Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Стратегическое управление развитием муниципального образования: На примере города Владикавказа Республики Северная Осетия-Алания

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих задач: раскрыть сущность и содержание стратегического управления, определить и обосновать его алгоритмпоказать особенности стратегического управления на муниципальном уровнеиспользуя имеющиеся теоретические разработки по вопросам местного самоуправления и практический опыт некоторых муниципальных образований, изучить наиболее… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ОБРАЗОВАНИЯМИ
    • 1. 1. Сущность и содержание стратегического управления
    • 1. 2. Алгоритм стратегического управления
    • 1. 3. Концепция стратегического управления муниципальными образованиями
  • Глава II. СИСТЕМА СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ОБРАЗОВАНИЯМИ
    • 2. 1. Особенности реализации социальной политики во Владикавказе
    • 2. 2. Управление социальной инфраструктурой города
    • 2. 3. Кадровая политика в муниципальных образованиях

Стратегическое управление развитием муниципального образования: На примере города Владикавказа Республики Северная Осетия-Алания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Резкий переход от административно-командной экономики к рыночной, не продуманная приватизация государственных предприятий и их последующее банкротство, кризис в социально* экономической сфере и обнищание населения, привели к снижению авторитета власти и ослаблению централизованного управления районом, городом и иными муниципальными образованиями. Ведущиеся в 90-х годах исследования по программе развития городов и поселков городского типа в России не были доведены до конца, в связи с отсутствием средств в государственном бюджете и ростом самостоятельности городов. Существующие управленче ские концепции и перспективные планы практически растворились во множестве федеральных целевых комплексных программ. К началу нового тысячелетия в нашей стране не оказалось сколько-нибудь существенных разработок по стратегическому управлению муниципальным образованием. Органы управления зачастую работали в авральном режиме, реагируя на те или иные непредвиденные ситуации, боролись за выживание, действовали методом ¦ проб и ошибок.

Изменение социально — экономической модели государства, радикальные преобразования во всех сферах жизнедеятельности общества, настоятельно требуют пересмотра основ, принципов и форм стратегического управления, совершенствования управленческих стратегий и механизмов, повышения их влияния на развитие муниципальных образований. Стратегическое управление муниципальным образованием в современных условиях играет ведущую роль в системе государственного управления. Важной составляющей частью этой системы управления, является институт местного самоуправления. Местное самоуправление в Российской Федерации составляет одну из основ конституционного строя, и основная цель его определена законом. Органы местного самоуправления, несущие в себе мощный созидательный потенциал, призваны улучшать качество жизни людей, путем стабильного решения вопросов местного значения в интересах населения с учетом исторических, национально — этнических, иных местных традиций. Критерием достижения является высокое благосостояние муниципального населения. Все возрастающая правомочность и ответственность региональных и муниципальных органов управления существенно сказываются на развитии регионов, городов, районов, играют важную роль для страны в целом. Вопросы стратегического управления муниципальными образованиями сегодня стоят достаточно остро. Они непосредственно связаны с национальной безопасностью России. Нерешенность многих социальных проблем, как на федеральном, региональном, так и на муниципальном уровне, непродуманные управленческие решения и нераспорядительность властей, их низкий авторитет, ведут к непрерывному снижению качества жизни населения, росту социальной неудовлетворенности и социальной напряженности, недоверии к органам управления. Для того чтобы появилась возможность эффективного решения актуальных жизненных проблем на местном уровне, необходимо пересмотреть всю систему стратегического управления муниципальными образованиями, провести ее скрупулезный анализ, выработать меры повышения эффективности управления этой системы. Необходимо глубокое научное изучение проблемы стратегического управления муниципальным образованием.

Актуальность данной проблемы возрастает и в связи с тем, что в практике управления муниципальными образованиями редко применяются принципиально новые методы управления, конкретно нацеленные на их всестороннее развитие. Не всегда, научно обоснованная и выверенная система управления социально-экономическим и духовным развитием, эффективно используется на муниципальном уровне. Сказывается и то, что нет устоявшейся практики обобщения имеющегося опыта стратегического управления подобными образованиями, и это исключает возможность использования проверенных технологий и новых научных разработок в стратегическом управлении муниципального образования. Сегодня, как никогда ранее, возникла необходимость в анализе проблем стратегического управления муниципальным образованием с помощью социологической методологии, выявления путей их решения и существенного обновления имеющихся методов управления на муниципальном уровне.

Все это определяет актуальность выбранной темы диссертационного исследования.

Степень научной разработанности проблемы. Различные аспекты стратегического управления муниципальными образованиями, издавна привлекали внимание как отечественных, так и зарубежных ученых. Особый интерес, эта проблема традиционно вызывала у экономистов и исследователей, специализирующихся в области социального управления.1 Отдельные проблемы социально-экономического развития города и его управленческие аспекты нашли отражение в некоторых нормативных актах еще в дореформенные годы.2 В наши дни вопросы местного самоуправления довольно широко разрабатываются отечественными учеными, как в отдельных монографиях, так и в сборниках статей и на страницах журналов. Появились и публикации, освещающие зарубежный опыт организации местного самоуправления, их социальный и политико-правовой статус, это работы Барба.

1 См.:Киселев В. А. Стратегическое управление мунщипальным образование на основе взаимодействия предприятий и органов власти. Дисс.к.э.н. — Нижний Новгород: Нижегородский институт менеджмента и бизнеса, 2000; Боумен К. Основы стратегического менеджмента. Пер. с англ. под ред. Л. Г. Зайцева, И. М. Соколовой. -М.: Банки и биржи, ЮНИТЙ, 1997; Виханский О .С. Стратегическое управление: Учебник. — М.: Изд-во МГУ, 1995; Стратегическое планирование. Под ред. Уткина Э. А. — М: Ассоциация авторов и издателей. — М.: «Тандем», Изд-во ЭКМОС, 1998 — Тощенко Ж.Т.ЦветковаГ.А. Местное самоуправление: проблемы становления.//Сои, ис. -1997. — № 6. Виссема X. Менеджмент в подразделениях фирмы (предпринимательство и координация в централизованной компании) Перевод с англ. — М.: ИНФРА — М:1996, Стратегическое планирование под ред. Уткина Э. А. — М.:Ассоциация авторов и издателей «Тандем», Изд-во ЭКМОС, 1998.

2 ЗашнРоссийской Федерации «Об общих принципах, организации местного самоуправления в Российской Федерации» Изд. Гос. Думы. 1995.

3 Белоцерковский B.B. Самоуправление — будущее человечества или новая утопия?- М, 1992; Васильев В. И. Местное самоуправление и государственная власть // Вестник государственной службы.-!993.-№ 11- Ильина Н. Самоуправление как способ выживания // Деловой мир.-1995.-№ 11- Кирпичников B.A. Бюджетный федерализм и местное самоуправление // Финансы.-1995.-№ 6- Тощенко Ж. Т., Цветаева Г. А. Местное самоуправление: проблемы становления // Соц.ис.-1997.-№бМестное самоуправление в России: состояние, проблемы и перспективы.- М.: ИНИ-ОН, 1994; Местное самоуправление: российский варианг.-М.: ИНИОН, 1993.

3 Барабашев Г. В. Муниципальные организации современного капиталистического государства (США, Великобритания). — М.: Изд. МГУ. 1971; Баранчиков В. А. Муниципальная организация Великобритании. — M.: ИНФРА-М. 1990;.

3 Барабашев Г. В. Муниципальные организации современного капиталистического государства (США, Великобритания). — М.: Изд. МГУ. 1971; Баранчиков B.A. Муниципальная организация Великобритании. — M.: ИНФРА-М. 1990;. шева Г .В., Баранникова В.А.4.

В трудах A.M. Бабича, Ж.Т. Тощенко5 и ряда других ученых освещаются проблемы развития социальной инфраструктуры и отдельных ее компонентов в городе. Вместе с тем, в условиях сегодняшних социальных реальностей, в институционализации местного самоуправления, остается много неясного, дающего основание справедливому замечанию ряда авторов относительно того, что в России все еще нет действенной системы местного самоуправления, через которую население могло бы обеспечить реализацию своих насущных повседневных нужд. Недостаточно или вовсе не освещена роль стратегического управления по таким направлениям деятельности, как развитие социальной инфраструктуры, управление социокультурной динамикой, совершенствование и достижение максимальной социальной защищенности, посредством формирования у местного сообщества таких социальных качеств, как саморазвитие, самодостаточность, самозащищенность. К тому же, стратегическое управление должно быть ориентировано на перспективу развития муниципального образования. Все это выдвигает потребность в разработке новой концепции стратегического управления развитием муниципального образования. Характерно, что еще не было исследований этой проблемы, проведенных в русле социологии управления. Поэтому в данной диссертации проблема стратегического управления развити.

4 Барабашев Г. В. Муниципальные организации современного капиталистического государства (США, Великобритания). — М.: Изд. МГУ. 1971; Баранчиков В. А. Муниципальная организация Великобритании. — М.: ИНФРА-М. 1990;.

5 Бабич А. М., Егоров Е. В. Экономика и финансирование социально-культурной сферы. Учебное пособие. -Казань, 1995 г. -ТощенкоЖ.Т. Социальная инфраструктура: сущность и путразвития. -М.: Мысль, 1980. ем муниципального образования рассматривается впервые.

Цель настоящего исследования заключается в разработке стратегии управления развитием муниципального образования и выработке методических и практических рекомендаций по формированию социальной политики на муниципальном уровне, нацеленной на стратегическое развитие.

Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих задач: раскрыть сущность и содержание стратегического управления, определить и обосновать его алгоритмпоказать особенности стратегического управления на муниципальном уровнеиспользуя имеющиеся теоретические разработки по вопросам местного самоуправления и практический опыт некоторых муниципальных образований, изучить наиболее актуальные проблемы, стоящие перед органами власти муниципальных образований и наметить возможные пути их решенияисследовать тенденции, складывающиеся в социальной сфере и социальной инфраструктуре муниципальных образований, выявить возможности развития муниципалитетов на современном этапепроанализировать стратегию и систему стратегического управления развитием города Владикавказа и выявить ее положительные стороны и недостаткиразработать практические рекомендации по повышению эффективности стратегического управления на муниципальном уровне.

Объектом исследования выступает система стратегического управления местными органами самоуправления.

Предметом исследования являются социально-управленческие отношения, складывающиеся в процессе управления развитием муниципального образования города Владикавказа, а также процесс формирования и реализации стратегии управления развитием муниципального образования.

Теоретической и методологической базой исследования являются труды классиков социологии, отечественных и зарубежных социологов, экономистов, психологов, специалистов в области теории управления и менеджмента, посвященные проблемам стратегического управления, научные разработки отечественных и зарубежных ученых по вопросам управления социально-экономическим развитием муниципальных образованийнормативно-правовые акты (законы, программы, концепции и др.), регламентирующие различные сферы деятельности муниципалитетовданные статистики, публикации в средствах массовой информации.

Эмпирическая база исследования. Диссертация построена на результатах социологического исследования, которое проводилось автором в муниципалитете и префектурах города Владикавказа, вторичной обработки данных крупных социологических исследований, в том числе исследования проведенного Шаталовым М.М.6, указы Президента Р. Ф., нормативные акты региональных органов управления, управленческие решения и нормативные документы органов муниципальной власти, статистические данные.

Научная новизна диссертации заключается в целостном, системном подходе к изучаемой проблеме и состоит в следующих положениях, выносимых на защиту: дано социологическое определение сущности и содержания стратегического управления, определен его алгоритм, выявлены особенности реализации стратегического управления муниципальным образованиемразработан алгоритм стратегического управления муниципальным образованием и раскрыто основное содержание его основных процедурвыявлены особенности местного самоуправления в Российской Федерации и выделены основные проблемы, непосредственно влияющие на стратегию социального развития муниципальных образованийисследована стратегия управления развития города Владикавказ и выявлены возможности для ее совершенствованияпредложен понятийный аппарат для раскрытия различных аспекФ тов стратегического планирования на муниципальном уровнепредложены и обоснованы методы управления муниципальным образованием, направленные на стратегическое управление его развитием.

6 См.: Шаталов М. М. Управление муниципальном развитием города. Дисс. д.с.н. — Владикавказ: Северо-Осеганский государственный университет им. КЛХегагурова, 2000.

Теоретическая и практическая значимость работы. Основные результаты исследования являются, определенным вкладом в теорию социального управления и заключается в том, что методы совершенствования стратегии управления развитием муниципального образования, концепция и алгоритм, предложенные в данном диссертационном исследовании, могут быть использованы при формировании концепции стратегического управления любого муниципального образования, при разработке комплексных и целевых программ развития муниципальных образований. Теоретические положения, рассмотренные и проанализированные в данном диссертационном исследовании, могут быть использованы при разработке учебных курсов и программ по государственному и муниципальному управлению.

Апробация результатов исследования. Результаты диссертационного исследования были частично использованы в практической деятельности муниципальных органов власти города Владикавказа, при разработке стратегии управления развитием города. Применение результатов исследования позволило выработать новые направления деятельности, способствующие совершенствованию стратегического планирования на уровне органов местного самоуправления.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ:

1. Основой стратегического управления муниципальными образованиями является социальная политика, представляющая собой деятельность общества и государства, направленная на развитие социальной сферы общества, повышения благосостояния и улучшение условий труда и жизни. Поэтому стратегическое управление должно быть социально ориентированным.

2. Необходима серьезная корректировка стратеги развития Владикавказа и изменения в социальной политике. Прежде всего, требуется срочное решение проблемы повышения качества жизни горожан, улучшения их быта и развития социальной инфраструктуры.

3. В условиях складывающейся социально-экономической ситуации, исключительно важной задачей местного самоуправления, является выработка стратегии социально-экономического развития города, устранения главных причин нищеты и удовлетворение основных потребностей всех людей.

4. Нарастающая урбанизация и проблемы загрязненности окружающей среды, настоятельно требуют учета в стратегическом управлении социальной инфраструктуры городов, а в особенности таких, которые являются столицами республик, административными центрами краев и областей, в которых сосредоточены важнейшие экономические артерии, социально-культурные очаги и трудовые ресурсы субъектов федерации.

5. Принципиально новый уклад жизни выдвинули перед Российским обществом потребность в создании системы подбора, подготовки и расстановки управленческих кадров, соответствующих современным задачам. Сегодня потребность в высококвалифицированных управленческих.

• специалистах стала актуальной на всех уровнях управления, но особенно остро эта проблема заявляет о себе на муниципальном уровне.

6. Кадровую политику муниципального образования следует рассматривать как целостную стратегию работы с персоналом, объединяющую различные элементы и формы кадровой работы, имеющую целью создание высокопроизводительного и высокопрофессионального, сплоченного и от.

• ветственного коллектива, способного гибко реагировать на изменение внутренней и внешней среды местного самоуправления.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Стратегическое управление муниципальными образованиями заключается в способности руководителей мыслить на перспективу, создавать гибкие управленческие структуры и разрабатывать всесторонне обоснованные управленческие решения. Оно состоит и в умении органов управления моделировать ситуацию, выявлять необходимость изменений, разрабатывать саму стратегию и воплощать ее в жизнь. Стратегическое управление предполагает стратегическую ориентацию всех работников на синхронизацию планов управленческих звеньев, отвечающих за реализацию целей управляемой и управляющей подсистем.

В осуществлении стратегического управления муниципальными образованиями существует довольно много проблем, которые существенно влияют на политическое, социально-экономическое и духовное развитие муниципальных образований, в частности: проблема муниципальной собственности и эффективного управления ею, проблемы обеспеченности муниципальных образований финансовыми ресурсами и проблема возможностей социально-экономического развития муниципальных образований, которая является своего рода следствием и зависит от эффективности решения выше обозначенных проблем.

Сегодня вопросы стратегического управления муниципальными образованиями становятся все более актуальными. Разрабатываются концепции и программы социально-экономического развития. Но очень редко данные концепции ориентированы на человека и его потребности, а между тем именно на человека должна быть направлена социально-экономическая политика любого муниципального образования. Сегодня, как никогда ранее, необходимо переориентировать деятельность органов управления на развитие личности и решение насущных проблем конкретных людей, удовлетворение их потребностей и интересов. Проблемы развития муниципальных образований в современных условиях требуют новых подходов и новых методов решения.

Проведенное исследование показало, что стратегическое управление муниципальными образованиями малоэффективно, страдает серьезными недостатками и нуждается в корректировке, прежде всего, на концептуальном уровне.

В целях повышения эффективности стратегического управления муниципальными образованиями, по мнению автора, необходимо:

1. Провести серьезную корректировку социальной политики муниципальных образований в сторону ее направленности на решение конкретных нужд и запросов граждан.

2. Переориентировать федеральный и местный бюджеты в сторону социальной сферы, улучшения инфраструктуры крупных городов, районов и населенных пунктов.

3. Внести изменения в культурную политику, переориентировать культурные центры с коммерческой выгоды к воспитанию патриотизма, уважения к многовековым традициям народа, пропаганде здорового образа жизни.

4. При муниципалитетах и префектурах создать центры информационного обеспечения, организовать постоянное информирование граждан по наиболее актуальным проблемам их жизнедеятельности.

5. Восстановить социологические службы органов управления муниципальными образованиями, одной из задач которых было бы социологическое обеспечение принимаемых управленческих решений.

6. В рамках Президентской программы подготовки управленческих кадров организовать изучение курса «Стратегическое управление муниципальными образованиями», за основу которого взять материалы, содержащиеся в данном диссертационном исследовании.

7. Организовать мониторинговые исследования социальной напряженности в муниципальных образованиях. При управлениях полномочных представителей Президента РФ в региональных округах создать аналитические центры, одной из задач которых являлся анализ эффективности стратегического управления в муниципальных образованиях.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция (Основной Закон) Российской Федерации — России. Изд. Верховного Совета Российской Федерации. — М.: Известия, 1993.
  2. Гражданский Кодекс Российской Федерации. Ч. 1. Офиц. изд. М.: Юрид. лит. 1994. Гражданский Кодекс Российской Федерации. Ч. 2. Офиц. изд. -М.:ИНФРА-М, 1996.
  3. О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации: Указ Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2265 //Собрание актов Президента и Правительства РФ 1993.-№ 52.
  4. О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития РФ: Федеральный закон от 20 июня 1995 г. № 115-ФЗ // Российская газета. -1995.-26 июля.
  5. Об основных направлениях реформ местного самоуправления в Российской Федерации: Указ Президента РФ от 11 июня 1997 г. № 568 // Российская газета. -1997. -14 июня.
  6. Об утверждении основных положений о выборах в органы местного самоуправления: Указ Президента РФ от 29 октября 1993 г. № 1797 // Собрание актов Президента и Правительства РФ. -1993. № 44.
  7. Л.И. Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики // Вопросы экономики. -1997.-№ 6.0.112.
  8. А.Г. Взгляд в будущее. М.: Наука, 1988,13? Аганбегян А. Г. Прогнозы оказались лучше жизни // ЭКО, Новосибирск, 1996.-Ж1.
  9. И. Стратегическое управление / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1989.
  10. А. Механизм хозяйствования государственных и муниципальных предприятий // Экономист. 1996. № 10.
  11. Г. В. Муниципальные органы современного капиталистического государства (США, Великобритания). М.: Изд-во МГУ, 1971.
  12. Г. В. О хартиях местного самоуправления в США // Государство и право 1994.-№ 5.
  13. В. А. Муниципальные органы Великобритании. М.: ИНФРА-М, 1990.19. .Белораменский В. В. Взаимодействие представительных и исполнительных органов в системе городского самоуправления // Вестник Санкт-Петербург, ун-та. Сер, 6.- 1993.-№ 1.
  14. В. В. Особенности современной концепции местного самоуправления //Известия вузов. Правоведение. 1996. -№ 5.
  15. В.В. Самоуправление- будущее человечества или новая утопия? М., 1992.
  16. Н.А. Судьба России. -М.: Советский писатель, 1990.
  17. Блинов А. СХ Муниципальное управление. М.:УРАО, 2001,24? Блинов А. О, Эволюция местного самоуправления //Стратегические аспекты социально-экономического развития.- Н.Н. 2002 г.
  18. А.О. Развитие малого предпренимательства в условиях глобализации.// Сборник «Актуальные вопросы современной социологической теории».//. М. МГУ 2002 г.
  19. В.И. Местное самоуправление и государственная власть //Вестник государственной службы. 1993. -№ 11.
  20. В.Г., Гончарук С. И. Законы общества и научное предвидение. М.: Наука, 1992.
  21. В.А. Организация стратегического управления на предприятии. М.: Центр экономики и маркетинга, 1996.
  22. О.С., Наумов А. И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: Учебник, 2-е изд. М.: Фирма «Гардарика» 1996.
  23. A.JI. Управление социально-экономическим развитием города в условиях рынка: Конспект лекций.- М.: АМЙР Морозовский проспект 1995.
  24. Гидденс Э, Стратификация и классовая структура // Социол. исследования. 1992. — № 9,11. 75. Голднер Э. Анализ организации // Социология сегодня — Проблемы и перспективы. — М., 1993.
  25. Городу Орджоникидзе 200 лет. Сб. документов и материалов. Орджоникидзе. Издательство ИР, 1985.
  26. Государственное регулирование и местное самоуправление: социальная ориентация. Сборник тезисов и докладов на международной конференции. Под ред. Ельмеева В .Я. и Ивановой В. Н. -СПб., 1996.
  27. М. Суперкадры. М.: Прогресс, 1993.
  28. И.М. Пути изучения города как социального организма: опыт комплексного подхода. JL: 1926.
  29. Н.П. К истории основания г. Владикавказа // Северная Осетия: история и современность. Владикавказ. 1992.
  30. Дж. Новое индустриальное общество //. Пер. с англ. М.: Прогресс, 1969.
  31. Ю.Н. Реформа местной власти //Соц. исследования. 1997. -№ 8.
  32. Л.Я. Социальные технологии в управлении общественными процессами М.: Наука, 1994.
  33. Демократия и местное самоуправление. М.: ИНИОН, 1994,
  34. Европейская хартия о местном самоуправлении: Русская версия. Страсс-бург. Совет Европы: отдел изданий и документов, май 1990 // Местное самоуправление в зарубежных странах. -М., 1994.
  35. В. Судьба наших городов // Деловой мир. -1995. -№ 19.• 44? Закон Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Российская газета, -1995,1 сентября.
  36. Н. Самоуправление как способ выживания // Деловой мир. -1995.-№ 11.
  37. Индикаторы уровня жизни населения Российской Федерации в 19 901 995 годах //Вопросы статистики. -1997. № 2.
  38. К. Вопросы управления. М.: Прогресс, 1982.
  39. В.А. Стратегическое управление муниципальным образованием на основе взаимодействия предприятий и органов власти. Дисс. к.э.н. Нижегородский институт мэнеджмента и бизнеса, 2000.153 с.
  40. А.Е., Рохчин В. К., Знаменская Н. Н. Управление административным районом в условиях экономических реформ. -СПб, 1992.
  41. К. М. Исполнительная власть: муниципальный уровень // Вестник Моск. ун-та. Сер. П.-1993.
  42. М.И. Стратегическое управление компанией: Учебник для вузов. -М: ЮНИТИ, 1998
  43. Г. О' Доннел С. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций. М.: Прогресс, 1981.
  44. В.И. Очерк истории городов Осетии. Орджоникидзе, изд. «ИР», 1990.
  45. К. Социальный конфликт //Современные исследования. Реферативный сборник. М., 1991.
  46. Р.Г., Рябов В. М. Актуальные проблемы развития муниципального управления. Самара: Самарск. Дом печати, 1997.
  47. К., Энгельс Ф. Соч. т. 1.
  48. Методологические проблемы социального предвидения. -Киев, 1987,
  49. Местное самоуправление в России- состояние, проблемы и перспективы. -М.: ИНИОН, 1994.
  50. Местное самоуправление: российский вариант. -М.: ИНИОН, 1993.
  51. . Управление: пути преодоления кризиса. // Соц. исследования, 1997. -№ 6.
  52. Е.В. Местное самоуправление в России. Теория и практика. //Государство и право. -1993. -№ 6.
  53. С.И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1990.
  54. А.М. Руководитель. Размышление о стиле управления. М.: Изд. МГУ, 1987.
  55. Т. Теоретические и методологические проблемы социологии. / Социология сегодня: проблемы и перспективы. -М.: Прогресс, 1965.
  56. А.И. Социологические аспекты управления. -М., 1974.
  57. Ю.Б., Будаева Ц. Б. Проблемы социального развития крупных городов.
  58. Новосибирск «Наука», 1989.
  59. B.C. Диагностика в управленческом консультировании. -М.: Прогресс, 1987.
  60. Региональные проблемы развития социальной инфраструктуры./ Под ред. В. П. Можина и И. Марко. М.: Наука, 1997.
  61. О.В., Ромашова JI.Q. Социология и психология управления. М.: «Экзамен», 2002
  62. Российская энциклопедия социальной работы. Т.1-П. М.: Институт социальной работы, 1997.
  63. В.Е., Чекалин B.C., Региональное и муниципальное планирование. 4.1.СПб., 1995. Служба социального развития предприятия. / Под ред. Г. С. Батыгина. -М.: Наука, 1999.
  64. Социальная сфера России: Стат. сб. / Госкомстат России. М., 1996.
  65. Социальная сфера: проблемы развития в современных условиях: Сб. науч. трудов № 2. / Под ред. И. В. Козловой, Н. А. Платоновой. М.: ГАСБУ, 1996.
  66. Социальные нормативы и нормы. Одобрены распоряжением Правительства РФ от 3 июля 1996 г. № 1063-р.
  67. Социально-трудовая сфера России в переходный период: реалии и перспективы. / Под общ. ред. А. К. Акимова, Н. А. Волгина. М.: «Молодая гвардия», 1996.
  68. Социально-экономические аспекты деятельности региональных органов властив Российской Федерации. -М.:ИНИОН, 1994.
  69. Социологический энциклопедический словарь. Под ред. Г. В. Осипова. М.: ИНФРА-М- НОРМА, 1996.
  70. Стабилизация социально-экономического развития Самарской области: стратегия, проблема, решения. / Материалы региональной научно-практической кон-ференции26−27 апреля 1995 г. Самара, 1995.
  71. М.Н. Принципы организации местного самоуправления. //Вестник государственной службы. -1993 .-№ 8.
  72. М.Н. Местное самоуправление и развитие территорий. //Вопросы экономики. -1994. № 5.
  73. Социальная диагностика в системе местного самоуправления. //Тезисы Международной научно-практической конференции «Технологии социального управления». Часть 1. Белгород, 1995.
  74. Социальная политика и рынок труда: вопросы теории и практики. -М.: 1996.
  75. Социальная политика России на современном этапе. М.: П -Центр, 1997.
  76. Социальная работа (вопросы и ответы). М.: Ин-т соц. работы, 1997.
  77. Теория и методика социальной работы. Т. I-II. Учебное пособие. -М.: Изд. «Союз», 1994.
  78. Ж. Т. Цветкова Г. А. Местное самоуправление: проблемы становления. //Соц. ис. 1997. — № 6.
  79. .Т. Социальная инфраструктура: сущность и пути развития. -М.: Мысль, 1980.
  80. . Социология. Общий курс. Издание второе, дополненное и переработанное. -М.: «Прометей», «Юрайт», 1999.
  81. А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ, 1998.
  82. Н. В одной упряжке (Состоится местное самоуправление будет в стране порядок и стабильность). //Деловой мир. — 1995. — № 48.
  83. Трансформация социальной структуры и стратификация российского общества. / Под ред. З. Т. Голенковой. -М.: Прогресс, 1996.
  84. Управление исследованиями, разработками и инновационными процессами. СПб, 1995.
  85. Управление организацией. Учебник. Издание второе, дополненное и переработанное. -М.: ИНФРА-М, 2000.
  86. С.А. Социальная защита в условиях местного самоуправления. Автореф. дисс. к.соц.н. Белгород, 1995.
  87. А.Н., Юркова С. Н. Реформа местной власти в России. -М., 1995.
  88. Я. Элементарные понятия социологии. М.: Наука, 1969.
Заполнить форму текущей работой