Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Управленческое консультирование как вид профессиональной деятельности менеджера

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Консультирование по вопросам управления, или управленческое консультирование, давно признано важной профессиональной службой, которая помогает руководителям анализировать и решать стоящие перед их организациями практические задачи, а также усваивать чужой опыт. Сотни тысяч частных компаний государственных и общественных организаций как в промышлен-но развитых, так и менее развитых странах… Читать ещё >

Содержание

  • Раздел 1. Сущность и функциональная роль управленческого консультирования
  • Раздел 2. Субъекты управленческого консультирования
  • Раздел 3. Технология управленческого консультирования

Управленческое консультирование как вид профессиональной деятельности менеджера (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность работы обусловлена объективно назревшими потребностями реформирования российского общества.

В практику социального управления внедряются методы и приемы управленческого консультирования1 (от лат. сопзика1-ю — совещание) — разновидности профессиональной деятельности по совершенствованию системы управления в организациях. Оно является важной профессиональной службой, призванной помогать руководителям анализировать и решать стоящие перед их организациями практические задачи управления. Предметом консультационной деятельности является услуга, оказываемая клиенту.

В последние годы и в России отмечается рост потенциала консультационной деятельности. Появляются и апробируются ценные для практики разработки, увеличивается число квалифицированных специалистов, которые в состоянии оказывать консультационную помощь в управлении.

Однако, несмотря на определенные успехи в области консультирования, они нуждаются в более интенсивном развитии. Здесь еще множество нерешенных проблем, которые требуют глубокого социологического анализа, разработки конкретных приемов практического использования методов управленческого консультирования. На сегодняшний день проблемы заключаются в том, что в стране не создана правовая база для развития кон.

1 В научный оборот термин «управленческое консультирование» ввел английский ученый Милан Кубра. Под его редакцией в 1976 г. в двух томах вышла книга под этим названием. сультирования, низок профессионализм имеющихся консультантов, нет подготовки специалистов по управленческому консультированию, недостаточно развит спрос на консультирование по управлению. Руководители наших организаций в большинстве своем не сталкивались со специалистами такого профиля и имеют о них весьма приблизительное представление.

Как правило, российские предприятия обращаются к консультантам в критических ситуациях как к последнему средству. Часто в таких случаях ожидания клиентов бывают завышенными, нереалистичными. Однако консультирование — не волшебное лекарство. Консультанты не в состоянии в одночасье распутать и решить все накопившиеся за долгие годы проблемы клиентной организации. Очевидно, что для «тяжелых» случаев используется иной инструментарий. Соответственно иными будут и результаты. Это долгий, болезненный процесс, требующий последовательности и терпения и от клиента, и от консультанта. Только после оздоровления предприятия можно ставить вопрос о стабильном функционировании и развитии. Во всех случаях клиентная организация должна иметь четкое представление о том, какие могут быть результаты консультирования и как их оценивать. Оценка качества предлагаемых рекомендаций должна осуществляться клиентом с учетом передовых управленческих технологий, с ориентацией на создание производства высокого класса, достижение высокого уровня конкурентоспособности.

Достижение более высокого уровня консультационной деятельности неразрывно связано с ростом профессионализма научных консультантов. В настоящее время еще мало фирм, занимающихся управленческим консультированием, которых можно признать полностью соответствующими требованиям, предъявляемым к такого рода организациям с точки зрения их профессионализма. Наиболее серьезным недостатком здесь следует считать псевдоконсультирование, которое наносит большой вред делу управленческого консультирования. Оно характеризуется тем, что консультант, чтобы скрыть свою некомпетентность, методически организует на предприятиях какие-то внешне привлекательные и броские исследования, не дающие определенных практических результатов.

Отечественные консультанты еще мало чувствительны к неудачам и провалам с конкретными клиентами, что приучает их к необязательности в отношениях: можно, не поладив с одним, найти другого заказчика. Обязательства сторон в процессе управленческого консультирования, как правило, оговариваются не строго, а то и вовсе не фиксируются. Иначе говоря, этика консультанта, общая необязательность, присущая нашей деловой культуре, пока еще распространенные явления. Все это обуславливает актуальность и практическую значимость диссертационного исследования,.

Степень разработанности проблемы. Разработка проблемы управленческого консультирования началась еще с периода промышленной революции. Первые консультационные фирмы были инженерными. Они помогали клиентам в проектировании строительных объектов, оборудовании, в их изготовлении, отладке и пуске.

Когда процесс общения и структуризации управленческого опыта достигается достаточно высокого развития, становится возможным управленческое консультирование в социальной сфере.

Предшественником его считается американский фабрикант Чарльз Т. Сэмпсон, который в 1870 г. на своей обувной фабрике так реорганизовал производственный процесс, что смог набрать неквалифицированных работников-китайцев. Через год он передал свой опыт владельцу фабрики, выступая сам в роли консультанта1.

В развитие управленческого консультирования внесли большой вклад основатели научного управления Тейлор Ф., Мейо Э., Файоль А., Гилбрет Ф., Эмерсон Г. и другие2. У них были различные, порой противоположные, подходы к социальному управлению, но они верили в применение научного метода для решения проблем производства. Позднее, как известно, Тейлор сделался профессиональным консультантом по вопросам управления.

Первой консультантской фирмой современного типа считается основанная в 1914 г. в Чикаго Эдвиной Вузом фирма «Служба деловых исследований». В 20-е годы стало проводиться консультирование по управлению людскими ресурсами, взаимоотношению между членами коллектива, был основан ряд консультантских фирм по сбыту и маркетингу, развивалось консультирование по вопросам финансирования3.

В 30-е годы управленческое консультирование распространялось не только в США и Великобритании, но и во Франции, Германии, Чехии и других промышленно развитых странах. Но в целом область применения и объем консультирования оставался незначительным, услугами консультантов пользовались только крупные промышленные корпорации.

1 См.: Алешникова В. И. Перспективы становления служб внутренних консультантов в организациях химической и нефтехимической промышленности. Производство и использование эластомеров // Научно-технические достижения и передовой опыт. — 1997. — № 2. — С. 4.

2 См.: Тейлор Ф. Научная организация труда. — М., 1925; Гилбрет Ф. Прикладное изучение движений. — М., 1925; Эмерсон Г. Двенадцать принципов производительности. — М., 1992; Файоль А. Общее и промышленное управление. — М., 1991; Мейо Э. Хаторнские эксперименты. — М., 1948; Файоль А., Тейлор Ф., Форд Г., Эмерсон Г., и др. Из истории развития менеджмента. — М., 1992.

3 См.: Юксвярав Р. К., Хабакук М. Я., Лейманн Я. А. Управленческое консультирование: теория и практика. — М., 1988. — С. 148.

Особенно благоприятные условия и спрос на консультирование создавались в годы после второй мировой войны. Быстрый рост деловой активности, технологические изменения, бурное развитие экономики в отдельных странах способствовали образованию значительного числа консультантских организаций, которые существуют и по настоящее время.

Консультирование ныне охватывает все новые области человеческой деятельности, распространяется за пределами экономической сферы. Важным направлением управленческого консультирования является его применение в центральных и местных органах власти, специализированных правительственных агентствах и службах, государственных предприятиях и коммерческих фирмах.

Современному консультированию свойственно многообразие услугпроизошла дифференциация консультирования по сферампоявились новые области, такие как консультирование в компьютерном бизнесе, применении микрокомпьютеров в управлении производством и бухгалтерском учете и т. д.

В области управленческого консультирования за последние 20 лет резко возросла конкуренция, что ведет к развитию служб рекламы и маркетинга в консультантских фирмах.

В экономически развитых странах существует обширная сеть консультационных фирм. В США, например, действует около 3000 таких фирм. Численность консультантов составляет примерно 10 000 человек, в Англии — 3000 консультантов, в Швеции — около 300, в Норвегии — 200, в Дании — 400, в Финляндии — 250. Крупные и известные фирмы, как, например, «Маккинзи», «Буз Аллеи энд Гамильтон» в США, «Пи-ЭЙ», «Пи-И» в Англии и некоторые другие, насчитывают более 100 консультантов1. Следует отметить, что ни одна серьезная перестройка в фирмах западных стран не обходится без приглашения консультантов.

В настоящее время в развитых странах накоплен определенный объем научной литературы по вопросам управленческого консультирования. Среди них наиболее содержательна книга «Управленческое консультирование». (Пер. с англ. под редакцией Милана Кубра. Т. I и П. М., 1992).

Первое издание этой книги вышло в 1976 г. Она быстро стала основным справочником и учебником по управленческому консультированию и распространилась по всему миру. За первоначальным изданием на английском языке последовали издания на многих других языках. В 1992 г. книга в двух томах была издана и в России. Она была первой работой по данной проблеме. Она предназначена для лиц, занятых профессиональным консультированием.

В книге рассматривается процесс консультирования, состоящий из пяти фаз: ознакомление, диагноз, планирование действий, выполнение и завершение консультирования. Она дает общее представление о методах консультирования и профессии консультанта. Особое внимание уделено отношениям «консультант-клиент». Рекомендации, приводящиеся в книге, позволят повысить результативность решения управленческих проблем, возникающих в различных условиях рыночных отношений.

В нашей стране разработкой некоторых сторон управленческого консультирования занимались Гастев А. К., Керженцев П. М., Струмилин С. Г., Кондратьев Н. Д., и другие, кто прежде все.

1 См.: Кросман Ф. М. Как зарабатывать на консалтинге. — СПб., 2000. — С. 78. го занимался проблемами научной организации труда1. Однако в 30-е годы исследования по научной организации труда (НОТ) неожиданно прекратились, сложившаяся научная традиция насильственно оборвалась, ушли из жизни ее основатели и в 60-е годы все пришлось начинать заново. Фактически нотовцы явились в известной степени прообразом консультантов на заводах и фабриках нашей страны.

В настоящее время в России изданы ряд работ по управленческому консультированию2.

Анализ литературы позволяет сделать такие выводы: 1. Опыт управленческого консультирования в России в традиционном («западном») понимании еще невелик. Нет образовательных структур для подготовки профессиональных консультантов по управлению.

1 См.: Гастев А. К. Как надо работать. — М., 1966; Керженцев П. М. Принципы организации. — М., 1968; Кондратьев Н. Д. Проблемы экономической динамики. — М., 1989; Струмилин С. Г. Очерки экономической истории России и СССР. — М., 1967, и др. 2.

См.: Пригожий А. И., Хайниш C.B. Управленческое консультирование — становление и перспективы // Проблемы теории и практики управления. — 1983. — № 2- Пригожин А. И. Игровые методы коллективных решений в практике управленческого консультирования, В кн.: Как и кем управлять: опыт, проблемы мнения. — М., 1988; Юксвярав Р. К. и др. Управленческое консультирование: теория и практика.— М., 1988; Службы управленческого консультирования. В кн.: «Служба социального развития предприятия». Практическое пособие. — М., 1989; Программно-целевое управление и хозрасчет в науке. — М., 1991; Посадский А. П. Консультационные услуги в России: практическое пособие для менеджеров и предпринимателей. — М., 1995; Консалтинг в России: введение в профессиональные методы работы. Практическое пособие / Под ред. А. П. Посадского. — М., 1998; Эффективность государственного управления: Пер. с англ. — М.: АО «Консталтбанкир», 1998; Гончарук ВА. Маркетинговое консультирование. — М., 1998; Бельтман М., Маршев В. И., Посадский А. П. Консалтинг в России: Введение в профессиональные методы работы. Практическое пособие. — М., 1998; Мак-хем К. Управленческий консалтинг: Пер. с англ. — М.: Дело и Сервис, 1999; Посадский А. П. Основы консалтинга: Пособие для преподавателей экономических и бизнес-дисциплин. — М., 1999; Смольков В. Г. Управленческое консультирование // Социально-гуманитарные знания. — 2000. — № 3- Кросман Ф. М. Как заработать на консалтинге. — СПб., 2000; и др.

2. Отечественной литературы по управленческому консультированию явно недостаточно. Социологический же анализ проблемы пока не получил своего развития.

Недостаточная теоретическая проработка исследуемой проблемы, сложность и противоречивость ее решения на практике обусловили выбор темы, объекта и цели исследования, определили его исходные позиции и задачи.

Цеди и задачи исследования: Цель исследования: раскрыть управленческое консультирование как профессиональ-ную деятельность менеджера.

Эта цель предполагает решение следующих задач:

Сформировать сущность и основные функции управленческого консультирования в организации;

— Раскрыть содержание деятельности и требования, предъявляемые к работе консультантов по управлению;

— Определить механизм процесса консультирования и его основные этапы (технологию консультирования);

— Выделить главные организационные факторы, способствующие формированию консультационной службы.

Теоретико-методологическую основу исследования образуют положения, выработанные в рамках социологической науки, в основном — в социологии организации, социологии управления, в теории ролевых функций и концепции лидерства. Специфика социологического подхода, который лежит в основе работы, заключается прежде всего в том, что в центре внимания оказываются механизмы взаимодействия людей, которые возникают в процессе их совместной жизни и деятельности и порождают особую сферу общественной жизни — социальную.

В ходе исследования проблемы использовались общенаучные методы — диалектический, конкретно-исторический, структурно-функциональный, системный, ситуационный, сравнительный и другие.

Методологической и методической базой исследования послужили также работы ранее перечисленных ученых, как отечественных, так и зарубежных. Использованы труды, статьи, монографии социологов, политологов, экономистов, юристов, психологов, правоведов по проблемам управленческого консультирования.

Эмпирическая база диссертации. В своем исследовании автор опирается на объективные данные, содержащиеся в официальной социально-экономической статистике. Эти данные характеризуют, в основном, количественную сторону объекта изучения, дают возможность проследить основные направления его движения, моменты перехода в новое качество, в единичном отыскать типичное. Вместе с тем, такая информация недостаточна для обеспечения полноты, цельности исследования, так как она ограничена. Поэтому автор дополняет ее анализом социальной информации, полученной на основе результатов ряда собственных социологических исследований в 2002 году.

В числе таких исследований могут быть названы:

1. «Отношение руководителей фирм к консультантам». Исследование проведено в 2002 г. социологической лабораторией АТиСО с участием автора диссертации. По квотной выборке опрошено 100 руководителей фирм Москвы и Московской области. Индекс — ОРФК — 2002.

2. «Модель консультанта по управлению». Исследование проведено в 2002 году социологической лабораторией Владимирского государственного университета с участием автора диссертации. Пропорциональная выборка составила 20 консультантов г. Владимира и Владимирской области. Индекс — МКУ — 2002.

3. «Технология управленческого консультирования». Исследование проведено в 2002 г. Основными консультантами проекта и процесса консультирования выступили руководитель и автор диссертации. Индекс — ТУК — 2002.

Применяется и вторичный анализ эмпирических исследований, ранее проводившихся в разных областях социальной науки, что позволило сравнить их с результатами, полученными автором, подтвердить или опровергнуть некоторые наши гипотезы.

Практическая значимость исследования. Диссертацию можно использовать для подготовки учебников и учебных программ по социальному управлению, отдельных лекций и спецкурсов, проведения семинаров, дискуссий, практических занятий с работниками аппарата управления и менеджерами.

Автор стремился довести исследования ряда теоретических проблем фактически до прикладного уровня, что открывает возможность разработки методик социального анализа тех или иных аспектов управления персоналом.

Положения, выносимые на защиту.

— Управленческое консультирование является методом социологического исследования и особой профессиональной службой.

— Управленческое консультирование — важный механизм распространения передового опыта в области социального управления.

— Основным субъектом управленческого консультирования является консультант по управлению. Вычленение его в особую профессиональную группу — это результат дальнейшего профессионального разделения труда.

Научная новизна диссертации заключается в самой постановке проблемы. На защиту представляется исследование, в котором разбирается вопрос об управленческом консультировании как вида профессиональной деятельности, его места и роли в повышении профессионального мастерства управленца (менеджера).

В диссертации конкретно и по-новому автором исследованы следующие проблемы:

— Раскрыты сущность, структура, функции, принципы и технология управленческого консультирования. Сформулирован тезис о том, что консультирование связывает науку об управлении с конкретной социальной практикой.

— Исследованы два основных вида консультированияконсультирование проекта и консультирование процесса, Разница между этими способами состоит в организации разделения труда между консультантом и клиентом в процессе выполнения задач по совершенствованию управления".

— Разведены функции внутреннего и внешнего консультирования, как функции подготовки оперативных и стратегических управленческих решений.

— Доказано, что управленческое консультирование является и методом и профессиональной службой. Это — метод, помогающий организациям и руководящим работникам совершенствовать практику социального управления и повышать эффективность работы организации в целом. В то же время управленческое консультирование представляет собой особую сферу профессиональной деятельности.

— Исследован вопрос о том, что управленческое консультирование выступает важным механизмом распространения передового опыта в области социального управления.

— Очерчен социальный и профессиональный портрет консультанта по управлению.

— Проанализирована технология управленческого консультирования. Сделан вывод, что каждая хозяйственная организация уникальна, имеет неповторимое прошлое, настоящее и будущее. Уникальность и сложность факторов, характеризующих конкретное предприятие, оказывают существенное влияние и на содержание технологии процесса консультирования.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации обсуждены и апробированы на заседаниях проблемной группы и кафедры социальной политики и управления социальными процессами Академии труда и социальных отношений, в выступлениях на конференциях, симпозиумах и семинарах, а также в публикациях автора.

Изучение той или иной проблемы, как известно, не совпадает с последовательностью и формой изложения результатов, к которым приходит исследователь. Многие материалы, наблюдения невольно оказываются за пределами самого изложения. Это относится и к настоящей работе, представляющей в основном некоторые суммарно изложенные выводы, касающиеся исходных принципов понимания сущности исследуемой проблемы.

Акцентирование внимания на вопросах, по которым идут дискуссии, придает диссертации полемический характер. По вопросам, имеющим дискуссионный характер, автор предлагает свою точку зрения, которая также может быть дискуссионной. Претендовать на исчерпывающее освещение проблемы — значит.

Заключение

.

Консультирование по вопросам управления, или управленческое консультирование, давно признано важной профессиональной службой, которая помогает руководителям анализировать и решать стоящие перед их организациями практические задачи, а также усваивать чужой опыт. Сотни тысяч частных компаний государственных и общественных организаций как в промышлен-но развитых, так и менее развитых странах пользуются такими услугами, отдельно или в сочетании с повышением квалификации, изучением рынка и степени осуществимости предложений, разработкой систем, исследованиями с целью выработки мер, консультированием, по инженерно-техническим, социально-психологическим вопросам и другими профессиональными услугами.

Управленческое консультирование зародилось в частном бизнесе: его рост и диверсификация связаны с развитием деловой корпораций и с изменением форм деловой активности. Спрос на управленческое консультирование возрастает во всех областях человеческой деятельности и в организациях всех типов.

Управленческое консультирование можно рассматривать как метод работы и как профессиональную службу. Это — метод, помогающий администрациям и руководящим работникам совершенствовать практику управления и повышать эффективность работы организации в целом. В то же время оно представляет собой особую сферу профессиональной деятельности.

Консультирование по вопросам управления призвано выподнять многие функции. За последние годы самой популярной и растущей областью консультирования становятся решение социальных вопросов, в том числе и подбор профессиональных кадров.

Обычным явлением при подборе руководящих работников становится использование помощи консультационных фирм. Подобные фирмы в некотором роде выполняют функции «вневедомственного» отдала кадров, оказывают своим клиентам-фирмам, компаниям и государственным и общественным организациям помощь в подыскании и отборе кандидатов на занятие руководящих должностей. С одной стороны, независимый характер консультационных фирм, а с другой — их развитие и функционирование за счет реализации своих услуг обусловливает относительную объективность оценки кандидатов, ценность рекомендаций. По рекомендациям таких фирм в развитых странах принимается на работу в настоящее время около 40% кадров управленческих работников всех уровней.

В процессе управленческого консультирования важно соблюдать принцип независимости консультантов. Эта независимость имеет несколько аспектовадминистративную, политическую и эмоциональную.

Под административной независимостью пснимается неподчиненность консультанта клиенту и нераспространенность на него его административных решений клиента,.

Ни руководство организации-заказчика, ни ее служащие не могут официально влиять на консультанта, используя политическую власть, членство в партии, связи и иные способы воздействия, — в этом заключается политическая независимость консультирования.

Эмоциональная независимость проявляется в том, что консультант сохраняет собою отчужденность независимо от чувств, которые устанавливаются между ним и клиентом.

Эти требования дают возможность консультанту быть независимым от организации-заказчика и не подверженным ее внутренним взаимоотношениям, что ведет к свежему взгляду со стороны и беспристрастности в ситуациях, когда члены организации не всегда могут быть объективными.

Если организация не способна самостоятельно использовать свои ресурсы для выхода из сложного состояния, ей необходима помощь (вмешательство) извне, за которой она и обращается к консультанту. Преодолев таким образом собственную замкнутость, организация черпает недостающий ей ресурс информационного или организационного характера во внешней среде, которую олицетворяет консультант — один человек или группа лиц, объединенных общей целью — как субъект процесса консультирования.

Консультант по управлению — это прежде всего профессиональный, высококвалифицированный советчик, своеобразный агент по проведению изменений, своеобразный катализатор. В такой работе консультант по управлению выступает не как любитель, а как знаток-профессионал. Консультирование является для него постоянной работой, причем оплата этих услуг составляет его основной заработок.

В ряде стран консультанты по вопросам управления образовали добровольные профессиональные ассоциации, представляющие их интересы и регулирующие деятельность как отдельных консультантов, так и консультантских фирм. Они играют ведущую роль в пропагандировании профессиональных норм консультирования и помогли молодой профессии завоевать доверие в управленческих кругах репутацию в обществе.

Несмотря на определенные успехи, достигнутые в области консультирования в России, оно нуждается в более интенсивном развитии.

Реально в России работают коло 300 консультационных фирм, 80% которых расположены в восьми городах:

Москва — 105;

Новосибирск — 39;

Санкт-Петербург — 35;

Красноярск — 20;

Ростов-на-Дону — 19;

Нижний Новгород — 18;

Екатеринбург— 18;

Владивосток— 16.1.

Отечественные консультанты еще мало ориентированы на реальные изменения в клиентской организации. Их вполне устраивает первичная удовлетворенность заказчика от каких-либо консультационных услуг: проведения игры, групповой '" работы, разработки технологии, «освежающей беседы». В итоге первая положительная реакция на общение с консультантом со временем сменяется разочарованием.

Еще слабо привелось среди отечественных консультантов понятие «репутация». Они мало чувствительны к неудачам и провалам с конкретными клиентами, что приучает их к необязательности и ненадежности в отношениях. Иначе говоря, слабая.

I г.

См.: Шепель В. М. Настольная книга бизнесмена и менеджера. (Управленческая гуманитаро-логия). — М., 1992. — С.76. этика консультанта, присущая всей нашей деловой культуре, — пока еще распространенные явления.

Среди причин, из-за которых российские руководители предприятий готовы привлекать консультантов, лидирующие места занимают:

— желание найти легальный способ сокращения — 32%- налоговых выплат.

— недостаточная квалификация управленческого — 31%- персонала.

— тяжелое положение с оборачиваемостью средств — 27%;

— невозможность найти инвесторов (партнеров) — 26%- своими силами.

— нехватка специалистов — 12%;

— недостаточная квалификация рабочих и специа- — 11%. листов.

Другие причины: трудности юридического характера, высокие материальные издержки, отсутствие оплаты управления.

Общий итог более 100%, так как каждый респондент указывал несколько причин1.

В большинстве случаев основной причиной обращения к профессиональным консультантам является отсутствие и низкая квалификация менеджеров, специалистов, рабочих. Явный недостаток такого подхода заключается в том, что консультанты приглашаются для решения проблем, вызванных плохим менеджментом, а поскольку с их уходом в таких клиентных организациях все остается по-прежнему, то количество и сложность проблем будут только возрастать.

При создании более благоприятных организационных условий не следует допускать количественного роста кон.

1 См.: Индекс — ОРФК — 2002. сультационных услуг в ущерб качественному росту данной работы. Создание и расширение организаций, занимающихся консультационной работой, нельзя осуществлять в порядке компании, ибо это, скорее всего, приведет к искажению сущности консультирования, к понижению его профессионального уровня и соответственно к дискредитации самой идеи консультирования.

Отечественные консультанты все еще находятся в изоляции от мирового сообщества консультантов. Неконвертируемость рубля, слабое владение иностранными языками, непонимание специфики работы в условиях рыночной экономики, сочетание ксенофобии с преувеличением зарубежных достижений — все это препятствует развитию науки управленческого консультирования.

Необходимо подчеркнуть, что опыт управленческого консультирования, накопленный за рубежом, невозможно перенести в наши условия без учета социально-экономических условий управленческой культуры, сложившейся в России.

Консультирование — это бизнес. Подобно любому другому бизнесу, консультирующая фирма может и должна иметь прибыль. Без этого она не может существовать.

Для консультирования как бизнеса важны предпринимательское отношение и поведение. Большинство консультантов, которые начинают индивидуальное дело, думают и действуют как предприниматели: они начинают новую деятельностьищут клиентов в условиях неопределенности, расчетливо * рискуютмного работают, чтобы преуспетьдобиваются независимости и следуют своему делу и жизненным целям целеустремленно.

Важной проблемой является оценка эффективности работы консультантов по управленческому консультированию.

Современная (поэтапная) оценка эффективности их работы позволит выявить их «слабые» стороны, откорректировать цели и пути их достижения, и, следовательно, добиться оптимальной реализации намеченных проектов.

Многогранность целевых программ проектов свидетельствует о том, что невозможно найти единый, универсальный критерий эффективности. Она может быть определена лишь целой системой критериев и показателей, позволяющих в своей совокупности правильно и достаточно полно судить об эффективности управленческого консультирования.

Оценка эффективности основывается на системе соответствующих критериев и показателей. Основное назначение критерия оценки любой деятельности — быть мерой, которая позволит оценить ее эффективность.

Практически оценка эффективности деятельности консультантов ведется по двум взаимосвязанным направлениям: оценка экономической эффективности и анализ социальной результативности их действий. Экономическую эффективность определить проще, она «осязаема», теория и практика накопили немало методик, позволяющих с необходимой полнотой проанализировать экономическую эффективность отдельных мероприятий иди проектов в целом. Что же касается их социальной эффективности, то можно говорить лишь о выработке подходов к ее определению. Методика оценки социальной эффективности деятельности пока только разрабатывается, отдельные элементы проходят апробацию.

При оценке социальных показателей берется в расчет степень достижения имеющихся социальных нормативов или среднего уровня показателя на сегодняшний день в стране.

Представляется возможным использовать в качестве критерия эффективности реализации программы результативность различных видов деятельности людей. В отечественной социологии этот подход стал использоваться с конца 80-х годов, при этом особое внимание уделялось количеству времени, затраченному на тот или иной вид деятельности (как в. производственной сфере, так и в сфере досуга), поскольку время с одной стороны, мера деятельности, а с другой — необходимое временное пространство для ее осуществления и удовлетворения соответствующих потребностей людей.

Использование этого подхода сопряжено с рядом трудностей, но в целом он оправдан. Ведь целью различных видов деятельности ладей является достижение большего (лучшего) результата, обеспечение той или иной потребности (общественной и личной) социальной группы с наименьшими затратами сил и времени. Это же является и целью управленческого консультирования1.

Подводя итоги, отметим, что обстановка в России меняется к лучшему благодаря двум причинам. Первая — нарастающая коммерциализация экономики, которая все чаще ставит руководителя перед нестандартными ситуациями, требует от них инициативных решений, и они действительно вынуждены прислушиваться к независимым мнениям, обращаться к экспертам. Вторая причина — освоение ими норм западного бизнеса, обучение навыкам общения с зарубежными консультацион-ными фирмами, преодоление изоляции. Постепенно формируется квалифицированный спрос на консультационные услуги, хотя тип дело.

1 См.: Алешникова В. И. Перспективы становления служб внутренних консультантов в организациях химической и нефтехимической промышленности // Производство и использование эластомеров. Научно-технические достижения и передовой опыт. — 1997. — № 2. — С.4. вой культуры наших руководителей еще сильно отличается от американо-европейского.

Управленческое консультирование — один из видов квалифицированной помощи со стороны, один из методов работы среди других направлений улучшения результатов деятельности. Значение и реальная роль консультирования зависят от многих конкретных векторов и обстоятельств. Совершенно очевидно за ним будущее.

В заключение отметим наиболее характерные тенденции в использовании услуг профессиональных консультантов последнего десятилетия XX в.:

1. Значительное увеличение спроса на консультационные услуги как в странах, регионах с благополучной социально-экономической и политической ситуацией, так и переживающих кризис (Россия, Азиатско-тихоокеанский регион).

2. Рост спроса обеспечен в том числе и за счет расширения круга клиентных организаций. Постоянно увеличивается количество заказов на реализацию межрегиональных, межгосударственных, крупных национальных консультационных проектов, заказчиками которых выступают правительство одной или нескольких стран.

3. Растет сложность заказов клиентных организаций. Особым спросом пользуются услуги по слиянию, поглощению, разделению компанийреструктуризацииналоговому планированию.

