Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Инновационные компьютерные технологии как средство обеспечения качества подготовки инженеров: Социально-философский анализ

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Применение инновационных компьютерных технологий в обучении один из наиболее рациональных и целесообразных путей повышения эффективности учебно-воспитательного процесса в ВУЗе на основе его принципиальной переориентации: от преимущественно исполнительной, репродуктивной деятельности слушателей — к преобладанию творческого, поискового начала на всех этапах учебного процессаот жесткой унификации… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Философско-социальный анализ современных. информационных технологий
    • 1. 1. Компьютерные технологии: сущность и содержание
    • 1. 2. Познавательный аспект применения компьютерных систем
    • 1. 3. Современные информационно-технологические модели передачи информации
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Классификация средств предъявления познавательной информации в информационном обществе
    • 2. 1. Характеристика технических средств предъявления информации
    • 2. 2. Классификация и виды информационно-обучающих потоков
    • 2. 3. Контроль и информационная поддержка обучающих информационных потоков
  • Выводы по второй главе
  • Глава 3. Системно-кибернетический подход к обеспечению качества процесса передачи познавательной информации
    • 3. 1. Проблемы управления потоками учебной информации
    • 3. 2. Восприятие слушателями учебной информации
    • 3. 3. Динамика изменения информации в процессе познания
  • Выводы по третьей главе

Инновационные компьютерные технологии как средство обеспечения качества подготовки инженеров: Социально-философский анализ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Инновационные компьютерные технологии занимают значительное место в системе образования развитых стран. Применение инновационных компьютерных технологий в образовании позволят расширить профилизацию и повысить эффективность подготовки специалистов с наименьшими затратами времени и средств на обучение. Особенно это практикуется в области дистанционного обучения, переобучения, повышения квалификации, второго и третьего высшего образования. Это обусловлено экономическими потребностями в специалистах того или иного профиля и расходами на их подготовку и переобучение. Такова ситуация в европейских странах и США, в России же применение инновационных компьютерных технологий еще не достигло таких глобальных масштабов как на Западе. Поэтому инновационные (новейшие) компьютерные технологии являются важным инструментом современного процесса обучения.

Обучение — это процесс управляемого познания, усвоения учебной информации, её воспроизведения, овладения той или другой конкретной деятельностью, лежащей в основе формирования личности. Для формирования современной развитой, образованной личности XXI века необходимо использовать в современном учебном процессе новейшие информационные технологии с целью совершенствования процесса обучения и подготовки специалистов способных работать с различными видами электронного оборудования.

Проблема исследования состоит в информационном подходе к процессу познания как философской категории, рассмотрении аспекта дегуманизации образования за счет применения компьютерных информационных технологий и программированного обучения.

Этот процесс обучения включает в себя: анализ исходной ситуации, определение и постановку цели обучения и принятие её слушателямипланирование работы, отбор содержания и средств достижения цели предъявление нового фрагмента учебного материала разными способами и его осознанное восприятиеисполнение обучающих и учебных операций, организация учебной работы преподавателя и слушателей (организация и самоорганизация слушателей при применении нового учебного материала для оптимального его уровня в данных условиях) — организация обратной связи, контроль и корректирование работы по усвоению содержания материала и самоконтрольанализ и самоанализ, оценка результатов обученияподготовка и работа слушателей вне учебного заведения.

Соблюдая эти условия можно добиться более тщательного и осмысленного отношения слушателей к учебному процессу и работе с получаемой образовательной информацией.

Актуальность темы

исследования обусловлена существующей проблематикой развития познания и увеличением объема передаваемой информации в том числе и учебной.

Современное информационное общество предъявляет к высшему техническому образованию профессиональные требования и умения такие как: быстро и оперативно ориентироваться в информационных потоках, управлять обменом информации на производстве, владеть электронными обучающими программами. Это обусловлено интересами общества к информационным технологиям. Постиндустриальное общество, в отличие от индустриального общества конца XIX—середины XX века в гораздо большей степени заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.

Отсюда современное информационное общество ставит перед всеми типами учебных заведений и прежде всего перед высшей школой, задачу подготовки выпускников, способных: гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое местосамостоятельно, критически мыслить, уметь видеть возникающие в реальной действительности проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологиичетко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены в окружающей их действительностибыть способными генерировать новые идеи, творчески мыслитьграмотно работать с информацией: уметь собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения, устанавливать статистические закономерности, делать аргументированные выводы, применять полученные выводы для выявления и решения новых проблембыть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях, в различных ситуациях, предотвращая или умело выходя из любых конфликтных ситуацийсамостоятельно работать над развитием собственного интеллекта и культурного уровня.

Эти факторы определяют возросшую актуальность исследования вопросов активного внедрения в учебно-воспитательный процесс инновационных технологий. Таково веление времени не только для нашей российской высшей школы, но и практически для любого развитого общества, что, естественно, предполагает определенные требования конструктивного плана к образовательным системам.

Дополнительную актуальность данному исследованию придает то обстоятельство, что в современном обществе информация уже играет решающую роль во многих проблемах, связанных не только с познавательной, но и с политической, социальной деятельностью человека. Поэтому информационное обеспечение студентов, возможность свободного доступа к необходимой учебной, научной, культурной и любой другой информации — необходимое условие свободного развития личности, разумеется, при соблюдении объективности, научной достоверности излагаемых фактов.

Информатизация образования является в настоящее время первостепенной задачей образовательной системы России. Эта задача поставлена в «Плане действий Правительства Российской Федерации в области социальной политики и модернизации высшей школы на 2002;2005 годы» и предусматривает введение независимой системы аттестации выпускников общеобразовательных учреждений и единого государственного экзамена.

Для решения этих задач необходимо создание современного научно-обоснованного комплекса контрольно-измерительных приборов, средств и технологий, обеспечивающих высокую эффективность в процессе проверки и установления соответствия подготовленности учащихся требованиям образовательных стандартов и программ. Насущной проблемой современного высшего образования является разработка и внедрение в учебный процесс компьютерных вариантов учебников, учебных пособий, методических материалов, проведение учебных занятий с применением средств мультимедиа и др.

Степень научной разработанности проблемы диссертационного исследования. Еще в 70-е годы пошлого века в наиболее развитых капиталистических странах — США, Англии, Франции и ФРГ проводились исследования в области практики программированного обучения Джордж Ф. Скиннер Б., Столаров JI. М., Смоллвуд Р., Томас К., Дэвис Д., Опеншоу Д., Берд д.

На основе анализа зарубежной философской, социологической и педагогической литературы вопросы теоретического обоснования зарубежных систем программированного обучения, методики составления программированных материалов и практики их применения были составлены фундаментальные монографии советскими, а теперь российскими учеными.

Современные ученые считают, что применение инновационныхновейших компьютерных технологий позволяет оптимизировать процесс обучения, создать возможность для более эффективной передачи учебной информации, повысить уровень обучения слушателей за счет более эффективного и эргономичного автоматизированного компьютерного контроля: Абрамян Г. В., Аванесов B.C., Аванесов B.C., Андреев А. А, Беспалько В. П., Боголюбов В. И., Бондаренко Н. И., Гершунский Б. С., Кларин М. В., Клайн П. А., Леватес Д. Г., Леднев B.C., Кларин М. В., Полат Е. С., Филатов А. К., Челышкова М.Б.

Применение инновационных компьютерных технологий в обучении один из наиболее рациональных и целесообразных путей повышения эффективности учебно-воспитательного процесса в ВУЗе на основе его принципиальной переориентации: от преимущественно исполнительной, репродуктивной деятельности слушателей — к преобладанию творческого, поискового начала на всех этапах учебного процессаот жесткой унификации, единообразия целей, содержания, методов, средств и организационных форм воспитания, обучения и развития — к индивидуализации и дифференциации учебно-познавательной деятельности студентовот моноидеологизации всех компонентов образовательного процесса — к идеологическому плюрализму, свободе выбора жизненной позиции, исходных принципов миропонимания и веры, духовного становления и развитияот систематического дисбаланса технократических и гуманитарных ориентиров и приоритетов — к гармонии природосообразной образовательной и учебно-познавательной взаимодеятельности преподавателей и студентов.

По мере вхождения России в высокоразвитое информационное общество существующая система высшего образования все больше будет становиться неадекватной. Поэтому придется принципиально переоценить и перестроить всю образовательную систему, подходы, которые мы используем в обучении, способы самого учения, познания.

Изучение научно-философской и научно-педагогической литературы, материалов научно-практических конференций и других работ позволяет утверждать, что отдельные аспекты, составляющие содержание поставленной проблемы исследования подвергались изучению как отечественными, так и зарубежными исследователями. Имеющейся исследовательский материал по рассматриваемой проблеме можно условно разделить на несколько групп.

Первую группу составляют работы, в которых рассматриваются проблемы образовательных технологий отвечающих требованиям современного информационного общества. Это работы, в которых в первую очередь рассматривается системный анализ существующих образовательных технологий. Способы, методы и формы их применения. Описание механизмов функционирования, отличительные черты инновационных приемов от традиционных способов предъявления информации. Также приводятся теории совершенствования учебно-воспитательного процесса путем более широкого применения технических средств обучения. Опыт систематизации и поиска новых путей решения проблемы повышения качества подготовки специалистов, в целом и инженерных кадров в Российском образовании, нам предоставляют ученые Багдасарьян Н. Г., Беспалько В. П., Мараховская Н. В., Пилипенко А. И., Челышкова М. Б., и др., и его нельзя не учитывать.

Вторая группа включает в себя труды, посвященные исследованиям качества образования и способов его оптимизации. Это работы Артамонова Р. Б., Байденко В. И., Бройде Б. А., Никандрова Н. Д., Селевко Г. К., Тихомирова Н. К., Селезневой Н. А., Сигорского В. П., Симонова В. П., Столяра А. А, Субетто А. И. и др. В том числе работы в которых рассматривается: алгоритмизация учебного процесса, применение новаторских образовательных технологий, активных методов обучения, дифференцированного подхода к слушателям в учебном процессе, использования математических методов в педагогическим процессе, применение компьютерных технологий, проблемы качества обучения и перспективы его улучшения.

Третью группу составляют труды посвященные качеству образовательного контроля, подготовки и совершенствования его способов Бусленко Н. П., Поддубная Л. М., Смирнов С. Д., Татур А. О., Талызиной Н. Ф., Тарасова Е. Ф., Челышкова М. Б. и других. В том числе и применению математических методов расчета успешности обучения и сложности контрольных заданий, параметров и контролируемых позиций.

Бурное развитие информационной техники и появления новых технологий требуют дальнейшей теоретической разработки механизмов и методов их применения в учебно-воспитательном процессе. Этому в целом и посвящена данная работа.

Объектом диссертационного исследования являются проблемы применения в учебном процессе инновационных компьютерных технологий.

Предметом диссертационного исследования является обеспечение качества подготовки инженеров средствами инновационных компьютерных технологий.

Рабочая гипотеза автора заключается в предположении о том, что инновационные компьютерные технологии являются неотъемлемым средством рациональной качественной подготовки инженерных кадров, важнейшим инструментом современного учебного процесса. Однако, стратегия и тактика применения инновационных компьютерных технологий не должна вытеснять диалога между преподавателем и студентом — их общения в учебном процессе, а служить лишь эргономичным инструментом оптимизации учебного процесса и совершенствования обучающихся и преподавательских кадров. Без совершенствования сферы образования у общества нет перспективы дальнейшего развития.

Цель диссертационного исследования состоит в формулировании и обосновании применения инновационных компьютерных технологий в учебном процессе как средства достижения высокого качества подготовки инженерных кадров. Достижение этой цели и проверка основных положений рабочей гипотезы связаны с решением целого ряда исследовательских задач, главными из которых являются:

— анализ современных информационных технологий применяемых в учебном процессе, отвечающих требованиям высокого качества подготовки специалистов для современного обществауточнение и конкретизация сущностных характеристик информационных средств учебного процесса;

— определение структуры и элементов информационно-обучающего потока создание алгоритма его функционирования;

— исследование вопросов оптимизации учебного процесса путем применения информационных компьютерных технологий;

— формулирование и обоснование основных принципов и алгоритмов функционирования информационно-обучающих потоков;

— составление алгоритма расчета эффективности обучающего контроля в информационном потоке.

Научная новизна работы состоит в следующем: в философско-социальном анализе сущности и содержания инновационных компьютерных технологий в современном образовательном процессев исследовании возможностей современных информационно-технических средств по представлению и селекции учебной информациив обосновании взаимосвязи информационной поддержки с контролем знаний и уровнем обучения учащихсяв выявлении содержательных сторон оптимизации процесса обучения с применением инновационных компьютерных технологийв обосновании системы принципов и основных путей формирования, стратегии и тактики информационного образовательного процесса;

На защиту автором выносятся следующие положения диссертационного исследования:

1. Специфические условия применения инновационных компьютерных технологий в учебном процессе, обусловленные существующей необходимостью их выбора в обучении как средства создания рациональной системы информационно-обучающих потоков, позволяющих осуществлять более эффективную подготовку специалистов.

2. Необходимость учета специфики и скорости изложения учебной информации — дозировки объемов учебных разделов для правильного и полного усвоения и прохождения образовательной программы при создании средствами инновационных компьютерных технологий информационно-обучающих потоков.

3. Составляющие части информационно-обучающего потока информационно-обучающие модули различных уровней сложности в зависимости от этапов прохождения обучаемым образовательной программы.

4. Возможности адаптации учебной информации и динамика изменения обучающего информационного потока в процессе подачи преподавателем блоков учебной информации.

5. Применение в процессе обучения инновационных компьютерных технологий как эффективного средства обучения с целью оптимизации учебного процесса и повышения качества подготовки специалистов.

6. Проблемы контроля усвоения полученных слушателями знаний.

7. Информационная поддержка информационно-обучающих потоков через Интернет и локальные сети, взаимосвязь информационно-обучающих потоков с единым информационным пространством ВУЗа.

8. Информатизация учебного процесса (представление блоков учебной информации в виде электронных файлов на CD-дисках и Интернет-ресурсов, устное изложение материала совместно с мультимедийными технологиями дистанционного обучения).

9. Применение математических методов анализа организации учебного процесса с целью обеспечения более глубокого усвоения студентами учебных знаний, адаптации информационно-обучающих потоков к аудитории, взаимосвязь с единым информационным образовательным пространством и информационной поддержкой обучающих потоков.

Теоретико-методологическую базу диссертационного исследования составляет системный подход и логический анализ современных теоретико-методологических и социально-философских принципов и явлений в образовании, базирующихся на современных научных идеях, обогащающих наше представление о закономерностях и особенностях функционирования и развития образовательных систем.

К таковым следует отнести исследования отечественных ученых Э. Н. Гусинского, В. Е. Гмурмана, Б. В. Гнеденко, Б. С. Гершунского, О. В. Долженко, JI.H. Ланда, В. А. Ляудиса, М. В. Кларина, И. А. Омельченко, А. К. Филатова, В. Л. Шатуновского в таких областях как: философия образования для XXI векаматематические модели педагогического измерения, алгоритмизация в обучении, современные методы и технология обучения в техническом вузе, теория вероятностей и математическая статистика в основе формирования контрольно-корректировочных действий у студентов при обучении с помощью ЭВМ, инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках, педагогическая технология построения теории образования на основе междисциплинарного системного подхода, и математические модели в учебно-воспитательном процессе.

К исследованиям составляющим теоретическую базу диссертации, следует отнести работы по общим проблемам тестового контроля и диагностики усвоения материала B.C. Аванесова, Д. Г Леватес, Н. П. Бусленко, В. П. Беспалько, А. О. Татура, А. Г. Шмелева, И. А. Омельченко, В. А. Ляудис. Сюда же примыкают работы по применению математических моделей для конструирования тестов обучающего контроля B.C. Аванесова, Г. С. Ковалевой, Т. Д. Красновой, Ю. М. Неймана, В. А. Хлебникова, Г. К. Селевко и др.

Теоретическая и практическая значимость диссертации состоит в исследовании проблем интенсификации и оптимизации процесса познанияобучения, в основе которого лежит философский закон причинно-следственной связи и кибернетический подходв анализе технологии использования современной информационной техники, а также в раскрытии основных принципов рациональной организации информационного учебного процесса в высшем техническом учебном заведении, на основе алгоритмизации процесса обученияв применении логического аппарата, апробированного в области «теория вероятности», для обработки полученных результатов тестового контроля обучаемых, установление достоверности данных по стандартным методикам нашедшим применение как для больших, так и для малых выборок, приложение этого математического материала к вопросам педагогики является авторским решением. В нашей работе комплексно рассмотрены современные средства, методы и системы образовательных компьютерных технологий, их типология, классификация и специфические характеристики.

• Выделены модели информационных образовательных технологий наиболее широко применяемые в мире и наиболее пригодные из них к применению в российском высшем образовании.

• Дана трактовка управления процессом учебно-воспитательной деятельности в ВУЗе как совокупности взаимодействия субъекта, объекта и механизма управления связанных с реализацией познавательных функций образовательной системы: адаптации, целепологания, интеграции, воспитания, обучения, творческого развития и др.

• Проведена классификация форм и методов передачи информации и предложена система мер по повышению качества подготовки инженерных кадров и управлению учебно-воспитательным процессом посредством инновационных компьютерных технологий.

Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что результаты исследования позволяют выработать конкретные рекомендации.

14 по развитию и совершенствованию новых технологий управления учебно-воспитательным процессом, повышением качества подготовки инженерных кадров.

В диссертации представлена специфика обучения и контроля одного и группы слушателей в условиях очного и заочного обучения, отмечаются направления методических усилий на самостоятельное получение знаний.

Материалы диссертационного исследования прошли апробацию и получили положительную оценку научных и практических специалистов. Они были изложены в докладах и обсуждены на научно-методических семинарах и заседаниях кафедр МГТУ им. Н. Э. Баумана: «Политология», «История», «Инженерная педагогика», «Химия», «Проектирование и технология производства электронной аппаратуры», а также в процессе преподавания курса «Нетрадиционные подходы к обучению» в2001/2002 учебном году, курсов «Политология» и «Страноведение» в 2002/2003 учебном году в МГТУ им. Н. Э. Баумана, на VI и VII международных Энгельмейеровских чтениях в 2002 и в 2003 гг., научно-практической конференции молодых специалистов Московской гуманитарно-социальной академии.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Выводы по третьей главе:

Системно-кибернетический подход к передаче информации позволяет выявить субъект, объект и механизм управления потоками учебной информации. Объектом управления является учебно-познавательный процесс в учебном заведении. Субъектом управления административно-координационный и преподавательский состав учебного заведения. Технология или механизм управления осуществляется путем целенаправленного взаимодействия администрации учебного заведения, преподавательского состава и контингента обучающихся, организации их оперативной работы в осуществлении поставленных образовательных задач не последнюю роль играют компьютерные технологии, как инструмент совершенствования образовательного процесса.

Основой их взаимодействия является обратная связь между студентами и преподавателем, которая позволяет осуществлять постоянный контроль за познавательной деятельностью студентов. Движущей силой этого взаимодействия является противоречия частных противоречий между ранее усвоенным и изучаемым, обыденно-житейскими и научными знаниями, учебно-познавательными, исследовательскими действиями и научными знаниями, между знанием и формированием навыков и умений.

Взаимодействие преподавателей с учебными отделами ВУЗа позволяет оперативно справляться с возникающими в учебном процессе проблемами.

Ibb.

Эффективность процесса познания-обучения зависит от динамики изменения учебной информации в процессе обучения, условий её утраты слушателями, а также пути выхода из этой педагогической ситуации. Отмечено, что на динамику изменения влияет противоречие между скоростью подачи учебного материала преподавателем и возможностью восприятия слушателями объема представляемой им информации, перерывами между занятиями, индивидуальными особенностями слушателей. При этом возникновение у слушателей такого явления как смена мотивации с обучения на стремление получить оценку. В этом случае задача преподавателя заключается в повышении заинтересованности слушателей в обучении, в выборе оптимальной скорости подачи слушателям учебного материала, определении правильного объема информационной нагрузки.

В качестве основных условий предотвращения деградации потока обучающей информации является учёт сочетания скорости восприятия слушателями учебной информации, скорости подачи лектором учебной информации, динамики изменения учебной информации полученной слушателями с течением времени (процесс частичной утраты учебной информации — забывание), мотивации слушателей на обучение. Средством повышения качества усвоения познавательной информации являютсяинформационные потоки и блоки учебно-информационных модулей, обеспечивающие оптимальные объемы приема, воспроизведения и передачи информации, позволяющие более эффективно представить информатизацию процесса познания и разработать новейшие методы использования и передачи информации.

Заключение

.

На основе представленного в работе философско-социального анализа современных компьютерных технологий с целью выявления их положительных и отрицательных сторони рассмотрев в процессе анализа сущность и содержание существующих компьютерных технологий обучения, обеспечивающих познавательные потребности общества, отметив их социальную роль в процессе преподавания предметов социально-гуманитарного и естесственно-фундаментального циклов в высшем учебном заведении, позволяет выработать конкретные рекомендации по развитию и совершенствованию новых технологий управления учебно-воспитательным процессом, повышением качества подготовки инженерных кадров. Философско-методические аспекты информатики и информатизации общества, обусловленные существующей необходимостью выбора в обучении инновационных компьютерных технологий как средства создания рациональной системы информационно-обучающих потоков, позволяющих осуществлять более эффективную подготовку специалистов.

В исследовании мы опирались в основном на отечественном научном опыте применения компьютерных технологий и информационных обучающих систем в условиях очного и заочного обучения направленных на совершенствование методических усилий развития областей познания.

Применение в процессе обучения инновационных компьютерных технологий как эффективного средства обучения с целью оптимизации учебного процесса и повышения качества подготовки специалистов позволяет решить социальные проблемы контроля усвоения полученных слушателями знаний, противоречия, возникающие между преподавателем и студентом в процессе контроля путем обретения контролем обучающей сущности, когда контроль не толь выявляет пробелы в знаниях, но становится видом информационной поддержки обучения. Это позволят повысить уровень получаемых студентами знаний и сделать контроль не испытанием, а творческой практикой. В структуре и особенности изучаемого курса: цели, задачи, доступность изучаемых текстов, достаточность средств обучения, задания для самопроверки с ключами к ним и т. д., оперативное взаимодействие преподавателей и межличностное взаимодействие — общение обучающихся. Четко спланированное и организованное тестирование позволяет устранить пробелы и корректировать деятельность студентов.

Отмечена социально-экономическая и культурная роль компьютерных систем обучения в ВУЗе в подготовке качественных специалистов в различных сферах деятельности, особенно при подготовки инженеров — личностная ориентация компьютерных систем обучения, обеспечивающее самостоятельное добывание нужной информации, интеллектуальное и нравственное развитие человека в процессе практической деятельности. При этом специфика предмета «философия информатизации учебного процесса» обосновывающая применение инновационных компьютерных технологий для правильного и полного усвоения и прохождения образовательной программы при создании средствами инновационных компьютерных технологий информационно-обучающих потоков.

Составляющие части информационно-обучающего потока информационно-обучающие модули различных уровней сложности в зависимости от этапов прохождения обучаемым образовательной программы, их социальная роль представляет новые возможности социальной селекции информации и динамика изменения обучающего информационного потока в процессе подачи преподавателем блоков учебной информации.

Выбор компьютерных технологий обусловлен необходимостью совершенствования фактологической стороны содержания обучения путем развитие информационной среды: электронных баз данных и знаний, их структуры, компьютерных тестов и видов контроля. При этом применение математических методов анализа организации учебного процесса, обеспечивает более глубокое усвоения студентами учебных знаний, адаптирует информационно-обучающие потоки к аудитории, и обеспечивает взаимосвязь с единым информационным образовательным пространством и информационной поддержкой обучающих потоков, что в свою очередь позволяет экономить затраты времени на поиск необходимой информации.

Информатизация учебного процесса — представление блоков учебной информации в виде электронных файлов на CD-дисках и Интернет-ресурсов, а также устное изложение материала совместно с мультимедийными технологиями дистанционного обучения, позволяют повысить уровень усвоения слушателями необходимой информации, а формы её представления стимулируют интеллектуальное и нравственное развитие личности. При этом роль компьютера в деятельности преподавателя отмечена как рабочего инструмента, объекта, частично выполняющего функции преподавателя в учебном процессе. Возможности информационных компьютерных технологий позволяют более глубоко и шире использовать образовательный потенциал ВУЗа., ориентироваться в учебном материале, активизировать познавательные возможности слушателей, организовать групповые формы работы обучающихся для решения совместных познавательных задач и проектов.

В приведенной структуре информационного обучающего потока, содержащего модули: организационный, методический информационно-обучающий, справочный, раскрыта структура каждого из них. При этом описаны виды информационного обучающего потока: традиционные — лекции, семинары, коллоквиумы, лабораторные и практические работы — последние являются информационной поддержкой информационно-обучающих потоков, она также осуществляется через Интернет и локальные сети, обеспечивающие взаимосвязь информационно-обучающих потоков с единым информационным пространством ВУЗа и являющиеся мощным подспорьем в информатизации познавательного процесса. Кроме этого определяются информационные обучающие потоки с использованием новейших технологий — компьютерных телекоммуникаций и информационных технологийдополнительные, в которые входят курсы дистанционного обучения и в которых, выделены уровни подготовки: базовыйС, продвинутый — В, углубленный — Ахарактерной частью системы информационного обучения начало занятий с тестирования слушателя на определение его уровня подготовленности.

Рассмотрев основы восприятия слушателями учебной информации в процессе обучения, установлена её взаимосвязь с динамикой изменения информационно-обучающих потоков в учебном процессе, выявлено, что на динамику изменения влияет противоречие между скоростью подачи учебного материала преподавателем и возможностью восприятия слушателями объема представляемой им информации, перерывами между занятиями, индивидуальными особенностями слушателей.

Установив возникновение у слушателей такого явления как смена мотивации с обучения на стремление получить оценку, рекомендуется для повышения заинтересованности слушателей в обучении выбор оптимальной скорости подачи слушателям учебного материала, определение правильного объема информационной нагрузки путем логического расчета и применения системно-кибернетического подхода к контролю и информационной поддержке обучающих информационных потоков. При этом необходимо расширять взаимосвязь с информационными обучающими потоками ВУЗа и единым информационным образовательным пространством с целью оптимизации учебно-воспитательного процесса.

Более широкое применение положений теории вероятностей и математической статистики, позволяет рассмотреть вопросы контроля усвоения знаний и информационной поддержке учебных курсов, а также взаимосвязь информационной поддержки и технических средств контроля с познавательным компонентом компьютерных систем обучения с точки зрения формирования мировоззрения хорошо подготовленных инженеров как всесторонне развитых.

1 b специалистов, способных создавать и реализовывать социальные проекты.

Таким образом, структура информационно-обучающего потока с элементами, видами, способами представления, порядком разработки является главным условием наиболее эффективного представления слушателям знаний и построения современного учебного процесса. Информационный обучающий поток состоит из учебного курса, учебно-методического комплекса и всех необходимых средств получения учебной информации как из основныхтрадиционных, так и из дополнительных телекоммуникационных и дистанционных средств, которые в современных условиях приобретают приоритетное значение т. е. о взаимодействие преподавателя и студентов, следовательно, требования к организации таких учебных занятий должны определяться особенностями взаимодействия обучающего и обучаемого не только в условиях очно-аудиторных занятий, но и в телекоммуникационной сети. При создании информационно-обучающих потоков необходимо учитывать, с одной стороны, социальные требования к созданию обучающих курсов, требования, диктуемые психологическими особенностями восприятия информации с экрана и на печатной основе, поскольку любой текст может быть выведен с помощью принтера на бумагу это эргономические требования с одной стороны, а с другой — максимально использовать возможности, которые предоставляют нам программные средства телекоммуникационной сети и современных информационных технологий исходя из социальных и познавательных целей и задач, так как инновационные средства информационных технологий — есть средство реализации поставленных образовательных задач особенно в информационном обществе.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р.Ф. Философия информационной цивилизации. М.: ВЛАДОС, 1994. -336 с.
  2. B.C. Композиция тестовых заданий,— М.: Ассоциация инженеров-педагогов, 1996. -128 с.
  3. B.C. Математические модели педагогического измерения. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1994. -170с.
  4. B.C. Научные проблемы тестового контроля знаний. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1994. — 234 с.
  5. B.C., Челышкова М. Б. Адаптивное обучение и адаптивный контроль: Тезисы докладов: Сборник педагогического института им. Ушинского-Петропавловск, 1991.-210с.
  6. В.Н. Электронные учебники и автоматизированные обучающие системы. М.: ИЦПКПС, 2001.- 80 с.
  7. Анастази А. Психологическое тестирование^ кн.-М.:Педагогика, 1982.-539с.
  8. Г. С. Найти идею.- Новосибирск: Наука, 1986.- 209 с. Ю. Альтшуллер Г. С. Творчество как точная наука М.: Советское радио, 1979. -245 с.
  9. П.Багдасарьян Н. Г. Профессиональная культура инженера: Механизмы освоения. М.: МГТУ им. Н. Э. Баумана, 1998. -260 с.
  10. В.П. Программированное обучение: Дидактические основы. М.: Высшая школа, 1970. — 255 с.
  11. В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М.: Институт профессионального образования Министерства образования России, 1995.-336 с.
  12. М.Белнап Н., Стил Т. Логика вопросов и ответов. М.:Прогресс, 1981.-188с.
  13. В.Ф. Логика вопросов в преподавании. Минск: Изд-во «Университетское», 1987.-56 с.
  14. A.M., Кревский И .Г., Макурина Т. А. Анализ образовательных систем с помощью новых информационных технологий. М.: ИЦПКПС, 2001. -48 с.
  15. B.C. Мышление как творчество: Введение в логику мысленного диалога, — М.: Политиздат, 1975, — 399 с.
  16. B.C. От наукоучения к логике культуры: Два философских введения в XXI век. — М.: Политиздат, 1990.-413 с.
  17. Г. Математика и психология. М.: Советское радио, 1977.-96с.
  18. .В. Жар холодных чисел и пафос бесстрастной логики: Формализация мышления от античных времен до кибернетики.- М.: Знание, 1985.-192с.
  19. .В. Формы ослабления понятия алгоритма, связанные с введением актов выбора и «расплывчатости»: VI симпозиум по кибернетике. Тбилиси, 1972.-Ч.2. — 156 с.
  20. М.И. Диалектика формирования научных абстракций. Львов: Высшая школа, 1989.- 180 с.
  21. П.П. Память и мышление: Избранные педагогические и психологические произведения, — М.: Педагогика, 1979. Т. 1 — 301с.- Т.2 — 399 с.
  22. Г. К., Комаров М. М., Ярошевский B.C. Ошибки-ловушки при программировании на фортране,-М.: Наука, 1987.- 144 с.
  23. Ю.М. Воображение и теория познания,— М.: Высшая Школа, 1966.150 с.
  24. Дж. Процесс обучения. М.: АПН РСФСР, 1962.-498 с.
  25. Дж. Психология познания: За пределами непосредственной информации. М.: Наука, 1977, — 412 с.
  26. П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения: В 2 т./ Под ред. А. И. Петровского, — М.: Педагогика, 1979. -589 с.
  27. Н.И. Методология системного подхода к решению проблем. -СПб.: С.-Петерб. ун-та экономики и финансов, 1997.- 247 с.
  28. Л.Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психологической диагностике. Киев: Наукова думка, 1989. — 890 с.
  29. Н.П. Моделирование сложных систем. М.: Наука, 1968.-200с.
  30. Введение в научное исследование по педагогике: Учебное пособие для студентов педагогических институтов / Ю. К. Бабанский, В. И. Журавлёв В.К. Розов и др.: под ред. В. И. Журавлёва. М.: Просвещение, 1998.- 239 с.
  31. JI.C. Избранные психологические исследования. М.: Академия Педагогических Наук РСФСР, 1956. — 529 с.
  32. Выготский J1. С. Мышление и речь.- М.: Лабиринт, 1996.- 414 с.
  33. Л.С. Развитие высших психических функций. М.: Наука, 1960.280 с.
  34. Л.С. Избранные психологические исследования. М.: Издательство Академии Педагогических Наук РСФСР, 1956. — 143 с.
  35. В.Н., Харькин В. Н. Педагогика рефлексии. М.:ИЧП «Магистр», 1995, — 217 с.
  36. П.Я. К учению об интериоризации // Вопросы психологии.- 1966, № 6.-32 с.
  37. П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий//Психологическая наука в СССР.-1959.-ТЛ.- С. 96−101.
  38. .С. Философия образования для XXI века. М.: Прогресс, 1997.-380с.
  39. А.Д. Логика: Учебник для студентов педагогических вузов.- М.: Высшая школа, 1986, — 288 с.
  40. .В., Коваленко И. Н. Введение в теорию массового обслуживания, 2е-издание, перераб. и доп. М.: Наука, 1987. — 400 с.
  41. Ф.Т., Ховальд В. Помоги себе сам. М.: СП «Интерэксперт», 1993. -356 с.
  42. Д.П. Обобщение и познание. М.: ИОСО РАО, 1985.- 208 с.
  43. П.Я. Основные результаты исследований по проблеме «Формирование умственных действий и понятий». М.: Просвещение, 1965. -280с.
  44. Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. -М.: Прогресс, 1976. 458 с.
  45. В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика. М.: Высшая школа, 1972. — 476 с.
  46. .В. О математических моделях в педагогике // Вести высшей школы. -1966 № 9 — 56−97 с.
  47. А.С. Научить думать и действовать: Адаптивная система обучения в школе. М.: Просвещение, 1991. — 190 с.
  48. Э.Н. Построение теории образования на основе междисциплинарного системного подхода. М.: Школа, 1994. — 248 с.
  49. В.В. Виды обобщений в обучении: Логико-психологические проблемы построения учебных предметов. М.: Педагогика, 1972.-176 с.
  50. В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986.-239с.
  51. В.В. Теория развивающего обучения. М.:ИНТОР, 1996, — 544с.
  52. В.Н. Психология общих способностей. М.: Лантерна-Вита, 1995. -340с.
  53. О.В., Шатуновский В. Л. Современные методы и технология обучения в техническом вузе: Методическое пособие. М.: Высшая школа, 1990.-191с.
  54. Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. Л.: 1985. -234с.
  55. А.А. Искусство правильно мыслить. -М.:Просвещение, 1990.-240с.
  56. Э.В. Философия и культура. М.: Политиздат, 1991.- 462 е.
  57. Э.В. Диалектическая логика. М.: Политиздат, 1984.- 320с.
  58. Т.А. Тестовая методика проверки знаний и программированное обучение // Советская педагогика. 1967, — № 235. — 48 с.
  59. Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход./ Акимова М. К. и др./ М.: Педагогика, 1992. -187с.
  60. Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. М.: Школа-Пресс, 1995. -484с.
  61. Качество знаний учащихся и пути его совершенствования / Под ред. М. Н. Скаткина, В. В. Краевского. М.: Педагогика, 1978. — 304 с.
  62. П. Я. Введение в психометрическое программирование: Справочное руководство по конструированию тестов. Киев: ПАН Лтд, 1994.-213 с.
  63. М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М.: ИОСО РАО, 1994. — 134 с.
  64. М.В. Педагогическая технология. М.: Наука, 1989. — 218 с.
  65. Ф. Пробуждающееся мышление: У истоков человеческого интеллекта, -М.: Прогресс, 1983, — 300 с.
  66. Я.А. Избранные педагогические сочинения в 2-х т. / Под ред. А. И. Пискунова. -М.: Педагогика, 1982.- 224с.
  67. Т.Д., Челышкова М. Б. Оценка качества обучения на основе использования количественных критериев оценки знаний / Теория и практика обучения и воспитания иностранных учащихся: Тез. докл. научн.-метод. конф. -Иркутск, 1986, — 180 с.
  68. М.Дж., Стьюарт А. Многомерный статистический анализ и временные ряды. М.: Наука, 1976, — 169 с.
  69. К. Индивидуальные различия. М.: Аспект Пресс, 2000.-290 с.
  70. И. Доказательства и опровержения. М.: Наука, 1967.- 295 с.
  71. Л.Н. Алгоритмизация в обучении-М.: Просвещение, 1966.-126 с.
  72. Д.Г. Практика обучения: Современные образовательные технологии. -М.: «Институт практической психологии», 1998 288 с.
  73. B.C. Содержание общего среднего образования: Проблемы структуры.
  74. М.: Педагогика, 1980. 264 с.
  75. В.А. Субъект. Объект. Познание, — М.: Наука, 1980.~ 259 с.
  76. Лернер И. Я. Дидактические основы метода обучения. М.:Наука, 1981.-355с.
  77. И.Я. Качество знаний учащихся. Каким оно должно быть? М.: Знание, 1983. — 187 с.
  78. .Т. Педагогика. М.: Просвещение, 1992. — 379 с.
  79. С. А., Поляков А. А. Универсальная инструментальная информационно-образовательная среда системы открытого образования Российской Федерации. -М.: ИЦПКПС, 2001.- 40 с.
  80. .Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии.- М.: Педагогика, 1991.- 296 с.
  81. О.Б. Уровневая дифференциация обучения. М.:Наука, 1994.-305с.
  82. Н.В., Пилипенко А. И. Проблемы дистанционного обучения: Аспект психолого-познавательных барьеров.- Брянск, 2001 -280 с.
  83. Математическая статистика./Под редакцией A.M. Длина.- М.: Высшая школа, 1975.- 289 с.
  84. М.И., Шакерзянов А. З. Учебный процесс с использованием межпредметных связей М.: Высшая школа, 1985. — 285 с.
  85. В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса. Волгоград, 1995. — 389 с.
  86. Нар дюжев В.И., Нардюжев И. В. Алгоритмы и программное обеспечение подготовки и проведения компьютерного тестирования, обработки и анализа его результатов. М.: ИЦПКПС, 200 140 с.
  87. B.C. Сократ. М.: Наука, 1984, — 190 с.
  88. Ю.М., Хлебников В. А. Введение в теорию моделирования и параметризации педагогических тестов. М.: Прометей, 2000.- 230 с.
  89. Н.Д. Программированное обучение и идеи кибернетики. М.: Наука, 1970.-206 с.
  90. И.А., Ляудис В. А. Формирование контрольно-корректировочных действий у студентов при обучении с помощью ЭВМ. Воронеж: 1982. -250 с.
  91. Основы педагогического мастерства: Учебное пособие для педагогических специальных высших учебных заведений/ И. А. Зязюн, И. Ф. Кривонос и др.- под ред. И. А. Зязюна, — М.: Просвещение, 1989. 302 с.
  92. . В.И. Журавлёв, П.И. Пидкасистый и др.- под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Российское педагогическое агентство, 1996, — 604 с.
  93. . В.И. Журавлёв, В.В. Краевский и др.- под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 1998 — 638 с.
  94. Педагогический поиск: Сборник / Составитель И. Н. Баженова. 3-е изд.-М.: Педагогика, 1989. — 300 с.
  95. С. Переворот в сознании: Дети, компьютеры, плодотворные идеи.-М.: Педагогика, 1989.- 224 с.
  96. А.И. Феномен психолого-познавательных барьеров в обучении: опыт теоретического исследования: Монография.-Курск:КГТУ, 1995.-103с.
  97. А.И. Концепция психолого-познавательных барьеров в обучении основа альтернативной технологии обучения: Тез. докл. международной конференции «Технологическая подготовка учащейся молодежи» — Брянск, 1994.256 с.
  98. А.И. Психолого-познавательные барьеры и проблема адекватной модели учебной мыслительной деятельности студентов: Тез. докл. юбилейной конф. ученых КПИ.- Курск, 1994 249−250 с.
  99. А.И., Шкодкина Н. Н., Митасова О. В. Психолого-познавательные барьеры свертки мышления в обучении: Педагогические нововведения в высшей школе: технологии, методики, опыт.-Краснодар: 1997- 127с.
  100. Проблема гуманизации образования: Материалы III Всерос. науч.-метод, конф. Краснодар: 1998, — 279 с.
  101. Л.М., Татур А. О., Челышкова М. Б. Задания в тестовой форме для автоматизированного контроля знаний студентов. М.:МИФИ, 1995.-236с.
  102. Е.С. Дистанционное обучение. М.: ВЛАДОС, 1998 — 201 с.
  103. Полат Е. С. Новые педагогические технологии.-М.:ВЛАДОС, 1997−265с.
  104. Е.С. Компьютерные системы обучения.- М.: ВЛАДОС, 2001 301с.
  105. Разработка моделей системы контроля качества подготовки специалистов высшей школы: Создание новой технологии контроля знаний студентов / Заключительный отчет-Киев: КНИГА, 1991.- 248 с.
  106. .У., Татур А. О. Стандарты и тесты в образовании. М.: МИФИ, 1995, — 278 с.
  107. . Общество и образование.- М.: Прогресс, 1989.- 200 с.
  108. Т.К. Опыт системного анализа современных педагогических систем: Школьные технологии. 1996. — 180 с.
  109. Г. К. Опыт разработки теории педагогики сотрудничества: Республиканская конференция по активным методам обучения.-Пермь:1991.-158с.
  110. Селевко Г. К. Саморазвивающее обучение.- Ярославль: ИПК, 1996.-290с.
  111. Т.К. Технологии развивающего обучения. М.: Народное образование, 1998, — 463с.
  112. Г. Н., Бройде Б. А., Артамонова Р. Б. Дифференциация обучения: Учебно-воспитательный комплекс вариативного образования. Ярославль: ИПКПРРО, 1996.-345с.
  113. Т.К., Тихомирова Н. К. Педагогика сотрудничества и перестройкашколы.-Ярославль: 1990. -200 с.
  114. Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998.- 256 с.
  115. В.В. Личностно-ориентированное образование. // Педагогика. 1994.-№ 5. С.96−105
  116. В.П. Математический аппарат инженера. М.: Техника, 1977−300 с.
  117. В.П. Педагогический менеджмент: Учебное пособие. М.: РИА, 1997.-158 с.
  118. С.Д. Педагогика и психология высшего образования. М.: «Академия», 2001.-304 с.
  119. А.А. Педагогика математики. Минск: 1974. — 395 с.
  120. А.И. Качество образования в России: Состояние, тенденции, перспективы. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1998. — 184 с.
  121. Н.Ф. Теоретические основы контроля в учебном процессе. -М.:3нание, 1983. -240 с.
  122. Н.Ф. Теоретические проблемы программированного обучения. -М.:МГУ, 1969.- 197 с.
  123. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: МГУ, 1975. -290 с.
  124. Н.Ф. Формирование математических понятий: Формирование приемов математического мышления/Под ред. Н. Ф. Талызиной.- М.:1995−230с.
  125. Е.Ф. Методологические проблемы сознания. Введение. Язык и сознание: парадоксальная рациональность. Монография. М.:1993.-315с.
  126. А.И. Аналогия в практике научного исследования. М.: Наука, 1970. -400 с.
  127. Унт И. Индивидуализация и дифференциация обучения. М.: Педагогика, 1990.-300 с.
  128. Учиться решать физико-технические и изобретательские задачи на ЭВМ: Методическое пособие/ Пилипенко А. И. и др.-М.:НИИТПи-ПОРАО, 1993−139с.
  129. Ю.В. К вопросу об адаптивной системе тестирования: Тез. докл. Всерос. конф. «Развитие системы тестирования в России». Часть 2. —М.:МПГУ, 1999.- 151 с.
  130. O.K. Информатизация технологий обучения в высшей школе. М.: 2001 г. -283 с.
  131. В.В. Дифференциация обучения на основе обязательных результатов обучения, М.: Наука, 1994. -200 с.
  132. В.Н., Гройсман А. Психолого-педагогические тренинги. М.: ИЧП «Магистр», 1995. — 268 с.
  133. Хей Дж. Введение в методы байесовского статистического вывода. М.: Финансы и статистика, 1987.-350с.
  134. М.Б. Методические рекомендации по разработке педагогических тестов для комплексной оценки подготовленности студентов в вузе. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1995−120с.
  135. М.Б. Разработка педагогических тестов на основе современных математических моделей. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1995. — 134 с.
  136. М.Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов. M.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2001.- 176 с.
  137. М.Б., Ступак В. М. Условие эффективной организации адаптивного обучения в высшей школе: Тезисы докл. Всесоюзная межвуз. конф. -Иркутск: ИГУ, 1991. 148 с.
  138. М.Б. Адаптивное тестирование в образовании: теория, методология, технологии. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2001 г. 165 с.
  139. М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения. М.: Народное образование, 1996. — 203 с.
  140. В.Д. Психология деятельности и способности человека. М.: Логос, 1996.-367 с.
  141. В.Д. Философия образования и образовательная политика. М.: Логос, 1993. -433 с.
  142. С.И. От алгоритмов к суждениям: эксперименты по обучению элементам математического мышления. — М.: Советское радио, 1973. — 288 с.
  143. Н.И. Применение методов психодиагностики в педагогической практике, ч. 1. Ростов-на-Дону: Феникс, 1993. — 317 с.
  144. Н.И. Техника педагогического общения / Под общей редакцией Гинзбурга М. Р. М.: Издательство «Институт практической психологии», 1998.128 с.
  145. Г. Задачи и размышления М.: Мир, 1974.- 400 с.
  146. Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся,— М.: Педагогика, 1988, — 208 с.
Заполнить форму текущей работой