Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Социальные механизмы формирования культуры личности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В-четвертых, если «демографический процесс» будет эффективно работать, если увеличится рождаемость, снизится смертность и заболеваемость и пр., то все равно с наличным человеческим потенциалом необходимо работать в образовательной, педагогической сфере общества. Родившегося человека необходимо готовить к реальной жизни, ему надо передавать накопленный социальный опыт, т. е. социализировать. Здесь… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ЛИЧНОСТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СУБЪЕКТА СОЦИУМА
    • 1. 1. Методологический поиск аспектов исследования личности
    • 1. 2. Человек как субстрат личности
    • 1. 3. Слагаемые культуры личности
  • ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА
    • 2. 1. Формирование информационного потенциала личности
    • 2. 2. Формирование праксиологического потенциала личности
    • 2. 3. Формирование аксиологического потенциала личности

Социальные механизмы формирования культуры личности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Образовательная (педагогическая) сфера давно признана в нашей стране приоритетной. Человек является и отправной, и конечной точкой отсчета всех процессов общественной жизни — он и субъект, и объект общественного развития. Следовательно, от уровня культуры личностей зависит эффективность создания и потребления всех благ.

Напрасно технократически настроенные авторы уповают на технический прогресс со всеми его современными формами. Техника, как примитивная, так и самая современная, создается и потребляется людьми, «человеческим фактором». Не очевидно ли, что, если люди со всем" ~ разнообразием их профессиональных функций, будут обладать соответствующей профессиональной культурой, то и все создаваемое ими будет качественным (от авторучки до космических кораблей). А если сюда добавить и культуру потребления (эксплуатации, использования) всех создаваемых благ, то закономерно приходишь к давно сформулированному выводу: «Кадры решают все».

С экономической точки зрения кадры — это люди в их профессиональном проявлении. Но кадровая политика не может ориентироваться только на количественные показатели. Необходимо учитывать и качественный показатель, который вполне может быть выражен понятием «культура». Нужны не просто кадры, но именно культурные, подготовленные, сформированные кадры, которые способны эффективно решать любую задачу.

Подготовкой кадров традиционно и профессионально занимается педагогическая сфера общества (система образования в традиционном понимании). Вся педагогическая система общества ориентирована на формирование человека как субъекта деятельности: учителя, врача, шофера, токаря, менеджера, композитора, архитектора, бухгалтера, строителя и т. д. и т. п. Отсюда следует не только приоритетная роль, но и социальная ответственность этой сферы общества.

Но «окультурить» может только тот, кто сам «культурен». Это и заставляет рассматривать во взаимосвязи культуру личности и культуру ее формирования. При этом мы далеки от узкого понимания процесса формирования личности, т. е. сведения его только к образовательным институтам (школа, техникум, вуз и пр.). Формирование культуры личности — это широкая, многогранная проблема всей социальной жизни. Педагогике здесь приходится контактировать с социологией, психологией, демографией, этнологией, социальной психологией, политологией, культурологией и т. д. Трудно в конечном варианте даже перечислить всю сумму проблем, направлений, форм, факторов, средств, которые определяют и реализуют задачи формирования целостной культуры личности. Вполне естественно, что эта проблематика может решаться лишь в лоне такого интегрального направления как социальная философия.

Обладая мировоззренческим и методологическим значением для всех отраслей социально-гуманитарного знания и соответствующей им деятельности, социальная философия призвана не только ставить, но и помогать решать как теоретические проблемы, так и практические задачи.

В аспекте проблематизации нашего исследования можно обозначить наиболее важные вопросы, которые нуждаются в специальном рассмотрении.

Во-первых, сама проблематика человека и личности органично включается в задачи реализации двух крупных национальных проектов: демографического и образовательного. Оба проекта федерального значения прямо связаны с человеком, его здоровьем, культурой и социальными механизмами формирования личности. Если демографическая программа направлена на решение задач воспроизводства здорового поколения людей в России, то образовательная программа решает задачи формирования культуры личности, которая должна обеспечить перспективный прорыв в социально-экономическом развитии страны.

Во-вторых, все более осознается роль культуры личности — того позитивного потенциала, который может не просто реализовываться в деятельности, но и обеспечить ее эффективное осуществление. Культура субъекта деятельности — это гарантия ее высококачественного уровня. Но что понимать под культурой личности, каковы ее слагаемые, виды и типы? Этот вопрос пока не решен в полной мере.

В-третьих, пока отсутствует однозначное содержательное понимание личности, типично отождествление таких различных понятий как индивид, индивидуальность, человек, личность и т. п. Такой разброс дезориентирует тех, кто занимается реально формированием становящегося человека, формированием новых поколений граждан. Необходимо на основе анализа альтернативных трактовок сущности личности выработать единое конструктивное понимание этого качества человека — «быть личностью».

В-четвертых, если «демографический процесс» будет эффективно работать, если увеличится рождаемость, снизится смертность и заболеваемость и пр., то все равно с наличным человеческим потенциалом необходимо работать в образовательной, педагогической сфере общества. Родившегося человека необходимо готовить к реальной жизни, ему надо передавать накопленный социальный опыт, т. е. социализировать. Здесь тоже много нерешенных проблем: что такое социализация, каковы ее этапы, как включаются в социализацию образование, обучение, воспитание, просвещение, формирование, развитие личности и др. Нужен четкий анализ не только сущности социализации, но и базовых социальных механизмов ее осуществления и, прежде всего, конкретное определение таких пока размытых в педагогической литературе понятий, как образование, обучение и воспитание.

В-пятых, мы убеждены, что многие проблемы формирования культуры личности могут быть эффективно решены не только путем четкого понимания сущности культуры и сущности личности, но, прежде всего, путем содержательного анализа социального опыта человечества (культуры общества), который и передается по каналам социализации. Именно структура социального опыта (культуры) определяет структуру социальных механизмов его трансляции.

В-шестых, нуждается в содержательном осмыслении проблема связи развития и саморазвития личности, проблема связи образования и самообразования, обучения и самообучения, воспитания и самовоспитания. Именно в анализе этих проблем мы видим ключ к пониманию самой сущности личности.

В-седьмых, формирование культуры личности — не стохастический процесс, ибо обществу не безразлично, какие личности, с какими качествами, с какой культурой включаются в него. Процессом формирования культуры личности необходимо управлять. А управление любого вида тогда эффективно, когда опирается на научно обоснованные цели и программы. Теоретически анализ системы формирования культуры личности мы рассматриваем как основу для выработки управленческих программ.

Степень разработанности проблемы.

Означенная выше актуальность исследуемой проблемы вполне находит отражение и в имеющихся публикациях. Мы имеем в виду, прежде всего, работы, посвященные теории личности и теории культуры. Но обилие литературы по этим проблемам не может успокаивать, потому что и понятие личности, и понятие культуры еще не обрели достаточно общепризнанного статуса, остаются дискуссионными до сих пор. В чисто эмпирическом плане это выражается уже во множестве их определений (свыше 500 определение культуры и более 70 определений личности).

С содержательной точки зрения, имеющиеся исследования с выраженными в них позициями можно сгруппировать в некоторые относительно самостоятельные блоки, разделы.

Прежде всего, необходимо конкретизировать сущностно-содержательные характеристики самой социализации, ибо именно в этом процессе реализуются социальные механизмы формирования системы культуры личности. Исследование социализации как общественного механизма передачи социального опыта человечества начались уже в XIX веке и представлено в работах А. Дистервега, О. Конта, Г. Риккерта, Г. Спенсера и других. Констатация невозможности трансляции «социального опыта по «генетическим каналам привела ученых — к необходимости четкого разграничения двух каналов межпоколенной передачи информации: биологического и социального (работы С. Давиденкова, P.C. Карпинской, Н. П. Дубинина, М. Лобашева, Т. Моргана, И.П.Павлова). Здесь важно оценить учение И. П. Павлова о двух сигнальных системах и особенно концепцию Н. П. Дубинина о генетической программе наследственности и социальной программе наследования.

Стремление некоторых педагогов свести социализацию к дидактическим процессам оказалось ограниченным, что привело не только к необходимости формирования социальной педагогики, учитывающей все механизмы и факторы формирования личности, но и к широкому социально-философскому осмыслению социализации. Эти исследования представлены в трудах Г. М. Андреевой, Н. В. Андреековой, М. И. Бобневой,.

A.В.Брушлинского, Т. С. Васильевой, Б. С. Гершунского, Я. И. Гилинского,.

B.И.Гинецианского, В. В. Давыдова, И. Ф. Исаева, И. С. Кона, A.B. Ласточкина, Ю. А. Лебедева, Б. Д. Парыгина, Ж. В. Праховой, Х. В. Сабирова, Э. В. Сайко, Д. И. Фельдштейна, Л. В. Филиповой и др. Углубление этой проблематики связано с включением деятельностного подхода к анализу социализации в работах Б. Г. Ананьева, А. Г. Асмолова, Л. П. Буевой, Л. А. Зеленова, М. С. Кагана, О. Л. Краевой, Т. В. Мокроносова, А. В. Мудрика, А. Т. Мысливченко, Л. И. Новиковой, В. Ф. Сержантова, А. И. Субетто и др.

Высоко оценивая теоретические исследования социализации как общественного механизма формирования личности, в то же время молено высказать, по крайней мере, два критических замечания. Во-первых, многие авторы односторонне трактуют социализацию, понимая ее только как обучение, или только как воспитание, или только как образование, или даже как политику (А.Абрамов, Л. А. Беляев, Д. Дыои, В. Кутырев, М. Липман, В. Новичков, Н. Юлина). Во-вторых, мы полагаем необходимым при анализе социализации учитывать и прямые (идущие от общества), и обратные (идущие от личности) связи. Иначе говоря, социализация — это не только передача обществом опыта, накопленных педагогических знаний, но и освоение, принятие личностью социального опыта. Это активный коммуникативный процесс.

Далее следует сказать о проблемах исследования личности. Нет необходимости доказывать, что теория личности является поистине междисциплинарной. Она исследуется в психологии, физиологии, социальной психологии, педагогике, социологии, культурологии, юриспруденции и т. д. Специально анализировать всю эту обильную литературу нет необходимости, поскольку нас интересует, прежде всего, социально-философское понимание личности. Однако задача осложняется еще и тем, что исследования личности чаще всего осуществляются в более широких границах анализа человека, индивидуальности, субъекта деятельности и пр. Время становления специальной интегральной теории личности, видимо, еще не настало. По крайней мере, радует то, что на наших глазах происходит становление общей теории человека, что представлено не только в серии специальных работ, но и в создании Института Человека в рамках Российской академии наук.

Тем не менее, можно, прежде всего, выделить работы, в которых дается анализ базового понятия «человек». Мы согласны с теми, кто рассматривает человека как субстратную единицу человеческого рода. Именно как субстратную, потому что все иные характеристики (личность, субъект, индивидуальность и пр.) являются атрибутивными, функциональными характеристиками.

По аналогии с другими системами универсума можно рассматривать и место человека в социальной системе. Если единичным субстратом неживых систем является тело, а в живых системах — организм, то единичным субстратом, носителем всех родовых функций в социальной системе является человек.

Фундаментальные исследования самого феномена человека в общетеоретическом плане представлены работами известных ученых, таких, как: Б. Г. Ананьев, К.А.Абульханова-Славская, А. А. Бодалев,.

A.В.Брушлинский, Н. П. Дубинин, В. П. Зинченко, В. П. Казначеев, М. С. Каган, Р. С. Карпинская, Л. Н. Коган, И. С. Кон, А. Н. Леонтьев,.

B.С.Мерлин, А. Т. Москаленко, В. В. Орлов, В. А. Петровский, К. К. Платонов, Б. Ф. Поршнев, Л. А. Радзиховский, В. М. Розин, С. Л. Рубинштейн, В. Ф. Сержантов, В. И. Слободчиков, И. Т. Фролов, Э. Фромм, Ю. Хабермас, Т. де Шарден и др. Кроме монографий названных ученых существует множество сборников, материалов конференций и симпозиумов (в частности, более 20 монографических сборников, изданных в Н. Новгороде с 1989 по 2008 гг.).

В этих исследованиях основное внимание обращается на изучение специфики человека, его родовых качеств, его деятельностной природы и этапов развития. Все это имеет значение для органичного выхода на проблему личности. Примечательно, что практически все авторы не отождествляют человека с личностью. Личность рассматривается в ее социальных качествах, в социальном функционировании, по крайней мере, как производное, вторичное социальное состояние человека.

С нашей точки зрения, выйти на проблему личности позволяет социально-генетический подход при анализе движения в системе «индивид — человек — индивидуальность — личность», который и будет положен в основу нашего анализа системы культуры личности.

Особо приходится говорить и о состоянии исследований в области теории культуры, сущностно-содержательной характеристикой которой является ее научный и учебно-методический характер. При этом мы имеем в виду не только и не столько работы по теории общей культуры личности (ее конкретных видов: политическая, художественная, нравственная, медицинская, физическая и пр.), сколько работы по общей теории культуры. Выше мы уже говорили, что в современной литературе существует более 500 определений культуры. Это не может не беспокоить, потому что из общего понимания культуры следует и понимание культуры личности.

В серии работ, посвященных анализу сущности, специфики, типам и видам культуры вообще, мы, прежде всего, выделяем работы Е. А. Александровой, Ю. В. Ананьева, А. С. Балакшина, Л. М. Баткина, М. М. Бахтина, А. Библера, И. М. Быховской, А. Вебера, Г. Г. Гадамер, Л. Н. Гумилева, А. Я. Гуревича, М. С. Кагана, В. П. Кожевникова, Л. Н. Когана, Э. Маркаряна, В. М. Межуева, А. Моля, Л. Н. Столовича, К. П. Файерабенда, Ю. М. Федорова, А. Я. Флиера, В. А. Фортунатовой, М. Фуко, Н. З. Чавчавадзе, М. Шелера, О. Шпенглера, Г. Г. Шпета, М. Элиаде и др.

Основное направление исследования культуры у названых и иных авторов можно выразить двумя положениями: а) культура — это надприродное, сверхприродное, социальное, человекотворное образование вторая природа") и б) культура — это социальная память человечества, которую надо беречь и межпоколенно передавать.

Пока остаются невыясненными такие проблемы культурологии, как типы и виды культуры, содержательные константные компоненты культуры. Эти проблемы, как мы увидим далее, имеют важное значение для социализации, для процесса формирования культуры личности: что передавать? Какие типы, виды? Какие компоненты культуры?

Наконец, мы не можем обойти проблемы социальных механизмов социализации личности, формирования системы культуры личности. Речь идет о содержательной, функциональной стороне социализации. В научной литературе «используются самые разные термины и понятия: формирование, просвещение, обучение, образование, воспитание, идентификация, индивидуализация, персонализация, развитие и пр. Все эти термины и понятия можно встретить не только в многочисленных учебниках по педагогике, но и в солидных работах, посвященных формированию личности: К. Абульханова-Славская, А. Г. Асмолов, Ю. Н. Бабанов, Л. И. Божович, М. Р. Василюк, П. Я. Гальперин, Б. С. Гершунский, С. И. Гессен, В. А. Глуздов, И. А. Зимняя, Д. Зингер, В. П. Казначеев, Е. М. Калашникова, Л. Н. Коган, Н. М. Коханенко, О. Л. Краева, В. А. Лабунская, Ф. И. Минюшев, А. Т. Москаленко, Н. Д. Никандров, Д. Олпорт, А. В. Петровский, К. К. Платонов, Я. А. Пономарев, К. Роджерс, В. М. Розин, С. Л. Рубинштейн, В. В. Рыжов, А. Н. Славская, В. И. Тарасенко,.

A.A. Терентьев, Д. И. Фельдштейн, Л. В. Филипова, Ф. Франк, Л. Хьелл,.

B.Ф.Шаталов и др.

Мы понимаем возможность такого разнообразия понятий, ибо сам объект (человек) многомерен. Можно считать теоретической находкой появление общеродового понятия для обозначения всех этих процессов -«социализация». Но, как мы увидели выше, и саму социализацию можно понимать по-разному.

Необходим ключ, ключ методологического характера, который позволит внести ясность в эту альтернативную терминологическую проблематику. Мы считаем, что таким ключом является состав социального опыта человечества, который и передается социальными механизмами социализации. Анализ же состава социального опыта (состава культуры) в типологическом отношении (а это специфика социальной философии) отсутствует. Исходной позицией здесь является концепция социальной программы наследования. Это всего лишь программа, канал. А что по нему передается? Что не может быть передано по генетическим каналам наследственности?

Наш анализ с «опорой на уже имеющиеся разработки показывает возможность выделения трех базовых ценностей, составляющих совокупность социального опыта: это знания, умения и установки. В культурологическом и социально-философском аспекте эти три блока ценностей образуют три типа культуры: информационную, праксиологическую и мотивационную. Именно они и должны быть транслируемы обществом, что определяет и три социальных механизма трансляции: образование, обучение и воспитание. Эти три процесса необходимо рассматривать широко, а не в узком педагогическом аспекте.

Разумеется, критический анализ исследования проблемы формирования системы культуры личности отнюдь не избавляет от необходимости использования накопленных теоретических и эмпирических материаловболее того — опоры на них. Дискуссионный характер самой проблемы и ее составляющих призывает к продолжению исследования.

Предмет и объект исследования.

В качестве предмета исследования в нашей работе определяется система культуры личности. Мы понимаем, что этот предмет достаточно многомерен, поэтому для непосредственного анализа в нем выделяется та грань, которая нас более всего интересует. Это социальные механизмы формирования культуры личности. Именно этот аспект предмета и является для нас объектом научного исследования.

Цель и задачи исследования

.

Целью нашего диссертационного исследования в соответствии с выделенным объектом является теоретическое осмысление социальных механизмов формирования культуры личности.

Эта интегральная цель потребовала от автора решения ряда конкретных задач, среди которых мы выделим лишь основные:

• анализ сущности и функций процесса социализации личности,.

• концептуальное включение процесса формирования культуры личности в систему социализации,.

• анализ слагаемых культуры личности, которые должны стать конечным результатом ее формирования,.

• исследование самой природы личности и ее базовых характеристик в отличие от человека и индивидуальности,.

• изучение подсистем социального опыта как объекта социализации,.

• выявление системы социальных механизмов трансляции социального опыта,.

• определение программ управления механизмами передачи социального опыта новым поколениям граждан.

Теоретические и методологические основы исследования.

Автор понимает, что в современной науке уже сложились различные теоретические концепции и методологические подходы к анализу проблем формирования культуры личности.

В теоретическом отношении мы опираемся на исследования человека как представителя высшей формы развития материи, как единичного субстрата социальных систем. Биологическая эволюция создала тот биопсихический субстрат, на основе которого стало возможным формирование человека как социального существа. При этом мы не рассматриваем биологические и социальные качества человека как рядоположенные, а понимаем сущность человека как социальную, но основанную на полноценной биопсихической основе (концепция Пермской философской школы: Т. С. Васильева, Е. М. Калашникова, А. В. Ласточкин, В. С. Мерлин, Н. Б. Оконская, Н. К. Оконская, В. В. Орлов и.

ДР-).

В нашей работе мы опираемся на теоретические разработки теории социализации, теории личности, теории культуры, которые представлены в последних исследованиях таких ученых, как Б. Г. Ананьев, А. В. Брушлинскай, Б. С. Гершунский, Л. А. Зеленов, И. С. Кон, О. Л. Краева, Ю. И. Кривова, А. В. Мудрик, В. В. Орлов, В. А. Петровский, А. М. Пищик, С. Л. Рубинштейн, Э. В. Сайко, В. А. Сластенин, И. Субетто, Д. И. Фельдштейн, Л. В. Филиппова и др.

В методологическом отношении автор использует достаточно убедительно доказанные в истории науки принципы диалектического метода: принцип поляризации, принцип системности, принцип развития, принцип детерминизма, принцип мерности и др.

Этот методологический подход позволил нам не только корректно ставить проблемы, но и находить пути их решения.

Научная новизна исследования.

Актуальность и многомерность проблемы исследования, ее дискуссионный характер позволяют выделить те идеи, которые, с нашей точки зрения, являются новыми.

Во-первых, исследуемая проблематика рассматривается в контексте современных федеральных проектов, прежде всего демографического и образовательного характера.

Во-вторых, в работе предпринята попытка выявления основных значений и функций культуры личности в решении актуальных проблем обновления России, ибо без культурно заданного человеческого потенциала на основе технократического подхода эти проблемы решить невозможно.

В-третьих, формирование культуры личности рассмотрено в широком контексте всего общественного процесса социализации, ибо именно этот процесс обеспечивает преемственность культур, преемственность поколений, а значит и стабильность общества.

В-четвертых, в работе представлено системное определение состава социального опыта и его аналога (культуры общества) как единства информационной, праксиологической и мотивационной культур, которые передаются обществом личности.

В-пятых, на основе альтернативных трактовок личности автор стремился обосновать понимание личности как высшей формы бытия человека, как той формы бытия, которая превращает человека в агента общественной жизни, в субъекта исторического процесса. Это превращение человека в личность достаточно сложно, потому что человеку приходится преодолевать барьеры социальных фильтров (мода, реклама, конформизм, внушение, манипулирование и пр.), но именно тот человек и становится личностью, который способен стать не объектом, а субъектом общественных процессов.

В-шестых, исходя из структуры и состава социального опыта, формирование культуры личности и ее слагаемых проанализировано в системе основных социальных механизмов (образование, обучение, воспитание). Раскрыты именно социальные факторы, пути, направления подобного интегрального формирования и даны рекомендации по разработке программ социального управления разными институтами формирования личности с учетом условий формирования гражданского общества в стране.

Положения, выносимые на защиту.

Сформулированные выше цель, задачи и аспекты научной новизны позволяют автору определить и те основные положения, которые выносятся на защиту.

1. Человеческий потенциал, его воспроизведение, формирование, развитие и реализация (задачи демографической и образовательной программ страны) является главным ресурсом страны на путях ее обновления. Технико-экономические, финансовые ресурсы являются лишь условиями и средствами создания и приведения в действие «человеческого фактора».

2. Система человеческого потенциала, заданная генетическими факторами, превращается в реальность только на основе эффективной реализации социальной программы наследования, которая своими механизмами передает от поколения к поколению накопленный социальный опыт.

3. Этот социальный опыт человечества с аксиологической точки зрения представляет собой единство позитивного и негативного, ценного и антиценного, что и образует противостояние культуры и антикультуры уже в составе общественной жизни. Задача социализации и заключается в том, чтобы передать новым поколениям прежде всего достижения культуры, т. е. позитивный опыт.

4. Анализ состава социального опыта и, соответственно, культуры позволяет выделить в них три базовых подсистемы ценностей: информационную, праксиологическую и аксиологическую, т. е. мир знаний, мир умений и мир ценностных ориентаций.

5. Эти три подсистемы культуры общества в ходе социализации должны превратиться в состав культуры личности, что обеспечивается социальными механизмами образования, обучения и воспитания. Единство этих трех процессов является закономерностью прежде всего социальной педагогики или шире — теории социализации.

6. Содержательно рассмотрены состав информационной, праксиологической и аксиологической культуры личности и социальные механизмы их формирования.

7. Учитывая, что в 2008 г. Государство делает социальную политику приоритетной, а в ее структуре образовательный проект является доминирующим, автором делаются конкретные рекомендации по совершенствованию работы не только Министерства образования и соответствующих департаментов, но и по необходимости перехода на программы интегральной социализации населения.

Теоретическое и практическое значение исследования Научный характер работы позволяет сформулировать некоторые теоретические выводы: во-первых, обоснование противостояния культуры и антикультуры позволяет понять противоречивое бытие общественной жизни, что важно для формирования гуманитарной парадигмы теории социализациинеобходимо осознать, что культуре общества противостояла и продолжает противостоять антикультураво-вторых, в работе аргументировано положение о том, что весь процесс социализации, представленный, прежде всего, педагогической деятельностью общества, следует осуществлять с осознанной ориентацией на решение трех задач: образование, обучение и воспитаниев-третьих, выявлены и проанализированы социальные механизмы превращения человека в личность как субъекта общественной жизни.

В практическом отношении результаты нашего исследования, прежде всего, ориентированы на реальных субъектов педагогической сферы. Они должны решать задачи формирования культуры личности, правильно понимать сущность личности, уметь разграничивать культуру и антикультуру, четко дифференцировать задачи образования, обучения и воспитания. Видимо, назрела необходимость широкого внедрения курса «Социальная педагогика» в педагогических вузах страны.

В то же время, учитывая необходимость управления всем процессом общественного формирования личности, наступает время разработки комплексных, интегрированных программ формирования личности на всех уровнях и во всех социальных институтах с учетом вышеизложенного.

Апробация исследования.

Результаты исследования проблемы:

• докладывались автором на научных конференциях и симпозиумах.

• опубликованы в статьях и материалах.

• изложены в монографии.

• представлены в методических разработках.

Структура диссертации.

Работа состоит из введения, 2-х глав, заключения и библиографического списка.

Во введении дается обоснование актуальности, представлена степень исследования проблемы, обозначены предмет, объект, цель и задачи работыопределены теоретические и методологические основы исследованиясформулированы научная новизна, положения, выносимые на защиту, а также теоретическая и практическая значимость работы.

В главе 1 — «Личностный потенциал субъекта социума» — выявляются методологические подходы к анализу культуры личности.

Данная глава включает 3 раздела:

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В ходе исследования проблемы социальных механизмов формирования культуры личности нам удалось выяснить ряд принципиальных вопросов, которые конкретизируют проблему.

Во-первых, вся проблематика формирования культуры личности закономерно вписывается в задачи реализации федеральных национальных проектов демографического и образовательного характера. Если демографический проект решает проблему воспроизводства населения страны, т. е. развитие и оздоровление человеческого субстрата общества, то образовательный проект ориентирован на формирование культуры человека и превращение его в личность, т. е. субъекта общественной жизни. Все это дает основания рассматривать данные проекты именно как социальные. Но именно социальная составляющая обеспечивает решение задач экономического характера.

Во-вторых, необходимо преодолевать ограниченности чисто технократического подхода к решению задач стратегического развития страны. Ни компьютеризация, ни нанотехнологии, ни финансовые инвестиции, ни программы энергетики и т. д. не могут автоматически решать задачи экономического характера без обеспечения всех этих проектов человеческим потенциалом. Но этот человеческий капитал должен быть окультурен, сформирован. Отсюда понятно и признание программ образовательного, педагогического характера как приоритетных. Экономические и социальные вложения в человека, в его развитие, оздоровление являются самыми надежными и перспективными.

В-третьих, анализ формирования культуры личности представлен не как однозначный и самостоятельный, а в широком поле социума, во взаимосвязях с научной, медицинской, экологической, художественной, управленческой и иными сферами общества. Это позволяет все проблемы формирования культуры личности рассматривать как системные, что, в конечном счете, требует разработку стратегических, долгосрочных программ развития страны.

В-четвертых, исследование природы личности позволило пре одолеть распространенное отождествление многих родственных понятий, характеризующих единичного представителя человеческого рода: индивид, человек, индивидуальность, личность, субъект. С понятием личности мы связываем высшую форму бытия человека. На субстрате человека, на базе его биопсихических качеств формируется личность как субъект истории, как субъект общественной жизни, т. е. как деятельный, социально функционирующий-человек. Даже индивидуальность человека как его социальная неповторимость, оригинальность еще не делает человека личностью, ибо общество ждет отдачи от человека, в которого механизмами социализации вкладывается культура общества. Человек как личность должен не только саморазвиваться и самореализоваться, но и обогащать общественный потенциал своей социальной деятельностью и самодеятельностью.

В-пятых, в работе исследовано понятие культуры в его отношении к социальному опыту человечества. При этом в самом социальном опыте выделены позитивные и негативные явления, а культура связана лишь с положительными, ценными аспектами опыта. По аналогии с культурой общества рассмотрена и культура личности. Поэтому формирование личности в идеальном варианте не просто связано с передачей социального опыта, а с формированием позитивных его слагаемых, т. е. культуры.

В-шестых, в системе социального опыта человечества выделены три базовых составляющих, которые не передаются механизмам генетической программы наследственности: знания, умения и установки. В своем позитивном, ценностном выражении они и образуют информационную, прагматическую и аксиологическую культуру. Передача этих культур осуществляется социальными механизмами образования, обучения и воспитания.

В-седьмых, в диссертации исследована структура информационной культуры личности как совокупности позитивных знаний. На основе эпистемологического подхода даны интерпретации знаний их типы, уровни и трансформация знаний в свою высшую форму — в теорию как систематизированное и достоверное знание.

В-восьмых, в работе специально выделена прагматическая культура личности как совокупность позитивных умений, практических способностей личности. При этом способ деятельности как интеграция — - умений связан со способностями в соответствии с концепцией С. Л. Рубинштейна. Свое высшее выражение прагматическая культура личности находит в методе как системе универсальных принципов деятельности. Формирование методологической культуры личности и входит в задачу обучения.

В-девятых, основательно проанализирована аксиологическая культура личности как система позитивных ценностных ориентаций в мире ценностей. Рассмотрено понятие ценности и критически оценены различные ее трактовки в литературе. В задачу воспитания и входит формирование аксиологической, ценностной культуры личности, формирование ее социальных установок, четких ценностных ориентаций.

