Символы судьбы в культуре
Диссертация
Сквозь проблематику судьбы преломляется весь спектр антропологического знания о сущности, роли и предназначении человека в мире. Познай себя — эти слова седой древности стряхивают с себя пыль веков и вновь становятся ведущим лозунгом. На заре третьего тысячелетия сами для себя мы так и остаемся во многом сфинксами. На помощь может прийти осознание того, что проблема человека энциклопедична… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. СИМВОЛИКА — ВАЖНЕЙШИЙ ФЕНОМЕН БЫТИЯ ЧЕЛОВЕКА В КУЛЬТУРЕ
- 1. 1. СИМВОЛ: ПРОБЛЕМА ДЕФИНИЦИИ
- 1. 2. СИМВОЛ В МЕЖКУЛЬТУРНОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ
- Глава 2. СУДЬБА — СВЯЗУЮЩИЙ КОНЦЕПТ КУЛЬТУРЫ
- 2. 1. СУДЬБА: ПРОБЛЕМА ДЕФИНИЦИИ
- 2. 2. ПРОБЛЕМА ИКОНИЧЕСКОГО ОФОРМЛЕНИЯ КОНЦЕПТА «СУДЬБА» В КУЛЬТУРЕ
- Глава 3. СИМВОЛ В КОНТЕК? ФЕ^ДИМ?ОГА КУЛЬТУР ПРОШЛОГО И НАСТОЯЩЕГО
- 3. 1. СВОЕОБРАЗИЕ МИФОЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
- 3. 2. СИМВОЛЫ СУДЬБЫ МЕСОПОТАМИИ
- 3. 3. СИМВОЛЫ СУДЬБЫ ЭЛЛАДЫ
- 3. 4. СИМВОЛЫ СУДЬБЫ ЯЗЫЧЕСКОЙ СКАНДИНАВИИ
Список литературы
- Аверинцев С. С. К истолкованию символики мифа об Эдипе//Античность и современность. — М., 1972. — С.98−108.
- Аверинцев С.С. Предварительные заметки к изучению средневековой эстетики//Древнерусское искусство. М.: Искусство, 1975. — С.371−397.
- Аверинцев С.С. Символ//Большая советская энциклопедия. М., 1976. — С.385−386.
- Аврелий М. Размышления. Магнитогорск: «Амрита-Урал», 1994. — 294 с.
- Античные гимны. М.:изд-во МГУ, 1988. — 362 с.
- Антонов В.И. Символ как культурологическая категория. М.: Луч, 1992. 39 с.
- Антонов В.И. Символизация как социокультурная и познавательно-практическая проблема. М.: Луч, 1992, — 152 с.
- Арутюнова Н.Д. Истина и судьба//Понятие судьбы в контексте разных культур. М.: Наука, 1994. -С.302−315.
- Белицкий М. Забытый мир шумеров. М.: Наука, 1980. — 397 с.
- Белый А. Символизм как миропонимание. М.: Республика, 1994. — 528 с.
- Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. -М.: Медиум, 1995. -323 с.
- Бердяев H.A. Царство духа и царство кесаря. М.: Республика, 1995. — 383 с.
- Блумер Г. Коллективное поведение//Американская социологическая мысль: Тексты/Отв. Ред. В. И. Добренков. М.: Изд-во МГУ, 1994. — 168−215.
- Боннар А. Греческая цивилизация. М.: Искусство, 1992. — Т.1. — 269 с.
- Боэций. «Утешение философией» и другие трактаты. -М.: Наука, 1990. 415 с.
- Бондаренко Ю.Я. Идея судьбы: корни и эволюция. -М.: Знание, 1989. 64 с.
- Борев В.Ю., Коваленко A.B. Культура и массовая коммуникация. М.: Наука, 1986. — 304 с.
- Вейнберг И.П. Человек в культуре Древнего Ближнего Востока. М.: Наука, 1986. — 208 с.
- Ветров A.A. Семиотика и ее основные проблемы. -М.: Политиздат, 1968. 264 с.
- Виппер Р. Древняя Европа и Восток. М., Петроград: Госиздат, 1923. — 148 с.
- Волошинов В.Н. Марксизм и философия языка. Л., 1928. — 115 с.
- Гадамер Г. Г. Актуальность прекрасного. М.: Искусство, 1991. — 367 с.
- Гайденко В.П. Тема судьбы и представление о времени в греческом мировоззрении//Вопросы философии. 1969.9. С.88−98.
- Гак В. Г. Судьба и мудрость//Понятие судьбы в контексте разных культур. М.: Наука, 1994. — С.198−206.
