Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Социально-психологические особенности профессиональной деятельности медицинского персонала отделений с высоким уровнем летальности в современных условиях

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Медико-психологические аспекты профессиональной деятельности врачей и медсестёр рассматриваются во многих работах (М.С.Лебединский, В. Н. Мясищев, 1966; Н. Д. Лакосина, Г. К. Ушаков, 1976; Б. Д. Карвасарский. 1982; Р. Конечны, М. Боухап, 1983; В. А. Ташлыков, 1984; Б. В. Петровский, 1988; Й. Харди, 1988; H.A. Магазаник, 1991; Врач-пациент, 1996; Н. В. Элыптейн, 1996; A. JL Гройсман, 1997; В. Д… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
    • 1. 1. ОСОБЕННОСТИ УСЛОВИЙ ТРУДА МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ
    • 1. 2. СМЕРТЬ БОЛЬНЫХ: СОЦИАЛЬНО -ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЭФФЕКТЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА
  • ИХ РОДСТВЕННИКОВ И МЕДИЦИНСКИЙ ПЕРСОНАЛ
  • ГЛАВА 2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
  • ГЛАВА 3. МЕДЖО-СОЦИАЛЬНЫЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОТДЕЛЕНИЯХ С ВЫСОКИМ УРОВНЕМ ЛЕТАЛЬНОСТИ: ПОЗИЦИЯ ВРАЧЕЙ
  • ГЛАВА 4. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОТДЕЛЕНИЯХ С ВЫСОКИМ УРОВНЕМ ЛЕТАЛЬНОСТИ: ОЦЕНКИ СРЕДНЕГО МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА
  • ГЛАВА 5. МЕДИЦИНА КРИТИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ ГЛАЗАМИ РОДСТВЕННИКОВ БОЛЬНЫХ
  • ГЛАВА 6. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ НАПРЯЖЕННОСТЬ ПЕРСОНАЛА ОТДЕЛЕНИЙ, ОКАЗЫВАЮЩИХ ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ПЛАНОВУЮ МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩ

Социально-психологические особенности профессиональной деятельности медицинского персонала отделений с высоким уровнем летальности в современных условиях (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

Труд медицинских работников, полный психического, морального и этического напряжения, принадлежит к числу наиболее сложных и ответственных видов деятельности человекаработники здравоохранения — это одна из социальных групп населения, которая не только испытывает на себе все реальные проблемы современной общественной жизни, но и сталкивается с самыми разнообразными проблемами своих пациентов и их родственников, что в конечном итоге обуславливает значительную социально-психологическую нагрузку. Высокий уровень нервно-психического напряжения в ряде профессий (в первую очередь, в хирургии, анестезиологии и реаниматологии, нейротравматологии, онкологии) подчеркивается многими исследователями (В.Ф.Кириллов, 1982; В. Ф. Минаков, 1983; В. А. Капцов, 1996; Л. М. Земская, 1998; А. П. Зильбер, 1998; Г. М. Гайдаров, И. С. Кицуп, 2001; А. А. Алексеев с соавт., 2000; Н. Ф. Измеров, А. А. Каспаров, 2002; А. В. Решетников, 2002), но не уточняется, а что как это отражается на самих медицинских работниках с учетом принятых в настоящее время подходов к оценке негативных эффектов социальной и медико-психологической рефлексии экстремальных ситуаций, которые особенно типичны для работающих в отделениях с высоким уровнем летальности (например, не оцениваются возможности развития проявлений посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) у медицинского персоналане рассматривается специфика их взаимоотношений с тяжелобольными и их родственниками, в том числе и с родственниками умерших пациентов, особенно с учетом происшедшей трансформации биоэтических подходов в медицине и новых форм организации медико-психологической и социальной помощи (появления в штатах лечебных учреждений клинических психологов / психотерапевтов, организации молитвенных мест в медицинских учреждениях, создания хосписов и т. д.), хотя современная трактовка здоровья индивида (в том числе врача, медицинской сестры) подразумевает его физическое, духовное и социальное благополучие (О.П.Щепин с соавт., 1983; Ю. П. Лисицын, 1995; Б. Г. Юдин, 2000; Н. Ф. Измеров, А. А. Каспаров, 2002; А. В. Решетников, 2002).

В этой связи социология труда медицинского персонала отделений с высоким уровнем летальности в современных условиях является социально значимой проблемой, а вышеизложенное аргументирует необходимость изучения причин и проявлений ролевого напряжения работающего в них медицинского персонала с акцентом на интеракцию врачей и медицинских сестёр с тяжело и/или умирающими больными и их родственниками, а также на особенности интериоризации психогенно травмирующих ситуаций своей профессиональной деятельности. Изучение этого в категориальном поле социологии медицины актуально как для разработки рекомендаций по развитию человеческого потенциала с профилактикой негативных медико-психологических проявлений у врачей и медсестёр, так и для повышения эффективности оказания медицинской и психологической помощи в этих отделениях.

Степень разработанности проблемы. Исследования условий труда медицинского персонала достаточно многочисленны (А.И.Вайсман, 1966; И. П. Коренков, В. Ф. Кириллов, 1969; Р. Д. Габович, Е. А. Кречковский, 1976; А.Г. Ген-кин с соавт., 1978; Л. В. Донская, Э. Э. Линчевская, 1979; В. А. Катаева, 1979; С. И. Ашбель, З. В. Шаронова, 1981; Л. М. Барышева с соавт., 1981; О. А. Благодарная с соавт., 1981; З. А. Волкова, В. И. Недвига, 1981; В. В. Канеп, Л. Л. Липовецкая, 1981; В. С. Васюкова с соавт., 1982; В. Ф. Кириллов, 1982; В. Ф. Минаков, 1983; А. В. Капцов, 1984;1996; Г. И. Куценко, 1985; О. В. Бернович, М. Д. Розенбаум, 1991; А. Т. Сиденко с соавт., 1997; В. В. Косарев, 1998; В. С. Кудрин, С.Н. Береж-нова, 2000; Г. М. Гайдаров, И. С. Кицуп, 2001; Н. Ф. Измеров, А. А. Каспаров, 2002). Однако в данных исследованиях акцент делается на таких неблагоприятных факторах, как работа в вынужденной позе, чрезмерное напряжение анализаторных систем, дискомфортный микроклимат, недостаточная освещенность, наличие вредных химических веществ и биологических агентов, шум, ионизирующее излучение и др.

Медико-психологические аспекты профессиональной деятельности врачей и медсестёр рассматриваются во многих работах (М.С.Лебединский, В. Н. Мясищев, 1966; Н. Д. Лакосина, Г. К. Ушаков, 1976; Б. Д. Карвасарский. 1982; Р. Конечны, М. Боухап, 1983; В. А. Ташлыков, 1984; Б. В. Петровский, 1988; Й. Харди, 1988; H.A. Магазаник, 1991; Врач-пациент, 1996; Н. В. Элыптейн, 1996; A. JL Гройсман, 1997; В. Д. Менделевич, 1998; И. Ф. Мягков, С. Н. Боков, 1999; Р. Перес Ловелес, Н. В. Кудрявая, 1999; П. И. Сидоров, А. В. Парняков, 2000; В. И. Петров, Н. Н. Седова, 2001; Клиническая психология, 2002; А. В. Куцепалов, 2003; H.I. Kaplan, B.J.Sadock, 1996), но специфика этой деятельности в отделениях с высоким уровнем летальности (в частности, ведение безнадежных больных и их частая смертьбеседы с родственниками умирающих/умерших больных, невозможность оказать пациентам в должном объеме помощь по независящим от врачей/медсестёр обстоятельствам и т. д.) рассматривается недостаточно. Соответственно, не эксплицируются детерминирующие причины и медико — психологические проявления ролевого напряжения у работающих в данных отделениях специалистов, не предлагаются нейтрализующие это напряжение профилактические мероприятия, хотя в последние годы всё более актуальным становится вопрос о негативных медицинских, социальных и психологических эффектах, в частности, о профессиональных деформациях с синдромом «психического выгорания» (burnout). у медицинских работников (Р.Конечны, М. Боухал, 1983; А. В. Гнездилов, 1995; Э. Ф. Зеер, Э. Э. Сыманюк, 1997; Л. И. Земская, 1998; А. П. Зильбер, 1998; А. В. Решетников, 2002; С. А. Дружилов, 2003; Т. В. Большакова, 2004). При этом целесообразность широкой организации медико-психологической (психотерапевтической) помощи больным в медицинских учреждениях соматической направленности не вызывает сомнений (Клиническая психология, 2002; А. И. Вассерман, СХЮ. Щелкова, 2004; С. Л. Соловьёв, 2004), однако не рассматривается как отношение к этому медицинского персонала, больных и их родственников, так и не аргументируется целесообразность оказания её в отделениях с высоким уровнем летальности не только больным, но и их родственникам, хотя известно, что после смерти больного резко возрастает заболеваемость и смертность его родных и близких (от 40% и вышеА.В.Гнездилов, 1995), следовательно, организация им срочной психологической / психотерапевтической помощи позволит снизить данный показатель.

Целью настоящей работы явился анализ причин и медико — психологических проявлений ролевого напряжения у врачей и медицинских сестёр отделений с высоким уровнем летальности для обоснования мероприятий по профилактике психогенной травматизации данных профессиональных групп и оптимизации оказания медицинской и психологической помощи в этих отделениях.

Указанная цель исследования предопределила постановку и необходимость решения в диссертации следующих основных задач:

1. Проанализировать особенности условий труда медицинских работниковдать обзор медико-психологических и социальных эффектов воздействия экстремальных ситуаций (тяжелых болезней, смертельных исходов) на родных и близких пациентов, врачей и медицинских сестёр лечебных учреждений.

2. Представить дескрипцию причин и медико-психологических проявлений ролевого напряжения врачей и медицинских сестёр отделений с высоким уровнем летальностидефиницировать специфику ролевого напряжения данных профессиональных групп (на основе компаративного анализа — сравнительного эмпирического исследования персонала отделений, оказывающих плановую медицинскую помощь и отделений с высоким уровнем летальности).

3. Изучить непосредственные медико-психологические эффекты воздействия болезни/смерти родных и близких на их родственников и экспликацию последними интеракции в отделениях с высоким уровнем летальности.

4. Предложить мероприятия по оптимизации оказания медицинской и психологической помощи в отделениях с высоким уровнем летальности и профилактике негативных последствий медико-психологической и социальной рефлексии экстремальных ситуаций у медицинского персонала, больных и их родственников.

Объект исследования: профессиональная деятельность медицинского персонала.

Предмет исследования: социально-психологические особенности профессиональной деятельности врачей и медицинских сестёр отделений с высоким уровнем летальности.

Гипотеза исследования. Особенности профессиональной деятельности в отделениях с высоким уровнем летальности (в первую очередь, ведение безнадежных больных и их частая смертьинтеракция с родственниками умирающих/умерших больных, невозможность оказать находящимся в критических состояниях пациентам в должном объеме помощь по независящим от врачей / медсестёр обстоятельствам и др.) способствуют ролевому перенапряжению медицинского персонала этих отделений и развитию у него негативных социальных и медико-психологических проявлений (в частности, симптомов ПТСР). Учитывая, что многие стрессовые ситуации профессиональной деятельности в отделениях с высоким уровнем летальности требуют специальных психологических знаний, это предполагает соответствующее «усиление» психологической подготовки медицинского персонала как на до-, так и на последипломном этапах. При этом высокая стрессированность врачей и медсестёр предполагает организацию им психологической/психотерапевтической помощи с тренингами по повышению психологической устойчивости и коррекцией имеющихся у них негативных медико-психологических изменений. В то же время целесообразно, чтобы психологическая/психотерапевтическая помощь оказывалась также больным и их родным и близким (тяжелая болезнь близкого человека является сильным стрессогенным фактором для последних, а после смерти больного особенно резко возрастает заболеваемость и смертность в его окружениипоэтому оказание срочной психологической/психотерапевтической помощи позволило бы уменьшить степень психотравмирующего воздействия и, соответственно, способствовало бы снижению в остром периоде заболеваемости и смертности родственников умершего пациента, а также менее выраженным психогенным и психосоматическим расстройствам у них в дальнейшем).

