Социальные механизмы формирования культуры личности
Диссертация
В-четвертых, если «демографический процесс» будет эффективно работать, если увеличится рождаемость, снизится смертность и заболеваемость и пр., то все равно с наличным человеческим потенциалом необходимо работать в образовательной, педагогической сфере общества. Родившегося человека необходимо готовить к реальной жизни, ему надо передавать накопленный социальный опыт, т. е. социализировать. Здесь… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ЛИЧНОСТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СУБЪЕКТА СОЦИУМА
- 1. 1. Методологический поиск аспектов исследования личности
- 1. 2. Человек как субстрат личности
- 1. 3. Слагаемые культуры личности
- ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА
- 2. 1. Формирование информационного потенциала личности
- 2. 2. Формирование праксиологического потенциала личности
- 2. 3. Формирование аксиологического потенциала личности
Список литературы
- Абульханова, К. А. Психология и сознание личности / К. А. Абульханова. М., 1999.
- Абульханова, К.А. Стратегия жизни / К. А. Абульханова. М., 1991.
- Абульханова-Славская, К. А Развитие личности в процессе жизнедеятельности / К.А.Абульханова-Славская // Психология формирования и развития личности. -М., 1981.
- Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности / К.А. Абульханова-Славская. -М.: Наука, 1980. 334 с.
- Абульханова-Славская, К. А. Личностный аспект проблемы общения / К.А. Абульханова-Славская // Проблемы общения в психологии. М.: Наука, 1981.
- Абульханова-Славская, К.А. Философско-психологическая концепция С. Л. Рубинштейна / К.А.Абульханова-Славская. М.: Наука, 1989. -243 с.
- Ананьев, Б.Г. О проблемах современного человекознания / Б. Г. Ананьев. -М.: Наука, 1971. 340 с.
- Ананьев, Б.Г. О психологических эффектах социализации / Б. Г. Ананьев // Человек и общество. Проблемы социализации индивида. Вып. 9.-Л.: ЛГУ, 1971.
- Ананьев, Б.Г. О человеке как объекте и субъекте воспитания / Б. Г. Ананьев // Изб. психол. труд.: в 2 т. М.: Педагогика, 1980.
- Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. М.: ЛГУ, 1969.-338 с.
- Андреенкова, Н.В. Проблема социализации личности / Н. В. Андреенкова // Социальные исследования: Вып. 3. М.: Наука, 1970.
- Анисимов, С.Ф. Ценности реальные и мнимые: Монография / С. Ф. Анисимов. М.: Мысль, 1970. — 183 с.
- Анохин, П.К. Общая теория функциональных систем / П. К. Анохин. — М., 1971.
- Антропология. Общая теория человека. Н. Новгород: НАСА, 1991.
- Арефьева, Г. С. Социальная активность / Г. С. Арефьева // Проблема субъекта и объекта в социальной практике и познании. М.: Политиздат, 1974. — 230 с.
- Асмолов, А.Г. Психология индивидуальности: методологические основы развития личности в историко-эволюционном процессе / А. Г. Асмолов. М.: Изд-во МГУ, 1986. — 96 с.
- Асмолов, А.Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа / А. Г. Асмолов. — М.: Изд-во МГУ, 1990.-367 с.
- Асмолов, А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека: 3-е изд., испр. и доп. / А. Г. Асмолов. -М.: Смысл- «Издательский центр «Академия», 2007. 528 с.
- Атаян, А. Информационная культура личности в условиях информатизации общества / А. Атаян. М., 2004.
- Ахиезер, A.C. Культурно-психологические проблемы осмысления и «решения» переходных процессов / A.C. Ахиезер // Мир психологии. -2000.-№ 3.
- Бакурадзе, С.М. Истина и ценность // Вопросы философии. 1966. -№ 7.
- Батенин, С.С. Социализация в антропогенезе / С. С. Батенин // Социальная психология и философия. Д., 1971.
- Батенин, С.С. Человек в его истории / С. С. Батенин. JL, 1976.
- Батищев, Г. С. Единство деятельности и общения / Г. С. Батищев // Принципы материалистической диалектики как теории познания. М., 1983.
- Баткин, JI.M. Итальянские гуманисты: стиль жизни, стиль мышления / Л. М. Баткин. М.: Наука, 1978. — 200 с.
- Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин. М.: Искусство, 1986. —455 с.
- Бенедикт, Р. Психологические типы в культурах Юго-Запада США / Р. Бенедикт // Антология исследования культуры. — СПб.: Университет, книга, 1997. Т. 1 (Интерпретация культуры.) — 356 с.
- Беспалова, Т.Н. К вопросу о методологии развития личностного потенциала / Т. Н. Беспалова // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Н. Новгород: Нижегород. гос. ун-т. им. Н. И. Лобачевского, 2008. — № 4.
- Беспалова, Т.Н. Человек как субстрат личности / Т. Н. Беспалова // Приволжский научный журнал. Н. Новгород: Нижегород. гос. архитектур.-строит. ун-т., 2008. — № 3.
- Беспалова, Т.Н. Формирование культуры личности: социальные механизмы: Монография. / Т. Н. Беспалова. Н. Новгород: Нижегород. гос. архитектур.-строит. ун-т., 2008. — 150 с.
- Бронский, М.В. Философский анализ научного статуса аксиологии: Монография / М. В. Бронский. Н. Новгород: МИЭ-МП, 2001. — 140 с.
- Бронский, М.В. Ценности как объект социально-философского исследования: Монография / М. В. Бронский. Н. Новгород: ННГУ, 2002.-81 с.
- Брушлинский, .В. О природных предпосылках психического развития человека / A.B.Брушлинский. М.: Наука, 1977. — 346 с.
- Брушлинский, A.B. Деятельность и опосредование / A.B. Брушлинский // Психологический журнал. 1998. — Т. 19. — № 6.
- Брушлинский, A.B. Социальность субъекта и субъект социальности / A.B. Брушлинский // Субъект и социальная компетентность личности / Под ред. A.B. Брушлинского. -М., 1995.
- Буева, Л.П. Социальная среда и сознание личности / Л. П. Буева. М.: Мысль, 1968.-226 с.
- Булгаков, С.Н. Основные проблемы теории прогресса / С. Н. Булгаков // Проблемы идеализма. СПб., 1902.
- Вайнцвайг, П. Десять заповедей творческой личности / П. Вайнцвайг. — М, 1990.
- Весна, Е.Б. Проблема социализации и ее эффекты в развитии личности и ее смысловых установок / Е. Б. Весна // Мир психологии. — 2001. — № 2.
- Волкова, В.О. Духовно-практическая компетенция как принцип субъектности человека / В. О. Волкова. Н. Новгород: ННГУ, 2005. -228 с.
- Всемирная энциклопедия. Философия. М. — Минск: Харвест, 2001.
- Выготский, Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти тт. / Л. С. Выготский. М.: Педагогика, 1982−1984.
- Высокие технологии в педагогическом процессе. Н. Новгород, 2003.
- Гальперин, П.Я. Воспитание и систематического мышления в процессе решения малых творческих задач / П. Я. Гальперин, Данилова В. Л. // Вопросы психологии. 1980. — № 1.
- Гендина, Н.И. Формирование информационной культуры личности в образовательных учреждениях: Учебно-методическое пособие: 2-е изд. / Н. И. Гендина, Н. И. Колкова, И. Л. Скипор. М.: Школьная библиотека, 2003. — 296 с.
- Гессе, Г. Игра в бисер / Г. Гессе. -М., 1991.
- Глуздов, В.А. Наука и учебный предмет / В. А. Глуздов. Н. Новгород: НГТУ, 2001.
- Глуздов, В.А. Наука и учебный предмет: Монография / В. А. Глуздов. -Н.Новгород: НГПИ, 2001.
- Гумилев, J1.H. Этнические процессы: два подхода к изучению / Л. Н. Гумилев, К. П. Иванов // Социологические исследования. 1992. -№ 1.
- Гумилев, Л.Н. Этногенез и биосфера Земли / Л. Н. Гумилев. М.: Танас, 1994.-544 с.
- Гумилев, Л.Н. Этносфера: история людей и история природы / Л. Н. Гумилев. М.: Знание, 1993. — 399 с.
- Густов, П. В. Повышение уровня информационной культуры специалистов в условиях дополнительного информационного образования: дис.. канд. пед. наук. Н. Новгород, 2006. — 238 с.
- Девятко, A.B. Социально-психологический тренинг повышения компетентности общения преподавателя: дисс. .канд.психол.наук. -М., 1991.
- Дробницкий, О.Г. Мир оживших предметов / О. Г. Дробницкий. М., 1967.
- Дружинин, В.Н. Психология общих способностей / В. Н. Дружинин. — СПб: изд-во «Питер», 1999. 368 с.
- Дубинин, Н.П. Расовый вопрос и современная генетика / Н. П. Дубинин // Успехи современной биологии: Вып. 2. М.: Наука, 1972. — Т. 73.
- Дубовская, Е.М. Социализация в изменяющемся мире / Е. М. Дубовская // Социальная психология в современном мире / Под ред. Г. М. Андреевой, А. И. Донцова. М., 2002.
- Дюркгейм, Э. Представления индивидуальные и представления коллективные / Э. Дюркгейм // Работы разных лет. М., 1995.
- Егорова, М.С. Сопоставление дивергентных и конвергентных особенностей когнитивной сферы детей (возрастной и генетический анализ) / М. С. Егорова // Вопросы психологии. 2000. — № 1.
- Емельянов, Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение / Ю. Н. Емельянов. Л.: ЛГУ, 1985.- 167 с.
- Емельянов, Ю.Н. Обучение паритетному диалогу: Учебное пособие / Ю. Н. Емельянов. Л.: Изд-во ЛГУ, 1991. — 106 с.
- Емельянов, Ю.Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности: Автореф.дисс. .докт.психол.наук. -Л., 1991.
- Ершов, А.П. Информатизация: от компьютерной грамотности учащихся к информационной культуре общества / А. П. Ершов // Коммунист. 1988. — № 2.
- Жуков, Ю.М. Диагностика и развитие компетентности в общении: Практическое пособие / Ю. М. Жуков, Л. А. Петровская, П. В. Растянников. Киров, 1991.
- Жуков, Ю.М. Проблема диагностики социально-перцептивной компетентности / Ю. М. Жуков, Л. А. Петровская // Активные методы обучения педагогического общения и его оптимизации. -М., 1989.
- Замошкин, Ю.А. За новый подход к проблеме индивидуализма / Ю. А. Замошкин // Вопросы философии. 1989. — № 3.
- Здравомыслов, А.Г. Отношение к труду и ценностные ориентации личности / А. Г. Здравомыслов, В. А. Ядов // Социализация в СССР. Т. 2.-М., 1965.
- Зеленов, Л.А. Антропономия: Собр.соч.: Т. 4. / Л. А. Зеленов. -Н.Новгород: НГАСУ, 2007.
- Зеленов, Л.А. История и философия наук / Л. А. Зеленов, A.A. Владимиров, В. А. Щуров. М.: Наука, 2008. — 472 с.
- Зеленов, Л.А. Методология человековедения / Л. А. Зеленов. -Н.Новгород: НШЭУ, 1991. 76 с.
- Зеленов, JI. А. Основы философии: Учебное пособие для педагогических училищ / Л. А. Зеленов, A.A. Владимиров. М.: ВЛАДОС, 2000.- 160 с.
- Зеленов, Л.А. Проблемы антропономии / Л. А. Зеленов. Н. Новгород, 1991.
- Зеленов, Л.А. Система философии / Л. А. Зеленов. Н. Новгород: ' ВВКИ, 1989.-178 с.
- Зеленов, Л.А. Современная глобализация. Социально-философское исследование / Л. А. Зеленов, A.A. Владимиров, Е. И. Степанов. Н. Новгород: ВАВТ, 2007.
- Зеленов, Л.А. Социология города / Л. А. Зеленов. М.: ВЛАДОС, 2000.
- Зеленов, Л.А. Становление личности / Л. А. Зеленов. Горький: ВВКИ, 1989.
- Зеленов, Л.А. Экстраполяция и эксперимент / Л. А. Зеленов, С. Макарычев // Вопросы философии. 1967. — № 4.
- Зеленов, Л.А., История и философия науки / Л. А. Зеленов, A.A. Владимиров, В. А. Щуров. М.: Наука, Флинта, 2008. — 2 472 с.
- Зинченко, В.П. Образование, культура, сознание / В. П. Зинченко // Философия образования для XXI века. -М.: Просвещение, 1992.
- Ильенков, Э.В. Философия и культура / Э. В. Ильенков. М.: Политиздат, 1991. — 464 с.
- Каган, М.С. Мир общения. Проблемы межсубъектных отношений / М. С. Каган. М.: Политиздат, 1988. — 319 с.
- Каган, М.С. Философия культуры / М. С. Каган. СПб.: Петрополис, 1996.-416 с.
- Каган, М.С. Человеческая деятельность: опыт системного анализа / М. С. Каган. М.: Политиздат, 1974. — 328 с.
- Калошина, И.П. Структура и механизмы творческой деятельности / И. П. Калошина. М.: МГУ, 1983.
- Канн-Калик, В. А. Педагогическое творчество / В.А. Кан-Калик, Н. Д. Никандров. М.: Педагогика, 1990.
- Кант, И. Антропология с прагматической точки зрения / И. Кант. -СПб, 1999.
- Кант, И. Идея всеобщей истории во всемирногражданском плане / И. Кант // Соч. на нем. и рус. яз. -М., 1994. — Т.1.
- Кантор, И.М. Понятийно-терминологическая система педагогики / И. М. Кантор. -М.: Педагогика, 1980. 157 с.
- Касьян, A.A. Контекст образования: наука и мировоззрение / A.A. Касьян. Н. Новгород: НГПУ, 1991. — 184 с.
- Климов, Е.А. Обучение рабочих на производстве новым приемам труда и пути индивидуального подхода / Е. А. Климов. Казань: изд-во Казан. ун-та, 1958. — 114 с.
- Кнабе, Г. С. Личность и индивидуальность. Античная биография и античное письмо / Г. С. Кнабе // Материалы к лекциям по общей теории культуры и культуре античности Рима. М., 1999.
- Кожевников, В.П. Очерки по истории и теории русской культуры / В. П. Кожевников. Н. Новгород: Волго-Вятский кн. изд-во, 1996. — 379 с.
- Кон, И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание / И. С. Кон. М., 1984.-272 с.
- Кон, И. С. Социология личности / И. С. Кон. М.: Политиздат, 1967. -383 с.
- Кондаков, И.В. «По ту сторону» Европы / И. В. Кондаков // Вопросы философии. 2002. — № 6.
- Кондаков, И.В. Ритуал как механизм русской истории (прагматические функции ритуала) / И. В. Кондаков // Мир психологии. 2003. — № 1.
- Корнев, Г. П. Идеонормативная концепция истины / Г. П. Корнев. М., 2006.
- Краковский, В.А. Стать человеком: общечеловеческие ценности -основа целостного учебно-воспитательного процесса / В. А. Краковский. -М.: Просвещение, 1993.
- Кривов, Ю.И. О месте понятия «социализация» в современной педагогике / Ю. И. Кривов // Педагогика. 2003. — № 2.
- Кун, Т. Структура научных революций / Т. Кун. М., 1977. — 311 с.
- Кутырев, В.А. Естественное и искусственное: борьба миров / В. А. Кутырев. Н. Новгород: ННГУ, 1994.
- Кутырев, В.А. Разум против человека / В. А. Кутырев. Н. Новгород, 1999.
- Кьеркегор, С. Наслаждение и долг / С. Кьеркегор. СПб., 1894.
- Лабунская, В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. Ростов-на-Дону, 1999.
- Лазурский, А.Ф. Избранные труды по психологии / А. Ф. Лазурский. -М., 1997.
- Лебедев, П.Н. Социализация индивида и воспроизводство общества / П. Н. Лебедев // Человек и общество. Проблемы социализации индивида. Вып. 17. -М.: Изд-во Лен. ун-та, 1971.
- Леви-Брюль, К. Сверхестественное в первобытном мышлении / К. Леви-Брюль. М.: Педагогика-Пресс, 1994. — 473 с.
- Леви-Строс, К. Первобытное мышление / К. Леви-Строс. М., 1994.
- Лекторовский, В.А. Эпистемология классическая и неклассическая / В. А. Лекторовский. М.: Наука, 2000.
- Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. -М.: Политиздат, 1974. 304 с.
- Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения: в 2 т. / А. Н. Леонтьев. М.: Педагогика, 1983. — Т. 1.
- Лиотар, Ж.-Ф. Состояние постмодерна / Ж.-Ф. Лиотар. М., 1999.
- Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б. Ф. Ломов. М.: Наука, 1984.
- Макарцева, H.JI. Духовные ценности русской народной педагогической культуры / H.JI. Макарцева // Педагогика. 1998. — № 1.
- Мамардашвили, М.К. Символ и сознание / М. К. Мамрдашвили, A.M. Пятигорский // Метафизические рассуждения о сознании, символике языка.-М., 1997.
- Маркарян, Э.С. Теория культуры и современная наука / Э. С. Маркарян. -М., 1983.
- Матюшкин, A.M. Развитие творческой активности школьников /
- A.М.Матюшкин / Под ред. А. М. Матюшкина. М., 1991. — 1545 с.
- Медведева, Е. А. Основы информационной культуры (программа курса для вузов) / Е. А. Медведева // Социс. 1994. — № 11.
- Межу ев, В. М. Культура и история / В. М. Межу ев. М.: Мысль, 1977. -199 с.
- Менеджмент, маркетинг и экономика образования. — Н. Новгород: НИМБ, 2001.-600 с.
- Мерлин, B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности /1. B.C. Мерлин. М., 1986.
- Мид, Дж. Интернализованные другие и самость / Дж. Мид // Американская социологическая мысль. М., 1996.
- Мид, М. Культура и мир / М. Мид. М., 1988.
- Москаленко, В.В. Культура и деятельность как факторы социализации: автореф. дис.. .д.философ.наук / В. В. Москаленко. Киев, 1988. — 35 с.
- Мудрик, A.B. Социализация и смутное время / A.B. Мудрик. М.: Знание, 1991.-78 с.
- Мысливченко, А.Т. Человек как предмет философского познания / А. Т. Мысливченко. -М.: Мысль, 1972. 190 с.
- Мюнх, Г. Беспредметное искусство ошибка против логики: Монография / Г. Мюнх. — М.: Прогресс, 1966.
- Мясшцев, В.Н. Психология отношений. Избранные психологические труды / Под ред. A.A. Бодылева / В. Н. Мясшцев. М.-Воронеж, 1998. -357 с.
- На пути к обществам знаний: интервью с заместителем генерального директора ЮНЕСКО по вопросам коммуникации и информации г. A.B. Ханом // Наука в информационном обществе: информационное издание / Сост. Е. И. Кузьмин, В. Р. Фирсов. СПб., 2004. 6.
- Неретина, С.С. Время культуры / С. С. Неретина, А. П. Огурцов. СПб, 2000.
- Никандров, Н.Д. Ценность как основа целей воспитания / Н. Д. Никандров // Педагогика. 1998. — № 3.
- Ольшанский, Д.В. Социальная психология «винтиков» / Д. В. Ольшанский // Вопросы философии. 1989. — № 8.
- Орлов, В.В. Научно-философская концепция человека в психологии / В. В. Орлов // Мир психологии. 2004. — № 4.
- Орлов, В.В. Социальная биология (к разработке концепции) / В. В. Орлов / Соотношение биологического и социального. Пермь, 1981.
- Орлов, В.В. Человек, мир, мировоззрение / В. В. Орлов. М.: Молодая гвардия, 1985.-220 с.
- Пелипенко, A.A. Ритуальное мышление / A.A. Пелипенко // Мир психологии. 2003. — № 1.
- Петривняя, И.В. Человек в контексте современного образования / И. В. Петривняя // Проблемы человека в современной науке. Н. Новгород: НКИ, 1999.
- Петров, И.Г. Идеальность, универсальность, уникальность ритуала, его формы / И. Г. Петров // Мир психологии. 2003. — № 1.
- Петровский, A.B. Основы теоретической психологии / A.B. Петровский, М. Г. Ярошевский. М., 1998.
- Петровский, В.А. Проблемы развития личности с позиций социальной психологии / В. А. Петровский // Вопросы психологии. 1984. — № 4.
- Платонов, К.К. Личность как объект социальной психологии / К. К. Платонов // Методологические проблемы социальной психологии. -М., 1975.
- Пономарев, Я.А. Исследование творческого потенциала человека / Я. А. Пономарев // Психологический журнал. 1991. — Т. 12. — № 1.
- Прохоров, М.М. Мировоззренческая самоидентификация человека / М. М. Прохоров. Н. Новгород, 1998. — 283 с.
- Пушкин, С.Н. Этнос и этногенез в творчестве Л.Н.Гумилева / С. Н. Пушкин. Н. Новгород: НГПУ, 2007. — 119 с.
- Ревская, Н.Е. Психология и педагогика / Н. Е. Ревская. СПб.: Альфа, 2001.
- Резвицкий, И.И. Философские основы теории индивидуальности / И. И. Резвицкий. Л.: изд-во Ленингр. ун-та, 1973.
- Реймерс, Н.Ф. Охрана природы и окружающей человека среды / Н. Ф. Реймерс. М.: Просвещение, 1992.
- Риккерт, Б Т. Науки о природе и науки о культуре / Б. Т. Риккерт // Культурология XX века. Антология. -М., 1995.
- Риккерт, Г. Ценности жизни и культурные ценности / Г. Риккерт. -СПб.: Логос, 1912−1913. кн.1 и 2.
- Роджерс, К. К науке о личности / К. Роджерс // История зарубежной психологии (30−60-е гг. XX в.): Тексты. -М., 1986.
- Роджерс, К. Творчество как усилие себя / К. Роджерс // Гуманистическая и трансперсональная психология: Хрестоматия. -Минск: Харвест- М.: ACT, 2000. 592 с.
- Розанов, В.В. Религия и культура / В. В. Розанов. М.: Мысль, 1990. -233 с.
- Розин, В.М. Культурология / В. М. Розин. М., 1998. — 200с.
- Розин, В.М. Возможно ли целостное изучение личности? / В. М. Розин // Мир психологии. 2004. — № 4.
- Розин, В.М. Человек культурный. Введение в антропологию / В. М. Розин. М. — Воронеж: МОДЭК, 2003. — 304 с.
- Розов, Н.И. Фантазия и творчество / Н. И. Розов // Вопросы философии. -1966.- № 9.
- Рубинштейн, С. Л. О мышлении и путях его исследования / С. Л. Рубинштейн.-М., 1958.
- Рубинштейн, С. Л. Человек и мир / С. Л. Рубинштейн. М., 1989.
- Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. -СПб.: Питер, 1998. (Введение к пятой части).
- Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. -М.: Знание, 1973.-344 с.
- Русалов, В.М. Некоторые основания социальной теории индивидуальности человека / В. М. Русалов // Интегральное исследование индивидуальности: теоретические и педагогические аспекты. Пермь, 1988.
- Русалов, В.М. Природные предпосылки и индивидуально-психологические особенности личности / В. М. Русалов // Психология личности в социалистическом обществе. Личность и ее жизненный путь / Ред. Б. Ф. Ломов, К.А. Абульханова-Славская. М., 1990.
- Рыжаков, М.В. Ключевые компетенции в стандарте: возможности реализации / М. В. Рыжаков // Стандарты и мониторинг в образовании. -1999.-№ 4.
- Рыжов, В.В. Личностный потенциал / В. В. Рыжов // Актуальные проблемы науки и гуманитарного образования. Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 5. Н. Новгород: Изд-во ННГЛУ им. Н. А. Добролюбова, 2004.
- Рыжов, В.В. Профессиональный потенциал личности и условия его развития / В. В. Рыжов, М. Л. Воронцов // Актуальные проблемы науки и гуманитарного образования: сб. науч. трудов. Вып. 3 / Под ред. В. В. Рыжова. Н. Новгород, 2003.
- Рыжов, В.В. Психологические основы коммуникативной подготовки педагога / В. В. Рыжов. Н. Новгород: ННГУ. — 1994. — 164 с.
- Сайко, Э.В. Идентификация как дифференцирующий и интегрирующий фактор организации целостности социума в исторически новом пространстве социальной эволюции / Э. В. Сайко // Мир психологии. 2004. — № 3.
- Сайко, Э.В. Социализация и индивидуализация как исторически опосредованные механизмы формирования субъектов исторического действия / Э. В. Сайко // Мир психологии. 1998. — № 1.
- Сайко, Э.В. Субъект в пространственно-временном континууме социальной эволюции и структурирование пространства социума / Э. В. Сайко. -М.: Наука, 2004. 453 с.
- Селиванов, Ф.А. Актуальные проблемы материалистической диалектики / Ф. А. Селиванов // Проблемы материалистической диалектики. Тюмень: ТИИ, 1969.
- Селиванов, Ф.А. Заблуждения и пороки / Ф. А. Селиванов. Томск: ТГУ, 1965.
- Сержантов, В.Ф. Личность как предмет философского познания / В. Ф. Сержантов, А. Т. Москаленко. Новосибирск: Наука, 1984. — 316 с.
- Силаева, Е.Г. Методологические основы взаимосвязей информационной культуры личности и общества / Е. Г. Силаева // Информационная культура личности: прошлое, настоящее, будущее.
- Славская, А.Н. Личность как субъект интерпретации / А. Н. Славская. -Дубна, 2002.
- Сластенин, В.А. Формирование личности как социально-педагогическая проблема: Сб. 43. вып. 10 / В. А. Сластенин // Вопросы психологии развития личности подростка и юноши. Тюмень, 1969.
- Соколов, З.В. Культура и личность / З. В. Соколов. M., 1972. — 227 с.
- Соколов, Э.В. Основные идеи общей теории ценностей Р.В. Перри / Э. В. Соколов // Проблемы ценности в философии. М.-Л.: АНСССР, 1966.
- Сорокин, П. Социальная стратификация и мобильность / П. Сорокин // Человек. Цивилизация. Общество. — М.: изд. полит, лит-ры, 1992.
- Старовойтенко, Е.Б. Культурно-психологические модели личности / Е. Б. Старовойтенко // Мир психологии. 2007. — № 1.
- Степанов, Е.И. Конфликтология переходного периода: теоретические, методологические, технологические аспекты / Е. И. Степанов. М.: ИС РАН, 1995.
- Степин, B.C. Теоретическое знание / B.C. Степин. М.: Наука. 2000.
- Стернберг, Р. Инвестиционная теория креативности / Р. Стернберг, Е. Григоренко // Психологический журнал. 1998. — Т. 19. — № 2.
- Столович, Л.Н. Место эстетической ценности в системе ценностей / Л. Н. Столович // Проблемы формирования эстетической ценности и эстетическая оценка М.: ВНИИТЭ, 1983. — № 43.
- Столович, Л.Н. Философия. Эстетика. Смех. Раздел «Об аксиосфере» / Л. Н. Столович. СПб. — Тарту, 1999.
- Субетто, А.И. Проблема качества высшего образования в контексте глобальных и национальных проблем общественного развития / А. И. Субетто. -М.: Исследовательский центр, 1994. 185 с.
- Субетто, А.И. Проблема фундаментализации источников формирования содержания высшего образования: грани государственной политики / А. И. Субетто. М.- Кострома: КГ ПУ Исследовательский центр, 1995. — 332 с.
- Сэв, Л. Марксизм и теория личности / Л. Сэв. М.: Прогресс, 1972. -582 с.
- Тайлор, Э. Первобытная культура / Э. Тайлор. М.: Политиздат, 1939.- 576 с.
- Талызина, Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний / Н. Ф. Талызина. М.: изд. Моск. ун-та, 1984. — 344 с.
- Теплов, Б.М. Проблемы индивидуальных различий / Б. М. Теплов. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.-536 с.
- Тернер, В. Символ и ритуал / В.Тернер. М.: Наука, 1983.
- Тойнби, А. Наука и технология: во благо или во зло / А. Тойнби // Цивилизация перед судом истории. М.: Прогресс, 1995. — 592 с.
- Токарев, С.А. Религия и история народа / С. А. Токарев. М.: Политиздат, 1986. — 608 с.
- Топоров, В.В. Миф. Ритуал. Символ. Образ / В. Н. Топоров / Исследование в области мифологического. М.: Прогресс, 1935.
- Торшина, К.А. Современные исследования проблемы креативности в зарубежной психологии / К. А. Торшина // Вопросы психологии. 1988.4.
- Тугаринов, В.П. Избранные философские труды / В. П. Тугаринов. Л.: изд. ЛГУ, 1988.-344 с.
- Тугаринов, В.П. Марксистская философия и проблема ценностей / В. П. Тугаринов // Проблема ценности в философии. М.-Л.: АН СССР, 1966.
- Тугаринов, В.П. О ценностях жизни и культуры / В. П. Тугаринов. Л.: ЛГУ, 1960.
- Тугаринов, В.П. Теория ценностей в марксизме / В. П. Тугаринов. Л.: ЛГУ, 1968.
- Узнадзе, Д.Н. Психологические исследования / Д. Н. Узнадзе. М.: Наука, 1966.-451 с.
- Федоров, Ю.М. Универсум морали / Ю. М. Федоров. Тюмень: РА Сибирское отделение, 1992.
- Фельдштейн, Д.И. Социализация и индивидуализация как факторы процесса развития индивида и становления личности / Д. И. Фельдштейн // Мир психологии. 1999. — № 1.
- Филиппова, Л.В. Социализация личности и педагогическая деятельность общества / Л. В. Филиппова // Дисс.. канд. филос. н. -Пермь, 1985.- 185 с.
- Филиппова, Л.В. Социальная педагогика как интегральная наука о личности / Л. В. Филиппова, Ю. А. Лебедев. Н. Новгород, 1983.
- Филиппова, Л.В. Целостная природа человека и проблема социализации ребенка / Л. В. Филиппова // Вопросы психологии. -2004.-№ 1.
- Флиер, А.Я. Культура и история: потребность в переживании социального опыта или основание исторической культурологи / А. Я. Флиер // Культурология для культурологов. — М.: Академический проспект, 2000.
- Флиер, А.Я. Культурогенез / А. Я. Флиер. М., 1995.
- Франкл, В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. М.: Прогресс, 1990.
- Фримен, Дж. Обзор современных представлений о развитии способностей / Дж. Фримен // Основы современной концепции творчества и одаренности. М., 1997.
- Фромм, Э. Гуманистическая этика: прикладная наука искусства жить / Э. Фромм // Психоанализ и этика. М., 1998.
- Хабермас, Ю. Понятие индивидуальности / Ю. Хабермас // Вопросы философии. 1989. — № 2.
- Хекхаузен, X. Мотивация и деятельность: В 2 т. / X. Хекхаузен / Под ред. Б. М. Величковского. -М.: Педагогика, 1986.
- Хесле, В. Кризис индивидуальной и коллективной идентичности / В. Хесле // Вопросы философии. 1991. — № 10.
- Холодная, М.А. Психология интеллекта / М. А. Холодная. Томск-М., 1997.
- Хрипунов, Д.Г. Педагогика / Д. Г. Хрипунов. Н. Новгород, 2007. — 53 с.
- Хьелл, Л, Теории личности / Л. Хьелл, Д. Зиглер СПб.: Питер, 2006. -3-е изд. — 607 с.
- Человек в системе сфер общественной жизни. — Н. Новгород: СНИО, 1997.
- Чудновский, В.Э. Воспитание способностей и формирование личности / В. Э. Чудновский. М., 1986. — 79 с.
- Чухина, Л. А. Феноменологическая аксиология М. Шел ера // Проблема ценности в философии / Л. А. Чухина. М.-Л.: АН СССР, 1966.
- Шадриков, В.Д. Духовность и творчество / В. Д. Шадриков. -Психологическая газета. — январь 1999. № 1(40).
- Швырев, B.C. Научное познание как деятельность / B.C. Швырев. М.: Политиздат, 1984. — 232 с.
- Шелер, М. Происхождение человека в космосе / М. Шелер // Проблема человека в западной философии. М., 1988.
- Шестакова, Л.А. СМИ в системе социума: Монография / Л. А. Шестакова. Н. Новгород: ННГАСУ, 2000.
- Шпенглер, О. Закат Европы / О.Шпенглер. М.: Мысль, 1993. — 663 с.
- Шпет, Г. Г. Введение в этническую психологию / Г. Г. Шпет // Психология социального бытия. М.: Институт практической психологии. — Воронеж: Модэк, 1996. — 479 с.
- Шутенко, А.И. К проблеме самосознания в наследии И.Канта и Г. Гегеля: от принципа гносеологии к сущности развития человека / А. И. Шутенко // Мир психологии. 20 004. — № 4.
- Щедровицкий, Г. П. Мышление, понимание, рефлексия / Г. П. Щедровицкий. — М., 2004.
- Щедровицкий, П. С чем войти в XXI век / П. Щедровицкий, М. Хромченко. // Знание сила. — 1991. — № 7.
- Щербакова, Е.Е. Формирование педагогической креативности студентов вуза в условиях профессиональной подготовки: авт. дисс. канд. психол. наук.-Н.Новгород, 2000. -23 с. ¦
- Щуров, В.А. Новый технократизм / В. А. Щуров. Н. Новгород: ННГУ, 1995.- 115 с. .
- Эриксон, Э. Детство и общество / Э. Эриксон. СПб: Ленато, ACT, 1996.-592 с.
- Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон. М.: изд. группа «Прогресс», 1996. — 344 с.
- Юдин, Э.Г. Системный подход и принцип деятельности / Э. Г. Юдин. -М.: Наука, 1978.-391 с.
- Юнг, К. Человек и его символы /К. Юнг. -СПб., 1996.
- Ядов, В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности / В. А. Ядов // Методологические проблемы социальной психологии.-М.: Мысль, 1975.
- Яковенко, И.Г. Природа ритуала / И. Г. Яковенко // Мир психологии. -2003.-№ 1.
- Ярошевский, Т.М. Личность и общество: Проблемы личности в современной философии марксизм, экзистенциализм, структурализм, христианский персонализм / Т. М. Ярошевский. — М.: Прогресс, 1973. -543 с.. /
- Ярошевский, Т.М. Размышления о человеке / Т. М. Ярошевский. М.:1. Политиздат, 1984. 127 с.
- Ясперс, К. Смыслы и назначение истории / К.Ясперс. М, 1991.
- Carneiro, R.L. Social Evolution in the Modern Society / R. L Carneiro. -New-York, 1969.
- Habermas, J. Stichworte zur Theorie der Sozialisation / J. Habermas // Kultur und Kritik. Frankfurt/ Main, 1973.
- Hassan, I. The Condition of Modern Postmoderne / I. Hassan. Glencoe, 1971.
- Hurelmann, K. Sozialisation, Lebensleanuf und Gesundheit / K. Hurelmann // Nordhein-Westfalischer Forsehung-Verband. Bielefeld, 1996.
- Lowisch, D.-J. Einfuhrung in die Erziehunsg-philosophie / D.-J.Lowisch. -Munchen, 1989.
- Parsons, Т. The Social System / Т. Parsons. N.Y.: New York-Press. -1964.-229 p.
- Wandel, J. Jnnerve Differenzierungs-merkmaie einer neuen Schule / J. Wandel. // Padagogische Rundschau. 1984, hf5.
- Zajons, R.B. Social Facilitation / R.B. Zajons. // «Science». 1963. V. 149.