- Гегель Г. В. Ф. Философия истории//Собрание сочинений в 8-томах. М.: Политиздат, 1935. — Т.8.
- Геродот. История//Историки античности. В 2-х т. -М.: Правда, 1989. Т. 1. — 624 с.
- Голан А. Миф и символ. М., 1992.
- Голосовкер Я.Э. Логика мифа. -М.: Наука, 1987.218с.
- Гомер. Иллиада. Одиссея. М., 1998.
- Горан В.П. Концептуальное содержание и социогенная природа древнемесопотамских и древнеегипетских представлений о судьбе//Концептуализация и смысл. Новосибирск: Наука. 1990. С.189−209.
- Горан В.П. Древнегреческая мифологема судьбы. Новосибирск: Наука, 1990. 385 с.
- Гуревич А.Я. «Эдда» и сага. М.: Наука, 1979.192 с.
- Гуревич П.С. Философская антропология. М.: изд-во «Вестник», 1997. — 448 с.
- Гусейнов A.A., Иррлитц Г. Краткая история этики. -М.: Мысль, 1987. 589 с.
- Давидович В.Е., Жданов Ю. А. Сущность культуры. -Ростов-на-Дону, 1979. с.
- Давидович В.Е., Каган М. С. Диалектика необходимости и свободы//Философские науки. 1985. — № 4. -С.51−59.
- Джоунс У.Р. «Варвары» в мировой истории: миф и реальность//Культуры. 1982. — № 3. — С. 156−175.
- Доброхотов A.JI. Онтология символа в ранних трудах А.Ф. Лосева//Античность в контексте современности. М., 1990.
- Драч Г. В. Античная культура и современная цивилизация. Ростов-на-Дону: изд-во ИППК при РГУ, 1991. — 69 с.
- Древнегреческая трагедия. Новосибирск: Новосибирское книжное изд-во, 1993. — 600 с.
- Дьяконов И.М. Архаические мифы Востока и Запада. -М.: Наука, 1990. 247 с.
- Дюмезиль Ж. Верховные боги индоевропейцев. М.: Наука, 1986. — 234 с.
- Евзлин М. Космология и религия. -М.: Радикс, 1993. 338 с.
- Ежов О.Н. Время и судьба как модели осмысления жизни//Смысл человеческой жизни: Диалог мировоззрений. Материалы симпозиума. Нижний Новгород, 1992. -С.88−91.
- Иконология, объясненная лицами или полное собрание аллегорий и эмблем. -М., 1803. Т.1,2.
- Казарян С. О. Античное моделирование и Платон. -Ереван: Айастан, 1987. 272 с.
- Каган М.С. Мир общения. -М.: Политиздат, 1988. -319 с.
- Каган М.С. Философия культуры. СПб.: Петрополис, 1996. — 416 с.
- Кармин A.C. Основы культурологии: морфология культуры. СПб.: изд-во «Лань», 1997. — 512 с.
- Кассирер Э. Философия символических форм: Введениеи постановка проблемы//Культурология XX век. Антология. -М.: Юристъ, 1995. С.163−213.
- Кассирер Э. Опыт о человеке: введение в философию человеческой культуры//Проблема человека в западной философии. М., 1991.
- Киселева Е.А. Символизм характерная черта донаучного миропонимания. — Курск, 1989. — 15 с.
- Кессиди Ф.Х. Миф и его отношение к познанию, религии и художественному творчеству//Вопросы философии. -1966. N 5. — С.96−102.
- Клима Й. Общество и культура Древнего Двуречья. -Прага: Изд-во Чехословацкой Академии наук и Артия, 1967. -270 с.
- Клочков И.С. Духовная культура Вавилонии: человек, судьба, время. М.: Наука, 1983. — 205 с.
- Ковшова М.Л. Концепт судьбы. Фольклор и фразеоло-гия//Понятие судьбы в контексте разных культур. М.: Наука, 1994. — С.137−142.
- Коган Л.Н. Философия: серьезная и веселая. Очерки о философии Уильяма Шекспира. Челябинск: ЧИРПО, 1996. 154 с.
- Коган Л.Н. Человек и его судьба. М.: Мысль, 1988. — 283 с.
- Копалов В.И. Символика и ее социальная сущность //Философские науки. 1976. — № 1. — С.80−89.
- Костенко Н.В. Ценности и символы в массовой коммуникации. Киев: Наукова думка, 1993. — 130 с.
- Кох Р. Книга символов. Эмблемата. М., 1995.
- Крамер С.Н. Мифология древнего мира. М.: Наука, 1977. — 456 с.
- Круглова Л.К. Социализм. Человек. Культура. М.: высш. шк., 1990. — 144 с.
- Куликов В. Б. Открытие судьбы//Психология судьбы: Сб. Статей по глубинной психологии. Екатеринбург: Наука, 1994. — Вып.1. — С.155−158.
- Купер Дж. Энциклопедия символов. М.: Золотой век, 1995. — 401 с.
- Лебедев Г. С. Эпоха викингов в Северной Европе. -Л.: ЛГУ, 1985. 286 с.
- Леви-Стросс К. Первобытное мышление. М.: Республика, 1994. — 384 с.
- Лосев А.Ф. История античной эстетики (ранняя классика). М.: Высшая школа, 1963. — 584 с.
- Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М.: Искусство, 1976. — 367 с.
- Лосев А.Ф. Знак. Символ. Миф. М., 1982.
- Лосев А.Ф. Мифология греков и римлян. М.: Мысль, 1996. — 975 с.
- Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М.: Мысль, 1993. — 959 с.
- Лотман Ю.М. Символ в системе культуры//Труды по знаковым системам. Тарту, 1987. Вып.21. — С.10−22.
- Лотман Ю.М., Успенский Б. А. Миф имя — культура//Труды по знаковым системам. Тарту, 1973. — Вып.6. -С.282−306.
- Лукач Й. Пути богов: к типологии религий: предшествовавших христианству. -М.: Политиздат, 1984. -248с.
- Лукреций К. О природе вещей. М., 1913. -259 с.
- Макиавелли Н. Государь. М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, Харьков: Изд-во «Фолио», 1998. — 656 с.
- Маковский М.М. Сравнительный словарь мифологической символики в индоевропейских языках: Образ мира и миры образов. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1996. — 416 с.
- Матецкая A.B. Судьба как внутренняя и внешняя необходимость в русской религиозной философии. Диссертация на соискание степени канд. Филос. наук. Ростов-на-Дону, 1997. — 125 с.
- Матяш Т.П. Сознание как целостность и рефлексия. -Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 1988. 184 с.
- Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М.: Наука, 1976.- 408 с.
- Менар Р. Мифы в искусстве старом и новом. М.: Молодая гвардия, 1992. — 284 с.
- Меркулов И.П. Архаическое мышление: вера, миф, по-знание//Эволюционная эпистемология: проблемы, перспективы.- М.: РОССПЭН, 1996. 194 с.
- Мид Дж. От жеста к символу//Американская социологическая мысль: Тексты/Отв. Ред. В. И. Добренков. М.: Изд-во МГУ, 1994. — 215−224.
- Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х т. М., 1994.
- Михайлова А.Ф. От «судьбы» к «необходимости»//Философские исследования. — 1995. — № 2. -С.103−123.
- Моль А. Социодинамика культуры. М.: Прогресс, 1973. — 406 с.
- Мостовая И.В. Социальное расслоение современного российского общества: методология исследования. Диссертация на соискание степени докт. социол. наук. Росов-на-Дону, 1995.
- Мусхелишвили Н.Л., Шабуров Н. В., Шрейдер Ю. А. Символ и поступок. -М., 1987. -46 с.
- Ницше Ф. По ту сторону добра и зла//Соч. в 2-х т.- М.: Мысль, 1990. Т.2. — С.238−407.
- Овидий. Собрание сочинений в 2-х т. СПб: «студия Биографика», 1994. — Т.1, 2.
- Омельниченко Н.В. Творческий космос и судьба чело-века//Человек как космический феномен Ижевск: Изд-во УГУ, — 1993. С.53−55.
- Оппенхейм А.Л. Древняя Месопотамия. (Портрет погибшей цивилизации). М.: Наука, 1980. — 407 с.
- Орфеев Ю.В. Возможности моделирования образного и понятийного мышления на ЭВМ//Интеллект человека и программы ЭВМ. М.: Наука, 1979. — С.200−210.
- Павсаний. Описание Эллады. СПб: изд-во «Алетея», 1996. — Т.1, 2.
- Пантыкина М.И. Взаимосвязь символа и социального опыта. Автореф. Дис. канд. филос. Наук. Самара, 1996. -22 с.
- Петкова С.М. Смысложизненный интерес личности в отечественном типе культуры. Диссертация на соискание степени канд. филос. наук. -Ростов-на-Дону, 1997. -122с.
- Петроний Арбитр. Шпулей. М.: Правда, 1991. -400 с.
- Пиндар, Вакхилид. Оды. Фрагменты. М.: Наука, 1980. — 504 с.
- Платон. Собрание сочинений в 4 т. М.: Мысль, 1994 .
