Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Становление и развитие классического эволюционизма в антропологии

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На этнографическом этапе преобладающими были методы этнографического описания. При этом следует отметить становление в середине XIX в. двух тенденций в понимании соотношения этнологии и антропологии. Первая из них противопоставляла этнологию как науку о народах антропологии как науке о человеке. Именно такой позиции придерживались основатели немецкого «Общества антропологии, этнологии… Читать ещё >

Становление и развитие классического эволюционизма в антропологии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Предпосылки становления эволюционистских концепций в социальной антропологии и их общая характеристика.

Непосредственному становлению социальной (культурной) антропологии как самостоятельной дисциплины способствовало два важнейших фактора. Первый — открытие европейцами в XVIII—XIX вв. новых земель и продолжение колониальной экспансии. Необходимость усиления политического и экономического влияния потребовала исследования культур покоренных народов. Второй фактор — исследование истории и теории культуры в трудах философов эпохи Просвещения, которые сохраняли свой авторитет и в XIX в.: географический детерминизму теория " благородного дикаря", живущего по естественным законам, идея общественного прогресса.

Что касается непосредственно эволюционистского направления социальной антропологии, то важнейшим фактором стало утверждение в европейском научном мышлении эволюционного мировоззрения благодаря появлению космогонической гипотезы И. Канта (1755) и II. Лапласа (1788) в астрономии, эволюционистского подхода в геологии Ч. Лайеля (1830— 1833), применение принципа развития в биологии Ж. Ламарком (1809), становление общеорганической теории эволюции Ч. Дарвина (1859).

Важной предпосылкой конституирования социальной (культурной) антропологии как науки явилась организация к середине XIX в. географических, антропологических, этнологических обществ: «Парижского общества этнологии» (1839), «Королевского антропологического института Великобритании и Ирландии» (1871), «Общества антропологии, этнологии и доистории» (Германия, 1869) и др. Признанием дисциплинарного оформления науки о культурах стало появление специальных периодических изданий: в Англии — «Фольклор» (1890) и «Человек» (1901), в Германии — «Ethnologica» (1909), в США — «Американский антрополог» (1899).

В процессе формирования социальной (культурной) антропологии исследователи обычно выделяют несколько этапов.

  • 1. Этнографический этап (1800—1860-е гг.).
  • 2. Эволюционистский этап (1860-е — середина 1890-х гг.).
  • 3. Исторический этап (середина 1890-х — середина 1920;х гг.).
  • 4. Психологический этап (конец 1920;х — 1950;е гг.).
  • 5. Структурно-функционалистский этап (1930—1950;е гг.).
  • 6. Неэволюционистский этап (1950—1980;е гг.).
  • 7. Постструктуралистский этап (1980;е — по настоящее время)[1].

Каждый этап характеризуется преобладанием того или иного методологического подхода. Однако, во-первых, в каждый конкретный период времени влиятельными оказываются нередко сразу несколько методологических подходов и теоретических концепций, во-вторых, научное творчество многих крупных культурантропологов и этнологов трудно вместить в узкие рамки одного подхода. В-третьих, в национальных рамках зачастую сосуществовали различные парадигмы, в отдельных национальных этнологических школах некоторые из парадигм могли отсутствовать и т. д. Поэтому строго выдержать хронопарадигмальный принцип не представляется возможным.

На этнографическом этапе преобладающими были методы этнографического описания. При этом следует отметить становление в середине XIX в. двух тенденций в понимании соотношения этнологии и антропологии. Первая из них противопоставляла этнологию как науку о народах антропологии как науке о человеке. Именно такой позиции придерживались основатели немецкого «Общества антропологии, этнологии и предыстории» (1869); в рамках состоявшегося в Париже в 1875 г. Международного географического конгресса работала секция антропологии, этнологии и доисторической археологии. Вторая тенденция проявилась в понимании этнологии в качестве составной части антропологии. Так, в Великобритании «Этнологическое общество» и «Антропологическое общество» были объединены в рамках «Королевского Антропологического института Великобритании и Ирландии» (1871).

  • [1] См., например: Бажуков В. И. Социальная и культурная антропология. С. 34—39; С незначительно измененной периодизацией подобную классификацию приводит Э. А. Орлова. См.: Культура. Теории и проблемы. М.: Наука, 1995. С. 107 и др.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой