Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Изменение социальной структуры рабочих промышленности в процессе перехода российского общества к рынку: На материалах Республики Бурятия

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В сложной социально-экономической обстановке в российском обществе появились элементы организованности в рабочем движении. Однако, формирование и пробуждение политического сознания рабочих происходят медленно. Смена периодов общественных отношений в России означает переходное состояние социальной структуры общества. В настоящее время процесс классо-образования и социального расслоения… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Методологические основы исследования проблем изменения социальной структуры рабочих промышленности в условиях перехода к рынку
    • 1. Место и роль рабочих промышленности в социальной структуре общества
    • 2. Рыночные реформы и их влияние на социальный статус рабочих промышленности Бурятии
  • ГЛАВА II. Изменение социальной структуры рабочих промышленности Бурятии
    • 2. 1. Трансформация поселенческой, отраслевой и профессиональной структуры рабочих промышленности
    • 2. 2. Социально-имущественная дифференциация рабочих
    • 2. 3. Социальное самочувствие и поведение промышленных рабочих
    • 2. 4. Воспроизводство рабочих кадров

Изменение социальной структуры рабочих промышленности в процессе перехода российского общества к рынку: На материалах Республики Бурятия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Происходящие глубокие изменения в российском обществе со всей остротой поставили проблему рабочего класса в этих изменениях на одно из центральных мест в обществоведении. Являясь главным субъектом материального производства, рабочий класс был и остается основной производительной силой общества.

В результате своего как количественного, так и качественного роста, промышленные рабочие Бурятии в годы советской власти превратились в крупный многонациональный отряд, в котором присутствуют представители всех наций и народностей, населяющих республику.

Переход к рыночной модели развития обусловил существенные сдвиги, произошедшие в социальном статусе и роли рабочих в жизнедеятельности российского общества.

Введение

элементов рыночных отношений привело к закрытию ряда промышленных предприятий, безработице, в том числе и в среде рабочих промышленности.

Сегодня с особой остротой ощущается необходимость анализа происходящих изменений в функциях и структуре рабочих промышленности, их производственной и общественной активности, места и роли в обществе. Недостаточно проанализированы региональные и национальные различия в рабочем классе. С этой точки зрения изучение рабочих промышленности представляет актуальную научную проблему, большое политическое и практическое значение.

Экономическое положение, в котором оказался рабочий класс свидетельствует о том, что его развитие носит диалектически-противоречивый характер. С одной стороны, происходит рост образовательного, культурного, профессионального уровня рабочих, что обуславливает повышение их роли в жизни российского общества, как одной из составляющих производительных сил. С другой стороны, наблюдаются массовая дисквалификация рабочих, формирование в их составе новых групп маргинального типа, что ведет к снижению статуса данной социальной группы. Снижение статуса рабочего класса обусловлено появлением различных форм собственности на средства производства, усиливающей гетерогенность рабочего класса. Одновременно происходит деконцен-трация значительной части рабочих по мелким и мельчайшим предприятиям. В составе рабочего класса происходят отраслевые, квалификационные, демографические, территориальные изменения.

Сегодня с особой остротой ощущается необходимость исследования сложившейся социально-экономической ситуации, в которой оказался рабочий класс, изучения изменений, происходящих в функциях и структуре рабочих промышленности, их производственной и общественной активности, места и роли в обществе.

Появившиеся в последнее время научные работы дали обширный материал, позволяющий составить более полную картину структуры российского общества переходного периода. Однако его научное обоснование требует научного обобщения.

Изменения, произошедшие в постсоветской общественной системе в результате смены общественного строя, требуют теоретического осмысления в места и роли рабочего класса в современном российском обществе. Функции, миссия промышленных рабочих стали предметом как научных, так и политических и идеологических дискуссий. В частности, обращается внимание на снижающуюся организованность и сплоченность рабочего класса, поставлен вопрос о преходящей роли пролетариата в обществе.

В сложной социально-экономической обстановке в российском обществе появились элементы организованности в рабочем движении. Однако, формирование и пробуждение политического сознания рабочих происходят медленно. Смена периодов общественных отношений в России означает переходное состояние социальной структуры общества. В настоящее время процесс классо-образования и социального расслоения в российском обществе еще не закончился. Рабочий класс размыт, дезориентирован. Сейчас рабочие в массе своей не объединены в политические партии, не используют в полной мере преимущества коллективных требований и не проводят солидарные действия, направленные на их выполнение. Отсутствие собственной идеологии рабочего класса говорит о том, что рабочие не являются самостоятельными субъектами хозяйственной и общественной жизни.

В переходный период в России идет процесс размежевания социальных сил. Формируются социальные группы и, соответственно, политические партии, которые отражают интересы и положение этих социальных групп. Расслоение рабочих и множественность их социальных статусов ослабляют позицию рабочего класса как единого целого. В настоящее время рабочий класс как класс в экономическом и политическом значении существует лишь в потенции, он не организован, внутренне разобщени было бы ошибочно рассматривать его в качестве единого социального образования. На этом основании промышленных рабочих с большей вероятностью можно отнести к промежуточному классу.

Сталкиваясь с суровыми санкциями, политическая активность промышленных рабочих ограничивается их участием в пикетах и голодовках, перекрытием железных и автомобильных дорог в разных регионах страны, что подчеркивает их организованность в легитимных рамках бороться за свои права.

