Социальный модернизм и постмодернизм в религиозной сфере современного общества: Социологический анализ
Выделены и проанализированы три этапа развития религиозной сферы западных стран: этап зарождения и становления религиозного модернизма и контрмодернизма (XVI — XVIII вв.) — этап противостояния этих тенденций в рамках религиозной сферы западного общества (конец XVIII в. — вторая половина XX в.) — современный этап противоборства модернистской и контрмодернистской тенденций на глобальном уровне… Читать ещё >
Содержание
Актуальность темы исследования. Отличительной чертой современного общества является его постояннная модернизация. Социум в целом и отдельные его сферы непрерывно изменяются, причем эти изменения носят, как правило, амбивалентный характер: совершенствуются одни стороны социальной жизни, приходят в упадок другие, иногда имеющие большое значение для успешного функционирования общества. Поэтому возникает потребность в анализе различных процессов социальной модернизации. Сказанное в полной мере относится к религии, которая всегда являлась важной сферой жизни любого общества.
Роль и статус религии менялись в различные исторические периоды и в разных общественных системах. Она прошла путь от важнейшей, системообразующей сферы средневекового общества до одной из сфер — причем далеко не самой влиятельной — современного социума. Тем не менее по сей день она представляет интерес для исследователей: философов, культурологов, религиоведов, психологов, социологов. Связано это, не в последнюю очередь, с тем, что все менее адекватной и в значительной степени упрощенной выглядит в глазах современного/человека сциентистско-позитивистская картина мира. Безусловно, технологическая революция в корне меняет материальные условия жизни людей и в перспективе, вероятно, сможет повлиять на их ментальные способности и даже изменить облик человека. Однако она не в состоянии обеспечить духовный и нравственный прогресс человечества, преодолеть кризис цивилизации, о котором все чаще говорят обществоведы.
Начиная с Нового времени, в качестве рецепта разрешения подобного рода кризисов предлагались социальные реформы и революции. Но очевидный крах в конце XX столетия самой радикальной из этих революций — коммунистической — поставил под сомнение возможность таким путем обеспечить духовно-нравственное развитие человека. В этих условиях возрастание интереса к религии, в том числе к нетрадиционным ее видам и формам, выглядит вполне закономерным.
Особое звучание религиозная проблематика приобретает сегодня в связи с претензиями исламских фундаменталистов на установление нового тоталитарного политического режима, имеющего религиозный характер, и развязывания ими в начале XXI века террористической войны как против западной цивилизации, так и против умеренно настроенных мусульман, строящих свою жизнь на основе общечеловеческих ценностей. Мир снова, как в средние века, оказался на пороге религиозных войн — смертельно опасных для всего человечества, так как в руках фанатичных последователей того или иного вероисповедания может оказаться оружие массового уничтожения, которое, судя по всему, они без колебаний готовы применить. Безусловно, эта проблема также требует своего научного осмысления.
Представители разных наук исследуют те или иные аспекты религии, изучают ее роль в формирующемся информационном обществе. Не стоят в стороне от этого процесса и социологи. Предметом социологии религии является взаимодействие религии и общества, причем аспектов такого взаимодействия достаточно много. Особенно актуальным представляется исследование эволюции религии в контексте ее взаимодействия с современным, непрерывно модернизируемым обществом. Под современным понимается общество, существующее, прежде всего, в странах Запада (США, Европа). Что касается Японии и других относительно развитых восточных стран, то они также представляют интерес для научного анализа, однако их специфика (социальная и религиозная) требует отдельного исследования. В то же время вполне допустимо провести сравнительный анализ развития религиозной сферы западных стран и России, так как, во-первых, Россия стремится стать частью Запада, во-вторых, она объективно (культурно, ментально, частично экономически и политически) уже является его частью, в-третьих, Россия и Запад — традиционные объекты подобного анализа.
Важнейшая задача, которую необходимо решить для реализации поставленной цели, — найти адекватные методы исследования. В этой связи актуальной является разработка нового социологического метода исследования эволюции религиозной сферы, который позволил бы органично включить в объект исследования анализ модернизационных процессов, идущих в современном обществе, а также их последствий, в том числе и негативных, для указанной сферы. С помощью существующих в социологии методов (функционального, феноменологического, институционального, системного и др.) религия рассматривается в основном в статичном состоянии, тогда как ее динамический аспект тоже требует пристальной теоретической рефлексии. Другими словами, необходимо исследовать религию как социальный процесс.
Для определения границ предмета предлагаемого исследования необходимо определиться с сущностью и социологической трактовкой понятия «религия». Это сложная теоретическая проблема. В религиоведческой и социологической литературе существует множество подходов к определению религии, однако до сих пор универсальной дефиниции этого понятия не выработано. В результате в значительной степени затруднено выявление феноменов, которые можно проинтерпретировать как религиозные. Поэтому предмет исследования без четкого определения религии может оказаться недостаточно обоснованным.
Представляется актуальным анализ существующих социологических концепций религии, проведенный в контексте изучения взаимодействия религиозной подсистемы общества и модернизируемой социальной системы в целом. При этом особенно важен поиск таких социологических теорий, которые являлись бы основой для исследования кризисных явлений в религиозной сфере современного общества, давали бы методологическую базу для ее рассмотрения не только с прогрессивно-модернистских, но и с деконструктивистско-постмодернистских позиций.
Актуальной является апробация нового социологического метода исследования эволюции религиозной сферы западных стран и России, позволяющая выявить основные тенденции развития религии в период с Нового времени и до начала XXI в. Для этого требуется переосмыслить и структурировать имеющийся историко-эмпирический материал, а также проанализировать релевантные теории западных и отечественных авторов. Важно выделить и сравнить этапы эволюции религии на Западе и в России, определить факторы (как социальные, так и собственно религиозные), оказывавшие и продолжающие оказывать влияние на эту эволюцию, выявить позиции (промодернистские или контрмодернистские) тех или иных религий в отношении социальной модернизации. Особого внимания заслуживает современный этап развития религиозной сферы. Это обусловлено тем, что он характеризуется, с одной стороны, максимальным усложнением религиозной жизни, с другой — снижением роли религии в современном обществе, появлением новых деструктивных тенденций в религиозной сфере.
Важное теоретическое и практическое значение имеет прогноз развития религии в XXI в. в связи с тем, что возможны существенные изменения, касающиеся места и роли религии в формирующемся информационном обществе, а также самого ее содержания, которое должно соответствовать уровню развития современного человека.
Перечисленные проблемы свидетельствуют об актуальности нового социологического взгляда на эволюцию религиозной сферы современного общества. Невнимание к ним приводит к тому, что: отсутствуют адекватные методы исследования развития религии в обществе, находящемся в процессе постоянной модернизации- возникают сложности с идентификацией религиозных феноменов- не проанализированы существующие социологические концепции на предмет выявления валидных методов изучения эволюционирующей религиозной сферы современного социума- отсутствует целостная картина развития религии в Новое и Новейшее время, а также ее перспектив в XXI в. Необходимость решения указанных проблем определила выбор темы исследования.
Степень научной разработанности проблемы. Анализ тенденций эволюции религиозной сферы в контексте ее взаимодействия с модернизируемым обществом, а также разработка социологических методов для осуществления такого анализа не являлись предметом специального теоретического изучения зарубежных и отечественных исследователей. Сложившаяся в социологической науке ситуация обусловлена, во-первых, сложным, неоднозначным характером процессов, имеющих место в религиозной сфере современного социума, во-вторых, недостаточным вниманием социологов и представителей других общественных наук к проблеме взаимовлияния религии и модернизируемого общества в условиях продолжающейся секуляризации последнего. Между тем социология и другие науки (философия, культурология, психология и т. д.) обеспечивают релевантную методологическую базу для разработки новых методов изучения эволюции религиозной сферы. Одним из них является комплексный метод, предполагающий интеграцию двух социологических парадигм — модернистской и постмодернистской — с последующей разработкой их репрезентантов в религиозной сфере: парадигмальных понятий «религиозный модернизм» и «религиозный постмодернизм». В социологии существуют устоявшиеся подходы к модернизму, в том числе религиозному, и это облегчает задачу формирования нового метода. В то же время обращение к постмодернистской парадигме требует решения проблемы, связанной с определением сути данной парадигмы, так как в литературе предлагаются совершенно различные трактовки постмодернизма.
Среди социологов, занимавшихся выяснением сущности модернизма, следует назвать западных исследователей Т. Адорно, С. Айзенштата, З. Баумана, Р. Бендикса, М. Вебера, П. Винера, Э. Дюркгейма, Г. Зиммеля, М. Леви, К. Леви-Стросса, Д. Лернера, К. Маркса, Д. Медоуза, У. Мура, Т. Парсонса, Н. Смелзера, Ю. Хабермаса, С. Хантингтона, В. Цапфа, а также российских социологов
И.Антоновича, Н. Зарубину, Л. Ионина, А. Ковалева, С. Ковалева, В. Козловского, О. Осипову, В. Рукавишникова, Б. Старостина, А. Уткина, А. Черных и др.
Многие работы посвящены социальным инновациям, которые осуществляются в уже модернизированных обществах. В их числе труды таких авторов как Д. Белл, В. Вазюлин, З. Бжезинский, В. Иноземцев, Р. Катц, К. Кларк, И. Масуда, А. Неклесса, М. Порат, Д. Рисман, Р. Рихта, У. Ростоу, О. Тоффлер,
A.Турен, Т. Умесао, Ж. Фурастье и т. д.
Становление концепций постмодернизма связывают с именами таких исследователей как Ж. Барт, З. Бауман, К. Белей, З. Бжезинский, Х. Блум, Ж. Бод-рийяр, Ф. Гваттари, Э. Гидденс, М. Грессе, Т. Дан, Ж. Делез, Ж. Деррида, Ф. Джеймсон, И. Дженкс, Б. Джонсон, Ю. Кристева, Ж. Лакан, Ф. Лентриккия, Ж. Лиотар, П. де Ман, А. Меджилл, Д. Миллер, М. Постер, И. Пригожин, Д. Рид-дел, С. Сальдивар, У. Спейнос, Г. Спивак, И. Стенгерс, Д. Фоккема, М. Фуко, Ю. Хабермас, Р. Харланд, Д. Хартман, И. Хассан, С. Хит, Т. Шанин, российских авторов Л. Бородкина, И. Бутенко, Л. и Р. Евстигнеевых, Л. Забалова, Д. Затонс-кого, Д. Иванова, В. Ильина, И. Ильина, В. Иноземцева, С. Корнева, В. Кутырева,
B.Шапинского, М. Эпштейна и многих других.
Исследованием сущности религии, ее психологического и социологического аспектов занимались такие зарубежные и отечественные авторы как Р. Белла, М. Вебер, К. Гирц, Ж. Гэллоуэй, У. Джеймс, В. Дильтей, Д. Дьюи, Э. Дюркгейм, Л. Леви-Брюль, К. Маркс, Р. Отто, Д. Пратт, Э. Тейлор, А. Уайтхед, З. Фрейд, Д. Фрейзер, Э. Фромм, Д. Хаксли, Д. Хик, Р. Шлейермахер, М. Шпиро, Ф. Энгельс, К. Юнг, В. Гараджа, Н. Гордиенко, М. Мчедлов, А Нуруллаев, В. Пивоваров, Д. Пивоваров, М. Писманик, Е. Руткевич, С. Самыгин, Д. Угринович, И. Яблоков и др.
Проблемы, связанные с религиозным модернизмом, рассматривались в работах многих исследователей. Среди них: Л. Адди, А. Ан-Наим, Д. Бекфорд, Д. Белл, Р. Белла, П. Бергер, М. Вебер, Р. Виллен, Б. Вильсон, Э. Вудрум, Р. Грин, К. Гритц, Г. Гутиеррес, Л. Давидман, Х. Келнер, Х. Кюнг, Т. Лукман, М. Мак-Гайе,
К.Манхейм, К. Маркс, С. Мейнворин, Р. Робертсон, П. Сорокин, Э. Трельч, Р. Фенн, К. Хилл, российские ученые С. Булгаков, П. Гайденко, В. Гараджа, Н. Гордиенко, Ю. Давыдов, С. Исаев, З. Калиничева, А. Клебанов, Н. Корнилов, Г. Кудряшов, П. Курочкин, А. Кырлежев, Н. Никольский, М. Новиков, М. Одинцов, Е. Пазухин, Г. Панков, А. Ткачев, О. Чернышев, В. Шаповалов, А. Юдин и др.
Изучению феномена фундаментализма в целом и религиозного фундаментализма (включая его конфессиональные разновидности) в частности посвятили свои работы многие авторы, в том числе Дж. Барр, К. Китинг, П. Китромилидис, С. Коул, Н. Коэн, М. Марти, Т. Мейер, П. Тиллих, Ф. Фукуяма, А. Хайман, В. Ховард, Р. Эванс, К. Касьянова, С. Корнев, К. Костюк, А. Кырлежев, И. Подберезский, М. Ситников, С. Филатов и др.
Среди тех, кто рассматривал религию в свете постмодернистских принципов восприятия мира или анализировал ее положение в обществе постмодерна, следует отметить Ж. Батая, Ж. Бодрийяра, Ж. Делеза, Х. Кюнга, Ж. Лакана, Г. Рормозера, М. Фуко, Ф. Хопко, Т. Горичеву, Л. и Р. Евстигнеевых, Д. Затон-ского, А. Казина, И. Кона, С. Корнева, Е. Ним, И. Охлобыстина, И. Подберезского, А. Смирнову, Г. Тульчинского, А. Цунского, М. Эпштейна и др.
Теоретико-социологической основой для разработки нового метода исследования религиозной сферы современного общества послужили: взгляды на религию О. Конта- социологические концепции, связанные с веберовской традицией (М.Вебер, А. Басс, Р. Белла, С. Булгаков, Д. Лернер, Т. Линг, Н. Никольский, Л. Пай, М. Сингер, Ш. Эйзенштадт и др.) — социологические теории, относящиеся к конфликтологическому направлению (Р.Горсач, Г. Зиммель, М. Йингер, Д. Колеман, Р. Мертон, Т. Оомен, Л. Рибуффо, И. Уач, В. Шенон, К. Маркс, Ф. Энгельс и их последователи: А. Грамши, К. Каутский, Д. Лукач, представители Франкфуртской школы, а также советские и российские исследователи В. Гараджа, Н. Гордиенко, П. Курочкин, М. Новиков и др.) — социологические концепции, относящиеся к феноменологическому направлению (П.Бергер, Т. Лукман и др.) — неоэволюционистская концепция Р. Белла- «религиозные» социологические теории, признающие реальность существования объектов религиозного поклонения (в числе «религиозных» социологов следует назвать И. Ваха, А. Вебера, А. Гугольца, З. Кортцфляйша, Г. Ле Бра, Г. ван дер Лееува, К. Майера, С. Булгакова, А. Введенского и т. д.) — взгляды на развитие религиозной сферы К. Манхейма, П. Сорокина и др.
Для апробации разработанного метода с целью выявления основных тенденций эволюции религии в Новое и Новейшее время, а также перспектив ее развития в XXI в. большое значение имели социологические, историко-религиоведческие и исторические работы таких зарубежных и российских авторов как: К. Барт, А. Бейли, М. Вебер, П. Гилмор, Ч. Глок, Д. Грилли, Б. Иэрхарт, А. Казанова, Д. Канделоро, Д. Корт, М. Лабэнда, А. Лайонс, А. Мак-Грат, К. Маркс, Д. Нэсбитт, У. Раушенбуш, А. Роделли, Д. Роскофф, Н. Смелзер, Т. Смит, М. Уор-бург, Х. Уорд, Ч. Хопкинс, М. Хофманн, Ф. Шлейермахер, П. Эбурдин, Ф. Энгельс, Д. Янссен, В. Аверьянов, Б. Адамов, А. Аврех, О. Брушлинская, В. Гараджа, Е. Го-лубинский, И. Григулевич, Б. Дубин, С. Дубнов, С. Исаев, К. Капитонов, А. Кар-ташев, Г. Киприанович, А. Кислова, А. Копировский, Н. Корнилов, К. Костюк,
A.Кремлев, С. Маркевич, В. Марцинковский, А. Мень, М. Мчедлов, Д. Невирко,
B.Немировский, А. Неусыхин, М. Никольский, М. Одинцов, Е. Островская, А. Полосин, Д. Радышевский, Р. Рашкова, Ю. Сандулов, А. Сизов, И. Смолич, С. Токарев, М. Тульский, Е. Файзуллин, Б. Фаликов, Э. Филимонов, И. Харламов, К. Цеханская, В. Чеснокова, М. Шейнман, М. Штерин, А. Юдин, М. Ясемчик и др.
Объектом исследования является религиозная сфера современного общества.
В качестве предмета исследования выступает социологический анализ основных тенденций развития религии в западных странах и России, осуществленный на базе разработанного метода, интегрирующего парадиг-мальные понятия «религиозный модернизм» и «религиозный постмодернизм».
Цель и задачи исследования. Цель диссертационной работы — социологический анализ основных тенденций развития религии на Западе и в России на базе разработанного метода, интегрирующего парадигмальные понятия «религиозный модернизм» и «религиозный постмодернизм». Достижение цели потребовало решения следующих задач: выявления сущности и генетической связи основных тенденций развития религиозной сферы современного общества и двух социологических парадигм, их характеризующих: модернистской и постмодернистской-
разработки парадигмальных понятий «религиозный модернизм» и «религиозный постмодернизм», являющихся репрезентантами основных тенденций и парадигм в религиозной сфере-
разработки нового метода исследования религиозной сферы современного общества, сутью которого является динамическая интеграция религиозного модернизма и постмодернизма-
выработки социологического определения религии, релевантного цели и задачам исследования-
анализа социологических концепций, являющихся теоретической основой предлагаемого метода исследования-
выявления и анализа этапов эволюции религиозной сферы в период с Нового времени и до начала XXI в. в системе координат «религиозный модернизм — религиозный постмодернизм" —
определения перспектив развития религиозной сферы современного общества.
Методологическими основаниями исследования религиозного модернизма и постмодернизма как парадигмальных понятий послужили социологические, философские, культурологические подходы к модернистской и постмодернистской парадигмам, рассматриваемые через призму анализа социальной реальности. Эти подходы дали возможность выявить основные принципы, на которых базируются указанные парадигмы. Опора на эти принципы позволила разработать понятия «религиозный модернизм» и «религиозный постмодернизм». При этом использовался один из вариантов постмодернизма, разработанный такими авторами как Ж. Бодрийяр, Ж. Деррида, Ю. Кристева, Ж. Лиотар, М. Фуко и т. д. Другие варианты, предполагающие принципиально иное его понимание, в качестве методологических оснований работы не учитывались.
Теоретико-социологической основой для выработки указанных парадиг-мальных понятий послужили подход М. Вебера и его последователей к взаимовлиянию религии и модернизируемого общества, конфликтологическое направление в социологии (прежде всего, марксистская теория), феноменологическое направление (П.Бергер, Т. Лукман).
Для исследования взаимодействия религиозной сферы и модернизируемого общества в целом применялся системный метод, позволяющий анализировать это взаимодействие в границах «система» — «подсистема». Это дало возможность обеспечить целостное представление об изучаемых процессах.
Выявление сущности религии потребовало обращения к теологическим, философским, психологическим и социологическим ее интерпретациям. Особое значение имели субстантивные и функциональные дефиниции религии. На их основе было дано ее социологическое определение.
Для выявления основных тенденций эволюции религиозной сферы западных стран и России в Новое и Новейшее время потребовалось применение исторического и сравнительного методов исследования.
В связи с многообразием мнений, оценок, подходов к рассматриваемым в работе проблемам особое внимание уделялось принципу объективности, который предполагает, что исследовательские задачи должны решаться независимо от личных пристрастий и ценностных ориентаций ученого. В ходе исследования тенденций развития религии в России применялись методы анкетирования, неформализованного интервью, экспертного опроса, анализа официальных документов. В 2000 г. нами был проведен опрос студентов различных факультетов (технических и гуманитарных) Уральского государственного профессионально-педагогического университета. В 2001 г. проводился опрос священнослужителей Русской православной церкви и членов некоторых протестантских организаций.
Научная новизна исследования заключается в выявлении основных тенденций развития религии на Западе и в России на базе разработанного метода, интегрирующего модернистскую и постмодернистскую парадигмы. Основные результаты исследования, определяющие его научную значимость и выносимые на защиту, состоят в следующем:
1. Определяются основные тенденции эволюции религиозной сферы в западных странах и в России, в качестве которых выступают религиозный модернизм, контрмодернизм и постмодернизм.
2. Обосновывается метод исследования религиозной сферы, интегрирующий две генетически связанные социологические парадигмы: модернистскую и постмодернистскую. Выявляется, что указанные парадигмы конституируют две различные модели общества: с одной стороны, динамичное, постоянно прогрессирующее, современное общество, стремящееся к свободе и все более полному удовлетворению материальных, социальных и духовных потребностей человека (модернизм) — с другой — деконструируемый социум, распадающийся на фрагменты, социальная реальность, заменяемая «симулакром», абсолютный кризис общества без видимых и определенных по времени перспектив его преодоления (постмодернизм).