По ходу исследования автор неизбежно выходил на проблемы управления формированием культуры личности, показывая важность осознания не только различия образования, обучения и воспитания, но и понимание их диалектической связи. Все социальные механизмы социализации личности (семья, дошкольные учреждения, школа, вуз, СМИ, общественные объединения, государство) должны решать три названных выше задачи: формирование информационной, прагматической и аксиологической культуры личности. Это должно находить отражение не только в учебных программах, но и во всей системе внеучебной работы, что вполне естественно в условиях формирования гражданского общества в нашей стране.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , К. А. Психология и сознание личности / К. А. Абульханова. М., 1999.
  2. , К.А. Стратегия жизни / К. А. Абульханова. М., 1991.
  3. Абульханова-Славская, К. А Развитие личности в процессе жизнедеятельности / К.А.Абульханова-Славская // Психология формирования и развития личности. -М., 1981.
  4. Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности / К.А. Абульханова-Славская. -М.: Наука, 1980. 334 с.
  5. Абульханова-Славская, К. А. Личностный аспект проблемы общения / К.А. Абульханова-Славская // Проблемы общения в психологии. М.: Наука, 1981.
  6. Абульханова-Славская, К.А. Философско-психологическая концепция С. Л. Рубинштейна / К.А.Абульханова-Славская. М.: Наука, 1989. -243 с.
  7. , Б.Г. О проблемах современного человекознания / Б. Г. Ананьев. -М.: Наука, 1971. 340 с.
  8. , Б.Г. О психологических эффектах социализации / Б. Г. Ананьев // Человек и общество. Проблемы социализации индивида. Вып. 9.-Л.: ЛГУ, 1971.
  9. , Б.Г. О человеке как объекте и субъекте воспитания / Б. Г. Ананьев // Изб. психол. труд.: в 2 т. М.: Педагогика, 1980.
  10. , Б.Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. М.: ЛГУ, 1969.-338 с.
  11. , Н.В. Проблема социализации личности / Н. В. Андреенкова // Социальные исследования: Вып. 3. М.: Наука, 1970.
  12. , С.Ф. Ценности реальные и мнимые: Монография / С. Ф. Анисимов. М.: Мысль, 1970. — 183 с.
  13. , П.К. Общая теория функциональных систем / П. К. Анохин. — М., 1971.
  14. Антропология. Общая теория человека. Н. Новгород: НАСА, 1991.
  15. , Г. С. Социальная активность / Г. С. Арефьева // Проблема субъекта и объекта в социальной практике и познании. М.: Политиздат, 1974. — 230 с.
  16. , А.Г. Психология индивидуальности: методологические основы развития личности в историко-эволюционном процессе / А. Г. Асмолов. М.: Изд-во МГУ, 1986. — 96 с.
  17. , А.Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа / А. Г. Асмолов. — М.: Изд-во МГУ, 1990.-367 с.
  18. , А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека: 3-е изд., испр. и доп. / А. Г. Асмолов. -М.: Смысл- «Издательский центр «Академия», 2007. 528 с.
  19. , А. Информационная культура личности в условиях информатизации общества / А. Атаян. М., 2004.
  20. , A.C. Культурно-психологические проблемы осмысления и «решения» переходных процессов / A.C. Ахиезер // Мир психологии. -2000.-№ 3.
  21. , С.М. Истина и ценность // Вопросы философии. 1966. -№ 7.
  22. , С.С. Социализация в антропогенезе / С. С. Батенин // Социальная психология и философия. Д., 1971.
  23. , С.С. Человек в его истории / С. С. Батенин. JL, 1976.
  24. , Г. С. Единство деятельности и общения / Г. С. Батищев // Принципы материалистической диалектики как теории познания. М., 1983.
  25. , JI.M. Итальянские гуманисты: стиль жизни, стиль мышления / Л. М. Баткин. М.: Наука, 1978. — 200 с.
  26. , М.М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин. М.: Искусство, 1986. —455 с.
  27. , Р. Психологические типы в культурах Юго-Запада США / Р. Бенедикт // Антология исследования культуры. — СПб.: Университет, книга, 1997. Т. 1 (Интерпретация культуры.) — 356 с.
  28. , Т.Н. К вопросу о методологии развития личностного потенциала / Т. Н. Беспалова // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Н. Новгород: Нижегород. гос. ун-т. им. Н. И. Лобачевского, 2008. — № 4.
  29. , Т.Н. Человек как субстрат личности / Т. Н. Беспалова // Приволжский научный журнал. Н. Новгород: Нижегород. гос. архитектур.-строит. ун-т., 2008. — № 3.
  30. , Т.Н. Формирование культуры личности: социальные механизмы: Монография. / Т. Н. Беспалова. Н. Новгород: Нижегород. гос. архитектур.-строит. ун-т., 2008. — 150 с.
  31. , М.В. Философский анализ научного статуса аксиологии: Монография / М. В. Бронский. Н. Новгород: МИЭ-МП, 2001. — 140 с.
  32. , М.В. Ценности как объект социально-философского исследования: Монография / М. В. Бронский. Н. Новгород: ННГУ, 2002.-81 с.
  33. Брушлинский, .В. О природных предпосылках психического развития человека / A.B.Брушлинский. М.: Наука, 1977. — 346 с.
  34. , A.B. Деятельность и опосредование / A.B. Брушлинский // Психологический журнал. 1998. — Т. 19. — № 6.
  35. , A.B. Социальность субъекта и субъект социальности / A.B. Брушлинский // Субъект и социальная компетентность личности / Под ред. A.B. Брушлинского. -М., 1995.
  36. , Л.П. Социальная среда и сознание личности / Л. П. Буева. М.: Мысль, 1968.-226 с.
  37. , С.Н. Основные проблемы теории прогресса / С. Н. Булгаков // Проблемы идеализма. СПб., 1902.
  38. , П. Десять заповедей творческой личности / П. Вайнцвайг. — М, 1990.
  39. , Е.Б. Проблема социализации и ее эффекты в развитии личности и ее смысловых установок / Е. Б. Весна // Мир психологии. — 2001. — № 2.
  40. , В.О. Духовно-практическая компетенция как принцип субъектности человека / В. О. Волкова. Н. Новгород: ННГУ, 2005. -228 с.
  41. Всемирная энциклопедия. Философия. М. — Минск: Харвест, 2001.
  42. , Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти тт. / Л. С. Выготский. М.: Педагогика, 1982−1984.
  43. Высокие технологии в педагогическом процессе. Н. Новгород, 2003.
  44. , П.Я. Воспитание и систематического мышления в процессе решения малых творческих задач / П. Я. Гальперин, Данилова В. Л. // Вопросы психологии. 1980. — № 1.
  45. , Н.И. Формирование информационной культуры личности в образовательных учреждениях: Учебно-методическое пособие: 2-е изд. / Н. И. Гендина, Н. И. Колкова, И. Л. Скипор. М.: Школьная библиотека, 2003. — 296 с.
  46. , Г. Игра в бисер / Г. Гессе. -М., 1991.
  47. , В.А. Наука и учебный предмет / В. А. Глуздов. Н. Новгород: НГТУ, 2001.
  48. , В.А. Наука и учебный предмет: Монография / В. А. Глуздов. -Н.Новгород: НГПИ, 2001.
  49. Гумилев, J1.H. Этнические процессы: два подхода к изучению / Л. Н. Гумилев, К. П. Иванов // Социологические исследования. 1992. -№ 1.
  50. , Л.Н. Этногенез и биосфера Земли / Л. Н. Гумилев. М.: Танас, 1994.-544 с.
  51. , Л.Н. Этносфера: история людей и история природы / Л. Н. Гумилев. М.: Знание, 1993. — 399 с.
  52. , П. В. Повышение уровня информационной культуры специалистов в условиях дополнительного информационного образования: дис.. канд. пед. наук. Н. Новгород, 2006. — 238 с.
  53. , A.B. Социально-психологический тренинг повышения компетентности общения преподавателя: дисс. .канд.психол.наук. -М., 1991.
  54. , О.Г. Мир оживших предметов / О. Г. Дробницкий. М., 1967.
  55. , В.Н. Психология общих способностей / В. Н. Дружинин. — СПб: изд-во «Питер», 1999. 368 с.
  56. , Н.П. Расовый вопрос и современная генетика / Н. П. Дубинин // Успехи современной биологии: Вып. 2. М.: Наука, 1972. — Т. 73.
  57. , Е.М. Социализация в изменяющемся мире / Е. М. Дубовская // Социальная психология в современном мире / Под ред. Г. М. Андреевой, А. И. Донцова. М., 2002.
  58. , Э. Представления индивидуальные и представления коллективные / Э. Дюркгейм // Работы разных лет. М., 1995.
  59. , М.С. Сопоставление дивергентных и конвергентных особенностей когнитивной сферы детей (возрастной и генетический анализ) / М. С. Егорова // Вопросы психологии. 2000. — № 1.
  60. , Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение / Ю. Н. Емельянов. Л.: ЛГУ, 1985.- 167 с.
  61. , Ю.Н. Обучение паритетному диалогу: Учебное пособие / Ю. Н. Емельянов. Л.: Изд-во ЛГУ, 1991. — 106 с.
  62. , Ю.Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности: Автореф.дисс. .докт.психол.наук. -Л., 1991.
  63. , А.П. Информатизация: от компьютерной грамотности учащихся к информационной культуре общества / А. П. Ершов // Коммунист. 1988. — № 2.
  64. , Ю.М. Диагностика и развитие компетентности в общении: Практическое пособие / Ю. М. Жуков, Л. А. Петровская, П. В. Растянников. Киров, 1991.
  65. , Ю.М. Проблема диагностики социально-перцептивной компетентности / Ю. М. Жуков, Л. А. Петровская // Активные методы обучения педагогического общения и его оптимизации. -М., 1989.
  66. , Ю.А. За новый подход к проблеме индивидуализма / Ю. А. Замошкин // Вопросы философии. 1989. — № 3.
  67. , А.Г. Отношение к труду и ценностные ориентации личности / А. Г. Здравомыслов, В. А. Ядов // Социализация в СССР. Т. 2.-М., 1965.
  68. , Л.А. Антропономия: Собр.соч.: Т. 4. / Л. А. Зеленов. -Н.Новгород: НГАСУ, 2007.
  69. , Л.А. История и философия наук / Л. А. Зеленов, A.A. Владимиров, В. А. Щуров. М.: Наука, 2008. — 472 с.
  70. , Л.А. Методология человековедения / Л. А. Зеленов. -Н.Новгород: НШЭУ, 1991. 76 с.
  71. , JI. А. Основы философии: Учебное пособие для педагогических училищ / Л. А. Зеленов, A.A. Владимиров. М.: ВЛАДОС, 2000.- 160 с.
  72. , Л.А. Проблемы антропономии / Л. А. Зеленов. Н. Новгород, 1991.
  73. , Л.А. Система философии / Л. А. Зеленов. Н. Новгород: ' ВВКИ, 1989.-178 с.
  74. , Л.А. Современная глобализация. Социально-философское исследование / Л. А. Зеленов, A.A. Владимиров, Е. И. Степанов. Н. Новгород: ВАВТ, 2007.
  75. , Л.А. Социология города / Л. А. Зеленов. М.: ВЛАДОС, 2000.
  76. , Л.А. Становление личности / Л. А. Зеленов. Горький: ВВКИ, 1989.
  77. , Л.А. Экстраполяция и эксперимент / Л. А. Зеленов, С. Макарычев // Вопросы философии. 1967. — № 4.
  78. , Л.А., История и философия науки / Л. А. Зеленов, A.A. Владимиров, В. А. Щуров. М.: Наука, Флинта, 2008. — 2 472 с.
  79. , В.П. Образование, культура, сознание / В. П. Зинченко // Философия образования для XXI века. -М.: Просвещение, 1992.
  80. , Э.В. Философия и культура / Э. В. Ильенков. М.: Политиздат, 1991. — 464 с.
  81. , М.С. Мир общения. Проблемы межсубъектных отношений / М. С. Каган. М.: Политиздат, 1988. — 319 с.
  82. , М.С. Философия культуры / М. С. Каган. СПб.: Петрополис, 1996.-416 с.
  83. , М.С. Человеческая деятельность: опыт системного анализа / М. С. Каган. М.: Политиздат, 1974. — 328 с.
  84. , И.П. Структура и механизмы творческой деятельности / И. П. Калошина. М.: МГУ, 1983.
  85. Канн-Калик, В. А. Педагогическое творчество / В.А. Кан-Калик, Н. Д. Никандров. М.: Педагогика, 1990.
  86. , И. Антропология с прагматической точки зрения / И. Кант. -СПб, 1999.
  87. , И. Идея всеобщей истории во всемирногражданском плане / И. Кант // Соч. на нем. и рус. яз. -М., 1994. — Т.1.
  88. , И.М. Понятийно-терминологическая система педагогики / И. М. Кантор. -М.: Педагогика, 1980. 157 с.
  89. , A.A. Контекст образования: наука и мировоззрение / A.A. Касьян. Н. Новгород: НГПУ, 1991. — 184 с.
  90. , Е.А. Обучение рабочих на производстве новым приемам труда и пути индивидуального подхода / Е. А. Климов. Казань: изд-во Казан. ун-та, 1958. — 114 с.
  91. , Г. С. Личность и индивидуальность. Античная биография и античное письмо / Г. С. Кнабе // Материалы к лекциям по общей теории культуры и культуре античности Рима. М., 1999.
  92. , В.П. Очерки по истории и теории русской культуры / В. П. Кожевников. Н. Новгород: Волго-Вятский кн. изд-во, 1996. — 379 с.
  93. Кон, И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание / И. С. Кон. М., 1984.-272 с.
  94. Кон, И. С. Социология личности / И. С. Кон. М.: Политиздат, 1967. -383 с.
  95. , И.В. «По ту сторону» Европы / И. В. Кондаков // Вопросы философии. 2002. — № 6.
  96. , И.В. Ритуал как механизм русской истории (прагматические функции ритуала) / И. В. Кондаков // Мир психологии. 2003. — № 1.
  97. , Г. П. Идеонормативная концепция истины / Г. П. Корнев. М., 2006.
  98. , В.А. Стать человеком: общечеловеческие ценности -основа целостного учебно-воспитательного процесса / В. А. Краковский. -М.: Просвещение, 1993.
  99. , Ю.И. О месте понятия «социализация» в современной педагогике / Ю. И. Кривов // Педагогика. 2003. — № 2.
  100. Кун, Т. Структура научных революций / Т. Кун. М., 1977. — 311 с.
  101. , В.А. Естественное и искусственное: борьба миров / В. А. Кутырев. Н. Новгород: ННГУ, 1994.
  102. , В.А. Разум против человека / В. А. Кутырев. Н. Новгород, 1999.
  103. , С. Наслаждение и долг / С. Кьеркегор. СПб., 1894.
  104. , В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. Ростов-на-Дону, 1999.
  105. , А.Ф. Избранные труды по психологии / А. Ф. Лазурский. -М., 1997.
  106. , П.Н. Социализация индивида и воспроизводство общества / П. Н. Лебедев // Человек и общество. Проблемы социализации индивида. Вып. 17. -М.: Изд-во Лен. ун-та, 1971.
  107. Леви-Брюль, К. Сверхестественное в первобытном мышлении / К. Леви-Брюль. М.: Педагогика-Пресс, 1994. — 473 с.
  108. Леви-Строс, К. Первобытное мышление / К. Леви-Строс. М., 1994.
  109. , В.А. Эпистемология классическая и неклассическая / В. А. Лекторовский. М.: Наука, 2000.
  110. , А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. -М.: Политиздат, 1974. 304 с.
  111. , А.Н. Избранные психологические произведения: в 2 т. / А. Н. Леонтьев. М.: Педагогика, 1983. — Т. 1.
  112. Лиотар, Ж.-Ф. Состояние постмодерна / Ж.-Ф. Лиотар. М., 1999.
  113. , Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б. Ф. Ломов. М.: Наука, 1984.
  114. , H.JI. Духовные ценности русской народной педагогической культуры / H.JI. Макарцева // Педагогика. 1998. — № 1.
  115. , М.К. Символ и сознание / М. К. Мамрдашвили, A.M. Пятигорский // Метафизические рассуждения о сознании, символике языка.-М., 1997.
  116. , Э.С. Теория культуры и современная наука / Э. С. Маркарян. -М., 1983.
  117. , A.M. Развитие творческой активности школьников /
  118. A.М.Матюшкин / Под ред. А. М. Матюшкина. М., 1991. — 1545 с.
  119. , Е. А. Основы информационной культуры (программа курса для вузов) / Е. А. Медведева // Социс. 1994. — № 11.
  120. Межу ев, В. М. Культура и история / В. М. Межу ев. М.: Мысль, 1977. -199 с.
  121. Менеджмент, маркетинг и экономика образования. — Н. Новгород: НИМБ, 2001.-600 с.
  122. , B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности /1. B.C. Мерлин. М., 1986.
  123. Мид, Дж. Интернализованные другие и самость / Дж. Мид // Американская социологическая мысль. М., 1996.
  124. Мид, М. Культура и мир / М. Мид. М., 1988.
  125. , В.В. Культура и деятельность как факторы социализации: автореф. дис.. .д.философ.наук / В. В. Москаленко. Киев, 1988. — 35 с.
  126. , A.B. Социализация и смутное время / A.B. Мудрик. М.: Знание, 1991.-78 с.
  127. , А.Т. Человек как предмет философского познания / А. Т. Мысливченко. -М.: Мысль, 1972. 190 с.
  128. , Г. Беспредметное искусство ошибка против логики: Монография / Г. Мюнх. — М.: Прогресс, 1966.
  129. , В.Н. Психология отношений. Избранные психологические труды / Под ред. A.A. Бодылева / В. Н. Мясшцев. М.-Воронеж, 1998. -357 с.
  130. На пути к обществам знаний: интервью с заместителем генерального директора ЮНЕСКО по вопросам коммуникации и информации г. A.B. Ханом // Наука в информационном обществе: информационное издание / Сост. Е. И. Кузьмин, В. Р. Фирсов. СПб., 2004. 6.
  131. , С.С. Время культуры / С. С. Неретина, А. П. Огурцов. СПб, 2000.
  132. , Н.Д. Ценность как основа целей воспитания / Н. Д. Никандров // Педагогика. 1998. — № 3.
  133. , Д.В. Социальная психология «винтиков» / Д. В. Ольшанский // Вопросы философии. 1989. — № 8.
  134. , В.В. Научно-философская концепция человека в психологии / В. В. Орлов // Мир психологии. 2004. — № 4.
  135. , В.В. Социальная биология (к разработке концепции) / В. В. Орлов / Соотношение биологического и социального. Пермь, 1981.
  136. , В.В. Человек, мир, мировоззрение / В. В. Орлов. М.: Молодая гвардия, 1985.-220 с.
  137. , A.A. Ритуальное мышление / A.A. Пелипенко // Мир психологии. 2003. — № 1.
  138. , И.В. Человек в контексте современного образования / И. В. Петривняя // Проблемы человека в современной науке. Н. Новгород: НКИ, 1999.
  139. , И.Г. Идеальность, универсальность, уникальность ритуала, его формы / И. Г. Петров // Мир психологии. 2003. — № 1.
  140. , A.B. Основы теоретической психологии / A.B. Петровский, М. Г. Ярошевский. М., 1998.
  141. , В.А. Проблемы развития личности с позиций социальной психологии / В. А. Петровский // Вопросы психологии. 1984. — № 4.
  142. , К.К. Личность как объект социальной психологии / К. К. Платонов // Методологические проблемы социальной психологии. -М., 1975.
  143. , Я.А. Исследование творческого потенциала человека / Я. А. Пономарев // Психологический журнал. 1991. — Т. 12. — № 1.
  144. , М.М. Мировоззренческая самоидентификация человека / М. М. Прохоров. Н. Новгород, 1998. — 283 с.
  145. , С.Н. Этнос и этногенез в творчестве Л.Н.Гумилева / С. Н. Пушкин. Н. Новгород: НГПУ, 2007. — 119 с.
  146. , Н.Е. Психология и педагогика / Н. Е. Ревская. СПб.: Альфа, 2001.
  147. , И.И. Философские основы теории индивидуальности / И. И. Резвицкий. Л.: изд-во Ленингр. ун-та, 1973.
  148. , Н.Ф. Охрана природы и окружающей человека среды / Н. Ф. Реймерс. М.: Просвещение, 1992.
  149. Риккерт, Б Т. Науки о природе и науки о культуре / Б. Т. Риккерт // Культурология XX века. Антология. -М., 1995.
  150. , Г. Ценности жизни и культурные ценности / Г. Риккерт. -СПб.: Логос, 1912−1913. кн.1 и 2.
  151. , К. К науке о личности / К. Роджерс // История зарубежной психологии (30−60-е гг. XX в.): Тексты. -М., 1986.
  152. , К. Творчество как усилие себя / К. Роджерс // Гуманистическая и трансперсональная психология: Хрестоматия. -Минск: Харвест- М.: ACT, 2000. 592 с.
  153. , В.В. Религия и культура / В. В. Розанов. М.: Мысль, 1990. -233 с.
  154. , В.М. Культурология / В. М. Розин. М., 1998. — 200с.
  155. , В.М. Возможно ли целостное изучение личности? / В. М. Розин // Мир психологии. 2004. — № 4.
  156. , В.М. Человек культурный. Введение в антропологию / В. М. Розин. М. — Воронеж: МОДЭК, 2003. — 304 с.
  157. , Н.И. Фантазия и творчество / Н. И. Розов // Вопросы философии. -1966.- № 9.
  158. , С. Л. О мышлении и путях его исследования / С. Л. Рубинштейн.-М., 1958.
  159. , С. Л. Человек и мир / С. Л. Рубинштейн. М., 1989.
  160. , С.Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. -СПб.: Питер, 1998. (Введение к пятой части).
  161. , С.Л. Проблемы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. -М.: Знание, 1973.-344 с.
  162. , В.М. Некоторые основания социальной теории индивидуальности человека / В. М. Русалов // Интегральное исследование индивидуальности: теоретические и педагогические аспекты. Пермь, 1988.
  163. , В.М. Природные предпосылки и индивидуально-психологические особенности личности / В. М. Русалов // Психология личности в социалистическом обществе. Личность и ее жизненный путь / Ред. Б. Ф. Ломов, К.А. Абульханова-Славская. М., 1990.
  164. , М.В. Ключевые компетенции в стандарте: возможности реализации / М. В. Рыжаков // Стандарты и мониторинг в образовании. -1999.-№ 4.
  165. , В.В. Личностный потенциал / В. В. Рыжов // Актуальные проблемы науки и гуманитарного образования. Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 5. Н. Новгород: Изд-во ННГЛУ им. Н. А. Добролюбова, 2004.
  166. , В.В. Профессиональный потенциал личности и условия его развития / В. В. Рыжов, М. Л. Воронцов // Актуальные проблемы науки и гуманитарного образования: сб. науч. трудов. Вып. 3 / Под ред. В. В. Рыжова. Н. Новгород, 2003.
  167. , В.В. Психологические основы коммуникативной подготовки педагога / В. В. Рыжов. Н. Новгород: ННГУ. — 1994. — 164 с.
  168. , Э.В. Идентификация как дифференцирующий и интегрирующий фактор организации целостности социума в исторически новом пространстве социальной эволюции / Э. В. Сайко // Мир психологии. 2004. — № 3.
  169. , Э.В. Социализация и индивидуализация как исторически опосредованные механизмы формирования субъектов исторического действия / Э. В. Сайко // Мир психологии. 1998. — № 1.
  170. , Э.В. Субъект в пространственно-временном континууме социальной эволюции и структурирование пространства социума / Э. В. Сайко. -М.: Наука, 2004. 453 с.
  171. , Ф.А. Актуальные проблемы материалистической диалектики / Ф. А. Селиванов // Проблемы материалистической диалектики. Тюмень: ТИИ, 1969.
  172. , Ф.А. Заблуждения и пороки / Ф. А. Селиванов. Томск: ТГУ, 1965.
  173. , В.Ф. Личность как предмет философского познания / В. Ф. Сержантов, А. Т. Москаленко. Новосибирск: Наука, 1984. — 316 с.
  174. , Е.Г. Методологические основы взаимосвязей информационной культуры личности и общества / Е. Г. Силаева // Информационная культура личности: прошлое, настоящее, будущее.
  175. , А.Н. Личность как субъект интерпретации / А. Н. Славская. -Дубна, 2002.
  176. , В.А. Формирование личности как социально-педагогическая проблема: Сб. 43. вып. 10 / В. А. Сластенин // Вопросы психологии развития личности подростка и юноши. Тюмень, 1969.
  177. , З.В. Культура и личность / З. В. Соколов. M., 1972. — 227 с.
  178. , Э.В. Основные идеи общей теории ценностей Р.В. Перри / Э. В. Соколов // Проблемы ценности в философии. М.-Л.: АНСССР, 1966.
  179. , П. Социальная стратификация и мобильность / П. Сорокин // Человек. Цивилизация. Общество. — М.: изд. полит, лит-ры, 1992.
  180. , Е.Б. Культурно-психологические модели личности / Е. Б. Старовойтенко // Мир психологии. 2007. — № 1.
  181. , Е.И. Конфликтология переходного периода: теоретические, методологические, технологические аспекты / Е. И. Степанов. М.: ИС РАН, 1995.
  182. , B.C. Теоретическое знание / B.C. Степин. М.: Наука. 2000.
