Актуальность исследования. Современный этап общественного развития занимает особое место в истории России и характеризуется глубокими трансформационными процессами. Переходное состояние в экономике самым значительным образом повлияло на все стороны жизни российского общества.
Этот период характеризуется тем, что не были определены такие основополагающие, базисные принципы долгосрочного развития государства, как тип демократии, модель контракта между гражданином и государством, а также система ценностей, под держиваемая властью.
В эпоху слома административно-командной и возникновения рыночной экономики в России предпринимаются попытки формирования новой экономической основы государственного строительства. Развитие этих процессов происходит в условиях значительного возрастания роли субъективных факторов.
Социально-политические реформы последних лет, изменившие базовые основы российской экономики, разрушили существовавшую ранее систему формирования государственных доходов, распределения и использования денежных средств, обеспечивающих практическое выполнение функций государства.
Россия оказалась в ситуации глубокого хозяйственного и финансового кризисов, нарастанию которых способствовали национальная и социально-политическая нестабильность, когда, по существу, вновь созданная налоговая система, ориентированная на выполнение принципиально новых задач, стоящих перед обществом, оказалась, в целом, фискально малоэффективной и социально малопривлекательной.
В условиях интенсивных динамических процессов в экономике, социальной сфере, кризисного развития кредитно-финансовой системы, рынка ценных бумаг и страхования, изменения бюджетных отношений между ветвями власти особую значимость приобретает регулирующая роль государства.
Налоговая политика в системе государственного регулирования социально-экономических процессов должна рассматриваться как составная часть стабилизации экономики, одно из важнейших условий экономического роста и сохранения единства экономического пространства Российской Федерации, а формирование основанного на стабильных процессуальных нормах налогового механизма должно максимально учитывать широкий спектр особенностей социально-экономических процессов переходного периода.
До сих пор, наряду с объективными причинами отставания налоговой системы от потребностей динамично трансформирующейся рыночно ориентированной экономики России, имеет место ряд субъективных факторов, порождающих многочисленные политические и социально-экономические проблемы, в т. ч. проблемы налоговой преступности. «Становление современной российской налоговой системы сопровождается значительным ростом числа налоговых преступлений и правонарушений. По оценкам специалистов, в результате неисполнения налогоплательщиками своих обязанностей государство ежегодно недополучает до 40 процентов бюджетных средств» 1.
Сформировавшаяся правовая основа налоговой системы при решении вопросов, связанных с обеспечением полного и своевременного поступления налогов и сборов в бюджет и внебюджетные фонды, не всегда обеспечивает необходимость соблюдения прав и законных интересов участников налоговых отношений. Во многом неурегулированная правоприменительная практика по налоговым вопросам вносит негативный вклад в формирование их характера.
Для существующей налоговой системы характерно наличие содержащей противоречия терминологической базы, расширительное толкование.
1 См.: Налоговая полиция. — 1998. — № 22 (Кучеров И.И., «Налоговая преступность: корни и всходы») законов ведомственными нормативными актами, порой вступающими в противоречие с Конституцией и Гражданским кодексом РФ, а также неопределенность в вопросах подробного законодательного определения процедур налогового контроля, подведомственности дел о налоговых правонарушениях, отсутствие однозначного понимания участниками налоговых правоотношений своих прав и обязанностей.
Чрезвычайно актуальным остается вопрос о понятиях и критериях фискальной эффективности и социальной справедливости налоговой системы современной России, однако до сих пор не определена шкала оценки такой результативности.
Реформирование налоговой системы вызывает необходимость расширения масштабов вовлечения различных социальных групп и общественных организаций в налоговый процесс, дальнейшее развитие научно-практической, теоретической и организационно-методологической работы, обобщения исторического, отечественного и зарубежного опыта налогового строительства и его рационального и взвешенного использования в Российской Федерации, повышения уровня профессиональной и политической ответственности всех ветвей власти и средств массовой информации.
В современной России заявлено о создании основ социального государства, а лежащие в его основе перераспределительные отношения коренным образом отличаются от прежних и реализуются исключительно через налоговые изъятия. При этом существующая система реализации социальных прав во многом определяется уравнительным характером социальных выплат, что заставляет говорить о патерналистском характере российского государства. Налоговые изъятия в соответствии с Конституцией Российской Федерации являются ограничением права частной собственности, а конституционное право частной собственности в патерналистском государстве постоянно находится под угрозой нарушения. В этой связи, по сути, ограничение властных полномочий государства должно означать недопустимость реализации социально-экономических прав одних членов общества в ущерб политической и экономической свободе других.
Необходимость обеспечения реального участия населения в решении вопросов налоговой реформы диктуется тем, что демократия, народовластие означают, что власть не только принадлежит народу, но и осуществляется им в тех или иных формах. Представляется, что участие населения в подготовке, обсуждении, принятии и исполнении решений по вопросам налогообложения хотя и гарантирует заинтересованность в содержании принимаемых актов, в то же время входит в определенное противоречие с существующим характером государствав настоящее время, видимо, в России степень признания социальных прав непропорциональна уровню экономического развития.
В условиях роста социальных издержек трансформации общественного уклада, устойчивое функционирование и совершенствование механизма принятия решений по проблемам налогообложения встречает немало трудностей и нерешенных вопросов. Часть из них связана с неиспользованием прав реализации граждан этой области не только вследствие неосведомленности о них, незнания механизма использования своих прав, но и отсутствии достаточного уровня политической культуры, квалификации либо формального отношения должностных лиц к обеспечению этих прав.
В качестве особенностей социально-политической ситуации современной России можно указать достаточно устойчивое, несмотря на провозглашенный демонтаж, функционирование авторитарно-административной системы, главным образом, вследствие отсутствия экономической базы гражданского общества. Успешное реформирования налоговой системы предполагает активное использование путей и методов формирования целевой ориентации налогоплательщиков, что означает выработку установки социально-активного поведения в политической сфере и достижении общих политических задач. Социальные стимулы и мотивы политической активности, равно как и внутреннее самосознание законопослушных налогоплательщиков, основанное на уважении к праву вообще и правам человека в частности, должны стать в полной мере постоянно действующими факторами налоговой реформы на всех этапах ее проведения.
Способ, с помощью которого власть осуществляет сбор государственных доходов может служить показателем целостности политической структуры общества. Для современной России характерно отсутствие обратной связи между государством и налогоплательщиком, а предложенная налоговым кодексом система налогов и сборов более соответствует авторитарной форме правления, «в современной России налоги — одно из основных противоречий между обществом и государственной властью» .
Актуальность проблемы и недостаточные теоретические исследования социально-политических аспектов налогообложения, возможностей применения социологических методов при выборе концепции налоговой системы в целом обусловили выбор темы исследования, его цель и задачи.
Состояние научной разработки проблемы. Социально-политические аспекты построения налоговой системы представляют собой крайне сложный объект научного анализа. Его изучение необходимо в рамках комплексного, междисциплинарного исследования и требует использования различных подходов, особенно социологических, политологических, управленческих и правоведческих.
Учитывая многоаспектный характер исследуемой проблемы, автор посчитал целесообразным провести определенную классификацию имеющейся литературы.
Первая группа включает труды, в которых социально-политические аспекты построения налоговой системы рассматриваются как составная часть общественных отношений, как социальное явление, необходимое условие решения экономических, политических и соци.
2 Налоги и налогообложение: Учебн. пособие для вузов/ И. Г. Русакова, В. А. Кашин, А. В. Толкушин и.
•а альных задач, стоящих перед обществом. Ценные идеи содержатся в трудах российских реформаторов С. Ю. Витте, М. М. Сперанского, П. А. Столыпина.4 К сожалению, они не были в достаточной степени учтены в целях построения налоговой системы России переходного периода в начале 90-хх годов.
Начало формированию классической теории налогообложения положили труды Ф. Кенэ, А. Смита, Д. Рикардо, К. Маркса, выступившие методологической основой научно обоснованных налоговых концепций и теорий рационального налогообложения. Благодаря им были провозглашены фундаментальные принципы налогообложения.
Обоснования налогов как одного из воспроизводственных факторов содержатся в работах зарубежных экономистов начала XVIII в. Э. Сакса, Ж. Б. Сэя и др. В России развитие этой идеи получило продолжение в трудах Н. И. Тургенева, В. Н. Твердохлебова, И. И. Янжула и др. Несмотря на прикладной характер, их налоговые теории учитывали закономерности развития товарно-денежных отношений и основные тенденции формирования основ рыночного хозяйствования, во многом на их основе формировались рекомендации по укреплению финансового хозяйства страны в период НЭПа.
Основы для разработки целостной системы оценок содержания, функций и роли налоговой системы России во многом лежат в русле концепций зарубежных исследователей по экономике государственного сектора.5 др. — М.: Финансы, ЮНИТИ, 1998.
3 См. :Кулишер И. М. Очерки финансовой науки. —Петроград.-.Наука и школа, 1919., Эрхард Л. Благосостояние для всех. — М.: Начало-Пресс, 1991., Валовой Д. В. Рыночная экономика. Возникновение, эволюция и сущность. — М.: Инфра-М, 1997.
4 См.: Витте С. Ю. По поводу непреложности законов общественной жизни. — СПб., 1914; Сперанский М. М. План государственного преобразования. —М.: Русская мысль, 1908; Столыпин П. А. Нам нужна великая Россия. — М., 1991.
5 Дернберг Р. Л. Международное налогообложение/Пер.с англ.-М.: ЮНИТИ, 1997., Стиглиц Дж.Ю. Экономика государственного сектора/Пер. с англ.- М.: Изд-во МГУ: ИНФРА-М, 1997.
Заслуживают внимания и появившиеся в последние годы труды по экономической социологии переходного периода.6 В частности, в книге Р. В. Рыбкиной «Экономическая социология переходной России. Люди и реформы» специальный раздел посвящен анализу этапов переходного процесса, характеру изменений российского общества под влиянием развивающегося капитализма. Ученая глубоко исследует социальную структуру общества, раскрывает тенденции его развития в условиях рыночных отношений.
Вторая группа — это труды, в которых анализируются отношения, регулируемые законодательством о налогах и сборах.
Введение
м в налогообложение могут служить работы В. И. Горского, С. Г Пепеляева, В. М. Пушкаревой, Д. Г Черника, отражающие взгляды современных исследователей.7.
Определение временных рамок и исторических границ, соответствующих трансформации налоговых отношений из одного качественного состояния в другое возможно на основе изучения трудов, посвященных исследованию генезиса налогообложения. Эта проблема рассмотрена в трудах российских и зарубежных ученых.8 Точное знание таких границ позволяет выявить проблемы современного налогообложения в России, которое развивается вне сферы объективных экономических законов.
В методологическом плане ценными представляются труды А. В. Брызгалина, Г. А. Гаджиева, В. И. Гуреева, В. А. Кашина, А. Н. Козырина, 9 в которых сформулированы научные основы построе.
6 См.: Ульрих К.Прейсс. Доклад на конференции «Права человека в посткоммунистическом мире» .— Будапешт, 4−5 июня 1994 г., Рывкина Р. В Экономическая социология переходной России. Люди и реформы. М.:Дело, 1998.
7 Основы налогового права. Учебно-методическое пособие./Под. ред. С. Г. Пепеляева.-М.:Инвест Фонд, 1995., Пушкарева В. М. История финансовой мысли и политики налогов: Учеб. пособие. — М.: ИНФРА-М, 1996.
8 Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе/ 4-е изд. — М.: Дело ЛТД, 1994.
9 См.: В. И. Гуреев. Налоговое право. — М.: Экономика, 1995., Козырин А. Н. Налоговое право зарубежных стран: вопросы теории и практики. — М." .Манускрипт, 1993., Кашин В. А. Налоговые соглашения России. — М.:Финансы, ЮНИТИ, 1998., Налоги и налоговое право. Учеб. пособие /Под ред. А. В. Брызгалина. — М.:Аналитика-Пресс, 1997., «Налоги», под редакцией Д. Г. Черника. — М.: Финансы ния налоговой системы и принципы налогообложения, среди которых — социальная справедливость рассматривается как важнейший элемент налоговой политики.
Налоговая реформа 1930 г. была следствием реформирования производственных отношений в СССР на основе марксистского учения о государстве, природе стоимости, смысле и целях распределения.
Период строительства социалистической экономики во многом характеризуется представлениями, что налоги вообще не имеют политической, социальной и практической почвы для существования, что нашло отражение в официальных документах.10.
Советские ученые М. М. Агарков, A.B. Бачурин, Г. Л. Марьяхин, М. И. Пискотин, Г. Л. Рабинович, H.H. Ровинский, Г. П. Солюс, С. Д. Цыпкин и другие доказывали имманентность налогов капитализму, а не социализму. Экономическая мысль о налогах советского периода сводилась к констатации текущих событий, рекомендации вырабатывались в соответствии с резолюциями партийных съездов, всецело определявших финансовую политику.
В рамках второй группы источников следует указать коллективных монографии и книги, изданных в 1995;1998 г. г. учеными, специализирующимися на вопросах налогообложения.11 Среди них особое место занимают научно-практический журнал «Налоги и налоговое планирование» под редакцией заслуженного деятеля науки Б. А. Рагозина.
Были замечены и высоко оценены научной общественностью публикации в периодических изданиях «Экономика и жизнь», «Финансовые известия», в которых нашли отражение проблемы реформирования налоговой системы России.12 и статистика, 1997.
10 См.:Закон СССР от 7 мая 1960 г. «Об отмене налогов с заработной платы рабочих и служащих». -Ведомости Верховного Совета СССР, 1960, № 18, ст. 135.
11 Налоговый кодекс: сегодня и завтра/Сб.статей, — М.:ФБК-ПРЕСС, 1997.
12 В.Кашин. Налоговая стратегия для чрезвычайного бюджета//Экономика и жизнь, № 41,1998.0кт.,.
Особо следует остановиться на материалах аналитического журнала «Налоги», в которых приводится глубокий социологический анализ налогообложения, даются оценки его состояния и путей развития. В издании значительное место уделяется освещению социальной роли налогов как средства государственной социальной политики, управления социально-политическими процессами, показаны сложности и противоречия в решении этой задачи.
В работе Лауреата Нобелевской премии по экономике 1996 г. Уильяма Викри на основе изучения инвестиционного процесса в городах, исследованы вопросы максимального смещения тяжести налогового бремени на земельную ренту, что, по мнению ученого, способствует привлечению инвестиций, поднятию деловой активности и ведет к увеличению чистой рентной стоимости городской земли.13 Проблемам управления и правовому анализу новой территориальной формы организации жизнедеятельности — мегаполису, посвящена монография А. И. Попова.14.
Третья группа — труды правового характера. В ряде таких работ теория и практика налоговых реформ рассматривается в контексте обеспечения законности реализации прав и свобод экономической деятельности. Наиболее последовательно эта идея проведена в книге Гад-жиева Г. А. и Пепеляева С. Г. «Предприниматель-налогоплательщик-государство. Правовые позиции Конституционного суда Российской Федерации».15 Авторы подходят к этой проблеме всеобъемлюще, раскрывая конституционные основы налогообложения, правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации по вопросам соответст.
Н.Петраков, А.Годзинский. И с долгами расплатиться и производство оживить//Экономика и жизнь,№ 41,1998.Сент., М. Левинсон. Налог на движение капитала поможет стимулировать производ-ство//Финансовые известия, N64.1997.28 авг.
13 Vickrey W. 1977. The City as a Firm// The Economics of Public Services, London: Macmillan.
14 Попов А. И. Московский мегаполис: правовые аспекты: правовые аспекты управления. М., НОУ, 1998. вия налогообложения основам конституционного строя, а также анализируя правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации по вопросам налогового федерализма и защиты прав налогоплательщиков.
Значительную помощь в теоретическом осмыслении темы оказали труды, посвященные анализу правовых принципов налогообложения и проблемам реформирования налоговой системы.16 Интерес в этом плане представляют комментарии специалистами-правоведами Налогового кодекса Российской Федерации, раскрывающие особенности правоприменительной практики налоговых законов. В них достаточно четко прослеживается социально-правовое осмысление проблемы становления современной налоговой системы Российского государства, его налоговой службы, вскрыты трудности на этом пути.
В работах А.В.Брызгалина17 рассматриваются вопросы теории налогового права, выделяются организационные принципы налоговой системы России: единства налоговой системы, подвижности (эластичности), стабильности, множественности налогов, принцип исчерпывающего перечня региональных и местных налогов.
1 R.
В работе «Общие принципы налогообложения» на примерах из арбитражной практики, с изложением сути решений Конституционного Суда и Высшего Арбитражного Суда РФ автором рассмотрены принципы законодательной формы установления налогов, налогового федерализма, однократности налогообложения, а также принцип определенности налога.
Четвертая группа — это научные труды, в которых специально рассматриваются проблемы формирования налоговых органов России,.
15 Гаджиев Г. А.,. Пепеляев С. Г. Предприниматель-налогоплательщик-государство. Правовые позиции Конституционного суда Российской Федерации. -М.:ФБК-ПРЕСС, 1998.
16 См.: Бутурлин А. Принципы налогообложения и субъекты фискаУ/Закон. 1998;№ 11/12.
17 Брызгалин A.B. Организационные принципы российской налоговой системы //Финансы.1998.№ 3.
18 Демин А. Общие принципы налогогообложения: Анализ судебно-арбитражной практики // Хозяйстраскрываются вопросы по выявлению, предупреждению и пресечению ими налоговых правонарушений и преступлений. Таких работ относительно немного.
Достаточно содержательными в этом плане являются работы профессора И. Н. Куксина.19 В его книге «Российская налоговая политика: история, теория и практика», комплексно рассматриваются вопросы истории, становления и развития налоговой системы России. Автор на широкой междисциплинарной основе исследует природу правового регулирования социально-экономических процессов средствами налоговой политики.
Среди авторов, активно исследующих современные проблемы реформирования налоговой системы, разрабатывающих концептуальные подходы налоговой реформы в условиях переходного периода, следует назвать O.A. Грунина, A.JI. Апеля, P.A. Сафарова, В. Ф. Пилипенко.20 В их публикациях основное внимание уделяется раскрытию деятельности органов налоговой полиции по обеспечению экономической безопасности Российской Федерации на основе учета передового отечественного и зарубежного опыта. Но и здесь социально-политические аспекты реформирования налоговой системы пока не получили достаточно широкого научного освещения.
Требуют дальнейшей разработки проблемы выявления социально-политической сущности построения налоговой системы, теоретического осмысления ее роли и места в системе социально-экономических и политических процессов в условиях реформирования общества, классификации и оптимизации социологических и политологических методов исследований по вопросам налогообложения, осмысления процессов приво и право. 1998.№ 2/3.
19 См.: Куксин И. Н. Налогообложение и налоговая политика: история, теория и практика. — С.-Пб., 1997; Российская налоговая политика: история, теория и практика. — С-Пб., 1997.
20 См.: Грунин O.A., Апель А. Л. Фискальная политика государства и налоги. — С-Пб., 1996; Пилипенко В. Ф. Стратегия кадрового обеспечения федеральных органов налоговой полиции. — М., 1998. нятия правовых норм и управленческих решений в сфере налогообложения и социально-политического контроля за их реализацией на базе новых социологических технологий.
По проблемам налоговой политики написаны диссертации М. Р. Левинсона, Г. А. Камышникова, М. Э. Кочергиной, в которых рассмотрены экономические и правовые аспекты налоговой системы.21 Однако, практически отсутствуют работы, анализирующие социально-политические последствия принятия и реализации решений по налоговым вопросам, их влияния на социальную структуру общества.
Анализ перечисленных работ свидетельствует о том, что ученые и специалисты затрагивают только отдельные стороны реформирования налоговой системы, она не подвергалась самостоятельному комплексному исследованию в рамках социологической науки. Все это определило выбор темы диссертационного исследования.
Объектом исследования является налоговая система России в условиях реформирования общества, прежде всего ее социально-политические аспекты.
Предметом исследования являются проблемы совершенствования налоговой системы как одного из основных социально-политических факторов общественного развития российского общества в переходный период.
Целью настоящего исследования является анализ социально-политических аспектов налоговой системы современной России, а также разработка инструментария для системного анализа проблем становления налоговой системы России и его применение для обоснования.
21 Левинсон М. Р. Исследование динамики макроэкономических показателей в межотраслевых имитационно-игровых моделях народного хозяйства России// Автореф. диссертации на соискание ученой степени канд. эконом, наук. 1998., Камышников Г. А. Налогообложение доходов и капиталов в мировой практике// Автореф. диссертации на соискание ученой степени канд. эконом, наук. 1999., Кочер-гина М.Э. Конституционно-правовая основа формирования налоговой системы Российской Федерации// Автореф. диссертации на соискание ученой степени канд. юридич. наук. 1999. предложений по ее совершенствованию как фактора стабилизации социально-политических отношений.
Данная цель реализуется на основе решения следующих исследовательских задач:
1. Обоснование концептуальных основ налоговых реформ современной России как системы с учетом протекающих социально-политических процессов.
2. Определение приоритетов, направлений и путей совершенствования налогообложения в современных условиях.
3. Разработка классификации составляющих налоговой системы по степени воздействия на социально-политические процессы, а также выделения приоритетов социально-политических процессов, обусловивших «специфику» налоговой системы и социально-политические критерии их оценки.
4. Разработка предложений по совершенствованию налоговой системы России как фактора стабилизации социально-политических отношений.
Теоретическую и методологическую базу исследования составили общенаучные принципы познания социальных явлений и, прежде всего, социально-философская теория власти, конкретно-исторический подход, структурно-функциональный анализ, а также методологические и концептуальные положения, изложенные в трудах отечественных и зарубежных философов, социологов, политологов, экономистов (К.Маркса, М. Вебера, А. Смита, Д. Рикардо, П. Сорокина, Т. Парсонса и др.). На их основе возможен всесторонний комплексный социологический анализ функций налоговой системы, проблем ее реформирования и оптимизации деятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти в сфере налогообложения в условиях реформирования общества.
Правовой и фактологической основой диссертации явились законодательные и нормативные акты Российской Федерации по вопросам налоговой системынормативные акты, инструкции, письма, разъяснения, консультации Министерства финансов РФ и Государственной налоговой службы Российской Федерации (ныне Министерство РФ по налогам и сборам) — международные налоговые соглашениянаучные и практические разработки в практике налогообложения Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Международной налоговой ассоциации, Международного бюро налоговой документации.
Автор принял участие в проведении специального общероссийского репрезентативного социологического исследования о проблемах среднего класса, проводимом Российским независимым институтом национальных и социальных проблем. Его результаты послужили эмпирической базой выдвинутых в работе теоретических положений и практических рекомендаций.
Методы исследования базируются на структурно-функциональном анализе, который рассматривает налоговую систему как совокупность (единство) целей, приоритетов, механизмов, форм и методов воздействия на эффективное использование социально-экономического потенциала национальной экономики, формирование социальной политики государства.
Применительно к предмету исследования, на основе системного подхода рассмотрено взаимодействие социальных, экономических и политических процессов, определяющих содержание налоговой системы.
Применение социологического подхода к изучаемой проблеме позволяет рассматривать налоговую политику как систему общественных отношений, как социальный процесс, в котором в ходе научного познания выявляются определенные закономерности и тенденции развития, причины, факторы, этапы и стадии. Социологический подход требует рассмотрения налоговой политики как устойчивой и в то же время динамично развивающейся системы.
Использование методов имитационно-игрового моделирования является дополнительным средством для обоснования развиваемых в работе предложений по совершенствованию налоговой системы.
Конкретно-исторический подход, который позволяет осмыслить многовековой опыт осуществления российский реформ.
Эмпирической базой выдвинутых в работе теоретических положений и практических рекомендаций стали:
1. Результаты специального общероссийского репрезентативного социологического исследования о судьбе среднего класса в послекризис-ной России, проводимом Российским независимым институтом национальных и социальных проблем под руководством М. К. Горшкова.
В выборку исследования вошли представители девяти социально-профессиональных групп взрослого населения России, относительно которых можно было предполагать, что по своему объективному месту в обществе и самосознанию они в значительной части формируют костяк среднего класса.
В качестве критерия при формировании выборки использовался также среднедушевой доход не ниже 1000 рублей (примерно 40 долл. США) в месяц на одного члена семьи.
На основе сочетания этих двух критериев была сформирована модель выборки исследования, в которую вошли 1765 человек. Пропорции подвыборочных совокупностей во всех территориально-экономических районах страны были взяты на основании показателей, полученных в ходе общероссийского опроса населения, проведенного в январе 1999 г.
2. Содержательный анализ официальных документов по вопросам налоговой политики, проведенный автором в 1998;99 г. г.
Кроме этого, в исследовании применялись и иные методы социологического и социально-психологического анализа: наблюдение, экспертные оценки, интервью, тестирование и другие.
Научная новизна диссертационной работы:
— В диссертационной работе предпринимается одна из первых попыток анализа налоговой системы современной России с широких социальных позиций. При этом налоги и налоговая политика рассматриваются как фактор не только экономической, но и социальной безопасности страны;
— На основе теоретических предпосылок и социологического анализа, выявлено, что в условиях кардинального реформирования общества роль налоговой политики как функции управления социально-экономическими процессами возрастает. Обоснована необходимость применения социально-политической экспертизы в практику принятия решений по вопросам налогообложения;
— Дана классификация тенденций эволюции налогового механизма. Выделены как объективно обусловленные (в том числе трансформационным характером экономики, ее глубоким структурным кризисом, деформациями, унаследованными от прежнего этапа развития), так и предопределенные преимущественно субъективными обстоятельствами тенденции;
— Земельная и природоресурсная рента рассматриваются как важнейший источник формирования государственных доходов. Налоговая система, в основе которой видится рентная система налогообложения, рассматривается в комплексе с проблемой частной собственности на землю, сформулированы особенности современной ситуации в области налогообложения недвижимости и земельных отношений. Автором сделана попытка выделить рентное налогообложение в самостоятельное направление налоговой политики;
— Обосновано применение и предложен алгоритм использования динамической модели для принятия решений в налоговой сфере российской экономики, позволяющей согласовать уровень налогов и динамику важнейших макроэкономических показателей, в т. ч. и таких, как размер заработной платы, пенсий, пособий по безработице. Для анализа и обсуждения налоговых реформ предложены средства современной вычислительной техники и разработки в области моделирования социально-экономических процессов на макроуровне-.
— На основе конкретных социологических исследований, в том числе проведенных автором, определена роль подоходного налогообложения в формировании российского среднего класса и стабилизации российского общества.
Практическое значение проведенного исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы как законодательными, так и налоговыми органами при совершенствовании действующего законодательства.
Изложенные в диссертации положения и выводы предоставят исследователям возможность в дальнейшем проводить более углубленный анализ налоговой политики современной России, уяснить ее специфические моменты с точки зрения социальной безопасности страны.
Могут быть использованы и получить дальнейшее развитие прикладные исследования с применением расширенного спектра динамических моделей для экспериментальной проверки гипотез в социологических исследованиях, связанных с механизмами налогового регулирования.
Материал диссертации может представлять определенный интерес для специалистов и преподавателей социологии, политологии и истории, может найти применение в учебном процессе в преподавании ео 20 ез учебной дисциплины «Налоги и налогообложение», а также использованы в курсах по теории управления.
Апробация работы и внедрение результатов исследования.
Научные результаты диссертационного исследования были изложены на заседании кафедры социологии и политологии МГОПУ, на научно-практической конференции «Экономическая безопасность государства и роль федеральных органов налоговой полиции в ее обеспечении (Москва, 1998).
Идеи исследования нашли отражение в разработке учебно-методических пособий «Налоги зарубежных стран и стран СНГ» (Москва, 2000 г.), «Методика налоговых проверок в финансово-кредитных учреждениях» (Москва, 2000 г.).
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав заключения, списка литературных источников и приложения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Современный этап общественного развития занимает особое место в истории России. Новизна, сложность и масштабность задач, которые стоят перед обществом, требуют дальнейшего совершенствования налоговой системы.
Повышение эффективности налогообложения по-прежнему является одним из основных условий не только роста экономики и сохранения единого экономического пространства Российской Федерации, но и условием предотвращения социально-политических конфликтов в обществе, создания устойчивой социальной системы.
В этих условиях налоговая система призвана усилить свою стабилизирующую роль. Это требует более четкого определения роли федеральных органов государственной власти и аналогичных органов субъектов Федерации.
Функции, возложенные на Федеральное Собрание РФ, Конституционный Суд РФ, Центральный Банк РФ, Министерство по налогам и сборам, ГТК, Федеральную службу налоговой полиции, налоговые органы на местах не решают всех проблем. Каждое из этих ведомств выполняет свои задачи, а цельной единой налоговой политики не проводится.
Органами власти и управления принимается большое количество законов и подзаконных актов, формирующих налоговую систему, но положение дел практически не меняется, по различным оценкам масштабы теневой экономики современной России достигли 40 — 50%.
Все это остро ставит вопрос о повышении эффективности налоговой системы.
Чтобы изменить ситуацию кардинально, необходимо исходя из принципа разделения властей, привести в соответствие реальные возможности судебной ветви власти, кардинально изменив ее роль. Акцентированное развитие исполнительной власти и противостояние ее с законодательной ветвью власти, видимо, не вполне соответствует критериям демократических преобразований и создания эффективной рыночной экономики, предполагающей наличие апробированных практикой механизмов защиты частной собственности.
В условиях, когда в Российской Федерации осуществляются демократические реформы государственного устройства, требуется формирование налоговой системы как его составного звена. Главной задачей всех органов законодательной и исполнительной власти должно стать обеспечение единства налоговой политики Российской Федерации в центре и на местах, предотвращение и прекращение беспредельной налогово-бюджетной суверенизации и сепаратизма.
Построение налоговой системы требует расширения масштабов и сфер действия налоговых реформ на федеральном уровне, на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальном уровне. Возрастает объем законотворческой и организационно-методической работы, связанной с выработкой новых подходов, определения этапов и методологии реформирования единого комплекса, представленного налоговой, бюджетной и финансовой системами.
На фоне масштабных социально-политических преобразований налоговая система необходима в качестве:
— неотъемлемой функции государственной политики в области развития экономики, формы развития ее демократизма, определяющей становление гражданского общества;
— основы реализации стратегии обратной связи, посредством которой достигается своевременная и достоверная информация о социальных процессах;
— метода получения объективной информации об уровне и темпах общественного развития;
— эффективного средства воздействия на социально-экономические процессы с целью оптимизации их результатов, влияния на долгосрочную перспективу развития общества;
— фактора формирования гражданской позиции и чувства ответственности за результаты социально-политических преобразований в современной России.
В целях реформирования налоговой системы, по мнению автора, необходимо осуществить следующие меры:
1. Учитывая, что преобразования в России были проведены радикальными реформаторами в соответствии с дуалистической логикой — либо советский социализм, либо радикально-либеральный капитализм, игнорировали многие эффективные и демократические достижения прежнего строя, необходимо рассмотреть альтернативный вариант, сочетающий в себе элементы рынка и плановой системы, в котором равноправно сосуществуют частный, корпоративный и государственный секторы экономики.
Эта модель подразумевает более гибкий и свободный подход к труду, нежели при советском социализме, но большее ограничение деструктивных возможностей личного обогащения. Она позволила бы России не зависеть в стратегических областях от других государств и экономических систем.
2. Исходя из того, что государство, выполняя свои функции, применяет самые разнообразные формы и методы воздействия на социально-экономические процессы, необходимо используемые в этих целях механизмы налогообложения сделать максимально гибкими, адекватными требованиям конкурентных рынков, обеспечив средствами налогового регулирования их поддержку.
3. Уделяя должное внимание изучению зарубежного опыта, необходимо подходить к его использованию на основе принципа конкретности, учитывая уровень экономического и социально-политического развития страны, менталитет общества, его традиции. Социально-политические преобразования и ход экономического развития России существенно отличаются от пути, пройденного государствами Запада. Многолетний опыт совершенствования зарубежными государствами налогообложения показал, что предпосылкой эффективного функционирования налоговой системы является наличие в стране адекватных данной системе экономических и социальных условий.
Для их формирования, по мнению автора, необходимы: реализация стратегии государственной политики в области развития экономики и принятие мер, основным содержанием которых должно быть обеспечение конкурентоспособности страны в условиях глобализации экономикиформирование единого комплекса налоговой, бюджетной и финансовой систем как инструмента осуществления согласованной государственной политики, устранение противоречий и несбалансированности в рамках системного подходаобеспечение рационального использования бюджетных средств на основе закрепления расходных и доходных полномочий между всеми уровнями бюджетной системы, обоснованная передача ответственности по финансированию закрепленных расходных полномочий на нижестоящие уровни власти.
4. Максимально учитывать, что стратегическая цель развития России состоит в превращении ее природно-ресурсного и научно-технического потенциала в главную опору экономического роста. В основе налоговой системы видится рентная система налогообложения. Сегодня Россия при хроническом дефиците бюджета, отказываясь от контроля над рентой земли и природных ресурсов, отдает в руки частных собственников огромные финансовые ресурсы, а вместе с ними и власть.
Земельная рента во всех ее формах и проявлениях должна рассматриваться как доход государства, а служение ренты земли и ренты природных ресурсов на благо всего общества должно стать государственной политикой. Необходимо понятие закона, запрещающее приватизацию рентного дохода в любой форме.
5. Признать насаждение частной собственности на землю как принципиально несостоятельный путь реформирования народного хозяйства. Саг факт обладания объектами собственности не создает непосредственных мотивов к эффективному труду. Большинство населения находится в состоянии неведения относительно смысла и действительных целей свободной купли-продажи земли. Частная собственность на землю не несет никакой стимулирующей функции и поэтому не приведет к подъему сельскохозяйственного производства.
6. Разработать механизм определения земельной ренты и создание государственной службы оценки земли и природных ресурсов для целей налогообложения.
Монетаристский подход к установлению налогов затрагивает далеко не весь экономический потенциал современной России. Необходим строжайший учет рентных доходов, обеспечиваемых национальным богатством России, именно они являются налогооблагаемым потенциалом страны, который должен использоваться государством в качестве источника для формирования бюджета.
7. При оценке новаций в налогообложении, которые предлагаются правительству, необходимо ясно представлять, на кого в конечном счете ложиться бремя налогов, каково его совокупное воздействие на стимулирование труда, цены факторов производства и товаров, распределение ресурсов, структуру производства и потребления.
Система подоходного налога и прогрессивное налогообложение требуют тщательного изучения того, что лауреат Нобелевской премии Уильям Викри называет «конечным бременем налогов». Особенно это актуально для России в ситуации, когда наблюдается 25−30-кратный разрыв в доходах между среднестатистическим россиянином (60−65 долларов в месяц) и американцем (2100−2200 долларов в месяц), а схема построения налоговой системы в общем соответствует принятым в про-мышленно развитых странах стандартам. Система подоходного налогообложения должна опираться на информацию об экономическом полою162 ся жении индивида без учета налогов, а не о его доходах.
8. Учитывать складывающиеся противоречия между глобальным характером экономики и локальным характером налогообложения. Налоговая система России во многом не учитывает глобализацию экономики и ее влияние на национальные бюджеты, ориентируясь на налоговые системы, сложившиеся после второй мировой войны.
В наши дни национальные границы более не являются препятствием для производства, а его размещение осуществляется с учетом стоимости ресурсов в различных частях мира. С этой точки зрения в системе глобальной экономики капитал, в силу своей мобильности, оказывается в лучшем положении, чем наемный труд.
В современном мире намного сложнее стало взимать налоги с личных сбережений. Сегодня ценные бумаги, портфельный капитал можно практически мгновенно и с минимальными затратами перемещать из одной страны в другую, в юрисдикции с минимальным налогообложением процентов. Причем наиболее квалифицированно этим пользуются лица с максимальным уровнем доходов. Перенос фискальной нагрузки на заработную плату способен сделать налоговые системы менее справедливыми за счет сокращения их перераспределительных функций.
9. Необходимо сосредоточить внимание на стабильности налоговых органов через усиление контроля за подбором и расстановкой профессионально подготовленных кадров, устранении причин частой их сменяемости в зависимости от политической ситуации и конъюнктуры.
По мнению автора, реализация этих и других предложений, содержащихся в диссертации, может положительно повлиять на процесс реформирования налоговой системы современной России. so 163 ся.