Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Социально-регуляторные функции СМИ в условиях формирования государственной экологической политики

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Главными тенденциями развития российской экологической политики в период экономического оживления и роста (примерно с 1998 по наши дни) была, во-первых, деинституционализация, то есть разрушение ее основных институтов и структур, сменившаяся частичным восстановлением (реинституционализацией) экополитики в форме, не препятствующей развитию сырьевой экономики. Во-вторых, в ходе… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1.
  • Методология исследования
  • Глава 2.
  • Местные СМИ об экологических сюжетах: сравнение газет, издаваемых в условиях различного стиля управления
  • Глава 3.
  • Информационная экологическая политика, представленная в региональной прессе
  • Глава 4.
  • Центральные СМИ как зеркало государственной экологической политики (на примере газеты «Известия»)

Социально-регуляторные функции СМИ в условиях формирования государственной экологической политики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В условиях наметившейся стабилизации экономики, роста производства и относительно устойчивой позиции правящих элит (что в свою очередь не грозит населению новым политическим кризисом, нелегетимной сменой власти, обвалом рубля и прочим) экологическая ситуация в России сегодня остается весьма напряженная. На этот факт указывает ряд социологов, предлагая различные объяснения данной ситуации. Так, например, О. Н. Яницкий определяет Россию как «общество всеобщего риска», называя экологические проблемы в числе первых, которые несут угрозу не только жизни отдельно взятого индивида, но и общества в целом: «Российское общество приобрело новый стратификационный признак: оно разделилось на производителей и потребителей рисков"1. Особенно четко это проявилось в период перехода России к рынку в 1992;1996 гг., при котором и наметилась варварская, почти бесконтрольная эксплуатация природных ресурсов и рост промышленного производства, при котором любой неограниченный риск сопровождался высокой прибылью и доходностью для одних социальных групп и обнищанием и упадком для других. Так, произошло разделение населения России на сверхбогатое меньшинство и обнищавшее большинство, которое рискогенно и социально взрывоопасно само по себе.

В работах других социологов О. В. Аксеновой и И. А. Халий мы находим анализ и оценку современной ситуации в сфере экологической политики на самых разных уровнях. Согласно их точке зрения, государственная политика, начавшая формироваться с перестройки и к 2000;му году приобретшая определенный уровень развития, в последние годы только разрушалась. В качестве примера можно вспомнить ликвидацию комитета охраны природы и передачу природоохранных функций Министерству природных ресурсов, т. е. той структуре, чья деятельность.

1 Яницкий О. Н. Россия как «общество риска»: контуры теории // Россия: трансформирующееся общество. М., 2001, стр. 35. направлена в первую очередь на потребление и добычу природных ресурсов. О. В. Аксенова отмечает, что социально-экологическая ситуация в России 90-х гг. сходна с той, что сложилась в западных странах в 1960;1970;е гг. (по отдельным, но весьма важным для настоящего исследования параметрам): «Экологическое неблагополучие и связанные с этим социально-экологические процессы существуют, но они часто подаются как экономические и социальные проблемы и пока не осознаются в качестве прямой угрозы экономическим и политическим интересам населения». Об интересах последних, по мнению социологов, говорят не представители правящей элиты, а лидеры экологических общественных организаций, они же интерпретируют природооохранные проблемы как социальные. Но экологические общественные организации — это не единственная сила в обществе, способная вызвать интерес к той или иной проблеме среди населения, есть куда более мощный механизм воздействия на массысредства массовой информации.

Именно поэтому возник вопрос о роли СМИ в освещении и интерпретации экологических сюжетов. Актуальность такого изучения состоит в том, что отставание России от Запада в плане экологической политики становится тем более очевидно, чем стремительней Россия включается в процессы мировой экономики и чем выше требования предъявляет ей развитое мировое сообщество. Поэтому сегодня, как никогда важно понять роль российских СМИ в освещении и интерпретации экологических проблем и обозначить степень их включенности в процесс создания и формирования экологической политики в целом. Кроме того, по данным многих социологических опросов, изучающих общественное мнение, экологические проблемы выделяются населением в ряду наиболее приоритетных и занимают 3−4 место среди всех остальных. Примечателен и другой факт, о котором говорят социологи: в профессиональном сознании.

2 Аксенова О. В., Халий И. А. Экологическая политика на региональном уровне // Россия: трансформирующееся общество. М., 2001, стр. 547. самих журналистов также происходят некие глубинные изменения и смещение в сторону освещения социальных и экологических проблем. Так, например, «экономическая проблематика, которая в течение многих лет рассматривалась журналистами в качестве главной, в 2002 году сместилась на 3-е ранговое место. Социальная проблематика (здравоохранение, социальное обеспечение, семья, дом, быт, повседневная жизнь и др.) переместилась в 2002 году с 4-го рангового места, которое она занимала в.

2000 и 2001 годах, на 2-е. Постоянно растет значение, которое журналисты придают экологической проблематике (7-е ранговое место в 2000 году, 5-е в о.

2001 году, 4-е в 2002 году). В этой связи было важно выяснить, насколько приоритетна эта тема в реальной жизни и как она отражается в СМИ. Важным также является то, каким образом освещаются экологические проблемы, какое значение им отводится в местной политике и интерпретируются ли они как социальные проблемы, требующие обязательного и неотложного разрешения.

Необходимость такого изучения связана также с почти полным отсутствием социологических работ по данной теме в условиях возрастающих рисков и экологических проблем в современной России. И хотя в последнее время появилось много публикаций, посвященных проблемам СМИ4, особенно часто рассматриваются СМИ таких крупных городов России как Москва и Санкт-Петербург, региональный уровень СМИ изучается в меньшей степени и в основном с позиции взаимоотношений СМИ с властью. Исследования подобного рода (а именно изучение СМИ как публичной арены по выдвижению утверждений-требований относительно.

3 СМИ и органы местного самоуправления: взаимодействие во имя информационной открытости власти. -Москва, 2002. 4.

См. работы Адамьянц T.3. К диалогической телекоммуникации: от воздействия к взаимодействию. М., 1999. Мейера М. М. Повестка дня для общества. Роль СМИ в российской политике в 1996;2000 гг. — М.: Изд-во ИС РАН, 2003. — СМИ и органы местного самоуправления: взаимодействие во имя информационной открытости власти / Под ред. И. М. Дзялошинского. — М&bdquo- 2002. Мы — сограждане (СМИ и общество. — Том 2. / Под. общ. ред. Л. И. Семиной. — М.: Изд-во «Бонфи», 2002. Российская журналистика: свобода доступа к информации / Под общ. ред. И. М. Дзялошинского. — М., 1996; Социология и пресса в период парламенстких и президенстких выборов 1995 и 1996 годов. Отчет по проекту «Мониторинг социологических публикаций в СМИ» Фонда защиты гласности — M.: «Права человека», 1996. экологических проблем и по формированию и интерпретации их как социальных) не проводились вовсе, а последние крупные работы, исследовавшие освещение экологических проблем в прессе и не использующие конструкционистский подход датированы 1991 годом5. Таким образом, на сегодняшний день существует значительный пробел в знании о том, как освещаются экологические проблемы в российских СМИ.

Данная работа является итогом совместного российско-голландского исследования «Минимизация промышленных рисков в регионах России», проводимого в период с 2002 по 2005 гг. под руководством И. А. Халий и А. Мола, в двух регионах России (Новгородская область и Республика Карелия) и в Москве, и охватывает СМИ в шести городах (Пестово, Боровичи, Новгород Великий, Петрозаводск, Медвежьегорск, Москва). В диссертации представлены результаты контент-аналитического обследования федеральных, региональных и местных СМИ.

Федеральный уровень СМИ представлен данными мониторинга газеты «Известия» за 1989, 1995, 2000 гг. Тем самым проводится ретроспективный анализ динамики и изменений информационной политики в экологической сфере на федеральном уровне, который был и остается определяющим, задающим планку для всех остальных масс-медийных структур. В работе было важным определить, как отображались процессы государственной экологической политики в СМИ в соответствии с задачей выявления специфики подачи материалов до, во время и после ключевых событий в экополитическом процессе. Региональные СМИ представлены двумя общественно-политическими газетами Новгорода Великого и Республики Карелии. Местный уровень СМИ — данными контент-анализа трех газет городов Пестово, Боровичи, Медвежьегорска. Контент-анализ региональной.

5 См. работу Федотовой Л. Н. Пресса о экологических проблемах — анализ содержания // Разработка научных основ и формирование экологического сознания населения страны. Часть 2. Академическая программа Человек, наука, общество: комплексные исследования. Подпрограмма 1. Человек в перестройке общественных отношений и институтов обновляющегося социализма. Инф. мат-лы Института социологии АН СССР. 1991. Стоит отдельно отметить статью Зыковой И. Общественное мнение о радиационной опасности в Кольском регионе / / Участие. Социальная экология регионов России. М, 2002. Вып. 7. и местной прессы проводился за 2002 год, здесь было важным не проведение мониторинга, определяющего динамику развития государственной информационной политики, как это было сделано с федеральным уровнем СМИ, а выявление некоего среза того, как эта динамика реализуется «здесь и сейчас».

Актуальность темы

исследования.

Данная работа посвящена изучению российской современной информационной политики в экологической сфере, представленной СМИ.

Главными тенденциями развития российской экологической политики в период экономического оживления и роста (примерно с 1998 по наши дни) была, во-первых, деинституционализация, то есть разрушение ее основных институтов и структур, сменившаяся частичным восстановлением (реинституционализацией) экополитики в форме, не препятствующей развитию сырьевой экономики. Во-вторых, в ходе реинституционализации была предпринята попытка централизации экополитики, вылившаяся в ее локализацию: основные финансовые ресурсы были сконцентрированы в федеральном центре, а основные обязанности экологического контроля переданы местным органам власти. Местная экологическая политика приобрела в результате едва ли не ключевое значение в минимизации экологических рисков при отсутствии необходимых для этого средств6. Основой федеральной экополитической стратегии является установка на сокращение наиболее опасных промышленных загрязнений в Европейской части России и на весьма мягкие ограничения деятельности ресурсодобыващих компаний. В целом, можно сказать, что снижение экологической опасности является одной из рядовых (не приоритетных) задач федерального государства.

Местные власти оказались в очень сложном и противоречивом положении. Они обязаны проводить экополитику, обеспечивающую.

6 Аксенова О. В. Социально-экологические последствия политического реформирования: от централизации к локализации экологической политики России // Россия трансформирующаяся. Ежеголник — 2005. М.: ИС РАН, 2006. разрешение экологических проблем, при этом они не имеют достаточных финансовых ресурсов для эффективной минимизации рисков. Кроме того, федеральная экополитическая стратегия сама по себе не ориентирована на жесткие средоохранные ограничения деятельности экономических акторов.

Центральная проблема исследования, в этой связи, заключается в интерпретации экологической политики местными СМИ. Ориентирована ли она на вовлечение населения в участие в реализации местной экополитики, что могло бы, пусть и отчасти, компенсировать острый дефицит ресурсов для ее осуществления, или же она призвана способствовать восприятию местными жителями экологических проблем как не самых важных и не требующих участия в их разрешении.

С научной точки зрения, актуальность исследования способов подачи и освещения экологической политики и экологических сюжетов в целом в СМИ обусловлена следующими причинами. Во-первых, влияние СМИ на экологическое сознание россиян практически не изучено. А во-вторых, в так называемую «информационную» эпоху, когда доступ к информации стал особым властным ресурсом, а СМИ влиятельными институтами общества, экологическая политика в России все чаще приобретает форму не просто директив и законов, идущих сверху, но и определенной информационной стратегии. В зависимости от того, как она будет формироваться, зависят будущие модернизационные процессы в государственной экологической политике России. При этом очевидно, что два эти процесса не являются взаимоисключающими, а, напротив, имеют определенную причинно-следственную связь.

Объектом исследования являются федеральные, региональные и местные СМИ как источники экологической информации.

Предмет исследования — информационная политика в экологической сфере, транслируемая СМИ.

Цели и задачи исследования.

Цель диссертации — определение статуса СМИ: являются ли они инструментом отражения государственной экологической политики, или они представляют собой один из субъектов социального действия, который участвует в формировании повестки дня (agenda setting) и вовлекает в этот процесс заинтересованную часть общества, предоставляя знания о реальной экологической ситуации, деятельности в этой сфере всех уровней власти и позиции различных социальных акторов.

Для достижения данной цели решались следующие задачи:

1. проанализировать современную экологическую политику и ее отражение в масс-медийном пространстве;

2. определить основных агентов, участвующих в формировании информационной политики в экологической сфере;

3. выявить содержание публикуемых материалов, способы и механизмы передачи информации об окружающей среде;

4. определить уровень содержательности предоставляемой информации, то есть ее адекватности реальной экологической ситуации, и степень ее информативности — предоставляет ли она необходимые населению знания в данной сфере;

5. обнаружить, выдвигают ли опубликованные экологические материалы утверждения-требования, выдвигаемые различными социальными акторами, для их включения в повестку дня.

6. выявить, насколько СМИ представляют собой то пространство, которое способствует осуществлению процесса формирования повестки дня, утверждению в ней необходимости разрешения экологических проблем.

В исследование ставились следующие гипотезы:

1. Освещение экологических проблем в местных, региональных и центральных СМИ сходно и отображает определенную политику государства.

2. Экологические сюжеты не включены или включены лишь отчасти в публичную повестку дня. Освещение экологических сюжетов в СМИ не способствует вовлечению населения в участие в природоохранной деятельности.

3. СМИ не являются агентом формирования информационной политики в экологической сфере. Интерпретация вопросов окружающей среды происходит с подачи сильноресурсных акторов (главным образом, структур власти) и является результатом реализации их, в первую очередь, управленческих интересов.

Основные результаты исследования заключаются в следующем:

1. Информационная политика в экологической сфере в нашей стране существует, но при всем многообразии форм подачи экологических материалов в газетах разного уровня прослеживается общий способ интерпретации экологических сюжетов, зависящий от конкретного агента политического действия — структур власти. Доминирующей, задающей общую направленность и методологию является при этом федеральная государственная власть. В публикациях преобладает утилитаристский подход, что не отвечает общемировым тенденциям к формированию посредством прессы бережного отношения к окружающей среде и природным ресурсам.

2. Заметны два важных процесса в освещении проблем окружающей среды: во-первых, дедраматизации, т. е. выведение проблемы из разряда актуальных, способных конкурировать с другимиво-вторых, регулярность публикации экологических материалов, что вызвано установкой на их обязательное появление на страницах газет. В этом проявляется стремление политиков и управленцев федерального уровня к созданию образ страны, включенной в современные мировые процессы, одним из которых является сохранение окружающей среды и минимизация рисков. При этом процесс дедраматизации экологических проблем главным образом связан с тем, что в целом экологическая политика в России развита слабо, а сама экологическая проблематика не является приоритетной. Поэтому многие экологические проблемы остаются неразрешенными, о чем чаще всего СМИ просто умалчивают.

3. Различия в формах подачи экологической информации СМИ преимущественно зависят от политики их учредителей или от стиля управления, которого придерживаются сильноресурсные агенты, участвующие в создании публичной повестки дня. Демократически ориентированный стиль управления приводит к тому, что журналисты все материалы пишут самостоятельно, не обращаясь за информацией ни к представителям власти, ни к населению, ни к экспертам, что снижает качество публикаций и степень их информационной значимости, что, в свою очередь, свидетельствует об отсутствии процесса включения экологической тематики в публичную повестку дня. Прослеживается также тенденция влияния бизнес-структур. При авторитарном стиле управления обнаруживается доминирование материалов, исходящих от власти, что максимально сужает круг участников процесса формирования публичной повестки дня и не способствует включению в нее экологической проблематики. Третий стиль управления — почти полное бездействие власти или ее самоустранение — приводит к тому, что страницы газет становятся реальным пространством для развертывания диалога различных социальных акторов. Однако, отсутствие управленческих действий, также как и в первых двух случаях, не приводит к включению экологической проблематики в публичную повестку дня.

4. Уровень и качество информирования населения по вопросам окружающей среды крайне низок, подобной информации, как правило, недостаточно для понимания как самой опасности экологических рисков, так и степени собственной ответственности граждан и представителей управленческих структур за состояние окружающей среды.

В итоге можно констатировать, что чаще всего СМИ выполняют функции регулирования восприятия населением экологической проблематики, соответствующей целям и задачам, которые транслируют органы власти на том или ином этапе развития экологической политики и управления.

Заключение

.

Основной исследовательской задачей работы был поиск ответа на вопрос, являются ли СМИ инструментом отражения государственной экологической политики и управления, или они представляют собой один из субъектов социального действия, который участвует в формировании публичной повестки дня (agenda setting) и вовлекает в этот процесс заинтересованную часть общества, предоставляя знания о реальной экологической ситуации, деятельности в этой сфере всех уровней власти и позиции различных социальных акторов?

Подводя итоги работы и сравнивая практику освещения экологических проблем региональными и местными СМИ с федеральными, как задающими определенный уровень, можно утверждать, что пресса регионов и районных центров практически калькируют информационную политику центра, освещая проблемы окружающей среды дозировано, не заостряя на них особого внимания. При этом сказать, что экологическая тематика не включена в публичную повестку дня, мы не можем, так как наблюдаем тенденцию так или иначе освещать экологические сюжеты, т. е. не писать о них вовсе не принято. Согласно используемому нами конструкционистскому подходу, происходит так называемый процесс дедраматизации проблемы, выведения ее из разряда первостепенных, наиболее значимых, но при этом имеющей определенное место в пространстве публичного дискурса. В этом заметно влияние неформальных практик институтов и их агентов в частности, формирующих государственную экологическую политику и управление, о чем в особенности свидетельствовали данные, полученные в результате мониторинга федеральных СМИ. Напомним, что в различные значимые периоды развития экополитики и управлении в России на практике освещения этих событий практически не было представлено в исследуемой газете, а позиция неучастия центральной власти в формировании информационной экологической политики при достаточной свободе СМИ относительно освещения подобных сюжетов, способствовала тому, что вопросы окружающей среды не становились значимыми и актуальными.

На уровне регионов и райцентров подобное невмешательство центра трактовалось как необходимость сохранения определенной доли молчания по вопросам окружающей среды с учетом сохранения экологической тематики в повестке дня. При этом определенная локализация агентов, участвующих в формировании информационной политики в экологической сфере в регионах и на местах, способствовала созданию конструктов, адаптирующих позицию центра в соответствии с реально существующими проблемами и рисками. Подобная практика особенно заметна была на местном уровне и напрямую зависела от стиля управления наиболее влиятельного агента экологического управления — местной администрации. На основании произведенного анализа было выделено три модели или конструкта интерпретации экологической информации на местах. Согласно используемому нами теоретическому подходу, процент «утверждений-требований» в региональных и местных СМИ был невелик и в основном появлялся там, где власти бездеятельны, там, где экологические проблемы остры, там (на областном уровне), где критика ответственных за их разрешение лежит на властях местных, т. е. структурах, безопасных для областных журналистов и т. п.

Основными «конструкторами» экологических проблем как социальных являются представители власти всех уровней. При этом существует определенное различие в степени влияния власти региональной и местной на создание информационной экологической политики и связано это, в первую очередь, с тем, что власть на местах более монополизирована и, как правило, сосредоточена в руках одной личности. Тогда как в более крупных субъектах власть разделена между несколькими сильноресурсными агентами, что обеспечивает более сложные связи и взаимодействия между ними. В подтверждение того, что главным модератором экологической политики является государственная власть, как на местном, так и на региональном уровнях, может служить тот факт, что, например, в Медвежьегорске, где наблюдается отсутствие власти так таковой, заметна активность «зеленых» и определенная «свобода слова» тогда как в Пестово, где решения принимаются практически одним человеком и наглядно проявляется авторитарный стиль управления, те же «зеленые» были вынуждены искать альтернативные возможности публикации материалов об экологических I сюжетах на страницах созданной местными предпринимателями их собственной газеты.

Роль же самих СМИ в создании конструктов информационной экологической политики невелика и в основном они подают экологическую информацию в соответствии с установками, транслируемыми агентами экологической политики и управления и центральной прессы, повествуя о существующих практиках соответствующим образом. Часто масс-медиа бывают просто неспособными противостоять интересам сильноресурсных агентов, а порой становятся заложниками запросов широких масс населения, которые, по мнению самих журналистов, отдают предпочтение развлекательной информации. В этом есть проявление общей тенденции к более легковесному и простому восприятию и интерпретации действительности.

Основные черты современной информационной экологической политики, которые нам удалось определить и та роль, которая отводится СМИ в процессе ее формирования свидетельствуют о кризисе структур, реализующих государственную экологическую политику, и тех, которые ее освещают. А точнее, о том, что изучение экологических публикаций в СМИ подтвердило тот факт, что экологическая политика никоим образом не является приоритетом деятельности современной власти, а позиция организованных и экологически ориентированных представителей населения — экологических неправительственных организаций, да и самих граждан практически игнорируется как политической элитой, так и контролируемой ими прессой.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р.Н. Сетевые структуры и формирование информационного общества // Социологические исследования, 2002, № 3, стр. 133−140.
  2. Адамьянц Т. З, От виртуального экранного образа к «картине мира» телезрителя // Социальная коммуникация и социальное управление в экоантропоцентрической и семиосоциопсихологической парадигмах. Книга 1. -М., 2000.
  3. Т.З. К диалогической телекоммуникации: от воздействия к взаимодействию. М.: ИС РАН, 1999
  4. Т.З., Шилова В. А. В поисках телезрительских симпатий. Учебно-методическое пособие для социологов и специалистов СМК. -М., 2004.
  5. Е.М. Местное самоуправление может стать интерактивным управлением // Вестник РУДН. Серия «социология». 2000. № 1.
  6. О.В. Особенности региональной экологической политики (на примере Самарской области) // Участие. Социальная экология регионов России. Альманах. М., 1999. № 1.
  7. О.В. Социально-экологические последствия политического реформирования: от централизации до локализации экологической политики России // Россия реформирующаяся: Ежегодник -2005 / Отв. ред. J1.M. Дробижева. М.: Институт социологии РАН, 2006.
  8. О.В. Экологический рынок и новые агенты экополитики // Экополис 2000: экология и устойчивое развитие города. Материалы III Международ, конф. М., 2000.
  9. О.В. Экомодернизация: ответ модернизационного общества на риск? // Участие. Социальная экология регионов России. Альманах. М., 1999. № 4.
  10. О.В. Экономика и экология: конфликт интересов // ред. Кульпин Э. Поиск истоков. М.: Ин-т востоковедения РАН, 2000.
  11. О.В., Халий И. А. Экологическая политика на региональном уровне // Россия: трансформирующееся общество / Отв. ред. В. А. Ядов. М.: Канон-Пресс-Ц, 2001.
  12. А.А., Тропко Л. А., Мухин А. В. Политика России в области природопользования и охраны окружающей среды в свете вступления во всемирную торговую организацию. М., 2001.
  13. Г. П. Массовая коммуникация: Западные теории и концепции. М., Аспект Пресс, 2005.
  14. Г. П. Нормативные теории массовой коммуникации // Социол. исследования, № 1. 2005.
  15. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. М.: Прогресс-Традиция, 2000.
  16. . Реквием по масс-медиа // Поэтика и политика (сборник статей). Альманах Российско-французского центра социологии и философии Института социологии Российской Академии наук. СПб.: Алетей, 1999.
  17. М.С. Политическая коммуникация в информационном обществе. Санкт-Петербург.: Изд-во Михайлова В. А., 2001.
  18. JI. Философские работы. Часть 1. М.: «Гнозис», 1994.
  19. Власть и речь в средствах массовой информации: науч. докл. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2005.
  20. Гаман-Голутвина О. В. Региональные элиты России: персональный состав и тенденции эволюции (II) // ПОЛИС, № 3, 2004.
  21. Глобализация, федерализм и региональное развитие. Сборник тезисов. / Отв. ред. З. Т. Голенкова, В. В. Гаврилюк. Тюмень, 2001.
  22. .Н. Информационный менеджмент массовой коммуникации. Уч. пос. М., Академ. Проект, Трикста, 2005.
  23. А.А. Массовая информация в России от первой газеты до информационного общества. М.: Изд-во РУДН, 2001.
  24. А.А. Средства массовой информацииЬпостсовесткой России. М., 1996.
  25. А.А. Региональная экологическая политика России // Институт сравнительной политологии РАН. М., 2003.
  26. И.Ф. Методы социологического исследования. -Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1998.
  27. Десять лет без СССР. Материалы конференции и круглых столов, проведенных общественно-политическим центром Горбачев-Фонда в 2001 г.-М., 2002.
  28. Джон Тернер. Социальное влияние. М., 2003.
  29. Дифференциация российского общества в зеркале публичной политики / Под. ред. Ю. А. Красина. М., 2004.
  30. Р.А. Политика в информационном обществе // ПОЛИС, № 3, 2004.
  31. Т.М. Социальная коммуникация в управлении с обратной связью// Социологические исследования. 1998. № 10.
  32. Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. -М., 1984.
  33. Т.М. Экоантропоцентрическая и семиосоциопсихологические парадигмы для интеграции социогуманитарного научного знания в исследовательскую, социально-диагностическую и социально-проектную практику// Мир психологии. 2000. № 2. С. 10−26.
  34. В.А. Периодические печатные издания в информационном пространстве региона. Омск, 2004.
  35. Журналистика в 2002 году. СМИ и реалии нового века. Материалы научно-практической конференции. Часть 1. М.: Изд-во МГУ, 2003.
  36. Т.И. О роли социальной структуры в трансформации российского общества // Куда идет Россия? Власть, общество, личность. М.: МВШСЭН, 2000.
  37. Т.И. Социетальная трансформация российского общества: Деятельностно-структурная концепция. -М.: Дело, 2002.
  38. В.Н., Назаров М. М. Массовая коммуникация в условиях глобализации// СОЦИС, № 15, 2003.
  39. Информационное общество // ред. А. Лактионов. Москва.: ACT, 2004.
  40. М., Киселева Э. Россия в информационную эпоху. -М.: Мир России, 2001.
  41. Ю.Л. Дихотомия социологический конструктивизм научный реализм и ее преодоление // Журнал социологии и социальной антропологии, 2004, № 4.
  42. Н.Б. Медиасреда российской модернизации. -М.: Академ. Проект, 2005.
  43. В.Н. информационные процессы в постиндустриальном обществе // Общественные науки и современность, 1996, № 6.
  44. Н.Ю. Региональные процессы в современной России: экономика, политика, власть. М.: ИНИОН РАН, 2003.
  45. Н. Медиа коммуникации. М., Логос, 2005.
  46. Н. Реальность массмедиа. М., Праксис, 2005.
  47. М. Основы теории дискурса. М.: «Гнозис», 2003.
  48. Н.Д. Контент-анализ (метод количественного изучения содержания социальной информации). М.: НМЦ СПО, 2001.
  49. М. Галактика Гуттенберга. Киев: Ника-центр, 2003.
  50. Малые города и местное самоуправление / Под ред. Е. А. Сусловой. М.: МГУ, 2004.
  51. Н.П. Политическая регионалистика. Учебное пособие. -М., 2005.
  52. Медиа, коммуникации и открытое общество / Отв. ред. Я Засурский, Е. Вартанова. М.: Изд-во МГУ, 1999.
  53. М. М. Повестка дня для общества. Роль СМИ в российской политике в 1996—2000 гг. М.: Изд-во ИС РАН, 2003.
  54. И.С. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития. Москва.: МГУ, 1999.
  55. Меняющиеся СМИ и коммуникации / Отв. ред. Я. Засурский, Е. Вартанова. Москва.: МГУ, 1998.
  56. А. В. Шлыкова Е.В. Эколого-экономическое противоречие: социальный конфликт или согласие // Социальное согласие в современном мире. Вып. 1. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 2000.
  57. Э. Прайс. Масс-медиа и государственный суверенитет. М.: Институт проблем информационного права, 2004.
  58. Мы сограждане (СМИ и общество). — Том 2 / Под общ. ред. Л. И. Семиной. — М.: Изд-во «Бонфи», 2002.
  59. М.М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследования. М., 2003.
  60. Т.В. Социология массовых коммуникаций в структуре социологического знания// СОЦИС, № 15, 2003.
  61. Невидимые грани социальной реальности: сборник статей по материалам полевых исследований / Под ред. Виктора Воронкова. СПб., 2001.
  62. Новое и старое в теоретической социологии. М., 1999.
  63. Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики / пер. с англ. А. Н. Нестеренко. М.: ФЭК «Начала», 1997.
  64. Патрик Шампань. Делать мнение: новая политическая игра. -М., 1991.
  65. Пресса в обществе (1959−2000). Оценки журналистов и социологов. Документы. М.: ИС РАН, МШПИ, 2000.
  66. Региональная пресса России и структуры гражданского общества: сотрудничество во имя развития. / Составитель И. Дзялошинский. М.: Институт гуманитарных коммуникаций, 1999.
  67. Региональные СМИ и демократия в России на примере Вологодской области. -М., 2003.
  68. Российская журналистика: свобода доступа к информации. -М., 1996.
  69. Россия реформирующаяся / Под редакцией JI.M. Дробижевой. М.: Academia, 2002.
  70. Россия реформирующаяся: Ежегодник 2005 / Отв. ред. Л. М. Дробижева. — М.: ИС РАН, 2006.
  71. Россия: трансформирующееся общество / Под редакцией В. А. Ядова. М., 2001.
  72. Система средств массовой информации России: учебное пособие для вузов / Под ред. Я. Н. Засурского. М.: Аспект-пресс, 2001.
  73. СМИ и органы местного самоуправления: взаимодействие во имя информационной открытости власти. М., 2002.
  74. И.В. Социальная информатика. Курс лекций. -М.: МГСУ, 2002.
  75. Социальные трансформации в России: теории, практики, сравнительный анализ / ред. В. А. Ядов. Москва, 2005.
  76. Социальные трансформации в России: теории, практики, сравнительный анализ. Учебное пособие. / Под ред. В. А. Ядова. М.: Флинта, 2005.
  77. Социология и пресса в период парламентских и президентских выборов 1995 и 1996 годов. М.: Изд-во «Права человека», 1996.
  78. Средства массовой коммуникации и социальные проблемы. Хрестоматия. Казань.: Изд-во Казанского Университета, 2000.
  79. Становление СМИ в России как инструмента демократии: политика государства и частных корпораций. М., 2003.
  80. А.С. Метод контент-анализа и производные принципы в исследовании актуальных проблем современного общества. -М.: Изд-во МГУ, 1995.
  81. Участие: социальная экология регионов России. Альманах, вып.2, вып. 3, 1999 г., вып.4, вып.5, 2000 г., вып.7, 2002 г. / Под ред. И. А. Халий.
  82. Ф. Теории информационного общества. М.: Изд-во «Аспект-пресс», 2004.
  83. Федотова J1.H. Анализ содержания социологический метод изучения средств массовой коммуникации. — М.: «Научный мир», 2001.
  84. Федотова J1.H. Социология массовой коммуникации. -СПб.: Питер, 2004.
  85. Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие / отв. ред. Б. В. Марков. Санкт-Петербург, 2001.
  86. И.А. Локальные социально-экологические кризисы лесных поселков России: к концептуализации проблемы // Природа и культура. Социоестественная история. Вып. XX. М.: Ин-т востоковедения РАН, 2001.
  87. И.А. Общественность регионов России на страже окружающей среды. М.: СоЭС, 2000.
  88. И.А. Общество и природа: эколого-социологический подход // Поиск истоков. М.: Ин-т востоковедения РАН, 2000.
  89. И.А. Проверка власти на лояльность к обществу // Солидарность. Газета профсоюзов России. 2001. № 45.
  90. И.А., Аксенова О., Лунева Л. Место под солнцем. Пособие для экологических общественных организаций. Инструментарий деятельности. М.: СоЭС, 1998.
  91. Э.В. Русский журналистский дискурс: текстопорождающие практики и коды / Э. В. Чепкина. Екатеринбург.: Изд-во Урю Ун-та, 2000.
  92. А.В., Ачкасова В. А. Регионализация: политика и информационные технологии. Социологические исследования, 2004, № 4, стр. 71−77.
  93. В.И. Современный контент-анализ. Приложения в области: психологии, рекламы, социологии, экономики, психологии, культурологии. -М.: Омега-Л, 2004.
  94. Е.Л., Фельтхофф Ю. Культура в процессе социально-экономических преобразований: опыт экономического исследования на промышленных предприятиях России. СПб, 1999.
  95. П. Социальное изменение как травма // Социс, 2001, № 1.
  96. П. Социология социальных изменений. М., 1996.
  97. В.А. Современная теоретическая социология как концептуальная база исследования российских трансформаций: курс лекций. СПб.: Интерсоцис, 2006.
  98. В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Самара, 1995.
  99. Е.В. Социальное конструирование реальности. -М.: ИНИОН РАН, 1999.
  100. О.Н. Индустриализм и инвайроментализм: Россия на рубеже культур // Социологические исследования 94, № 3.
  101. О.Н. Российская экополитика в трех измерениях // Pro et Contra. 2002. Т. 7. № 1.
  102. О.Н. Россия как общество всеобщего риска // Куда идет Россия? Кризис институциональных систем: Век, десятилетие, год / Под общ. ред. Т. И. Заславской. -М.: Логос, 1999.
  103. О.Н. Россия: экологический вызов (общественное движение, наука, политика). Новосибирск: Сибирский хронограф. 2002.
  104. О.Н. Транснационализация гражданского общества: на примере неправительственных экологических организаций в трех постсоветских странах // Мир России. 1999. № 1−2.
  105. О.Н. Экологическая политика как сетевой процесс // Политические исследования. 2002. № 2.
  106. О.Н. Экологическая социология как риск-рефлексия // Социологические исследования. 1999. № 6.
  107. О.Н. Экологический риск и его политическая интерпретация. Журнал социологии и социальной антропологии. 2002. № 1.
  108. Anderson A. Media, culture and environment. Rutgers University Press, 1997.
  109. Baran S., Davis. P. Mass communication theory: foundations, ferment and future. Belmont: California Wadsworth Publishing Company, 2003.
  110. Bernard Berelson. Content analysis in communication research, Mass media and studies: a reader / edited by Paul Marris and Sue Thornham. New York: New York University press, 2000.
  111. Blowes A., Leroy P. Power Politics and Environmental Inequality: A Theoretical and Empirical Analysis of the Process of «Peripheralisation"// Environmental Politics. 1994. № 3 (2).
  112. Blumer J.C., Gurevitch М. The crisis of public communication. London, 1995.
  113. Chapman G. Environmentalism and the mass media: the North-South divide. Cambridge: Cambridge University Press, 1997.
  114. Davis A.R. Is the Media the Message? Mass Media, Environmental information and the Public // Journal of Environmental Policy &Planning. 2001. № 3.
  115. De Fleur M. L., Ball-Rokeach S.J. Theories of mass communication. New York: Longman, 1989.
  116. Giddens A. Sociology. Third edition. Cambridge: Polity Press.1998.
  117. Giddens A. The consequences of modernity. Cambrige: Polity Press. 1990.
  118. Huber J. Human ecology // Journal of public and international Affairs. 1984. № 5 (1).
  119. Ivor Gaber. The greening of the public, politics and the press, 1985−1999 / edited by Joe Smith. London: Earthscan Publications Ltd, 2000.
  120. Jean Ward, Katheleen A. Hansen. Search strategies in mass communication. New york & London, 1987.
  121. Kara K.W. Mass media and environmental: knowledge of secondary school students in Hong Kong // The Envirinmentalist. 1999. № 19.
  122. Kennamer J.D. Public opinion, the press and public policy. Columbia University Press, 1992.
  123. J. Т. The effects of mass communication. New York, 1960.
  124. Laferriere E. Environmentalism and the Global Divide // Environmental Politics. 1994. № 3 (1).
  125. Mark Neuzil, William Kovarik. Mass media and environmental conflict: american’s green crusades. London New Delhi: Sage Publications, 1995.
  126. Marris D., Thornham S. Media studies: a reader. Edinburgh University Press, 2000.
  127. McAllister I. Dimensions of Environmentalism: Public Opinion, Political Activism and Party Suupport in Australia // Environmental Politics. 1994. № 3 (1).
  128. McQuail D. Mass Communication Theory: An introduction. London: Sage Publication, 1987.
  129. McQuail D. McQuail’s mass communication theory. London: Sage Publication, 2000.
  130. Media in Global Context / A. Srieberny-Mohammadi, D. Wienseck, J. Mckenna, O. Boyd-Barrett. London: Arnold, 1997.
  131. Mol A. Globalization and environmental reform: the ecological modernization of the global economy. Cambridge, Massachusetts, London: the MID Press 2001.
  132. O’Brien, Penna S., Hay C. (eds.) Teorising modernity. Reflexivity, Environmentand Identity in Giddens' social theory. London and New York: Longman. 1999.
  133. Perse E.M. Media effects and society. Lawrence Erlbaum Associates Inc., 2001.
  134. Dexter L.A., White P.M. People, society and mass communications. London, 1964.
  135. Simonis U.E. Ecological modernization of industrial society: three strategic elements //International social science journal. № 41 (3).
  136. Spaargaren G., Mol A.P.J., Buttel F. (eds). Environment and global modernity. London: Sage. 2001.
  137. Spaargen G. The ecological modernization of production and consumption. Essays in environmental sociology. Dissertation. Wageningen: Wageningen agriculture university, 1997.
  138. Spaargen G., Mol A.P.J. Sociology, environment and modernity. Ecological modernization as a theory of social change // Society and natural Resources. 1992. № 5.
  139. Thomspson J.B. The media and modernity: a social theory of the media. Cambridge: Polity Press, 1995.
  140. Tom R. Burns & Helena Flam. The shaping of Social Organization. Social rule System Theory with Application. London: Sage Publication, 1990.
  141. Tuchman G. Making News: a study in the construction of Reality. London, New York: Free Press, 1978.
  142. Weale A. The new politics of pollution. Manchester/ New York: Manchester University Press, 1992.
  143. Wolfsfeld G. Media and political conflict: news from the Middle East. Cambridge, U.K.: Cambridge University Press, 1997.
Заполнить форму текущей работой