Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Лекция 17. Панорама философской мысли

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В истории философии неопозитивизму предшествовала первая его форма — позитивизм («первый позитивизм»). Это философское направление было основано на принципе, означающем, что всё подлинное, позитивное знание может быть получено в ходе синтетического объединения результатов частных наук, а философия, как особая наука, претендующая на самостоятельное исследование действительности, не имеет права… Читать ещё >

Лекция 17. Панорама философской мысли (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Философия — это высокий уровень человеческого сознания, мировоззрение, специфический тип мышления, наука и духовная область деятельности. В русле этого феномена представители различных школ и направлений XX — начала XXI в. стремились обозначить собственные философские позиции, интерпретировать те или иные положения классической философии. Насколько это им удалось и что представляют эти построения мы и постараемся разобрать в лекции.

Неопозитивизм

Раскрывая суть неопозитивизма, целесообразно выяснить первооснову этого направления в философии и исторические формы его развития.

В истории философии неопозитивизму предшествовала первая его форма — позитивизм («первый позитивизм»). Это философское направление было основано на принципе, означающем, что всё подлинное, позитивное знание может быть получено в ходе синтетического объединения результатов частных наук, а философия, как особая наука, претендующая на самостоятельное исследование действительности, не имеет права на собственное существование, реально может существовать только некая положительная философия. Основателем этого направления в 30—40-х гг. XIX в. был Огюст Конт. Уделом науки у него является не объяснение, а описание вещей. По Конту наука в принципе неспособна ответить на вопрос «почему», она должна ограничиваться констатацией фактов и отвечать только на вопрос «как». Лишь в этом случае наука может стать позитивной, это должно касаться как частных наук, так и философии. Задача положительной философии состоит в систематизации конкретно-научного знания на основе рациональной классификации наук. Вот такая оценка знанию и философии дана «первым позитивизмом» .

Конт Опост (1798−1857 гг.), французский философ и социолог, один из основоположников позитивизма совместно с его английским последователем и другом Джоном Стюартом Миллем (1806−1857 гг.), а также продолжателем идей — Гербертом Спенсером (1820−1903 гг.). Огюст родился в скромной католической семье в Монпелье, где учился в знаменитой Политехнической школе — кузнице кадров повстанческих войск, позже преобразованной в Школу инженеров и техников. Увлекаясь математикой, прочёл и труды Д. Дидро, Ж. Д’Аламбера, А. Тюрго и Ж. Кон до рее. О. Конт начинал свою карьеру как секретарь К.А. Сен-Симона, одного из редакторов «Французской энциклопедии», выдающегося мыслителя своей эпохи, работал с ним больше 6 лет (1818−1824 гг.), пока не разошлись их пути в философии. Позитивизм Конт рассматривал как среднюю линию между эмпиризмом и мистицизмом; наука у него, познает не сущности, а только явления. Он выдвинул теорию трёх стадий интеллектуальной эволюции человечества: теологической, метафизической и позитивной или научной, определяющих развитие общества, убеждённо считая, что с помощью науки можно познать скрытые законы, управляющие всеми социальными процессами в любом обществе. Такой подход он называл сначала социальной физикой, а позднее социологией. Разработал классификацию наук по степени уменьшения их абстрактности. Основные сочинения: «Курс позитивной философии» (1830−1842 гг.), «Система позитивной политики» (1851−1854 гг.).

Второй формой позитивизма на рубеже XIX—XX вв. считается эмпириокритицизм («второй позитивизм» или махизм, субъективно-идеалистическое течение). Его ведущими представителями выступили австрийский физик и философ Эрнст Мах и швейцарский философ Рихард Авенариус. В отличие о «первого позитивизма», который в лице О. Конта рассматривал философию как науку синтезирующую, «второй позитивизм» сводил её к теории познания и стремился построить теоретическую модель процесса познания. Эмпириокритицизм означал «критику опыта» и предполагал «очищение» опыта от всех положений, которые имеют метафизическую природу. Опыт, по Маху, состоит из ощущений, которые у него фактически являются «элементами мира» .

Мах Эрнст (1838−1916 гг.), австрийский философ-естественник. Родился в Моравии. Был профессором математики в Граце (1864−1867 гг.); профессором физики Пражского университета (с 1867 г.); ректором Пражского (с 1882 г. — немецкого в Праге) университета (1879−1895 гг.); профессором философии Венского университета (1895−1901 гг.). Им изданы труды по механике, газовой динамике, физической акустике и оптике, теории познания; он открыл и исследовал ударные волны. Мах считал, что исходные понятия классической физики — пространство, время, движение — субъективны по своему происхождению; мир — «комплекс ощущений», задача науки — их описание. V него в основе всех явлений лежат факты чувственного мира, ощущения. Они бывают самым разнообразным образом связаны между собой и с ними бывают связаны настроения, чувства, проявления воли. Ощущения есть глобальный факт, форма приспособления живого организма к среде; настройка глаза и уха; «контрастный феномен» цвета и форм; узнавание данного предмета в разных условиях освещения; узнавание музыкального ритма. Познание у Маха — это процесс прогрессивной адаптации к среде. Известны работы: «Механика. Историко-критический опыт её развития» (1883 г.), «Принципы учения о теплоте» (1896 г.), «Научно-популярные лекции» (1896 г.), «Анализ ощущений и отношений физического и психического» (1900 г.), «Познание и заблуждение» (1905 г.).

Умер и похоронен Э. Max близ Монако.

Авенариус Рихард (1843−1896 гг.), родился в Париже, учился в университетах Лейпцига и Берлина. В 1876 г. начал издавать вместе с В. Вундтом «Трёхмесячник научной философии», оказавший заметное влияние на культурную жизнь Германии. Один из основателей эмпириокритицизма, субъективный идеалист. Ввёл в философский оборот понятие «эмпириокритицизм» для обозначения «надпартийной» философской позиции, критически рассматривающей все, якобы проверенные, истины. Эмпириокритики по Авенариусу провозгласили возвращение к опыту, который нельзя трактовать ни идеалистически, ни материалистически. С 1877 г. и до своей смерти он преподавал «индуктивную философию» в Цюрихском университете, где был профессором. В центре философии Авенариуса находится понятие опыта, в котором, по его убеждению, снимается противоположность сознания и материи, психического и физического. Он выступал с критикой материалистической теории познания, противопоставив ей идеалистическую теорию «чистого опыта». Авенариус отстаивал теорию «принципиальной координации» субъекта и объекта, то есть их абсолютную совместимость. Он пытался построить философию как строгую науку на манер позитивных наук о природе. Работы: «Философия как мышление о мире по принципу наименьшей траты сил» (1876 г.), «Критика чистого опыта» (1888−1890 гг.), «Человеческое понятие о мире» (1891 г.).

Третьей формой позитивизма является неопозитивизм («третий позитивизм») — одно из основных направлений в философии XX в. Неопозитивизм претендовал на анализ и решение актуальных философско-методологических проблем, выдвинутых развитием современной науки: роли знаково-символических средств научного мышления, отношения теоретического аппарата и эмпирического базиса науки, природы и функции математизации и формализации знания. Предметом философии, по мнению неопозитивистов, должен быть язык, прежде всего язык науки, как способ выражения знания, а также деятельность по анализу этого знания и возможностей его выражения в языке. Метафизика рассматривается не просто как ложное учение, а как лишённое смысла с точки зрения логических норм языка. Основные идеи неопизитивизма сформировались почти одновременно в Австрии, Англии, Польше в 20-х гг. XX в., сущностная роль в этом процессе принадлежит Венскому кружку. Основными представителями являются Мориц Шлик, Рудольф Карнап, Ганс Рейхенбах, Людвиг Витгенштейн.

Представители «третьего позитивизма» утверждали, что философия не является ни наукой о какой-то реальности, ни теорией познания. Она — особый вид деятельности, связанный с логическим анализом естественных и искусственных языков. Поэтому первый вариант неопозитивизма получил название логического позитивизма.

Логический позитивизм обращает внимание на то, что обычный язык создаёт массу заблуждений и мнимых проблем, из которых большей частью состоит традиционная философия. Чтобы избежать этого, необходимо сформировать идеальный язык, который не допускал бы никаких неопределённостей. Логические позитивисты считали осмысленными лишь такие высказывания, которые являются либо суждениями о фактах, либо логическими выводами из таких суждений. Философия путём анализа языка должна очищать научное знание от предложений, которые не имеют смысла.

Венский кружок — группа интеллектуалов (в основном физиков), сформировавшаяся в 1922 г. на базе философского семинара, организованного руководителем кафедры философии индуктивных наук Венского университета N. Шликом и явившаяся идейным и организационным ядром философии логического позитивизма. Венский кружок был непосредственным преемником идей махизма. Кружок прекратил свое существование в начале Второй мировой войны в связи с гибелью Иорица Шлика.

Шлик Мориц (1882−1936 гг.), австрийский философ и физик, организатор и руководитель Венского кружка. В основе философских воззрений N. Шлика лежит понятие «чувственного данного», говорящее о чувственных переживаниях познающего субъекта. Всё научное знание, по мнению Шлика, представляет собой обобщение и уплотнение «чувственного данного». Отсюда вытекает сформулированный им принцип верификации (пат. ve rus — истинный и facio — делаю). Верификация — методологическое понятие, обозначающее процесс установления истинности научных утверждений в результате их эмпирической проверки. Утверждения логики и математики, несводимые к «чувственно данному», не выражают знания о мире, а представляют собой лишь схемы рассуждений. Точно также и законы природы Шлик истолковывает как синтаксические правила языка науки.

Рейхенбах Ханс (1891−1953 гг.), немецко-американский философ и логик, представитель неопозитивистской философии науки. Был наиболее влиятельным членом Берлинского кружка философов науки до эмиграции из Германии в 1933 г. С 1938 г. преподавал философию в Калифорнийском университете. Интересы X. Рейхенбаха были связаны с философскими проблемами естествознания, прежде всего — квантовой механики и теории относительности.

Карнап Рудольф (1891−1970 гг.), австрийский философ и логик, ведущий представитель логического позитивизма. Отталкиваясь от идей «Логико-философского трактата» Л. Витгенштейна, Карнап вместе с другими членами Венского кружка разработал неопозитивистскую модель научного знания. Согласно этой модели, в основе научного знания лежат абсолютно достоверные протокольные предложения, выражающие чувственные переживания субъекта. Все остальные предложения науки должны быть верифицированы, то есть сведены к протокольным предложениям.

Витгенштейн Людвиг (1889−1951 гг.), австрийский философ и логик, представитель аналитической философии. Родился в Вене. Его отец Карл Витгенштейн был среди основателей сталелитейной промышленности империи Габсбургов. В 1906 г. он отправил сына учиться в Англию. Закончив техническую школу Людвиг продолжает обучение в университете Манчестера на инженерном факультете, затем переезжает в Кембридж, где под руководством Б. Рассела изучает основы математики. До этого некоторое время работал под руководством Г. Фреге, что послужило формированию его философско-логических взглядов. С началом Первой мировой войны в 1914 г. он добровольно уходит на фронт, попадает в плен. После освобождения в 1919 г. продолжает научную деятельность в Голландии, где с Б. Расселом обсуждает свою работу «Логико-философский трактат» . В 1920;1926 гг. преподавал в начальной школе в провинциях Нижней Австрии. В 1930 г. вернулся в Кембридж в Trinity College (университет). С 1939 г. по 1947 г. преподавал там философию. Во время Второй мировой войны не погнушался работать санитаром в одном из лондонских госпиталей, затем лаборантом в Ньюкасле. Последние лекции читал в 1947 г. Затем год одиночества в Ирландии, в 1949 г. у него обнаруживают рак. Умер Л. Витгенштейн 29 апреля 1951 г., произнеся слова: «Какая это была сказочная жизнь!» .

Л. Витгенштейн выдвинул программу построения искусственного «идеального» языка, прообраз которого — язык математической логики. Философию понимал как «критику языка». Разработал доктрину логического атомизма. Основные сочинения: «Логико-философский трактат» (1921 г.) и «Философские исследования» (1953 г.).

С конца 50-х — начала 60-х гг. XX в. неопозитивизм как философское направление в исследовании науки стал терять своё влияние. Ему на смену приходит «четвёртый позитивизм» или постпозитивизм, который пересмотрел проблематику философии, её роль в науке и обществе, методы научного исследования. Основными представителями этого течения позитивизма принято считать К. Поппера, И. Лакатоса, Т. Куна, Э. Агацци.

