Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Конституирование духовности как философская проблема

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Духовная ориентация была свойственна человеку уже на самых ранних стадиях цивилизационного развития. Однако, ощущение того, что дух присутствует везде и является источником всего, постепенно утрачивалось. Религия, развиваясь как форма духовной деятельности и объединяя духовные потребности человека с социальными, вытеснила и отдалила человека от природы. Следующим шагом стало развитие науки… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Духовность как сущностное бытие человека
    • 1. 1. Философское осмысление феномена духовности
    • 1. 2. Рациональные практики и бытийные трансформации личности
    • 1. 3. Иррационализм как антропологическая и историческая константа философской рефлексии
  • Глава 2. Духовное бытие: содержание и структурализация
    • 2. 1. Основания типологизации духовности
    • 2. 2. Духовность как целостность новой рациональности и иррационализма

Конституирование духовности как философская проблема (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Философские концепты значимы настолько, насколько они раскрывают жизненные, смысловые ориентиры человека в социокультурном пространстве. Процесс перестройки, прежде всего перестройки человеческого сознания, с необходимостью привел к переосмыслению проблем духовности, исследование которой стало неотъемлемой частью современной философии.

Самосозидание субъективной духовности происходит не в отрыве, а в органической связи с развитием объективной духовности. Последнее проявляется в форме культуры. Культура органически соединяет поколения, реализуя преемственность прошлого, настоящего и будущего. Освоение и усвоение опредмеченного опыта объективной духовности есть условие становления и развития человеческого в человеке, есть предпосылка для самовыражения человека через его духовный мир.

Опыт культуры не только рационален, но и иррационален. Поэтому, не случайно, человек интересуется вопросами запредельного бытия, обращается к вере, пытается постигнуть жизнь после смерти. Преодолевая рационализм, якобы приведший к разрушению и аморализму, современный человек стремится решать проблемы своего духовного бытия, духовного очищения и просветления.

В условиях кризиса цивилизационных оснований человек ищет пути возрождения духовности, как пути выхода из трудной, во многом драматичной ситуации, в которой оказалась наша страна. Актуализация социально-философского анализа духовности определяется, кроме того, сложностью современной российской социо-экономической обстановки: это и нестабильность экономического развитияи восприятие техники как все более самодостаточной силы, проявление которой приобретает агуманный характерэто проблема потерянного поколения и отсутствие социальной защищенностиэто разрушение системы ценностей общества, отсюда отсутствие нравственных ориентиров поведения. Разрушается мораль, вырождаются образность и искусство, отмирают истинные религиозные чувства.

Среди традиционных очагов воспитания духовности в России были и остаются семья, школа, церковь, книги, театр, радио, телевидение. Об этом свидетельствуют многие факторы и обстоятельства, сопровождающие нашу жизнь. Особенно актуальны сегодня решения данной проблемы для российского образования. Не случайно, в гор. С-Петербурге уже дважды (в октябре 2002 и январе 2003 г. г.) собирался форум ректоров вузов и российской интеллигенции, посвященный проблеме духовности. Задача образования, как подчеркивалось на этом форуме, «создать рационального интеллигента для иррациональной страны». Без иррациональных идей, по мнению отдельных выступающих, невозможно было бы создать огромную Российскую Федерацию, в которой мы живем.

Обсуждению проблем духовности сегодня посвящается множество научных конференций, диспутов и дискуссий. В частности, интернациональная конференция «Is it right for this new millennium without preparation"[234], на которой, среди прочих, рассматривались вопросы предупреждения дальнейшей дегуманизации общества, обуздания научно-технических достижений. На конференции был сформулирован тезис о необходимости философской рецепции проблемы духовности личности в условиях становления нового информационного общества.

Определяя актуальность выбранной темы исследования, мы исходим из отсутствия, на наш взгляд, целостного представления о своеобразии духовности как интегрального качества личности, которое позволило бы в полном объеме выработать ориентиры и цели в ее духовном становлении.

Степень теоретической разработанности проблемы. Исследование выполнено в проблемном поле социальной философии, которая рассматривает духовность как сущностную сферу человека.

К данной проблеме в последнее время обращаются многие философы, которые ведут поиск либо с методологической позиции рационализма, исключающей из понятия духовности любой иррациональной компоненты, либо с позиции иррационализма.

К категориальному статусу понятия «духовность» в советской философии обращались такие авторы, как Д. И. Дубровский, Э. В. Ильенков, А. К. Уледов, В. Г. Федотова и др., однако в выходивших в то время энциклопедических словарях и монографиях понятие «дух» объявлялось устаревшим, характерным лишь для идеалистической философии. Тем ценнее попытки философского осмысления природы духовности и возрождение ее использования как философской категории такими философами, как Г. И. Петрова, А. Д. Спирин. Это позволяет эксплицировать духовность в ряду таких понятий, как психика, душа, дух, рассудок, разум, интеллект и уточнить координаты каждой из категорий в процессе человеческого познания и жизнедеятельности.

В философских работах советского периода можно выделить несколько подходов к рассматриваемому понятию: духовность как сумма положительных качеств личности (В.П. Великий, В. П. Киселев, А.В. Плетнев) — духовность как характеристика сознания, отражающая господствующий тип ценностей (Л.П. Буева, В.Г. Федотова) — духовность как интегральное качество человека, формируемое его социально-общественными потребностями (Г.Э. Бурбулис, Т. Т. Власенко, Ю. П. Вяземский, М. С. Каган, В. Е. Кемеров, П.В. Симонов). Ограниченность первых двух подходов не позволяет говорить о духовности как целостном явлении, отсюда невозможность выявить сущность и качественное своеобразие рассматриваемого феномена. Только осмысливая проблемное поле духовности как целостного явления, как высшей ценности человеческого бытия, становится возможным выявить его специфику как интегрального качества человека.

В современных философских исследованиях духовность исследуется как способ человеческого бытия, который задает ценностные ориентиры его жизнедеятельности, являясь основополагающим качеством человека (B.C. Барулин, Д. И. Дубровский, А. В. Иванов, А. Д. Косичев, С. Б. Крымский, В. А. Лекторский, Н. Н. Моисеев, Е. П. Никитин, Г. В. Платонов, И. В. Фотиева, В. В. Чешев, В. Н. Шердаков, М. Ю. Шишин, А.И. Яценко). В частности, B.C. Барулин включает в это понятие все содержание интеллектуально-мыслительной, чувственно-эмоциональной и волевой человеческой деятельности, весь сложный комплекс психики человека, нравственно-эстетических и религиозных помыслов и переживаний. Таким образом автор относит к духовности все проявления внутреннего мира человека, хотя подобная тождественность, на наш взгляд, неправомерна, поскольку выражением психического поведения могут быть, например, агрессия, апатия и т. д. Согласно мнению С. Б. Крымского, принцип духовности, созвучный нашему времени, должен основываться на идеи нравственного интеллекта, сочетающего моральный ум и разумную эмоцию. Выделяя в истории цивилизации типы духовности восточного, античного, христианского и сциентистского образца и утверждая мысль об их духовном синтезе, автор ограничивается выделением предикатов духовности через определение инвариатных черт, присущих всем ее типам.

Обращаясь к проблеме духовности, философы анализируют такие конституирующие ее компоненты как религия, философия, право, политика, мораль, искусство, и т. п. Для того чтобы проанализировать набор перечисленных конституэнтов, выявить их соотношение, Е. П. Никитин, в частности, предлагает деление их на две принципиально различные группы: конкретно-исторические формы и трансисторические начала [136, 5]. Трансисторическими являются познавательное, нравственное и эстетическое начала, которые существуют извечно и непрерывно. Вторую группу составляют конкретно-исторические формы духовности, к которым автор относит религию, философию, науку, искусство, право и т. п. Именно конкретно-исторические формы, на наш взгляд, является основанием для возможной типологизации духовности современного общества.

Следует отметить, что круг литературы, в которой бы нашел отражение подход к духовности как целостному явлению, достаточно ограничен, мы надеемся частично восполнить этот пробел, обратившись к исследованию духовности в контексте синтеза рационального и иррационального.

Поскольку проблемное поле данного исследования включает понятие рациональности, постольку был предпринят ее анализ на примере работ С. С. Аверинцева, П. П. Гайденко, И. Т. Касавина, А. А. Новикова, Б. И. Пружинина, А. И. Ракитова, Н. М. Смирнова, З. А. Сокулер, И. П. Фарман и др. Это позволило установить, что проблема рационализма, как наиболее адекватного стиля мышления европейского человека, в условиях индустриальной цивилизации приобретает жизненно-практическую значимость в связи с тем, что возможные перспективы развития общества напрямую зависят от учета социальных последствий развития науки и техники.

К модели научной рациональности, определяющей способ построения образа науки в его конкретно-исторической взаимосвязи с системой культуры, обращаются Л. М. Косарева, В. Н. Порус, B.C. Степин, которые утверждают о достаточности использования критериев научного разума в рамках самой науки, но не в социальных явлениях. Осознание существенной гуманистической неполноты, несамодостаточности научного разума, господствовавшего в сознании европейцев со времен Просвещения, привело к поиску рациональности нового типа, которая ориентировалась бы не только на истину, но и была связана с нравственными и ценностными критериями (Н.С. Автономова, П. С. Гуревич, Л. А. Микешина, М. Ю. Опенков, B.C. Швырев). Если в исканиях новой рациональности отечественные философы, в частности B.C. Швырев, обращаются к вопросам включения ценностей, «человеческой» размерности в «тело» знания, установки на диалог с внерациональными формами ментальности и культуры и др., то зарубежные философы (Ж. Гранже, Х. Перельман) расширяют данное проблемное поле, апеллируя уже к такой духовной традиции, как мистика. Эти выводы особенно важны для осознания недопустимости экспансии рациональности по отношению к таким формам опыта личности, которые неотчуждаемы от самой личности и ее духовно-душевной сферы. Чисто рациональный подход к миру, сущности человека вносит существенные ограничения в процесс их познания. Разуму открыто не все — область, содержащая скрытые для науки знания, недоступна рациональному познанию. Это требует необходимость выйти за пределы схематизма рассудка в мир трансцендентного.

Проблема иррационального, как противостоящего рациональному, была проблематизирована и сформулирована лишь в новейшее время философами А. Бергсоном, В. Дильтеем, Ф. Ницше, А. Шопенгауэром, О. Шпенглером. Эта проблема находит отражение и в работах современных авторов, таких как А. В. Иванов, JT.B. Сурков, М. Х. Хаджаров, В. А. Яковлев, предметом философской рефлексии которых становится в том числе и интуитивное, внетеоретическое знание. Именно такая философия, оперирующая не понятиями, а пониманием, способна постичь нерационализируемые моменты духовности.

В условиях общесистемного кризиса современной техногенно-потребительской цивилизации мировосприятие человека XXI века все более склоняется к необходимости синтетического подхода к рациональности и иррациональности, обусловливающих взаимное сосуществование (X. Альберт, В. Коши, Н.С. Мудрагей). В своих исканиях философы обращаются к наследию К. Ясперса, для которого проблема разумного и неразумного есть проблема разума и экзистенции, как двух неразделимых «полюсов нашего бытия». Подобные взгляды подтолкнули нас к мысли о возможности снятия дихотомии «рациональное-иррациональное» через обращение к проблемному полю духовности.

В русской философской мысли конца XIX в. — начала XX в. исследование своеобразия духовности, ведущееся в рамках религиознофилософского обновления, связано с именами Н. А. Бердяева, С. Н. Булгакова, Д. С. Мережковского, B.C. Соловьева, С. Л. Франка, Л. И. Шестова и др. В традициях этой философии, в частности Н. А. Бердяева, человек предстает как носитель разума, но с не меньшим основанием к нему подходят как существу иррациональному, парадоксальному, совмещающему «в себе полярные противоположности» [19, 55]. С позиции данного исследования важным является подход к духовности, главным образом, как целостности человеческого «я», осознание этим «я» того особого измерения, в котором человек познает себя ему одному свойственным образомкак особой реальности личностного опыта.

Цели и задачи исследования. Цель диссертационного исследования состоит в разработке концепции, раскрывающей основания конституирования духовности.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Обозначить имеющиеся историко-философские походы к проблеме духовности, провести их сравнительный анализ.

2. Выявить содержание и состав духовности, путем ориентации на рациональное и иррациональное.

3. Определить критерии типов духовности, построить типологическую модель духовности.

4. Раскрыть духовность как целостность посредствам взаимосвязи новой рациональности и иррационального.

Теоретико-методологические основания исследования. Данное исследование заявлено в ракурсе социально-философской проблематики.

В связи с тем, что носителем духовности является человек, то возникает необходимость привлечения философской антропологии как дополнительного аспекта социальной философии. Именно анализ духовного бытия человека посредством диалектики рационального и иррационального требует антропологического подхода. Философская антропология является наукой «о сущности и сущностной структуре человека, его основных отношениях: к природе, обществу, другим людям, самому себе, о его происхождении, основаниях его существования, об основных категориях и законах его бытия» [50, 9].

В представленной работе антропологический подход находит свое выражение через исследование духовного бытия, духовности человека. Взаимодействие разных ипостасей духовности, использование в рамках философской антропологии экзистенциально-метафизического постижения духовности, возвышает человека, способствует его стремлению к трансцендентному. Вот почему диссертант обращается к контекстуальному соотношению рационального и иррационального, присущих человеку как родовому существу. Но в каждой эпохе сущность духовности в зависимости от приоритетов рационального или иррационального проявляется по-разному, меняются формы знания. Этим обстоятельством обусловлено использование в данном исследовании сравнительного метода и принципа историзма для историко-философского анализа сущности духовности и ее типов.

Научная новизна исследования состоит в развитии понимания духовности как своеобразной сферы сущности человека, выявленной через посредство диалектики рационального и иррационального.

Научная новизна работы, содержится в следующих положениях, выносимых на защиту:

1. Впервые предложена концепция, раскрывающая основания конституирования духовности через взаимодействие рационального и иррационального.

2. Выявлены способы взаимодействия рационального и иррационального в зависимости от гносеологически-когнитивных, ценностно-мотивационные приоритетов или метафизически-трансцендентальных ориентиров.

3. Предложена типологическая модель, по-новому раскрывающая содержание духовности в отличие от существующих в отечественной литературе.

4. Очерчены информационно-коммуникативные контуры духовности, позволяющие выйти на формирование рациональности нового типа.

5. Актуализирована идея о взаимодополнительности как религиозно-философских, так и светских, научно-синтетических компонентов духовности с учетом современных условий.

Апробация работы. Основные положения диссертации были обсуждены на научных семинарах и заседаниях кафедры культурологии и социальной коммуникации ТПУ.

Результаты проведенного исследования представлены в материалах:

1) Научно-практической конференции «Культура информационного общества»: а) «Проблемы духовности в информационном обществе» (в соавторстве) — б) «Подходы к исследованию проблем духовности в современном информационном обществе» (Красноярск, 2002);

2) Международной научно-практической конференции «Формирование профессиональной культуры специалистов XXI века в техническом университете» «Новые подходы в стратегии управления высшей школой» (СПб., 2003);

3) Международной научно-практической конференции «Социально-экономическое развитие общества: система образования и экономика знания» «Взаимодополнительность рационального и иррационального в современной системе образования» (Пенза, 2004).

Структура диссертации. Структура работы определяется целью, основными задачами и внутренней логикой исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав (пять параграфов), заключения и библиографического списка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Человек единственное существо, способное выйти за свои пределы, взглянуть на себя со стороны, осуществить самоанализ и отредактировать свое поведение, свое отношение к миру. Наделенный разумом, он есть единственное существо, способное осознать свое бытие как проблему. И, осмыслив эту проблему, обрести свое место в системе «природа — общество — человек», заявив о своем духовном измерении.

В традиционно философском понимании духовность включает в себя три начала — познавательное, нравственное и эстетическое. Этим трем способностям человеческой природы соответствуют три сферы духовной деятельности, созидающие научное знание и философию, искусство, нравственность. Им, в свою очередь, соответствуют духовные ценности, относимые к разряду высшихистина, добро, красота. Все три стороны вместе образуют то, что называется духовной жизнью, духовным поиском, исканиями.

Духовность человека сама себя созидает в силовом поле напряжения между сущим и должным (желаемым), находясь постоянно в состоянии борения с другими измерениями (началами) человеческого «я», а также с условиями внешней среды своего существования и самовыражения.

Утрата гармонии человека с самим собой и окружающим его миром, актуализирует проблему человеческого бытия, его смысла, цели, предназначения. Человек в своем стремлении к техническому могуществу и материальному изобилию постепенно приходит к осознанию той мысли, что сам по себе технический прогресс, подчиненный логике производительности и потребления, не адекватен гуманистическому прогрессу, нацеленному на созидание личности самого человека с его миром духовных ценностей. Обретение духовности, рассматриваемой в контексте данного исследования путем обращения к новой рациональности и иррационального, является смыслом человеческого существования, ибо только на этом пути человек может реализовать себя как личность. «Все в человеке потому и личностно, что все соотнесено к духовному началу, что человек всегда и во всем духовен. Эта духовность <.> есть средоточие, живая сердцевина человека, истинный центр (реальное „я“), основа индивидуальности человека, метафизическое его ядро», — писал В. В. Зеньковский [70,47].

Духовная ориентация была свойственна человеку уже на самых ранних стадиях цивилизационного развития. Однако, ощущение того, что дух присутствует везде и является источником всего, постепенно утрачивалось. Религия, развиваясь как форма духовной деятельности и объединяя духовные потребности человека с социальными, вытеснила и отдалила человека от природы. Следующим шагом стало развитие науки и техники с присущим им самостоятельным типом мировоззрения, все более не зависимым от религиозных устоев. Происходит перемещение «центра тяжести» универсума на человека. Человек из почтительно созерцающего явленный ему мир превращается в его центр. Развитие научной картины мира с господствующим в ней механистическим детерминизмом разрушает присущую традиционной философской рациональности корреляцию между установками на объективное постижение мира, как он существует сам по себе, и выработку смысложизненных ориентиров человеческого поведения. В научно-рациональном познании природы, понимаемой как механизм, нельзя найти ответа на смысложизненную проблематику.

Философские исследования, связанные с различными формами духовной деятельности, очертили возможные подходы к проблеме рациональности, в частности, обоснование рациональности и в таких духовных сферах, как мораль, религия, искусство. Несомненно, этический, эстетический и религиозный опыт располагают собственными категориями и формами. Даже религиозный опыт, источники которого имеют иррациональный характер, часто выражен в тщательно разработанных теоретически проявлениях. Подобного рода осмысление проблемы рациональности не вызывает удивления, поскольку в рамках культуры, ориентированной на определенные стандарты в постижении мира и организации социокультурной жизни, неизбежна постановка вопроса о соответствии этим стандартам всех видов духовно-теоретической и духовно-практической деятельности.

Однако существование таких форм опыта личности, которые неотчуждаемы от самой личности и ее духовно-душевной сферы, требует необходимости выйти за пределы схематизма рассудка. Обращение к нерационализируемым интуитивным состояниям и суждениям, которые нельзя обосновать или доказать, стало причиной смещения философской рефлексии в область понимания. Именно такая философия, оперирующая не понятиями, а пониманием, способна постичь нерационализируемые моменты духовности.

Как нет человека без способности к познанию и деятельности, так не может его быть без способности к вере, любви, переживанию красоты. Определение духовности как синтетического понятия, ориентирующего на рассмотрение человеческой жизни и процессов, происходящих в социокультурной сфере, с точки зрения их рациональной и иррациональной целостности, обусловливает, на наш взгляд, возможность постижения сущностного бытия человекаодну из возможностей среди ряда других.

В начале XXI века в наиболее развитых странах постепенно приобретает зримые очертания созданная теоретиками (Д. Белл, Т. Веблен, М. Маклюэн, И. Масуда, Э. Тоффлер, и др.) картина информационного общества. Развитие информационных технологий существенным образом меняет жизнь социума и оказывает влияние на его сложившуюся культуру. Усложняются структура и функции культуры. Сегодня есть все основания говорить о формировании новой информационной культуры, как элемента общей культуры человечества. Осмысление места и роли человека, его духовного мира в условиях данной становящейся культуры представляет собой одну из перспектив дальнейшего исследования представленной темы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. С.С. Два рождения европейского рационализма // Вопросы философии. 1989. — N 3. — с. 3−13.
  2. Г. А. Трактовка духовной культуры и духовности в отечественной аналитике в прошлом и теперь // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 7. Философия. 1998. — № 4. — с. 3−17.
  3. Н.С. В поисках новой рациональности // Вопросы философии. 1981. — № 3. — с. 145−156.
  4. Н.С. Конец бессознательного // Философские науки. — 1995. -№ 5.
  5. Н.С. Рассудок. Разум. Рациональность. М. Наука, 1988. — 286 с.
  6. Н.С. Рациональность: наука, философия, жизнь / Рациональность как предмет философского исследования. М., 1995. -225 с.
  7. Э. Человек как предмет философского познания / О человеческом в человеке / Под общ. ред. И. Т. Фролова. М.: Изд-во полит, лит-ры.-1991.-384 с.
  8. Е.А. Рациональность и сознание. Историко-теоретический очерк проблемы обоснования рациональности. — Минск, 1991.
  9. Альтернативные миры знания: Сб. ст. / Под ред. В. Н. Поруса и Е. Л. Чертковой. СПб.: РХГУ, 2000. — 325 с.
  10. С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. М.: Мысль, 1988.-253 с.
  11. А.З. Истоки духовности: религия и атеизм. М.: Наука, 1993. — 112 с.
  12. В.У. Философия духа: Опыт интенционального анализа — М., 1995.- 103 с.
  13. B.C. Социальная философия. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. — 560 с.
  14. B.C. Социально-философская антропология. Общие начала социально-философской антропологии. М.: Онега, 1994. — 256 с.
  15. К.Б. Аналогии и модели в познании. — Новосибирск: Наука, 1981.-319 с.
  16. М.М. Искусство и ответственность: К философии поступка -Киев: NEXT, 1994. 384 с.
  17. Г. Новый рационализм. — М.: Прогресс, 1987. 374 с.
  18. Н.А. О назначении человека. Опыт парадоксальной этики. — М.: Республика, 1993. 384 с.
  19. Н.А. Самопознание. М.: ДЭМ, 1990. — 336 с.
  20. Н.А. Смысл истории. — М.: Мысль, 1990. — 173 с.
  21. Н.А. Сочинения / Сост., вступ. статья и прим. А. В. Гулыги. — М.: Раритет, 1994.
  22. Н.А. Философия свободного духа. М.: Республика, 1994. — 480 с.
  23. Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М.: Правда, 1989.- 606 с.
  24. Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. Т.1. — М.: Искусство, 1994. 510 с.
  25. Н.А. Я и мир объектов. Опыт философии одиночества и общения. — Париж, 1934.
  26. В.В. Философия и религия // Вопросы философии. 1992. — № 7.- с. 34−44.
  27. B.C. Нравственность. Культура. Современность (Философские раздумья о жизненных проблемах) / Этическая мысль. Научно-публицистические чтения. М., 1990.
  28. B.C. От наукоучения к логике культуры. — М.: Политиздат, 1991.-412 с.
  29. Бом Д. Наука и духовность: необходимость изменений в культуре // Человек. 1993. — № 1. — с. 7−17.
  30. Ю.М. От фантазии к реальности: происхождение нравственности. М., 1995.
  31. Ю. Духовная ситуация времени // Вопросы философии. — 1993.-№ 5.-94−98.
  32. Буари Филипп А. Паблик рилейшнз или стратегия доверия. М.: Инфра-М, 2001.-178 с.
  33. М. Два образа веры. М.: Республика, 1995. — 464 с.
  34. Л.П. Духовность и проблемы нравственной культуры / Духовность, художественное творчество, нравственность (материалы «круглого стола») // Вопросы философии. 1996. — № 2. — с. 3−40.
  35. Г. Э., Кемеров В. Е. Духовность и рациональность. — М.: Знание, 1986. 59 с.
  36. М. Модели. Репрезентация и научное понимание. — М.: Прогресс, 1988.-507 с.
  37. М. Избранное. Образ общества. М.: Юрист, 1994. 704 с.
  38. В. Философия культуры и трансцендентальный идеализм / Избранное: Дух и история. М.: Юрист, 1995. — 688 с.
  39. В.Н., Любутин К. Н., Нарский И. С. От рассудка к разуму. -Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1991. — 160 с.
  40. Всемирная энциклопедия: Философия / Главн. науч. ред. и сост. А. А. Грицанов. М.: ACT, 2001. — 1312 с.
  41. П.П. Владимир Соловьев и философия Серебренного века. — М.: Прогресс-Традиция, 2001. 468 с.
  42. П.П. Проблема рациональности на исходе XX века // Вопросы философии. 1991. — № 6. — с. 3−14.
  43. П.П. Прорыв к трансцендентному: Новая онтология XX века. -М.: Республика. 1997. — 496 с.
  44. П.П., Давыдов Ю. Н. История и рациональность: Социология М. Вебера и веберовский ренессанс. М.: Политиздат, 1991. — 366 с.
  45. И.А. Слово о личности: Философское эссе. Минск: Наука и техника, 1990. — 158 с.
  46. Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. — М., 1974. Т. 1.
  47. В., Некрасов Е. Философская антропология. М., 2000. — 235 с.
  48. П.С. Мистика как культурная традиция // ОНС. — 1994. № 5. -с. 136−145.
  49. П.С. Поиск новой рациональности (по материалам трех Всемирных конгрессов) / Рациональность как предмет философского исследования. М., 1995. — 225 с.
  50. П.С. Философия культуры. — М.: Аспект-Прогресс, 1994. — 316 с.
  51. П.С. Философия человека. Часть 2. М., 2001. — 209 с.
  52. С.С., Тульчинский Г. Л. Проблема понимания в философии. М.: Политиздат, 1985. — 192 с.
  53. Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология: Введение в феноменологическую философию (главы из книги) // Вопросы философии. 1992. — № 7. — с. 136−176.
