Технологии, средства, формы и методы художественноэстетического воспитания
Технология исследовательской деятельности ориентирована на интеллектуально-творческую деятельность ребенка с опорой на поисковую активность личности, самостоятельный выбор художественных изобразительных материалов, средств выразительности, способов изображения и пр.; исследовательская активность ребенка рассматривается как основное проявление его креативности в разных видах деятельности… Читать ещё >
Технологии, средства, формы и методы художественноэстетического воспитания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В современном дошкольном образовании используется видовое разнообразие педагогических и образовательных технологий, обеспечивающих успешность реализации программ художественно-эстетического воспитания:
- 1) технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога с ребенком — в центре внимания педагога находятся уникальная, целостная личность ребенка, а также его потребности, возможности, интересы, способности и особенности; технология обеспечивает благоприятные условия для самоактуализации, развития и саморазвития ребенка, самовыражения в художественно-творческой деятельности;
- 2) технология проектной деятельности способствует созданию ребенком продуктов художественного творчества, которые можно предъявлять обществу; она используется в процессе решения поисковых и практических задач в художественно-творческой и дизайнерской деятельности детей через реализацию содержания тематических недель и полихудожественных проектов эстетической направленности. Педагоги ДОУ чаще всего используют образовательные творческие проекты, вовлекая в эту деятельность не только детей, но и взрослых (родители, народные мастера, художники, педагоги);
- 3) технология исследовательской деятельности ориентирована на интеллектуально-творческую деятельность ребенка с опорой на поисковую активность личности, самостоятельный выбор художественных изобразительных материалов, средств выразительности, способов изображения и пр.; исследовательская активность ребенка рассматривается как основное проявление его креативности в разных видах деятельности, обеспечивающей субъективное открытие мира самим ребенком;
- 4) информационно-коммуникационные технологии позволяют ребенку осваивать культуру и разные виды искусства в процессе собственной творческой деятельности с помощью информационно-обучающих, тестирующих компьютерных программ и мультимедийных презентаций;
- 5) технология деятельностного метода «Ситуация» (И. А. Лыкова) предполагает в процессе обучения и воспитания организацию развивающих ситуаций, в которых дети сталкиваются с затруднениями, фиксируют то, что еще не получается, самостоятельно выявляют причины и формулируют задачи (детские цели), а затем в активной деятельности совершают собственные «открытия»;
- 6) технология индивидуализации образования осуществляется на основе разработки педагогом индивидуальных образовательных программ и направлена на развитие способности ребенка самостоятельно генерировать новые культурные тексты (символико-знаковые системы, искусственно созданные человеком) в разных видах детской деятельности;
- 7) технология фасилитации взаимодействия семьи и ДОУ позволяет сделать процесс художественно-эстетического воспитания оптимальным и перспективным; в контексте данной технологии педагог устраняет ограничения, препятствующие культурным, эстетическим и творческим проявлениям детей и родителей.
Применение педагогом целесообразных средств, форм и методов художественно-эстетического воспитания и развития детей дошкольного возраста способствует оптимизации процесса обучения и качественно изменяет состояние субъекта (А. Г. Гогоберидзе, А. М. Вербенец, Т. С. Комарова, В. И. Логинова, И. А. Лыкова, Т. В. Смирнова, Е. М. Торшилова и др.).
Средствами художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста являются высокохудожественные произведения изобразительного, литературного и музыкального искусства (оригиналы, репродукции картин, художественные фотографии и рисунки архитектурных и скульптурных объектов, литературные тексты и иллюстрации, видеозаписи танцев, музыкального исполнения и др.); художественно-искусствоведческие средства (стиль, жанр, композиция и др.); художественные изобразительные материалы, музыкальные инструменты, предметы народных промыслов, эстетические объекты быта и природы, привлекательные игрушки и пр. Средства выступают как обязательные компоненты процесса художественно-эстетического воспитания и развития детей дошкольного возраста.
Формы художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста — это экскурсии на выставки и в музеи, познавательные прогулки и экскурсии, виртуальные аналоги прогулок и экскурсий, театрально-музыкальные студии, изобразительные студии детского творчества, студии детского дизайна, мини-музеи в ДОУ, тематические выставки, творческие встречи с детскими писателями и т. д. Формы рассматриваются как способы организации педагогического процесса в разных видах детской деятельности. Их выбор осуществляется в соответствии с решаемыми задачами и обеспечивает эффективность образовательного процесса.
Методами художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста, обеспечивающими освоение программ, выступают способы взаимодействия педагога с детьми, создающие условия для решения поставленных задач.
Традиционно выделяют группы методов художественно-эстетического воспитания:
- а) информационно-рецептивные (наблюдение, обследование предметов и игрушек, рассматривание картин и иллюстраций, прослушание и исполнение музыкальных произведений, игра на музыкальных инструментах, слушание литературных текстов, беседы, демонстрация способов разных видов художественно-эстетической деятельности);
- б) репродуктивные (упражнения, работа с наглядными пособиями, стимулирующая многократное повторение действий);
- в) исследовательские, эвристические, методы проблемного изложения (художественное экспериментирование, кляксография, ниткография, рисование пластилином, оттиски, пальцевая и ладонная техника, проблемные ситуации в процессе прослушивания музыкальных и литературных произведений, творческое рассказывание, детское книгоиздательство, метод проектирования и др.);
- г) операторного освоения сенсорных процессов, познания художественно-образного начала, импровизации в творчестве (моделирование, экспериментирование, создание эвристических и поисковых ситуаций).
По направленности художественно-эстетического развития выделяют группы методов (Н. А. Курочкина):
- а) развития и воспитания эстетической восприимчивости окружающего мира и произведений искусства (наблюдения за окружающей природой, социальными событиями; рассматривания произведений; сравнения и сопоставления; синтез искусств);
- б) развития и воспитания элементов эстетического отношения к действительности (беседы и образные, интересные рассказы о произведениях искусства, творчестве художников, скульпторов; дидактические сказки эстетической и художественной направленности; реальные и виртуальные экскурсии; образовательные прогулки; игровые методы и приемы);
- в) развития художественно-творческой деятельности (экспериментирование, упражнения; показ способа обследования и создания, освоения способов действительности);
- г) развития эстетических способностей, творческих умений и проявлений, способов самостоятельной деятельности (игровые упражнения, развивающие синестезию, воображение, вкус, ассоциирование, способность воспринимать выразительность форм; включение ситуаций ролевого монолога, театрализации по мотивам рассматриваемого произведения, приемов вхождение в картину, домысливания).
В современной системе художественно-эстетического воспитания и развития детей дошкольного возраст принята дифференциация традиционных методов (репродуктивный, информационно-рецептивный, эвристический, наглядный, словесный, практический, проблемного изложения, стимулирования и мотивации на успех; использование схем и моделей, игровые методы и пр.), а также специфических методов:
- а) обогащения эстетического опыта (А. Г. Гогоберидзе, А. М. Вербенец);
- б) уподобления характеру звучания музыки (О. П. Радынова);
- в) импровизационно-вариативный (И. Г. Галянт);
- г) эстетического убеждения, пробуждения к сопереживанию; сенсорного насыщения, эстетического выбора; эвристических и поисковых ситуаций, разнообразной художественной практики и др. (И. А. Лыкова);
- д) приобщения детей к экспериментальной художественной деятельности и развития художественно-эстетических способностей (П. Г. Саморукова, В. И. Логинова);
- е) операторного освоения сенсорных процессов, познания художественно-образного начала, импровизации в творчестве (Н. В. Бутенко);
- ж) моделирования игры, стимулирования творческой активности (Н. В. Яковлева) и др.
Отслеживание результатов художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста осуществляется в процессе мониторинга, позволяющего определить достижение целевых ориентиров, предусмотренных ФГОС дошкольного образования по данному направлению личностного развития, в соответствии с которыми ребенок:
- 1) овладевает основными общекультурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах детской деятельности, общении;
- 2) приобщается к искусству, художественно-эстетической культуре, выступающих в качестве культурного и информационно-познавательного аспектов жизни;
- з) обладает способностью к ценностно-эмоциональному и смысловому взаимодействию с миром, в результате чего у него формируются личностные смыслы и целостная картина мира;
- 4) обладает развитым творческим воображением в контексте культуры творческого мышления как индивидуальным свойством личности, проявляющимся в восприятии, осмыслении и преобразовании окружающего мира посредством создания нового продукта собственного творчества, обогащающего собственную детскую субкультуру;
- 5) достаточно хорошо владеет устной речью, с помощью которой может выражать собственные чувства и желания, а также высказывать собственное мнение о художественных произведениях и образах;
- 6) имеет развитую мелкую моторику и проявляет зрительно-двигательную готовность, которые связаны с формированием зрительно-двигательной координации, что обеспечивает творческое решение задач и поиск новых способов композиционных изображений для передачи целостности образов;
- 7) накапливает элементарные представления об изобразительных художественных материалах, техниках изображения в процессе обучения и поисковой деятельности, приобретает личностный опыт в художественно-творческой деятельности.
В практике работы ДОУ используется система мониторинга достижений детьми планируемых результатов освоения программы дошкольного образования. В свою очередь, это предусматривает проведение педагогической диагностики для выявления особенностей художественно-эстетического воспитания и развития детей дошкольного возраста в разных формах: беседы, диалоги, наблюдения, проблемные и экспериментальные ситуации, дидактические игры, ранжирование, рисуночные методики и пр. Диагностика проводится педагогом по мере необходимости, которую он определяет самостоятельно, используя эффективные диагностические методики и творческие задания.
Показатели художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста определяются в соответствии со следующими направлениями:
- 1) музыкальная деятельность — эмоционально-чувственное восприятие музыки (содержание) в процессе слушания и музыкальноритмических движений; интонирование (подпевание, пение мелодических оборотов, мелодии и ее фрагментов); ритмичность в движении под музыку, пении, игре на музыкальных инструментах (чувство метро-ритма, воспроизведение несложных ритмических рисунков); музыкально-творческие проявления ребенка (вокальные, инструментальные и пластические импровизации); эмоциональная отзывчивость на музыку во всех видах музыкальной деятельности;
- 2) область художественной литературы — интерес к книге, освоение социально-нравственных ценностей, умение оценивать действия и поступки литературных героев, сочинительство, развитие воображения и фантазии;
- 3) изобразительная и художественно-продуктивная деятельность — интерес к деятельности, освоенные способов деятельности, креативность.
Результаты диагностики определяются следующими уровнями художественно-эстетического воспитания и развития детей дошкольного возраста: допустимый уровень (ребенок овладевает), достаточный уровень (ребенок освоил), устойчивый уровень (ребенок хорошо владеет) .
В процессе диагностики педагог может оказать ребенку разные виды помощи:
- а) стимулирующая помощь активизирует собственный потенциал ребенка («посмотри внимательно», «подумай», «вспомни, как это можно выполнить»);
- б) эмоционалъно-регулирующая помощь выступает как положительная или отрицательная оценка деятельности («очень хорошо, молодец», «ты не подумал, неверно», «ты постарался», «у тебя получилось очень хорошо» и др.);
- в) направляющая помощь регулирует постановку цели, помогает понять задание через повторение инструкции выполнения («послушай внимательно задание», «вспомни, что нужно сделать», «с помощью каких изобразительных материалов ты можешь выполнить задуманное?»);
- г) организующая помощь направлена на развитие мыслетворчества и контроль действий ребенка («сравни», «чем отличаются?», «сгруппируй по цвету», «на что похоже?»).
Такие виды помощи выступают как стимулирующая поддержка и педагогическое сопровождение, что способствует получению более качественных результатов в художественно-эстетическом воспитании и развитии детей дошкольного возраста.