Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Корпоративная социальная политика вуза как фактор эффективности управления персоналом

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что основные положения и результаты диссертационного исследования могут быть использованы: в качестве научного материала для дальнейшей разработки корпоративной социальной политики в высшей школепри обучении и повышении квалификации руководителей системы высшего профессионального образованияразработанный и апробированный… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Социальная политика в вузе: теоретико-методологические основания определения содержания и исследования
    • 1. 1. Социальная политика и ее роль в организации
    • 1. 2. Цели и содержание корпоративной социальной политики в вузе
    • 1. 3. Персонал вуза как объект и субъект социальной политики
  • ГЛАВА 2. Корпоративная социальная политика в высших учебных заведениях
    • 2. 1. Корпоративная социальная политика в восприятии работников вузов
    • 2. 2. Направления корпоративной социальной политики в высших учебных заведениях (на примере вузов г. Владивостока)
    • 2. 3. Влияние корпоративной социальной политики на эффективность управления персоналом
  • ГЛАВА 3. Управление корпоративной социальной политикой в вузе
    • 3. 1. Система управления корпоративной социальной политикой
    • 3. 2. Социальные программы как форма реализации корпоративной социальной политики в вузе
    • 3. 3. Нормативно-правовое обеспечение корпоративной социальной политики

Корпоративная социальная политика вуза как фактор эффективности управления персоналом (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы.

Актуальность изучения социальной политики в системе высшей школы обусловлена сменой парадигм и концепций развития как всего российского общества, так и его социальной сферы, а также необходимостью решать острые социальной проблемы, возникшие в результате действия негативных последствий рыночных преобразований.

Высшей школе в общественном сознании традиционно отводится ведущая роль в сохранении, передаче и распространении знаний, создании основы для научных исследований и развития новых технологий. В современных условиях значение высшего образования неизмеримо возрастает, так как прогресс общества ставится в прямую зависимость от качества образования и количества образованных людей. Однако социально-экономические условия, в которых в настоящее время происходит модернизация системы образования, негативным образом влияют на развитие системы высшего образования и социальное благополучие задействованного в этой сфере персонала.

Негативные тенденции в развитии системы высшего образования привели к кадровому кризису, который выражается в недостатке преподавателей высшей квалификации, снижении мотивации профессиональной деятельности и нарастании неудовлетворенности трудом работников вузов. В этих условиях особую роль приобретает управление персоналом, ориентированное на максимально эффективное использование трудового потенциала сотрудников. Это предполагает актуализацию новых ресурсов управления, важнейшим из которых является социальная политикаее можно рассматривать и как идеологию руководства на уровне осознания значимости удовлетворения потребностей сотрудников, и как инструмент в руках руководителя.

Разработка и реализация корпоративной социальной политики вуза должна способствовать решению проблем отставания роста заработной платы и так называемого компенсационного пакета в сфере образования от других отраслей, а также проблем медицинского обслуживания, пенсионного обеспечения работников вузов и их социальной защищенности в целом.

Вместе с тем, социальная политика в вузах сегодня носит пассивный характер, реализуется бессистемно, не определено ее значение, роль и место в системе управления, не разработаны соответствующие организационные механизмы реализации. Профсоюзные организации, с которыми традиционно связывалось осуществление социальных мероприятий, в настоящее время практически повсеместно в вузах утратили свой статус и не имеют ресурсов для социально ориентированной деятельности. Эти факторы обусловливают необходимость исследования управленческого аспекта социальной политики.

В то же время, следует признать, что анализ кризисных явлений в воспроизводстве научно-педагогического потенциала вузов в социологии образования, как правило, ограничивается социально-экономическим фоном, и источник противоречий в сфере профессионального образования относится только к государственному уровню управления. При таком видении проблемы упускается вопрос о вузе как корпорации, обладающей рядом черт: институциональная и организационная устойчивость, определенная узкая сфера деятельности, специфичность продукта (наука и высшее образование в конкретных специальностях), обладание кадровыми и информационными ресурсами, иерархическая социальная организация многочисленного персонала, при которой возможно расхождение в интересах управляющего звена и рядовых сотрудников. Это предполагает изучение характера внутренних структур (социальной, функциональной, организационной и нормативной), механизмов и процессов внутренней социальной жизни вуза и относящихся к его связям в обществе. Благодаря этому можно более точно определить ответственность вуза перед своими работниками и обществом. Однако рассмотрение вуза как корпорации и соответственно различных аспектов корпоративного управления в высшей школе до настоящего времени практически не предпринималось, что также делает актуальным рассмотрение корпоративной социальной политики.

Степень разработанности проблемы.

Проблеме государственной социальной политики и ее развитию в трансформирующемся обществе посвящено большое количество монографий, учебников и научных публикаций (А.Н. Аверина, Н. Д. Вавилина,.

A.И. Войтенко, Н. А. Волгин, И. Е. Ворожейкин, Т. Л. Клячко, М.Г. Колосни-цына, Е. И. Комаров, Я. И. Кузьминов, К. Э. Лайкам, Б. В. Ракитский, Г. Н. Соколова, М. В. Удальцова, С. В. Шишкин, Л. И. Якобсон, А. А. Яковлев и др.). Исследователи рассматривают государственную социальную политику с точки зрения ее целей, приоритетов и стратегииво многих работах поднимаются проблемы бедности и поляризации доходов граждан, безработицы отдельных категорий и занятости населения в целом, пенсионного обеспечения и другие вопросы. В круге изучаемых проблем находится и социальная политика в области образования, однако при этом система образования рассматривается как часть социальной сферы общества и проблемы социальной политики сводятся к доступности высшего образования, уровню образованности населения, социальной защищенности студентов и т. д., не затрагивая положения самих работников образовательных учреждений.

Социальная политика в системе высшей школы сегодня является малоизученной областью. Отдельные публикации (И. Болотин, Н. Богдан, О. Василенко, Е. Вельц, И. Герасимова, В. Жураковский, Р. Казакова, А. Кокорев,.

B. Корольков, Г. Красноженова, Е. Могилевкин, Л. Романкова и др.) рассматривают ее в рамках кадровой политики и посвящены, как правило, некоторым аспектам (отраслевая система оплаты труда, социальный портрет преподавателя, социальные проблемы научно-педагогических кадров, мотивация и стимулирование труда и т. д.).

Перечисленные соображения легли в основу определения концептуального направления данного исследования и темы диссертации.

Цель исследования — определить цели, условия, содержание и формы реализации корпоративной социальной политики в высших учебных заведениях, обеспечивающие эффективность управления персоналом вуза.

Задачи исследования. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач: определить сущность, роль и содержание корпоративной социальной политики вуза;

— выявить социальное положение персонала вуза как объекта корпоративной социальной политики, виды и структуру социальных потребностей работников высшей школыустановить влияние корпоративной социальной политики на эффективность управления персоналом вузаразработать модель системы управления корпоративной социальной политикой в вузепредложить рекомендации по разработке и реализации социальных программ, организационному и нормативно-правовому обеспечению корпоративной социальной политики.

Объектом диссертационного исследования является корпоративная социальная политика высших учебных заведений по отношению к персоналу.

Предметом диссертационного исследования выступают особенности корпоративной социальной политики вуза, а также влияние корпоративной социальной политики на эффективность управления персоналом в системе высшей школы.

Теоретическая и методологическая основа исследования. Диссертационное исследование основано на фундаментальных положениях общей социологии и социологии управления, системном подходе к управлению социальными организациями, анализе социальных процессов в трудовой деятельности (А.И. Пригожин) — идеологии социально-ориентированной рыночной экономики и социального государства (А. Мюллер-Армак, J1. Штейн, J1. Эр-хард), основным принципом которого является приоритет социальной политики над другими видами государственной политики [115, 180].

Анализ социальных потребностей и ожиданий, удовлетворенности условиями труда и жизни проводился на основе методологических подходов И. Ф. Девятко, К. Замфир, Т. И. Заславской, В. А. Ядова [40, 48, 171].

В диссертационном исследовании использованы методы системного и структурно-функционального анализа, моделирования, анализа статистической информации, теоретического и эмпирического обобщения, а также методы сбора информации — включенное наблюдение, анализ документов, опрос персонала вузов.

Информационной базой исследования послужили: статистические материалы Госкомстата, характеризующие социальное положение работников системы высшего профессионального образования;

— статистические данные за 2002;2004гг., характеризующие динамику кадровой ситуации в вузе и реализацию социальных программ (на примере Владивостокского государственного университета экономики и сервиса) — результаты социологических опросов, проводимых автором в период 2002;2005гг. в трех ведущих вузах г. Владивостока — Владивостокском государственном университете экономики и сервиса, Дальневосточном государственном техническом университете, Тихоокеанском государственном экономическом университете (выборка составила 815 респондентов).

Научная новизна исследования заключается в разработке модели системы управления корпоративной социальной политикой в вузе, установлении роли социальной политики как инструмента системы управления персоналом высшей школы. Элементы научного вклада заключаются в следующем: уточнены понятия «корпоративная социальная политика», «социальные программы», «факторы социальной политики», «система управления социальной политикой» применительно к высшим учебным заведениямпредложены критерии и методы оценки эффективности корпоративной социальной политики в вузевыявлены основные характеристики социального положения и социальные потребности научно-педагогических кадров в системе высшего образования, обусловленные спецификой деятельности в современных условияхпредложена методика разработки и реализации социальных программ в вузепредложены методические рекомендации по созданию системы управления корпоративной социальной политикой в вузе.

Практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что основные положения и результаты диссертационного исследования могут быть использованы: в качестве научного материала для дальнейшей разработки корпоративной социальной политики в высшей школепри обучении и повышении квалификации руководителей системы высшего профессионального образованияразработанный и апробированный инструментарий прикладного социологического исследования восприятия и роли социальной политики, социальных потребностей и социального положения персонала может быть востребован при проведении исследований по аналогичной или смежной тематикерекомендации по созданию системы управления корпоративной социальной политикой, разработке и реализации социальных программ в вузах могут быть использованы в практике управления высшими учебными заведениями.

На защиту выносятся следующие положения: современное социальное положение сотрудников вузов характеризуется как неблагополучное, при этом основными факторами неблагополучия являются низкий уровень материального достатка, не соответствие жилищных условий потребностям, ухудшение состояния здоровьясоциальные потребности сотрудников вузов имеют свою структуру, особенности и меняются под воздействием различных факторовна современном этапе развития высшей школы корпоративная социальная политика вуза является составной частью системы управления персоналом и средством повышения эффективности деятельности по управлению кадрамисистема управления корпоративной социальной политикой вуза включает организационное, информационное, материальное, нормативно-правовое обеспечениевлияние корпоративной социальной политики на эффективность управления персоналом проявляется в стабилизации показателей кадровой ситуации, улучшении кадрового потенциала и повышении приверженности сотрудников вузаразработка социальных программ, опирающихся на потребности и ожидания работников, играет ключевую роль в реализации корпоративной социальной политики вуза.

Эмпирическая гипотеза исследования. Эффективность управления персоналом вуза можно повысить при реализации долгосрочной активной корпоративной социальной политики, основанной на знании реального социального положения, социальных потребностей и ожиданий персонала.

Апробация результатов работы. Важнейшие положения диссертационного исследования представлены в виде докладов и публикаций в материалах Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Интеллектуальный потенциал вузов — на развитие Дальневосточного региона России» (г. Владивосток, 2004, 2005 гг.), V Всероссийской очно-заочной научно-практической конференции «Инновации и информационные технологии в образовании» (г. Владивосток, 2004 г.) — сборнике статей II Международной научно-практической конференции «Основные направления повышения эффективности экономики, управления и качества подготовки специалистов» (г. Пенза, 2004 г.).

Научно-методические результаты диссертационной работы используются в учебном процессе по дисциплинам «Управление персоналом»,.

Управление социальным развитием организации", в преподавании кадрового менеджмента в рамках Президентской программы подготовки управленческих кадров. Результаты исследования внедрены в практику работы Управления персоналом ВГУЭС. По теме диссертации опубликованы 4 работы.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав (9-ти параграфов), заключения, библиографического списка использованной литературы, включающего 184 наименования, приложений. Диссертация изложена на 164 страницах и содержит в тексте 8 таблиц и 11 рисунков. Структура работы определена целью и задачами исследования.

Выводы.

Слабая социальная обеспеченность и защищенность работников высших учебных заведений делает очевидной необходимостью формирование социальной политики в системе высшей школы на качественно ином уровне — уважающей человеческое достоинство и статус работников высокоинтеллектуального труда, не приемлющей остаточный принцип удовлетворения растущих социальных и профессиональных потребностей и в то же время не провоцирующей иждивенческие настроения у сотрудников вузов.

Управляемость такой социальной политикой вуза возможно обеспечить на основе системного подхода, внедрением новых организационных технологий как упорядоченной совокупности методов и процедур обоснования, разработки и реализации социальных программ, управленческих решений, внедрения социальных инноваций, планирования данной деятельности, подготовки социально ориентированных специалистов служб персонала и др.

Анализ социальной практики свидетельствует, что поэтапная работа по созданию системы управления корпоративной социальной политикой — неотъемлемая составная часть управления персоналом вуза.

Вузовские социальные программы должны быть направлены на решение социальных проблем, связанных с жизнедеятельностью и благосостоянием отдельных категорий сотрудников или персонала в целом. Разработка и реализация социальных программ представляет собой поэтапный процесс в рамках социального управления.

Основополагающее значение при реализации в вузе социальной политики имеет нормативно-регуляционный аспект — наличие системы локальных нормативно-правовых актов. Разработка и принятие Коллективного договора или Социального кодекса в рамках социального партнерства рассматривается как способ интеграции интересов администрации вуза и сотрудников, разрешения возникающих противоречий путем достижения согласия, взаимопомощи и взаимной ответственности.

Рассмотренные нами документы организационного и процессуального порядка — положения, инструкции и др. — являются условием легитимности, ресурсного обеспечения и исполнения отдельных направлений и услуг при реализации корпоративной социальной политики.

Формы и механизмы реализации корпоративной социальной политики в учебных заведениях высшей школы могут быть различными, поэтому необходима подготовка менеджеров по управлению социальными программами, знание международной практики такой деятельности, поддержка со стороны профессиональных союзов и организаций, регулярный обмен опытом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В современных условиях нарастание проблем в кадровом обеспечении высшей школы и социальном положении работников вузов приводит к поиску механизмов реализации корпоративной социальной политики в системе управления персоналом.

В настоящее время при определенной разработанности концептуально-методологических основ социальной политики как инструмента государственного управления практически не разработаны подходы к содержанию и механизмам ее реализации в системе высшей школы. Имеющиеся работы посвящены отдельным вопросам кадровой ситуации и социального положения работников, социальным аспектам сферы образования в целом.

Цель диссертационного исследования заключалась в определении условий, цели, содержания и форм реализации социальной политики применительно к персоналу высшего учебного заведения, выработке практических рекомендаций по повышению влияния социальной политики на эффективность управления персоналом.

В рамках данной цели следовало выявить роль социальной политики в вузе и определить ее взаимосвязь с кадровой политикой, установить структуру и специфику социальных потребностей персонала вуза, определить методы и критерии оценки эффективности социально ориентированной деятельности, основные пути и механизмы реализации социальной политики в вузе.

Анализ теоретических исследований, посвященных сущности и основным характеристикам социальной политики, показал, что социальная политика как целенаправленная деятельность по выработке и реализации решений, непосредственно касающихся человека, его положения в обществе, предоставления ему социальных льгот и гарантий является составной частью общей стратегии государства и неотъемлемой частью социального управления любой организации.

Само понятие «социальная политика», следуя методологии, определяется как целенаправленная преобразующая деятельность, связанная с мобилизацией, использованием, перераспределением и воспроизводством социальных ресурсов.

В формировании социальной политики в России прослеживаются следующие тенденции: существенно изменяется роль государства в осуществлении социальной политики, что проявляется в ее децентрализации, сокращении масштабов государственного вмешательства в социальную сферу, активно формируется сектор социальных услуг на внутриорганизационном уровне, изменяется социальная позиция личности, увеличивается доля участия самих работников в решении социальных проблем.

В нашем исследовании рассмотрены уровни, субъект и объект социальной политики как специальной практической деятельности, имеющей свою специфику и обладающей рядом характеристик. Важнейшие характеристики социальной политики выделяются в зависимости от уровня ее разработки и реализации, направленности и содержания, периода действия и степени эффективности.

В условиях рыночной экономики появляются новые подходы к мотивации труда, большое внимание уделяется превращению дополнительных социальных гарантий, в том числе и поставленных в прямую зависимость от результатов труда, в действенный фактор трудовой мотивации, поэтому особое значение получает социальная политика, которую следует рассматривать в системе управления персоналом организации, тем самым обеспечивая единство и взаимосвязь интересов организации и ее работников.

Работники должны ощущать прямую отдачу от улучшения своей работы, трудового вклада, инноваций, качества, предприимчивости. Организация, в свою очередь, заинтересована именно в таких вложениях, инвестициях в оплату труда, социальных инфраструктур, программ и льгот, которые приводят к повышению эффективности деятельности.

В диссертационном исследовании выявлена смена приоритетов в социальной политике: от удовлетворения потребностей к формированию активной позиции в самообеспечении качества жизни, описаны две основные модели социальной политики: патерналистская и адресная. Установлено, что рассмотренные тенденции проявляются в системе высшего профессионального образования.

Недооценка роли образования в России непосредственным образом сказывается на материальном положении и условиях работы преподавателей. Нами установлены социальные индикаторы и получены данные, характеризующие социальное положение персонала вуза как неблагополучное, при этом основными факторами неблагополучия являются низкий уровень материального достатка, несоответствие жилищных условий потребностям, ухудшение состояния здоровья.

Так, низкий уровень доходов приводит преподавателя к необходимости интенсивно трудиться, подрабатывая в нескольких вузах и коммерческих организациях, чтобы обеспечить своей семье приемлемый уровень материального благосостояния. Многие научно-педагогические работники, особенно из числа молодежи, нуждаются в обеспечении жильем или улучшении жилищных условий. Подавляющее большинство сотрудников вузов в настоящее время имеют проблемы в состоянии здоровья и нуждаются в различных формах его восстановления и поддержания.

Вместе с тем, в структуре социальных потребностей сотрудников вуза присутствуют как жизненно важные потребности, обеспечивающие комфортное функционирование личности, так и потребности, обусловленные спецификой труда и связанные с насущной необходимостью поддерживать и развивать свой профессиональный научно-педагогический и творческий потенциал.

Изучение социальных потребностей научно-педагогического персонала трех вузов г. Владивостока в рамках эмпирического исследования показало, что среди социальных потребностей первые места занимают не столько комфорт и обеспеченность физических условий труда, сколько получение возможности для стажировок, повышения квалификации, овладения новыми технологиями, материальная поддержка издания научных трудов и проведения научных исследований в целом.

Именно поэтому сегодня у персонала высшей школы остро востребованы социальные программы, льготы и услуги, обусловленные как особенностями жизнедеятельности в рыночных условиях, так и спецификой труда. Реализация в вузах программ социальной защиты и поддержки работников высшей школы может изменить сложившееся положение.

В работе предложена модель системы управления реализацией социальной политики, включающая комплекс взаимосвязанных компонентов (организационного, информационного, материального, нормативно-правового обеспечения), описаны этапы создания такой системы в вузе и выделены основные направления деятельности по ее реализации, в числе которых — содействие улучшению материального благосостояния и жилищных условий, охрана и поддержание здоровьясоздание здоровьесберегающих условий труда, социальная защита работников и ветеранов, развитие социальной инфраструктуры вуза, формирование благоприятного социально-психологического климата. Основное предназначение социальной политики вуза — забота о своих работниках с тем, чтобы повысить удовлетворенность и качество их труда.

Проведенное изучение опыта разработки и реализации социальных программ на примере Владивостокского государственного университета экономики и сервиса показывает, что социальные программы и услуги охватывают различные направления деятельности в рамках социальной политики, и хотя носят планомерный характер, финансируются из различных источников, имеют тенденцию к развитию как в плане увеличения объемов помощи, так и появления новых видов и форм деятельности, все же не являются в настоящее время целостной системой управления социальной политикой. Принимая во внимание современные условия, нужно дополнять имеющиеся социальные программы различными видами социальных услуг, такими как предоставление работникам ссуд и займов, компьютерной техники в аренду, возмещение транспортных расходов, расходов на дорогостоящее лечение и санаторно-курортное оздоровление, возможностей для улучшения жилищных условий и др.

Реализация социальных программ, направленных на удовлетворение основных потребностей, формирует чувство заботы вуза о своих сотрудниках и повышает эффективность социальной политики в целом. Удовлетворенность условиями труда, социальные ожидания сотрудников вуза и их отношение к социальной политике в целом зависят от направленности реализуемых в вузе социальных программ и характера социальной политики.

Изучение реальной практики сегодня показывает, что социальная политика в вузах является скорее закрытой и пассивной, ориентированной на удовлетворение отдельных потребностей некоторой части сотрудников и предоставление гарантированных законодательством льгот и услуг, но с тенденцией к повышению открытости и стремлением реагировать на складывающуюся кризисную ситуацию.

Социальная политика вуза должна быть активной, направленной на создание условий, позволяющих удовлетворять жизненные потребности персонала и основываться на прогнозировании развития социальной и кадровой ситуации для предупреждения негативных факторов в состоянии здоровья, условиях труда, рабочем настрое.

Нами определены критерии оценки эффективности влияния социальной политики на управление персоналом, в число которых входят положительная динамика кадровой ситуации и наращивание кадрового потенциала, улучшение социально-психологического климата и в целом удовлетворенности трудом сотрудников, рост числа работников, проявляющих лояльность и приверженность, улучшение показателей деятельности вуза как отражение высокого качества работы персонала, более высокий рейтинг вуза и др.

Задача социальной политики в вузе в конечном итоге — создать атмосферу социальной стабильности, уверенности работников в перспективах занятости, оплаты труда и социальных гарантий. Это ключевой фактор и качественного труда, и развития вуза.

В диссертационном исследовании нашли свое подтверждение все выдвинутые гипотезы. Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:

— социальные потребности и ожидания работников высшей школы имеют свою структуру и специфику, кроме жизнеобеспечивающих потребностей включают потребности в развитии своего научно-педагогического потенциала;

— в системе управления персоналом кадровая и социальная политика взаимосвязаны как цель и средство и оказывают существенное влияние на составляющие кадровой работы;

— на современном этапе развития высшей школы в условиях кадрового кризиса корпоративная социальная политика вуза является одним из средств повышения эффективности управления персоналом;

— влияние социальной политики на эффективность управления персоналом проявляется в стабилизации показателей кадровой ситуации, улучшении кадрового потенциала и повышении удовлетворенности различными аспектами труда сотрудников вуза;

— разработка и реализация корпоративных социальных программ, опирающихся на потребности и ожидания работников вуза, играет ключевую роль в системе управления персоналом высшей школы.

В работе предложен системный подход к реализации корпоративной социальной политики в вузе на основе поэтапного создания системы управления и включающий комплекс взаимосвязанных элементов:

— организационные механизмы;

— финансовые ресурсы;

— информационное сопровождение;

— нормативно-регуляционное обеспечение.

Подробное рассмотрение организационного и нормативно-правового обеспечения позволило выработать рекомендации по разработке социальных программ и созданию в вузе системы локальных нормативных актов, требования к специалистам, непосредственно реализующим функции социального менеджмента.

Основополагающим условием реализации в вузе эффективной целенаправленной социальной политики является социальная ориентированность, ценностное мировоззрение и соответствующая мотивация персонала на всех уровнях управления.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , В.Н. Профессиональные качества преподавателя высшей школы // Стандарты и мониторинг образования. 2001. — № 6. — С. 61−64.
  2. , А.Н. Кадровая и социальная политика организации: учебн. пособ. / А. Н. Аверин. М.: РАГС, 2004. — 224 с.
  3. , А.Н. Социальная политика и подготовка управленческих кадров: учеб. пособие. М.: Дашков и К, 2004. — 280 с.
  4. , В.В. Экономика и социология труда: Учебник для вузов / В. В. Адамчук, О. В. Ромашов, М. Е. Сорокина. М.: ЮНИТИ, 1999. — 407 с.
  5. , В.А. Организация управления подготовкой кадров промышленности / В. А. Антропов. — Екатеринбург: УГТУ, 1995. — С. 265.
  6. , А. Социальные программы предприятий // Экономист. -1999.-№ 2.-С. 58−62.
  7. , Г. А. Актуальные вопросы социально-экономического развития системы образования России // Экономика образования. — 2004. — № 3. — С. 7−22.
  8. , А. Экономическая и социальная политика государства по улучшению условий жизни // Экономист. 2003. -№ 8. — С. 23−27.
  9. , Г. Ф. Университетские женщины: социологический портрет: по материалам социологических исследований, проведенных в 1998— 1999 гг. в МГУ / Г. Ф. Беляева, И. Д. Горгикова. М.: Моск. ун-т, 2000. — 57 с.
  10. Бестужев-Лада, И. В. Прогнозное обоснование социальных нововведений / И.В. Бестужев-Лада- под ред. В.А. Ядова- РАН, Ин-т социологии. — М.: Наука, 1993.-232 с.
  11. , В. Уровень и доступность социальных гарантий // Человек и Труд. 2001. — № 12. — С. 55−59.
  12. , Н.Н. Кадровый менеджмент в вузе: монография / Н. Н. Богдан, Е. А. Могилевкин. Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2003. — 244 с.
  13. , Н.Н. Мотивация профессиональной деятельности как основной фактор управления персоналом высшей школы в условиях рыночной экономики (региональный аспект): дис.. канд. социол. наук: 22.00.08 / Н. Н. Богдан. — Новосибирск, 2004. 195 с.
  14. , И. Социальные проблемы научно-педагогических кадров / И. Болотин, Г. Джамалудинов // Высшее образование в России. 2002. -№ 4.-С. 21−31.
  15. Большой толковый социологический словарь (Collins). Том 2 (П-Я) / пер. с англ. М.: Вече, ACT, 2001. — 528 с.
  16. , Л.Ю. Изменения в структуре и социальном статусе преподавателей высшей школы Электрон, ресурс. / Л. Ю. Бондаренко. Электрон. дан. — Режим доступа: http://www.ebiblioteka.ru/searchresults/articles.jsp
  17. , В. Собственность и справедливость в социальной политике государства // Проблемы теории и практики управления. 2001. — № 3. -С. 41−45.
  18. , А.Л. Профессор- профессия = Professor is profession/ А. Л. Бусыгина. Самара: Изд-во Сам. гос. пед. ун-та, 1999. — 247 с.
  19. , В.И. Проблемы управления высшим учебным заведением / В. И. Бушинский, С. А. Смолин. М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 2002. -134 с.
  20. , Г. С. Лекции по методологии социологических исследований: учебник для студ. гуманит. вузов и аспирантов / Г. С. Бытыгин. М.: АО «Аспект-пресс», 1995. -285 с.
  21. , Т.Ю. Менеджер образования: особенности управленческой педагогической деятельности // Профессиональное образование. 2002. — № 3. — С. 22−34.
  22. , И. Показатели корпоративной культуры вуза / И. Васе-нина, В. Черняева // Высшее образование в России. 2004. — № 1. — С. 76−80.
  23. , О.Ю. Мотивация трудовой деятельности преподавателей вузов // Университет глазами социологов. Омск, 2001.
  24. , О.Ю. Преподаватель вуза: мотивация и стимулирование трудовой деятельности: обзор социологического исследования / О. Ю. Василенко, Е. В. Вельц // Вестник Омского ун-та. 1999. — Вып. 4. — С. 134−136.
  25. , Ю.А. Социальное развитие человека в XX веке // Общественные науки и современность. 2001. — № 1. — С. 5−26.
  26. , Ю.А. Социальное развитие человека в XX веке. Фактор денег // Общественные науки и современность. — 2001. № 4. — С. 5−30.
  27. , Е.В. Вопросы стратегического развития университетского персонала // Университетское управление: практика и анализ. 2005.-№ 7 (37).-С. 87−97.
  28. , М. Избранные произведения / М. Вебер- под ред. Ю. Давыдова. — М.: Прогресс, 1990. 805 с.
  29. , В.Р. Практический менеджмент персонала: пособие по кадровой работе / В. Р. Веснин. М.: Юристъ, 1998. — 496 с.
  30. , Н.А. Японский опыт решения экономических и социально-трудовых проблем / Н. А. Волгин. — М.: Экономика, 1998 490 с.
  31. Вольдман, J1.IO. Имидж организации и механизм его формирования // Высшее образование вчера и сегодня. 2004. — № 7. — С. 21−23.
  32. , И.Е. Управление социальным развитием организации: учебник / И. Е. Ворожейкин. М.: ИНФРА-М, 2001. — 174 с.
  33. Всемирная декларация о высшем образовании для XXI века: подходы и практические меры // Alma mater. 1999. — № 3. — С. 34.
  34. , Н. Реализация социальных программ важнейшая составляющая экономики предприятия // Человек и труд-2003. -№ 10.-С. 18−19.
  35. , В.М. Суперкадры. Управление персоналом в международной корпорации / В. М. Грачев. М.: Дело ЛТД, 1993. — 207 с.
  36. , О.А. Университет как предпринимательская организация// Социол. исслед.-2003.-№ 4.-С. 113−161.
  37. , Е.А. Управление имиджем вуза // Управление персоналом. 2005. — № 3 — С. 26−28.
  38. Двухфакторная теория мотивации Герцберга Электрон, ресурс. -Электрон, дан. Режим доступа: http://www.socioego.ru/teoriya/istoch/zanc/ zanmotiv5. html
  39. , И.Ф. Методы социологического исследования. 3-е изд. -М.:КДУ, 2003.-296 с.
  40. , П. Эффективное управление: экон. задачи и оптим. решения / П. Друкер- пер. с англ. М.: Гранд-Пресс, 2002. — 284 с. — (Настол. книга бизнесмена).
  41. , Н. Системы мотивации персонала в Западной Европе и США / Н. Дряхлов, Е. Куприянов // Проблемы теории и практики управления. 2002. — № 2. — С. 83−88.
  42. , Э. О разделении общественного труда. Метод социологии / Э. Дюркгейм- пер. с франц. М.: Наука, 1991. — 576 с.
  43. , Л.И. Управление человеческими ресурсами: стратегия и практика: тез. докладов на международной конференции 26−28 апреля 1996 г. / Л. И. Евенко. Алма-Ата, 1996.-91 с.
  44. , А.П. Управление персоналом: учеб. пособие. / А.П. Егор-шин. 3-е изд. — Н. Новгород: НИМБ, 2001. — 714 с.
  45. , В.И. Российское образование: проблемы и перспективы развития. — М.: Финстатинформ, 1998.-279 с.
  46. , В. Вузовский преподаватель сегодня и завтра / В. Жу-раковский, В. Приходько, И. Федоров // Высшее образование в России. -2000.-№ 3.-С. 3−13.
  47. , К. Удовлетворенность трудом. Мнение социолога / К. Зам-фир- пер. с рум. М.: Политиздат, 1983. — 142 с.
  48. , А.Г. Методология и процедура социологических исследований / А. Г. Здравосмыслов. М.: Мысль, 1969. — 184 с.
  49. , А.Г. Потребности, интересы, ценности / А. Г. Здравосмыслов. М.: Политиздат, 1986. — 221 с.
  50. , Ф.Г. Образование и наука в трансформирующемся обществе //Социс.- 1998.-№ 11.-С. 66−71.
  51. , А. Социальная ответственность корпоративного менеджмента // Консультант директора. 2001. — № 19. — С. 23−27.
  52. , А. Эффективность социальной поддержки в сферах занятости и репродукции / А. Илышев, И. Лаврентьева // Экономист. 2003.-№ 10.-С. 41−46.
  53. , А.Н. Кадры управления в корпорациях США / А.Н. Иса-енко- отв. ред. Л.И. Евенко- АН СССР, Ин-т США и Канады. М.: Наука, 1988- 140 с.
  54. Кадровая политика в высшей школе: проблемы и тенденции / Корольков В. и др. // Высшее образование в России. 1999. — № 2. — С. 7−17.
  55. Кадровый потенциал высшей школы: состояние и проблемы развития / Р. А. Казакова и др. М., 1999. — 44 с. — (Аналитич. обзоры по основн. направлениям высшего образования / НИИВО- Вып. 4.).
  56. , Ю. О формулировках научной новизны и выводов в диссертационных работах // Alma mater. 2003. — № 2. — С. 32−36.
  57. Какую Россию мы строим Выступление В. В. Путина при представлении ежегодного Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 8 июля 2000 г. // Российская газета. 2000. — 11 июля.
  58. , Л. Концептуальные вопросы социального управления.// Проблемы теории и практики управления. 1999. — № 5. — С. 26−35.
  59. , А.В. Психология менеджмента / А. В. Карпов. М.: Гарда-рики, 2000. — 584 с.
  60. , И.А. Методология статистической оценки эффективности управления персоналом / И. А. Касаткин: дис.. канд. экон. наук: 08.00.11.-М., 1999.- 156 с.
  61. Классики менеджмента / под ред. М. Уорнера- пер. с англ. В. Кузина- под общ. ред. Ю. Н. Каптуревского. СПб.: Питер, 2001. — 1160 с. — (Бизнес-класс).
  62. , Е.А. Психология профессионала: избр. психологические труды / Е. А. Климов. М.: Изд-во Моск. психолого-социал. ин-та- Воронеж: МОДЭК, 2003.-456 с.
  63. , В.Н. Социология управления социальной сферой: учеб. пособ. для вузов. М.: Академический Проект, 2003. — 240 с.
  64. , А.С. Социальный портрет преподавателя высшей школы / А. С. Кокорев, Н. Б. Николюкина // Журнал социологии и социальной антропологии. 2002. — Т. 3. Вып. 1. — С. 23−34.
  65. , Т. Стратегия и структура японских предприятий / Т. Коно- пер. с англ.- под ред. О. С. Виханского. М.: Прогресс, 1987. — 383 с.
  66. , JI.H. Управление социальными программами компании / JI.H. Коновалова, М. И. Корсаков, В. Н. Якимец / под ред. С.Е. Литовчен-ко. М.: Ассоциация менеджеров, 2003. — 197 с.
  67. , Н.В. Разработка целевой программы развития педагогического вуза. Сургут: РИЦ Сур ГПИ, 1999. — 30 с.
  68. , Л.В. Социальная политика: штрихи к социологической концепции // Социол. исслед. 2005. — № 2. — С. 36−44.
  69. Конституция Российской Федерации. (Офиц. текст на 1 авг. 2003 г.). Постат. науч.-практ. коммент. кол-ва учен.-правоведов / сост. А.Т. Гаври-лов. М.: Б-ка «Рос.газеты», 2003. — 178 с. — (Кодексы РФ).
  70. Концептуальные основы развития социальной сферы и социальной политики в области образования и науки (применительно к Тверскому региону). Тверь, 2002.- 88 с.
  71. , Б.В. Отраслевой аспект оплаты труда в высшей школе // Университетское управление: практика и анализ. 2001. — № 2. — С. 55−59.
  72. , В.Т. Преподаватель и модернизация / В. Т. Корольков, Л. И. Романкова, И. В. Федоров // Высшее образование сегодня. 2002. -№ 4.-С. 6−12.
  73. Корпоративная этика и ценностный менеджмент: сб. статей по мат. междун. конф. «Корпоративная этика и ценностный менеджмент», 20−21 ноября 2002 г. М., 2003. — 232 с.
  74. , Дж. Управление персоналом в современных организациях / Джеральд Коул- Пер. с англ. Н. Г. Владимирова. М.: ООО «Вершина», 2004. — 352 с.
  75. , А.И. Психологические основы современного управления персоналом / А. И. Кочеткова М.: Изд-во Зерцало, 1999. — 384 с.
  76. , А.И. Социология управления: фундаментальный курс: учеб. пособ. / А. И. Кравченко, И. О. Тюрина. М.: Академ. Проект- Трикста, 2004.- 1136 с.
  77. , Г. Ф. Научно-педагогические кадры высшей школы: состояние и перспективы развития: автореф. дис.. д-ра социол. наук. — М., 1999.-36 с.
  78. , Г. Ф. Современное состояние и перспективы развития научно-преподавательских кадров / Г. Ф. Красноженова. М.: МГАПИ, 1999.-29 с.
  79. , М.М. О наращивании позитивных изменений в социальных системах // Социальные исследования. 1999. -№ 1. — С. 94−101.
  80. , В. Кадровый потенциал и финансовое обеспечение высшей школы России // Высшее образование сегодня. 2002. — № 3. — С. 25−29.
  81. , А.А. Вы — управляющий персоналом. Профессия? Ремесло? Судьба? М.: Бератор-Пресс, 2003. — С. 88−119.
  82. , С. Целью реформы должно быть повышение социального статуса педагога // Вузовские вести. 1997. — № 10.
  83. , А. Страхование от несчастных случаев и болезней сотрудников предприятий как часть социального пакета // Персонал-микс. 2003. -№ 3(16).-С. 55−59.
  84. , К. Модели социальной политики // Общество и экономика.-2000.-№ 8.-С. 19−26.
  85. , В. Социальные проблемы это проблемы людей // Аудитор. — 1999. -№ 10. — С. 4−5.
  86. , И. Социальная политика в сфере высшего образования: вчера и сегодня // Высшее образование в России. 2002. — № 6 — С. 16−27.
  87. , В.В. Социальная политика и механизмы управления социальным развитием // Отеч. журн. соц. работы. 2003. — № 2. — С. 39−42.
