Основы социальной работы
Началом работы в любой сфере социального обслуживания, необходимой стадией технологического процесса с любой категорией клиентов и любым типом социальных проблем является социальная диагностика. Термин «диагностика» используется в медицине для обозначения процесса распознавания болезни, постановки диагноза. Социальная же диагностика — это деятельность по распознаванию и анализу социальных… Читать ещё >
Основы социальной работы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
1. Виды социальных услуг. Основания предоставления социальных услуг в Республике Беларусь
Социальные услуги включают:
Социальные услуги включают:
· предоставление консультативно-информационных услуг;
· оказание материальной помощи в денежной и натуральной форме;
· предоставление временного места пребывания в социальных приютах;
· обеспечение дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания;
· осуществление социального обслуживания в стационарных учреждениях социального обслуживания и на дому;
· оказание социально-реабилитационных услуг;
· оказание посреднических услуг;
Порядок и условия предоставления социальных услуг устанавливаются законодательством Республики Беларусь.
Основания предоставления социальных услуг
Социальные услуги предоставляются в случаях:
· малообеспеченности;
· сиротства;
· бездомности;
· безнадзорности лиц, нуждающихся в постоянном уходе, воспитании и иной социальной помощи;
· безработицы;
· инвалидности;
· временной нетрудоспособности или ограниченной (утраченной) профессиональной трудоспособности;
· неспособности к самообслуживанию в связи с возрастом или по иным причинам;
· токсикомании, наркомании, алкоголизма;
· семейного неблагополучия;
· возвращения из мест лишения свободы;
· стихийного или экологического бедствия, техногенной катастрофы;
· в иных случаях, когда необходима социальная поддержка.
2. Деятельность учреждений системы социального обслуживания Республики Беларусь
Деятельность по социальному обслуживанию обеспечивают социальные работники, а также другие специалисты, имеющие профессиональное образование, соответствующее требованиям и характеру выполняемой ими работы, и склонные по своим личным качествам к оказанию социальных услуг. К деятельности по социальному обслуживанию могут привлекаться социальные волонтеры. Социальные волонтеры могут оказывать социальные услуги под руководством социального работника, если иное не установлено законодательством Республики Беларусь. Квалификационные требования к социальным работникам и другим специалистам, занятым в системе социального обслуживания, порядок аттестации названных лиц определяются законодательством Республики Беларусь.
3. Духовно-нравственные качества социального работника
Только оптимальное сочетание профессиональных знаний и навыков с высокой духовно-нравственной культурой специалиста является необходимым условием его высокой квалификации.
Нравственность, как духовное качество человека, его потребность приносить людям благо, является ядром личности социального работника. Именно нравственные качества специалиста во многом определяют поведение клиента, его социальное самочувствие и психологическое состояние.
Совесть социального работника проявляется как нравственное чувство, позволяющее определять ценность собственных поступков в соответствии со своими личными представлениями о добре, благе и справедливости и содержит в себе как рациональные, так и эмоциональные компоненты.
Честность является важным качеством социального работника. Честность как деловое, практическое качество выражается в открытости мыслей, чувств и намерений специалиста для других людей. Честность должна проявляться и в словах и в практических действиях.
Внимательность и наблюдательность, несомненно, присущи хорошему специалисту. Социальный работник должен чувствовать и понимать всю гамму чувств и переживаний, испытываемых клиентом.
Терпимость является необходимым качеством личности социального работника. Она выражается у специалистов в сознательном подавлении чувства непринятия всего иного, имеющегося у клиентов.
Тактичность: в силу специфики своей деятельности социальные работники имеют дело с людьми слабыми, больными, социально неадаптированными, самолюбие которых часто страдает от осознания того, что они, попав в затруднительное положение, сами не могут решить свои проблемы и вынуждены получать социальную помощь.
Выдержка и самообладание — эти качества личности социального работника, которые в значительной мере определяют успешность его профессиональной деятельности. Общаясь с клиентами, социальный работник всегда должен учитывать их эмоциональное состояние.
Доброта социального работника деятельна и реализуется в заботе о человеке, создании благоприятных условий для его жизнедеятельности, положительного эмоционального настроя, в умении оказать своевременную помощь и создать необходимые условия, в которых клиент сам смог бы справится со своими затруднениями.
Объективность: социальный работник должен стремиться к игнорированию своих симпатий и антипатий. Он обязан объективно оценивать ситуацию, потенциальные возможности клиента и в соответствии с этим строить свою дальнейшую работу. Любовь к людям помогает социальному работнику преодолевать непонимание, отчужденность, недоверие со стороны клиента, создавать в процессе общения дружескую и доверительную морально-психологическую атмосферу. Самокритичность способствует совершенствованию профессионального мастерства социального работника. Специалист должен систематически анализировать свои поступки и действия, выявлять ошибки и собственные недостатки. Критическое отношение к себе и своему поведению дает возможность специалисту развивать положительные черты и качества.
Терпение является необходимым качеством социального работника. Ему приходится общаться с людьми, которые в силу возрастных (ослабление памяти и др.) и эмоциональных (раздражительность, упрямство и др.) особенностей трудны в общении. Социальный работник обязан с готовностью и пониманием выслушать клиента даже в том случае, если его высказывания носят бредовый, фантастический характер, повторить если необходимо несколько раз одно и то же и т. д. Коммуникабельность — одно из главных качеств социального работника. Коммуникабельность является залогом успешной профессиональной деятельности, потому что именно в процессе общения происходит знакомство с клиентом и его проблемами, определяются план совместных действий, пути и средства его реализации, обсуждается ход реализации принятых решений и конечные результаты, осуществляется в случае необходимости корректировка в совместной деятельности.
Оптимизм необходим социальному работнику в силу специфики работы, которая изобилует большим числом стрессовых ситуаций и требует особенного душевного настроя. Несмотря на то, что специалист часто сталкивается со злом и несправедливостью, видит несчастных, страдающих людей он не должен отчаиваться и впадать в уныние, а обязан сохранять душевное спокойствие, веру в справедливость и торжество добра, нести людям радость, надежду и веру в лучшее.
Сила воли в практической деятельности социального работника играет чрезвычайно важную роль. Развитие волевых качеств специалиста происходит в процессе профессиональной деятельности, глубокого осознания своего долга. Воля социального работника проявляется в умении доводить начатое дело до конца, не пасовать перед трудностями, мобилизовываться для решения поставленных задач, преодолевая себя и свои слабости.
Эмпатия является необходимой чертой личности социального работника. Способность к сопереживанию и сочувствию развивается в процессе накопления специалистом жизненного и профессионального опыта. Для людей, обратившихся за помощью в социальные службы, проявление сочувствия, сострадания, сопереживания к ним со стороны социальных работников играет первостепенную роль.
Стремление к самосовершенствованию у социального работника в процессе профессиональной деятельности должно проявляться постоянно. Это качество необходимо любому человеку, но в деятельности социального работника играет особенно важную роль. Стремление специалиста к профессиональному и духовно-нравственному совершенствованию является наглядным примером для клиента и благоприятствует развитию его моральных качеств, социальной активности.
Творческое мышление необходимо социальному работнику для оптимального взаимодействия с клиентом, так как в социальной практике встречаются самые разнообразные клиенты и ситуации.
4. Зарубежный опыт профессиональной подготовки социальных работников и специалистов по социальной работе
Зарубежный опыт подготовки специалистов по социальной работе многообразен и многолик. До определённого времени лидером в области составления программ по подготовки специалистов социальной работы являлись Соединенные Штаты Америки, поэтому стоит начать анализ зарубежного опыта именно с этой страны.
Приоритетными областями программы обучения социальных работников в США являются: политика и услуги в области социального обеспечения, человеческое поведение и социальная среда, многообразие человеческой природы, практика социального обслуживания, исследовательская работа в сфере социального обслуживания и практическое обучение. Однако в последние годы в профессиональном мире начали высказываться сомнения в универсальной эффективности американской модели профессиональной подготовки социальных работников. Ведущий американский специалист профессор Хантер-университета (Нью-Йорк) Ч. Казетта констатировал конец американской монополии в учебных планах по социальной работе, приводя убедительные аргументы в своем докладе под характерным названием «Закат американской модели» на XXVII Международном конгрессе школ социальной работы. Закат американской модели обучения социальной работе наступил в результате утраты общего, объединяющего фактора, профессиональной самодисциплины, приверженности к универсальным проблемам.
В Великобритании, как и в США, студенты изучают социальную работу на двух уровнях: колледжа и агентства (аудиторный и практический курсы). В последние годы обучение в агентствах стало играть более значительную роль, чем прежде. Огромное внимание стало уделяться обучению и поддержке сотрудников агентств, которые специализируются на работе со студентами. Их называют руководителями практики. Их основная задача — совершенствование профессиональных навыков студентов независимо от места их обучения. Некоторые из них в крупных агентствах полностью освобождаются от практической работы с клиентами и прикрепляются к трем и более студентам. Центральная фигура практического обучения социальной работе в Великобритании — руководитель практики. Им в профессиональном сообществе уделяется повышенное внимание. В Великобритании руководители практики должны быть аккредитованы своими агентствами, затем в перспективе — получение звания «Преподаватель практики». Это звание получают кандидаты, представившие экзаменационному совету информацию о своих достижениях.
В учебных заведениях Франции существует дифференцированная многоуровневая система подготовки специалистов для социальной сферы. Основанием этой системы является своевременная профессиональная ориентация и допрофессиональная подготовка, реализуемые в общеобразовательной школе. Во Франции не стремятся прибегать к ранней специализации, предпочитая ей профилирование, дифференциацию и глубокую общеобразовательную подготовку. Наблюдается тенденция постепенного расширения и углубления общеобразовательной подготовки как основы дальнейшей специализации.
Существующие типы и виды подготовки работников социальной сферы преемственно связаны между собой, однозначно соотносятся с номенклатурой уровней профессиональной классификации, что позволяет решать проблемы занятости, тарификации и оплаты труда подготовленных специалистов, учитывая в то же время меняющийся спрос и новые требования к работникам этой сферы.
Важнейшим условием доступа к подготовке работников социальной сферы является наличие определенных личностных качеств, мотивации, жизненного опыта, которые заявляются на специальном экзамене, и наличие полного среднего образования, которое подтверждается дипломом бакалавра соответствующего профиля или эквивалентным ему дипломом профессионального образования. Подготовка более высокого уровня предполагает также двух — или трехлетний опыт профессиональной деятельности с обязательной аттестацией нанимателя или организации. Все это направлено на защиту сферы социальной работы от профессиональной некомпетентности, которая дорого обходится обществу.