Движение трудящихся за свои права остается в целом на уровне экономических требований и не связано с задачей изменения социальной жизни, характера власти, поиском политических механизмов для достижения указанных целей. Все сказанное говорит о том, что в современной социальной структуре общества рабочий класс (как «класс для себя») находится лишь в стадии формирования.

Актуальность темы

связана также с тем, что с началом экономических реформ резко уменьшилось число исследований, касающихся рабочего класса, его социально-экономического положения, происходящих изменений в его социальной структуре, его влияния на развитие российского общества. В публикациях же советского периода рабочий класс представлялся как руководящая и сила социалистического общества.

Все поставленные вопросы представляют актуальную научную проблему, что и обусловило выбор темы диссертационной работы.

Степень изученности проблемы. Изменение социальной структуры, функциях, места и роли рабочих промышленности освещалось в работах отечественных и зарубежных философов, историков, социологов, экономистов. Так, вопрос о месте рабочего класса в социальной структуре советского общества рассматривался в работах: А. А. Амвросова, Н. А. Аитова, JI.A. Гордона, Н. Н. Киселева, В. В. Кревневича, И. Т. Левыкина, А. К. Назимовой, Г. В. Осипова, М. Н. Руткевича, B.C. Семенова, В. М. Селунской, Н. Е. Тихоновой, О.Н. Труби-цина, Ф. Р. Филиппова, О. И. Шкаратана и других.

Издан ряд научных работ, раскрывающих роль рабочего класса в развитии экономики, ускорении научно-технического прогресса, роли рабочего класса в управлении производством. Это исследования Ю. Е Волкова, A.M. Вейн-берга, В. А. Ежова, Н. П. Иванова, Е. И. Капустина, В. В. Кревневича, Н. В. Маркова, В. Г. Смолькова, А. С. Фриша, П. А. Хромова, Ю. Г. Чуланова.

1 Лебедева Н. Б., Хабибуллина Р. Я. Советский рабочий класс. Традиции и преемственность поколений. -М., 1972. Ежов В. А. Рабочий класс СССР. Социально-политический очерк. -С.-Пб., 1974. Рабочий класс и мировое развитие /под ред. А. А. Галкина и др. -М., 1987. Федосеев П., Загладин В., Арисменди Р. И др. Рабочий класс и общественный прогресс. —М., 1980.

Опубликованы работы, раскрывающие профессионально-квалификационные изменения в составе рабочих промышленности, социальные факторы эффективности их труда, улучшение его условий, организации труда и производства, совершенствование подготовки рабочих кадров, проблемы адаптации молодых рабочих, их социально-профессиональной мобильности. Это работы Е. И. Васильчикова, A.M. Гелюты, Л. И. Суворовой, A.M. Добрусина, Е. Г. Ефимовой, Н. П. Иванова, Е. Г. Комарова, В. И. Осипова, Н. И. Петрова, Г. Н. Соколова, В. А. Чуланова, И. А. Ягодкиной.

Написан ряд трудов, посвященных рабочему классу на материалах национально-государственных образований, в том числе входивших ранее в состав СССР. В них рассматриваются проблемы становления и развития национальных отрядов рабочих, выяснения их роли в экономической и социально-политической жизни этих образований. Их авторами являются Д. Т. Ахмедли, З. И. Гильманов, Л. Г. Джохая, Ш. Р. Зайнетдинов, А. Д. Павлова, Р. Пуллат, Г. Н. Соколов, В. П. Шомина, Г. Я. Яковлев и др.

Определенный вклад в исследование социальной структуры рабочего класса, его роли в развитии промышленности и в целом народного хозяйства Бурятии внесли обществоведы: М. Н. Балдано, В. В. Беликов, Б. Ц. Митупов, И. И. Осинский, Ю. Б. Рандалов, Е. Е. Тармаханов, М. Н. Халбаев, Ф. И. Шулунов. В этих работах анализируются особенности формирования и развития рабочего класса в советский период, его функции и роль в развитии производительных сил Бурятии.2.

В период перестройки, вопросы развития инициативы, творчества про.

2 Балдано М. Н. Рабочий класс и развитие промышленности Бурятской АССР. — Улан-Удэ, 1984. Беликов В. В. Повышение культурно-технического уровня рабочего класса Бурятии в период развитого социализма. — Улан-Удэ, 1980. Левыкин И. Т., Рандалов Ю. Б. Социальная структура и образ жизни населения Бурятии: Сб.статей. -Улан-Удэ, 1990. Митупов Б. М., Развитие промышленности и формирование рабочего класса Бурятской АССР. -Улан-Удэ, 1958. Осинский И. И. Рабочий класс Бурятской АССР. — ИГПИ, 1985. Тармаханов Е. Е. Промышленность и рабочий класс советской Бурятии 1938;1958гг./Новосибирск, 1979. мышленных рабочих, повышения их роли в жизни предприятий, индустрии, связи, транспорта стала одной из центральных в области научных исследований. В этот период были опубликованы работы Аитова Н. А., Бляхмана JI.C., Гордона JI.A., Ковригина М. А., Сонина М. Я., Корогодина И. Т., Мочернего С. В., Турченко В. Н., Шкаратана О.И.3.

С началом экономических реформ число публикаций по проблемам промышленных рабочих сократилось. Если в советское время библиография философских, исторических, социальных и экономических работ по данной тематике насчитывала многие сотни наименований, то в последние годы сколько-нибудь значительные монографические исследования практически отсутствуют.

Появляющиеся в печати статьи раскрывают лишь отдельные стороны социально-экономического положения рабочих в условиях рыночной экономики падения их статуса, снижения роли и места в жизнедеятельности общества, расслоения рабочих.4 Не нашло своего отражения в литературе влияние разгосударствления и приватизации собственности на социальное положение рабочих промышленности. Нет исследований, раскрывающих динамику структуры отраслевых групп рабочих, изменения в их культурном образовательном и профессиональном разрезе. В тени остался региональный аспект изучения данной проблемы.

3 Аитов Н. А. Социальные проблемы ускорения научно-технического прогресса в СССР. — М., 1987. Гордон Л. А., Назимова А. К. Рабочий класс СССР: тенденции и перспективы социально-экономического развития. -М.1985. Бляхман Л. С., Сидоров В. А. Качество работы: роль человеческого фактора. — М. 1990. Ковригин М. А. Обновление рабочих кадров. — М., 1989. Кревневич B.B. Социальные последствия автоматизации. — М., 1985. Сонин М. Я. Социалистическая дисциплина труда. — М., 1985 Мочерний С. В., Андреев Л. Г., Кошнар И. HTP и рабочий класс. — Киев, 1988. Турченко В. Н. Личность и нучно-технический прогресс. — Новосибирск, 1990. Шкаратан О. И. Рабочий и инженер. Социальные факторы эффективности труда. — М., 1985.

4 Неугодов В. В., Джурабов K.T. «Теплые места» для пожилых работников//Социологическое исследование. 1989, № 4. Попова И. П. Новые маргинальные группы в российском обществе//Социологические исследования. 1999, № 7. Попырина В. А. Социальная аномия на производстве//Социологические исследования. 1995, № 9. — С. 153−154. Ракитская Г. Состояние и перспективы рабочего движения в России//Вопросы экономики, 1995, № 6. -С.57−67. Толстиков B.C. Рабочий класс и тоталитаризм//Социологическое исследование. 1994. — С.17. Борисов В. А., Козина И. М. Об изменении статуса рабочих на предприятии//Социологические исследования. — 1994, № 2. — С.20−29.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования являются промышленные рабочие Республики Бурятия, предметом — структура, функции, социальное положение рабочих в условиях перехода российского общества к рыночным отношениям.

Цель и задачи исследования

Целью диссертационной работы является социологический анализ социальной структуры, промышленных рабочих Бурятии в условиях перехода к рынку.

Постановка данной цели обусловила необходимость решения следующих задач:

— выявление места и роли промышленных рабочих в социальной структуре современного общества;

— анализ профессиональной, отраслевой и поселенческой структуры рабочих индустрии;

— исследование влияния экономических реформ на социальное положение промышленных рабочих;

— выявление социального самочувствия и интересов рабочих промышленности;

— определение основных направлений воспроизводства промышленных рабочих.

Методологическая основа и источники исследования. В процессе работы над диссертацией автор опирался на методологию системного анализа общественных явлений. Общенаучными методами в этом исследовании выступали анализ и синтез, исторический метод, сравнение.

Источниками послужили труды отечественных ученых, материалы государственной статистики. В работе использовались материалы всесоюзных переписей населения 1979 и 1989, а также статистические материалы.

Эмпирической базой исследования явились результаты конкретного социологического исследования проблем рабочих промышленных предприятий Республики Бурятия. Из общей совокупности промышленных предприятий республики типичными являются 7 предприятий (Улан-Удэнский авиазавод, ТЭЦ-1, тонкосуконная мануфактура, мясоконсервный комбинат, приборостроительное объединение, ОАО Бурятмебель, республиканская типография), представлявших машиностроение, лесной комплекс, электроэнергетику, полиграфическую, легкую, пищевую промышленность и отражающие отраслевую структуру промышленности Бурятии. На этих предприятиях пропорционально их количественному составу с помощью анкеты (приложение 1) было опрошено 475 человек рабочих различных подразделений, которые представляют структуру предприятия. Изучались материалы отдела кадров каждого предприятия, использовались материалы статистики. Полученные данные характеризуются следующим образом: 8,2% - рабочие пищевой промышленности, 18,3 -лесного комплекса, 11 — рабочие электроэнергетики, 13,6 — рабочие легкой промышленности, 4,8 — рабочие полиграфической промышленности, 23,7 -рабочие авиастроения и 20,2% -рабочих приборостроения.

Это дает основание считать, что полученные данные репрезентативны и отражают соответствующие параметры рабочих разных отраслей в генеральной совокупности.

Научная новизна работы. Научная новизна диссертационной работы определяется задачами, которые поставлены в исследовании. Проанализированы основные тенденции и изменения в структуре промышленных рабочих Бурятии в связи с изменениями, произошедшими в российском обществе. Дан анализ поселенческой, отраслевой и.

10 профессиональной структуры промышленных рабочих Бурятии. На основе материалов Госстатистики и социологического исследования показано влияние перехода к рыночным отношениям на материальное положение рабочих, их социальное самочувствие.

Автором выявлены и показаны основные проблемы в подготовке квалифицированных рабочих кадров, даются практические рекомендации для улучшения профессионального обучения и подготовки молодых рабочих.

Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что на его основе возможен прогноз изменений, происходящих в структуре промышленных рабочих, основные направления этих изменений. Материалы исследования могут применены в учебном процессе для разработки курсов по социальной структуре общества, социологии труда. Основные положения данного исследования могут быть использованы министерствами, ведомствами, руководителями предприятий для улучшения организации труда и производства, подготовки рабочих кадров, повышении их квалификации.

Апробация работы. Основные результаты исследования были представлены в виде докладов и сообщены на научно-практических конференциях преподавателей БГУ в 1996, 1998, 1999 гг., и изложены в следующих публикациях автора:

1. Производительность труда — главный показатель эффективности. //Блокнот агитатора. -Улан-Удэ, 1986. -№ 23. -0,25 п.л.

2. Следует учитывать интересы молодых. //Мясная индустрия СССР,.

1987. № 11. 0,25 п.л.

3. В труде помогают знания. //Политический собеседник. -Улан-Удэ,.

1988. -№ 8. 0,25 п.л.

4. Хозрасчет в действии. //Политический собеседник. -Улан-Удэ, 1989. -№ 8. -0,25 п.л.

5. Эффективность использования основных производственных фондов в промышленности Бурятии. -Улан-Удэ, 1989. -112 с.

6. В сегодняшнем дне — не уверены. //Политический собеседник. -Улан-Удэ, 1990. -№ 9. — 0,25 п.л.

7. Становление рынка в Республике Бурятия. -Улан-Удэ, 1997. — 124 с.

8. Доходы и уровень жизни. //Городская газета. -Улан-Удэ, 2001. 2 июня. -0,25 п.л.

Диссертация обсуждена, одобрена и рекомендована к защите на заседании кафедры философии БГУ (ноябрь 2001 г.). С результатами исследования ознакомлены руководители предприятий промышленности.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих в себя шесть параграфов, списка литературы и приложения: анкеты.

Какие выводы можно сделать из всего сказанного?

Изменения статуса рабочих промышленности связано с появлением различных форм собственности. В рабочем классе появились группы, работающие на государственных, муниципальных, акционерных предприятиях, частном бизнесе. Многообразие форм собственности привело к дифференциации заработной платы в зависимости от сектора промышленности, в котором трудятся рабочие, различиям в условиях труда.

Главной сферой социальных изменений стала социально-профессиональная структура, ее трансформация привела к появлению слоев населения, для которых наиболее характерны изменения их социально-профессионального статуса. Среди них промышленные рабочие, потерявшие прежний социальный статус и не имеющие возможность приобрести адекватный.

Переход к рынку привел к падению статуса промышленных рабочих. Изменение статуса этого общественного слоя связано в первую очередь с изменениями статуса труда в обществе.

ГЛАВА II. Изменение социальной структуры рабочих промышленности.

2.1. Трансформация поселенческой, отраслевой и профессиональной структуры рабочих.

Начатая в стране перестройка в системе общественных отношений, переход к рынку, вызвала изменения в социальной структуре российского общества. В социальной структуре выделяется различные по характеру, масштабу, общественной роли социальные общности, образуется сложные взаимопереплетаю-щиеся связи между ними. Охватить эти элементы во всем их многообразиизадача, решаемая специальными социологическими исследованиями. Мы попытались выяснить черты лишь некоторых социальных общностей, раскрыть связи между ними, рассматривая последовательно поселенческую, отраслевую и профессиональную структуры рабочего класса.

Поселенческая структура есть пространственная форма организации общества. Развитие производительных сил Республики Бурятия вело к созданию и развитию новых поселений. В сельской местности строились крупные промышленные предприятия по производству строительных материалов, предприятия лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, предприятия машиностроения и металлообработки, объекты электроэнергетики, пищевой и легкой промышленности.

В середине 70-х на территории Бурятии было начато строительство Байкало-Амурской железнодорожной магистрали. В зоне, прилагающей к БАМу, создавались поселения, возводились промышленные объекты.

Анализ материалов всесоюзных переписей населения в 1979 и 1989гг. показывает, что за этот период численность рабочих в промышленности Бурятии тип выросла на 16%.Увеличение численности рабочих шло прежде всего в отраслях обрабатывающей промышленности и снижалась численность рабочих в добывающих и сырьевых отраслях.

Под воздействием научно-технической революции и вызываемых ею перемен в условиях и содержании труда произошло усложнение производственной деятельности промышленных рабочих. Повышение сложности труда привело к росту удельного веса групп и категорий трудящихся, имеющих более сложные профессии. Одновременно появились новые профессиональные группы рабочих. Это вызвало соответствующие изменения в профессиональной структуре промышленных рабочих.

Так, в машиностроении и металлообработке республики число сварщиков и газорезчиков возросло на 44,2%, настройщиков оборудованияна 21,3%, монтажников оборудования и аппаратуры — на 28,3%. Вместе с тем, сократилось число фрезеровщиков — на 28,2%, токарей — на 11,1%, кузнецов — на 12,6%. Профессии наладчиков, настройщиков, операторов автоматических линий стали в машиностроении ведущими.

Данные об эволюции, произошедшей в структуре рабочих промышленности, расположенной в городских поселениях в период между двумя всесоюзными переписями населения 1979 и 1989 гг. приведены в таблице 7.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Переход к рынку и связанный с этими изменениями формы собственности на средства производства, потребовал соответствующей оценки роли, места рабочего класса в социальной структуре российского социума.

Экономической и политической основой, определявшей ведущую роль рабочего класса в российском обществе, являлось то обстоятельство, что он выступал как главный носитель высшей формы общественного производствакрупной промышленности, которая всегда играла ведущую роль в развитии всех сфер материального производства, обеспечивала социальный прогресс.

Вместе с тем, изменения, происходящие в российском социуме, коренным образом изменили место и роль рабочего класса. Являясь основным производителем материального богатства, он оказался оттесненным на вторые роли в общественной иерархии. Изменение места и роли рабочего класса в российском социуме, показали полную неспособность рабочих вести борьбу за свои права. Одновременно с изменением места и роли рабочего класса упал его социальный статус.

В процессе глубокой трансформации российского общества перетерпели изменения многие параметры социальной организации рабочего класса. Эти изменения вызваны развитием рынка, дифференциацией собственности и связанных с этим экономических отношений в хозяйственной сфере.

Изменилась поселенческая структура рабочего класса. В поселенческой структуре существенно возросла доля промышленных рабочих, живущих в городе, и сократилась численность рабочих промышленности живущих в сельской местности.

В процессе трансформационных изменений изменилась и отраслевая структура промышленности. В ее структуре сократилась доля рабочих обрабатывающей промышленности и увеличился удельный вес рабочих, занятых в добывающих отраслях и предприятий ТЭКа. Это свидетельствует о том, что в промышленности Бурятии идут негативные процессы, связанные с формированием сырьевой направленности экономики.

Подверглась изменению и профессионально-квалификационная структура рабочих промышленности. За годы реформ она существенно ухудшилась. Кадровый состав рабочих промышленности значительно изменился. На многих предприятиях промышленности сократилась общая численность рабочих, снизилась их квалификация. Одновременно в промышленности появились профессии, связанные с ручным трудом.

Падение статуса рабочих промышленности в период кардинальных экономических изменений общественных отношений, вызвало и переход к новым формам распределения, вызванного социально-имущественной дифференциацией среди рабочих промышленности.

Изменения, которые ощутили на себе рабочие промышленности, связаны с изменением их материального положения. У большинства рабочих промышленности материального положение серьезно ухудшилось. Это проявляется прежде всего в том, что произошла существенная дифференциация заработной платы, задержки с ее выплатой. Это создает у рабочих чувство социальной неудовлетворенности, выступает мощным фактором, сдерживающим рост позитивного отношения к проводимым экономическим преобразованием, вынуждает рабочих искать побочные заработки.

Низкий жизненный уровень рабочих промышленности, резкое имущественное расслоение по доходам ведет к обострению отношений между различными социально-профессиональными группами рабочих и администрацией предприятий.

Падение промышленного производства, угроза безработицы, низкий жизненный уровень большой части рабочих оказал существенное влияние на их социальное самочувствие. Ухудшение социального самочувствия рабочих усиливает инертность, безразличие к происходящим в российском социуме событиям.

В среде рабочего класса нарастает социально-психологическая напряженность, социальная неуверенность, страх перед безработицей, недоступностью образования для детей, услуг медицины. У большей части рабочих промышленности исчезло существовавшее при советской власти чувство социальной защищенности, уверенности в своем будущем, поддержке общества.

Учебные заведения системь'1 профессионального образования — главная кузница подготовки рабочих кадров. Становление молодого рабочего — сложный и довольно длительный процесс, занимающий не один год. Задача сегодня заключается в формировании конкурентоспособного рабочего. Молодой рабочий, окончивший учебное заведение, хорошо должен знать полученную профессию, хорошо разбираться в новой технике, технологии и экономике.

Успешная адаптация молодого рабочего в производственном коллективе зависит от общего социально-нравственного климата на предприятии, от неформального отношения руководства предприятия и коллектива к новым работникам, учета специфики психологии молодого человека, его потребностям.

Адаптация молодого работника связана прежде всего с развитием его активности и инициативы. Известно, что невостребованные у молодежи способности в дальнейшем не проявляются или направляются во вред обществу.

Особого внимания заслуживает вопрос повышения квалификации и переподготовки рабочих промышленных предприятиях, где в настоящее время сложилось не простое положение. Численность повышающих свою квалификацию рабочих уменьшилась во много раз. Это связано с тем, что предприятия сегодня озабочены проблемами выживания, а перспективные задачи отодвинуты на второй план.

По нашему мнению, возникла необходимость в разработке и проведении государственной программы повышения образовательного и профессионального уровня рабочих кадров. Необходимо создать постоянно действующую программу переобучения и переподготовки рабочих промышленности. Одновременно решение этой проблемы видится в развитии договорных отношений между предпринимателями и рабочими.

Показать весь текст

Список литературы

  1. ., Янаев Г. И., Тимофеев Т. Т. и др. Рабочий класс и социальная практика: Опыт и перспектива. М., 1989. -216 с.
  2. Е., Кокин Ю. Реформа заработной платы: ожидания и реальность//Экономист. 1997. -№ 4. -С. 29−35.
  3. А., Бескин Д., JI. Денисовский и др. Рабочий класс и инженерно-техническая интеллигенция. М., 1989. -264.с.
  4. Н.Ю. Персональное обучение персонала российских предприятий. //Общество и экономика. 1997. — № 7−8. -С. 163.
  5. С.Я. Актуальные проблемы подготовки рабочих кадров высшей квалификации. М., 1979. — 223 с.
  6. В.В. Повышение культурно-технического уровня рабочего класса Бурятии в период развитого социализма. Улан-Удэ., 1980. -104 с.
  7. JI.C., Сидоров В. Н. Качество работы: роль человеческого фактора.- М., 1990.-191 с.
  8. В. А. Козина И.М. Об изменении статуса рабочих на предприятиях. Социологические исследования. -1994. -№ 11. -С. 16−29.
  9. . Использование трудового потенциала России. //Общество и экономика.-1999. -№ 12.-С. 100−101.
  10. Ю.Бубнов М. Выпускники до востребования. //Экономика и жизнь. 1996.-№ 37. -С. 39.
  11. П.Вебер М. Основные понятия стратификации.//Социологические исследования. -1994. -№ 5. -С. 148.
  12. Всесоюзная перепись населения 1979 г. Госкомстат. -Улан-Удэ. Таблица 21 В., 27 В. -С. 3−5.
  13. Всесоюзная перепись населения 1979 года. Госкомстат. -Улан-Удэ. Таблица 19 В.
  14. Всесоюзная перепись населения 1989 г. Госкомстат. -Улан-Удэ. Таблица 19 в.-С. 3−5.
  15. Всесоюзная перепись населения 1989 года. Госкомстат. -Улан-Удэ.-Таблица 7 В, 27 В.
  16. Е.В. Направления и механизмы профессионально-квалификационного роста работников на предприятии. //Общество и экономика. 1997. — № 7−8. -С. 146.
  17. А.А. Тенденции изменения социальной структуры. //Социологические исследования. 1998. -№ 8. -С. 85.
  18. Э. Стратификация и классовая структура. //Социологические исследования. -1992. -№.9,11.
  19. В., Магун В. Ожидание перемен (рабочие о ситуации на промышленных предприятиях). //Социологические исследования. -1990. № 1.-С. 4−19.
  20. З.Т., Витюк В. В., Гридчен Ю. В., Черных А. И., Романенко Л. М. Становление гражданского общества и социальная стратификация. //Социологические исследования. 1995.- № 6. -С. 22.
  21. JI.A., Комаровский В. В., Назимова А. К. Перестройка советской экономики и рабочий класс. М., 1987. -40с.
  22. Л.А., Наумова А. К. Рабочий класс в СССР. Тенденции и перспективы социально-экономического развития. -М., 1985.
  23. Гудок. -1998, 3 сентября. -С. 7.
  24. Данные отдела кадров ТЭЦ-1 и Улан-Удэнского мелькомбината за 1998 г.
  25. Данные отдела кадров Улан-Удэнского АО «Туяна» за 1992 и 1998 гг.
  26. В.И., Кравченко А. И. Социология. -М., 2000. -Т.2. -536с.
  27. Ю.М. Кадровый потенциал Российской экономики и проблемы развития человеческих ресурсов. //Общество и экономика. 1999. -№ 12. -С. 89.
  28. В.И. Некоторые основные вопросы исследования современного рабочего класса в социалистическом обществе. /В кн.: Рабочий класс и современность. /Отв. ред. Тимофеев Т. Т. М., 1987. — 774 с.
  29. Классы и классовые отношения при социализме. Межвузовский сборник. /Отв. ред. Мутагиров 0.3., Панченко И. С. -Л.: ЛГУ, 1986. 166 с.
  30. .В., Гордон Л. А. Социальное развитие рабочего класса СССР. -М., 1977.
  31. Ф. О современном рабочем классе. /В кн.: Рабочий класс и современность. Отв. ред. Храмелашвили В. Н. М., 1975. — 168 с.
  32. М.С. Введение в социологию. -М., 1994. -317 с.
  33. В. Новая модель отношений собственности. //Экономист. 1994.- № 3. -С.73.
  34. А. Истоки «новой» социальной структуры. //Свободная мысль. -1993.-№ 9.
  35. Ю. Два мифа о нашем благополучии. /Бурятия. -2000, 30 января. -С.З.
  36. С.Э. Социальная философия. -М., 1998. -С. 137.
  37. Краткий психологический словарь. Феникс, 1998. -С334.
  38. Е.А. Становление рынка в республике Бурятия. Улан-Удэ, БГУ.- 124 с.
  39. В. И. Великий почин. Полн. собр. соч. Т.39.
  40. В. И. О значении золота теперь и после полной победы социализма. Полн. собр. соч. Т.44.
  41. В.П. Общественное разделение труда и формы производства развитого социализма. -Ярославль, 1976. 172 с.
  42. С. Процессы социальной структуризации в современной Украине. //Политические исследования. 1999. — № 3. -С. 57.
  43. Д.Д. Система расселения населения: региональный аспект.1. Новосибирск, 1988.
  44. Мансуров B. JL, Семенова JI.A. О материальном положении россиян. //Мир России. 1996. -№ 3.-Т.5.
  45. К., Энгельс Ф. Соч. Т.1. -С.425.
  46. К., Энгельс Ф. Соч. Т.23. — С. 191, 586−587.
  47. К., Энгельс Ф. Соч. Т.4. -С.424.
  48. К., Энгельс Ф. Соч. Т.46. -4.2. -С.213.
  49. X. На пути к обществу рабочего класса: российская классовая структура в 90-е годы. //Мир России. 2000. — № 2. -Т.9.
  50. С.В., Андреев Л. Г., Кошнар И. и др. Научно-техническая революция и рабочий класс. Киев, 1988. -327с.
  51. Национальный состав населения Бурятской АССР. Госкомстат. Улан-Удэ. 1991.-С.13.
  52. Обманутые ожидания. //Советская Россия. 2000, 17октября. -С.2.56.0синский И. И. Рабочий класс Бурятии. Иркутский педагогический институт. -1985. -138 с.
  53. В.Д., Бессекирная Г. П., Темницкая А. А. Рабочий на частном предприятии: мотивация, оплата, удовлетворенность работой. //Социологические исследования. -1988. -№ 4.-С. 34−41.
  54. В.Д., Колмакан Н. А. Удовлетворенность трудом: социально-экономические аспекты. РАН. Институт Социологии. 1993. -111с.
  55. С.Н. Социальная структура и социальная стратификация. -Новосибирск: Изд-во НГУ, 1999.
  56. В. В. Служащие в буржуазном обществе. М., 1975.
  57. В. Нетерпение ума или зачем мы морочим голову словами социалистический.//Российский экономический журнал. 1993. — № 3. -С. 63.
  58. Ю.В., Следзевский И. В., Гусаров В. И. и др. Социальная структура и общественное развитие. М., 1993. -345 с.
  59. Правда Бурятии. 1988, 8 сентября. -С.З.
  60. Проблемы всеобщего профессионального образования молодежи. -Сб. науч. тр. /ВНИИ профтехобразования- Редкол: В. В. Шапкин (отв. ред.) и др. -Л.: ВНИИ профтехобразования, 1987. -79 с.
  61. Промышленность Республики Бурятия. Статсборник. Улан-Удэ, 1999. -104 с.
  62. Профессиональное образование в России: новые тенденции: Тезисы докладов научно-практической конференции. /Санкт-Петербург, 21−22 сентября 1993. -СПб., 1993. -50 с.
  63. Профессиональное образование в России: новые тенденции: Тезисы докладов научно-практической конференции. /Санкт-Петербург, 22−23сентября 1993./Отв. ред. Кузьмин И. П. -СПб., 1993. -50 с.
  64. Профтехшкола на путях перестройки. Общество «Знание» РСФСР. -1990.
  65. Рабочая трибуна. -1995, 24 января. -С.2.
  66. Рабочий и инженер. Социальные факторы эффективности труда. Под ред. Шкаратана О. И. -М, 1985. -275 с.
  67. Рабочий класс СССР ведущая сила ускорения развития общества. /Под ред. Ежова В. А., Овсянкина В. А. -Л.: ЛГУ, 1989. — 173с.
  68. Рабочий класс в мировом революционном процессе. /Отв. ред. Храмелашвили В. Н. М., 1975. -362 с.
  69. Рабочий класс в социалистическом обществе: тенденции и перспективы развития в условиях интенсификации. /Отв. ред. Гордон Л. А., Назимова А.К.-М., 1988.-194 с.
  70. Рабочий класс в условиях НТР. Отв. ред. Кревневич В. В. М., 1979. -310 с.
  71. Рабочий класс и его ведущая роль в строительстве коммунизма. /Ред. коллегия: Степанян Ц. А. и др. -М., 1975. 568 с.
  72. Рабочий класс и индустриальное развитие Марийской АССР. Сборник. Составитель ШоминаВ.П., Лаптева Г. А. -Йошкар-Ола, 1987.-221с.
  73. Рабочий класс и социальная практика: опыт и перспективы. /Отв. ред. Шмачков Т. В. -М., 1989. -211 с.
  74. Рабочий класс и социальный прогресс. Ежегодник РАН. /Отв. ред. Галкин А. А. М., 1977.-294 с.
  75. Рабочий класс СССР и ГДР: Опыт исторического исследования. М., 1991.-163 с.
  76. Рабочий класс страны Советов. -Минск, 1980. 440с.
  77. Рабочий класс Украинской ССР: традиции и современность. /Отв. ред. Кондофур Ю. Ю. -Киев, 1986. 238с.
  78. В.В. Социальная стратификация, или как подходить к проблеме социального расслоения. //Российский экономический журнал. -1994. -№ 11.-С. 87.
  79. В.В. Экономическая социология. М., 1997.-368 с.
  80. В.В., Шкаратан О. И. Социальная стратификация: Учебное пособие для вузов. М., 1996. -317 с.
  81. Развитие рабочего класса автономных республик РСФСР. Межвузовский сборник. Чувашский госуниверситет. /Отв. ред. Смирнов В. П. -Чебоксары, 1986. 128 с.
  82. Социальная расслоение и социальная мобильность. //Российская Академия наук. Институт социологии. -М., 1999. -189 с.
  83. Л. Настоящее и НЭП. //Российский экономический журнал.1996. № 4. -С. 7.
  84. Республика Бурятия 75 лет. Статистический сборник. — Улан-Удэ, 1998. -С. 85,88,91,92.
  85. Н.М. Россия XXI век (материалы Всероссийской научной конференции). /Экономист. -1998. № 1.-С.13.
  86. Руткевич М, Н., Колбановский Н. В., Гелюта A.M. и др. Социальная структура развитого социалистического общества в СССР. М., 1976. -224 с.
  87. М. Н. Макросоциология. М., 1995. -186 с.
  88. М. Н. Социальная поляризация. //Социологические исследования. 1992. -№ 9. -С.3−16.
  89. М.Н., Филиппов Ф. Р. Социальная структура развитого социалистического общества в СССР. -М., 1976.
  90. Г. Н. «Россия» верит в Россию. //Трибуна.- 2001, 19 января. С.З.
  91. И.Т. Повышение квалификации рабочих на производстве. Педагогический аспект. -М., 1989. -СПб., 1989. -109 с.
  92. И.П. Начальное профессиональное образование, или самая первая «удочка». //Человек и труд. -1988. -№ 5. -С.44−45.
  93. И.П. Советский рабочий: формирование творческой личности. М., 1987.-171 с.
  94. П.А. Общедоступный учебник социологии. Статьи разных лет. -М.: Наука, 1994. 559 с.
  95. Социальная структура и образ жизни населения Бурятии. Отв. Ред. Левыкин И. Т., Рандалов Ю. Б. Улан-Удэ, 1990. -124 с.
  96. Социальная структура советского общества и социалистический образ жизни. Материалы к IX ВСК./Под общей ред. Рябушкина Т. В. М.: ИСИ, 1978, — 207 с.
  97. Социально-экономическое положение Республики Бурятия за 1998 год и основные тенденции развития в 1999 году. Госкомстат. Улан-Удэ, 1999.-С.70, 113.
  98. Социально-экономическое положение Республики Бурятия за январь-ноябрь 1997 года. Госкомстат. Улан-Удэ, 1997. — С.8.
  99. Социально-экономическое положение Республики Бурятия за январь-ноябрь 1999 года. Госкомстат. Улан-Удэ, 1999. -С.75.
  100. Социологический энциклопедический словарь. Ред. -коорд. Осипов Г. В.-М., 1998.-448 с.
  101. Е.Н. Маргиналы и маргинальность в советском обществе. //Рабочий класс и современный мир. -1989. -№ 4. -С.149.
  102. Н. Трудовые отношения в условиях глобализации. //Общество и экономика. -2000. -№ 2.
  103. Тармаханов Е. Е Рабочий класс Бурятской АССР. Иркутский педагогический институт. -Иркутск, 1985. -137 с.
  104. Е.Е. Промышленность и рабочий класс советской Бурятии 1938−1958. /Отв. ред. Алексеев В. В. -Новосибирск, 1979. -333с.
  105. B.C. Рабочий класс и тоталитаризм. //Социологическиеисследования. 1994. — № 1. — С. 19.
  106. Труд и занятость в РБ. Госкомстат. Улан-Удэ, 1998. — С.31−32.
  107. Труд и занятость в РБ. Госкомстат. Улан-Удэ, 1998. — С.75.
  108. Труд и занятость в России. Госкомстат РФ. 1999. — С.425.
  109. Труд и занятость в России. Госкомстат РФ. 1999. — С.61.
  110. Труд в РСФСР. Статсборник. -М., 1990. -С.23.
  111. Труд. -1999, 9−15 сентября. -С. 16.
  112. Трудовой Кодекс Российской Федерации. //Экономика и жизнь, 2002. -№ 5. -С.5−28.
  113. B.C. Воспитание будущих рабочих. М., 1990. -158 с.
  114. Ф.С. Развитие индустриального отряда трудящихся ИСИ. 1987.122. Фомин Э. А., Федорова В. И. Стратегии в отношении здоровья.
  115. Социологические исследования. 1999. № 11. — С.35.
  116. М.Н. Индустриальное развитие национальных районов Сибири 1959−1970. -Новосибирск, 1978. -256 с.
  117. .С. Проклятое 10-е либерморов. //Экономическая газета. 2000, февраль. — № 9. (282). — С.З.
  118. И.И. Труд. Социологические аспекты теории и методологии исследования. М., 1973. -С. 154−155.
  119. Численность и заработная плата работников в отраслях экономики Республики Бурятии. Госкомстат РБ. Улан-Удэ, 1998. — С.34,38.
  120. Численность и заработная плата работников в отраслях экономики Республики Бурятия. Госкомстат РБ за 1999 год. Улан-Удэ, 1999. — С. 13.
  121. Численность и заработная плата работников в отраслях экономики Республики Бурятия. Госкомстат РБ за 2000 год. Улан-Удэ, 2000. -С.48,51.
  122. П.А. Социально-психологический анализ политического и социального положения рабочего класса. Вест. БГУ. Серия 5. — Вып. 1.
  123. О.И. Профессиональный состав рабочих промышленности СССР.-М., 1992.
  124. Н.О. Рабовладельческий КЗОТ//Правда. 2000, 14−17 июня. -С.2.
  125. Экономические науки. 1990. — № 8. — С.22.
  126. Ф. Принципы коммунизма. Маркс К., Энгельс.Ф. Собр. соч. -Т.4. С. 335.
  127. И.А. Воспроизводство рабочей силы при социализме. М., 1979.-232 с.
  128. Р.Г. Рабочий класс в условиях перестройки: опыт и проблемы исследований. //Рабочий класс и современный мир. -1990. -№ 2. -С. 197.
Заполнить форму текущей работой