Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Медико-социальная коррекция личностных диспозиций подростков с повышенным уровнем тревожности как фактор их социализации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Понятие социализации, впервые разработанное в конце 1940;х — начале 1950;х годов в трудах американских исследователей А. Парка, Д. Доллэрда, Дж. Кольмана, А. Бандуры, В. Уолтерса и других, в настоящее время является объектом пристального внимания социологов, социальных психологов, философов, педагогов, юристов, криминологов, что, в значительной мере способствует всё большему распространению… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ПОВЫШЕННАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ КАК ЛИЧНОСТНАЯ ДИСПОЗИЦИЯ: ОПЫТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
    • 1. 1. Базовые теоретические концепции тревожности
    • 1. 2. Социально-психологические факторы, способствующие развитию повышенного уровня тревожности в подростковом возрасте
    • 1. 3. Особенности психологической защиты у тревожных подростков
    • 1. 4. Социология тревожной личности и проблемы её социализации
  • ГЛАВА 2. КОРРЕКЦИЯ СИСТЕМЫ ОТНОШЕНИЙ ВЫСОКОТРЕВОЖНЫХ ПОДРОСТКОВ: КАК ВОЗМОЖНЫЙ ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ УСПЕШНОСТИ ИХ СОЦИАЛИЗАЦИИ
    • 2. 1. Ведущие направления медико-социальной психокоррекцион-ной работы с тревожными подростками
    • 2. 2. Экспериментальная коррекционно-развивающая программа работы с тревожными подростками и их родителями (методологические аспекты)
    • 2. 3. Организация и методы психодиагностического и социометрического исследования подростков (в рамках тренинговых занятий)
    • 2. 4. Оценка эффективности коррекции тревожности в процессе изменения системы психологических отношений как фактора социализации подростков с данной личностной диспозицией

Медико-социальная коррекция личностных диспозиций подростков с повышенным уровнем тревожности как фактор их социализации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Подростковый возраст является социально значимым в жизненном цикле индивида, так как именно в этом периоде в значительной мере формируются личностные установки, качества, ценности, привычки, которые являются предпосылками для будущего эффективного функционирования как отдельной личности (т.е., фактически, её успешной социализации), так и современного общества в целом. В условиях, когда российское общество только начинает выходить из системного кризиса и ситуация социальной аномии еще только преодолевается, социализация подрастающего поколения значительно усложнена.

На интеграцию подростков (как и индивидов других возрастных групп) в систему социальных отношений решающее влияние оказывают биологические свойства, психологические факторы и социогенные условия (культурные комплексы, социальная структура, круг общения и т. п.). Если социогенным факторам социализации уделяется достаточно пристальное внимание, то значение психологических (медико-психологических) в социологии анализируется значительно реже, преимущественно, в контексте повышенной агрессивности, склонности к делинквентному поведению и употреблению психоактивных веществ. Другие личностные диспозиции и их значение для социализации при этом практически не рассматриваются. Это полностью относится к повышенной тревожности, которая способствует характерным поведенческим стереотипам, оказывающим негативное влияние на успешность социализации, а высокая распространенность данного феномена среди современных подростков делает проблему еще более значимой.

Вышеизложенное определяет актуальность не только исследования подростков с повышенной тревожностью в категориальном поле социологии (социологии медицины), но и проблемы коррекции подобных личностных диспозиций как фактора социализации таких подростков.

Степень разработанности проблемы. Обсуждение проблем, связанных с тревожностью, занимает значительное место в современной социально — психодогической литературе. Основное внимание исследователи уделяют вопросам соотношения тревожности как личностной черты и тревоги как ситуативного эмоционального состояния, а также причинам и формам тревожности (Н.В. Имеладзе, 1966; Н. М. Гордецова, 1978; В. В. Плотников, 1981; Н. А. Аминов, В. Н. Азаров, 1981; Ч. Д. Спилбергер, 1984; О. М. Астапов, 1992; А. М. Прихожан, 1996; В. Н. Петровский, 1997 и др.). В медицине тревожность, преимущественно, рассматривается при исследовании психологии больного человека (М.С.Лебединский, В. Н. Мясищев, 1966; Н. Д. Лакосина, Г. К. Ушаков, 1976; Б. Д. Карвасарский, 1982; М. И. Кабанов с соавт., 1983; Р. Конечны, М. Боухал, 1983; А. Л. Гройсман, 1997; И. Ф. Мягкоз, С. Н. Боков, 1999 и др.), а также при анализе психосоматических взаимоотношений, психосоматических и других пограничных нервно — психических расстройств (Е.С.Рахаева, А.А. Шатен-штейн, 1985; Ю. А. Александровский. 1993; В. В. Калинин, 1994; З. А. Бакирова с соавт., 1996; А. Б. Смулевич, 1997; Ф. Б. Березин с соавт., 1998; Ю. А. Ващенко, 1999; Л. В. Ромасенко, 1999; В. Сятковский с соавт., 1999; В. Бройтигам с соавт., 1999; В. Б. Лоч, 2000; А. М. Свядощ, 2000; А. Б. Смулевич, 2000; А. Б. Холмогорова, С. В. Воликова, 2000 и др.).

Тревожность подростков чаще всего анализируется в контексте «школьных неврозов» (А.И.Личко. 1983; В. В. Лебединский, 1987; Б. И. Кочубей, Е. В. Новикова, 1988; А. Фрейд, 1993; В. А. Гурьева с соавт. 1994; В. В. Зацепин, 1995; В. В. Ковалев, 1995; Н. П. Вайзман, 1996; А. М. Прихожан, 1997;2000; А. И. Захаров, 2000; Н. Ю. Максимова, Е. Л. Милютина, 2000 С. Ю. Циркин, 2000 и др.).

Современной наукой предложен широкий круг коррекционных методик воздействияна повышенный уровень тревожности, в том числе и в подростковом возрасте, в которых техники и приёмы направлены преимущественно на обучение конструктивному поведению в тревогенных ситуациях, раззитие навыков регуляции и преодоления тревоги, на развитие эмоциональной сферы и чувства уверенности в себе (БД. Карвасарский, 1985; Р. Байярд, Дж. Байярд,.

J.Wolpe, 1958; 1969; D. McCland, 1970; A. Bandura, 1977; A. Bandura et al., 1977; W. von Berg, D. Zimmer, 1981; A. Beck, M.E.Weishaar, 1989; E. Goffman, 1994 и др.).

Отмечая достаточную разработанность данных вопросов, следует, в то же время, указать, что если анализу социально-психологических факторов формирования подростковой тревожности вследствие деструктивных взаимоотношений с родителями (А.Е.Личко, 1983; Б. И. Кочубей, Е. В. Новикова, 1988, Э.Г. Эй-демиллер, В. В. Юстицкий, 1999; А. М. Прихожан, 2000), как и изменению центрального с точки зрения отечественной методологии звена структуры личности — системе психологических отношений личности — в имеющихся коррекци-онно-развивающих программах уделялось, в целом, недостаточно внимания, то рассмотрение повышенной тревожности как личностной диспозиции в категориальном поле медицинской социологии личности до сих не проводилосьследовательно, вопросы социализации подростков с повышенным уровнем тревожности, особенно, возможности повышения эффективности социализации в процессе коррекции данной диспозиции, не разработаны.

Цель и задачи исследования

Целью исследования является медико-социальная коррекция личностных диспозиций высокотревожных подростков в процессе коррекционно-развивающей программы на основе изменения системы личности для повышения успешности их социализации.

Реализация цели достигалась путём решения следующих исследовательских задач:

• рассмотреть генезис такого явления как подростковая тревожность;

• определить социально-психологические факторы, способствующие развитию повышенной тревожности в подростковом возрасте;

• систематизировать виды психологических защит, используемые подростками с высоким уровнем тревоги в тревогенных ситуациях;

• доказать обоснованность понятия «социология тревожной личности» с точки зрения его теоретической применимости и возможности социологического анализа личности с повышенным уровнем тревожности;

• разработать и апробировать коррекционно-развиваюшую программу, на* правленную на изменение отношений личности у подростков с высоким уровнем тревожности;

• оценить эффективность авторской коррекционно-развивающейся программы для более успешной социализации подростков с высоким уровнем тревожности.

Объект исследования: медико-психологические факторы социализации подростков.

Предмет исследования: повышение эффективности социализации высокотревожных подростков на основе коррекции системы отношений личности.

Гипотеза исследования. Личность подростка является сложным, противоречивым и нестабильным образованием, что делает её особо подверженной риску формирования тревожности как центральной личностной черты. Тревожность в подростковом возрасте имеет свою специфику в связи с перестройкой сложившихся в детском возрасте психологических отношений к себе и окружающей действительности, а также в связи с особенностями осознания и понимания тревожного состояния и тревогенных ситуаций подростками. Поскольку становление социального «Я» подразумевает поиск своего социального места, что в значительной степени базируется на осознании и осмыслении своего «Я» с его ценностями, интересами, отношениями, а в процессе социализации ведущее значение имеет социальная коммуникация, то повышенная тревожность с характерными для неё деструктивными личностными и поведенческими компонентами препятствует эффективной социализации подростков. Это определяет целесообразность разработки и применения ориентированных на оптимизацию системы психологических отношений личности подростков социально — психологических коррекционно-развивающихся программ.

Научная новизна исследования состоит в том, что впервые в социологии медицины обосновывается социологический анализ личности с повышенным уровнем тревоги с точки зрения «диспозиции личности» и доказывается эффективность использования авторской коррекционно-развивающейся программы для повышения эффективности социализации подростков с высоким уровнем тревоги на основе коррекции системы отношений личности.

Научная новизна исследования раскрывается в положениях, выносимых на защиту:

• Предрасположенность подростков с повышенным уровнем тревожности к определенным установкам, качествам, ценностям и, как следствие, соответствующим видам поведения, наряду с высокой распространенностью данной личностной диспозиции в рассматриваемой возрастной страте, определяет правомерность социологического анализа высокотревожного подростка в социально — типических чертах, т. е. как типичного представителя большой социальной группы, носителя присущих этой группе ролей, ценностей, интересов, отношений и способов поведения.

• Ведущими характеристиками системы отношений личности у подростков с высоким уровнем тревожности являются неадекватная самооценка и отрицательное отношение к себепри этом подростковая тревожность тесно связана с такими микросоциальными проявлениями, как неблагоприятные типы семейных взаимоотношений с родителями — доминирующей гиперпротекцией, повышенной моральной ответственностью, потворствующей гиперпротекцией и эмоциональным отвержением.

• Каузально и симптоматически ориентированная коррекционно — развивающая программа, нацеленная на изменение системы отношений личности у подростков с высоким уровнем тревожности, с необходимостью должна включать методы, направленные на изменение самооценки личности, формирование позитивного отношения к себе, а также консультативно-обучающую работу с родителями, направленную на восстановление благоприятных для личностного роста семейных взаимоотношений между подростками и родителями.

• В результате использования разработанной программы у подростков с высоким уровнем тревожности коррегируются личностные диспозиции, повышаются личностные ресурсы к интегрированному поведению, включая и соци-4 альную коммуникацию, что способствует их более успешной социализации.

Методологической и информационной базой исследования явились нормативные концепции личности в отечественной и зарубежной социологии, социальной философии и психологии (Ю.А.Левада, П. А. Сорокин, А. Г. Харчев, В, А. Ядов, И. Кант, Ч. Кули, Т. Парсонс, Дж. Мид, В. Франки, Э. Фромм, А. Хаплер и другие), концептуальные подходы отечественных исследователей к личности как системе психологических отношений (А.Ф.Лазурский, В.Н.Мясищев), а также фундаментальные социально-психологические исследования по проблемам тревожности в подростковом периоде (Л.И.Божович, И. С. Кон, А. Е. Личко, А. В. Петровский, В. А. Петровский, АМ. Пригожан, Д. И. Фельдштейн, Д.Б. Эль-конин, И. Аверил, Р. Лазарус, К. Роджерс, Ч. Спилбергер, А. Эллис и др.). Автор использовал методы структурно-функционального и диахронного анализа, экспериментальный метод при проведении собственных конкретных социологических исследований (формирующий эксперимент со сплошными и гнездовыми выборкамивсего обследовано 523 подростка 11−14 лет и 290 родителей, в том числе социально-психологические тренинги проведены с 90 подростками и 85 родителями), математические методы (t — критерий Стьюдента, корреляционный и факторный анализ).

Теоретическая и практическая значимость исследования. На основе анализа причин возникновения и поддержания повышенного уровня тревожности осуществлено методологически непротиворечивое объединение используемых в различных социологических и психологических школах методик с разработкой эффективной системы коррекции личностных диспропорций подростков с повышенным уровнем тревожности, способствующей более эффективной их социализациив качестве центрального звена коррекционно-развивающихся мероприятий выделена система психологических отношений личности. Полученные результаты технологии могут быть использованы в работе с «проблемными» детьми, проявляющими признаки школьной или иной социальной дезадаптации. мероприятий выделена система психологических отношений личности. Полученные результаты технологии могут быть использованы в работе с «проблемными» детьми, проявляющими признаки школьной или иной социальной дезадаптации.

Материалы исследования внедрены в коррекционную работу с подростками в средней муниципальной школе № 66 г. Ростова-на-Дону, используются в лекциях и проведении практических занятий на курсе психологии и социологии медицины Волгоградской медицинской академии, кафедре специальной психологии и педагогики Волгоградского государственного педагогического университета.

Апробация работы. Результаты диссертации представлялись и обсуждались на ХУП и XVLLI региональных психологических чтениях Юга России, на научно-практических конференциях «Проблемы валеологии в образовательных учреждениях Ростовской области» (Ростов-на-Дону, 1998), «Проблемы помощи детям в кризисных состояниях и экстремальных условиях» (?остов-на-Дону, 1999), научно-практической конференции, посвященной 150-летию со дня рождения Н. Е. Введенского (Волгоград, 2002).

По теме диссертации опубликовано 5 работ.

Структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, двух глаз собственных исследований, заключения, 8 приложений, библиографического списка из наименований (в том числе на английском и немецком языках) — изложена на страницах машинописного текста и иллюстрирована 22 таблицами и рисунками.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Понятие социализации, впервые разработанное в конце 1940;х — начале 1950;х годов в трудах американских исследователей А. Парка, Д. Доллэрда, Дж. Кольмана, А. Бандуры, В. Уолтерса и других, в настоящее время является объектом пристального внимания социологов, социальных психологов, философов, педагогов, юристов, криминологов, что, в значительной мере способствует всё большему распространению междисциплинарного подхода в исследовании тех или иных проблем/оторон социализации. Однако, наверное, именно социология наиболее часто (если не в наибольшей степени) рассматривает различные аспекты социализации. Но в социологии рассмотрение социализации осуществляется, преимущественно, в контексте социальных процессов и, значительно реже, в рамках социологии личности, причем, в последнем случае акцент также делается на социогенные условия. В то/же время психологическим факторам уделяется значительно меньше внимания и, соответственно, они являются менее изученными. Еще менее изученной, на наш взгляд, является изучение коррекции личностных диспозиций, обусловленных различными негативными (как в личностном, так и в социальном плане) психологическими особенностями индивидов.

Представляется, что недостаточный интерес исследователей к изучению возможностей коррекции подобных личностных диспозиций (тех или иных патологических личностных характеристик) для повышения эффективности социализации обусловлен тем, что проблема коррекции личностных диспозиций привлекает внимание, преимущественно, специалистов в области медицины и психологии. Однако, для работ «медицинской направленности» (что, в частности, наглядно видно на примере исследований повышенной тревожностиВ.В.Ковалёв, 1979; А. И. Захаров, 1988, 2000; И. А. Козлова с соавт., 1991; Ю. А. Александровский, 1993; В. В. Калинин, 1994; А. Б. Смулевич, 1997, 2000; Ф. Б. Березин с соавт., 1998; Л. В. Ромасенко, 1999 и др.) характерен вполне понятный интерес прежде всего к вопросам распространенности, этиологии, классификации и диагностики различных форм (вариантов) повышенной тревожности, её лечению (преимущественно, медикаментозному) в то время, как многочисленные социальные проблемы лиц с повышенной тревожностью, фактически, остаются вне фокуса исследования (а в подростковом возрасте наиболее важной социальной проблемой является успешность социализации). В тоже время в ныне действующей МКБ-10 («Классификации психических и поведенческих расстройств») «социальный» аспект медицинского диагноза звучит достаточно четко (например, в контексте проведенного исследования, в диагностической рубрике F90−98 «Поведенческие и эмоциональные расстройства, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте» выделены такие заболевания, как F91.2 «Социализированное расстройство поведения», F93.2 «Социальное тревожное расстройство детского возраста», подрубрика F94 «Расстройства социального функционирования с началом, специфичным для детского возраста»).

Представляется, что исследования в рамках социологии медицины позволят не только более углублённо изучать психологические аспекты социализации, но и компенсировать типичный недостаток работ «медицинской» направленности, заключающийся в недостаточном рассмотрении социальных аспектов различных патологических (болезненных) состояний. Однако, для правомерности рассмотрения какоголибо феномена (в нашем исследовании — подростков с повышенной тревожностью) в категориальном поле социологии (в нашем случае — социологии медицины) необходима социальная типичность такого феномена. В Tcjke время в доступной нам литературе мы не встретили решения подобного вопроса (доказательства социальной типичности) не только относительно лиц с повышенной тревожностью, но и относительно других больных с различными (и распространенными) болезненными состояниями (различными формами нервно-психических заболеваний, сердечно-сосудистыми заболеваниями, в первую очередь, ишемической болезнью сердца, гипертонической болезнью и нарушениями мозгового кровообращения, язвенной болезнью желудка и двенадцатиперстной кишки и т. д.). Фактически, это означает не разработанность такого раздела социологии медицины, как социология больного.

Проведенное нами исследование показало, что у подростков с повышенным уровнем тревожности сильнее выражены и чаще проявляются различные личностные и поведенческие нарушения, которые оказываются формами выражения психологической защиты в сшуациях, угрожающих самооценке и отношению к себе, причем указанные личностные и поведенческие паттерны широко распространены и их правомерно рассматривать как социально-типические проявления. Было доказано, что повышенная тревожность становится своеобразным психологическим барьером на пути достижения успеха и субъективного его восприятия, снижает результативность деятельности и тем самым препятствует эффективной социализации (см. гл. 1.). Использование же авторской медико-социальной коррекционно-развивающей программы, разработанной на основе синтеза взглядов представителей бихевиоризма и необихевиоризма о социализации как процессе социального научения (Б.Скиннера, Э. Торндайка, А. Бандуры, В. Уолтерса и др.) — взглядов направления символического интерак-ционизма о социализации как результате социального взаимодействия людей (Дж.Мид, Л. Колберг, Д. Хорке и др.) и, особенно, представителей гуманистической психологии, понимающих социальное развитие личности как самоактуализацию «Я — концепции» (А.Маслоу, А. Оллпорт и др.), позволило скоррегиро-вать повышенную тревожность с сопутствующим ей типичным симптомоком-плексом у подростков, что правомерно рассматривать как фактор, повышающий успешность их социализации (как в непосредственной, так и в более отдаленной перспективесм. параграф 2.4.).

Результаты проведенного исследования могут служить научно — методологическим основанием для составления практических рекомендаций социальному работнику и школьному психологу по применению предлагаемой медико-социальной коррекционно-развивающей программы в работе с «проблемными» подростками. Исследование позволяет взглянуть на отдельные признаки невротического поведения, проявляемого подростками, с точки зрения наличия повышенного уровня тревожности у лиц с такими признаками. Нрёдлагаека^пси^ но хокоррекционная программа дает возможность повысить эффективность психопрофилактической и психокоррекционной работы психолога в школе.

Представляется, что на примере выполненного анализа социологии тревожной личности и характерных проблем её социализации предложена модель исследования в категориальном поле социологии медицины социальных проблем больных с различными (и распространенными) болезненными состояниями. При этом, на наш взгляд, если социология личности, является достаточно «очерченным», но недостаточно восстребованным разделом «общей» социологии, то в социологии медицины социология больного должна занимать гораздо большее значение.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ю.А. Пограничные психические расстройства (Руководство для врачей). М.: Медицина, 1993. — 400 с.
  2. Н.А., Азаров В. Н. Изучение индивидуальности различий в предрасположенности к состоянию тревоги в рамках концепции двух сигнальных систем. Проблемы дифференциальной психофизиологии. Т. 10. — М.: Наука, 1981.-306с.
  3. Г. М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. М.: Аспект Пресс, 1998. — 376 с.
  4. С., Герлинг К., Фолкнер Ч. Миссия НЛП. Новейшие американские психотехнологии. М.: ВИНИТИ, 2000. — 253с.
  5. В.П. Проблемы социализации личности // Социальные исследования. М.: Наука, 1970. — С. 19−21.
  6. О.М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги // Психологический журнал. 1992. — № 5. — С.110−115.
  7. Р., Байярд Дж. Ваш беспокойный подросток. Практическое руководство для отчаявшихся родителей. М, 1995.
  8. Ф.В. О силе «Я» и психологической защите // Вопросы философии. -1969. № 2. -С.118−126
  9. Е.В., Соколова Е. Д. Механизмы психологической защиты // Журнал неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 1997. — Т.97, № 2. — С.44−48.
  10. П.Березин Ф. Б., Безносюк Е. В., Соколова Е. Д. Психологические механизмы психосоматических заболеваний // Российский медицинский журнал. 1998. — № 2. — С.43−49.
  11. Р. Развитие «Я концепции» и воспитание. М.: Прогресс, 1986. — 336 с.
  12. Л. Бытие в мире. М.: КСП+СПБ, Ювента, 1999.- 300 с.
  13. Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. М., 1968. -174 с.
  14. Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе. Избранные психологические произведения. — М, 1995.
  15. Л.В., Залученкова Е. А. Увеличение индекса тревожности при расхождении самооценки и притязаний // Вопросы психологии. 1993. — № 1.
  16. Г. Психоаналитические теории личности. М.: Изд-во КСП, 1997. — 98 с.
  17. В., Кристиан П., Рад М. Психосоматическая медицина: краткий учебник: Перевод с немецкого. М.: ГЭОТАР Медицина, 1999. — 376 с.
  18. Бурменская Г. В, Карабанова О. А., Лидере А. Г. Возрастно-психологическое консультирование. М.: Педагогика, 1990. — 83 с.
  19. М.Е. Клиническая психотерапия. М.: Академический Проект, ОППЛ, 2000. — 719 с.
  20. Н.П. Реабилитационная педагогика. М.: Аграф, 1996. — 158 с.
  21. Ф.Е. Психология переживания. М.: Изд-во МГУ, 1984. — 265 с.
  22. Ю.А. Личность и психосоматическое заболевание (Психоаналитическая точка зрения) // Журнал практического психолога. 1999. — № 1. -С.35−43.
  23. Ю.Г., Добреньков В. И., Нечипуренко В. Н., Попов А. В. Социология. 2-е изд. — М.: Гардарики, 2000. — 512 с.
  24. Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Собрание сочинений в 6 т. Т.5. — М.: Педагогика, 1984. — 483 с.
  25. Л.С. Педология подростка // Собрание сочинений в 6 т. Т.4. -М.: Педагогика, 1984. — 407 с.
  26. JI.C. Проблема возраста // Собрание сочинений в 6 т. Т.4.- М.: Педагогика, 1984. -407 с.
  27. JI.H. Психологический анализ феномена детской застенчивости // Вопросы психологии. 2000. — № 5. — С.28−38.
  28. Ю.Б. Общатся с ребенком. Как? Издание 2-е. — М. :ЧеРо, 1998.-240с.
  29. Н.М. Взаимосвязь тревожности ожиданий, психодинамической тревожности и социометрического статуса у подростков // Проблемы интегрального исследования индивидуальности. Вып. 2. — Пермь, 1978.
  30. P.M., Никольская И. М. Защита личности: Психологические механизмы. СПб.: Знание, Свет, 1999. — 352 с.
  31. A.JI. Медицинская психология. Лекции. Магистр, 1997. — 128 с.
  32. В.А., Семке В. Я., Гиндикин В. Я. Психопатология подросткового возраста. Томск, Изд-во Томского университета, 1994.
  33. В.В., Иванчук Э. Г. Тревожность студентов-медиков // Психическое здоровье населения России (социальный и эпидемиологический аспекты): Материалы Всероссийской научно-практической конференции. М. Ижевск, 1994. — С.40−42.
  34. В.И., Кравченко А. И. Социология. М.: ИНФРА-М, 2001. — 624 с.
  35. Т.В. Проблема конфликта в подростковом возрасте // Вопросы психологии. 1972. — № 2. — С.30−38.
  36. А. Взгляд психолога на активность человека. М., 1991.- С.128−129.
  37. В.И. Понятие психологической защиты в концепциях З.Фрейда и К. Роджерса // Вопросы психологии. 1990. — № 4. — С. 14−22.
  38. А.И. Неврозы у детей и подростков: Анамнез, этиология и патогенез. Л.: Медицина, 1988. — 246 с.
  39. А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. М.: Экс-мо-пресс, 2000. — 444 с.
  40. В.В. Причины школьных неврозов // Руководство практического психолога. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы. М.: Академия, 1995. — 205 с.
  41. Г. Е., Орлов Г. П. Социология. Учебник для гуманитарных вузов. М.: Интерпракс, 1995. — 320 с.
  42. Э.Ф., Сыманюк Э. Э. Кризисы профессионального становления личности // Психологический журнал. 1997. — Т. 18, № 6. — С. 35−44.
  43. Н.В. Тревога как фактор учения в дошкольном возрасте // Психологические исследования. Тбилиси, Мицниерба. 1966. — С.49−56.
  44. М.И., Личко А. Е., Смирнов В. М. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Л. :Медицина, 1983. — 312 с.
  45. В.В. Современные представления о феноменологии и терапии тревожных состояний // Журнал невропатологии и психиатрии. -1994. № 3. -С. 96−102.
  46. Г. И., Сэдок Б.Дж. Клиническая психиатрия: пер. с англ. Т.2. — .М.: Медицина, 1994. — 528 с.
  47. .Д. Медицинская психология. Л.: Медицина, 1982. — 271 с.
  48. В.Д. Психотерапия. М.: Медицина, 1985. — 316 с.
  49. Кле М. Психология подростка. М.: Мир, 1990. — 118 с.
  50. В.В. Психиатрия детского возраста: Руководство для врачей. М.: Медицина, 1979. — 607 с.
  51. В.В. Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков. М.: Медицина. 1985. — 286 с.
  52. И.А., Буреломова И. В., Смирнов А. Ю. Проблема классификации тревожных расстройств в детском возрасте // Синапс. 1991. — № 1. — С.31−35.
  53. Кон И. С. Психология ранней юности. М.: Педагогика, 1989. — 215 с.
  54. В.Т., Донской Д. И. Общая психотерапия: Учебное пособие. -2-е изд., доп. и перераб. Мн.: Вышэйшая школа, 1997. — 464 с.
  55. Р., Боухал М. Психология в медицине. Прага, 1983. — 407 с.
  56. .И., Новикова Е. В. Эмоциональная устойчивость школьников. -М.: Педагогика, 1988. 62 с.
  57. А.И. Общая социология. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. — 479 с.
  58. А.А. Саморегуляция ВНД. Рига, 1984. — 640 с.
  59. Н.Д., Ушаков Г. К. Учебное пособие по медицинской психологии. М.: Медицина, 1976. — 320 с.
  60. М.С. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. М.: Изд-во МГУ, 1987. — 306с.
  61. М.С., Мясищев В. Н. Введение в медицинскую психологию. -Л.: Медицина, 1966. 431 с.
  62. Ю.А. Лекции по социологии. Вып.2. — М., 1969.
  63. Н.Д. Психическое состояние беспокойства, тревоги // Вопросы психологии. 1969. — № 1. — С.39−45.
  64. А.Г. Группы личностного роста с подростками // Журнал практического психолога. 1996. — № 2. — С.61−69.
  65. А.И. Самооценка школьника. М.: Педагогика, 1976. — 210 с.
  66. А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л.: Медицина, 1983.-225 с.
  67. Лоч В.Б. К вопросу о возникновении болезней. Основы психосоматики // Сознание и физическая реальность. 2000. — Т.5, № 2. — С.55−60.
  68. И.Н. Диагностика и коррекция поведения трудных подростков // Вопросы психологии. 1988. — № 3. — С.56−64.
  69. Н.Ю., Милютина Е. Л. Курс лекций по детской патопсихологии: Учебное пособие. Ростов н/Дону: Феникс, 2000. — 576 с.
  70. М.С. Социология семьи: Проблемы теории, методологии и методики. М.: Наука, 1986. — 116 с.
  71. B.C. Очерк теории темперамента. Пермь: Изд-во Пермского гос. пед. института, 1973. — 68 с.
  72. И.Ф., Боков С. Н. Медицинская психология: основы патопсихологии и психопатологии: Учебник для вузов. М.: Изд-во корпорация «Логос», 1999.-232 с.
  73. В.И. Личность и неврозы. М.: Медицина, 1960. — 230 с.
  74. А.А. Социально-психическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии). Ереван: Изд-во АН Арм. ССР, 1988. — 263 с.
  75. Н.И. Психическая напряженность. М.: Изд-во МГУ, 1976. — 87 с.
  76. Р.В. Технологии практического психолога в образовании. М.: Сфера, 2000. — 178 с.
  77. А.В. Личность в психологии: парадигма субъективности. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. — 512 с.
  78. А.В. Тревожность: Методические рекомендации для студентов. Ростов-на-Дону: РГУ, 1997. — 19 с.
  79. В.В. Значение уровня беспокойства и тревоги в адаптации студентов к обучению в вузе // Проблемы умственного труда. Вып. 6. — М, 1981.
  80. Пограничная психическая патология в общемедицинской практике / Под. ред. А. Б. Смулевича. М.: Издательский дом «Русский врач», 2000. — 160 с.
  81. К.Н. Психологический анализ кризисов подросткового возраста // Бюллетень клуба конфликтологов. В.2. — Красноярск, 1993. — 97 с.
  82. Ю.Ф., Спиваковская А. С. Психологическая коррекция: ее роль и место в профилактике заболеваний // Современные формы и методы организации психологической и психопрофилактической работы. Л.: Наука, 1985.-С.З-20.
  83. A.M. Психокоррекционная работа с тревожными детьми // Активные методы обучения в работе школьного психолога. М.: Академия, 1990.-95 с.
  84. A.M. Психологическая природа и возрастная динамика тревожности (личностный аспект): Дис. докт. психол. наук. М.: Психологический институт РАО, 1996. — 336 с.
  85. A.M. Диагностика личной тревожности и некоторые способы ее преодоления // Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога. М.: Педагогика, 1997. — С. 47−52
  86. A.M. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. М.-Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 2000.
  87. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещарикова. М.: Педагогика-Пресс, 1993. — 385 с.
  88. Психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990. 406 с.
  89. Психотерапия / Под ред. Б. Д. Карвасарского. СПб.: Изд-во «Питер», 2000 -544 с.
  90. М. Помощь трудным детям. М.: Педагогика, 1987. — 380 с.
  91. А.А., Коломенский Я. Л. Социальная педагогическая психология. -СПб.: ЗАО «Изд-во» «Питер», 1999. 416 с.
  92. X. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. М.: Мир, 1994. — 319 с.
  93. Е.И. Настольная книга практического школьного психолога. М.: Владос, 1995. — 307 с.
  94. К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Академия, 1996.-260 с.
  95. Л.В. Междисциплинарные проблемы диагностики и терапии психосоматических расстройств // Российский психиатрический журнал. -1999.-№ 2.-С.54−57.
  96. С.JI. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1976. -374 с.
  97. A.M. Психотерапия: пособие для врачей. СПб.: Питер, 2000. — 288 с.
  98. В.И. Категория возраста в психологии и педагогике развития // Вопросы психологии. -1991. № 2. — С.37−49.
  99. В.М. Психологические методы коррекции личности ребенка // Вопросы психологии. 1984. — № 6. — С.30−34.
  100. А.Б. Психосоматические расстройства (клинические аспекты) // Социальная и клиническая психиатрия. 1997. — Т.7, вып.1. — С.5−18.
  101. А.С. Профилактика детских неврозов. М.: Медицина, 1992. -132 с.
  102. Ч.Д. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги // Стресс и тревога в спорте. М.: Физкультура и спорт. -1984. -206с.
  103. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста/Под ред. С. Ю. Циркина. СПб.: Изд-во «Питер», 2000 — 752 с.
  104. В.В. Самосознание личности. М.: Изд-во МГУ, 1983. — 125 с.
  105. Н.К. Социально-стрессогенные факторы и невротические расстройства у детей // Социальная и клиническая психиатрия. 2000. — Т. 10, вып.1. — С.5−10.
  106. В., Азарова Л., Святковская Н. В., Василенко Л. П. Психосоматические заболевания: Современный взгляд на развитие и состояние проблемы // Медицинские новости. 1999. — № 4. — С.3−8.
  107. .Т. Социология. Общий курс. 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Прометей: Юрайт-М, 2001. — 511 с.
  108. Д.Б. Физиология школьника. М.: Педагогика, 1987. — 67 с.
  109. Д.И. Психология развивающейся личности. -М.-Воронеж: МОДЕК, 1997.-512 с.
  110. А. Психология Я и защитные механизмы. М.: Педагогика, 1993. -140 с.
  111. Фрейд 3. Избранное. М.: Внешторгиздат, 1990. — 448 с.
  112. Фрейд 3. Психология бессознательного. М.: Просвещение, 1990. — 447 с.
  113. Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции. М.: Наука, 1995. — 447 с.
  114. П. Эмоции // Экспериментальная психология. В.5. — М.: Прогресс, 1978.-275 с.
  115. С.С. Социология. 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Издательская корпорация «Логос», 1996. — 360 с.
  116. А.Г. Социология воспитания о некоторых актуальных проблемах воспитания личности. М., 1990.
  117. .И. Психотехника конфликта. Красноярск, 1995. — 61 с.
  118. .И. Методика для изучения конфликтных установок подростков // Журнал практического психолога. 1996. — № 2. — С.26−29.
  119. .И. Психолого-педагогические условия протекания пубертатного периода у девочек и мальчиков // Журнал практического психолога. 1996. — № 5. — С.10−14.
  120. А.Б., Воликова С. В. Эмоциональные коммуникации в семьях больных соматоформными расстройствами // Социальная и клиническая психиатрия. 2000. — № 4. — С.5−9.
  121. Э. Тайные пружины человеческой психики. СПб: Ланс, 1997. -106 с.
  122. .М. Эпидемиология и основные принципы терапии тревожных расстройств // Синапс. 1991. — № 1. — С. 15−30.
  123. Е.Н., Котова И. Б. Идея гуманизма в образовании в контексте отечественных теорий личности. Ростов-на-Дону, 1995. — 307 с.
  124. Э. Серьезная игра в юношеском возрасте // Бюллетень клуба конфликтологов. В. З, часть 2. — Красноярск, 1994.
  125. В.А. Исследование групповых защитных механизмов // Психологический журнал. 2001. — Т.22, № 1. — С.5−15.
  126. Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. М.: Фолиум, 1996. — 63 с.
  127. Э.Г., Юстицкис В. В. Психология и психотерапия семьи. -СПб.: Изд-во «Питер», 1999 656 с.
  128. Д.Б. Психология игры. М., Педагогика, 1978.
  129. Э. Детство и общество. М.: Независимая фирма Класс, 1996. -334 с.
  130. В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методологические проблемы социальной психологии. Л.: Наука, 1975. -С. 89−105.
  131. Arkowits Н. The behavioral assement social competence in males // Behavior. Therapy.- 1975.-P. 13.
  132. Bandura A. Self-efficacy toward a unifyiing theory of behavioral change // Psi-chological Review. 1977 — 84. — P.191−215.
  133. Bandura A., Adams N.E., Beyer J. Cognitive processes mediating behavioral change // Journal of Personality and Social Psichology. 1977. — 35. -P.125−139.
  134. Beck A.T., Weishaar M.E. Cognitive Therapy // Corsini R.J. Current psycho-therapies (4 ed.). Itasca, III.: Peacock, 1989. P.285−320
  135. Berg von W., Zimmer. D. Selbstvertranen in Konfliktsituationen // Metteilungen de DGVI. 1981. -13(1). — S.87−99/
  136. Caplan G. Emotional crises // The encyclopedia of mental heart. N.Y., 1963. -V.2. — P.521−532.
  137. Cattell R.B. Personality and motivation structure and measurement. N.Y., 1957.
  138. Cattell R.B., Sheier J.H. The meaning and measurement of neuroroticism and anxiety. N.Y., 1961.
  139. Cattell R.B., Sheier J.H. Anxiety and motivation: Theory and crucial experiments. // Anxiety and behavior. N.Y., 1966.
  140. Dopfner M. Soziale informationsverarbeitung ein Beitrag zur Differenzirung sozialer inkompetenter // Zeitschrift fur Padagogishe psychologie. — 1989.121
  141. Ellis A. Rational-Emotive Therapy // Corsini R.J. Current psychotherapies (4 ed.). Itasca, III.: Peacock, 1989. P. 197−320
  142. Epstein S. Toward a unified theory of anxiety // Progress in experimental personality research. -N.Y., 1967/
  143. Epstein S. The nature of anxiety with emphasis upon its relationship to.
  144. Eysenck H.J. Personality and laarning // Studio Psychologica. 1973. — V.15, № 2.
  145. Goffman E. Asle Uber die soziale Situation psychiatrischer Patienten und an-derep. Insassen — Frankfurt an Main, 1973.
  146. Krech D. Crutchfield R., Livson N. Elements of psychology N.Y., 1994.
  147. Lazarus R.S., Averill I.R. Emotion and cognition. With special reference to anxiety // Anxiety: Current trends in theory and research. N.Y., 1972.
  148. McCland D. Psychotherapy with children: The living relationship. N.Y., 1970.
  149. Phillips B.N. School stress and anxiety. N.Y., 1978.
  150. Rogers C. The concept of the fully functioning person // Psychotherapy: Theory, Research and Practice. I. p. 17−26.
  151. Ruebush B.K. Anxiety // Child Psychology. Chicago, 1963. Ch. XI/
  152. Weiner В., Schneider R. Drive versus-cognitive theory // J. of Personality and Social Psychology. -1971. V. 18.
  153. Wolpe J. Psychotherapy by reciprocol inhibition. Stanford, 1958.
  154. Wolpe J. The practice of behavior therapy. N. Y, 1969.
Заполнить форму текущей работой