Система подготовки социальных работников во Франции является сквозной и построена по принципу непрерывности образования. Подготовка построена по принципу чередующегося обучения, при этом теоретическое обучение в учебном заведении чередуется с периодами целевой практики, стажировок в различных социальных службах, учреждениях, организациях. Таким образом, во Франции существует очень дифференцированная многоуровневая система подготовки специалистов для социальной сферы, начиная с многопрофильной профессиональной ориентации и допрофессиональной подготовки в общеобразовательной школе и заканчивая подготовкой теоретиков-ученых, которые, однако, должны пройти все предыдущие уровни обучения и иметь серьезный личный практический опыт.
В Нидерландах согласно новому законодательству, вступившему в силу в 2002/2003 учебном году, университеты и институты более высокого профессионального образования ввели систему бакалавра-магистра. Это позволило им усилить их положение на международном рынке образования.
При подготовке специалистов по социальной работе в Нидерландах существует две программы обучения; курс полной рабочей недели и курс частичной занятости. Оба — по 4 года обучения.
В Исландии социальное образование — официально признанная профессия, разрешенная Министерством здравоохранения и социальной защиты. Социальные работники осуществляют свою деятельность главным образом с людьми всех возрастов с ограниченными возможностями, а также с их семьями. Чтобы работать социальным работником, нужно получить свидетельство, выпущенное Министерством здравоохранения и социальной защиты. Свидетельство выдается тем, кто выполнил требования на степень бакалавра (3-летняя программа) отделом Социального образования в Исландском университете образования или эквивалентной программой иностранного университета.
В Норвегии образование социальных работников проходит в системе университетских колледжей, это — 3-летнее обучение, которое дает степень бакалавра. Все специализации социальных работников имеют общие предметы, определенные структурой национального учебного плана. Профессионалы в данных областях часто работают на общих рабочих местах, сталкиваются с подобными задачами.
Рассмотрев опыт зарубежных стран, можно сделать вывод, что существует много различий в отдельных моделях обучения социальной работе разных стран. Однако есть и общие подходы к формам подготовки социальных работников, в том числе:
· отбор студентов на основе определенных требований приема относительно академических стандартов программы и пригодности претендента к социальной работе;
· повышение роли и поиск новых технологий практического обучения социальной работе.
5. Исторические этапы становления социальной работы
Под влиянием научных достижений в области социальной медицины в Европе и в Америке отрывались колледжи по подготовке социальных педагогов, социальных юристов, социальных медиков. В США эту профессию стали называть социальной работой, в странах западной Европы — социальной медициной. Таким образом, повсеместно создавалась инфраструктура медико-социальной помощи населению, к середине XX в. завершилось становление медико-социальной работы.
Проведенный анализ литературных источников по теме позволяет выделить основные исторические этапы становления медико-социальной работы:
I этап — помощь старикам, детям и немощным в первобытном обществе (от 1 млн. лет назад — до X-V тыс. до н.э.);
II этап — формирование социальной структуры в государствах Древнего мира (от IV тыс. до н.э. — до V в. н.э.);
III этап — филантропическая, благотворительная, монастырско-милосердная помощь в период средневековья (от V—X вв. — XI—XV вв.);
IV этап — создание системы медико-социальной помощи населению в период технического и промышленного прогресса (от XVII в. — до XVIII—XX вв.);
V этап — развитие медико-социального института в современном обществе (XX в. — н.в.).
Во всех странах мира сформированы системы государственной помощи населению, состоящие из социального законодательства; специальных медико-социальных органов и учреждений; учебных заведений по подготовке специалистов по оказанию медико-социальной помощи.
6. Классификация закономерностей социальной работы
Основные закономерности социальной работы:
— взаимосвязь социальных процессов в обществе, социальной политики и социальной работы;
— обусловленность содержания, форм и методов социальной работы конкретными обстоятельствами жизнедеятельности различных групп, лиц, сообществ;
— решение социальных проблем через личностные потребности интересы клиентов;
— зависимость результативности социальной работы от профессионализма и нравственных качеств специалистов, возможностей социальной системы государства и общества.
Закономерности социальной работы можно разделить и на:
Объективные закономерности — присущие социальной работе как процессу и отражают связи между самостоятельными процессами, системами, явлениями. В качестве объективных закономерностей выделяют закономерности отражающие зависимость содержания социальной работы от целей социальной политики государства. Закономерно также взаимосвязь уровня развития социальной работы и уровня социального развития общества.
Субъективные закономерности — проявляющиеся в зависимости от деятельности, средств предпринимаемых социальным работником и клиентом (т.е. отражают связи между отдельными компонентами внутри системы).
В качестве субъективных закономерностей выделяют закономерности отражающие зависимость эффективность социальной работы от уровня подготовленности специалиста; от совместной заинтересованности социального работника и клиента в решении проблемы.
7. Междисциплинарные методы социальной работы
социальный услуга работа защита В социальной работе методы являются междисциплинарными, что определяется универсальность характера практической деятельности. При изучении опыта социальной работы используют следующие методы, которые условно делят на общие и более частные. К общим методам относят: исторический, сравнительный, системный. К частным — метод наблюдения, анализ документов, опрос, анкетирование, мониторинг и пр.
Исторический метод позволяет изучать то, как зарождалась и развивалась профессиональная социальная работа в различные исторические периоды.
Сравнительный метод способствует выделению объектов сравнения, изучению их изменений в динамике в различные этапы общественно-политического и социально-экономического развития стран. При использовании этого метода учитывают типологию стран по сложившимся системам социальной работы и по роли государства в решении проблем социальной защиты населения.
Системный метод изучения опыта социальной работы позволяет изучать всю систему социальных отношений в стране. С помощью этого метода возможно выявление всех элементов структуры социальной работы. При применение системного метода сравнивают и анализируют разные системы социальной защиты отдельных стран или групп населения, отдельные элементы ее структуры.
Частные методы позволяют провести анализ всего комплекса приемов, таких как, наблюдение, анализ документов, анкет, посещение учреждений и стран с целью ознакомления опытом, проведение международных конференций, учебных семинаров, «круглых столов», издание учебников, пособий, книг, обмен студентов и преподавателей.
Междисциплинарные методы социальной работы
*Экономические
*Правовые
*Психологические
*Медико-социальные
*Административно-управленческие
*Социологические
*Педагогические
Экономические методы: статистические; математические; метод принятия оптимальных решений; балансовый; индексный; выборочный; технологический анализ рядов динамики.
Правовые методы: законодательные акты, документы, распоряжения, декреты и пр.
Политические методы: разработка и реализация социальной политики государства.
Психологические методы: методы психологического исследования; диагностические; психогенетические; психодинамические; бихевиористические; когнитивные; гуманистические.
Медико-социальные методы: медицинский уход и медицинская помощь в учреждениях здравоохранения и на дому.
Педагогические методы: методы обучения; методы воспитания; методы убеждения; методы побуждения; методы поощрения; методы самовоспитания.
Организационно-распорядительные методы: регламентирующие; распорядительные; дисциплинарные; координационные; ориентационные; инструктивные.
8. Международные организации в сфере социальной деятельности
Международный Совет по социальному благосостоянию: защищает основные права на выживание, пищу, ночлег, образование, здоровье, заботу и безопасность; способствует снижению уровня бедности, нужды, уязвимости человека; свободе самовыражения и равному доступу людей к социальным благам; снижению разрыва в уровне жизни людей, уменьшению числа социально обездоленных, ликвидации массовой миграции и расовых конфликтов; координирует деятельность общественных и государственных организаций.
Международные центры социального сотрудничества созданы по инициативе ООН после Второй Мировой войны с целью координации состояния социальных прав человека, подготовки программ сотрудничества социальной помощи детям, инвалидам, семье.
Европейский центр по политике и исследованиям в области социального благосостояния был образован в 1974 г. Как международный и неправительственный центр по вопросам социального развития и подготовки специалистов.
Международная федерация социальных работников — совершенствование социальной работы как профессии; поддержка национальных ассоциаций в вопросах социального планирования; расширение контактов и обмен опытом социальных работников всех стран; соблюдение и совершенствование кодекса этики профессионализма социального работника.
Функции: распространяет информацию через бюллетень организации; осуществляет технический и профилактический анализ; обеспечивает проблемы профессии; собирает средства среди состава; информирует и молодых специалистов о возможностях трудоустройства и повышения квалификации.
Главным органом ОБСЕ является совещание глав государств и правительств. Каждые 2 года оно собирается на сессии. Совещание определяет приоритеты и основные направления деятельности ОБСЕ. ОБСЕ состоит из представителей парламентов стран, подписавших Хельсинский акт 1975 года. ОБСЕ осуществляло посреднические миссии в Чечне, Абхазии, Приднестровья и других «горячих» точках Европы и Азии.
9. Международные основополагающие акты социальной работы
Акты Организации Объединенных наций
Главным вкладом ООН в международно-правовое регулирование социальной защиты является определение каталога основных прав человека, которые должны обеспечиваться в законодательстве любой страны, претендующей считаться цивилизованной.
Всеобщая декларация прав человека (1948 г.) — это, в первую очередь, программный политический документ, в котором сформулирован пакет основных неотъемлемых и неотчуждаемых социально-трудовых прав человека.
Среди таких прав Декларация провозглашает:
· право на социальное обеспечение;
· право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости и иного случая утраты средств к существованию по независящим от человека обстоятельствам;
· право на особую защиту материнства и детства;
· право на образование, которое должно быть бесплатным, по меньшей мере в том, что касается начального и общего образования, причем начальное образование должно быть обязательным.
Всеобщая Декларация прав человека стала основой, международным стандартом для всей системы международных актов по правам человека, в том числе Деклараций о правах отдельных категорий лиц, нуждающихся в повышенной социальной защите, Пактов и Конвенций ООН. Специалисты международного права считают, что права и свободы, провозглашенные во Всеобщей декларации являются юридически обязательными общепризнанными нормами.
Международные Декларации ООН содержат общепризнанные международные принципы и права. Так, Принципы ООН в отношении пожилых людей (1991 г.) включают такие общепризнанные международные принципы, как независимость пожилых людей, обеспечение их участия в жизни общества, защита их достоинства и обеспечение реализации внутреннего потенциала, а равно общепризнанные социальные права на уход и защиту со стороны семьи и общества в соответствии с системой культурных ценностей данного общества, на обеспечение доступа к медицинскому обслуживанию, к социальным и правовым услугам.