- Поликарпов B.C. Философский анализ роли символов в научном познании. Автореф. дис. доктора филос. наук. -М., 1988.
- Полторацкий А.И. Судьба у Шекспира//Понятие судьбы в контексте разных культур. М.: Наука, 1994. С.260−267.
- Похлебкин В.В. Словарь международной символики и эмблематики. М.: Междунар. отношения, 1994. — 560 с.
- Поэзия и проза древнего Востока. М.: изд-во «худ. Лит-ра», 1973. — 735 с.
- Радзиевская Т.В. Слово судьба в современных контекстах/ /Логический анализ языка: культурные концепты.1. М.: Наука, 1991. С.64−72.
- Рамих В.А. Материнство как социокультурный феномен. Диссертация на соискание степени докт. филос. наук. -Ростов-на-Дону, 1998.
- Рубцов H.H. Символ в искусстве и жизни. М.: Наука, 1991. — 176 с.
- Сапронов П.А. Феномен героизма. СПб: СП академня МВД России, 1997. 916 с.
- Сахно С.Л. Уроки рока: опыт реконструкции «языка судьбы"//Понятие судьбы в контексте разных культур. М., 1994. — С. 238−245.
- Свасьян К.А. Проблема символа в современной философии. Ереван, 1980.
- Силецкий В.И. Превратности Лахесис (доля случай- рок)//Понятие судьбы в контексте разных культур. М.: Наука, 1994. — С.232−237 с.
- Славин A.B. Наглядный образ в структуре познания.- М.: Политиздат, 1971. 271 с.
- Снорри Стурлусон. Круг земной. М.: Наука, 1980.- 687 с.
- Снорри Стурлусон. Младшая Эдда. Л.: Наука, 1970. — 137 с.
- Старшая Эдда. М., Л.: изд-во АН СССР, 1963. -259 с.
- Степанова Л.А. Социальная символика России/ /Социологические исследования. 1998. — № 7. — С.90−100.
- Тахо-Годи A.A. Судьба как эстетическая категория (об одной идеи А.Ф. Лосева)//Античность и современная наука. М.: Наука, 1985. С.322−329.
- Тэрнер В. Символ и ритуал. М.: Наука, 1983. -277 с.
- Топоров В. Н. О структуре некоторых архаических текстов, соотносимых с концепцией мирового дёрева//Труды по знаковым системам. Татру, 1971. — Вып.5. — С.9−62.
- Топоров В.Н. Эней человек судьбы. — М.: Радикс, 1993. — 208 с.
- Топуридзе Е.И. Человек в античной трагедии. Тбилиси: Изд-во Мецниереба, 1984. 120 с.
- Трубецкой Е. Умозрение в красках//Трубецкой Е. Три очерка о русской иконе. М.: ИнфоАрт, 1991. -112 с.
- Тураев Б. А. История Древнего Востока. СПб: 1913. — 414 с.
- Туткевич В.М. О вере в судьбу и приметы. JI.: Политиздат, 1958. 32 с.
- Тюменев А.И. О предназначении людей по мифам Древнего Двуречья//Вопросы истории. 1948. — № 4. — С. 1423.
- Уваров И.В. Зевс и Судьба (по Гомеру) //Филологические записки. -Воронеж, 1915. -С.223−248.
- Уваров J1.B. Образ, символ, знак. Минск: Наука и техника, 1967. — 120 с.
- Фоли Дж. Энциклопедия символов и знаков. М.: Вече, ACT, 1997. — 432 с.
- Флоренский П. Sumbolarium (словарь символов) //Труды по знаковым системам. Тарту, 1971. — Вып.5. -С.521−527 .
- Фохт-Бабушкин Ю. У. Художественная культура: проблемы изучения и управления. -М.: Наука, 1986. -235с.
- Фрейд 3. «Я» и «Оно». Труды разных лет. Тбилиси: «Мерани», 1991. — Т.1, 2.
- Фромм Э. Душа человека. М.: Республика, 1992. -430 с.
- Хайдеггер М. Время и бытие. М.: Республика, 1993. — 447 с.
- Хейзинга Й. Homo Ludens. -М.: Прогресс, 1992. -464 с. 14 4. Холл Д. Словарь сюжетов и символов в искусстве. -М.: КРОН-Пресс, 1996. 656 с.
- Хрестоматия по истории древнего мира/Под ред.
- B.В. Струве. М.: Политиздат, 1936. — Т. 1.14 6. Хюбнер К. Истина мифа. -М.: Республика, 1996. -448 с.
- Шахнович М. Советская наука против религиозныхсуеверий. JI.: Политиздат: 1955. 54 с.
- Шекспир В. Полное собрание сочинений в 8 т. М.: Искусство, 1957.
- Шестов Л. Афины и Иерусалим//Соч. в 2-х т. М.: Наука, 1993. — Т.1. — С.317−609.
- Ширшов И.Е. Динамика культуры. Минск: Изд-во БГУ, 1980. — 112 с.
- Шмелев А.Д. Метафора судьбы: предопределение или свобода?//Понятие судьбы в контексте разных культур. М.: Наука, 1994. — С. 227−231.
- Шпенглер О. Закат Европы. М.: Мысль, 1993. -663 с.
- Эллинские поэты в переводах В. В. Вересаева. М.: гос. Худ. лит-ра, 1963. — 407 с.
- Эпос о Гильгамеше. -М.: изд-во АН СССР, 1961. -214 с.
- Этнографическое изучение знаковых средств культуры. л.: Наука, 1989. — 300 с.
- Юнг К. Г. Проблемы души нашего времени. М., 1994 .
- Юнг К. Г. Об архетипах коллективного бессознательного// Вопросы философии. 1988. — № 1.
- Юнг К. Г. Человек и его символы. -М.: Серебряные нити, 1997. 368 с.
- Bartholomew В. Fortuna and natura. A reading of three Chaucer narratives. L: Mouton%Co, 1966. — 112 p.
- Branston B. Gods of the North. L. — N.-Y.: Thames and Hudson, 1955. — 317 p.
- Branston B. The lost gods of England. N.-Y.: Oxford university press, 1974. — 216 p.
- Coldmith E. Ancient pagan symbols. Detroit: publish book tower, 1976. — 220 p.
- Comte F. The wordsworth dictionary of mythology. -Edinburgh: Wordsworth reference, 1995. 244 p.
- Cotterell A. Norse mythology. The myths and legends of the Nordic gods. L: Ultimate editions, 1997. — 96 P
- Davidson H.R.E. The viking road to Bysantium. -L.: Allen&Unwin LTD, 1976. 341 p.
- Davidson H.R.E. Gods and myths of Northern Europe. L.: Penguim books, 1997. — 251 p.
- Davidson H.R.E. Pagan Scandinavia. N.-Y.: Prae-ger publishers, 1967. — 214 p.
- Davidson H.R.E. Viking&Norse mythology. L.: Chancellor press, 1996. — 144 p.
- Degenaar J. Myth and the collision of culture// Myth and Symbol. Journal of the Myth Association, University of South Africa. 1995. — Vol 2. p.44.
- Dietrich B.C. Tradition in Greek religion. -Berlin, N.- Y.: Walter de Gruyter, 1986. 213 p.
- Dreyfuss H. Symbol Sourcebook. An Authoritative guide to international grafic symbols. N.-Y.: VND, 1984. — 198 p.
- Frankfort H. The birth of civilization in the
- Near East. N.-Y.: Doubleday%Company, 1956. — 142 p.
- Kristeva J. The speaking subject//The theory of criticism. From Plato to the Present. L., N.-Y.: Longman, 1985. — p. 238−241.
- Langer S. Philosophical scetches//The theory of criticism. From Plato to the Present. L., N.-Y.: Longman, 1985. — p. 316−318.
- Lienhardt G. Modes of Thought//The Primitive Society. N.-Y.: Bantam Book, 1976. — 28 p.
- Moscati S. The face of the Ancient Orient Near Eastern civilization in pre-classical times. N.-Y.: Anchor books, 1953. — 357 p.
- Musurillo H Symbol and myth in ancient poetry. -N.-Y.: Fordham Univ. press, 1961. 220 p.
- Onians R.B. The origins of European thought about the body, the mind, the soul, the world time, and fate. -Cambridge: University press, 1954. 583 p.
- Pitkin H.F. Fortune is a Woman. California: University of press, 1984. — 354 p.
- The Norse myths introducted and retold by K.
- Crossley-Holland. L.: Deutsch, 1980. — 276 p.
- Symbolic antropology. A reader in the study of symbols and meanings. N.-Y.: Colambiaa univerity press, 1977. — 603 p.18 9. Turvilie-Petre E.O.G. Myth and religion of the North. L.: Weidenfeld and Nicolson, 1964, — 340 p.
- Waardenburg J. Symbolic aspects of myth//Myth, symbol and reality. Notre Dame&London:University of Notre Dame press, 1980. P.41−68.
- Whitehead A.N. Symbolism. Its meaning and effect. N.-Y.: The Hacmillan company, 1958. — 88 p.