Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Норма и отклонение в обществе

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

По масштабам распространения нормы бывают общечеловеческие, национальные, социально-групповые, организационные. По сфере приложения можно выделить нормы экономические, политические, нормы международной жизни, нормы технические, эстетические, моральные, правовые. По функциям выделяют ориентирующие, регламентирующие, контролирующие, поощряющие, запрещающие, карающие нормы. По степени строгости… Читать ещё >

Норма и отклонение в обществе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Уже первые сообщества людей осознавали необходимость правил в общественной жизни и использовали для этих целей табу — запреты, которые регулировали важнейшие стороны их поведения. В современном обществе регулятором социального взаимодействия выступает система правил, как общих, так и специализированных, одобряющих и вводящих запреты на те или иные действия. Мы понимаем, что для эффективной организации социальной жизни необходимо взаимное соотнесение действий с этими правилами, получившими название социальных норм.

Социальные нормы — это правила разной степени строгости, заставляющие индивидов поступать так, как это принято делать в данном обществе, конкретной социальной среде, в конкретной ситуации.

Нормы — это прежде всего обязанности участников социального взаимодействия, их взаимная ответственность. Они касаются как отдельного индивида, так и общества в целом. На их основе формируется вся система социальных отношений. В то же время нормы — это и ожидания: от индивида, выполняющего ту или иную роль, общество ожидает вполне однозначного поведения. Аналогично и индивид ожидает, что общество оправдает его доверие и выполнит свои обязательства. Соответствие взаимных ожиданий и обязательств создает предсказуемую картину социального взаимодействия.

Социальные нормы — духовный продукт деятельности общества. Они развиваются в ходе общественного прогресса. Поэтому многие современные правила поведения кардинально отличаются от тех, которые были распространены еще сто лет назад.

Например, в традиционном обществе ни одно решение не принималось вопреки отцовским запретам. Все важные проблемы выносились на семейный совет или общинную сходку. Родители или главы семей решали даже такие вопросы, как выбор супруга для сына или дочери. Существовало негласное правило, согласно которому сначала выйти замуж должна была старшая дочь, затем средняя и т. д. Нормой считалось иметь много детей, люди рано теряли здоровье и погибали, поэтому 20-летний возраст уже считался поздним для заключения брака. Развод рассматривался как позор и грех и был редким случаем. Таковы были традиции, и нормой считалось поддерживать их.

Нормы же современного общества не сохранили ни одной из названных позиций: считаться с родительской волей в решении личных проблем взрослым людям не строго обязательно. Нередко младшие дети создают семьи раньше старших, и это никого не удивляет. Брачный возраст определяется не только физиологическими, ной социальными факторами—молодые люди часто предпочитают сначала получить образование, думают о материальном благополучии будущей семьи. Неудачные, распадающиеся браки — тоже не редкость.

Социальные нормы выполняют важную функцию — поддерживают, сохраняют социальные ценности, такие, как ценность человеческой жизни и достоинство личности, уважение к пожилым людям и забота о детях. Нормы предписывают уважать также коллективные символы (герб, гимн, флаг), законы государства, человеческие качества (верность, честность, дисциплинированность, трудолюбие, открытость), религиозные чувства.

Как видим, социальные нормы в обобщенной форме отражают волю общества. В отличие от ценностей, которые не навязываются, а рекомендуются к выбору (что предопределяет различия в ценностных ориентациях многих индивидов), нормы носят более жесткий, всеобщий и обязательный характер.

Социальные нормы определяются многообразием социальной жизни: каждый вид человеческой деятельности регулируется соответствующими нормами. Среди множества норм можно выделить несколько их видов.

По масштабам распространения нормы бывают общечеловеческие, национальные, социально-групповые, организационные. По сфере приложения можно выделить нормы экономические, политические, нормы международной жизни, нормы технические, эстетические, моральные, правовые. По функциям выделяют ориентирующие, регламентирующие, контролирующие, поощряющие, запрещающие, карающие нормы. По степени строгости — привычки, обычаи, манеры, традиции, законы, табу. Нарушение обычаев или традиций в современном обществе не считается преступлением и не осуждается строго. В современном обществе самая строгая ответственность наступает за нарушение законов (правовых норм).

Наибольшее внимание к себе всегда приковывают моральные и правовые нормы общества. Моральные нормы — это правила поведения, регулирующие поведение людей с точки зрения добра и зла, истины, долга и других моральных ценностей. Они контролируются общественным мнением, могут быть субъективно трактуемы. Правовые нормы регулируют наиболее важные, общественно значимые общественные отношения. Отличительной чертой правовых норм является их объективность и государственная охрана. Поскольку нарушение правовых норм может причинить существенный вред общественным отношениям, за их нарушение устанавливается юридическая ответственность. Правовые нормы, как правило, закрепляются в письменных источниках, моральные — лишь в сознании людей, что дает более широкие возможности для их толкования. Многие общественные отношения (например, дружеские, семейные) не могут регулироваться нормами права. Но моральные и правовые нормы должны основываться на общих нравственных началах (добро, правда, справедливость), на общечеловеческих ценностях, в противном случае они теряют свою социальную ценность.

В регулировании общественных отношений право, мораль и другие социальные нормы тесно взаимодействуют и глубоко проникают друг в друга. Моральные нормы оказывают влияние на формирование норм права (зачастую правовые нормы являются правовым выражением моральных норм), обратное влияние выражено слабее.

Значение социальных норм в обществе хорошо осознается при их сопоставлении с социальными отклонениями, которыми также богата общественная жизнь.

Девиация (от лат. deviatie — отклонение) — характеристика поведения индивидов или социальных групп, отклоняющегося от принятых в обществе норм.

Девиация определяется несоответствием поступков индивидов общественным ожиданиям.

Среди многообразных видов девиантного поведения выделяют экономические преступления (уклонение от уплаты налогов, незаконное присвоение имущества, обман потребителей), организованную преступность, террористические действия, уличную преступность, пьянство, наркоманию, проституцию, самоубийство, пристрастие к азартным играм, коррупцию должностных лиц. Это не одобряемые обществом, негативные отклонения. В общем перечне действий, именуемых негативной девиацией, выделяются преступные, которые попадают под уголовную ответственность. Их называют делинквентными (от лат. delinquens — совершающий проступок). Сюда относятся убийство и покушение на убийство, сексуальные преступления, мошенничество, хищения, изготовление фальшивых документов, угоны автомобилей, воровство.

Отклонения от нормы могут быть не только негативными. В широком смысле девиацией являются любые, в том числе и одобряемые (позитивные), отклонения, такие, например, как героизм, гениальность, альтруизм, выдающиеся успехи и достижения в искусстве, управлении, экономике, спорте. Согласитесь, что не каждый человек способен пожертвовать своей жизнью ради другого человека, не так уж много среди нас гениев и выдающихся личностей. Поэтому такие образцы поведения тоже считаются отклоняющимися, но они одобряются и поддерживаются обществом, принимаются как пример для подражания. Такое поведение свидетельствует об исключительных личностных качествах, воле, способности к упорному труду, самодисциплине, поиску нового, стремлении к лидерству. На уровне общества позитивная девиация уравновешивает негативную.

Девиантное поведение может быть индивидуальным и групповым. Различают также первичные и вторичные отклонения. Совершивший первичное отклонение индивид продолжает жить по-прежнему, занимая прежний статус, выполняя прежние роли. Если же имеют место вторичные отклонения, то ситуация резко меняется: индивид получает статус девианта, в связи с чем многие прежние социальные связи нарушаются, престиж и статус падают, возможна даже изоляция от социальной группы. Это с неизбежностью негативно отразится на его дальнейшей жизни. Чем дальше индивид будет отклоняться от норм общества, тем более жесткие меры социального контроля к нему будут применяться.

Отава может быть как позитивной, так и «геростратовой». Герострат, в угоду собственному тщеславию сжегший прекрасный храм Артемиды Эфесской, навечно вписал свое имя в черные списки девиантов, и любой другой человек, совершая осуждаемые обществом действия, рискует приобрести подобную «славу». Это одно из самых тяжелых последствий девиантного поведения, пролонгированное (продленное) до бесконечности наказание. Даже когда официальное наказание закончится, «слава» о нем будет продолжать жить, негативно отражаясь на биографии человека.

Девиантное поведение относительно, оно может расцениваться как таковое с позиции культурных норм данной группы, конкретно-исторического этапа развития, типа общества, обстоятельств, в конце концов. Поэтому нередко отделить девиацию от нормы бывает сложно. По этой причине проблема соотношения нормы и отклонения никогда не утратит своей актуальности: то, что в одном случае может быть одобрено, в другом заслужит порицание.