Декларация ООН о правах инвалидов (1975 г.) предусматривает права инвалидов в социальной сфере, которые обеспечивают им социальную интеграцию (реинтеграцию), такие, как: право на восстановление здоровья и социального положения в обществе, на профессиональную подготовку и восстановление трудоспособности, на социальное обслуживание и др.
Пакты и Конвенции ООН, ратифицированные государством, носят юридически обязательный характер. Согласно Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах (1966 г., ратифицирован в 1973 г. участвующие в Пакте государства признают право каждого человека на социальное обеспечение, включая социальное страхование; право каждого на достойный жизненный уровень для него и его семьи; право на образование, на обязательный и бесплатный характер начального образования. Государства, ратифицировавшие этот пакт, обязаны периодически представлять доклады о соблюдении взятых обязательств. Доклады рассматриваются Комитетом независимых экспертов и Экономическим и социальным Советом ООН.
Конвенция о правах ребенка (1989 г., ратифицирована в 1990 г). признает за каждым ребенком право:
· на жизнь,
· на имя,
· на приобретение гражданства,
· на сохранение его индивидуальности, а равно права пользоваться благами социального обеспечения, включая социальное страхование;
· право на образование и т. д.
Конвенция закрепляет права неполноценного в умственном или физическом отношении ребенка на особую заботу со стороны общества, гарантирующую ему достойную и полноценную жизнь.
Акты Международной организации труда
Одним из основных источников международно-правового регулирования социально-обеспечительных прав являются акты МОТ. В 1919 г. в соответствии с Версальским мирным договором была создана Международная организация труда (МОТ). Первоначально это была Международная комиссия для выработки конвенций и рекомендаций по вопросам трудового законодательства и улучшению условий труда при Лиге наций. С 1945 г. с принятием Устава ООН Международная организация труда становится специализированным учреждением ООН и в настоящее время объединяет 178 государств. Характерной чертой структуры МОТ является трипартизм, т. е. формирование и деятельность почти всех органов на основе трехстороннего представительства: правительств, предпринимателей и работников.
Основополагающие документы Международной организации труда являются источниками общепризнанных международных принципов и норм права социального обеспечения. Всего в истории МОТ были приняты 3 торжественные декларации. Первой является Филадельфийская декларация 1944 г., включенная впоследствии в Устав МОТ. В ней отмечалось, что мандат МОТ заключается в создании условий «свободы и достоинства, экономической устойчивости и равных возможностей», в которых все люди независимо от пола, расы или веры, имеют право на осуществление своего материального благосостояния и духовного развития" .
Вторая декларация, принятая в 1964 г., была посвящена действиям против апартеида в Южной Африке. С исчезновением апартеида она была объявлена устаревшей и отменена в 1994 г.
Третья — Декларация МОТ «Об основополагающих принципах и правах в сфере труда и механизме ее реализации», принятая 18 июня 1998 г. на 86-й сессии МОТ. Она имеет целью дать социально-политические решения проблемам, поставленным эпохой глобализации. В Декларации содержится своеобразный социальный минимум, которому должно следовать каждое государство в рамках мандата МОТ. Более того, государства должны стремиться к расширению социального обеспечения с тем, чтобы обеспечить основной доход для всех нуждающихся в этом и предоставить всем полное медицинское обслуживание.
Учитывая, что не все государства — члены МОТ ратифицировали основополагающие конвенции, в Декларации «Об основополагающих принципах и правах в сфере труда и механизме ее реализации провозглашено принципиальное положение: все государства — члены МОТ, даже если они не ратифицировали указанные конвенции, имеют обязательство, вытекающее из самого факта их членства в Организации, соблюдать, содействовать применению и претворять в жизнь в соответствии с Уставом принципы, касающиеся основополагающих прав, которые являются предметом этих конвенций.
10. Методологические, организационные и содержательные принципы социальной работы
1.Одним из основных содержательных принципов социальной работы, на которых основана практическая реализация гуманистического идеала, является принцип социальной справедливости. Принцип социальной справедливости выступает идеологической и нравственной ценностью, закрепленной в основополагающих документах мирового сообщества — Организации Объединенных Наций, Международной Федерации социальных работников и пр. На его основе возможна обобщенная нравственная оценка социальных отношений в конкретном социуме. Поскольку в сложной сети социальных взаимодействий формируются структуры экономического, политического и иного неравенства, социальная справедливость предстает в виде оценочного понятия, определяющего меру равенства и неравенства в социальной сфере. В современном обществе осуществление принципа социальной справедливости связано с равенством граждан перед законом, созданием экономических, политических, социальных гарантий реализации прав личности, обеспечением необходимого для нормальной жизнедеятельности человека уровня социальной защищенности.
2.Методические принципы социальной работы (дифференцированный подход к клиенту, преемственность в оказании помощи и др.) предлагают систематизированный свод правил, позволяющих последовательно действовать в данной области социальной работы, ориентируясь как на объект деятельности, так и на конкретную социальную ситуацию. Эти принципы уделяют особое внимание профессиональной компетентности специалиста, соответствию уровня его знаний и умений уровню и содержанию выполняемых им должностных задач.