3. Разрабатываются два парадигмальных понятия: «религиозный модернизм» и «религиозный постмодернизм», которые представляют вышеназванные социологические парадигмы в сфере религии. Доказывается, что религиозный модернизм устанавливает взаимодействие между религией как духовно-социальной подсистемой и модернизируемой социальной системой в целом. Выявляется, что он представлен двумя противоположными позициями, которые могут занимать религии в отношении социальной модернизации: промодерни-стской и контрмодернистской. Обосновывается, что религиозный постмодернизм конституирует деконструкцию религии как духовно-социальной подсистемы общества, а также ее интегрирующих социальных функций.
4. Предлагается социологическое определение религии, в соответствии с которым она рассматривается как специфическая духовно-социальная подсистема, базирующаяся на вере человека в реальность бытия священного/сверхъестественного и, с одной стороны, оказывающая определенное воздействие на эволюцию социума за счет своих организационно-идеологических и духовно- мотивационных ресурсов, с другой — сама изменяющаяся под влиянием этого социума.
5. Выявляется теоретико-социологическая база религиозного модернизма и постмодернизма. Доказывается, что становлению религиозного модернизма как парадигмального понятия в наибольшей степени способствовали М. Вебер и его последователи, конфликтологическая и феноменологическая социология. Подчеркивается, что в социологии религии отсутствуют теории, рассматривающие сферу религии с позиций религиозного постмодернизма как парадигмального понятия.
6. Осуществляется апробация нового метода исследования религиозной сферы современного общества с целью выявить основные тенденции ее развития в системе координат «религиозный модернизм — религиозный постмодернизм». Предлагается сравнительный анализ эволюции указанной сферы на Западе и в России, обосновывается его необходимость. Выделяются этапы развития религии, охватывающие период с Нового времени и до начала XXI в., исследуются содержательные и темпоральные различия этих этапов в западных и российском социумах.
7. Предлагается прогноз развития религиозной сферы современного общества в XXI в. Выдвигаются возможные варианты такого развития, один из которых предполагает глобальное господство религиозного модернизма, представленного традиционными религиями, другой исходит из возможности появления новой тенденции в эволюции религиозной сферы — религиозного неомодернизма, основным носителем которого может стать новая мировая религия. Рассматриваются субъективные и объективные факторы, которые могут способствовать ее формированию.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Новый социологический метод изучения эволюции религии в современном социуме, а также его понятийный аппарат могут быть использованы как в религиозно-социологических, так и общесоциологических теоретических исследованиях, посвященных сложным динамическим процессам, проходящим в различных социальных сферах и в обществе в целом. Применение указанного метода позволяет выявить причины глобального религиозного конфликта по линии Запад — Восток. Этот метод дает возможность расширить и углубить проведенный анализ промодернистских, контрмодернистских и постмодернистских тенденций в религиозной сфере за счет включения в предмет исследования реальной деятельности религиозных организаций и реального поведения рядовых верующих. Вполне допустимо использование предлагаемого метода для изучения религиозной сферы развитых стран Востока (например, Японии, Австралии и др.), а также развивающихся государств, вставших на путь социальной модернизации. Комплексный социологический метод, интегрирующий модернистскую и постмодернистскую парадигмы, позволяет осуществить долговременный прогноз эволюции различных сфер жизни общества. Разработанные сущностное и социологическое определения религии помогают внести уточнения в предметные области социологии религии и религиоведения.
В практической сфере значение работы заключается, во-первых, в выявлении реального состояния религиозной сферы в западных странах и в России и, благодаря этому, возможности регулирования процессов, в том числе деструктивных, идущих в этой сфере- во-вторых, в подготовке общественного сознания в России к пониманию необходимости изменения места и роли религии в современном обществе с целью использования ее духовного потенциала для преодоления системного кризиса в нашей стране- в-третьих, в применении разработанной сущностной дефиниции религии для уточнения круга религиозных объединений, попадающих под действие законодательства, регулирующего религиозную деятельность- в-четвертых, в подготовке и проведении эмпирических исследований, характеризующих проявление тех или иных тенденций эволюции религиозной сферы. Материалы диссертации могут найти применение в практике преподавания курсов социологии религии, общей социологии, религиоведения.
Апробация работы. Основные идеи и результаты исследования отражены в 26 публикациях: монографии, статьях, тезисах, общим объемом около 25 печатных листов, в выступлениях на 18 международных, всероссийских, региональных конференциях. Основные положения и
выводы исследования нашли практическое применение при чтении лекций по учебным курсам «Социология религии», «Религиоведение», «Социология», «Политология», «Социология политических процессов».
Структура и объем работы. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии. Объем текста 307 страниц, список литературы содержит 371 наименование.