Научная новизна исследования. Эксплицированы детерминирующие причины и медико-психологические проявления ролевого напряжения врачей и медицинских сестер отделений с высоким уровнем летальности в современных условияхпредложены мероприятия, способные оптимизировать оказание медико-психологической помощи в этих отделениях и корригировать выявленные у медицинского персонала негативные эффекты рефлексии профессионально обусловленных экстремальных ситуаций.

Научная новизна исследования раскрывается в основных положениях, выносимых на защиту:

• Более трети врачей отделений с высоким уровнем летальности почти постоянно испытывают стрессовые воздействия, обусловленные, в первую очередь, частой невозможностью оказать в должном объёме помощь больным по независящим от медицинского персонала причинам. Другими значимыми психогениями являются собственные материально-бытовые проблемы, взаимоотношения с родственниками больных (особенно для малостажированных специалистов) и с вышестоящими коллегами, восприятие процесса умирания/смерти своих больныхреже стрессогенными факторами выступают взаимоотношения в кругу семьи и с больными. У медсестёр наиболее частым стрессогенным фактором являются собственные материально-бытовые проблемы, а также невозможность оказать должную помощь больным, восприятие процесса умирания/смерти больных, взаимоотношения с врачами и другими медсестрами. В целом, различные аспекты профессиональной деятельности являются причинами нервно-психического напряжения у большинства медсестёр (66,3%) и, особенно, вследствие их большей «погруженности» в работу, у врачей (84,6%).

• Негативные эффекты социальной и медико-психологической рефлексии экстремальных ситуаций проявлялись в том, что высокая степень воздействия стрессирующего события выявлена у 22,4% родственников больных, особенно среди лиц 60-ти лет и старше, у которых преобладали более патогенные симптомы погружения в психотравмирующую ситуациювысокий уровень психосоциального стресса (напряженности) диагностировался у 34,7% врачей и у 36,6% медсестёр, при этом ассоциированные с профессиональной деятельностью симптомы ПТСР имелись у 63,3% врачей и 52,5% медсестёр, признаки профессиональной деформации личности — у 16,7−18,8%) и 9,0−15,4%> соответственно, что позволяет говорить о ролевом перенапряжении значительной части медицинского персонала данных отделений.

• Высокая стрессированность медицинского персонала и родственников больных, наряду с характерной для экстремальных ситуаций экзистенциальной фрустрацией, делают актуальным коррекцию негативных психологических состояний и повышение психологической устойчивости не только больных, но и лиц указанных социальных групп. Для этого целесообразна организация постоянной психологической/психотерапевтической помощи в отделениях с высоким уровнем летальностиорганизацию такой службы поддерживает большинство врачей, медсестёр и родственников больных. В то же время как медицинский персонал, так и родственники больных настороженно и противоречиво относятся к созданию возможностей для отправления тех или иных религиозных процедур непосредственно в лечебных учрежденияхсоответственно, связанные с этим вопросы должны решаться индивидуально и крайне тактично.

• Профессиональная деятельность в отделениях с высоким уровнем летальности (например, являющаяся одним из наиболее стрессогенных факторов интеракция с родственниками умирающих/умерших больных) требует специальных знаний по психологии (недостаточность которых отметили почти половина врачей и треть медсестёр) и биоэтике. Это предполагает «усиление» подготовки по соответствующим направлениям медицинского персонала как на до-, так и на последипломном этапах, особенно лиц со стажем до 3-х лет.

Методологической базой работы явились фундаментальные исследования социальных ролей Р. Дарендорфа, Р. Линтона, Р. Мертона, Д. Морено, Т. Парсонса, Дж.Г.Мидаконцепция А. В. Решетникова о характеристиках социальных ролей, вызывающих нервно-психическое напряжение в качестве прекурсора ухудшения состояния здоровья работающихконцепция психической дезадаптации при пограничных нервно-психических расстройствах Ю. А. Александровскогоисследования по социологии и психологии медицинского персонала, моделям его ролевого поведения и интеракции врачей/медсестёр с больными и их родственниками (Т.В.Большакова, М. Боухал, Л. И. Земская, А. П. Зильбер, Б. Д. Карвасарский, Р. Конечны, Н.Д.ЛакосинаМ.С.Лебединский, H.A. Магазаник, Б. Д. Менделевич, И. Ф. Мягков, В. Н. Мясищев, В. Б. Петровский, H.H. Седова, П. И. Сидоров, И. В. Силуянова, В.А.ТашлыковГ.К.Ушаков, И. Харди, Н. В. Элыптейн, М. Я. Яровинский и др.) — посвященные условиям трудовой деятельности врачей и медсестёр работы С. И. Ашбеля, О. А. Благодарной, А. И. Вайсмана, З. А. Волковой, Р. Д. Габовича, А. Г. Генкина, Л. В. Донской, Н.Ф. Изме-рова, А. В. Капцова, А. А. Каспарова, В. Ф. Кириллова, И. П. Коренкова, В. В. Косарева, Е. А. Кречковского, Г. И. Куценко, Э. Э. Линчевской, З. В. Шароновой и др.- исследования медико-социальных и психологических последствий экстремальных ситуаций Ю. А. Александровского, С. Н. Еникополова, М. Е. Зеленовой, П. В. Каменченко, Е. О. Лазебной, Г. В. Старшенбаума, Н. В. Тарабриной, K. Cormie, B.L. Green, М .J.Horowitz, J.M.Howell, D.Col.Jones, J.D.Lindy, T.W.Miller.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Полученные данные позволяют дефиницировать специфику ролевого напряжения врачей и медсестёр отделений с высоким уровнем летальности и реализовать мероприятия по профилактике негативных эффектов медико-психологической и социальной рефлексии экстремальных ситуаций у медицинского персонала, больных и их родственников. Материалы данного исследования могут быть использованы организаторами здравоохранения, практическими психологами, специалистами в области социологии труда и гигиены медицинских работников, работниками отраслевого профсоюза. Автором разработан спецкурс «Социология и психология труда врачей и медсестёр в медицине критических состояний» для слушателей ФПК. Материалы исследования используются в лекциях и практических занятиях в Волгоградском и Ростовском государственных медицинских университетах.

Апробация работы проведена на заседании межкафедральной конференции «Социология медицины, общественное здоровье и здравоохранение» ВолГМУ 2 апреля 2004 г. (протокол № 1). Результаты диссертации представлялись и обсуждались на научно-практических конференциях разного уровня (Ростов, 1997;2003; Волгоград, 2003, 2004; Ярославль, 2004).

По материалам диссертации опубликовано 8 работ.

выводы.

1. Более трети врачей (37,8%) отделений с высоким уровнем летальности почти постоянно испытывают стрессовые воздействия, обусловленные как происшедшей социально-экономической трансформацией российского общества (и медицины в частности), так и спецификой их профессиональной деятельности. Наиболее частыми стрессогенными факторами являются невозможность оказать в должном объёме помощь больным по независящим от медицинского персонала причинам (для 57,1%), восприятие процесса умирания/смерти своих больных и собственные материально-бытовые проблемы (по 40,8%), взаимоотношения с родственниками больных (особенно для малостажиро-ванных специалистов) и с вышестоящими коллегами (по 33,7%) — реже стрессогенными факторами выступают взаимоотношения в кругу семьи и с больными. У медсестёр наиболее частыми стрессогенными факторами, являются восприятие процесса умирания/смерти больных (45,5%), собственные материально-бытовые проблемы (для 39,6%), невозможность оказать в должном объёме помощь больным (33,7%), взаимоотношения с врачами и другими медсестрами (22,8%). В целом различные аспекты профессиональной деятельности являются причинами нервно-психического напряжения у большинства медсестёр (66,3%) и, особенно, вследствие их большей «погруженности» в работу, у врачей (84,6%).

2. Высокий уровень психосоциального стресса (напряженности), диагностированный у 34,7% врачей и у 36,6% медсестёр, при наличии ассоциированных с профессиональной деятельностью симптомов посттравматического стрессового расстройства у 63,3% врачей и 52,5% медсестёр и признаков профессиональной деформации личности у 16,7−18,8% и 9,0−15,4% соответственно свидетельствуют о ролевом перенапряжении значительной части медицинского персонала данных отделений.

3. Высокая степень воздействия стрессирующего события выявлена у 22,4% родственников больныхпо мере увеличения возраста родных и близких пациентов психогенная травматизация нарастает и наиболее выражена она у лиц 60-ти лет и старше.

4. Стрессированность медицинского персонала и родственников больных, наряду с характерной для экстремальных ситуаций экзистенциальной фрустрацией, делают актуальным коррекцию негативных психологических состояний и повышение психологической устойчивости не только больных, но и лиц указанных социальных групп. Для этого целесообразна организация постоянной психологической / психотерапевтической помощи в отделениях с высоким уровнем летальностиорганизацию такой службы поддерживает большинство врачей (70,4%), медсестёр (69,3%) и родственников больных (74,1%). В то же время врачи, медсёстры и родственники больных настороженно и противоречиво относятся к созданию возможностей для отправления тех или иных религиозных процедур непосредственно в лечебных учрежденияхсоответственно, связанные с этим вопросы должны решаться индивидуально и крайне тактично.

5. Профессиональная деятельность в отделениях с высоким уровнем летальности требует специальных знаний по психологии (недостаточность которых отметили 46,9% врачей и 38,9% медсестёр) и биоэтике. Это предполагает «усиление» подготовки медицинского персонала по данным направлениям как на до-, так и на последипломном этапах, особенно лиц со стажем до 3-х летпри этом подготовка медицинского персонала предполагает учет особенностей восприятия разными социальными группами проблемных ситуаций актуальных в первую очередь для медицины критических состояний (в частности, для коррекции позитивного отношения к эвтаназии, выявленного у врачей, медсестёр и родственников больных).

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

1. Высокая стрессированность с наличием ассоциированных с профессией проявлений посттравматического стрессового расстройства и профессиональных деформаций личности у значительной части врачей и медицинских сестёр, постоянно подвергающихся экстремальным воздействиям в хирургических, нейрохирургических, онкологических, анестезиолого-реанимационных и аналогичных отделениях, невротизация больных, а также их родных и близких с характерной для критических ситуаций экзистенциальной фрустрацией, делают целесообразным организацию в этих отделениях психологической (психотерапевтической) службы для оказания специализированной помощи лицам всех указанных социальных групп.

2. В системе последипломного этапа подготовки врачей (в первую очередь, в интернатуре, а также в клинической ординатуре и на циклах тематического усовершенствования, особенно для начинающих специалистов), с учетом специфики профессиональной деятельности в медицине критических состояний, предусмотреть учебную тему «Психология медицины критических состояний» (модульный вариант разработан и апробирован диссертантом) — аналогичную тему включить также в программы последипломного повышения квалификации среднего медицинского персонала соответствующих отделений (организаций).

3. Осуществлять регулярный контроль социально-психологического состояния и нервно-психического здоровья медицинского персонала, постоянно подвергающегося профессионально обусловленным экстремальным воздействиям (возможно, на основе тестирования по уровню качества жизни) с координацией исследований на федеральном уровнем НИИ медицины труда РАМН.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ш. Г. Методические подходы к изучению ранних изменений кожи при лекарственной аллергии у медицинских работников // Гигиена труда и профессиональные заболевания. -1981. № 6. — С.44−46.
  2. Ю.А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация. М.: Наука, 1976. — 272 с.
  3. Ю.А. Пограничные психические расстройства: Руководство для врачей. М.: Медицина, 1993. — 400 с.
  4. A.A., Ларионова И. С., Дудина H.A. Врачи-заложники смерти. Почему врачи умирают на 10−20 лет раньше своих пациентов. 2-е доп. изд. — М.: Триада плюс, 2000. — 226 с.
  5. A.A. Своеобразные опасности врачебного труда и меры к их устранению // Вестник советской медицины. 1927. — № 19. — С.1215−1218.
  6. В.Ф. Основы социологических знаний: Курс лекций по общей социологии. -Н.Новгород, 1998.
  7. H.A. Эвтаназия как метод искусственного прерывания жизни. Правовые вопросы ее применения // Вестник Российской АМН. 1996. — № 12. — С.60−64.
  8. С.И., Шаронова З. В. Вопросы гигиены труда и профпатологии медицинских работников, имеющих производственный контакт с лекарственными препаратами // Гигиена труда и профессиональные заболевания. -1981. № 6. — С.6−9.
  9. Т. Охрана окружающей среды: Пер. с венг. М.: Медицина. 1980.
  10. Л.М., Воронина Л. А., Левин М. Я. Физиологическая характеристика труда стоматологов // Гигиена труда и профессиональные заболевания. -1981.-№ 6. С.19−21.
  11. Е. Быть врачом опасно для здоровья // Социальная защита. -1999. — № 10. — С.37−41.
  12. О.В., Розенбаум М. Д. Функциональный анализ деятельности врачебного персонала // Советское здравоохранение. 1991. — № 2. — С. 1720.
  13. Т.В. Личностные детерминанты и организационные факторы возникновения психологического выгорания у медицинских работников // Ярославский психологический вестник. Вып.И. — М.-Ярославль, 2004. -С.96−99.
  14. И.А. Организация прикладного социологического исследования. -М.: Тривола, 1998. 228 с.
  15. А.И. О некоторых специфических условиях труда анестезиологов // Вопросы общей и промышленной гигиены. Пермь, 1966. — Вып.7. -С.41−46.
  16. А.И., Щелкова О. Ю. Медицинская или клиническая психология: концептуальные проблемы профессии и подготовки кадров // Ярославский психологический вестник. Вып.11. — М.-Ярославль, 2004. — С.18−22.
  17. B.C. Социально-гигиеническая и эргономическая оценка труда врачей-отоларингологов городских поликлиник // Проблема комплексного внедрения НОТ в лечебно-профилактических учреждениях. М., 1981. -С.76−80.
  18. B.C., Минаков В. Ф., Куценко Г. И., Шурупова B.C., Колесник Н. И. Методические рекомендации по совершенствованию условий и организации труда врачей-отоларингологов городских поликлиник. М., 1982.
  19. В.И., Дудко Е. М. Сердечно-сосудистые заболевания у врачей и меры их профилактики // Врачебное дело. 1976. — № 2. — С.134−137.
  20. З.А., Недвига В. И. Гигиеническая и физиологическая характеристика условий труда медицинских сестёр хирургических отделений // Гигиена труда и профессиональные заболевания. -1981. -№ 6. С.22−25.
  21. Врач пациент. Общение и взаимодействия. — Женева, 1996.
  22. Р.Д., Кречковский Е. А. К физиолого-гигиенической оценке и оздоровлению труда врачей хирургической специальности // Гигиена и санитария. 1976. — № 12. — С.46−51.
  23. Г. М., Кицуп И. С. Методические подходы к оценке сложности и напряженности труда врачебного персонала больничных учреждений // Здравоохранение. 2001. — № 2. — С.60−65.
  24. В.А. Нервно-психическое здоровье медработников // Труд и быт медработников. М., 1925. — Вып.З. — С.55−90.
  25. A.B. Путь на Голгофу: Очерки работы психотерапевта в онкологической клинике и хосписе. СПб: АОЗТ фирма «КЛИНТ», 1995. — 136 с.
  26. A.A. Изучение особенностей личности в профилактических исследованиях ишемической болезни сердца // Первичная психологическая профилактика и реабилитация больных ишемической болезнью сердца. -Вильнюс, 1982. С.25−48.
  27. В.И. Таблицы смертности русских врачей за 1890−1896 гг. // Вестник общественной гигиены и судебной медицины. 1898. — № 8. -С.44−45.
  28. В.Г. Лекции по методике и технике социологических исследований. М.: Изд-во МГУ, 1988. — 232 с.
  29. A.JI. Медицинская психология. Лекции. Магистр, 1997. — 128 с.
  30. А. Эйтаназия // Врач. 1992. — № 8. — С.44−46.
  31. Е.В., Генкин A.A. Применение непараметрических критериев статистики в медико-биологических исследованиях. Л.: Медицина, 1973. -141 с.
  32. М.П. Суицид: болезнь или здоровье // Мир психологии. 2000. -№ 1 (21). — С. 173−180.
  33. В.В. Социальная экология и массовое сознание. Волгоград: ВолгГАСА, 2000. — 204 с.
  34. В.В. Здоровье и устойчивое развитие региона // Конкурентоспособность, устойчивость и безопасность региона: Материалы научно практической конференции, Волгоград, 15−16 мая 2001 г. — Волгоград, 2001. -С.220−223.
  35. В.В. Социологические методы исследования в медицине. Волгоград, ВолгГАСА, 2002. — 68 с.
  36. В.И., Кравченко А. И. Социология. М.: ИНФРА-М, 2001. -624 с.
  37. Л.В., Линчевская Э. Э. Психофизиологические аспекты труда работников сферы обслуживания. Л.: Медицина. 1979.
  38. С.А. Психология профессионализма человека: интегративный подход // Журнал прикладной психологии. 2003. — № 4−5. — С.35−42,
  39. С.Н. Психотерапия при посттравматических стрессовых расстройствах // Российский психиатрический журнал. 1998. — № 3. — С.50−56.
  40. Ю.Д. Световой и ультрафиолетовый климат в помещениях для детей и подростков. М.: Медицина. 1978.
  41. К.И. Статистика в здравоохранении. М.: Медицина, 1981. -177 с.
  42. Э.Ф., Сыманюк Э. Э. Кризисы профессионального становления личности // Психологический журнал. 1997. — Т. 18, № 6. — С. 35−44.
  43. М.Е., Лазебная Е. О., Тарабрина Н. В. Психологические особенности посттравматических стрессовых состояний у участников войны в Афганистане // Психологический журнал. 1997. — Т. 18, № 2. — С.34−49.
  44. Т.М., Липтуга М. Е. К вопросу организации и планирования работы хосписа // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 1999. — № 3 — С.40−42.
  45. Л.И. Психологические проблемы врачей и среднего медицинского персонала при работе с тяжелобольными пациентами // Журнал практического психолога. 1998. — № 1. — С.62−66.
  46. А.П. Этика и закон в медицине критических состояний. «Этюды критической медицины», т.4. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 1998. — 560 с.
  47. Н.И., Ставицкий Р. В., Трунов Б. В. Гигиеническая оценка радиационной обстановки рентгенодиагностических кабинетов и пути её улучшения // Гигиена труда и профессиональные заболевания. 1981. — № 6. — С.37−40.
  48. Э.М. Социальная адаптация работника к трудовой деятельности (на железнодорожном транспорте): Автореф. дисс. канд. соц. наук. Саратов, 2002. — 18 с.
  49. Е.А. К вопросу о посттравматических стрессовых расстройствах (Обзор) // Российский психиатрический журнал. 1998. — № 1. — С.54−60.
  50. Н.Ф., Каспаров A.A. Медицина труда. Введение в специальность. М.: Медицина, 2002. — 391 с.
  51. А.М., Петленко В. П., Царегородцев Г. И. Социология медицины. -Киев: Здоровь’я, 1981.- 184 с.
  52. К.А., Агзамов А. И. Влияние условий труда на функциональное состояние организма врачей-хирургов Узбекистана // Здравоохранение Узбекистана. 1980. — № 6. — С.41−44.
  53. .А. Проблемы организации психиатрической и психотерапевтической помощи // Социальная и клиническая психиатрия. 2001. — Т.11, вып. 4. — С. 36−38.
  54. Е.П. Здоровье основная жизненная ценность // Мир психологии. — 2000. — № 1 (21). — С.75−82.
  55. П.В. Посттравматическое стрессовое расстройство // Журнал неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 1993. — Т.93, № 3. — С.95−99.
  56. В.А., Коротич Л. П., Благодарная O.A., Матюхин В. В., Снегова Г. В. Условия труда и их влияние на состояние здоровья персонала отделений реанимации, интенсивной терапии и анестезиологии // Анестезиология и реаниматология. 1984. — № 2. — С.3−6.
  57. В.А. Оптимизация условий труда врачей и средних медицинских работников крупных хирургических стационаров // Гигиена труда и профессиональные заболевания. 1986. — № 8. — С.36−40.
  58. В.А. Труд и здоровье медицинских работников как проблема медицины труда // Медицинская помощь. 1996. — № 2. — С.15−19.
  59. .Д. Медицинская психология. Л.: Медицина, 1982. — 271 с.
  60. В.А. Гигиеническая оценка состояния зрения врачей-стоматологов // Стоматология. 1979. — Т.58, № 2. — С.69.
  61. В.Ф. Гигиена труда врачей хирургического профиля. М.: Медицина, 1982. — 160 с.
  62. Клиническая психиатрия: Пер. с англ., доп. // Гл. ред. Т. Б. Дмитриева. М.: ГЭОТАР МЕДИЦИНА, 1998. — 512 с.
  63. Клиническая психология: Учебник / Под ред. Б. Д. Карвасарского. СПб: Питер, 2002. — 960 с.
  64. А.И., Литвинцев С. В., Шанин В. Ю. Влияние выраженности ин-трапсихического конфликта на течение постстрессорного периода у участников боевых действий // Российский психиатрический журнал. 1998. — № 3. — С. 25−27.
  65. М.С. Введение в социологию: Учебник для вузов. М.: Наука, 1994.-317 с.
  66. Р., Боухал М. Психология в медицине. Прага, 1983. — 407.
  67. О.С., Суслова Е. А., Заикин Е. В. Психоэмоциональное напряжение и его источники у населения г.Клинцы Брянской области // Проблемы смягчения последствий Чернобыльской катастрофы: Материалы международного семинара. Брянск, 1993.- Ч.П.- С.387−390.
  68. И.П., Кириллов В. Ф. Вопросы гигиены труда медицинского персонала при работе с радиоактивными веществами. М.: Медицина. 1969. -96 с.
  69. В.В. Профессиональные заболевания медицинских работников. -Самара, 1998. 200 с.
  70. А.И. Социология: Учебник для вузов. М.: Академический Проект, 2001. — 3-е изд., перераб. и доп. — 508 с.
  71. Е.А., Матяшин И. М., Никберг И. И. Санитарно-гигиеническое обеспечение хирургических отделений больниц. Киев: Здоровь’е, 1981.
  72. B.C., Бережнова С. Н. Комплексная оценка труда врачей терапевтического профиля // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2000. — № 1. — С.39−41.
  73. Г. И. Санитарно-гигиеническая характеристика условий труда медицинских работников // Труд и здоровье медицинских работников. М.: Медицина, 1985. — С. 18−39.
  74. A.B. Влияние информированности пациентов на деятельность врача-хирурга (опыт социологического анализа): Автореф. дисс. канд. мед. наук. Волгоград, 2003. — 24 с.
  75. Н.Д., Ушаков Т. К. Учебное пособие по медицинской психологии. М.: Медицина, 1976. — 320 с.
  76. И.П. Согласие фактор, определяющий общение пациента и врача и успешность лечения // Клиническая медицина. — 1999. — № 11. — С.15−18.
  77. М.С., Мясшцев В. Н. Введение в медицинскую психологию. -Л.: Медицина, 1966. 431 с.
  78. Ю.П. Санология основа первичной профилактики // Вестник Российской АМН. г 1995. — № 8. — С.48−51.
  79. Т.М. Состояние здоровья и проблемы медицинского обеспечения работников здравоохранения // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2000. — № 3. — С.14−19.
  80. A.A. Психогенные расстройства у пострадавших во время землетрясения // Психические расстройства у пострадавших во время землетрясения в Армении: Сборник научных трудов. М., 1989. — С.54−62.
  81. В.Д. Клиническая и медицинская психология. Практическое руководство. М.: МЕДпресс, 1998. — 592 с.
  82. А.М., Поляков Л. Е. Санитарная статистика. Л.: Медицина, 1974. -384 с.
  83. Р.К. Социальная теория и социальная структура // СОЦИС. -19 922. -№ 2.- С.118−124.
  84. Г. Л., Шепилов В. В. Деонтологические взгляды хирургов ан~ гиологов (по данным социологического опроса) // Вестник хирургии им. И. И. Грекова. — 1998. — Т.157, № 6. — С.89−92.
  85. Д.У. Эвтаназия: дебаты в Британии // Социальная и клиническая психиатрия. -1996. Т.6., вып.4. — С.101−118.
  86. В.В., Бойко Ю. П., Кузнецов В. К. Хоспис перспективы развития // Российский медицинский журнал. — 1998. — № 1. — С.56−59.
  87. В.Ф. Труд и здоровье работников учреждений здравоохранения (научный обзор). М.: Медицина, 1983. — 80 с.
  88. И.Ф., Боков С. Н. Медицинская психология: основы патопсихологии и психопатологии: Учебник для вузов. М.: Изд-во корпорация «Логос», 1999. — 232 с.
  89. В.А. Смерть, умирание и оживление: этические аспекты // Врач. 1992. — № 8. — С.33−35.
  90. И.Г., Прокопьев В. П. О состоянии здоровья врачей // Советское здравоохранение. -1991. № 12. — С.23−26.
  91. С.А. О смертности медицинского персонала // Быт и здоровье медицинских работников. JL, 1926. — Вып.1. — С.95−111.
  92. Общая социология / Под общ. ред. проф. А. Г. Эфендиева. М.: ИНФРА-М, 2002. — 654 с.
  93. М.С. Посттравматическое стрессовое расстройство. Острые и отдаленные реакции на травму // Российский психиатрический журнал. -1999.-№ 1. С.46−49.
  94. В.И. Качество социологической информации: Методы оценки и процедуры обеспечения. Киев: Наукова думка, 1986. — 206 с.
  95. Т. Функциональная теория изменения // Американская социологическая мысль: Тексты. М., 1994. — С.464−480.
  96. Перес Ловелес Р., Кудрявая Н. В. Психологические основы деятельности врача. М.: ВУНМЦ МЗ РФ, 1999. — 204 с.
  97. В.И., Седова H.H. Проблема качества жизни в биоэтике. Волгоград: Издатель, 2001. — 96 с.
  98. .В. Деонтология как один из важнейших элементов воспитания в медицине // Деонтология в медицине. Т.1. — М.: Медицина, 1988. -С.9−72.
  99. К.В. Смертность врачей в России за 2 последних пятилетия 1890−1900 гг. // Вопросы нервно-психической медицины. 1903. — № 4. -С.621−626.
  100. Н.Ф., Миллионщикова В. В. Хоспис и паллиативная помощь // Проблемы социальной гигиены и история медицины. 1997.- № 5. — С.26−31.
  101. И.В., Липуга М. Е. Новая организация работы хосписов и отделений паллиативной помощи // Здравоохранение: Журнал для руководителей и главного бухгалтера. 2002. — № 6. — С.35−39.
  102. М. // Медицинский вестник. 1994. — № 2. — С. 13.
  103. Приказ Минздрава РСФСР от 01.02.1991 № 19 «Об организации домов сестринского ухода, хосписов и отделений сестринского ухода многопрофильных и специализированных больниц» // Главная медицинская сестра. -2000. № 6. — С.26−32.
  104. Профессиональный риск для здоровья работников. (Руководство) / Под ред. Н. Ф. Измерова, Э. И. Денисова. М.: Тровант, 2003. — 448 с.
  105. В.Д. К вопросу об особенностях заболеваемости врачей // Гигиена труда и профессиональные заболевания. 1989. — № 11. — С.4−7.
  106. A.B. Социология медицины (введение в научную специальность): Руководство. М.: Медицина, 2002. — 976 с.
  107. A.B. Медико-социологические представления о моделях болезни и здоровья // Социология медицины. 2003. — № 2 (3). — С.3−18.
  108. М.А. Опыт изучения труда медицинских работников. М.: Медицина, 1971.- 108 с.
  109. В.М. Здоровье как философская и социально-психологическая проблема // Мир психологии. 2000. — № 1 (21). — С. 12−31.
  110. Руководство по социальной гигиене и организации здравоохранения / Под ред. Ю. П. Лисицына. Т. 2. — М.: Медицина. 1987. — 464 с.
  111. Г. И., Кириллов В. Ф., Маликов В. Е. Физиолого-гигиеническая оценка условий труда врачей акушеров-гинекологов // Гигиена и санитария. 1974. -№ 10. — С.29−32.
  112. В.В., Головко Н. В., Певзнер О. Г., Рабочий A.B. К вопросу о посттравматических стрессовых расстройствах у военнослужащих // Социальная и клиническая психиатрия. 1998. — Т.8, вып.4. — С.115−116.
  113. А.Г., Логинова Е. А. Методические подходы к оценке деятельности стационарных учреждений и качества медицинской помощи // Стационарная медицинская помощь (основы организации). М.: Медицина, 1989. — С. 180−205.
  114. Е.А. Организация работы хосписов в США и их влияние на состояние психического здоровья населения // Социальная и клиническая психиатрия. 1995. — Т.5, № 3. — С. 143−148.
  115. Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: Речь, 2000. — 350 с.
  116. П.И., Парняков A.B. Введение в клиническую психологию: Учебник для медвузов: Т. 1−2. Екатеринбург: Деловая книга, 2000. — Т. -412 е.- Т.2−381 с.
  117. СилуяноваИ.В. Введение в биоэтику. М.: Прогресс-Традиция, 1998. — 384 с.
  118. A.A., Скоромец Т. А. Нравственные аспекты эйтаназии // Вестник гипнологии и психотерапии. -1991. № 1. — С.51−52.
  119. C.JI. Психология, психотерапия и психотерапевтический подход в клинике внутренних болезней // Ярославский психологический вестник. -Вып.11. М.-Ярославль, 2004. — С.28−33.
  120. Социология: Основы общей теории: Учебное пособие для вузов / Отв. ред. Г. В. Осипов. М.: Аспект-Пресс, 1998.
  121. Г. В. Психотерапия острого горя // Социальная и клиническая психиатрия. 1994. — Вып.З. — С.73−77.
  122. Н.В., Лазебная Е. О. Синдром посттравматических стрессовых нарушений: современное состояние и проблемы // Психологический журнал. 1992. — Т.13, № 2. — С.29−38.
  123. В.А. Психология лечебного процесса. Л.: Медицина. 1984. -192 с.
  124. И.В. О некоторых особенностях коррекции профессиональной деформации личности // Проблемы социальной психологии XXI столетия. Т.З. / Под ред. В. В. Козлова. Ярославль, 2001. — С.160−165.
  125. Г. Ю., Дагилис П. Ю., Лекявичус Р. К. Гигиеническая оценка и пути оздоровления условий труда работников аптек // Гигиена труда и профессиональные заболевания. -1981. № 6. — С.23−27.
  126. В.Ю. Статистический анализ в биологических и медицинских исследованиях. М. Медицина, 1975. — 296 с.
  127. Г. Г. Опыт исследования профессиональных вредностей работы хирурга в операционной // Новая хирургия. 1927. — Т.5. — С.312−318.
  128. С.С. Социология. М., 1994.
  129. И. Врач, сестра, больной. Психология работы с больными. Будапешт: Издательство Академии Наук Венгрии, 1988. — 338 с.
  130. В.Г. Социология. М.: Логос, 2000. — 319 с.
  131. С.А. Танатопсихологические проблемы в социальной психологии // Проблемы социальной психологии XXI столетия. Т.З. / Под ред. В. В. Козлова. -Ярославль, 2001. С.265−269.
  132. Я.Ю. Элементарные понятия социологии: Пер. с польского -М.: Прогресс, 1969. 240 с.
  133. О.П., Царегородцев Г. И., Ерохин В. Г. Медицина и общество. М.: Медицина, 1983.-391 с.
  134. Н.В. Взаимоотношения врача и пациента в меняющемся времени // Русский медицинский журнал. 1996. — № 6. — С.348−353.
  135. .Г. Здоровье: факт, норма и ценность // Мир психологии. 2000. -№ 1 (21). — С.54−68.
  136. В.К., Куценко Г. И. Общественное здоровье и здравоохранение (Учебник для студентов, интернов, аспирантов, ординаторов педиатрических факультетов). СПб.: ООО «Издательство „Петрополис“», 2000. — 914 с.
  137. В.А. Социологическое исследование: Методология, программа, методы. Самара, Изд-во «Самарский университет», 1995. — 337 с.
  138. С.А. Об элементах хирургической работы // Хирургия. 1949. — № 3. — С.52−57.
  139. М.Я. Биоэтические проблемы жизни и смерти (конспект лекции) // Медицинская помощь. 1996. — № 9. — С.35−42.
  140. К. Анализ на стоматологичния труд и ергономични основы на оптимизацията му // Ергономия на медицинския труд. София: Медицина и физкультура, 1976. — С.207−211.
  141. Bates Е.М., Moore В. N. Stress of Hospital personnel // Med. J. Austr. 1975. -Vol.2. — P.765−767.
  142. Browlby J. Attachment and loss. Vol. III: Loss.-N.Y., 1980
  143. Caplan H.I., Sadok B.J. Pocket Handbook of Clinical Psychiatry. Baltimore: Williams & Wilkins. — 1996.
  144. K., Howell J.M. // Canad. J. publ. Hlth. 1988. — Vol.79, № 2. — P.97−100.
  145. Dawes P.J., Davison P. Informed consent: What do patients want know? Sunderland royal infirmary. London, 1994.
  146. Emmanuel E.J., Fairclough D.L., Daniels E.R. et all. Euthanasia and physician-assisted suicide: attitudes and experiences of oncology patients, oncologists, and the public // Lancet. 1996. — Vol.347. — P.1810−1812.
  147. Fraday P.J., Mook W.J. The managed care revolution: How medical technologists have tolerated the change // Occup. Med. 1998. — Vol.48, № 7. -P.451−453.
  148. Global Strategy on Occupational Health for All. The Way to Health at Work. -Geneva, 1995. 68 p. (WHO / OCH / 95.1).
  149. Gorlin R., Strain J., Rhodes R. Physicians' reactions to patients: What has happened during the past 10 years // Mount Sinai J. Med. 1996. — Vol.63, № 56. — P.420−424.
  150. B.L., Lindy J.D. // J. nerv. ment. Dis. 1985. — Vol.173, № 7. — P.406−411.
  151. Helps S.L., KendrickD.C. A preliminary study of occupational stress in five staff groups in the Accident and Emergency Department: Abstr. London Conf. Brit. Psychol. Soc., London, 17−18 Dec., 1996. // Proc. Brit. Psychol. Soc. -1997.-Vol.5, №>1.-P.55.
  152. Herbert V. Informed consent: A legal evalution // Cancer (Philad.). 1980. — № 46.-P.1042.
  153. M.J. // Arch. gen. Psychiat. 1974. — Vol.31. — P.768−781.
  154. M.J., Wilner N., Kaltreider N. // Arch. gen. Psychiat. 1980. — Vol.37. — P.85−92.
  155. Jones D.Col. // Amer. J. Psychiatr. Vol.142, № 3. — P.303−307.
  156. R.J., Brom D. // Isr. J. Psychiatr. Sci. 1987. — Vol.24, № 1−2. — P.99−109.
  157. Malkolm D. Politics of euthanasiain in the UK // Lancet. 1995. — № 8951. -P.714.
  158. Mason K.J., Mulligan D. Euthanasia bystages // Lancet. 1996. — Vol.347. -P.1805−1810.
  159. Mcmanus I.C., Winder B.C., Gordon D. Are UK doctors particularly stressed? // Lancet. 1999. — Vol.354, № 9187. — P.1358−1359.
  160. Miller T.W. Stressful Life Events. N.Y., 1989.
  161. Munzarova M. Le droit du medecin a la liberie de conscience: Rapp. 9e Congres europeen de la federation des associationes de medecins catholiques (FEAMC) Medecine et droits de l’homme, Rome, 3−7 juill., 2000 // Med. Homme. 2000. — № 250. — P. 14−16.
  162. Papadatou D. A proposed model of health professionals' grieving process // Omega. 2000. — Vol.41, № 1. — P.59−77.
  163. Parkers C.M. Bereavement: Studies of grief in adult life. N.Y., 1972.
  164. Reeder L.G., Chapman J.M., Coulson A.H. Socioenvironmental stress, tranquilizers and CVD // Excerpta Medica International Congress. Ser. 182. Proceedings of International Symposium.- Baia Domizia. May, 1968.- P. 226 238.
  165. Worden S. Grief counseling and grief therapy. London, 1989.
Заполнить форму текущей работой