Поппер Карл Раймунд (1902;1994 гг.), британский философ, логик и социолог. До 1937 г. работал в Вене, в 1937;1945 гг. —в Новой Зеландии; с 1946 г и до середины 1970;х гг. был профессором Лондонской школы экономики и политических наук. Примыкал к Венскому кружку и испытал влияние логического позитивизма, однако свою философскую концепцию — критический рационализм — построил как антитезу неопозитивизму. Выдвинул принцип фальсифицируем ости (опровержим ости) в качестве критерия разделения научного и ненаучного знания. Основные сочинения: «Логика исследования» (1934 г.), «Открытое общество и его враги» (1945 г.), «Нищета историзма» (1957 г.), «Предположения и опровержения. Рост научного знания» (1962 г.), «Постскриптум к логике исследования» (1981;1982 гг.).

Лакатос Имре, настоящая фамилия Липсиц (1922;1974 гг.), британский математик, логик и философ науки. Родился в Венгрии. Ученик Д. Лукача. Диссертацию по философским вопросам математики готовил в Московском государственном университете. В 1950;1953 гг. за диссидентские взгляды находился в заключении, во время Венгерского восстания в 1956 г. эмигрировал на Запад. С 1958 г. в Великобритании, где был с 1969 г. профессором Лондонской школы экономики и политических наук. Последователь К. Поппера. Разработал методологию научно-исследовательских программ как движущего фактора развития науки. Методология Лакатоса рассматривает рост «зрелой» теоретической науки как смену исследовательских программ, представляющих собой непрерывно связанную исследованность теорий. На русском языке выходили его работы: «Доказательство и опровержения» (1967 г.), " Фальсификация и методология научно-исследовательских программ" (1995 г.).

Кун Томас Сэмюэль (1922;1996 гг.), американский философ и историк, один из лидеров историко-эволюционистского направления в философии науки. Т. Кун изучал теоретическую физику в Гарвардском университете, но в конце учёбы увлёкся историей науки. Его первая книга была посвящена коперниканской революции и была опубликована в 1957 г. В 1962 г. вышел труд Куна " Структура научных революцию, ставший научным бестселлером, в котором он ввёл понятия, широко вошедшие в научный язык: «парадигма», «научное сообщество», «нормальная наука» (на русском языке эта работа издавалась дважды в 1975 г. и 1977 г.).

Агацци Эвандро родился в 1934 г., итальянский философ и логик. Работал в Пизанском, Миланском и Генуэзском университетах, профессор Фрейбургского университета в Швейцарии. Он развивает концепцию научной объективности, подчеркивающую интерсубъективный характер научного знания и принципиальную способность каждого субъекта проверять высказывания, конструируемые другими субъектами.

Главной проблемой постпозитивизма является развитие, динамика научного знания. Представителей постпозитивизма, прежде всего, интересуют социокультурная детерминация научного знания, возникновения новых теорий, их принятие сообществом учёных, критерии сравнения и выбора конкурирующих научных концепций.

Постпозитивисты заявляют о взаимопроникновении эмпирического и теоретического знания. Они утверждают, что влияние теории на эмпирию весьма значительно. Для установления фактов требуется теория, поэтому факты в определённой мере зависят от теории или даже определяются ею.

Представители постпозитивизма стремятся опереться на историю науки. Они прибегают к истории возникновения, развития и смены научных теорий, широко привлекают для своего анализа данные математики, физики, биологии, кибернетики, медицины.

Определённой особенностью многих постпозитивистских взглядов и теоретических построений является отказ от обобщения ранее наработанных в науке положений. Постпозитивисты утверждают, что в истории науки неизбежны научные преобразования. В результате революций в науке происходит пересмотр ранее признанного и обоснование нового знания, причём как теоретического, так и методологического. Этот процесс получил название «смены научных парадигм» .

Постпозитивизм отказывается проводить жёсткие границы между научным знанием и философией. Он признает осмысленность философских положений и принципиальную неустранимость их из науки. Отдельные представители постпозитивизма просто отказываются видеть какое-либо различие между наукой, философией и мифом.

Показательным для постпозитивизма является также признание им обусловленности науки общественными факторами.

Поэтому можно сделать вывод, что постпозитивизм, хотя и отличается от предшествующих ему логических позитивистских построений, всё же по ряду основных положений сохраняет их единую связь.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой