 века: проблемы подготовки исоциальной ответственности. СПб, 2003.
  119. В. Социальные инвестиции в бизнесе. М., 2003.
  120. А. Р. Корпоративная социальная политика: зарубежный и российский опыт// Автореф. дисс. на соис. уч. ст.к. э. н. М., 2003.
  121. А. А. Управление организационным развитием промышленного предприятия// Автореф. дисс. на соис. уч. ст. к.с. н. СПб., 2001.
  122. Управление персоналом в организации. СПб, 2002.
  123. Управление современной компанией// Под ред. Б. Мильнера, Ф. Лииса. М., 2001.
  124. Т. П. Социальные функции управлепия и повышения результативности организационного развития// Автореферат147дисс. на соиск. уч. ст. к. с. н. М., 2002.
  125. Л. Модель управления качеством социальной ответственности организации// Проблемы теории и практикиуправления. 2003, № 2.
  126. Т. И. Социальная ответственность как фактор преодоления отчуждения// Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. к. ф. н. Харьков, 1990.
  127. Философский словарь. М., 1987.
  128. Философский энциклопедический словарь. М., 1983.
  129. X. А. Трудовой коллектив и трансформация его деятельности в условиях становления рыночных отношений//Автореф. дисс. на соис. уч. ст. к. э. н. СПб, 2001.
  130. В., Гиттика Ю. Л., Заяшникова Е. Н. Механизм активного развития предприятия. М., 1990.
  131. Й. Теория экономического развития, М., 1982.
  132. Я. Элементарные понятия социологии. Новосибирск. 1976.
  133. В. В. Проблемы технологизации социоинженерной деятельности// Социол. исслед., 1990. № 8.
  134. В. Социальные теории организации// Словарь. М., 2000.
  135. Экономика предприятия// Под ред. Л. И. Волкова. М., 2001.
  136. Т. В. Социальная рыночная экономика. М., 1999.
  137. Bemoux Р. La sociologie des organisations. P., 1985.
  138. Les problemes de stracture dans les enterprises dans Problemes de direction des enteфrises/ Joumees d’Etudes de 20−24 fevrier 1950.CEGOS.148vvwvv.amr.ru — сайт Ассоциации менеджеров.www.batrussia.ru — официальный сайт British American TobaccoРоссия
Заполнить форму текущей работой