3.Организационные принципы социальной работы (доступность, комплексность и др.) отражают сложность и многообразие функциональных связей в процессе оказания социальной помощи и предъявляют требования к обязанностям и ответственности специалистов. Они лежат в основе управленческого воздействия в системе социальной работы, нацеливая ее на обеспечение возможности оперативного и эффективного решения проблем каждого клиента.
Следование специалистов взаимосвязанным принципам социальной работы обеспечивает оптимальное соотношение между содержанием социальных проблем и результатами их решения и легитимность социальной работы как особого, социогуманистического вида деятельности в российском обществе.
11. Методы социальной работы
Методы социальной работы во многом обуславливаются спецификой объекта, на которую направлена деятельность социального работника, а также специализацией социального работника, структурой социальных и других служб.
В связи с этим классификация методов социальной работы производится:
· по направлениям и формам социальной работы;
· ее объектам;
· ее субъектам;
· по степени общности.
1. Методы по направлениям и формам социальной работы подразделяются на следующие виды:
* организационные;
* социально-психологические;
* социально-педагогические;
* социально-медицинские;
* социально-экономические и др.
Организационные методы — это приемы и способы деятельности, используемые в области социальной работы для решения организационных задач. Закрепляют права, полномочия, обязанности, а также меру ответственности различных звеньев управления, органов социальной защиты, социальных служб за конечный результат. Их типы:
* организационно-распорядительные;
* организационно-координационные;
* организационно-инструктивные;
* организационно-технические и др.
Социально-психологические методы подразделяются на несколько групп:
* методы психологического исследования:
* наблюдение — систематическое и целеустремленное восприятие психических явлений с целью изучения их смысла и специфических изменений в определенных условиях;
* эксперимент — активное соучастие в социальной ситуации со стороны исследователя, регистрирующего сопутствующие изменения в поведении или состоянии изучаемого объекта;
* диагностические — выявление и изменение индивидуально-психологических особенностей личности;
* психогенетические — выявление происхождения индивидуальных психологических особенностей человека, роли генотипа и окружающей среды в их формировании. Наиболее известный и информативный из них — метод близнецов, позволяющий максимально уравнять воздействие среды на личность;
* лонгитюдные — длительное и систематическое изучение одних и тех же испытуемых, позволяющее определить диапазон возрастной и индивидуальной изменчивости фаз жизненного цикла личности;
* методы исследования жизненного пути — изучение индивидуального развития человека от рождения до смерти;
* психологической помощи — повышение психологической компетенции человека; выявление уже существующих или формирование новых ресурсов, позволяющих человеку решить стоящие перед ним задачи, преодолеть трудности и жизненные кризисы.
Включают в себя методы:
* психологической коррекции (психотерапевтические) и реабилитации, цель которых — помочь человеку, имеющему нервно-психические и психосоматические заболевания, острые или хронические психические травмы;
* психогигиены и психопрофилактики — предоставление психологической помощи практически здоровому человеку с целью предотвращения психосоматических заболеваний;
* полифункциональные методы — предполагают необходимость изменения содержания и форм работы в зависимости от целей и задач социальной работы.
Социально-экономические методы — совокупность приемов и способов, с помощью которых осуществляются действия, учитывающие социальные интересы и потребности людей; определяются пути их удовлетворения (натуральная и денежная помощь, установление льгот и единовременных пособий, патронажное и бытовое обслуживание, санкции и др.).
В социальной работе используются следующие экономические методы:
* статистические;
* математические;
* метод принятия оптимальных решений (анализ целенаправленных действий и объективная сравнительная оценка возможных результатов этих действий);
* балансовый;
* индексный;
* выборочный;
* технологический анализ рядов динамики и др.
Педагогические методы направлены на оказание социальной помощи человеку как отдельно взятому индивиду и как члену социума, в котором происходит процесс социализации и социальной ориентированности.
Выделяют три их основные группы:
* методы формирования сознания личности (понятий, суждений, убеждений, оценок); * организации познавательной, практической деятельности и поведения (поручения, задания, упражнения, создание специальных воспитывающих ситуаций);
* стимулирования деятельности и поведения индивида (оценка, поощрение, порицание и др.).
2. Методы по объектам социальной работы подразделяются на следующие виды: * индивидуальные (социальный работник — клиент);
* групповые (в группе семей и через семью);
* общинные (работа в микросоциальной среде).
Метод индивидуальной работы представляет собой непосредственную помощь субъекту путем личного взаимодействия в процессе его адаптации к новым условиям жизни.
Метод социальной работы с группой предполагает работу как в целом с группой клиентов (семьей), так и в группе — с каждым из ее членов отдельно.
Социальная работа ориентируется на социальную задачу и жизненную ситуацию и предполагает расширение социального пространства индивидуума, развитие его умения решать личные проблемы с помощью социальных связей.
Важное значение в социальной работе является обучение клиента выходу из состояния одиночества (самоизоляции от общества), которое само по себе является предпосылкой для возникновения социальных проблем, и привития ему навыков работы в группе и с группой (коллективом).
К групповым методам могут быть отнесены:
* совместная работа над определенными проблемами и задачами;
* диагностические и коррекционно-групповые процедуры, объекты которых — социально-психологические явления, влияющие на поведение и деятельность людей.
Социальная работа в общине представляет собой профессиональную помощь индивидуумам, группам, коллективам, проживающим на одной территории и имеющим общие проблемы. Социальная община характеризуется:
* относительной устойчивостью;
* более или менее одинаковыми условиями и образом жизни;
* общностью массового сознания, социальных норм, ценностных систем и интересов.
3. Методы по субъектам социальной работы подразделяются на следующие виды:
* применяемые отдельным специалистом;
* коллективом социальной службы;
* органом управления социальной работы.
4. По степени общности можно выделить следующие группы методов:
· Всеобщие (философские) методы определяют всеобщий путь, способ познания и преобразования общества, мышления (гносеологический, диалектический способы познания).
· Общенаучные методы определяют некоторые аспекты процесса познания и преобразования мира (анализ, синтез, индукция, дедукция, наблюдение, опрос, эксперимент, аналогия, моделирование.)
· Частные, специальные методы — специальные способы познания и преобразования отдельных областей реального мира. В современных условиях к данной группе методов относят метод «социальной биографии», семейной биографии, комплексное психосоциальное моделирование.
12. Нормативно-правовые акты, регулирующие социальную работу в Республике Беларусь
Основные документы Республики Беларусь, имеющие отношение к деятельности СППС учреждения образования (в папке документации — иметь перечень; наиболее часто используемые в работе документы — иметь в наличии):
· Конституция Республики Беларусь 1996 г.
· Гражданский кодекс Республики Беларусь 1998 г.
· Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь 1998 г.
· Трудовой кодекс Республики Беларусь 1999 г.
· Жилищный кодекс Республики Беларусь 1999 г.
· Кодекс Республики Беларусь о браке и семье 1999 г. (с дополнениями и изменениями от октября 2004 г., от 9 декабря 2005 г.; новый вариант — от 2006 г.)
· Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях
· Уголовный кодекс Республики Беларусь
· Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь
· Уголовно-исполнительный кодекс Республики Беларусь
· Закон Республики Беларусь «О правах ребенка» 1993 г. (с дополнениями и изменениями от 2000 г.)
· Закон «Об образовании в Республике Беларусь» 1991 г.
· Закон Республики Беларусь «О здравоохранении» 1993 г.
· Закон «Об общих началах государственной молодежной политики в Республике Беларусь» 1992 г.
· Закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений в Республике Беларусь» 1999 г.
· Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» 2003 г. (газета «Образование и право» № 1 от 21.08.2003)
· Закон Республики Беларусь «О гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.2005 г. № 73−3 (газета «Звязда» от 27.12.2005 и «Народная газета» от 28.12.2005)
· Национальный план действий по улучшению положения детей и охране их прав на 2004;2010 г. г. (Сборник нормативных документов МО РБ, 2004/№ 5)
13. Общие технологии социальной работы: социальная диагностика, социальная адаптация, социальная реабилитация, социальная опека и попечительство, социальное консультирование, социальное проектирование, прогнозирование
Началом работы в любой сфере социального обслуживания, необходимой стадией технологического процесса с любой категорией клиентов и любым типом социальных проблем является социальная диагностика. Термин «диагностика» используется в медицине для обозначения процесса распознавания болезни, постановки диагноза. Социальная же диагностика — это деятельность по распознаванию и анализу социальных патологий и проблем. Главная цель социальной диагностики на уровне непосредственной работы с клиентом — определение социальной проблемы клиента и нахождение правильных средств для ее разрешения. В социальной работе широко используются микросоциологические, социально-психологические, педагогические диагностические процедуры. Социальная ситуация клиента всегда уникальна, поэтому наиболее распространены технологии эмпирического наблюдения, анализ единичных данных.
Немаловажную роль играет технология социальной адаптации. На протяжении своей жизни каждый человек неоднократно бывает вынужден приспосабливаться к какой-либо социальной среде, новому для себя окружению, месту жительства, сфере деятельности, трудовому коллективу. Особенно характерно это для подросткового и юношеского возраста. Социальная адаптация, будучи сложным и многоуровневым процессом, осуществляется в различных сферах жизнедеятельности человека. Как процесс она означает приспособление личности или социальной группы, попавшей в трудную жизненную ситуацию, к реальной социальной среде, и начинается с осознания личностью (или социальной группой) того обстоятельства, что ее прежнее поведение не содействует достижению успеха и необходимо менять модель поведения с учетом требований новой социальной среды.
Социальная реабилитация — комплекс мер, направленных на восстановление человека в правах, социальном статусе, на улучшение его здоровья, дееспособности. Этот процесс нацелен также и на изменение социальной среды, условий жизнедеятельности, нарушенных или ограниченных по каким-либо причинам. Разнообразие методов социальной реабилитации позволяет достигать нужного эффекта в этой очень важной и необходимой деятельности. Наряду с универсальным методом информационно-консультативной беседы, психологического тренинга, направленного наблюдения, в ходе социальной реабилитации активно используются и такие методы социальной терапии, как психотерапевтические тренинги и настрои, ролевые игры, танцевальная терапия, библиотерапия и др.
Опека и попечительство — это правовые формы защиты личных, имущественных прав и интересов граждан в случаях, предусмотренных законом. Опека устанавливается над малолетними детьми до 14 лет, над гражданами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства, а также над имуществом безвестно отсутствующих граждан в интересах последних и их иждивенцев. Попечительство устанавливается над несовершеннолетними подростками в возрасте от 14 до 18 лет, над гражданами, ограниченными судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами, а также над совершеннолетними дееспособными гражданами, нуждающимися по состоянию здоровья в патронаже.
В социальной работе консультация нередко определяется как взаимодействие между двумя или несколькими людьми, в ходе которого определенные специальные знания консультанта используются для оказания помощи консультируемому в решении текущих проблем или при подготовке перспективных программ. Иногда действия консультанта оцениваются как катализатор, облегчающий работу, формулирующий ее мотивы и роль, разъясняющий последствия различных альтернатив, помогающий консультируемому более систематически и объективно оценить стоящие перед ним проблемы с целью расширения выбора возможных вариантов поведения. Консультант также сообщает о новой информации, ранее недоступной консультируемому, или же освежает в его памяти старые знания.
Социальное проектирование — это проектирование социальных объектов, социальных качеств, социальных процессов и отношений. В отличие от проектирования таких объектов, при изменении которых не учитывается субъективный фактор, при проектировании социальных объектов этот фактор должен учитываться. Его учет во многом предопределяет специфику социального проектирования. Социальное проектирование дает возможность оценить обоснованность прогноза, разработать научно обоснованный план социального развития. Проектирование учитывает и возможность неудачного эксперимента по проверке идей, так называемый отрицательный результат. При его получении необходим тщательный анализ причин, чем вызвано несоответствие в решении поставленных задач. Процесс социального проектирования также называют «социальным конструированием».
Социальное прогнозирование — область социологических исследований (перспективы социальных явлений и процессов) и вместе с тем часть междисциплинарного комплекса исследований будущего. Прогнозирование — это социальная теория познания. Она находится в специфическом взаимодействии с целым рядом теоретических доктрин, концепций, систем, которые в той или иной мере рассматривают в качестве основного объекта будущее, осуществляют на разных уровнях — теоретическом, психолого-интуитивном, практическом — исследование его проблем. Прогнозирование плодотворно лишь тогда, когда оно базируется на научных системах познания, позволяющих предвидеть ход процессов, социальных явлений, тенденций развития и социальные последствия предпринимаемых практических мер.
14. Основные глобальные социальные проблемы в мире
Глобальными называют проблемы, которые охватывают весь мир, все человечество, создают угрозу для его настоящего и будущего и требуют для своего решения объединенных усилий, совместных действий всех государств и народов. Большинство глобальных проблем имеет исторический характер и тесно связано с поступательным развитием общества.
В отечественной науке глобальные проблемы классифицируются по трем группам. В первую группу входят проблемы, связанные с основными социальными проблемами человечества:
«1) бесконтрольное распространение человека по планете;
2) неравенство и неоднородность общества;
1) социальная несправедливость;
2) голод и недоедание;
3) широкое распространение бедности;
4) безработица;
5) мания роста;
6) инфляция;
7) энергетический кризис;
8) уже существующий или потенциальный недостаток природных ресурсов;
9) распад международной торговли и финансовой системы;
10) протекционизм;
11) неграмотность и устаревшая система образования;
12) бунты среди молодежи;
13) отчуждение;
14) упадок городов;
15) преступность и наркомания;
16) взрыв насилия и ужесточение полицейской власти;
17) пытки и террор;
18) пренебрежение законом и порядком;
19) ядерное безумие;
20) политическая коррупция;
21) бюрократизм;
22) деградация окружающей среды;
23) упадок моральных ценностей;
24) утрата веры;
25) ощущение нестабильности;
28) неосознанность всех этих трудностей и их взаимосвязи".
Среди глобальных социальных проблем особое место принадлежит проблеме мира и войны. Если в первой мировой войне погибло 10 млн. чел. во второй — 55 млн. чел., то в третьей, ядерной войне погибнет все человечество. Земля в результате НТР стала слишком маленькой и хрупкой для войн с участием основных стран мира, да и любая война в стране, где имеются ядерные заряды, атомные электростанции чревата опасностью ядерного заражения всей планеты.
Глобальные социальные проблемы показывают, что в XXI в. произойдут качественные изменения в социальном взаимодействии. На основе информатики и мирового капиталистического рынка будет складываться общечеловеческая общность на основе все более тесного объединения государств, а также взаимовлияния, взаимопроникновения национальных форм культуры, а культура всегда была, есть и будет единой, общечеловеческой.
15. Основные компоненты (элементы) социальной работы
Под структурой вообще понимается совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих сохранение его основных свойств: субъект — содержание (из вытекающих функций) — средства — управление — объект — цель, Объект, и предмет — основополагающие категории развития теории социальной работы. Для данной теории характерно разнообразие методологических подходов к их выделению. Так, в словаре-справочнике по социальной работе отмечено: «Объектом исследования социальной работы является процесс связей, взаимодействий, способов и средств регуляции поведения социальных групп и личностей в обществе. Последовательность перечисленных компонентов не является случайной: любая деятельность совершается в направлении от субъекта к объекту, хотя именно объект является главным фактором, определяющим суть и характер деятельности. Поэтому и характеристику социальной работы, как уже говорилось, правомерно начинать с объекта. Все основные компоненты тесно связаны между собой. Имея различное (в определенном смысле) содержание, только в совокупности они дают органичное понимание социальной работы.
16. Основные направления социальной работы
В своей совокупности эти направления представляют собой социальную работу как что-то целое, систему, выступая ее структурными элементами (компонентами).