  54. Ю.Н. «Картины мира» и типы рациональности // Вопросы философии. 1989. — № 8. — с. 150−163.
  55. Ю.Н. Философский иррационализм, его генезис и основные исторические типы / Рациональное и иррациональное в современном буржуазном сознании. М., 1978.
  56. У. Многообразие религиозного опыта. М.: Наука, 1993. — 432 с.
  57. К.Г. Религия и культура. СПб.: Алетейя, 2001. — 280 с.
  58. Г. В. Культура и разум: конвергенция или дивергенция? // Вопросы философии. 2003. — № 8. — с. 37−48.
  59. О.Г. Понятие морали. М.: Наука, 1979. — 388 с.
  60. О.Г. Моральная философия: Избр. труды. — М.: Гардарики, 2002.
  61. Дж. Общество и его проблемы. М.: Идея-Пресс, 2002. — 159 с.
  62. Дж. Реконструкция в философии. — М.: Логос, 2001. 161 с.
  63. И.И. Неклассическая метафизика или конец метафизики? // Вопросы философии. 2003. — № 5. — с. 159−171.
  64. Э. Дух средневековой философии / Работы Э. Жильсона по культурологии и истории мысли. Реферативный сборник. Вып. 1. М., 1987.
  65. Э. Философия и теология. М.: Гнозис, 1995. — 189 с.
  66. В.В. Об образе Божием в человеке // Вопросы философии. — 2003.-№ 12.-с. 147−161.
  67. В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М.: Изд-во Свято-Владимирского Братства, 1993. — 224 с.
  68. В.П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся. — М.: Тривола, 1994. 304 с.
  69. Знание за пределами науки: Мистицизм, герметизм, астрология, алхимия, магия в интеллектуальных традициях. М.: Республика, 1996. — 445 с.
  70. А.В. Пути противостояния современному иррационализму // Вестн. Моск. ун-та. Сер.7. Философия. 2000. — № 6. — с. 3−20.
  71. А.В., Фотиева И. В., Шишин М. Ю. Время великого размежевания: от техногенно-потребительской к духовно-экологической цивилизации //Вестн. Моск. ун-та. Сер.7. Философия. — 1999. — № 6. —с. 3−25.
  72. И.А. Аксиомы религиозного опыта в 2-х т. М., 1993.
  73. И.А. О грядущей России. Избранные статьи. М., 1993.
  74. И.ГТ. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мира. — М.: Интрада, 1998. — 256 с.
  75. П.Ф., Крымский С. Б., Парахонский Б. А. Рациональность в науке и культуре. — Киев: Наукова думка, 1989. — 286 с.
  76. М.С. Системный подход и гуманитарное знание. Изб. статьи. JI.: Изд-во ЛГУ, 1991. — 384 с.
  77. М.С. Философская теория ценности. СПб.: Петрополис, 1997. — с. 205.
  78. М.С. Эстетика как философская наука. СПб.: Петрополис, 1997. — с. 544.
  79. И. Соч.: В 6 т. М., 1963−1966.
  80. И.Т. О социальном содержании понятия «рациональность» // Философские науки. 1985. — № 6. — 60−67.
  81. И.Т. Познание в социальном контексте. М., 1994. — 171 с.
  82. И.Т. Постигая многообразие разума / Заблуждающийся разум: Многообразие вненаучного знания. — М.: Изд-во полит, лит-ры, 1990. — 464 с.
  83. И.Т., Сокулер З. А. Рациональность в познании и практике. — М.: Наука, 1989.- 112 с.
  84. И.В. Разум на пути к истине. — М., 2002. — 662 с.
  85. Г. С. «Кризис нашего времени» как проблема человека // Вопросы философии. 1999. — № 1. — с. 40−52.
  86. Г. А. Эволюция понятий в едином человековедении: возможна ли рациональная онтология человека. М., 1992.
  87. П. Культура постмодерна: Общественно-культурные последствия технического развития. — М.: Республика, 1997. 240 с.
  88. А.А. Русская духовная философия. СПб., 1998.
  89. Л.М. Рождение науки Нового времени из духа культуры. М.: ИПРАН, 1997.
  90. Т.А. Профессиональное самоопределение будущего педагога в традиционных российских духовных ценностях. Дисс. д-ра педагог, наук. Томск, 2002.
  91. В.И. Метафизика самоопределения. — Кемерово, 1995. — 220 с.
  92. В.И. Синдром существования. — Томск, 2002. — 255 с.
  93. С.Б. Контуры духовности: новые контексты идентификации // Вопросы философии. 1992. — № 12. — с. 21−28.
  94. Г. В., Максимов Л. В. Духовные ценности: утраты, поиски, обретение. Н. Новгород, 1991.
  95. Т.В. От эстетического универсализма к эстетизации своеобразного // Вестн. Моск. ун-та. Сер.7. Философия. 1999. — № 1. -с. 74−85.
  96. М. Духовность, смысл, политизм / Человек и духовность: Сб.ст. / Отв. ред. В. Г. Федотова. Рига: Зинатне, 1990. — 150 с.
  97. А. О вере и знании — без антиномий // Вопросы философии. — 1992.- № 7. с. 45−63.
  98. А.В., Кураев В. И. Религиозная вера и рациональность / Исторические типы рациональности — М., 1995. — 350 с.
  99. П. Искушение потусторонним М.: Академический проект, 1999.-601 с.
  100. В.А. Духовность, экономизм и «после» драма взаимодействия //Вопросы философии. 2001. — № 8. — с. 56−65.
  101. В.А. Естественное и искусственное. — Нижний Новгород, 1994. 198 с.
  102. В.А. Культура и технология: борьба миров. М.: Прогресс-Традиция, 2001. — 240 с.
  103. В.А. Любовь к мудрости на пороге нового века // Вестн. Моск. ун-та. Сер.7. Философия. — 1998. № 3. — с. 3−15.
  104. И. История науки и ее рациональные реконструкции / Структура и развитие науки. М., 1978.
  105. С. Философия в новом ключе. М.: Республика, 2000. — 286 с.
  106. В.А. Духовность и рациональность / Духовность, художественное творчество, нравственность (материалы «круглого стола») // Вопросы философии. — 1996. № 2. — с. 3−40.
  107. В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. — М.: Эдиториал УРСС, 2001. 256 с.
  108. В.М. Личность как средоточие мировоззренческих исканий В.В. Зеньковского // Вопросы философии. 2003. — № 12. — с. 140−146.
  109. Лой А. Н. Сознание как предмет теории познания. Киев: Наукова думка, 1988.-246 с.
  110. М.К. Как я понимаю философию— М.: Прогресс, 1990.-366 с.
  111. М.К. Классический и неклассический идеалы рациональности. Тбилиси: Мецниереба, 1984. — 83 с.
  112. М.К. Проблема человека в философии / О человеческом в человеке / Под общ. ред. И. Т. Фролова. М.: Политиздат, 1991.-382 с.
  113. К. Очерки социального знания. Теория познания — мировоззрение историзм. — М., 1998. — 250 с.
  114. .В. Разум и сердце: История и теория менталитета. — СПб.: Изд-во С. Петер, ун-та, 1993. 232 с.
  115. А.В. Мировая духовная культура, христианство, церковь. — М., 1995.-671 с.
  116. Л.А. Философия познания. Полемические главы. — М.: Прогресс-Традиция, 2002. 624 с.
  117. Л.А., Опенкова М. Ю. Новые образы познания и реальности. М.: РОССПЭН, 1997. — 240 с.
  118. В.В. Наука и «кризис культуры» // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 7. Философия. 1996. — № 4−5.
  119. В.В. Специфика гуманитарного познания и философии как интерпретация (деконструктивизм или конструктивизм) // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 7. Философия. -1998. № 6. — с. 3−29.
  120. JI.H. Религия и культура (философские очерки). М., 2000. -318 с.
  121. JI.H. Философия религии. М.: Республика, 1993. — 416 с.
  122. А.П., Дмитриева Н. К. Философ свободного духа: (Николай Бердяев: жизнь и творчество). — М.: Высшая школа, 1993. — 271 с.
  123. Н.С. Очерки истории западноевропейского иррационализма. М.: Наука, 2002. — 111 с.
  124. Н.С. Рациональное и иррациональное философская проблема (читая А. Шопенгауэра) // Вопросы философии. — 1994. — № 9. — с. 53−65.
  125. В.И. Идея духовности. Фундаментальный принцип практического мировоззрения и государственной политики нового столетия. М., 2000.
  126. Мусхелишвили H. JL, Шабуров Н. В., Шрейдер Ю. А. Символ и поступок. М., 1987.
  127. Мысли о душе. Русская метафизика XVIII века. С-Пб: Наука, 1996. — 314 с.
  128. В.В. В поисках иных смыслов. — М.: Прогресс, 1993. — 280 с.
  129. В.В., Дрогалина Ж. А. Реальность нереального. — М., 1995.
  130. Ф.М. Рациональное и иррациональное: человек и бытие. — Уфа, 1996.
  131. С.А. Метафизика веры в русской философии. М., 2001. -355 с.
  132. Н.Д. Россия: ценности общества на рубеже XXI века. М., 1997.
  133. Е.П. Духовный мир: органический космос или разбегающаяся вселенная? //Вопросы философии. — 1991. № 8. — с. 3−12.
  134. А.А. Рациональность в ее истоках и утратах / Исторические типы рациональности. М., 1995. — 350 с.
  135. P.M. Смена базисных парадигм: концепция коммуникативной рациональности // Вопросы философии. 2001. — № l.-c. 114−122.
  136. Основы религиоведения / Под ред. И. Н. Яблокова. М.: Высшая школа, 1998. — 480 с.
  137. От философии жизни к философии культуры: Сб. статей / Под ред. В. П. Визгина. СПб: Алетейя, 2001.-395 с.
  138. X. Разум, истина и история. — М.: Праксис, 2002. — 296 с.
  139. Перспективы метафизики: Классическая и неклассическая метафизика на рубеже веков / Под ред. Г. Л. Тульчинского, М. С. Уварова. СПб.: Алетейя, 2001.-409 с.
  140. . Этическая духовность / Человек и духовность: Сб.ст. / Отв. ред. В. Г. Федотова. Рига: Зинатне, 1990. — 150 с.
  141. В. Вера в духовном мире личности. — Львов, 1989. — 96 с.
  142. Д.В. Религия: сакрализация ценностей и солидаризация людей / Рациональность иррационального / Под ред. В. И. Колосницына. — Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 1991. — 244 с.
  143. Письмо С. Н. Трубецкого о славянофильстве // Вопросы философии. — 1996.-№ 1.-е. 147−150.
  144. В.Н. Искусство и понимание: сотворение смысла / Критический анализ ненаучного знания. — М., 1989.
  145. В.Н. Парадоксальная рациональность. М.: Изд-во УРАО, 1999.
  146. Г. В., Косичев А. Д. Проблема духовности личности (состав, типы, назначение) // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 7. Философия. 1998. — № 2. с. 3−32.
  147. Проблема ценностного статуса науки на рубеже XXI в. / Отв. ред. Л. Б. Баженов. СПб.: РХГИ, 1999. — 279 с.
  148. .И. Рациональность и единство знания / Рациональность как предмет философского исследования. — М., 1995. 225 с.
  149. .И. Рациональность и историческое единство научного знания: Гносеологический аспект. М.: Наука, 1986. — 150 с.
  150. Псевдонаучное знание в современной культуре (материалы «круглого стола») // Вопросы философии. 2001. — № 6. — с. 3−31.
  151. Разум и экзистенция / Под ред. И. Т. Касавина и В. Н. Поруса. СПб.: РХГИ, 1999.-401 с.
  152. А.К. Духовный мир личности. — Л., 1976. — 12 с.
  153. А.И. Рациональность и теоретическое познание // Вопросы философии. 1982. — № 11. — с. 68−81.
  154. Рациональность на перепутье. Под ред. Лекторского В. А. В 2-х книгах. М.: РОСПЭН, 1999.
  155. Рациональность иррационального / Под ред. В. И. Колосницына. -Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 1991. 244 с.
  156. В.А. Духовность как культурная ценность личности // Философские науки. — 1997. № 2. — с. 158−161.
  157. В.А. Культура личности (ценностно-мировоззренческий анализ). М., 2000.
  158. Г. Границы естественнонаучного образования понятий. — СПб.: Наука, 1997. 532 с.
  159. Г. Науки о природе и науки о культуре. М.: Республика, 1998.-411 с.
  160. Г. Философия жизни. — Киев: Ника-Центр, 1998. 508 с.
  161. JT.H. Разум и нравственность в единстве сознания // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 7. Философия. 1996. — № 3−4.
  162. М. Духовность человека и понятие времени / Человек и духовность: Сб.ст. / Отв. ред. В. Г. Федотова. Рига: Зинатне, 1990. -150 с.
  163. К.В. Генезис идей рациональности в философии / Рациональность как предмет философского исследования. — М., 1995. — 225 с.
  164. В.В. Кризис теории познания и его разрешение, или критика абстрактной рациональности. — Пущино, 1997. — 23 с.
  165. В.В. Основы рациональности. Антропологический вектор философии. Пущино: ОНТИ ПНЦ РАН, 2003. — 120 с.
  166. В.В. От теории познания к теории сознания. Отходная методология XX века. Пущино, 1997. — 60 с.
  167. В.В. Философия души. Пущино: ОНТИ ПНЦ РАН, 2001. — 127 с.
  168. В.М. Пределы рациональности. — М.: Фазис, 1999. — 146 с.
  169. Л.Н. Сознание и культура: анализ смысловой организации: Автореф. дис. д-ра философ, наук. Краснодар, 2002.
  170. П.В., Ершов П. М., Вяземский Ю. П. Происхождение духовности. М.: Наука, 1989. — 352 с.
  171. Сиоран. Искушение существованием. М.: Республика, 2003. — 431 с.
  172. А.Н. Феномен духовности: социально-философский анализ: Автореф. дис. д-ра философ, наук. М., 1997.
  173. Современный философский словарь / Под общей редакцией В. Е. Кемерова. М.: Изд-во Панпринт, 1998. -1064 с.
  174. З.А. Знание и власть: наука в обществе модерна. — СПб.: РХГИ, 2001.
  175. Э. Религиозная вера и нравственность в философии Канта // Новые идеи в философии. Ежегодник Философского общества СССР. -1991.
  176. Вл. Вера, разум и опыт // Вопросы философии. — 1994. № 1. -с. 111−128.
  177. П. Человек. Цивилизация. Общество. — М.: Политиздат, 1992.- 543 с.
  178. B.C. Знание за пределами науки. М.: Изд-во ИФ РАН, 1990. -199с.
  179. B.C. Саморазвивающиеся системы и постнеклассическая рациональность // Вопросы философии. — 2003. № 8. — с. 5−17.
  180. B.C. Теоретическое знание: Структура, историческая эволюция.- М.: Прогресс-Традиция, 2000. 744 с.
  181. Субъект, познание, деятельность. К 70-летию В. А. Лекторского. Под ред. И. Т. Касавина. М.: Канон+, 2002.
  182. А.К. Научно-художественные пересечения. — Томск: Изд-во ТГУ, 1998. 195 с.
  183. Н.Н. Кризис европейского научного разума. Философия науки и философия жизни / Рациональность как предмет философского исследования. М., 1995. — 225 с.
  184. Н.Н. Философская проблема. Ее гуманистическое основание и критерии / О специфике методов философского исследования, М., 1987.
  185. Г. Л. Опыт сравнения производства духовных ценностей в науке и искусстве: две стратегии осмысления действительности / Духовное производство и личность. — Л., 1981.
  186. Г. Л. Постчеловеческая персонология: Новые перспективы свободы и рациональности. — СПб.: Алетейя, 2002. — 677 с.
  187. Г. Л. Разум, воля, успех: О философии поступка. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1990.-216 с.
  188. А.Н. Приключения идей / Избранные работы по философии. — М.: Прогресс, 1990. 716 с.
  189. А.И. Логические основы метода моделирования. — М.: Мысль, 1971.-311 с.
  190. А. К. Духовное обновление общества. М.: Мысль, 1990. -335 с.
  191. Е.Л. Наука и культура (материалы «круглого стола») // Вопросы философии. — 1998. № 10. — с. 3−38.
  192. И.П. Рациональность как проблема культуры и познания / Исторические типы рациональности. — М., 1995. — 350 с.
  193. В.Г. Духовное и душевное / Человек и духовность: Сб.ст. / Отв. ред. В. Г. Федотова. Рига: Зинатне, 1990. — 150 с.
  194. В.Г. Душевное и духовное // Философские науки. — 1988. -№ 7. с. 50−58.
  195. В.Г. Истина и правда повседневности / Заблуждающий разум: Многообразие вненаучного знания. — М.: Изд-во полит, лит-ры. -1990. 464 с.
  196. В.Г. Практическое и духовное освоение действительности. -М.: Наука, 1991.-136 с.
  197. Философия как учение о человеке / Под ред. профессора Ю. В. Петрова. Томск: Изд-во ТГУ, 1994. — 208 с.
  198. Э. Основные феномены человеческого бытия / Проблема человека в западной философии. М.: Прогресс, 1988. — 547 с.
  199. Флоренский Павел, священник. Собр. соч.: В 4 т. — М., 1999.
  200. П. Столп и утверждение истины. Т. 1.4. 1. — М.: Правда, 1990. 490 с.
  201. З.В. Человеческая духовность: бытие и ценности. — Саратов, 1997.
  202. C.JI. Предмет знания: Об основах и пределах отвлеченного знания. Душа человека: опыт введения в философскую психологию. -СПб., 1995.
  203. C.JI. Реальность и человек. М.: Республика, 1997. — 479 с.
  204. В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. — 368 с.
  205. Э. Бегство от свободы. — М.: Прогресс, 1995. 256 с.
  206. В. Парадигма критической теории в современной философии: Попытка экспликации // Логос. 2001. — № 2. — с. 46−75.
  207. А.С. Сочинения в 2-х т. — М., 1994.
  208. С.С. Миросозерцание Флоренского. — Томск: Водолей, 1999. 160 с.
  209. С.С. О старом и новом. СПб.: Алетейя, 2000. — 477 с.
  210. Человек и духовность: Сб.ст. / Отв. ред. В. Г. Федотова. — Рига: Зинатне, 1990.- 150 с.
  211. Человек. Философско-энциклопедический словарь / Под общей редакцией И. Т. Фролова. М.: Наука, 2000. — 516 с.
  212. В.В. Человек как мыслящее существо, или оправдание разума. — Томск: Изд-во ТГАСУ, 1999. 203 с.
  213. А. Жизнь и мысли. М.: Республика, 1996. — 528 с.
  214. А. Культура и этика. М.: Прогресс, 1973. — 343 с.
  215. B.C. Рациональность как ценность культуры. — М.: Прогресс-Традиция, 2003. 176 с.
  216. B.C. Рациональность как философская проблема / Рациональность как предмет философского исследования. М., 1995. -225 с.
  217. B.C. Рациональность в спектре ее возможностей / Исторические типы рациональности. — М, 1995. — 350 с.
  218. М. Философское мировоззрение / Шелер М. Избранные произведения. М.: Гнозис, 1994. 413 с.
  219. М. Человек и история / Человек: образ и сущность. Ежегодник / РАН, Ч. 2.-М., 1991.
  220. Н.В. К определению духовности личности // Труды Харьковского университета. Харьков, 1991. — № 354. — с. 63−67.
  221. А. Свобода воли и нравственность. М., 1992.
  222. Г. Г. Сочинения. М., 1989. — 359 с.
  223. Г. Г. Мудрость или разум / Философские этюды. М.: Прогресс, 1994. — 376 с.
  224. В.А. Роль моделей в познании. JL: Изд-во ЛГУ, 1963. — 128 с.
  225. Л.А. Генезис русской духовности: Автореф. дис. д-ра философ, наук. Екатеринбург, 1999. — 49 с.
  226. А.А. Модель мистического познания и рефлексия / Заблуждающийся разум: Многообразие вненаучного знания. — М.: Изд-во полит, лит-ры, 1990. 464 с.
  227. В.А., Суркова Л. В. Философия жизни на пороге XXI века: новые смыслы // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 7. Философия. 2000. — № 6. — с. 101−119.
  228. К. / Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.
  229. Young Seek Choue, Ph. D. Keynote Speech International Peace Conference for the 20th Anniversary of the UN International Day of Peace held from September 27 to 28, Seoul, Korea, 2001.
Заполнить форму текущей работой