Экзальтированное поведение не осуждается в творческой среде, но неприемлемо для серьезных политиков. Ежедневное употребление спиртных напитков с точки зрения алкоголиков может считаться нормальным. Они же могут считать нормой и кражу чужих вещей с целью их перепродажи и получения средств на выпивку. Нос точки зрения закона кража — это не просто девиация, а преступление. Даже убийство при определенных условиях оправданно: оно не только разрешается, но и вознаграждается во время войны.

Проблема, с которой мы сталкиваемся, пытаясь дать определение девиации, может быть связана с неопределенностью поведенческих ожиданий: иногда правила не совсем ясны. Можно ли считать переход через дорогу в неположенном месте девиацией? Мы не уверены в этом. Это запрещено законом, но широко распространено и считается полулегальным до тех пор, пока не нарушается работа транспорта и никому не причиняется вред.

Наконец, даже если ожидания, правила или нормы поведения ясно сформулированы, среди населения могут возникнуть разногласия относительно их законности и правильности.

Так, согласно исследованиям Российской академии наук, в 2000 г. только 2,9% опрошенных российских граждан были убеждены, что законы принимаются в интересах народа. Остальные считали, что в интересах номенклатуры, мафии, «новых русских» и т. п., но только не народа. И, видимо, поэтому 6%.

(на 1998 г.) российских граждан полностью исполняют законы лишь только из-за страха перед наказанием[1].

На оценку того или иного факта поведения как нормального или девиантного значительное влияние может оказать тип общества. Например, в советском обществе верующий человек считался девиантом, а в средневековой Европе это было нормой; среди православных верующих монашество считается высшим доказательством преданности вере, а протестанты считают монахов бездельниками, не желающими личным упорным трудом прославлять имя Бога на земле. Совершенствование различных форм жизни, новаторство поощряется в современном обществе, но осуждалось в традиционном. Перепродажа дефицитных товаров с целью обогащения в условиях советской общественной системы считалась нарушением закона, а в рыночном обществе рассматривается как предпринимательство; социально-политическое движение в защиту прав человека в тоталитарном обществе расценивается как уголовно наказуемое деяние, а в демократическом — как норма.

Не менее сложно определить норму и отклонение в личностных характеристиках. С уверенностью можно сказать, что в обществе сформировались принципиально отличающиеся стереотипы социальных ожиданий в отношении различных статусов. Например, существует стереотип, что суперинтеллект — это одобряемая характеристика для носителей статусов профессора, политика, президента. Но для бухгалтера, шофера, солдата он не будет положительным и ожидаемым качеством. От актеров ожидают эмоциональности, а в спорте она может быть помехой.

Таким образом, одно и то же социальное действие будет рассматриваться как отклоняющееся или нормальное в разных «системах координат»: в зависимости от различных эпох, конкретного типа общества и его социокультурной системы, социальной среды и конкретных обстоятельств.

«Некоторые растения мы считаем сорняками, безжалостно вытравляем и выкорчевываем их именно потому, что они угрожают стереть границу между нашим садом и дикой природой, — пишет 3. Бауман. — Зачастую сорняки хороши на вид, благоуханны и привлекательны; мы, наверное, восхищались бы ими как прекрасными дикорастущими экземплярами, увидев в лесу или в поле.

Вся «вина» их заключается в том, что они непрошеными гостями являются туда, где все должно быть аккуратно подстрижено и убрано, — на лужайку, в сад, на грядку или на цветочную клумбу. Они нарушают предустановленную нами гармонию, разрушают наш замысел. Нам нравится тарелка с едой на обеденном столе, но ее появление «не на месте» — на простыне или на подушке — вызвало бы отвращение по одной простой причине: это разрушает все устройство нашего дома, предполагающего, что одно пространство служит как спальня, а другое — как столовая. Даже самые элегантные, начищенные до блеска туфли покажутся «грязными», если их водрузить на стол"[2].

Стремление общества внести ясность в социальные отношения, провести границы между нормой и отклонением делает наш мир упорядоченным, а тем самым пригодным и удобным для жизни.

  • [1] См.: Аналитический вестник Совета Федерации Федерального собрания РФ. 2003.№ 17. С. 12.
  • [2] Бауман 3. Мыслить социологически. С. 63.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой