Медико-социальная коррекция личностных диспозиций подростков с повышенным уровнем тревожности как фактор их социализации
Диссертация
Понятие социализации, впервые разработанное в конце 1940;х — начале 1950;х годов в трудах американских исследователей А. Парка, Д. Доллэрда, Дж. Кольмана, А. Бандуры, В. Уолтерса и других, в настоящее время является объектом пристального внимания социологов, социальных психологов, философов, педагогов, юристов, криминологов, что, в значительной мере способствует всё большему распространению… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ПОВЫШЕННАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ КАК ЛИЧНОСТНАЯ ДИСПОЗИЦИЯ: ОПЫТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
- 1. 1. Базовые теоретические концепции тревожности
- 1. 2. Социально-психологические факторы, способствующие развитию повышенного уровня тревожности в подростковом возрасте
- 1. 3. Особенности психологической защиты у тревожных подростков
- 1. 4. Социология тревожной личности и проблемы её социализации
- ГЛАВА 2. КОРРЕКЦИЯ СИСТЕМЫ ОТНОШЕНИЙ ВЫСОКОТРЕВОЖНЫХ ПОДРОСТКОВ: КАК ВОЗМОЖНЫЙ ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ УСПЕШНОСТИ ИХ СОЦИАЛИЗАЦИИ
- 2. 1. Ведущие направления медико-социальной психокоррекцион-ной работы с тревожными подростками
- 2. 2. Экспериментальная коррекционно-развивающая программа работы с тревожными подростками и их родителями (методологические аспекты)
- 2. 3. Организация и методы психодиагностического и социометрического исследования подростков (в рамках тренинговых занятий)
- 2. 4. Оценка эффективности коррекции тревожности в процессе изменения системы психологических отношений как фактора социализации подростков с данной личностной диспозицией
Список литературы
- Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства (Руководство для врачей). М.: Медицина, 1993. — 400 с.
- Аминов Н.А., Азаров В. Н. Изучение индивидуальности различий в предрасположенности к состоянию тревоги в рамках концепции двух сигнальных систем. Проблемы дифференциальной психофизиологии. Т. 10. — М.: Наука, 1981.-306с.
- Андреева Г. М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. М.: Аспект Пресс, 1998. — 376 с.
- Андреас С., Герлинг К., Фолкнер Ч. Миссия НЛП. Новейшие американские психотехнологии. М.: ВИНИТИ, 2000. — 253с.
- Андреенкова В.П. Проблемы социализации личности // Социальные исследования. М.: Наука, 1970. — С. 19−21.
- Астапов О.М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги // Психологический журнал. 1992. — № 5. — С.110−115.
- Байярд Р., Байярд Дж. Ваш беспокойный подросток. Практическое руководство для отчаявшихся родителей. М, 1995.
- Бассин Ф.В. О силе «Я» и психологической защите // Вопросы философии. -1969. № 2. -С.118−126
- Безносюк Е.В., Соколова Е. Д. Механизмы психологической защиты // Журнал неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 1997. — Т.97, № 2. — С.44−48.
- П.Березин Ф. Б., Безносюк Е. В., Соколова Е. Д. Психологические механизмы психосоматических заболеваний // Российский медицинский журнал. 1998. — № 2. — С.43−49.
- Берне Р. Развитие «Я концепции» и воспитание. М.: Прогресс, 1986. — 336 с.
- Бинсвангер Л. Бытие в мире. М.: КСП+СПБ, Ювента, 1999.- 300 с.
- Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. М., 1968. -174 с.
- Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе. Избранные психологические произведения. — М, 1995.
- Бороздина Л.В., Залученкова Е. А. Увеличение индекса тревожности при расхождении самооценки и притязаний // Вопросы психологии. 1993. — № 1.
- Блюм Г. Психоаналитические теории личности. М.: Изд-во КСП, 1997. — 98 с.
- Бройтигам В., Кристиан П., Рад М. Психосоматическая медицина: краткий учебник: Перевод с немецкого. М.: ГЭОТАР Медицина, 1999. — 376 с.
- Бурменская Г. В, Карабанова О. А., Лидере А. Г. Возрастно-психологическое консультирование. М.: Педагогика, 1990. — 83 с.
- Бурно М.Е. Клиническая психотерапия. М.: Академический Проект, ОППЛ, 2000. — 719 с.
- Вайзман Н.П. Реабилитационная педагогика. М.: Аграф, 1996. — 158 с.
- Василюк Ф.Е. Психология переживания. М.: Изд-во МГУ, 1984. — 265 с.
- Ващенко Ю.А. Личность и психосоматическое заболевание (Психоаналитическая точка зрения) // Журнал практического психолога. 1999. — № 1. -С.35−43.
- Волков Ю.Г., Добреньков В. И., Нечипуренко В. Н., Попов А. В. Социология. 2-е изд. — М.: Гардарики, 2000. — 512 с.
- Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Собрание сочинений в 6 т. Т.5. — М.: Педагогика, 1984. — 483 с.
- Выготский Л.С. Педология подростка // Собрание сочинений в 6 т. Т.4. -М.: Педагогика, 1984. — 407 с.
- Выготский JI.C. Проблема возраста // Собрание сочинений в 6 т. Т.4.- М.: Педагогика, 1984. -407 с.
- Галигузова JI.H. Психологический анализ феномена детской застенчивости // Вопросы психологии. 2000. — № 5. — С.28−38.
- Гиппенрейтер Ю.Б. Общатся с ребенком. Как? Издание 2-е. — М. :ЧеРо, 1998.-240с.
- Гордецова Н.М. Взаимосвязь тревожности ожиданий, психодинамической тревожности и социометрического статуса у подростков // Проблемы интегрального исследования индивидуальности. Вып. 2. — Пермь, 1978.
- Грановская P.M., Никольская И. М. Защита личности: Психологические механизмы. СПб.: Знание, Свет, 1999. — 352 с.
- Гройсман A.JI. Медицинская психология. Лекции. Магистр, 1997. — 128 с.
- Гурьева В.А., Семке В. Я., Гиндикин В. Я. Психопатология подросткового возраста. Томск, Изд-во Томского университета, 1994.
- Деларю В.В., Иванчук Э. Г. Тревожность студентов-медиков // Психическое здоровье населения России (социальный и эпидемиологический аспекты): Материалы Всероссийской научно-практической конференции. М. Ижевск, 1994. — С.40−42.
- Добреньков В.И., Кравченко А. И. Социология. М.: ИНФРА-М, 2001. — 624 с.
- Драгунова Т.В. Проблема конфликта в подростковом возрасте // Вопросы психологии. 1972. — № 2. — С.30−38.
- Ершов А. Взгляд психолога на активность человека. М., 1991.- С.128−129.
- Журбин В.И. Понятие психологической защиты в концепциях З.Фрейда и К. Роджерса // Вопросы психологии. 1990. — № 4. — С. 14−22.
- Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков: Анамнез, этиология и патогенез. Л.: Медицина, 1988. — 246 с.
- Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. М.: Экс-мо-пресс, 2000. — 444 с.
- Зацепин В.В. Причины школьных неврозов // Руководство практического психолога. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы. М.: Академия, 1995. — 205 с.
- Зборовский Г. Е., Орлов Г. П. Социология. Учебник для гуманитарных вузов. М.: Интерпракс, 1995. — 320 с.
- Зеер Э.Ф., Сыманюк Э. Э. Кризисы профессионального становления личности // Психологический журнал. 1997. — Т. 18, № 6. — С. 35−44.
- Имеладзе Н.В. Тревога как фактор учения в дошкольном возрасте // Психологические исследования. Тбилиси, Мицниерба. 1966. — С.49−56.
- Кабанов М.И., Личко А. Е., Смирнов В. М. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Л. :Медицина, 1983. — 312 с.
- Калинин В.В. Современные представления о феноменологии и терапии тревожных состояний // Журнал невропатологии и психиатрии. -1994. № 3. -С. 96−102.
- Каплан Г. И., Сэдок Б.Дж. Клиническая психиатрия: пер. с англ. Т.2. — .М.: Медицина, 1994. — 528 с.
- Карвасарский Б.Д. Медицинская психология. Л.: Медицина, 1982. — 271 с.
- Карвасарский В.Д. Психотерапия. М.: Медицина, 1985. — 316 с.
- Кле М. Психология подростка. М.: Мир, 1990. — 118 с.
- Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста: Руководство для врачей. М.: Медицина, 1979. — 607 с.
- Ковалев В.В. Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков. М.: Медицина. 1985. — 286 с.
- Козлова И.А., Буреломова И. В., Смирнов А. Ю. Проблема классификации тревожных расстройств в детском возрасте // Синапс. 1991. — № 1. — С.31−35.
- Кон И. С. Психология ранней юности. М.: Педагогика, 1989. — 215 с.
- Кондратенко В.Т., Донской Д. И. Общая психотерапия: Учебное пособие. -2-е изд., доп. и перераб. Мн.: Вышэйшая школа, 1997. — 464 с.
- Конечный Р., Боухал М. Психология в медицине. Прага, 1983. — 407 с.
- Кочубей Б.И., Новикова Е. В. Эмоциональная устойчивость школьников. -М.: Педагогика, 1988. 62 с.
- Кравченко А.И. Общая социология. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. — 479 с.
- Крауклис А.А. Саморегуляция ВНД. Рига, 1984. — 640 с.
- Лакосина Н.Д., Ушаков Г. К. Учебное пособие по медицинской психологии. М.: Медицина, 1976. — 320 с.
- Лебединский М.С. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. М.: Изд-во МГУ, 1987. — 306с.
- Лебединский М.С., Мясищев В. Н. Введение в медицинскую психологию. -Л.: Медицина, 1966. 431 с.
- Левада Ю.А. Лекции по социологии. Вып.2. — М., 1969.
- Левитов Н.Д. Психическое состояние беспокойства, тревоги // Вопросы психологии. 1969. — № 1. — С.39−45.
- Лидере А.Г. Группы личностного роста с подростками // Журнал практического психолога. 1996. — № 2. — С.61−69.
- Липкина А.И. Самооценка школьника. М.: Педагогика, 1976. — 210 с.
- Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л.: Медицина, 1983.-225 с.
- Лоч В.Б. К вопросу о возникновении болезней. Основы психосоматики // Сознание и физическая реальность. 2000. — Т.5, № 2. — С.55−60.
- Максимова И.Н. Диагностика и коррекция поведения трудных подростков // Вопросы психологии. 1988. — № 3. — С.56−64.
- Максимова Н.Ю., Милютина Е. Л. Курс лекций по детской патопсихологии: Учебное пособие. Ростов н/Дону: Феникс, 2000. — 576 с.
- Мацковский М.С. Социология семьи: Проблемы теории, методологии и методики. М.: Наука, 1986. — 116 с.
- Мерлин B.C. Очерк теории темперамента. Пермь: Изд-во Пермского гос. пед. института, 1973. — 68 с.
- Мягков И.Ф., Боков С. Н. Медицинская психология: основы патопсихологии и психопатологии: Учебник для вузов. М.: Изд-во корпорация «Логос», 1999.-232 с.
- Мясищев В.И. Личность и неврозы. М.: Медицина, 1960. — 230 с.
- Налгаджан А.А. Социально-психическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии). Ереван: Изд-во АН Арм. ССР, 1988. — 263 с.
- Наенко Н.И. Психическая напряженность. М.: Изд-во МГУ, 1976. — 87 с.
- Овчарова Р.В. Технологии практического психолога в образовании. М.: Сфера, 2000. — 178 с.
- Петровский А.В. Личность в психологии: парадигма субъективности. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. — 512 с.
- Петровский А.В. Тревожность: Методические рекомендации для студентов. Ростов-на-Дону: РГУ, 1997. — 19 с.
- Плотников В.В. Значение уровня беспокойства и тревоги в адаптации студентов к обучению в вузе // Проблемы умственного труда. Вып. 6. — М, 1981.
- Пограничная психическая патология в общемедицинской практике / Под. ред. А. Б. Смулевича. М.: Издательский дом «Русский врач», 2000. — 160 с.
- Поливанова К.Н. Психологический анализ кризисов подросткового возраста // Бюллетень клуба конфликтологов. В.2. — Красноярск, 1993. — 97 с.
- Полякова Ю.Ф., Спиваковская А. С. Психологическая коррекция: ее роль и место в профилактике заболеваний // Современные формы и методы организации психологической и психопрофилактической работы. Л.: Наука, 1985.-С.З-20.
- Прихожан A.M. Психокоррекционная работа с тревожными детьми // Активные методы обучения в работе школьного психолога. М.: Академия, 1990.-95 с.
- Прихожан A.M. Психологическая природа и возрастная динамика тревожности (личностный аспект): Дис. докт. психол. наук. М.: Психологический институт РАО, 1996. — 336 с.
- Прихожан A.M. Диагностика личной тревожности и некоторые способы ее преодоления // Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога. М.: Педагогика, 1997. — С. 47−52
- Прихожан A.M. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. М.-Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 2000.
- Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещарикова. М.: Педагогика-Пресс, 1993. — 385 с.
- Психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990. 406 с.
- Психотерапия / Под ред. Б. Д. Карвасарского. СПб.: Изд-во «Питер», 2000 -544 с.
- Раттер М. Помощь трудным детям. М.: Педагогика, 1987. — 380 с.
- Реан А.А., Коломенский Я. Л. Социальная педагогическая психология. -СПб.: ЗАО «Изд-во» «Питер», 1999. 416 с.
- Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. М.: Мир, 1994. — 319 с.
- Рогов Е.И. Настольная книга практического школьного психолога. М.: Владос, 1995. — 307 с.
- Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Академия, 1996.-260 с.
- Ромасенко Л.В. Междисциплинарные проблемы диагностики и терапии психосоматических расстройств // Российский психиатрический журнал. -1999.-№ 2.-С.54−57.
- Рубинштейн С.JI. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1976. -374 с.
- Свядощ A.M. Психотерапия: пособие для врачей. СПб.: Питер, 2000. — 288 с.
- Слободчиков В.И. Категория возраста в психологии и педагогике развития // Вопросы психологии. -1991. № 2. — С.37−49.
- Слуцкий В.М. Психологические методы коррекции личности ребенка // Вопросы психологии. 1984. — № 6. — С.30−34.
- Смулевич А.Б. Психосоматические расстройства (клинические аспекты) // Социальная и клиническая психиатрия. 1997. — Т.7, вып.1. — С.5−18.
- Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов. М.: Медицина, 1992. -132 с.
- Спилбергер Ч.Д. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги // Стресс и тревога в спорте. М.: Физкультура и спорт. -1984. -206с.
- Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста/Под ред. С. Ю. Циркина. СПб.: Изд-во «Питер», 2000 — 752 с.
- Столин В.В. Самосознание личности. М.: Изд-во МГУ, 1983. — 125 с.
- Сухотина Н.К. Социально-стрессогенные факторы и невротические расстройства у детей // Социальная и клиническая психиатрия. 2000. — Т. 10, вып.1. — С.5−10.
- Сятковский В., Азарова Л., Святковская Н. В., Василенко Л. П. Психосоматические заболевания: Современный взгляд на развитие и состояние проблемы // Медицинские новости. 1999. — № 4. — С.3−8.
- Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Прометей: Юрайт-М, 2001. — 511 с.
- Фарбер Д.Б. Физиология школьника. М.: Педагогика, 1987. — 67 с.
- Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности. -М.-Воронеж: МОДЕК, 1997.-512 с.
- Фрейд А. Психология Я и защитные механизмы. М.: Педагогика, 1993. -140 с.
- Фрейд 3. Избранное. М.: Внешторгиздат, 1990. — 448 с.
- Фрейд 3. Психология бессознательного. М.: Просвещение, 1990. — 447 с.
- Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции. М.: Наука, 1995. — 447 с.
- Фресс П. Эмоции // Экспериментальная психология. В.5. — М.: Прогресс, 1978.-275 с.
- Фролов С.С. Социология. 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Издательская корпорация «Логос», 1996. — 360 с.
- Харчев А.Г. Социология воспитания о некоторых актуальных проблемах воспитания личности. М., 1990.
- Хасан Б.И. Психотехника конфликта. Красноярск, 1995. — 61 с.
- Хасан Б.И. Методика для изучения конфликтных установок подростков // Журнал практического психолога. 1996. — № 2. — С.26−29.
- Хасан Б.И. Психолого-педагогические условия протекания пубертатного периода у девочек и мальчиков // Журнал практического психолога. 1996. — № 5. — С.10−14.
- Холмогорова А.Б., Воликова С. В. Эмоциональные коммуникации в семьях больных соматоформными расстройствами // Социальная и клиническая психиатрия. 2000. — № 4. — С.5−9.
- Цветков Э. Тайные пружины человеческой психики. СПб: Ланс, 1997. -106 с.
- Шиньон Ж.М. Эпидемиология и основные принципы терапии тревожных расстройств // Синапс. 1991. — № 1. — С. 15−30.
- Шиянов Е.Н., Котова И. Б. Идея гуманизма в образовании в контексте отечественных теорий личности. Ростов-на-Дону, 1995. — 307 с.
- Штерн Э. Серьезная игра в юношеском возрасте // Бюллетень клуба конфликтологов. В. З, часть 2. — Красноярск, 1994.
- Штроо В.А. Исследование групповых защитных механизмов // Психологический журнал. 2001. — Т.22, № 1. — С.5−15.
- Эйдемиллер Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. М.: Фолиум, 1996. — 63 с.
- Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. В. Психология и психотерапия семьи. -СПб.: Изд-во «Питер», 1999 656 с.
- Эльконин Д.Б. Психология игры. М., Педагогика, 1978.
- Эриксон Э. Детство и общество. М.: Независимая фирма Класс, 1996. -334 с.
- Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методологические проблемы социальной психологии. Л.: Наука, 1975. -С. 89−105.
- Arkowits Н. The behavioral assement social competence in males // Behavior. Therapy.- 1975.-P. 13.
- Bandura A. Self-efficacy toward a unifyiing theory of behavioral change // Psi-chological Review. 1977 — 84. — P.191−215.
- Bandura A., Adams N.E., Beyer J. Cognitive processes mediating behavioral change // Journal of Personality and Social Psichology. 1977. — 35. -P.125−139.
- Beck A.T., Weishaar M.E. Cognitive Therapy // Corsini R.J. Current psycho-therapies (4 ed.). Itasca, III.: Peacock, 1989. P.285−320
- Berg von W., Zimmer. D. Selbstvertranen in Konfliktsituationen // Metteilungen de DGVI. 1981. -13(1). — S.87−99/
- Caplan G. Emotional crises // The encyclopedia of mental heart. N.Y., 1963. -V.2. — P.521−532.
- Cattell R.B. Personality and motivation structure and measurement. N.Y., 1957.
- Cattell R.B., Sheier J.H. The meaning and measurement of neuroroticism and anxiety. N.Y., 1961.
- Cattell R.B., Sheier J.H. Anxiety and motivation: Theory and crucial experiments. // Anxiety and behavior. N.Y., 1966.
- Dopfner M. Soziale informationsverarbeitung ein Beitrag zur Differenzirung sozialer inkompetenter // Zeitschrift fur Padagogishe psychologie. — 1989.121
- Ellis A. Rational-Emotive Therapy // Corsini R.J. Current psychotherapies (4 ed.). Itasca, III.: Peacock, 1989. P. 197−320
- Epstein S. Toward a unified theory of anxiety // Progress in experimental personality research. -N.Y., 1967/
- Epstein S. The nature of anxiety with emphasis upon its relationship to.
- Eysenck H.J. Personality and laarning // Studio Psychologica. 1973. — V.15, № 2.
- Goffman E. Asle Uber die soziale Situation psychiatrischer Patienten und an-derep. Insassen — Frankfurt an Main, 1973.
- Krech D. Crutchfield R., Livson N. Elements of psychology N.Y., 1994.
- Lazarus R.S., Averill I.R. Emotion and cognition. With special reference to anxiety // Anxiety: Current trends in theory and research. N.Y., 1972.
- McCland D. Psychotherapy with children: The living relationship. N.Y., 1970.
- Phillips B.N. School stress and anxiety. N.Y., 1978.
- Rogers C. The concept of the fully functioning person // Psychotherapy: Theory, Research and Practice. I. p. 17−26.
- Ruebush B.K. Anxiety // Child Psychology. Chicago, 1963. Ch. XI/
- Weiner В., Schneider R. Drive versus-cognitive theory // J. of Personality and Social Psychology. -1971. V. 18.
- Wolpe J. Psychotherapy by reciprocol inhibition. Stanford, 1958.
- Wolpe J. The practice of behavior therapy. N. Y, 1969.