4. Параллельно с увеличением спроса на услуги внешних консультантов активизировался процесс формирования служб внутренних консультантов в компаниях.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Законодательные и нормативные документы.
  2. Конституция Российской Федерации. —М., 1998.
  3. Послание Президента РФ Федеральному Собранию. — М., 2000.
  4. Трудовой Кодекс Российской Федерации. —М., 2002.
  5. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / Ю. Н. Коршунов, М. И. Кучма, Б. А. Шеломов. — М. 2002.
  6. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / К. Д. Крылов. — М., 2002.1. Монографии, статьи.
  7. Л.А. Социология: что она знает и может. — М., 1993.
  8. Административная этика. Учебное пособие / Под общ.ред. В. Л. Романова. — И., 1999.
  9. А., ПигаловВ. Деловое администрирование на практике.1. М., 1994.
  10. А., Котляр В., Лукашин С. Тренинга технологической школы бизнеса. — М., 1995.
  11. В.И. Исследование услуг профессиональных консультантов. — М., 2000.
  12. Анализ систем на рубеже тысячелетий: теория и практика.— М., г2001.
  13. Антикризисное управление. Учебник / Под редакцией проф. Э. М. Короткова. — М., 2000.
  14. H.A., Кулъба В. В. Управление в чрезвычайных ситуациях. — М., 1994.
  15. Антикризисное управление. Учебник. — М., 2000.
  16. Т.В., Кейзеров Н. М. Культура решений менеджмента.1. М., 1995.
  17. В.Г. Общество: системность, познание и управление.1. М., 1981.
  18. В.Г. Системность и общество. — М., 1980.
  19. В.Г. Научно-техническая революция, управление, образование. — М., 1972.
  20. Т.Ю. Технология центров оценки персонала. Управление человеческими ресурсами: психологические проблемы. — М., 1997.
  21. Д.Н. Административное право. Учебник. — М., 1993.
  22. A.A., Коротков Э. М. Системология организации. Учебник.1. М., 2000.
  23. A.A. Теория организации. Учебное пособие. — М., 1997.
  24. В.Г., Смольков В. Г. Исследование систем управления. — М., 2000.
  25. H.A. Самопознание. Опыты философской автобиографии. — М,. 1991.
  26. A.A. Тектология: Всеобщая организационная наука. В 2-х т. — М., 1989.
  27. Т. Как улучшить управление организацией. Пер. с англ.1. М., 1995.
  28. Бор М. Основы экономических исследований. — М., 1998.
  29. М.П. От социальных ценностей к социальному государству. — М., 1997.
  30. Д. Рыночная экономика. — М., 1997.
  31. С.А. Организационный менеджмент.— М., 1993.
  32. К.И. Социальное управление в условиях общественного кризиса // Проблемы теории и практики управления. —.1993. — № 6.
  33. Василенко Д. А, Интернет в информатизации государственной службы России. Социологические аспекты. — М., 2000.
  34. М. Наука как признание и профессия. Самосознание европейской культуры XX века. — M., 1991.
  35. Н., Маршев В. Н., Посадский А. П. Консалтинг в России. Практическое пособие. — М., 1998.
  36. Возрастная психология. Учебное пособие. — М., 2000.
  37. Ю.Е. Социология управления // Социально-политические науки. — 1997. — № 3.
  38. Ю.Е. Проблемы управления как предает исследования: традиции и современность. Человек, наука, управление. — М., 2000.
  39. Всероссийский мониторинг социально-трудовой сферы. Информационно-аналитические материалы по итогам П квартала 2001 г. t
  40. C.B. Организация консультирования для управленческого аппарата. — М., 1993.
  41. Е.П. Какое принять решение? —М., 1900.
  42. В.А. Маркетинговое консультирование. — М., 1998.
  43. Государственная служба России: проблемы становления и развития. — М., 2001.
  44. Государственная служба. Словарь. — М., 2000.
  45. Государственная служба: культура поведения и деловой этикет: Учебное пособие / Ппод общ. ред. Е. В. Охотского. — М., 1998.
  46. B.C. Управленческие решения: неопределенность, модели, интуиция. — Новосибирск, 1998.
  47. П.Ф. Эффективный управляющий. — М., 1994.
  48. В.А., Кабанов А. Я., Одегов Ю. Г., Пихало В. Т. Управление персоналом. — М., 2000.
  49. A.A. Психология соактивности людей. — СПб., 1992.
  50. Ю.П. Непрерывное образование: каким ему быть?//Современная высшая школа. — 1991. — № 4.
  51. П.В., Карташов С. А., Маусов Н. К., Одегов Ю. Г. Технология управления персоналом. Настольная книга менеджера. — М., 2000.
  52. А. К. Социолог на предприятии. Пособие практику. — Калуга, 1993.
  53. Т.И. Бизнес-слой российского общества: сущность, структура, статус // Социологические исследования. — 1995. — № 3.
  54. П.Н. Технология «Прорыв» П Консультант директора. — 1993. —№Ю.
  55. Г. Философия труда.—Киев-Харьков, 1990.
  56. Т.П., Иванов В. Г., Лысенко В. Д. Персонал местной администрации. — Ростов-на-Дону, 1994.
  57. В.А. Концептуальная психологическая модель принятия решений // Вопросы психологии. — 1991. — № 5.
  58. В.Н. Разработка и внедрение социальных технологий в государственном управлении. — М., 1992.
  59. В.Н. Социальные технологии в современном мире. — М., 1996.
  60. В.Н. Разработка и использование социальных технологий в социальном управлении. — М., 1999.
  61. Дж.М., Лобанов A.A. Человеческие ресурсы управления. — М., 1993.
  62. В.В. Теория познания. Введение. Общие проблемы. — М., 1993.
  63. B.C., Львов Ю. А. Экономико-математическое моделирование производственных систем. — М., 1991.
  64. Истоки российского менеджмента. — М., 1997.
  65. Н.И. Основы менеджмента. — Минск, 1996.
  66. Кадры XXI века для экономики России. — М., 2002.
  67. Карнеги Дейл. Как добиться успеха. Практические советы деловым людям. — М., 1991.
  68. Карнеги Дейл. Как приобрести друзей и оказывать влияние на людей. — М., 1975.
  69. B.C. Организация и самоорганизация социальных систем. Словарь. — М., 2002.
  70. B.C. Самосознание культуры управления. Человек, наука, управление. — М., 2000.
  71. B.C. Самоменеджмент (Введение в проблему) // Проблемы теории и практики управления. — 1994.—№ 3.
  72. A.B. Экспериментальное исследование закономерностей организации принятия решений в деятельности управленческого типа. — Ярославль, 1996.
  73. A.B. Психология принятия управленческих решений. — М., 1998.
  74. В.А. Система систем.—М., 1995.
  75. П.М. Принципы организации. — М., 1968.
  76. Р. Макконнен, Стенли JI. Брю. Экономикс. Т. 1−2. — М., 1992.
  77. К. Вопросы управления. — М., 1991.
  78. Т.А. Системный анализ процедур принятия решения. — М., 1991.
  79. A.B., Хапезов Н. Д., Чумаков В. В. Принятие решений в условиях неопределенности. — М., 1991.
  80. Консалтинг в России: введение в профессиональные методы работы. Практическое пособие.—М,. 1998.
  81. Консалтинговые услуги в реструктурировании российских предприятий. — М., 1998.
  82. Конфликты в современной России. Проблемы анализа и регулирования. — М., 1999.
  83. Концепция государственной службы и кадровой политики. — М., 2002.
  84. Э.Б. и др. Советская управленческая мысль 20-х годов: Крат. имен. Справ. — М., 1990.
  85. Э.М. Концепция менеджмента: Учебное пособие.—М., 1996.
  86. Э.М. Сценарий компьютерной программы. Концепция менеджмента. — М., 1996.
  87. Э.М. Исследование систем управления. — М., 2000.
  88. В.А. Исследование систем управления. Учебное пособие. — Екатеринбург, 1999. '
  89. Ф. Основы маркетинга. — М., 1990.
  90. В.В., Скотникова И. Г. Индивидуально-психологические проблемы принятия решений.—М., 1993.
  91. Краткий словарь по социологии. — М., 1989. •>
  92. Ф.М. Как заработать на консалтинге. — СПб., 2000.
  93. Н.Ю. Инновационный менеджмент. — М., 1996.
  94. И. Маркетинг. — М., 1998.
  95. A.C. Душа, информация, смысл жизни. — Пущино, 1991.
  96. О.И., Мошкович Е. М. Качественные методы принятия решений.—М., 1996.
  97. О.И., Мечитов А. И., Мошкович Е. М., Фуемс Е. М. Влияние экспертных знаний.—М., 1989.
  98. В.И. Личность в экстремальных условиях. — М., ¿-989.э
  99. Ле-Галль Ж.-М. Управление человеческими ресурсами.- -— М., 1995.
  100. Личная тектология руководителя. Технологический практикум. — М., 1994.
  101. Л.И. Популярный экономико-математический словарь. — М., 1990. у «'
  102. Ю.М. Российские «Законы Паркинсона». — М., 1999.
  103. В.И. Принципы государственной кадровой политики, механизмы и технологии ее реализации.—М., 1995.
  104. В.А. Социальное проектирование. — М., 1997.
  105. К.О. Социология государственной службы. Учебное пособие. — М., 2000.
  106. JI. Управление политическим риском в корпорациях США // Проблемы теории и практики управления. — 1994. — № 6.
  107. В.Н. Итоговые методы в социологии- теория и алгоритмы.— М., 1994.
  108. К. Управленческий консалтинг. Пер. с англ. — М., 1999.
  109. А. Технология принятия решений в управленческой деятельности.—Якутск, 1997.
  110. А.К. Психология профессионализма. — М., 1996.'
  111. А. Самоактуализация. Технология личности. Тесты. —1. М., 1982.
  112. Менеджмент организации. Учебное пособие.—М., 199*5.
  113. Методологические проблемы социального управления: — М. 1995.
  114. Методы психологического воздействия. Учебное пособие.— М., 2000.
  115. Методы сбора информации в социологических исследованиях. Книга 1,2. — М., 1990.
  116. Дж.А. Образы и модели, уподобления и метафоры. Теория метафоры. — М., 1990.
  117. Моисеев Н. Н, Информационное общество: возможности и реальность // Полис. — 1993. — № 3.
  118. Май Р. Искусство психологического консультирования. Пер. с англ. — М., 1994.
  119. Н.Ф. Жизненная стратегия человека в переходном обществе // Социологический журнал. — 1995. — № 2.
  120. P.O. Психология. Учебник. Кн. I. — М., 1994.
  121. И.И. Оценка профессиональных знаний и опыта персонала // Труд и социальные отношения. — 2000. — № 4.
  122. B.C. Кадровый потенциал России: состояние и основные тенденции изменений. Государственная кадровая политика и механизм ее реализации. — М., 2002. ,
  123. Г. Д. Социальные технологии в системе производственной деятельности. Методология, методика, практика. — Волгоград, 1992.
  124. Новая технология и организационные структуры. — М.,~1990.
  125. Новые рубежи развития российских реформ. — М., 2002.'
  126. H.A. Психологические виртуальные реальности. — М., 1994.
  127. НЭП — взгляд со стороны. — М., 1991.
  128. Общая теория управления. Курс лекций.—М., 1994.
  129. Организационная культура. — М., 2001.
  130. Организационная культура государственной службы. -— М., 2001.
  131. Организация консультационной деятельности (консалтинг): Учебное пособие. — СПб., 1995.
  132. Г. И. Социология социальной сферы.—М. 1999.
  133. Основы эффективного управления. Кадры и делопроизводство. — М., 2000.
  134. Основы прикладной социологии. Т. I, II. — М., 1995.
  135. Основы социальных технологий. Т. 1−2. — Белгород, 1992.
  136. Основы социального управления. Учебное пособие. — М., 2001.ф. %
  137. Е.В., Смольков В. Г. Бюрократия и бюрократизм. — М., 1996.
  138. O.A. Статистика государственного и муниципального управления. —Ростов-на-Дону, 1994.
  139. А. П. Маркетинг. — М., 1999.
  140. Т. Некоторые проблемы общей теории в социологии.
  141. Современная западная теоретическая социология.—М., 1994.•
  142. Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения. Т. I. Вып. 2. — М., 1993.
  143. Т. Система координат действия и общая теория систем действия: культура, личность и место социальных систем. В кн.: Американская социологическая мысль. — М., 1994.
  144. В.Я. Деловые игры: разработка, организация, проведение. — М., 1991.
  145. Познавательные процессы и личность в норме и патологии. — Ярославль, 1995.
  146. Познай себя. 30 популярных тестов. — М., 1992.
  147. Политическое консультирование. — М., 2002.
  148. Построение экспертных систем. — М., 1987.
  149. А.П., Хайниш С. З. Консультационные услуги в России: Практическое пособие для менеджеров и предпринимателей. — М., 1995.
  150. А.П. Основы консалтинга. Пособие для преподавателей. — М., 1999.
  151. А.И. Современная социология организаций. — М., 1995.
  152. А.И., Хайниш C.B. Управленческое консультирование — становление и перспективы // Проблемы теории и практики управления. — 1983. — № 2.
  153. А.И. Игровые методы коллективных решений в практике управленческого консультирования. В кн. Как и кем управлять- опыт, проблемы, мнения. — М., 1988.
  154. А.И. Современная социология организаций. — М., 1995.
  155. Предпосылки анализа и формирование инновационной политики. — СПб., 1997.
  156. Проблемы развития управленческого мышления и деятельности.1. М., 1992.
  157. A.C. Управленческое консультирование как услуга.1. М., 1988.
  158. Психология управления. Учебное пособие. — JL, 1991.
  159. Психологические тесты (для деловых моделей). — М., 1994.
  160. C.B. Выбор аудитора и консультанта. — М., 1999.
  161. C.B. Диагностика в управленческом консультировании. — М., 1997.
  162. В.А. Психология управления. — М., 1999.
  163. В. Социальная самоорганизация и государственность.1. М., 2000.
  164. О.В. Социология труда. — М., 1999.
  165. О.Б. Управление как разновидность общественно-необходимого труда. Человек, наука, управление. — М., 2000.
  166. З.П. Основы управленческого консультирования. Учебное пособие. В 2 ч. — М., 1994.
  167. З.П., Алешникова В. И. Методические указания к деловой игре «Управленческое консультирование». — М., 1998.
  168. Г., Смитебург Д., Томпсон В. Менеджмент в организациях. — М., 1995.
  169. Секреты умелого руководителя. — М., 1991.
  170. В.Б. Принятие стратегических решений в нечеткой обстановке.— М., 1995.
  171. Система показателей социальной статистики: концепция, методология, практика.—М,., 1991.
  172. И.М., Аверин Ю. П. Основы теории социального управления. — М., 1990.
  173. И.М. Эксперимент в социальном управлении. Социальная работа и социальное управление. — Архангельск, 1994.
  174. Службы управленческого консультирования. В кн.: Служба социального развития предприятия. Практическое пособие. — М., 1989.
  175. Н. Социология: Пер. с англ.—М., 1994.
  176. Э.А. Организация организации. — М., 1996.
  177. В.Г. Социальный контроль // Социально-гуманитарные знания. — 2000. — № 4.
  178. В.Г. Антикризисное управление // Труд и социальные отношения. — 2000. — № I.
  179. В. Г. Риск как фактор общественной жизни // Проблемы теории и практики управления. — 1994.—№ I.
  180. В. Г. Кадровый менеджмент в системе государственной службы зарубежных стран. — М., 2000.
  181. В. Г. Управленческое консультирование: метод и профессия // Социально-гуманитарные знания. — 2000. — № 3.
  182. Современные социальные технологии: сущность многообразие форм. — Белгород, 1991.
  183. Социальные технологии. Толковый словарь.—Белгород, 1995.
  184. Ю. Предвидение и управление//Проблемы теории и практики управления. — 1995. — № I.
  185. П.А. Человек. Цивилизация. Общество. Пер. с англ. — М., 1992.
  186. П.А. Социокультурная динамика и эволюционизм. В кн.: Американская социологическая мысль. — М., 1994.
  187. Социальная политика в период осуществления экономических реформ. — М., 1994.
  188. Социальное управление. Курс лекций. — М., 2000.
  189. Социальное управление: словарь-справочник. — М., 1994.
  190. Социальная психология и этика делового общения.—М., 1995.
  191. Социальные технологии. Вопросы теории и практики. — Ростов-на-Дону, 1992.
  192. Социальные технологии. Толковый словарь.—М., 1995.
  193. Социальная теория и современность.—М., 1993.
  194. Социология, Практикум. —- М., 1993.
  195. Социология современности. — М., 1996.
  196. В.И. Управление конфликтом в организации. Человек, наука, управление. — М., 2000.
  197. В. Конфликтология. Для каждого и на каждый день. — М., 2002.
  198. Э.Е. Как управлять персоналом. — М., 1997.
  199. Справочник по политическому консультированию. — М., 2002.
  200. Э.В. Социология. — М., 1998.
  201. Дж. Аналитическое теоретизирование. — М., 1994.
  202. Я.Т. Социология управления. Социология. — М., 1994.
  203. Я.Т. Социология- Общий курс (Учебное пособие для вузов). — М., 1994.
  204. А.И. Профессионализм и кадровая политика: проблемы развития теории и практики.—М., 1998.
  205. Турчинов А. И, Синергия конструктивного и деструктивного профессионализма. Синергетика: человек, общество. — М., 2000.
  206. М.В. Социология управления. Учебное пособие, — Новосибирск, 1998.
  207. Управление человеческими ресурсами: психологические проблемы. — М., 1997.
  208. Управленческое консультирование / Под ред. Милана Кубра. Пер. с англ. —М., 1992.
  209. Управление персоналом- Энциклопедический словарь / Под ред. А. Я. Кибанова. — М., 1998.
  210. Управление персоналом. Учебник. / Общ. ред. А.И. Тур-чинова. — М., 2002.
  211. Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. А. Я. Кибанова. — М., 1997.
  212. Управление персоналом государственной службы. Терминологический словарь. — М., 1999.
  213. А., Эмерсон Г., Тейлор Ф., Форд Г. Управление — это наука и искусство. — М., 1992.
  214. P.A. Разработка управленческого решения.—М., 1998.
  215. ФранчукВ.И. Основы современной теории организации. — М, 1995.
  216. M., Сэведт JI. Анализ выбора в условиях риска //Российский экономический журнал. — 1993. — № 9.
  217. С.С. Социология. —М., 2000.
  218. Э. Душа человека. Пер. с англ. — М., 1992.
  219. Ф.А. Пагубная самонадеянность.— М., 1992.
  220. C.B. Нестандартные ситуации: практикум для хозяйственных руководителей. — М., 1992.
  221. Г. Синергетика. — М., 1980.
  222. А. Т. Самоменеджмент. — М., 1996.
  223. Е.А. Организация проведения деловых игр. — М., 1991.
  224. Человек, наука, управление. — М., 2000.
  225. Человек. Социальная политика. — М., 2001.
  226. Ф.И., Родионов A.A. Социология массовой коммуникации. Учебное пособие. — М., 2002.
  227. A.B. Технология творческого решения: в 2-х тт. — М., 1995.
  228. C.B. Управление персоналом современной организации. — М., 2000.
  229. Э. Анти-Карнеги, человек-манипулятор. — Минск, 1992.
  230. В.М. Секреты личного обаяния. Имиджелогия.—М., 1997.
  231. В.М. Управленческая антропология. Человековедческая компетентность менеджера. — М., 2000.
  232. В.И. Настольная книга менеджера по кадрам. — М., 1998.
  233. П. Социология социальных изменений. Пер. с англ. — М., 1996.
  234. H.H. Этика и этикет деловых отношений. Управление персоналом государственной службой. —М., 1997.
  235. В.В. Средства социологической диагностики в системе управления. — МГУ, 1993.
  236. Энциклопедический социологический словарь / Общая редакция академика РАН Осипова Г. В. — М., 1995.
  237. Энциклопедический словарь работника кадровой службы. — М., 1999.
  238. В.К. Социологическое исследование- методология, программа, методы.— М., 1995.
  239. Язык и интеллект. — М. 1995.
Заполнить форму текущей работой