Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Проблема целостности личности в информационном обществе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для формирующейся культуры характерно изменение самого стиля мышления. Компьютеры очень логичны и заставляют людей совершенствовать стиль мышления на высоком уровне абстракции — алгебраической. Эмоционально окрашенное геометрическое мышление подавляется. Психологи утверждают, что в развитых странах эйдетизм, т. е. способность памяти сохранять яркие образы предметов, исчезает. Притупляются… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА 1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ЦЕЛОСТНОСТИ ЛИЧНОСТИ
    • 1. 1. Сущность феномена целостности личности и методология исследования проблемы
    • 1. 2. Целостность личности как условие оптимизации ее взаимодействия с обществом
  • ГЛАВА 2. СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ЦЕЛОСТНОЙ ЛИЧНОСТИ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ
    • 2. 1. Целостность личности в информационной культуре
    • 2. 2. Влияние виртуальной реальности на сохранение целостности личности
    • 2. 3. Идентификация целостной личности в информационном обществе

Проблема целостности личности в информационном обществе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Актуальность выбранной темы исследования обусловлена процессом перехода общества к новой эпохеинформационному обществу и изменением в первую очередь под влиянием технологий самого человека. Основными чертами нового общества являются его информатизация, создание новых интеллектуальных технологий, ускорение темпов развития техники, превращение информации в важнейший глобальный ресурс человечества. Перечисленные факторы ведут к глубокому, многоуровневому изменению социальной системы, изменению среды, под влиянием которой меняется личность. Может ли личность развиваться, обращая все достижения технического прогресса для своей самореализации? Как изменится процесс социализации в обществе, в котором наблюдаем возрастание роли информационных технологий? Сохраняется ли целостность личности, ее индивидуальность? Эти вопросы ныне стали особенно актуальными.

Появляются новые аспекты и составляющие социального бытия. Виртуальная реальность представляется современному человеку новой интересной и крайне заманчивой действительностью, таящей, как и перспективу развития личности, так и угрозу потери собственного «Я». Все эти тенденции определяют актуальность и востребованность исследования проблемы целостности личности в информационном обществе.

Проблема целостности личности становится актуальной именно в период зарождения постнеклассической познавательной модели. Акцентирование на проблеме целостности личности вписано в становление современной картины мира, связано со становлением информационного общества.

Распад социальных общностей, являвшихся основой для целостного человека, неэффективность привычных способов ориентации в новой окружающей среде, формируют особый тип умонастроения и мироощущения, свидетельствующих о том, что личность может стать заложником этих технологий. Они становятся фактором формирования ценностных ориентиров человека, способны привести к «размыванию» человеческой экзистенции и деградации личности, неспособной к творческой активности. Новые информационные технологии дают возможность наблюдения и контроля над личностью, превращают ее в послушного потребителя, лишенного критического мышления — «одномерного человека».

Последствия распространения информационных технологий носят дуальный характер для личности, т.к. возникает проблема адаптации к новым информационным системам. С другой стороны, создавая такие системы, человек попадает в среду, где эти системы управляются уже не им, а машинами, которые становятся все более автономными относительно человека. Эти факторы делают актуальным исследование целостности личности в информационном обществе.

Степень научной разработанности проблемы. Изучение личности в разных аспектах проводилось на протяжении всей истории социально-философской мысли (Платон, Аристотель, Б. Спиноза, Г. Гегель, И. Кант, Ф. Ницше, И. Г. Фихте, С. Кьеркегор, К. Маркс, В. Франкл, М. Хайдеггер, Ж. П. Сартр, B.C. Соловьев, Н. А. Бердяев, Ч. Кули, И. Гофман и др.).

Психологические концепции личности отличаются попыткой создать структуру личности и определить пути ее развития и многообразие внутреннего «Я» (З.Фрейд, К. Юнг, Т. Адорно, К. Хорни, А. Адлер, К. Роджерс, Э. Эриксон, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. В. Петровский и др.). Соотношение сознательного и бессознательного личности рассматривали З. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер, Б. Г. Ананьев и др. Вопросы, касающиеся способностей человека изучали П. Тейяр де Шарден, В. Д. Щадриков и д.р. Личности как социальному существу, природе человеческой субъективности и смыслу ее существования посвящены работы И. В. Ватина, Ю. Г. Волкова, А. М. Ковалева, С. А. Левицкого, М. К. Мамардашвили, Т. Ф. Базылевич, В. АДцова, О. Ю. Артемовой. А. Н. Леонтьев писал о необходимости рассматривать личность в единстве, но не тождестве, чувственной сущности ее носителя — индивида и условий социальной среды. Вопросам развития личности, изучением ее потребностей занимались А. Г. Маслоу, Дж. Пауэлл.

Проблема целостности личности, тема гармонического соотношения частей и целого, изучалась в трудах И. Канта, Г. Гегеля, К. Маркса, Л. С. Выготского, М. М. Бахтина, В. П. Зинченко, М. К. Мамардашвили, А. А. Пузырея, В. АДцова, И. В. Блауберга, В. Г. Афанасьева, Г. А. Югай, Б. Г. Юдина, Н. Т. Абрамовой, С. Г. Спасибенко и других. Современные западные концепции целостности человека в мире техники и в условиях НТР изучались в трудах Э. Фромма, Г. Элгози, Э. Мунье, Ж. Лакруа (средний человек), Д. Белла, Ж. Казнева, Р. Шамлери и др. Проблема личности в массовом обществе поставлена в трудах X. Ортега-и-Гассета, Э. Фромма, Т. М. Ярошевского. Тема утраченной целостности личности анализировалась в трудах Ж. Маритена, Г. О. Марселя. Социально-философские концепции целостности личности и ее взаимодействие с обществом исследованы в трудах М. Шелера, Г. Плеснера, А. Гелена, А. Бергсона, X. Ортегаи-Гассета, Ж. П. Сартра, Э. Жильсона, Ж. Валлана, М. Хайдеггера, А. Камню, Э. Фромма и др.

Черты здоровой личности выделил Г. Олпорт. П. А. Сорокин биологизирует «самость» личности или «эго», которое становится у него автономной, социокультурной единицей. Г. Маркузе наделяет науку, технику, научно-технический прогресс чертами автономности по отношению к обществу и личности, более того, на его взгляд, они навязывают человеку свою волю, делают его стандартным, одномерным.

Касались проблем целостности личности в информационном обществе О. Тоффлер, М. Кастельс, Б. Киви, Т. Х. Эриксен, С. П. Расторгуев, С. JI. Афанасьев, А. И. Каптерев, С. И. Дука, Н. Н. Моисеев, И. А. Негодаев и др.

Как видно из анализа, специальной литературы почти отсутствуют исследования, объединяющие обозначенные вопросы в одно целое, осмысленное в социально-философском аспекте. В современном научном дискурсе нет единства мнений по поводу целостности личности в информационном обществе и это придает теме диссертационного исследования проблемный характер.

В диссертации нашла отражение проблема взаимоотношения информационного общества и целостности личности. Может ли человек приспосабливаться к бурно растущему шквалу информации и стремительно меняющейся технике или же следует затормозить развитие и поискать иной путь, т.к. это угрожает целостности личности. Отвечая на этот вопрос, некоторые ученые отмечают, что проблемы, порождаемые информационным обществом, столь велики, что необходимо воспрепятствовать нарастанию процессов информатизации, общей компьютеризации, так как наращиванием техники нельзя решить человеческие и природные проблемы. Данная концепция не учитывает, что техника сама по себе не ведет к однозначно предопределенным социальным последствиям, а гуманистический эффект информатизации зависит от того, в каких социальных условиях она осуществляется, какова социально-экономическая структура общества, создающего и эксплуатирующего новую технику и технологии, и какую позицию занимает личность в данной структуре.

Информационное общество-это цивилизация, в основе развития и существования которой лежит особая субстанция, условно именуемая «информацией», обладающая свойством взаимодействия, как с духовным, так и с материальным миром человека. Последнее свойство особенно важно для понимания сущности нового общества. С одной стороны, информация формирует материальную среду жизни человека, выступая в роли инновационных технологий, компьютерных программ и т. п. С другой стороны, она выступает основным средством межличностных взаимоотношений, постоянно возникая, видоизменяясь и трансформируясь в процессе перехода от одного человека к другому. Другими словами, информация одновременно определяет и социокультурную жизнь человека и его материальное бытие.

Для того, чтобы полно раскрыть вопросы целостности личности, необходимо рассмотреть, в какие условия попадает личность в информационном обществе, то есть проанализировать социальные условия, предпосылки и последствия информатизации, выделить отрицательные и положительные стороны и наметить пути решения возникающих проблем. Данное направление нашло отражение в работах зарубежных авторов А. Кинга, Дж. Мартина, А. Мейера, С. Нора, Э. Роджерса и др. Большой вклад в рассмотрении указанных вопросов сделан отечественными авторами Т. В. Дубковой, К. К. Колином, И. С. Мелюхиным, В. Н. Соловьевым и др.

В работах выше названных авторов вскрыты важные закономерности, а выводы и положения, содержащиеся в них, послужили концептуальной основой, для достижения поставленной в диссертации цели и решения заданных задач. Вместе с тем, в них не дается полноценного понятия целостной личности, не рассматривается взаимовлияния информационного общества на целостность личности, и личности на социум и не рассматривается кризис идентичности личности в информационном обществе, это и определило выбор темы диссертационного исследования, а также его цель и задачи.

Цели и задачи исследования.

Целью исследования является изучение проблемы целостности личности в информационном обществе.

Достижение поставленной цели осуществляется в результате поэтапного решения следующих исследовательских задач:

1- провести анализ категории целостности;

2- проанализировать имеющиеся методологические подходы к изучению проблемы целостности личности в обществе, к анализу феномена информационной общества;

3- исследовать проблему особенностей целостности личности в информационной культуре;

4- раскрыть влияние виртуальной реальности на формирование целостности личности;

5- рассмотреть и проанализировать кризис идентичности целостной личности в информационном обществе.

Объектом исследования в данной диссертации выступает целостная личность в информационном обществе.

Предметом исследования: специфика процесса влияния информационного общества на целостность личности.

Теоретической методологической основой диссертации является системный подход, основные положения которого изложены в отечественной и зарубежной литературе таких авторов как А. И. Аверьянов, И. В. Блауберг, В. А. Картышев, A.M. Мирский, В. Н. Садовский, А. И. Уемов, Э. Г. Юдин и др. большое внимание также было уделено опыту использования данного подхода к рассмотрению различных аспектов проблемы целостности личности (работы Б. Г. Ананьева, И. А. Голосенко, В. Е. Кемерова, П. Ф. Кравчук, Б. Ф. Ломова. А. В. Петровского, В. Н. Сагатовского, А. П. Станкевича и др.). Применение системного подхода позволяет более полно раскрыть проблему целостности личности, аспектов её развития и устойчивости в процессах социализации и самореализации.

Большое значение для нашего исследования имел социокультурный подход, основанный П. А. Сорокиным и развитый современными отечественными авторамиА.Г. Здравомысловым. Н. И. Лапиным, И. М. Клямкиным, Б. Г. Капустиным. Принципиальным для нас в этом подходе являлось признание взаимопроникновения культуры и социальности, понимание социальной реальности и целостности личности как многомерного единства личностного, социального, культурного начал.

При выборе методологии исследования важную роль сыграла работа П. Бергера и Т. Лукмана «Социальное конструирование реальности», в которой выработан феноменологический подход к проблеме. Суть стратегии и методологии исследования составил комплексный подход, реализующий возможности системного, аналитического, феноменологического и диалектического методов.

Гипотеза исследования. В современном информационном обществе и его культуре происходят трансформации, способствующие изменению содержания целостности личности. С одной стороны, информационные технологии развивают творческие начала личности, служат средством повышения интеллектуального потенциала, позволяют конструировать виртуальное пространство и виртуальные образы. С другой стороны, приводят к технократическому мышлению, к отчуждению от общества, разрывают связи между поколениями, природой, тем самым, обедняя содержание целостности личности. Эти факторы ведут к кризису идентичности и формированию новой супер-идентичности, вынуждая личность вырабатывать новую стратегию поведения.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем: дан анализ проблемы целостности личности как становящегося, принципиально не завершающегося процесса, пока существует единство личности и обществаопределены методологические основы изучения проблемы целостности личности путем социального конструирования реальности, а также использования комплексного подходав социально-философском анализе концепций личности эксплицирована высокая степень сложности, многомерности и изменчивости жизненного мира личностипоказано влияние характеристик целостности личности на оптимизацию ее взаимодействий с обществом, что придает оригинальность исследованиюраскрыта специфика нового типа целостной личности — многомерной индивидуальности как носительнице информационной культуры, для которой характерны способность к инновациям, к адаптации в условиях информационного обществапроцесс идентификации личности в виртуальной реальности проанализирован с позиции сохранения качественной определенности личности в отличие от других исследований, не включающих в понимание целостности личности интериоризацию ею особенностей информационного общества.

На защиту выносятся следующие основные положения:

1.Понимание личности как целостности включает в себя единство ее индивидуальных способностей и выполняемых ею социальных ролей, базирующихся на умении человека: 1) выходить из причинно-следственной связи и зависимости, из своего прошлого, предыдущего состояния (не длить себя прежнего), и действовать каждый раз заново в многообразии различных социальных ролей- 2) соотносить свою субъктивность с реальной жизнью и в то же время возвышаться над повседневностью. 3) через личностный опыт понимать свою сущность и являть её в мир как изменяющуюся и преображающую силу.

На первое место из характеристик целостности современной личности выдвигается ее адаптивная способность. Она предполагает умение действовать «здесь и сейчас». Трудовая деятельность человека, информационного общества коррелирует с деятельностью предприятия, организованного как сетевая модель, направленная на реализацию конкретного краткосрочного проекта. Тенденция экономики нового типа нуждается в такой же сетевой личности, престижность, конкурентноспособность которой зависит от частоты сменяемых работ, мобильности, неутомимости, свободы от постоянства и медлительности.

Она должна обладать признаками молодого возраста: уметь прилагать много усилий за короткое время, хорошо ориентироваться в потоке инноваций, поддерживать себя в хорошей физической форме. Целостная личность сама конструирует свой жизненный мир как свободная творческая личность, создающая собственную ценностно-смысловую сферу жизнедеятельностиэто прежде всего субъект деятельности, индивидуум с присущими неповторимыми особенностями.

2. Понимание личности как целостности включает в себя ее взаимодействие с другими людьми через оптимизацию отношения с обществом. Философские концепции — экзистенционализма, персонализма, неотомизма, прагматизма и д. р отражают проблему взаимодействия личности и общества как одну из ключевых характеристик целостности личности. Эта проблема рассматривается как одновременный процесс саморефлексии и становления во взаимодействии с другими и как переживание личностью отношений с миром. Философские парадигмы в разной степени идентифицируют целостность индивидуальности в зависимости от форм коллективности, в которых личность самореализуется, наличных условий ее бытия, способности к творчеству. Целостность личности как условие оптимизации ее отношений с обществом проявляется в нравственном осознании ею своего предназначения, в осуществлении значимых для нее поступков.

3.Проблема целостности личности выявляется благодаря использованию концептуально-методологических основ подхода социального конструирования реальности и комплексного подхода. В контексте социального конструирования реальности все процессы рассматриваются как социально признанные, а сознание целостной личности как знание, способное трансформировать общество. Комплексный подход заключается в рассмотрении всех процессов и явлений как целого и исследует целостную личность в контексте информационной культуры, виртуальной реальности, рассматривает взаимоотношения личности и общества как систему, изучает общество в духовном взаимодействии индивидов.

4.Тотальная зависимость личности от информационной культуры, компьютерной реальности приводит к формированию технократического мышления. Информационная культура стимулирует ориентацию на рационализм, но рациональная деятельность скована определёнными стандартами, нормами, несвободами, личность не находит возможность для своего самовыражения. Рационализму чужды симпатии или антипатии, моральные нормы и эстетические переживания. Расчет, практическая полезность, экономическая выгода выходят на первый план. Возникает невротический, тревожный тип личности, как отражение негативных черт информационной личности. Многообразие проявлений нервозов личности-свидетельство трудностей в формировании ее целостности в информационном обществе.

5. Гипотеза о превосходстве иррациональных, интуитивных видов мышления над абстрактнотеоретическими, усиленно внедряемая культурой постмодерна в массовое сознание, разрушает физиологические основы единства сознанияпервой и второй сигнальных систем, являющихся фундаментальными скрепами целостности личности, утверждает тотальный иррационализм в познании. Упрощение формально-логических процессов с помощью информационных технологий дает возможность личности сосредоточить свои способности на интуитивно-творческой сфере. Однако творческая сфера противопоставляется возможностям критически соотносить компьютерную информацию со всей полнотой реальной жизни, что характерно для целостной личности.

6. Жизненный мир личности превращается в пространство виртуальной коммуникации, имеющей свои правила, не зависящие от национальных, традиционных, локальных культур. Новые информационные технологии не стали оптимальным средством социализации личности. Напротив, оказалось, что они обладают почти наркотическим воздействием на индивида, делая его неспособным к нормальному взаимодействию с другими людьми. Повсеместная компьютеризация повседневной жизни вводит в обиход виртуальную реальность в качестве компьютерных симуляций реальных вещей и поступков. Многие виды человеческой деятельности становятся виртуальными и не требуют физического присутствия человека. Появляется социальный тип личности сетевого сообщества со своими специфическими, нравственными, психологическими и социальными качествами, подменяя реальную целостность личности виртуальной.

7. Современный кризис идентичности обнаруживает себя в различных формах: апатии, беспомощной социальной адаптации, стремлении уйти от реального мира, виртуальной зависимости и т. д. Эта тенденция ведёт к негативной автономии, дезинтеграции и отсутствию жизненных планов, т. е. к потере долгосрочных жизненных планов. С другой стороны, ощущение единства со своей информационной общностью позволяет осмыслить значимость своего личностного бытия и сохранить целостность существования. Степень эксклюзивности групповой идентичности становится обращенной в сторону единой общечеловеческой идентичности. Материальной основой психологического сближения человеческих общностей выступает современное информационное общество, приближающее технологическую и информационную супер-идентичность будущего, в которой утрачивают свое значение привычные расовые, религиозные, культурные и экономические барьеры, разделяющие людей.

Потеря прежней идентичности в сегодняшней реальности вынуждает целостную личность выбирать, сопоставлять, предлагаемые обществом новые информационные ценности и нормы, которые помогают выработать необходимую стратегию поведения в настоящем и в будущем. «Рождается» новый тип личности, как носитель информационной культуры — «многомерный человек», для которого характерна признание равнозначности всех его проявлений: интеллекта, способность к инновациям, риску, мобильности в меняющихся ситуациях.

Теоретическая и практическая значимость работы определяется, прежде всего насущностью и важностью социально-философского анализа. Материалы диссертации могут быть использованы в вузовских учебных курсах по социальной философии, философии, социологии, культурологи и при подготовке спецкурсов и спецсеминаров. Положения диссертационной работы вносят вклад в решение дискуссионных проблем целостности личности, оценки роли и места информационной культуры, виртуальной реальности в жизни современного человека. Они могут иметь непосредственное прикладное значение при выработке государственной культурно-образовательной политики, в сфере общественной, частной жизни, образования и воспитания. Выводы, полученные в ходе проведенного исследования, могут быть востребованы при формировании жизненного пространства современного человека.

Апробация работы. По рассматриваемым вопросам автор выступал на межрегиональных научных конференциях в г. Новочеркасске — в 2007 году, на третьей международной конференции «Человек и общество: поиски, проблемы, решения» в 2007 году. Материалы диссертации отражены в сборниках научных трудов студентов, аспирантов и соискателей НГМА в 2003, 2005, 2006, 2007 годах, в Интернет-журнале, в трудах Государственного педагогического университета имени А. И. Герцена, в монографии «Целостность личности в информационном обществе: социально-философский анализ». Общий объём 16 печатных работ составляет 17,4 печ. л. Диссертационное исследование прошло апробацию и обсуждалось на заседании кафедры философии НГМА.

Структура работы. Задачи и избранные направления работы определили структуру диссертации. Она состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения и списка использованных источников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Таким образом, в и тоге необходимо отметить, что сложившаяся в процессе эволюции человека гармония рационального и эмоционального по мере информатизации труда, когда нагружается в основном левое полушарие, постепенно утрачивается. Это приводит к технократичности мышления, которое в духовных ценностях на первый план выдвигает критерии рациональности, эффективности, целесообразности в ущерб идеалам добра и красоты. Созерцательность рафинированного естественнонаучного подхода сменяется искусственно-техническим, информационным подходом. В этом случае в поле внимания человека, прежде всего, попадают не привычные для него вещественно-энергетические характеристики, а информация, данная в виде символов и человек общается с машиной (а она выступает как объективная реальность) на искусственном языке.

Личность символизирует себя в информационной технологии, компьютер выступает системой, символически изоморфной человеку. Человек становится все более прагматичным и все менее эмоциональным, он устремлен в погоню за информацией, материальными ценностями. Это создает состояние душевного дискомфорта, потерю индивидуальности и снижение общекультурного уровня личности, более того — к дегуманизации труда и манипуляции людьми, влечет за собой многие негативные формы поведения человека — озлобленность, агрессивность, конфликтность и угрожает целостности личности и т. п. Возникает проблема гуманизации как возврата человека к его естественному состоянию, гармоничному развитию, к целостности личности.

Пассивное потребление информации по компьютеру, телевидению, аудио, радио, телефону все больше вытесняет активные формы досуга, творчества, познания, формирует жесткость мышления, лишает людей непосредственного общения друг с другом. Сужение персонального пространства, отчуждение от живой природы вызывает невольное стремление к упрощению картины мира, боязнь принятия решений, страх ответственности.

Для формирующейся культуры характерно изменение самого стиля мышления. Компьютеры очень логичны и заставляют людей совершенствовать стиль мышления на высоком уровне абстракции — алгебраической. Эмоционально окрашенное геометрическое мышление подавляется. Психологи утверждают, что в развитых странах эйдетизм, т. е. способность памяти сохранять яркие образы предметов, исчезает. Притупляются особенности естественного языка — его многозначности, метафоричности. Алгоритмический язык компьютеров приучает человека к метафизическому мышлению, усилению значимости его формально-логической стороны взамен диалектической. Можно согласиться с Ф. Раппом, который пишет, что «язык в качестве важнейшего орудия культуры посредством информационной техники редуцируется к стандартизационным сокращениям, заранее данным категориям и установленным структурам, так что все, что не укладывается в эту схему, станет жертвой технократической селекции, подобно тому как телевидение, ввиду лишенной понятийного и теоретического осмысления визуализации, может привести к утере творчества, многообразия и интеллектуальной автономии» [262 С. 80]. Утрата целостности личности происходит, когда принижается интуиция человека, его мышление делается инструментальным, способность к творчеству не принимается в расчет. Наблюдаются факты разобщающего воздействия компьютеров на коллектив, выделение «компьютерной элиты», происходит потеря каких-то полезных навыков, «тайны профессии» и мастерства, которые накапливались веками.

Вместе с тем, компьютеры, освобождая пользователя от рутинной работы, создают простор для развития его творческих способностей, требуют от человека отказа от вредных привычек, роста профессиональных знаний, нравственных качеств, общей культуры, умения точно сформулировать свои мысли. Все эти обстоятельства накладывают своеобразный отпечаток на характер человека. Его труд становится более ответственным, интеллектуально насыщенным, он утрачивает вынужденный характер и становится свободным проявлением способностей индивида, приобретает форму самодеятельности. Компьютеры развивают способность к самообучению, учат находить оптимальный вариант решения возникшей задачи. Постепенно формируется культура диалога общения человека с машиной, в ходе которого происходит обмен информацией между машиной и пользователем, проводимый с помощью интерактивного терминала и по определенным правилам. Итак, заключает Ф. Рапп, «техника никоим образом не противостоит культуре только как иная, чуждая инстанцияона по меньшей мере является таким же элементом культуры. Техника есть объект и результат культурного установления норм, но вместе с тем она есть само собой разумеющаяся и устанавливающая определенные нормы составная часть нашего жизненного мира, экономики, политики и культуры» [262 С. 82].

Рационализированное мышление человека по иному воспринимает окружающий мир, социум и природу. Что касается восприятия природы, то не только рационализация мышления, но и губительное воздействие человека на окружающую природную среду не может не оказывать влияние на критерии и способы восприятия человеком природы. Уходит в прошлое то поэтизированное восприятие природы, которое было свойственно романтическому искусству. Человек поэтику заменил рациональным расчетом, он, прежде всего, думает, как оптимально использовать эту природу в своих интересах. Как писал в свое время В. В. Розанов «техника, присоединившись к душе, дала ей могущество. Но она же ее и раздавила. Появилась «техническая душа». И вдохновение умерло"[220 С. 233].

Происходит своеобразная редукция интеллектуальных способностей людей к рационализму и даже определенному инструментализму, когда те или иные факторы жизнедеятельности людей рассматриваются не с точки зрения их красоты, моральной и вообще духовной ценности, а как бездушные инструменты практики людей. Это обстоятельство затрудняет и даже мешает гуманистической оценке достижений современной культуры. «Под влиянием научно-технического освоения мира разум постепенно был редуцирован к целерациональной, чисто инструментальной способности, — пишет Б. Марков, — и тем самым оказался неспособным к критическому анализу стратегических установок научно-технической культуры» [135 С. 25].

Следовательно, с одной стороны, можно выделить положительные факторы влияния информатизации на целостность личности: увеличение знаний, расширение возможности общения, развитие склонности к интеллектуальному труду, воспитание точности и аккуратности мышления. В то же время возникают и негативные последствия информатизации и актуализируется проблема информационной безопасности личности и общества. Страх перед все усложняющейся вычислительной техникой (компьютерофобия), электромагнитное облучение и повышение утомляемости людей при работе на компьютере, компьютерные вирусы, дегуманизация и милитаризация процесса информатизации, манипулирование общественным сознанием, изоляционные тенденции в поведении людей и ослабление общественных и семейных связей, компьютерное одиночество, формирование новых духовно-культурных ориентиров, психические расстройства, попытка заменить реальный мир виртуальной реальностью — все это реалии сегодняшнего дня. Учтем, что сейчас объем продуцируемой обществом информации удваивается практически ежегодно и поэтому возможности человека к адаптации быстро возрастающим информационным нагрузкам уменьшаются. Таким образом, процесс информатизации современной культуры, являясь многофакторным и противоречивым, в первую очередь предполагает развитие целостности личности.

Повышение культурного потенциала человека требует процесс овладения информационной техникой. По мере усложнения компьютерных систем человеческое мышление уже не может контролировать выполнение программ для больших компьютеров. Проверить правильность работы их может более мощный компьютер.

Об опасности высокого технологического уровня развития (и в частности, электронно-информационных систем) предупреждали некоторые мыслители (например, П. Сорокин). Внедрение научно-технических знаний в информационном обществе, происходит непосредственно для удовлетворения человеческих потребностей, однако с учетом устаревших социально-экономических отношений — это в основном удел богатых, т. е. разрыв в потребностной сфере бедных и богатых измеряется иногда не только десятком лет, но и столетиями и тысячелетиями. Основой ценностей этого общества станут нематериальные ценности, однако это не означает, что эти ценности будут носить прогрессивный для развития духовности личности характер. Отсутствие материальных проблем в их «индустриальной» форме, смещает центр тяжести человеческих интересов в духовную сферу. Удовлетворенность базовых потребностей ведет к индивидуализации потребностей, поэтому одно только экономическое вознаграждение не является достаточным для устойчивой мотивациипри этом сохраняется уровень иерархически низких потребностей. В связи с чем, возникают особые проблемы у богатых, которые не способны к самоактуализации. Акцентуация в производственно-экономической и сервисной сфере на проблемы потребления и благосостояния населения иногда приводит к социально-экономическим проблемамэто проявляется, когда общество объективно недостаточно готово для постиндустриализации, но в нем начинается новая социально-экономическая жизнь.

Огромная полифункциональная роль СМИ — «отражатель» и «двигатель» массовой культуры, в политической сфере еще больше упрочняют позицию четвертой власти, расширяя свои возможности, способствуют демократизации, появляются независимые СМИ («масс-медиа»). СМИ выступают организаторами массовой фикции, виртуальной реальности, разрывая целостное сознание личности, когда человеческий опыт оказывается ненужными, теряет свою осязательность. Постмодернисты делают вывод о «конце современности», начале эры постмодерна, когда все — ризома, все представлено на поверхности в виде разнообразия, где нет акцентирования на изучении глубинных процессов. Информация, дающая новое знание, становится ключевым социально-экономическим ресурсом. Естественным образом возникают новые виды социальных девиаций: информационное пиратство, хакеры и т. д. Научно-образовательные учреждения становятся ключевыми институтами обществав условиях коммерциализации и коррумпированности института высшего образования это весьма сложная отдельная проблема. Проходит женская эмансипация в профессиональной сфере (прежде всего, науке и образовании. Естественным образом произойдет вытеснение женской рабочей силы из престижной доходной сферы. Исчезает класс капиталистов, а его место занимает правящая элита, обладающая высоким уровнем образования и знаниясобственность как критерий социальной стратификации (расслоения) общества теряет свое значение, решающим становится уровень образования и знания. Владение компьютером является второй грамотностью, повышает интеллектуальные и творческие способности человека. При этом существует реальная угроза подмены на раннем этапе информатизации творческих, глубоко мыслящих, талантливых людей, имеющими серьезный профессиональный опыт на молодежь, не представляющую никакого значимого потенциала без информационных технических средств, использование которых придает им определенную значимость и статус. Высвобождение досугового времени за счет сокращения трудового — социальная проблема, неверное решение которой приводит к массовой социальной девиации и деградации. В культуре возникают и параллельно сосуществуют два противоположных процесса: массификация и демассификация. Однако, с учетом всех процессов и особенностей информационное общество приближает технологическую и информационную супер-идентичность будущего.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р.Ф. Философия информационной цивилизации. -М.: Владос.- 1994. -336 с.
  2. М.Г. Человек и компьютер: от Homo faber к Homo informaticusW Человек 2000, № 4
  3. Э. Моральное измерение науки и техники. М., 1998. С. 286, 287.
  4. А. Понять природу человека/ А. Адлер -СПб.: Гуманитарное агентство «Академический проект».- 1997.-256с.
  5. А. Практика и теория индивидуальной психологии/ А.Адлер. -М.: Прагма- 1993.- 175с.
  6. .Г. Человек как предмет познания. -СПб.: «Питер», — 2001. 292с.
  7. Г. М. Психология социального познания. М., 2000.
  8. И.А. Типология и идентификация личности.// Вопросы философии. 1994, № 5.
  9. Ю.Афанасьев C.JI. Будущее общество: Изд-во МГТУ им Н. Э. Баумана 2000.
  10. Г. К. Миф об этиле и «массовом обществе» М., 1966.
  11. Ю.Д., Войскунский А. Е., Смыслова О. В. Интернет: воздействие на личность// Гуманитарные исследования в Интернете /под ред. А. Е. Войскунского. -М.: Можайск Тера. -2000. — С. 11 — 39.
  12. Е.Г. Леви-Стросс Клод / Культурология XX век. Энциклопедия. Е1.-СПб: Университетская книга- ООО «Алетейя" — 1998- 447с.
  13. Н.Басенко Е. Н. Социокультурноное становление личности в условиях закрытого общества. Автореферат доктора философских наук. Ростов -на-Дону, 2002.
  14. Ю.М. Право и политика в компьютерном круге. М., 1987. С. 56,57.
  15. Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. М.: Academia.- 1999. — 956 с.
  16. П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. //Трактат по социологии знания.- М.: „Медиум“. -1995.
  17. А. Два источника морали и религии. М.: Канон. -1994. — 384 с.
  18. Н.А. О назначении человека М., 1993.-С 12
  19. Н.А. Самопознание— М.: Искусства.- 1994.
  20. Бжезинский 3. Великая шахматная доска. М.: Международные отношения, 1998.-254 с.
  21. И. Часть и целое Философская энциклопедия./Гл.ред. Константинов.-М.: Советская Энциклопедия. Т.5., 1970 740с.
  22. Богданова О. А. Процесс секуляризации и кризис личности в западной культуру хх века. Автореферат доктора философских наук. Ростов -на -Дону, 2001.
  23. А.С. Немецкая буржуазная философия после 1865 года. М., 1969-С399.
  24. С.В. Информационная стратификация в информационном обществе //Информационное общество. вып. 6., 2000 — С. 16.
  25. М. Моя жизнь и взгляды. М., 1972. 176 с.
  26. Т.М. Проблема и психотехника самоопределения личности// Практическая психология № 2, 2002- С.28−29- 35−36.
  27. Е.К. Феномен личности: мировоззрение, культура, бытие. -Киев: „Наукова Думка"-1991. С. 86 — 87.
  28. М. Руководство по выживанию в киберпространстве. М., 1998.
  29. С. Человеческая целостность в перипетиях диалога. Человек 1994, № 3.
  30. Р.Ф. Охота за информацией. М., 1973 63 с.
  31. В.И. Проблема целостного человека во французском персонализме.//В кн. Философские и социологические проблемы личности Ч.И. -М.: Полиздат.1969.
  32. Н. Человек управляющий. СПб.: — Питер.- 2001. — 288 с.
  33. Н. Я математик. — М.: Наука- 1967. — 355 с.
  34. Виртуальная реальность как феномен науки, техники и культуры“. -СПб.-1996.-С. 6−12.
  35. Н.П. Личность в двух измерениях. Социально-политический журнал. 1994,№ 11,12.
  36. А.Е. Метафоры Интернета// Вопросы философии. 2001, № 11.-С. 64−79.
  37. А.А. Техника как коммуникационная стратегия// Вопросы философии. 1997, № 5.-С. 96- 105.
  38. Л.С. Психология развития человека -М.: Смысл- ЭКСМО. -2003−1135с.
  39. П.П. Проблема личности в экзистенциализме/Вестник истории мировой культуры. 1961, № 541 .Гарибова P.M. Человек и общество в немецком экзистенциализме. М.- 972с
  40. Г. Соч.т.5.-М.: Политиздат. -1937- С.617−618.
  41. Э. Социология. М.: — УРСС.-1999. — 703 с.
  42. Э. Постмодерн/ Философия истории. Антология. -М.: Наука.- 1994. С. 340−347.
  43. Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. М.: Издательство МГУ.- 1998.-301 с.
  44. И. Представление себя другим в повседневной жизни/ пер. с англ. -М.:» Канон-пресс- Ц", «Кучково поле».- 2000- 304с.
  45. М.Н. Структурализм и проблема человека./ Методологические вопросы общественных наук. М., 1971
  46. П.К. Интеллектуальный импорт, или О периферийном постмодернизме// Общественные науки и современность. 2000, № 2. С. 166 179.
  47. .Т. Философия о сущности человека. М., 1973- С.ЗО.
  48. П.С. Новая технократическая волна на Западе. М.: Знание, 1986.-64с.
  49. Г. Человек есть множественность. Об эволюции человека. Человек. 1992, № 2
  50. Гуманитарные исследования в Интернете/ под ред. А. Е. Войскунского. М.: Можайск-Терра.- 2000.
  51. П.С. Философия культуры.- М.: Nota bene. 2001. -352 с.
  52. Э. Жизнь в эпоху Интернета.- М.: Бизнес и компьютер.- 1998.- 400 с.
  53. Р. Политика имеет значение. В защиту активной демократии. -М.: МШПИ. 2001.
  54. Р. После 1989. Размышления о революции в Европе. М.: Ad Marginem- 1998. — 271с.
  55. М.В. Проблемы теории личности. М., 1977.
  56. А.А., Чудова Н. В. Психологические особенности суперпрограммистов//Психологический журнал. 1997. Т. 18. № 1.
  57. Д.И. Проблема идеального. Субъективная реальность. М: Канон.-2002.-368 с.
  58. С.И. Информационное общество: социогуманитарные аспекты. СПб.: Изд-во С- Петербургского университета-2004.
  59. Л.П., Евстигнеев Р. Н. Экономическая глобализация и постмодерн//Общественные науки и современность. 2000, № 2- С. 5−14.
  60. В. Постиндустриальное общество и культура постмодерна //Философские науки, — 1998, № 1. С.3−17.
  61. .С. Социальная культурология. М.: Аспект пресс. — 2000. — 591 с.
  62. Ю.А. Демоническая сила невежества// Инновационные подходы в науке.- Ростов-на-Дону: ИППК при РГУ.-1995.-С.97−105
  63. СИНТЕГ.- 2001 132 с. 69.3ейгарник Б. В. Теории личности в зарубежной психологии/ Б. В. Зейгарник.
  64. М.: Издат-во МГУ, 1982.-128с. 70.3еньковский Е. Единство личности и проблема перевоплощения. Человек 1993, № 4
  65. Золотухина -Абомена А. В. Постмодернизм: распад сознания // Общественные науки и современность. 1997, № 4 185−192с.
  66. Д. Общество как виртуальная реальность. Информационное общество. Сб.-М.: ООО «Издательство ACT" — 2004.
  67. И.П. Постструктурализм, деконструктивизм, постмодернизм. М.: Интрада. — 1996. — 257 с.
  68. В.Л. За пределами экономического общества. М.: Наука. — 1998. — 640 с.
  69. Л.Г. Социология культуры М.: Логос. — 1998. — 280с.
  70. М.С. Философия культуры, — СПб: Петрополис.- 1996. 416 с.
  71. М.С. Философская теория ценности. СПб.: ТООТК «Петрополис», 1997.-С. 159.
  72. Ю.М. Клод Леви-Страсс и проблема человека // Вопросы философии. 1976, № 10.
  73. А.И. Человек в техно-культуре. Прогнозные аспекты кибертехнолизации. Автореферат канд.философ. наук. Ростов-на-Дону: РГУ-2001.
  74. А. Бунтующий человек. М.: Политиздат. — 1990. — 415 с.
  75. А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство .-М., 1990.
  76. А. Миф о Сизифе. Бунтующий человек/ Пер с фр. О. И. Скуратович.-Мн.: ООО «Попурри" — 1998−544с.
  77. И. Критика чистого разума //Кант И. Соч. в 6-и томах, т.З. М.: Мысль.- 1964. 799 с.
  78. И. Критика способности суждения Соч.т.5.- М.: Политиздат-1966-С.436−437.
  79. А.И. Информатизация социокультурного пространства. -М. :ФАИР-ПРЕСС, 2004
  80. Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием.- М.: Алгоритм. 2000- 736 с.
  81. Л.П. Философия истории -СПб.: Комплект.-1993- 453с.
  82. Карсавин Л.П. Soligia. Noctes Petrolitanae/ Л. П. Карсавин.- М.: ООО «Издательство ACT" — 2004−23 7с.
  83. М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М.: ГУ ВЩЭ.-2000.-608 с.
  84. М., Киселева Э. Россия в информационную эпоху // Мир России -2001, № 1.-С. 35−66.
  85. М. Становление сетевых структур// Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология. / под ред. В. Л. Иноземцева.- М.: Прогресс -1986.
  86. Кибернетика, мышление, жизнь. М., 1969.- 511 с.
  87. . Гигабайты власти. Информационные технологии между свободой и тоталитаризмом.-М.: Бестселлер- 2004.
  88. М. А. Философская эволюция Ж.П. Сартра. Л., 1976
  89. Ф. Пробуждающееся мышление. У истоков человеческого интеллекта.- М.: Прогресс. 1983. — 302 с.
  90. С.Г. Стереотип повседневности в определении «своих» и «чужих»// Социологические исследования.2000 № 12
  91. К науке о личности, пер. с англ.. /История зарубежной психологии: 30−60 е годы ХХв. Тексты под ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан.-М, 1986.
  92. С.М. О человеке, его порабощении и освобождении— М.: Наука- 1970 С.85−86.
  93. Р. Цифровой век. // Компьютера. 1999, № 48. С.21−23. ПО. Краус В. На пороге нового тысячелетия. Культура будущей Европы// Вопросы философии. 1997, № 5. — С.184 — 191.
  94. Э.П. Почему опасна лженаука?// Академия.- 2002. № 3. — С.
  95. В.И. Иррациональное сознание информационной эпохи// Вестник РФО. 2001, № 3.-С. 95−98.
  96. В.Н. Жан-Поль Сартр и экзистенциализм. М., 1969 Ш. Кукаркин А. В. Буржуазная массовая культура. М.: Политиздат. — 1978.350 с.
  97. Ч.Х. Человеческая природа и социальный порядок. Пер. с анг. -М: Идея Пресс, Дом интеллектуальной книги. -2000.-320с.
  98. Пб.Кутырев В. А. Культура и технология: борьба миров. М.: Прогресс-Традиция. — 2001.- 240 с.
  99. С. Наслаждение и долг.- Ростов- на -Дону: Изд-во «Феникс"-1998−416с.
  100. Ю. От мнений к пониманию. М.: МШПИ. — 2000. — 576 с.
  101. Ю. Координаты человека. К итогам изучения «человека советского"// Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2001, № 1.
  102. Леви-Стросс К. Структурная антропология. М., 1984
  103. К.Е. Личностью не рождаются,— М.: Наука.-1990.
  104. X. Размышления о современной технике. М., 1996. С. 108, 141.
  105. А.Н. Деятельность, сознание, личность. -М.: Педагогика- 1997−310с.
  106. Лем С. Культура как ошибка. Собр. соч. М., 1995, т. 10. — С. 248,150.
  107. Т.Г. Философия науки: традиции и новации. М.: Изд-во ПРИОР. -2001 -428 с.
  108. Р. Культурные основания личности // Человек и социокультурная среда, — М. Вып.2- 1992
  109. Личность в парадигмах и метафорах: ментальность-коммуникация-толерантность, -Томск: Томский гос. ун-т.- 2002−262с.
  110. Ц. Гений и помешательство. СПб.: Изд. Ф. Павленкова. — 1898. -253 с.
  111. С.В. Историческая этнология М., 1998.
  112. М. Эстетика мышления. М.: МШПИ. — 2000. — 416 с.
  113. М. Введение в философию /Мой опыт нетипичен. -СПб., 2000 С.47
  114. Мамардашвили М Психологическая топология пути.-СПб: Русск.Христ. гуманит. Ин-т. -1997- С. 61.
  115. Ш. Маньковская И. Б., Мотлевский В. Д. Виртуальная реальность/ Культурология XX век. Энциклопедия Т. 1.0 -СПб.: Университетская книга- ООО «Алетейя" — 1998, — С. 122.
  116. . Знание и мудрость. М.: Научный мир. — 1999. — 244 с.
  117. . Очерки социальной антропологии. СПб., 1998. — С. 25.
  118. . Человек в эпоху масс-медия. Информационное общество. Сб.-М.: ООО «Издательство ACT»», 2004, С.485−486.
  119. К. Экономические рукописи 1857 1859 годов.- // Маркс К., Энгельс Ф. — Соч.-т.46. — Ч. 1.
  120. К. и Энгельс Ф. Из ранних произведений. -М.: Политиздат, — 1956-С.91
  121. Маркс К Тезисы о Фейербахе// Маркс К., Энгельс Ф.- Соч.- 2-е изд. Т. З -М.: Полииздат.- 1955.- 621с.
  122. Г. Эрос и цивилизация/ Г. Маркрузе- Пер. С англ. А. А. Юдина -М.: ООО «Издательство ACT" — ЗАО НПП «Ермак».- 2003.-312с.
  123. А. Дальние пределы человеческой психики./ А. Маслоу -СПб. Изд.гр. «Евразия».- 1997.-304с.
  124. Т.П. Культура XX века. Постмодерн //Инновационные подходы в науке. Ростов-на-Дону, 1995, С. 67−85.
  125. Е.М. Проблема человека в истории философской мысли. -М.: Знание.- 1986.-64с.
  126. И.С. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития. М.: Изд-во МГУ. — 1999. — 208 с.
  127. Г. П. Виртуальная реальность: понятия, новации, применение // Философские науки. 1998, № 3−4.
  128. М. Немецкие вопросы европейские ответы. -М.: МШПИ. — 2001. -336 с.
  129. А.А. Человек как объект философского знания.// Социально-политический журнал. № 3,1998.
  130. Т.А. М.ЮОО «Издательство ACT», 2002−492с.
  131. Мир в 2000 году. -М., 1973.-С. 47.
  132. Л.И. Социология культуры. -М.: Гранд. -1999. -230 с.
  133. Ф.Т. Общественное сознание и самосознание индивида. М.: «Наука" — 1990. — С. 194.
  134. Н.Н. Расставание с простотой. М.: АГРАФ.- 1998.- 473 с.
  135. Н.Н. Информационное общество: возможность и реальность. Информационное общество: Сб. -М.: ООО «Издательство ACT" — 2004.
  136. Н.Н. Мир XX века и христианская традиция. Вопросы философии. № 8,1993.
  137. Н.Н. Судьба цивилизации. Путь разума. М.: Языки русской культуры. — 2000.- 224 с.
  138. Н.Н. Человек и ноосфера. М., 1990. С. 198.
  139. А. Социодинамика культуры. М.: Прогресс. — 1973.
  140. А. Искусство и ЭВМУ/Моль А., Фукс В., Касслер М. Искусство и ЭВМ. -М.: Мир 1975. — 556 с.
  141. Моррис-Сузука Т. По ту сторону коммутопии. Лондон, 1988. С. 131.
  142. С. Век толпы. М: Центр ПП. — 1996. — 352 с.
  143. В. Теория эволюции разума.- М.: Аграф. 1999.- 592 с.
  144. Э. Манифест персонализма/ Пер. с фр.- М.: Республика.-1999.- 559с.
  145. Э. Персонализм -М.: Искусство, — 1992.- 143с.
  146. В.Н. Овладение временем. -М.: РОССПЭН.-1998.-320 с.
  147. B.C. Феноменология развития и бытия личности. М.: МПСИ, Воронеж: НПО «МОДЭК». -1999. — С. 174−180,178−186.
  148. А. Г. Человек как предмет философского анализа. М, 1972. -С. 179
  149. Мыслитель планетарного масштаба, — М.:МНЭПУ. 2000. — 72 с.
  150. JI. Миф машины. Техника и развитие человечества. М.: Логос. -2001.- 408 с.
  151. А.П. Цивилизационные кризисы в контексте Универсальной истории. М.: ПЕР СЭ. — 2001.- 239 с.
  152. Наука в культуре. -М.: Эриториал УРСС. 1998. — 384 с.
  153. Наука, техника, культура: проблемы гуманизации и социальной ответственности// Вопросы философии. 1989. — № 1. — С. 3−26.
  154. И.А. На путях к информационному обществу .- Ростов-на-Дону: Изд. ДГТУ-1999- 247с.
  155. Дж., Эбурдин П. Что нас ждет в 90-е годы. Мегатенденции. Год 2000. М., 1992.
  156. Дж. «Высокая технология, глубокая гуманность: технологии и наши поиски смысла, -М.: ACT: Транзиткнига. 2005.
  157. Дж. Мегагреды/ Д. Нейсбит- Пер. с англ. М. Б. Левина. М.: ООО «Издательство ACT" — ЗАОНПП «Ермак».- 2003. — 380 с.
  158. А.И. Трансмутация истории //Вопросы философии.2001, № 3- С. З-9.
  159. О.Ф. Телевидение как художественная система. Минск, 1981. — 256 с.
  160. В.Г. Идентичность./ Культурология .XX век. Энциклопедия. Т1,-СПб.: Университетская книга- ООО «Алетейя», 1998. С.238−239
  161. К. СМИ в демократическом обществе// Вестник Московской школы политических исследований, 1997, № 9.- С. 7 -18.
  162. Ф. О пользе и вреде истории для жизни. Сумерки кумиров или как философствовать молотом. О философах. Об истине и лжи во вненравственном смысле: Сб.: пер с нем. Фридрих Ницше.-М.: ООО «Издательство ACT», Минск: Харвест.- 2005.-3 83с.
  163. Новая постиндустриальная волна на Западе. М.: Academia. — 1999. — 640 с.
  164. Новая технократическая волна на Западе. М.: Прогресс.- 1986.
  165. Н.А. Виртуальная психология. М.: АГРАФ. — 2000. — 432 с.
  166. Н.А. Психология виртуальных реальностей и анализ ошибок оператора. Автореферат дис. канд. наук. М., 1994. С. 9
  167. Н.А. Психологические виртуальные реальности. М.: РАН.-1994.
  168. Общая тетрадь-М., 2001, № 4, — С.36−43.
  169. А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практика. -М.: «Логос"-1998. С. 56,212, 58.
  170. Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. М.: Изд-во МГИК.- 1994. — 214 с.
  171. Ортега-и-Гассет. Восстание масс // Избр. труды. М.: Весь мир. — 1997. — С. 43−163,221.1910 средствах массовой информации. Об информации, информатизации и защите информации. М.: Юринформцентр. — 1999. — 47 с.
  172. Г. Человек в современном мире. М.: Прогресс, 1985.
  173. Переосмысливая грядущее //Свободная мысль. 1998, № 8.- С. 4- 29.
  174. Перспективы информатизации общества. Часть 1. М., 1990. С. 60.
  175. В.А. Личность Философская энциклопедия/ Гл. Ред. Ф.В. Константинов- М.: Советская энциклопедия Т.3.-1964.- 584с.
  176. Петровский В. А Личность в психологии: парадигма субъективности. -Ростов-на-Дону: «Феникс"-1996 -512с.
  177. А. Человеческие качества. М., 1985. С. 234,43, 212.
  178. Платон, Аристотель. Политика. Наука об управлении государством.-М.: издат-во Эксмо- СПб.- Terra Fantastica.-2003.-863с.
  179. Э.А. Философия культуры. М.: Интурреклама. — 1999. — 576 с.
  180. М. Личностное знание. -М.: Прогресс. 1985. — 344 с.
  181. В. Исчезнет или возрождается человек в экранной культуре? //СПб университет. 1998, № 10. С. 3−10.
  182. К. Открытое общество и его враги, т.2. М.: Культурная инициатива. — 1992. — 528 с.
  183. К. Предположения и опровержения: Рост научного знания: Пер. с англ./ К. Р. Поппер. -М.: ООО «Издательство ACT" — ЗАОНПП «Ермак». -2004. -638 с.
  184. В.Н. Виртуальное пространство: иллюзия свободы// Компьютера. -2000, № 39. С.20−22.
  185. Практика глобализации игры и правила новой эпохи. М.: ИНФРА-М. -2000.- 344 с.
  186. Проблема человека в западной философии: Переводы. М., 1988.
  187. Психология личности в трудах зарубежных психологов.// Под ред. Реале А. -СПб.: Питер-2000- 316с.
  188. Пуляев В. Т Целостный человек и детерминаты его общественного развития // Социально-гуманитарное знание. 1999, № 6.
  189. А.И. Новый подход к взаимосвязи истории. Информации и культуры: пример России// Вопросы философии 1994, № 4. С. 14−34.
  190. А.И. Философия компьютерной революции. М.: Политиздат. -1991.-287 с.
  191. С.П. Философия информационной войны,— М.: Московский психолого- социальный институт.- 2003.
  192. В. В. Пристрастие. М.: АГРАФ, 2000. — 432 с.
  193. Рациональность на перепутье. Кн. 1. -М.: Интеррекламма. 1999.- 575 с.
  194. РезникТ.Е., Резник Ю. М. Жизненные стратегии личности// Социологические исследования. № 12,1995.
  195. Л.Д. Информационное общество и роль телекоммуникаций в его становлении // Вопросы философии. 2001, № 3 С. 3−9.
  196. Д.С. Информационная революция. Нью-Йорк, 1990. С. 18
  197. В.М. Технология виртуальной реальности // Традиционная и современная технология. М.: ИФРАН. -1999. — С.159−180.
  198. В.М. Философия техники. -М.: Nota bene. 2001. — 456 с.
  199. М.А. Знание и коммуникация// Наука в культуре. М.: УРУСС. -1998.-382 с.
  200. В. Пресса в обществе: взгляд политика/Юбщая тетрадь. 2001, № 3 -С. 11−17.
  201. В.И. Человек и судьба мира. М: Новый век. — 2000. -195 с.
  202. .П. Стена: Избранные произведения. М., 1992.
  203. О.Ф. «Сеятель очей»// Проза.- М.: Принт.- 2001.- С. 260.
  204. Дж. Р. Философия и будущее образование // Вестник РФО. 2001, № 2.-С. 64−81.
  205. Система СМИ России. -М.: Изд. МГУ. 2001. — 259 с.
  206. Г. Л. Человек и компьютер. М.: Политиздат. — 1981. — 192 с.
  207. Современный экзитенциализм -М.: Мысль- 1966.
  208. B.C. Идея сверх человека. Соч. в 2 т. Т2 Общ. Ред. И сост. А. В. Гулыги, А.Ф. Лосева- Примеч. С. Л. Кравца и др. -М: Мысль.-1998. -822с.
  209. П.А. Человек, цивилизация, общество / Общ.ред., сост. И предисл. А. Ю. Согомонов: Пер с анг. М.: Политиздат — 1992. -543 с.
  210. Дж. Открытое общество. Реформируя глобальный капитализм. М.: Некоммерческий фонд. — 2001. — 458 с.
  211. Социальная идентичность и изменение ценностного сознания в кризисном обществе. Методология и методика измерения социальной, идентичности. Информационные материалы. М., 1992.
  212. С.Г. Целостность человека как принцип структурирования его качеств.// Социально-гуманитарное знание 2001, № 2.
  213. . Краткий трактат о Боге, человеке и его счастье /Избранное/ Пер. с голл. И лат.- Худ. Обл. М. В. Драко -Мн.: ООО «Понури"-1999.- 92С.
  214. B.C. Культура//Вопросы философии. 1999, № 8. С.61−71.
  215. B.C. Личность в техностронну. Эпоху// Наука в России. 1993, № 2.
  216. B.C. Теоретическое знание. М.: Прогресс-Традиция. — 2000. — 744 с.
  217. Е.В. Индивидуальное сознание как система реальностей// Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии// Под ред. А. Е. Войскунского, А. Н. Ждан, O.K. Тихомирова. М.: Смысл. 1999. — С. 125 -160.
  218. Технология виртуальной реальности. М., 1996.-С. 107−116.
  219. O.K., Бабаева Ю. Д., Войскунский А. Е. Общение, опосредованное компьютером// Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1986, № 3. -С. 31−42.
  220. Дж. А. Постижение истории. М.: Прогресс. — 1996. — 608с.
  221. Дж. А. Цивилизация перед судом истории -М.: Рольф-2002 592 с.
  222. В.И. Цивилизация и модернизация в контексте глобализации//Философия, наука, цивилизация. М.: Эдиториал УРСС.- 1999. -С. 270−283.
  223. Дж. Предвидимое будущее. М.: Изд. иностр. лит-ры, — 1958. -175с.
  224. Тони Гловер «Первый Homo computeris» http: // www. Logistics. Ru/ 9/18/i2026028p0.htm.
  225. Э. Процесс учения у человека /Э.Торндайк.-М.: Учпедгиз, 1935.-160с.
  226. О. Метаморфозы власти. Знание, богатство и сила на пороге XXI века. М: ООО «Издательство ACT». — 2001. — 669 с.
  227. О. Третья волна. М.: «Издательство ACT». — 1999. — 784 с.
  228. О. Третья волна // США: Экономика, политика, идеология. 1982, № 7.-С. 99
  229. О. Футурошок. М., 1998. С. 404,297,225.
  230. О. Шок будущего.-М.: ACT.-2001.- 560с.
  231. .Т. Парадоксальный человек. -М.: Гардарики -2001. -394с.
  232. Традиционная и современная технология. М.: ИФРАН. — 1999. — 216 с.
  233. С.Т. Человеческое понимание. -М.: Прогресс. 1984. — 327 с.
  234. А. Возвращение человека действующего. М.: Научный мир. — 1998. — 204 с.
  235. JI. Будущее капитализма. Новосибирск.: Сибирский хронограф. -1999.-231 с.
  236. А.Р. Умберто Эко: парадоксы интерпретации. Минск.: Пропилей. — 2000. — 200 с.
  237. В.А. Интерактивное телевидение/ Техника кино и телевидения, 1996, №Ц. С. 12−15.
  238. И.Л. Модель коммуникативной рациональности (на основе социально-культурной модели Юргена Хабермаса// Рациональность на перепутье, кн.1. -М.: РОССПЭН. 1999. — 368с.
  239. В. Человек в поисках смысла/ В.Франкл. -М.: Прогресс -1990−368с.
  240. В., Келер Т. Публичное конструирование «Я» в опосредованном компьютерном общении// Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. А. Е. Войскунского.- М.: Можайск Терра. -2000. — С. 40 — 54.
  241. Философия техники в ФРГ. М.: Прогресс. — 1989. — 528 с.
  242. Философский энциклопедический словарь / Ред. Кол.: С. С. Аверинцев, Э.А. Араб-Оглы, Л. Ф. Ильичев и др.- 2е. изд.-М.: Советская энциклопедия. -1989. -815с.
  243. И.Г. Несколько лекций о назначении ученого- Назначение человека- Основные черты современной эпохи: Сборник/ Пер. с нем.- Худ. Обл. М. В. Драко, — Мн.: ООО «Попурри"-1998.- 480с.
  244. Ю.А. Человечество в XXI веке.- М.: Синтег.- 2001. 80 с.
  245. Фрейд 3. Психологические этюды/ Составление Д. И. Донского, В. Ф Круглянского- Послесл. В. Т. Кондратенко худ. Обл. М.В. Драка- Мн.: ОО «Попурри» 1997−608с
  246. Фрейд 3. Тотем и табу: Сб.-М.: Олимп- ООО «Издательство ACT-ЛТД», 998−448с.
  247. Фрейд 3. «Я и «Оно» труды разных лет: В 2 кн./З.Фрейд.- Тбилиси: Мертани, 1991.-Кн. 1−398с.
  248. Э. Анатомия человеческой деструктивности. М.: Республика, 1994. -447 с.
  249. Э. Бегство от свободы- Человек для себя / Пер. с анг.О.Н. Дудинский- худ.обл. М. В. Драко.- Мн.: ООО «Попурри».- 1998.-672с.
  250. Фромм Э. Душа человека. М., 1992.
  251. Э. Здоровое общество. Догмат о Христе: пер. с нем.. / Э Фромм.-М.: ACT: Транзиткнига- 2005.- 571с.
  252. Э. Иметь или быть? -М.: Прогресс. 1990 — 336 с.
  253. Э. Революция надежды. СПб.: Ювента. — 1999. — 245 с.
  254. Фуко. Слова и вещи: Археология гуманитарных наук.- СПб.: A-cad -1994.-413−435с.
  255. М. Время и бытие. М.: Республика. — 1993. — 447 с.
  256. М. Хайдеггер Мартин. Мысли. Постулаты. Афоризмы. Философские интерпретации. Тезисы. /Пер. с нем. С.А.Брониститна- Мн.: «Современное Слово».- 1998. -384с.
  257. Хейзинга Й. Homo ludens в тени завтрашнего дня. П.: Прогресс-Академия. -1992.-464 с.
  258. Шарден П.Т.де. Феномен человека. М., 1965
  259. А. Культура и этика. М.: Прогресс. — 1973. — 343 с.
  260. Г. П. Проблемы методологии системного исследования. М., 1964, № 5- С.74−80
  261. А.Г. Информационная культура /культурология XX век. Энциклопедия. T.l.-СПб.: Университетская книга- ООО «Алетейя».-1998 -С.269−270с.
  262. М. Человек и история / Человек: образ и сущность/ Под. Ред. Л. В. Скворцова. М., 1991.
  263. М. Формы знания и образование // Человек. 1992, № 4 -С .79−90
  264. Д.П., Коняев С. Н. логика на пороге нового тысячелетия: к итогам второй Междугародной конференции «Смирновские чтения"// Вопросы философии 2000, № 1. С. 172.
  265. А.Г., Рыхлевская Е. И., Ларионов А. Г. Психологические аспекты самопрезентации пользователей Интернета//Вторая Российская конференция по экологической психологии. Тезисы. М., 2000. С. 270 — 271.
  266. Щюц А. Структура повседневного мышления // Социологические исследования. 1988,№ 2.С.82.
  267. Эриксен Томас Хюлланд тирания момента. Время в эпоху информации -М.: Издат-во «Весь мир"" — 2003.
  268. Э.Г. Идентичность: юность и кризис. М, 1996.
  269. Юнг К.Г., фон Франц М.-Л. Хендерсон Дж.Л., Якоби И., Яффе А. Человек и его смыслы/ Под общей редакцией С. Н. Сиренко. -М.: Серебряные нити.-1997.-368с.
  270. Юнг К. Г. Сознание и бессознательное: Сборник/ Пер с англ.- СПб.: Университетская книга.- 1997, — 533с.
  271. Юнг К. Г. Психологические типы.- М.: Университетская книга, ACT.- 1996.-713с.
  272. Юнг К. Г. Проблемы души нашего времени/ К. Г. Юнг. -М.: Изд.гр. «Прогресс и Универс». -1993.-336с
  273. Г. Р. Информационные технологии и личность в образовании (об опыте юго-восточных районов Татарстана в использовании информационных технологий в образовании взрослых) // Методист. 2002, № 3.-С. 12−15
  274. В.А. Личность. Энциклопедический социологический словарь/Общая ред.акад. РАН Осипова Г. В. -М.: Институт социально-политических исследований РАН.-1995. -939с.
  275. Е.В. Идентичность психосоциальная.// Культурология. ХХ век. Энциклопедия. Т.1. -СПб.: Университетская книга- ООО «Алетейя».-1998. -С.239.
  276. Т.М. Личность и общество (Проблемы личности в современной философии- марксизм, экзистенциализм, структуризм, христианский персонализм) -М.: Прогресс.-1973. -551с.
  277. К. Смысл и назначение истории.- М: Политиздат, — 1991. 547 с.
  278. AdlerA. Understanding human nature. Boston. 1965.- p.543.
  279. Allport G.W. Beccoming: basic consider anions for a psychology of personality / Y.W. Allport- New Haven- London: YaleYme / Press. 1967.-106p.
  280. American Social Character. N. Y., 1992.
  281. American philosophy. N.V., 1955.-p.157
  282. Brim O. G. Life-span development of the theory of oneself: Implications for child development. // Advances in child development and behavior, N. Y. Vol. 2, 241−251,1976
  283. Boorstin D. The Americans. The Colonial Experience. N. Y., 1995.
  284. Boorstin D. The Americans. The National Experience. N. Y., 1995.
  285. Boorstin D. The Americans. The Democratic Experience. N. Y., 1995.
  286. Bouche H. Introduction a la philosophize de 1, individu. P., 1847- p.91,96−100,115−117,162, 223.
  287. Cazeneuve J. Bonheur et civilization P., 1966- p.9, 21, 76−87, 235.
  288. Chamleury R. La science de vivre. P., 1966 p. 106.
  289. Dabin R. The World of work .N.Y., 1959.
  290. Damon W, Hart D. The development of Self-understanding from infancy through adolescence. Child Development, 53,841−864.
  291. Erikson E. Identity. Yout/h and Crisis. N. Y., 1968.
  292. Elgozy G. Automation et humanisme. -P., 1968.- р. ЗЗ 1
  293. Fagan J. Infants' recognition memory to faces.// Journal of Experimental Child Psychology, 14,453−476.
  294. Freud S. An Outline of Psychoanalysis. N. Y., 1949.
  295. Friedmann G. Anatomy of work N. Y., 1961.
  296. Fromm.E. Man alone. N/Y., 1967 p.59.
  297. Fromm E. Das Menschenbild bei Marx. Frankfurt a/M., 1963, S.23.
  298. Garfinkel H. A Conception of, and experiments with «trust», Motivation and Social Interaction. N. Y., 1963.
  299. Garvey C. Play. Cambridge, 1977. Baumeister R. A Self-presentational view of social phenomena. //Psychological Bulletin. 91,3−26.
  300. Giddens A. Modernity and Self-Identity. Stanford, 1991.
  301. Giddens A. The Nation-State and Violence. Cambridge, 1985.
  302. GeIen A. Our Systematic dear In: zur Antropologie und Sociologie, Neuwried am Rhein, 1963 -S.ll-63.
  303. Goffinan E. Interaction Rituals. N. Y., 1976.
  304. Goffinan E. The Presentation of Self in Everyday Life. Garden City, N. Y., 1959. 326.1nhelder В., Piaget J. The Growth of Logical Thinking from Childhood to1. Adolescence. N. Y., 1958.
  305. Lacroix J. Marcxisme, existentialisme, personnalisme P., 1960. -p.27.
  306. Lacroix J. Les sentiments et la vie morale. P., 1963.- p. 13.
  307. Lacroix J. Democratic et liberalism- La Nouvelle critique 1966, № 76.
  308. Laing R. D. The Divided Self. Harmondsworth, 1965.
  309. Levi- Strauss CL. Anthropologic Structural P., 1958- p.326
  310. Levi-Strauss CL. Fast changing soceity P., 1956- p.212
  311. Lewis M., Brooks-Gunn J. Social Cognition and the acquisition of self. N. Y., 1979.
  312. Litt Th. Die Selbsterkentis des Menschen. Hamburg, 1948- S.6.
  313. Markuse H. One-dimensionale Man. Boston, 1964- p.10.
  314. Martin J. Telematic Society. A Challenge for Tomorrow. N.J., 1981.
  315. Maritain J. Zes droits de l, home et la loi naturelle. P., 1543- p. 10.
  316. Maslow A. Motivation and personality/ A. Maslow, — New York: Harper and Row, 1954.-41 lp.
  317. Masuda J. The Information Society as Postindustrial Society. Tokyo, 1980.
  318. Mayer Ch. L. L, home face a son destin. P., 1964- p.64, 72−73.
  319. Mead Y.H. Mind, self and society. Chicago, 1934.
  320. Morin E. Lesprit du temps Essais sur la culture de masse P., 1962. -p.220−221, 240−244,255.
  321. Mounier E. Revolution personnaliste et communautaire. P., 1934.- p.68.
  322. Mounier E. Manifeste au service due personalize P., 1936
  323. Mounier E. Le personalisme P., 1965.-p.27.
  324. Moscovici S. The phenomenon of social representations// Fair R.
  325. S. (eds). Social Representation. Cambridge Paris, 1984
  326. Plessner H. Die Stufen der Organischen und der Mensch. Einleitung in die philosophic Anthropologies/ Berlin- Leinzig, 1928.
  327. Rosenberg M. Conceivin the self. N. Y., 1979.
  328. Sartre J. P Critique de la raison dialectique t.l.P., 1960- p.88, 95−96
  329. Scheler M. Mencsh und Geschichte. Zurich 1929 -S.7.
  330. Scheler M. Philosophize Weltaschaung, Bonn 1929- S. l 1.
  331. Tlogozy G. Automation et humanisme. P., 1968 -p.331.
  332. Turner J.C. Tajfel H. The social identity theory of intergroup behavior.// Psychology of Intergroup Relation. Chicago, 1986.
  333. Tuner J.C. Towards a cognitive redefinition of the social group/ H Tajfel (ed) Social idenity and intergroup relation. Cambridge. Paris. 1982.
  334. Vallin G. Etreet individualite. P., 1959- p.16,24−29.
Заполнить форму текущей работой