  88. , М.И. Мотивация труда персонала и эффективность управления // Управление персоналом. 2003. — № 6. — С. 22−25.
  89. , И.А. Высшая школа в регионе: механизм финансирования // Высшее образование в России. 2004. — № 1. — С. 26−35.
  90. , И.А. Методология диагностирования состояния высшей школы и промышленности в регионах // Экономика образования. 2004. -№ 4.-С. 36−47.
  91. К. Социология / К. Маркс- под ред. Г. Э. Кучкова- РАН. Ин-т социологии- пер. с нем. М.: Кучково поле, 2000. — 430 с. — (Logica socialis: теорет. социология).
  92. , Е.В. Управление персоналом предприятия: учеб. пособие / Е. В. Маслов. М.: Инфра-М, 1998. — 312 с.
  93. , А. Мотивация и личность / А. Маслоу- пер. с англ. М.: Питер, 2003. — 479 с. — (Мастера психологии).
  94. Материалы 13 съезда РСПП. Электронный ресурс. Электр, дан.- М.: Аналитический центр «Эксперт», 2005.- Режим доступа: http://www.rspp.biz/articles.
  95. Менеджмент социальной работы: учеб. пособ. для студентов / под ред. Е. И. Комарова, А. И. Войтенко. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.-288 с.
  96. , Д. ИБМ: управление в самой преуспевающей корпорации мира / Д. Мерсер- пер. с англ. М.: Прогресс, 1999. — 453 с.
  97. , Г. А. Социальная политика в отношении пожилых людей в России и за рубежом // Психология зрелости и старения. 2004. -№ 1.-С. 111−124.
  98. , Е.А. Кадровая политика и стратегия организации (Из опыта Владивостокского государственного университета экономики и сервиса)/ Е. Могилёвкин, Н. Богдан // Высшее образование сегодня.- 2005,-№ 9.-С. 12−18.
  99. Мотивация: Иерархия потребностей по Маслоу. Модель Портера-Лоурела Электрон, ресурс. Электрон, дан. — Режим доступа: http: per-fum.h 1 .ru/motiv.htm
  100. , И.А. Эффективность систем управления персоналом/ И. А. Никитина. СПб.: СПбГИЭА, 1998. — 119с.
  101. , И.А. Управление персоналом / И. А. Оганесян.- М.: Амалфея, 2000.-256 с.
  102. , Г. И. Социальная доктрина России // Социальная политика и социология. 2004. — № 3. — С. 18−29.
  103. Основы психологии: практикум / ред.-сост. Л. Д. Столяренко. -Изд. 3-е, доп. и переработ. — Ростов н/Д: Феникс, 2002. 704 с.
  104. , У. Методы организации производства: японский и американский подходы / У. Оучи- сокр. пер. с англ. М.: Экономика, 1984. — 183 с.
  105. , Т. Система современных обществ / Т. Парсонс- пер с англ. — М.: Аспект-Пресс, 1997. 270 с.
  106. , Е.А. Имидж высшего учебного заведения // PR образование. — 2004.-№ 3 — С. 122−123.
  107. , Е.Л. Основные тенденции развития кадрового рынка труда Владивостока // Справочник по управлению персоналом. 2002. -№ 2.-С. 110−116.
  108. , С. Сверхэксплуатация преподавателей — главная угроза высшей школе и развитию России в XXI в. // Alma mater. 2004.- № 3.-С. 16−19.
  109. , А. Социальная и воспитательная политика университета // Высшее образование в России. 2004. — № 12. — С. 76−79.
  110. , Л. Социальная политика и саморазвитие региона: (на примере республики Бурятии) // Экономист. 2000. — № 1. — С. 75−83.
  111. , А.И. Организации: системы и люди. Эффективность трудовых организаций в соц. обществе / А. И. Пригожин. М.: Политиздат, 1983.- 176 с.
  112. Программы и методы стимулирования эффективной деятельности работников Электрон, ресурс. Электрон, дан. — Режим доступа: http://www.socioego.ru/teoriya/istoch/zanc/zanmotiv9l.html
  113. , Н.С. Психология труда и человеческого достоинства: учеб. пособ. / Н. С. Пряжников, Е. Ю. Пряжникова. М.: Академия, 2003. — 480 с.
  114. Психология: словарь / под общ. ред. А. В. Петровского, М.Г. Яро-шевского. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
  115. , А. Кадры высшей школы: молодежная политика / А. Ра-китов, Л. Романкова // Высшее образование в России. 2001. — № 4. — С. 3−12.
  116. , Г. Я. Социально-трудовые отношения (Общая теория и проблемы становления их демократического регулирования в современной России). М.: Институт перспектив и проблем страны, 2003. — 479 с.
  117. , Н.М. Социальная политика в стратегии российского развития: последствия экономических трансформаций // Россия и современный мир.-2003.-№ 4.-С. 5−21.
  118. , В. Социальная защита: содержание понятия // Человек и труд. 2000. — № 11. — С. 42—48.
  119. , Л.И. Государственная кадровая политика в системе высшего образования России: принципы формирования и механизмы реализации // Экономика образования. 2002. — № 3. — С. 7−24.
  120. , Л.И. Динамика кадрового потенциала высшей школы России // Экономика образования. 2002. — № 1. — С. 32−43.
  121. , Л.И. Преподаватель высшей школы как профессия // Экономика образования. 2001. — № 6. — С. 27−38.
  122. Российская социологическая энциклопедия / под общ. ред. Г. В. Оси-пова. М.: НОРМА- ИНФРА-М, 1999. — 672 с.
  123. , О. В. Стратегия вуза: маркетинговый аспект // Экономика образования. 2004. — № 2. — С. 26−33.
  124. , В.А. Роль образования и науки в переходе к устойчивому развитию // Высшее образование сегодня. 2002. — № 1. — С. 11−17.
  125. , О.Н. Долгосрочные ориентиры российского образования // Человек. 2003. — № 5. — С. 45−52.
  126. , И. Социальная политика как фактор устойчивого развития // Проблемы теории и практики управления. 2003. — № 3. — С. 67−73.
  127. , Г. Н. Социальная политика государства в сфере труда и трудовых отношений // Социол. исслед. 2004. — № 4. — С. 60−63.
  128. , Н. Д. Образование в современном мире (социологический анализ) Электрон, ресурс.- Электрон, дан.- Режим доступа: http://www.conflictmanagement
  129. Состояние и развитие высшего и среднего профессионального образования. Анализ и оценка: монография / под. ред. А. Я. Савельева. — М.: НИИВО, 1999.-168 с.
  130. Социальная корпоративная политика: проблемы, опыт, перспективы: учеб. пособие / под общ. ред. Н. А. Волгина, В. К. Егорова. М.: Дашков и К, 2004.-1048 с.
  131. Социальная ответственность бизнеса: актуальная повестка / под ред. С. Е. Литовченко, М. И. Корсакова.- М.: Ассоц. менеджеров, 2003.205 с. — (Библиотека менеджера).
  132. Социальная политика: реалии XXI века. Вып. 1 / Независимый институт социальной политики. — М.: «СИГНАЛЬ», 2003. — 166 с.
  133. Социальная политика: толковый словарь / ред. Н.А. Волгин- Рос. акад. госслужбы при Президенте РФ. 2-е, дораб. изд. — М.: РАГС, 2002. -456 с.
  134. Социальная политика: учебник / под общ. ред. Н. А. Волгина. М.: Экзамен, 2002. — 736 с.
  135. Социальная политика в постсоциалистическом обществе: Задачи, противоречия, механизмы. М.: Наука, 2001. — 648 с.
  136. Социальная политика государства: учеб. пособ. / Науч. руков. Н.Д. Вавилина- отв. ред. О. В. Кузьмен. Новосибирск: СибАГС, 2003. — 635 с.
  137. Социально ответственные инвестиции. Веяние моды или результат эволюции капитализма Электронный ресурс. Электрон, дан. — М.: Соц. отв., 2003. — Режим доступа: http://fundmanager.bip.ru/anonce/36.htm.
  138. Социальный менеджмент: учеб. пособ. / В. Н. Иванов, В. И. Патрушев, Н. С. Данакин и др.- под ред. В. Н. Иванова, В. И. Патрушева. М.: Высш. шк., 2001. — 207 с.
  139. , В.А. Корпоративная ответственность.- СПб.: Питер, 2001.-352 с.
  140. , Д. Зарплата или социальный пакет: предпочтения сторон Электронный ресурс. Электрон, дан. — Режим доступа: http://klerk.ru/ boss/? 14 284
  141. , В.И. Социальные потребности личности: формирование, удовлетворение, развитие / В. И. Тарасенко. Киев: Наукова Думка, 1982, — 168 с.
  142. Теория мотивации К. Альдерфера (ERG-теория) и теория X-Y Д. Макгрегора Электрон, ресурс. — Электрон, дан. — Режим доступа: http://www.socioego.ru/teoriya/istoch/zanc/zanmotiv4.html
  143. , Н.Е. Мировоззренческие ценности и политический процесс в России // Общественные науки и современность. 1996 — № 4.-С. 21−29.
  144. , В.В. Основы кадрового менеджмента / В. В. Травин, В. А. Дятлов. М.: Дело, 1995. — 336 с.
  145. Труд и занятость в России. 2003: стат. сборник. — М.: Госкомстат России, 2003.-545 с.
  146. Трудовой кодекс Российской Федерации: от 30.12.2001 № 197-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12.2001) // Собрание законодательства РФ. 2002.-№ 1 (ч. 1). — ст. 3.
  147. , А.Р. Корпоративная социальная политика: зарубежный и российский опыт: Дис.. канд. экон. наук: 08.00.05 / А. Р. Турсунова. М., 2003.
  148. , М.В. Стратегия социального управления и социальный маркетинг: учеб. пособ. / М. В. Удальцова. Новосибирск: НГАЭиУ, 2001.123 с.
  149. Управление персоналом / под ред. А. Я. Кибанова, Л. В. Ивановской. М.: Изд-во ПРИОР, 1999. — 352 с.
  150. Управление персоналом / под ред. Т. Ю. Базарова, Б. Л. Еремина. -М.: Банки и биржи, ЮНИТИ. 1998. 423 с.
  151. Управление персоналом в условиях рынка: мат. Всероссийского науч.-практ. семинара. Пенза: Знание, 2001. — 90 с.
  152. Управление персоналом в условиях социальной рыночной экономики / под науч. ред. Р. Марра, Г. Шмидта. М.: Моск. ун-т, 1997. — 480 с.
  153. Управление современным образованием: социальные и экономические аспекты / А. Н. Тихонов, А. Е. Абрамешин, Т. П. Воронина и др.- под ред. А. Н. Тихонова. М.: Вита-Пресс, 1998. — 256 с.
  154. Управление современным университетом: кол. монография / под общ. ред. Г. И. Лазарева. Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2005. — 324 с.
  155. Управление социальными программами компании: практ. руков. / Л. Н. Коновалова и др.- под ред. С. Е. Литовченко. М.: Ассоц. менеджеров, 2003. — 148 с. — (Библиотека современного менеджера).
  156. , Э. Человек для себя. Исследование психологических проблем этики / Э. Фромм- пер. с англ. Минск: Коллегиум, 1992. — 253 с.
  157. , Л.М. Основные проблемы региональной системы образования и пути ее решения // Образование. 2001. — № 6. — С. 4−11.
  158. , В.М. Кадровый менеджмент: учебник / В. М. Цветаев.— М.: Проспект, 2005. 158 с.
  159. , А.В. Кто защитит преподавателя вуза? / Социологич. ис-след. 1995. — № 1. — С. 74−81.
  160. , В. Подходы к решению проблемы бедности // Человек и труд-2003. -№ 12.-С. 15−17.
  161. , А. О некоторых аспектах социальной политики // Экономист. 1998. — № 8 — С. 54−56.
  162. , С.В. Управление персоналом современной организации: Учебно-практ. пособ. / С. В. Шекшня. 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Бизнес шк. «Интел-Синтез», 2000. — 363 с. — (Биб-ка журнала «Управление персоналом»).
  163. , Ф.Э. Социальные проблемы вузовской науки / Ф.Э. Ше-реги, В. Г. Харчева // Социс. 1998. -№ 6. — С. 76−81.
  164. , Т. Социальная психология / Т. Шибутани- пер. с англ. Ростов-н/Д.: Феникс, 1998. — 538 с.
  165. , А. Зарплата российского профессора в прошлом, настоящем и . будущем // Alma mater. 2003. — № 4. — С. 33−42.
  166. Энциклопедия социальной работы. В 3 т. Т. 2. / пер. с англ. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1994. — 454 с.
  167. , В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности / В. А. Ядов. 6-е изд. — М.: ИКЦ «Академкнига», 2003. — 595 с.
  168. Armstrong М.А. Handbook of Personal Management Practice/ M.A. Armstrong. London: Kogan Page, 1991.
  169. Corporate social reporting revisited / Berthoin Antal A. et al. // J. of general management. Oxford, 2002. — Vol. 28. — № 2. — P. 22−42
  170. Dufrenne M. Aujourdhui encore, la creation / M. Dufrenne // Proceedings of the international Congress of Aesthetics. P. 247−248.
  171. Harris F.R. Management in Transition / F.R. Harris. San Francisko: Jossey-Bass, 1985. — 386 p.
  172. Herzberg, F. The Motivation to Work / F. Herzberg, B. Mausner, B. Snyderman. N.Y., 1959.
  173. Likert, R. New Patterns of Management / R. Likert. New York: McGraw-Hill, 1961.
  174. Mayo, The social problems of an industrial civilization / Mayo. L., 1945.
  175. McGregor, D. The Human Side of Enterprise / D. McGregor. N.Y.: McGrow, 1960.
  176. Mitchell, N. Corporate power, legitimacy, and social policy // Western polit. quart. Salt Lake City, 1986.-Vol. 39.-№ 2.-P. 197−212
  177. Parsons, T. Essays on Sociological theory / T. Parsons. -N. Y., 1964.
  178. Personal and the Botton Line. London: Institute of Personal Management, 1989.
  179. Simon, H.A. The New Science of Management Decision / H.A. Simon. New York: Harper & Rom, 1960.
  180. Spencer, H. The principles of ethic / H. Spencer. N. Y., 1904. — Vol. 1.
Заполнить форму текущей работой