  183. , Р. Инвестиционная теория креативности / Р. Стернберг, Е. Григоренко // Психологический журнал. 1998. — Т. 19. — № 2.
  184. , Л.Н. Место эстетической ценности в системе ценностей / Л. Н. Столович // Проблемы формирования эстетической ценности и эстетическая оценка М.: ВНИИТЭ, 1983. — № 43.
  185. , Л.Н. Философия. Эстетика. Смех. Раздел «Об аксиосфере» / Л. Н. Столович. СПб. — Тарту, 1999.
  186. , А.И. Проблема качества высшего образования в контексте глобальных и национальных проблем общественного развития / А. И. Субетто. -М.: Исследовательский центр, 1994. 185 с.
  187. , А.И. Проблема фундаментализации источников формирования содержания высшего образования: грани государственной политики / А. И. Субетто. М.- Кострома: КГ ПУ Исследовательский центр, 1995. — 332 с.
  188. Сэв, Л. Марксизм и теория личности / Л. Сэв. М.: Прогресс, 1972. -582 с.
  189. , Э. Первобытная культура / Э. Тайлор. М.: Политиздат, 1939.- 576 с.
  190. , Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний / Н. Ф. Талызина. М.: изд. Моск. ун-та, 1984. — 344 с.
  191. , Б.М. Проблемы индивидуальных различий / Б. М. Теплов. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.-536 с.
  192. , В. Символ и ритуал / В.Тернер. М.: Наука, 1983.
  193. , А. Наука и технология: во благо или во зло / А. Тойнби // Цивилизация перед судом истории. М.: Прогресс, 1995. — 592 с.
  194. , С.А. Религия и история народа / С. А. Токарев. М.: Политиздат, 1986. — 608 с.
  195. , В.В. Миф. Ритуал. Символ. Образ / В. Н. Топоров / Исследование в области мифологического. М.: Прогресс, 1935.
  196. , К.А. Современные исследования проблемы креативности в зарубежной психологии / К. А. Торшина // Вопросы психологии. 1988.4.
  197. , В.П. Избранные философские труды / В. П. Тугаринов. Л.: изд. ЛГУ, 1988.-344 с.
  198. , В.П. Марксистская философия и проблема ценностей / В. П. Тугаринов // Проблема ценности в философии. М.-Л.: АН СССР, 1966.
  199. , В.П. О ценностях жизни и культуры / В. П. Тугаринов. Л.: ЛГУ, 1960.
  200. , В.П. Теория ценностей в марксизме / В. П. Тугаринов. Л.: ЛГУ, 1968.
  201. , Д.Н. Психологические исследования / Д. Н. Узнадзе. М.: Наука, 1966.-451 с.
  202. , Ю.М. Универсум морали / Ю. М. Федоров. Тюмень: РА Сибирское отделение, 1992.
  203. , Д.И. Социализация и индивидуализация как факторы процесса развития индивида и становления личности / Д. И. Фельдштейн // Мир психологии. 1999. — № 1.
  204. , Л.В. Социализация личности и педагогическая деятельность общества / Л. В. Филиппова // Дисс.. канд. филос. н. -Пермь, 1985.- 185 с.
  205. , Л.В. Социальная педагогика как интегральная наука о личности / Л. В. Филиппова, Ю. А. Лебедев. Н. Новгород, 1983.
  206. , Л.В. Целостная природа человека и проблема социализации ребенка / Л. В. Филиппова // Вопросы психологии. -2004.-№ 1.
  207. , А.Я. Культура и история: потребность в переживании социального опыта или основание исторической культурологи / А. Я. Флиер // Культурология для культурологов. — М.: Академический проспект, 2000.
  208. , А.Я. Культурогенез / А. Я. Флиер. М., 1995.
  209. , В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. М.: Прогресс, 1990.
  210. , Дж. Обзор современных представлений о развитии способностей / Дж. Фримен // Основы современной концепции творчества и одаренности. М., 1997.
  211. , Э. Гуманистическая этика: прикладная наука искусства жить / Э. Фромм // Психоанализ и этика. М., 1998.
  212. , Ю. Понятие индивидуальности / Ю. Хабермас // Вопросы философии. 1989. — № 2.
  213. , X. Мотивация и деятельность: В 2 т. / X. Хекхаузен / Под ред. Б. М. Величковского. -М.: Педагогика, 1986.
  214. , В. Кризис индивидуальной и коллективной идентичности / В. Хесле // Вопросы философии. 1991. — № 10.
  215. , М.А. Психология интеллекта / М. А. Холодная. Томск-М., 1997.
  216. , Д.Г. Педагогика / Д. Г. Хрипунов. Н. Новгород, 2007. — 53 с.
  217. Хьелл, Л, Теории личности / Л. Хьелл, Д. Зиглер СПб.: Питер, 2006. -3-е изд. — 607 с.
  218. Человек в системе сфер общественной жизни. — Н. Новгород: СНИО, 1997.
  219. , В.Э. Воспитание способностей и формирование личности / В. Э. Чудновский. М., 1986. — 79 с.
  220. , Л. А. Феноменологическая аксиология М. Шел ера // Проблема ценности в философии / Л. А. Чухина. М.-Л.: АН СССР, 1966.
  221. , В.Д. Духовность и творчество / В. Д. Шадриков. -Психологическая газета. — январь 1999. № 1(40).
  222. , B.C. Научное познание как деятельность / B.C. Швырев. М.: Политиздат, 1984. — 232 с.
  223. , М. Происхождение человека в космосе / М. Шелер // Проблема человека в западной философии. М., 1988.
  224. , Л.А. СМИ в системе социума: Монография / Л. А. Шестакова. Н. Новгород: ННГАСУ, 2000.
  225. , О. Закат Европы / О.Шпенглер. М.: Мысль, 1993. — 663 с.
  226. , Г. Г. Введение в этническую психологию / Г. Г. Шпет // Психология социального бытия. М.: Институт практической психологии. — Воронеж: Модэк, 1996. — 479 с.
  227. , А.И. К проблеме самосознания в наследии И.Канта и Г. Гегеля: от принципа гносеологии к сущности развития человека / А. И. Шутенко // Мир психологии. 20 004. — № 4.
  228. , Г. П. Мышление, понимание, рефлексия / Г. П. Щедровицкий. — М., 2004.
  229. , П. С чем войти в XXI век / П. Щедровицкий, М. Хромченко. // Знание сила. — 1991. — № 7.
  230. , Е.Е. Формирование педагогической креативности студентов вуза в условиях профессиональной подготовки: авт. дисс. канд. психол. наук.-Н.Новгород, 2000. -23 с. ¦
  231. , В.А. Новый технократизм / В. А. Щуров. Н. Новгород: ННГУ, 1995.- 115 с. .
  232. , Э. Детство и общество / Э. Эриксон. СПб: Ленато, ACT, 1996.-592 с.
  233. , Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон. М.: изд. группа «Прогресс», 1996. — 344 с.
  234. , Э.Г. Системный подход и принцип деятельности / Э. Г. Юдин. -М.: Наука, 1978.-391 с.
  235. Юнг, К. Человек и его символы /К. Юнг. -СПб., 1996.
  236. , В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности / В. А. Ядов // Методологические проблемы социальной психологии.-М.: Мысль, 1975.
  237. , И.Г. Природа ритуала / И. Г. Яковенко // Мир психологии. -2003.-№ 1.
  238. , Т.М. Личность и общество: Проблемы личности в современной философии марксизм, экзистенциализм, структурализм, христианский персонализм / Т. М. Ярошевский. — М.: Прогресс, 1973. -543 с.. /
  239. , Т.М. Размышления о человеке / Т. М. Ярошевский. М.:1. Политиздат, 1984. 127 с.
  240. , К. Смыслы и назначение истории / К.Ясперс. М, 1991.
  241. Carneiro, R.L. Social Evolution in the Modern Society / R. L Carneiro. -New-York, 1969.
  242. Habermas, J. Stichworte zur Theorie der Sozialisation / J. Habermas // Kultur und Kritik. Frankfurt/ Main, 1973.
  243. Hassan, I. The Condition of Modern Postmoderne / I. Hassan. Glencoe, 1971.
  244. Hurelmann, K. Sozialisation, Lebensleanuf und Gesundheit / K. Hurelmann // Nordhein-Westfalischer Forsehung-Verband. Bielefeld, 1996.
  245. Lowisch, D.-J. Einfuhrung in die Erziehunsg-philosophie / D.-J.Lowisch. -Munchen, 1989.
  246. Parsons, Т. The Social System / Т. Parsons. N.Y.: New York-Press. -1964.-229 p.
  247. Wandel, J. Jnnerve Differenzierungs-merkmaie einer neuen Schule / J. Wandel. // Padagogische Rundschau. 1984, hf5.
  248. Zajons, R.B. Social Facilitation / R.B. Zajons. // «Science». 1963. V. 149.
Заполнить форму текущей работой