Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Не всякий эволюционизм ложен

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Важны также следующие соображения. Пока нет критерия для внятного отграничения научного эволюционизма от паранаучного креационизма. Читая справочную литературу по истории естествознания, замечаешь, что «научное» прошлых веков нередко превращается в наши дни в «ненаучное историческое заблуждение». Возможно, многие современные биологические гипотезы завтра станут ненаучными. С высоты шутливой… Читать ещё >

Не всякий эволюционизм ложен (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Вместе с тем антиномист не будет спешить отбрасывать идею эволюционизма как изначально ложную. Если Бог сотворил мир, то вовсе нс исключено, что Бог заложил в мир механизм эволюции. Этот механизм может быть совсем не таким, каким его себе представляют неодарвинисты. Библейский рассказ о последовательности творения мира (Быт 1: 1—2,7) в самом общем плане не противоречит научной теории Большого взрыва. В Библии говорится, что Бог был всегда, но мир сравнительно молод. В первый день был создан свет, во второй — вода и небо, в третий — суша и растительность, в четвертый — Солнце, Луна и звезды, в пятый — птицы и рыбы, в шестой — сухопутные животные и люди. Та же последовательность развития Вселенной — в эволюционистском атеизме. Библейское повествование нередко по своей форме поэтично, поэтому продолжительность «дня творения» совсем не обязательно понимать буквально, о чем предупреждает апостол Петр в своем втором послании: «. .у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день» (2 Петр. 3: 8).

Трудно не согласиться, например, со следующими доводами против преподавания в школе биологами-креационистами библейской истории о Ноевом ковчеге:

Как мог Ной поместить в ковчеге 2,5 млн ныне живущих видов живых организмов? Путешествовал ли он в Австралию за кенгуру, в Южную Америку за броненосцами, в Арктику за моржами и белыми медведями, в Антарктиду за пингвинами? Чем же он кормил животных, пока плавал в ковчеге в течение года? Почему он не взял с собой динозавров и бесчисленное количество других вымерших видов организмов? Очевидно, просто потому, что создатели легенды ничего не знали об их существовании. Кроме того, Ной и члены его семейства должны были унести с собой представителей около 500 паразитических видов, то есть, погружаясь в ковчег, они должны были болеть одновременно чумой, холерой, менингитом, энцефалитом, амебной и бактериальной дизентерией, сыпным и брюшным тифом, сонной болезнью, малярией трехдневной, четырехдневной и тропической, сифилисом, гонореей, дифтерией, гепатитом А, В и С, гриппом, туберкулезом, лейшманиозом, аскаридозом, оспой, чесоткой, проказой и т. д. и т. д. для того, чтобы передать возбудителей этих заболеваний следующим поколениям людей. Абсурд? Конечно. Просто 6—8 тыс. лет назад ничего не было известно о многих заболеваниях человека и тем более об их возбудителях. Но мы должны будем во все это поверить, если примем идею одной великой катастрофы — Всемирного потопа, изменившего лик Земли. Идея создания православного учебника биологии изначально несостоятельна. Нельзя излагать современную биологию, пользуясь языком и понятиями Ветхою Завета[1].

Среди монотеистов есть не только креационисты, но также и сторонники религиозного эволюционизма. По Августину, в дни сотворения мира Бог заложил в природу невидимые и потенциальные «семенные причины-логосы» {rationales seminales), которые содержат то, что должно раскрыться в будущем. Альберт Великий признавал трансмутацию, т. е. переход одних видов в другие. Эволюционные представления широко распространились в естествознании XVII—XVIII вв. (Дж. Рэй, Р. Гук, В. Лейбниц и др.).

В 1996 г. Иоанн Павел II в своем послании к Папской академии наук заявил, что «новые открытия ведут нас к признанию того, что эволюция — нечто большее, чем гипотеза». При этом он, вслед за своим предшественником Пием XII, добавил: «Если человеческое тело происходит из живой материи, существовавшей до него, то душа сотворена непосредственно Богом». В. И. Вернадский, Тейяр де Шарден, Бергсон, Уайтхед, Барбур, Пикок, Коллинз и другие ученые предложили своеобразные варианты идеи эволюции природы.

Например, Артур Пикок (1924—2006), британский ученый и теолог, страстно доказывал, что вера в эволюцию и христианская вера не являются взаимоисключающими. В своем эссе «Эволюция: переодетый друг веры?» Пикок утверждает, что его представление об эволюции полностью согласуется с представлением о всеведущем и всемогущем Боге, который устанавливает первоначальные условия и естественные законы и знает, какими должны быть результаты. Эволюция есть продолжающееся действие Бога в мире. Путем постоянного творения Бог поддерживает в мире общий порядок и структуру и делает вещи тем, чем они являются.

Все процессы, открываемые науками (особенно эволюционной биологией), суть действия Бога-Творца. То, что ученые называют случайностью или мутацией в биологической эволюции, есть не что иное, как целенаправленное действие Творца. Не бывает творения без разрушения. Одни организмы погибают, чтобы пришли другие. Боль, страдание и смерть — это такое необходимое зло во вселенной, без которого не возникали бы существа, способные к общению с Богом. Любой научный анализ физических процессов, открывает действия Бога. Поэтому, согласно Пикоку, дарвинизм не враг, а «переодетый друг» религии.

Правда, если допустить вслед за геистами-эволюционистами, что человеческое тело чудесным образом произошло из обезьяньего (Бог создал человека по образу и подобию обезьяны), то возникает проблема единственности первого человека. Если Адам был просто эволюционировавшим зверем, рассуждает священник Тимофей, то кто из эволюционировавших обезьян согрешил, внес в природу смерть и тление и почему наказаны за него все? Почему даже в мифах разных народов есть четкое указание на единственного предка?[2].

Генетики доказали, исследуя ДНК митохондрий, что все люди на земле произошли от одной человеческой супружеской пары, а не из генов обезьян. Теория эволюции логически противоположна главным принципам христианства. Вероятно, в процессе взаимоотражсния эволюционизма и креационизма возникнет более обстоятельная теория «эволюционного креационизма», сближающая естествознание с теизмом. Пока же миф об эволюции в неодарвинистском смысле вполне устраивает многих биологов с точки зрения объяснения происхождения человека и имеет право на существование как гипотеза, конкурируя с альтернативной теорией.

Согласно Тиллиху, различие между смыслами этих учений не столь уж велико, если изложить их на языке диалектики возможности и действительности:

  • • креационистское учение об извечности и одновременности всех видов вписывается в учение Аристотеля о потенциальности (dynamis);
  • • акцентацию эволюционистами условий возникновения видов можно истолковать как идею последовательной актуализации (energia) во времени гой или иной «витальной возможности, сущностно укорененной в неорганическом».

Важны также следующие соображения. Пока нет критерия для внятного отграничения научного эволюционизма от паранаучного креационизма. Читая справочную литературу по истории естествознания, замечаешь, что «научное» прошлых веков нередко превращается в наши дни в «ненаучное историческое заблуждение». Возможно, многие современные биологические гипотезы завтра станут ненаучными. С высоты шутливой дефиниции науки Дж. Бернала (наука есть то, чем занимаются ученые, а ученые — это люди, которые свою профессию именуют наукой), паранаучные креационисты мало чем отличаются от научных эволюционистов, и конкурентная борьба между ними носит характер обычной внутривидовой (вну гринаучной) борьбы за лидерство и академическую нишу.

Вспомним также, что первая, и вторая научные революции начались именно тогда, когда оккультные паранауки (астрология, алхимия, витализм, парафизика, парапсихология и пр.) стали на равных конкурировать со своими «нормальными» науками-антиподами, и из диалектического синтеза науки и паранауки возникло классическое естествознание. Сейчас происходит новая научная революция. Для борьбы с обновленным оккультизмом (научным креационизмом, учением о торсионном поле, астрологией, верой в космическое сознание и пр.) в АН РАН создан своего рода «институт инквизиции», началась очередная «охота на ведьм» (нечто очень похожее на рассвет первой научной революции). Возможно, в недалеком будущем возникнет принципиально новая биология как результат синтеза нынешней биологии и парабиологии. Из этой гипотезы вытекают три вывода:

  • 1) борьба биологов-эволюционистов с парабиологами-креационистами является необходимым и важным условием научного прогресса;
  • 2) нынешние биологи должны быть морально готовы к радикальной смене (в скором будущем) общенаучных парадигм и самого нынешнего биологического стиля мышления;
  • 3) в вузах следует более толерантно знакомить будущих биологов с тезаурусом и аргументами парабиологов-креационистов.
  • [1] Мамонтов С. Г. [Рецензия] [Электронный ресурс]. Рсц. на кн.: ВсртьяновС. Ю. Общая биология: для 10—11 кл. URL: vertyanov.ru.
  • [2] См.: Тимофей, свящ. Две космогонии. М., 1999.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой