Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Агрессия как основание конфликтов в учении к. Лоренца

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

К. Лоренца традиционно называют в числе исследователей конфликта, а название его книги «Агрессия, так называемое зло» можно назвать девизом тех мыслителей, которые хотели бы видеть в конфликте нс только деструктивный феномен. Его произведение в момент выхода вызвало массу дискуссий не только из-за биологизации социальных процессов, что привело в конечном итоге к созданию социальной этологии… Читать ещё >

Агрессия как основание конфликтов в учении к. Лоренца (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

К. Лоренца традиционно называют в числе исследователей конфликта, а название его книги «Агрессия, так называемое зло» можно назвать девизом тех мыслителей, которые хотели бы видеть в конфликте нс только деструктивный феномен. Его произведение в момент выхода вызвало массу дискуссий не только из-за биологизации социальных процессов, что привело в конечном итоге к созданию социальной этологии, но и из-за наделения человека конфликтогенными чертами.

Несмотря на то что К. Лоренц известен прежде всего как биолог, как нобелевский лауреат в области физиологии, он написал целый ряд трудов философского характера, и сегодня уже никто не сомневается в его статусе как философа, спор идет лишь о том, к какому направлению его можно было бы приписать — социобиологии, неовитализму или натурализму.

Методологически К. Лоренц действительно ориентирован однозначно: биология является для него основанием для решения гносеологических проблем в «Оборотной стороне зеркала», социальных и прогностических в «Деградации человеческого». Соответственно природу конфликтов он также пытается увидеть сквозь призму социальной этологии. Практически во всех работах К. Лоренц оговаривает специфику своего подхода и причину, по которой пришло время обратиться к биологии в поисках ответа на вопрос, как можно управлять социальными процессами.

Он подчеркивает, что современный человек отказывается от самопознания тех процессов, которые по произволу идеалистической философии отнесены к сфере духа. В оправдание конфликтов человек очень часто приводит возвышенные причины, не пытаясь увидеть естественные. Идеалистическая философия, разделив мир на мир вещей, который представлен как мертвая индифферентная материя, и мир идей, где сосредоточены все ценности, сделала человека равнодушным к своей биологической природе. К. Лоренц подчеркивает, что выступает здесь не как противник идеализма, или ограниченный дарвинист, напротив, он пытается выйти за рамки противопоставления материализма и идеализма с тем, чтобы воззвать к целостности человеческого бытия. «Сведущий человек почувствует лишь новое благоговение перед Разумом и Ответственной Моралью, которые впервые пришли в этот мир лишь с появлением человека — и вполне могли бы дать ему силу, чтобы подчинить животное наследие в себе самом, если бы он в своей гордыне не отрицал само существование такого наследия»63. Иначе говоря, в вопросах объяснения природы конфликтов человеку придется соотнести особенности своего поведения с животными и уж потом, поняв себя как животное, человек может ставить вопрос о стратегии регулирования социальных конфликтов.

Человечество, по К. Лоренцу, представляет собой всего лишь один из видов живого, который, конечно, более развит, чем другие, в силу того, что может передать больший объем информации. Но это не значит, что человек полностью отличается от животного, более того, он по природе наделен информацией, которая передается невербально и которая отбиралась поколениями не только людей, но и животных в ходе эволюции. Задача исследователя — увидеть в человеке то, что он наследует от своих эволюционных предков, и понять, что из этого наследства он привносит в свою повседневную жизнь.

Именно поэтому работа К. Лоренца об агрессии по большей части описывает животных и их формы агрессивного поведения, но это только для того, чтобы, по замыслу автора, ярче подчеркнуть единую природу всего живого и перспективность такого биологического видения природы конфликта. Как и всех мыслителей XX века, его волнуют проблемы войн, тоталитарных режимов — пережитого уже фашизма и современного ему коммунистического режима в СССР и Китае, интересует вопрос о перспективах цивилизации. Именно поэтому вопрос о сущности агрессии оказывается в числе актуальных.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой