Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Сущность человека, как единство биологического, социального и духовного

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На первом месте в этом ряду — экономические меры. Общее и личностное развитие человека должно быть востребовано обществом, выгодно и обществу и самому индивиду. Это станет возможным только в случае реального, деятельного привлечения трудящихся к управлению производством, экономикой, обществом в целом (что касается «нетрудящихся» то возможности их общего и личностного развития сильно ограничены… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Проблема человека в истории философской мысли
    • 1. 1. Развитие антропологических представлений в философии прошлого
    • 1. 2. Анализ современного состояния проблемы человека
  • Глава II. Структурный анализ сущностных проявлений человека
    • 2. 1. Синтетический характер сущности человека
    • 2. 2. Биологическая составляющая сущности человека
    • 2. 3. Социальный аспект личности человека
    • 2. 4. Духовный аспект личности человека

Сущность человека, как единство биологического, социального и духовного (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Изучение проблемы природы и сущности человека обусловлено тем, что развитие мирового сообщества, в том числе и России, постоянно ставит перед человечеством новые проблемы, многие из которых имеют глобальный характер и угрожают самому существованию людей. Сегодня, когда человечество вступило в третье тысячелетие с грузом нерешенных проблем, многие исследователи полагают, что человечество не сможет решить свои насущные проблемы, не разобравшись предварительно в самом себе, в своей сущности и предназначении.

Думается, что изучение природы и сущности человека имеет, не только абстрактно-теоретический, но и конкретно-практический характер. Многие проблемы являются результатом недостаточного осознания человеком цели и смысла своего существования, недостаточно продуманной ценностной ориентации, подмены истинных потребностей ложными. Адекватное понимание сущности человека может внести определенный вклад в их решение.

В философской науке человек трактуется с различных позиций, часто оппозиционных друг другу. Путь к истине предполагает анализ различных концепций и использование тех достижений, которые содержатся в каждой из них. Эффективное решение многих более частных проблем, в том числе и таких злободневных, с которыми связано само дальнейшее существование человечества, его выживание и развитие, невозможно в отрыве от осмысления природы и сущности человека. Их решение во многом зависит от того, как понимать природу и сущность человека, смысл, цель и предназначение его жизни.

Степень научной разработанности проблемы. Проблема анализа сущности человека затрагивается, в той или иной степени, в большинстве философских работ, начиная с древности (Египет, Вавилон, Китай, Индия, античность) до наших дней. Эта проблема исследовалась в средние века, эпоху Возрождения, Новое время. Большой вклад в изучение этой проблемы внесла немецкая классическая философия: И. Кант, И. Г. Фихте, И. В. Гете,.

И.Г. Гердер, Ф.В. Й. Шеллинг, Г. В. Ф. Гегель, JI. Фейербах. В послеклассической европейской философии данная проблема получила новое развитие в трудах С. Кьеркегора, Ф. Ницше, Э. Гуссерля, 3. Фрейда, Э. Фромма, К. Юнга, Ж.-П. Сартра, М. Хайдеггера, X. Плеснера, М. Шелера, Г. Маркузе, Ж. Дерриды, М. Фуко.

К. Маркс и Ф. Энгельс раскрыли социальную детерминированность человека, и подошли к объяснению природного и социального в человеке на основе принципов диалектико-материалистического монизма.

Большое внимание антропологической проблематике всегда уделяла российская философия. Революционные демократы, религиозно ориентированные философы, космисты, толстовцы и другие по-разному подходили к осмыслению и изучению этой проблемы, но выводы, полученные в результате различных исследований, представляют несомненные интерес и ценность.

Советская философия подходила к изучению человека на основе общих принципов диалектического материализма.

Методологический базис исследования человека и его сущности представлен в работах К.А. Абульхановой-Славской, С. С. Батенина, И. В. Бычко, Б. Т. Григорьяна, Ю. Н. Давыдова, В. Е. Давыдовича, В. Е. Малюгина, А. Г. Мысливченко, М. И. Петросян, В. Ф. Сержантова.

Значительное развитие получило научное осмысление таких проблем как деятельностный и культурный аспекты природы и сущности человека в работах Б. А. Вороновича, A.M. Гендина, М. С. Когана, А. Н. Леонтьева, А. П. Огурцова, К. Н. Трубникова, А. И. Яценко.

Была всесторонне разработана проблема взаимоотношения сознания и самосознания, в частности, в работах B.C. Библера, Д. И. Дубровского, Э. В. Ильенкова, М. К. Мамардашвили, Ф. Т. Михайлова, А. Г. Спиркина, В. П. Тугаринова.

Социальный аспект природы и сущности человека раскрывается в работах B.C. Барулина, В. Ж. Келле, М. Я. Ковальзона, В. М. Межуева, Ю. К. Плетникова, Л. К. Уледова.

Большой вклад в изучение связи жизнедеятельности человека с сущностными проявлениями индивида внесли К.А. Абульханова-Славская, 5.

Г. С. Арефьева, Л. П. Буева, М. С. Каган, A.M. Ковалев, И. С. Кон, И. Н. Сиземская, Л. П. Станкевич.

Взаимодействие биологического и социального в человеке всесторонне изучали Б. Г. Ананьев, Л. С. Выгодский, Н. П. Дубинин, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, Б. Д. Парыгин, Б. Ф. Поршнев, С. Л. Рубинштейн, И. Т. Фролов, Г. Х. Шингаров, Г. А. Югай.

С идеалистических, позитивистских, феноменологических, экзистенциалистских, религиозных позиций человека рассматривают В. Д. Губин, П. С. Гуревич, В. А. Подорога, B.C. Поликарпов, Ю. М. Федоров и другие исследователи.

Более подробно развитие антропологических представлений в истории философской мысли и наш анализ различных концепций природы и сущности человека дается в первой главе исследования. Используя эти представления, мы развиваем некоторые из них, и рассматриваем недостаточно изученные аспекты проблемы человека.

Объектом диссертационного исследования является человек в целом, во всех его аспектах и проявлениях.

Предметом исследования выступает сущность человека, рассматриваемая с позиций единства биологического, социального и духовного. Цели и задачи исследования.

Целью нашего исследования является целостное рассмотрение человека, структурный анализ его сущностных проявлений. Исходя из цели, задачи нашего исследования заключаются в следующем:

1. Проследить развитие основных представлений о сущности человека в истории философской мысли.

2. Проанализировать современное состояние проблемы сущности человека, выделить достижения, достоинства, рациональные зерна той или иной концепции.

3. Выявить синтетический характер сущности человека, как единства биологического, социального и духовного, каждую из этих сторон рассмотреть подробно.

4. Раскрыть сущность человека со стороны его биологических проявлений, показать влияние биологического на социальные и духовные качества человека.

5. Проанализировать различные подходы к пониманию и определению личности, вывести на их основе трактовку личности как неразрывной связи двух аспектов — социального и духовного на материальной основе биологического.

6. Показать влияние социального аспекта личности на ее духовный аспект, взаимосвязь этих аспектов, но в тоже время их относительное отличие.

7. Продолжить работу по созданию единого человекознания и человековедения, целостного знания о человеке, обобщающего современные данные различных наук.

Методологическая основа исследования. Основным методологическим императивом нашего исследования являются принципы диалектико-материалистического мировоззрения, с позиций которого применяются методы системного подхода и системного анализа, используются достижения кибернетики и синергетики. Кибернетический подход используется, в частности, для анализа значения процессов управления в человеческой жизнедеятельности. Синергетическая методология применяется для анализа соотношения случайного и закономерного, хаотичного и упорядоченного в развитии человека как биологического организма, члена общества и мыслящего существа.

В методологическом плане используются некоторые плодотворные подходы, развитые в русле философской антропологии, экзистенциализма, феноменологии.

К достижениям философской антропологии можно отнести: глубину и ясность теоретического, рационального анализа специфических особенностей человеческой сферы бытия, рассмотрение человека как целостного явления, стремление переработать и истолковать многообразные предметные знания о человеке, полученные отдельными, конкретными науками, дать структурный анализ взаимоотношений человека с окружающим миром, создать комплексное человекознание и человековедение, обобщив на единой методологической основе, все науки, занятые изучением человека.

Методологически плодотворной является тенденция к различению в человеке нескольких слоев, характерная для экзистенциализма, хотя конкретно называемые в качестве таких слоев — природный (биологически-физиологический и психологический), социальный, духовный и экзистенциальный — нуждаются в переосмыслении. 7.

Весьма ценны методы феноменологии — редукция и рефлексия, исследующие глубинные основания человека, его психики, личности, культуры.

Таким образом, методологическая база нашего исследования, широка и многообразна, но, чтобы не впасть в эклектику, придать нашему исследованию целостность и логичность, мы стремились трактовать и использовать все частные методологические приемы с общих позиций и принципов диалектико-материалистического мировоззрения.

Научная новизна работы.

1. Доказывается, что природа человека — необходимые и достаточные условия (естественные (первая природа) и искусственные (вторая природа)) его существования и становления как человека, при этом подчеркивается, что природа человека не «вне» и не «внутри» него, а являет собой диалектическое единство внешнего (без чего человек не может существовать) и внутреннего.

2. Обосновывается необходимость различения понятий «природа» и «сущность» человекасущность это совокупность тех основных качеств и свойств, которые делают данный объект (человека) именно этим, а не другим объектом (делают человека человеком) — при сведении всех этих качеств в определенную систему получаются три сущностные стороны человека, в единстве составляющие его сущность: биологическая (животная), социальная (гражданская) и духовная (ментально-эмоциональная).

3. Кроме биологического и социального специально выделяется духовный аспект человека, который неправомерно рассматривать лишь как продукт и проявление биологического и социального.

4. Личность человека рассматривается как единство двух, неразрывно связанных, но различных аспектов — социальности (что проявляется в общественных связях и поведении) и духовности (относительно самостоятельной сферы духа, психики), которая не всегда и не полностью проявляется внешне, а имеет свое собственное ментально-эмоциональное бытйе.

5. Для различения этих двух аспектов личности (и одновременно двух сторон сущности человека в целом) мы условно назвали бы социальный аспект 8 гражданственностью", а его носителя — «гражданином» и специально выделили бы духовный, ментально-эмоциональный аспект.

6. При анализе ментально-эмоциональной стороны личности описываются такие её структурные составляющие как: 1) познающая сторона человеческой психики (сознание), 2) эмоциональная сторона человеческой психики (душа в нашей терминологии) и 3) активно-творческая сторона человеческой психики (дух (в узком смысле) в нашей терминологии) — обосновываются их различие и несводимость друг к другу, и, в тоже время, раскрываются их взаимное влияние и взаимообусловленность.

7. Предпринимается попытка обобщить различные подходы к рассмотрению личности, особенно философский и психологический, и придать им новое содержание в связи с предложенным пониманием личноститому, что традиционно называется личностью в философии и социологии больше соответствует термин «гражданин», а тому, что называется личностью в психологии, соответствует термин «индивидуальность», личность же, в данном понимании, это совокупность того и другого.

8. Выделение трех, а не двух (биологического и социального) аспектов сущности человека, может послужить базой для создания комплексного человекознания и человековедения, для сведения всех наук, изучающих человека: естественных (биологическая сторона), социальных (социальная сторона) и психологических (духовная сторона) в единое целое.

На защиту выносятся следующие положения.

1. Природа человека — необходимые и достаточные биосоциальные условия его существования, становления и развития.

2. Сущность человека — совокупность главных, основных качеств и свойств, отличающих человека от «не-человека»: биологических, социальных и духовных.

3. Личность человека имеет два аспекта: социальный и духовный.

4. Духовный аспект — совокупность биосоциально обусловленных психических качеств человека, отличающих его психику от психики высших животных, — сознания (познающая сфера психики), души (чувственно-эмоциональная сфера) и духа (активно-творческая, деятельностно-волевая сфера).

5. Сознание, душа и дух являются относительно самостоятельными, не сводимыми друг к другу, хотя и взаимосвязанными сферами человеческой психики.

6. Творческие проявления человека, являющиеся важной составной частью его сущностной стороны — личности, возможны, в первую очередь, потому, что у человека существует активно-творческая сторона психики — духспособность к проявлениям творческой активностиэто сторона реализуется в процессе социального бытия человека и предметно-трудовой деятельности, а развивается в онтогенетическом плане — в процессах социализации и аккультурации, и в филогенетическом плане — в процессе трансформации приспособительной активности в преобразовательную.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Полученные теоретико-методологические результаты позволяют более адекватно осмыслить природу и сущность человека, разработать необходимые меры, в том числе и педагогического характера, направленные на приближение человека к его идеалу и на более полную реализацию его сущностных сил. В исследовании содержатся конкретные рекомендации: психолого-педагогического, социологического, экономического, политического характера, направленные на оптимизацию и совершенствование человека и общества.

Практическое значение диссертации заключается в том, что выдвигаемые здесь теоретические положения могут использоваться для разработки комплекса мер, направленных на формирование всесторонне, гармонично развитого человека, который сможет решить сложные проблемы, стоящие перед современным человечеством и самим человеком.

Научная значимость темы заключается в том, что анализируется и обобщается большой материал, накопленный в этой области, в том числе за последние годы, делаются определенные теоретические выводы, закладываются основы для последующих исследований, готовящих почву для формирования единого человековедения.

Разработанные в данной диссертации теоретические положения могут быть использованы при преподавании общих курсов философии, социальной философии, философии истории, философской антропологии, этики, эстетики, в создании спецкурсов «человек в его историческом развитии», «человек и его внутренний и духовный мир» и др.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Как мы видели, несмотря на обилие литературы по этой теме и на то, что эта проблема исследуется уже давно, вопрос о природе и сущности человека, о взаимодействии его различных сторон и составляющих пока еще не получил своего окончательного разрешения. Некоторые авторы настаивают на «вечности» (т.е. имплицитно на неразрешимости) этого вопроса, а иные отрицают саму возможность научного объяснения того, что же такое человек и в чем его природа и сущность.

Тем не менее, мы попытались дать на этот и сопутствующие ему вопросы как можно более научный, четкий, ясный и однозначный ответ. Хотя до полного решения проблемы еще далеко. Мы только наметили новые направления исследований в этой области, поставили новые вопросы, новые цели и задачи, высказали ряд гипотез, большинство из которых нуждаются в дополнении и уточнении, в дальнейшей разработке и детализации.

Так, например, мы предлагаем выделить внутри философской антропологии ряд поддисциплин, прежде всего, — социально-философскую антропологию (уже предположено B.C. Барулиным) и психолого-философскую (впервые предложено нами). Последняя должна изучать психологические, духовно-личностные особенности человека. Нуждается в дальнейшем осмыслении вопрос о соотношении личностных и социальных ролей человека. Темой историко-социологического исследования могло бы послужить то, что и как принималось в качестве идеала для формирования социальных, гражданских качеств индивида в разные исторические эпохи в разных странах и у разных народов и как конкретно коррелировал (взаимоотносился) этот идеал с реальными гражданскими и социальными качествами реальных, эмпирических индивидов.

Недостаточно исследован вопрос о взаимоотношении индивидуалистической и коллективистской этики и, о двух путях их примирения: эклектическом (на наш взгляд, бесперспективном) и диалектическом (объединяющим интересы индивида и общества на единой основе, на основе необходимости стремления к совпадению интересов индивида, коллектива и общества в целом). Незавершена дискуссия о неизбежности, необходимости, целесообразности и полезности построения однородного (в национальном, классово-социальном и всех прочих планах) общества (коммунизма). Думается, что эта дискуссия должна выйти на новый уровень. С нашей точки зрения построение такого общества необходимо, альтернативой является только глобальное самоуничтожение человечества.

Недостаточно исследован вопрос о том, каковы роль и значение в духовной жизни общества индивидуального, личностного сознания и его особенностей, вкупе с остальными особенностями личности, а также момент диалектического взаимоперехода социального в духовное и духовного в социальное. Далеко не исследованный пласт представляет собой вопрос: как и каким образом, в силу чего, возникая и развиваясь в процессах социогенеза и социализации — духовность человека приобретает относительную самостоятельность не только от биологической, но и от социальной составляющей человека? Нуждается в дополнительном исследовании и вопрос о соотношении в человеческой психике сверхсознательного, сознательного, подсознательного и бессознательного (а также, возможно, досознательного, надсознательного и некоторых других) уровней.

Вместе с тем мы попытались заложить основы нового подхода к пониманию природы и сущности человека, подхода — который может быть использован, в том числе и как общеметодологическая база для дальнейших исследований в этой области, для дальнейшего углубленного изучения человека (в т.ч. и для решения тех вопросов, которые мы только подняли в данной диссертации и для проверки тех гипотез, которые мы высказали), для создания комплексного человековедения (человекознания) — гуманологии. Сущность этого подхода состоит в следующем.

Во-первых, мы разделяем понятия «природа» и «сущность» человека. Природа человека — это необходимые и достаточные условия его существования, становления и развития, т. е., те условия, без которых человек не может оставаться самим собой, без которых он распадается и погибает. К таким условиям мы относим не только физические, химические и биологические условия (пища, вода, воздух, благоприятный температурный режим и т. п., а также его собственное биологическое тело, живое и здоровое), но и социальные, связанные с его социализацией и аккультурацией. Вне.

178 последних условий человек вполне может жить, как биологическое существо, но не может полноценно существовать, ибо это будет не человек в подлинном смысле слова и не вполне человеческое существование (пример, т.н. детей -«Маугли» наглядное тому подтверждение). И в связи с этим возникает вопрос, что считать собственно человеческим существованием? Поскольку существует сущность и существование есть существование сущности, то вопрос можно трансформировать следующим образом: что есть сущность человека?

Сущность человека, в нашем понимании, это то, что отличает его от других предметов и явлений (от «не — человека») и, в том числе, от других животных, а так же от гипотетических инопланетян — гуманоидов. Сущность человека в том, что он является неразрывной совокупностью трех взаимообусловленных сторон (составляющих): биологической, социальной и духовной. Каждая из них, в свою очередь (особенно последняя), имеет свою сложноорганизованную структуру.

Во-вторых, говоря о сущности человека, наибольшее внимание мы уделили конкретному анализу ее различных сторон и составляющих. Признавая важность комплексного изучения человека в его единстве и неразрывности, мы, вместе с тем, настаиваем на том, что синтез в данной области невозможен без предварительного глубокого анализа. Только после подробного анализа человеческой сущности можно осуществлять синтез: рассматривать взаимодействие и взаимное влияние разных составляющих друг на друга, то есть рассматривать человека в комплексе, в единстве.

Полемизируя с широко распространенной биосоциальной (социобиологической) трактовкой сущности человека, а также со всеми прочими трактовками, мы предлагаем собственное видение проблемы. Последовательно анализируя биологическую, социальную и духовную стороны человека, мы приходим к выводу о недопустимости растворения последней в первых двух, сведения ее к сложному пересечению биологического и социального, а также прямого отождествления с социальной. Мы склонны рассматривать духовность человека как его внутренний духовный мир, как его самость, его «Я», которая хотя и детерминирована его биологической и социальной составляющими, но не сводима к ним и относительно независима от них.

Подобно тому, как сам человек имеет три составляющие (биологическую, социальную и духовную), так и его духовность рассматривается нами как совокупность трех сторон постигающей, реагирующей (чувственно-эмоциональной) и активно-творческой (деятельностно-волевой). Если первая составляющая получила общераспространенное наименование — сознание, -то для обозначения двух других специальных терминов не используется (во многом потому, что и само их выделение в качестве особых, самостоятельных частей психики, четко не прослеживается в специальной литературе посвященной этому вопросу). Мы предлагаем придать новое значение двум хорошо известным терминам, и называем реагирующую, чувственно-эмоциональную сторону человеческой психики — душой, а ее активно-творческую, деятельностно-волевую сторону — духом. Таким образом, духовность (в широком смысле) это сознание + душа + дух (в узком смысле).

Анализируем мы также и отдельные составляющие личности, ее духовности и, шире, психики человека, пытаемся проследить их генезис как в филотак и в онтогенетическом плане. Становление и развитие всех трех сторон человеческой духовности мы связываем с взаимоотношением человека с окружающим миром (природой, обществом, другими людьми), в особенности в процессе предметной, трудовой деятельности, а также с взаимоотношением его с самим собой (внутренняя диалогичность сознания и, шире, личности вообще). При этом мы отмечаем, что в психике человека есть и дочеловеческие (общеживотные) уровни психики, но личностью и человеком его делают как раз наличие сознания, души и духа.

Анализируя сопоставимость, взаимосовместимость нашей теории личности с другими, уже существующими в психологии, философии и других науках, в частности, с широко распространенной фрейдистской трактовкой структуры психики как состоящей из трех уровней «Оно» («Id»), «Я» («Ego») и «Сверх — Я» («Super Ego») мы приходим к следующим выводам.

Во-первых, тому, что традиционно понимается под личностью в философии, социологии, а также в психологии, в нашем понимании больше соответствуют термины «гражданин» и «индивидуальность» («личностная индивидуальность»). Гражданин — член общества, лицо, включенное в систему общественных отношений и связей, совокупность социальных свойств, качеств и отношений человека. Индивидуальность — мера непохожести одного индивида на остальных, мера, выделяющая его из общей массы. Личностная индивидуальность — мера непохожести одной личности на другую — многомерная и многоуровневая система психологических характеристик индивида, которые обеспечивают его индивидуальное своеобразие, временную и ситуативную устойчивость его поведения.

Во-вторых, (соответственно вышесказанному), все психологические теории личности, по сути, являются теориями психологической индивидуальности человека, теориями, объясняющими разнообразие, своеобразие и неповторимость конкретных психических проявлений человека. Но при этом в стороне остается вопрос: как вообще возможны психические проявления человека, как возможны его индивидуальные психологические отличия и от себе подобных и от других животных? «Наука о личностиперсонология (от англ. personality — личность, индивидуальность) — эта дисциплина, стремящаяся заложить фундамент для лучшего понимания человеческой индивидуальности путем использования разнообразных исследовательских стратегий» (246, с. 21). Это все хорошо и, безусловно, полезно и нужно, но, таким образом, персонологию правильнее назвать наукой об индивидуальности, теорией индивидуальности, а где же теория личности?

Под личностью мы понимаем одно из общеродовых качеств, свойств человека, его общеродовую характеристику (все, без исключения, люди — личности, несмотря на их индивидуальные, в т. ч. — индивидуально-личностные различия) заключающуюся в наличии у каждого человека двух аспектов: социальности и духовности. Последняя может рассматриваться как совокупность сознания, души и духа. Теория личности, таким образом, должна быть теорией происхождения, становления, развития и функционирования этих трех составляющих. Мы попытались заложить основы такой теории, путем нахождения объективных критериев для, с одной стороны, анализа этих трех составляющих и, с другой стороны, для их синтеза в единое целое — личность, ее духовный аспект.

В-третьих, размышляя о фрейдистской трактовке структуры психики (бессознательное, сознательное, сверхсознательное) и ее различных модификациях (выделяющих и рассматривающих отдельно подсознательное, надсознательное, досознательное и т. д.) мы приходим к выводу, что часть описываемых явлений действительно имеют место быть и это никак не противоречит нашему пониманию человеческой психики как совокупности дочеловеческих уровней психики и собственно-человеческих (сознание, душа, дух), а при определенных уточнениях вполне коррелируют с ней. Сознание, душу и дух мы рассматриваем как вертикальные слои человеческой психики, каждый из которых (а значит и все психическое в целом) делится, в свою очередь, на три горизонтальных уровня: сознательный, подсознательный и бессознательный.

Сознательный уровень — это психические процессы и явления природа и сущность, которых хорошо осознаются самим индивидом. Подсознательный уровень (он же досознательный, он же надсознательный, что, на наш взгляд, одно и тоже) — это психические процессы и явления, которые не сознаются индивидом, но вполне могут быть осознаны при должном усилии (например, при концентрации внимания на них) не требующем применения специальной техники (например, психоанализа). Бессознательный уровень — это психические процессы и явления, которые не сознаются индивидом и не могут быть им осознаны без применения специальных техник.

Вместе с тем, взгляд на бессознательное, как на область психики, принципиально недоступную сознанию представляется нам спорным, так как подразумевает некий разрыв между сознанием и бессознательными уровнями психики. Рассматривая психику (и ее составную часть — духовность личности) человека как взаимосвязанную систему, мы отрицаем существование разрыва, а значит и существование принципиально несознаваемых уровней психики. Разная степень осознавания различных уровней психики зависит от характера связей внутри данной системы: непосредственно связанное с сознанием осознается легче, а опосредованно связанное — труднее. Чем больше степень опосредования — тем труднее осознавание. Что касается сверхсознательного уровня психики («Сверх — Я»), то он, на наш взгляд, безусловно, существует, но не может рассматриваться отдельно от сознательного, т.к. может быть отождествлен с общественным сознанием как таковым, а поскольку общественное и индивидуальное сознание две стороны одного явления, постольку «Сверх — Я» входит в структуру общества, отражаясь в психике индивида посредством осознавания его существования и значимости.

Сравнивая индивидуальные различия разных людей (в т.ч. личностно-индивидуальные) мы приходим к выводу об обоснованности рассмотрения этих различий в сравнительно-количественном аспекте: развитая личностьнеразвитая личностьнастоящий человек — ненастоящий человексознательный — несознательныйдушевный — бездушныйдуховныйбездуховный и т. д. Отсюда вопрос: неизбежно ли существование людей с низким уровнем развития сознания и мышления, души и духа, социальных проявлений и биологических качеств?

Некоторые исследователи связывают это с самой природой человека, настаивая на том, что так проявляет себя общемировой закон неравномерного развития отдельных особей, их индивидуального различия. Не отрицая в целом существования индивидуальных различий и признавая не только объективную основу и неизбежность, но и полезность, ценность их существования, мы, тем не менее, настаиваем на том, что различия должны быть (в идеале) вариативными, рядоположенными, но отнюдь не количественными, степенными. Что касается степенных, количественных различий, то их существование объясняется нами как социальными, так и собственно личностными факторами, но все эти факторы носят приходящий, временный характер и могут быть преодолены в результате применения комплексных мер — экономических, политических, педагогических и прочих, — направленных на повышение общего и личностного (в том числе, сознательного, душевного и духовного) уровней развития человека, на формирование всесторонне, гармонично развитого человека (личности).

Отсюда следуют и перспективы развития данной темы и в общетеоретическом и в практическом планах. Помимо уже упомянутых вопросов, направлений, гипотез, которые мы сумели только поднять, но не решить в рамках данного исследования (а значит необходимость их решения должна послужить основой для последующих работ в этой области), данное исследование содержит и уже готовые рецепты и рекомендации. Например, не отрицая необходимости комплексного, всестороннего, системного исследования человека, мы, вместе с тем, полагаем, что подлинная комплексность, подлинный синтез всех знаний о человеке возможен только после тщательного и подробного анализа всех его сторон и составляющих. Такой анализ мы попытались проделать в данной диссертации.

Подчеркивая взаимосвязь и взаимообусловленность всех трех составляющих человека и его личности, мы полагаем, что более ясного и четкого понимания человека и всех его конкретных проявлений, сторон, свойств, качеств и тенденций развития мы сможем добиться только тогда, когда в каждом конкретном проявлении человека будем рассматривать взаимосвязь его биологической, социальной и духовной сторон, а в каждом конкретном проявлении личности — взаимосвязь сознательного, душевного и духовного слоев. Так, практика психоанализа может существенно обогатиться за счет выделения, прояснения и изучения подсознательного и бессознательного не вообще в психике человека, а, более конкретно, в его сознании (постижении действительности), душе (чувственно-эмоциональном реагировании), духе (активно-творческом, деятельностно-волевом компоненте).

Рассматривая самого человека как совокупность природных (наследственных), социальных (усвоенных в процессе социализации) и собственно духовных (т.е. саморазвитых, самовоспитанных, самопрограммируемых) факторов, а также вычленяя в каждом его проявлении, поступке или действии, то, что обусловлено его природностью (биологией), его социальностью (детерминирующим влиянием общества, социума), и его духовностью (сознательностью, эмоциональностью, творческой и прочей активностью, а также волей) мы, тем самым, сможем глубже, полнее и лучше понять и самого человека и все его конкретные проявления и поступки.

Необходимо не только понимать и изучать (человекознание), но и развивать, направлять человека, способствовать его дальнейшему улучшению и развитию (человековедение). Для этого, как мы уже отмечали, необходимы комплексные меры по его совершенствованию и развитию, особенно в личностном плане. Эти меры смогут быть более эффективными только в том случае если они будут направлены на комплексное развитие человека и его личности, на развитие его биологической и социальной составляющих, а также на развитие его сознания, души и духа.

На первом месте в этом ряду — экономические меры. Общее и личностное развитие человека должно быть востребовано обществом, выгодно и обществу и самому индивиду. Это станет возможным только в случае реального, деятельного привлечения трудящихся к управлению производством, экономикой, обществом в целом (что касается «нетрудящихся» то возможности их общего и личностного развития сильно ограничены до тех пор, пока они «нетрудящиеся»). Причем привлечение к управлению обществом должного начинаться именно с его основы, с управления своим участком производства (предприятием), а не с формальной и неэффективной представительной демократии. Привлечением трудящихся к управлению производством, а через него и обществом, а также обеспечением эффективности этого привлечения и защитой его от посягательств со стороны других структур (например, бюрократической системы, номенклатуры или предпринимателей — капиталистов) могли бы заняться, например, обновленные профсоюзы, которые, тем самым выполнили бы свою первую и основную функцию — защиту интересов трудящихся, — и могли бы стать «школой общего и личностного развития трудящихся».

Следом за экономическими должны идти политические меры. Политика должна включить в свою преамбулу общее и личностное развитие граждан, обеспечить им для этого все необходимые условия. Представительная демократия должна эволюционировать в сторону более реальнойпартиципаторной демократии.

Особо следует выделить педагогические меры. Конечно, при отсутствии экономических, политических и прочих — педагогические отнюдь не панацея, но, в тоже время, без педагогических, образовательных мер не воспитать всесторонне, гармонично развитого человека и личность. Следует образовывать и биологическую сторону человека (его здоровье, долголетие, физическое совершенство), и социальную (моральность, нравственность, коллективизм, ответственность перед обществом и другими людьми и т. п.) и духовную (сознание, душу и дух). Причем если по развитию сознания и мышления кое-что наработано, то специальным развитием души и духа, творческих задатков и способностей человека практически никто не занимался и не занимается.

Следует подчеркнуть роль философии, в общем и личностном развитии человека. Философия указывает пути и методы этого развития, обосновывает его полезность и значимость, дает конкретные советы и рекомендации по его использованию и применению. Философия должна найти мировоззрение, способное спасти от гибели людей, для которых дороги ценности выходящие за рамки удовлетворения животных потребностей (JI.H. Уайтхед). Наконец философия в союзе с психологией и психиатрией должна помогать лечить и корректировать не просто психику человека, но именно его сознание, душу и дух, рационально-практическим способом соединив человека с миром.

И, наконец, завершив анализ всех сторон и составляющих человека и его личности, можно переходить к их синтезу на новой основе. Необходимо завершить создание комплексного человекознания и человековедения (о чем мечтали еще М. Шелер, Г. Плеснер и др.) — гуманологии, синтезирующей естественно-научный, социальный и психологический подходы к изучению человека. Необходимость подобного синтеза и интеграции всех знаний о человеке и всех областей его изучения назрела и является насущной необходимостью. Частными науками наработан обширный материал описания и изучения человека, но человек до сих пор остается непонятым и непознанным во многом из-за разрозненности, разорванности областей его изучения. И здесь снова следует сказать об интегрирующей роли философии в деле обобщения частнонаучного знания и в создании комплексного человековедения. Конечно, сама по себе философская антропология вряд ли способна заменить гуманологию, точно так же как социальная философия не в состоянии заменить социологию. Но точно так же как социологии не обойтись без общеметодологических рекомендаций социальной философии, так и гуманологии не обойтись без философской антропологии и философии.

В данном исследовании мы старались показать неправомерность как через чур зауженного понимания философского аспекта изучения человека (отделение «собственно философского» от всего остального на практике нередко приводит к игнорированию всего многообразия конкретных свойств и проявлений человека), так и через чур расширенного (растворяющего собственно философское изучение человека в механистической совокупности всех прочих). Истина — посередине: философский аспект изучения человека должен существовать «единораздельно» со всеми прочими — философия должна обобщать и интегрировать частнонаучное значение о человеке, делать из него выводы и давать практические рекомендации. Что мы и постарались сделать в данной работе.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Диалектика человеческой жизни. — М., Мысль, 1977.-224 с.
  2. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М., Мысль, 1991. — 299 с.
  3. Августин Блаженный. Об истинной религии. Теологический трактат. -Минск, Харвест, 1999. 1598 с.
  4. Августин Блаженный. Творения.-М., Православный паломник, 1997.-227 с.
  5. А. Понять природу человека. СПб., Академический проект, 2000. -255 с.
  6. Т.А., Хаскин В. В. Экология: Учеб. для вузов М., ЮНИТИ, 1998. — 455 с.
  7. Т.А., Донченко А. П. Нравственный смысл жизни в аспекте личностного времени //Философ, науки. -1985. № 3. — С. 43−52.
  8. Ю.И. Психофизиологическое значение активности центр, и перифер. нейронов в поведении. М., Наука, 1989. — 206 с.
  9. В.П. Становление человеч. общества. М., Наука, 1984. — 236 с. Ю. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. — М., Наука, 1977.-286 с.
  10. П.Анохин П. К. Философские аспекты теории функциональной системы. Избр. тр. М., Наука, 1978. — 400 с.
  11. Антология кинизма. Фрагменты сочинений кинических мыслителей: Сб. М., Наука, 1984. — 398 с.
  12. Антология мировой философии: В 4-х т. Т. 1- М., Мысль, 1969. — 936 с.
  13. Антология мировой философии: В 4-х т. Т. 2. — М., Мысль, 1970. — 776 с.
  14. Антология мировой философии: В 4-х т. Т. 3. — М., Мысль, 1971. — 760 с.
  15. Антология мировой философии: В 4-х. т. -Т. 4. М., Мысль, 1972. — 708 с.
  16. Л.И. Архетипическая теория развития личности Карла Густава Юнга //Психол. журнал. 2000. — № 3 — С. 10 — 19.
  17. Г. С. Социальная активность (проблема субъекта и объекта в социальной практике и познании) М., Политиздат, 1974. — 230 с.
  18. Аристотель. О душе //Аристотель. Сочинения: В 4-х т. Т. 1. — М., Мысль, 1975.- С. 369−450.
  19. Р. Мнимый марксизм. М., Прогресс, 1993. — 382 с.
  20. С. Тайны мозга. Как развить свои умственные способности. СПб., Питер Пресс, 1997. — 153 с.
  21. B.C. Социальная философия: Учеб. М., ФАИР- ПРЕСС, 1999. -560 с. 23 .Батенин С. С. Человек в его истории. Л., Изд-во Лен. ун-та, 1976. — 296 с.
  22. Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., Наука, 1990. -220 с.
  23. Н.А. Проблема человека //Путь. Париж. — 1936 — № 50 — С.7−24.
  24. Н.А. О назначении человека: Сб. М., Республика, 1993. — 382 с.
  25. Н.А. О русской философии: В 2-х ч. 4,1. — Свердловск, Изд-во Урал, ун-та, 1991. — 287 с.
  26. Н.А. О русской философии: В 2-х ч. 4.2. — Свердловск, Изд-во Урал, ун-та, 1991.-238 с.
  27. Н.А. Судьба России: Опыты по психологии войны и национальности. М., Мысль, 1990. — 205 с.
  28. Н.А. Философия свободы, смысл творчества. М., Правда, 1989. -607с.
  29. Н.М. Проблема человека в трудах К. Маркса. М., Высшая школа, 1981. — 111с.
  30. B.C. Нравственность. Культура. Современность: Философские размышления о жизн. пробл. М., Знание, 1990. — 62 с.
  31. Е.П. Тайная доктрина: Синтез науки, религии и философии: В 2-х т. Т. 1−2. М., ЭКСМО — Пресс- Харьков: Фолио, 2000.
  32. Боград-Левин Г. М. Древнеиндийская цивилизация. Философия, наука, религия. М., Наука 1980. — 249 с.
  33. А.В., Грехнев B.C., Добрынина В. И. Основы философскихIзнаний М., Общество «Знание» России, 1995. — 256 с.
  34. М. Я и ты. М., Высш. школа, 1993. — 175 с.
  35. Л.П. Социальная среда и сознание личности. -М., МГУ, 1968. -267с.
  36. Л.П. Человек: Деятельность и общение. М., Мысль, 1978. — 216 с.
  37. Л.П. Человеч. жизнь в социокультурном контексте //Совещание по философ, пробл. соврем, медицины: Сб. материалов. -М., 1997.
  38. С.Н. Два града: Исследования о природе общественных идеалов. СПб,. Изд-во русского Христианского гуманит. ин-та, 1997 — 587 с.
  39. И.В. В лабиринтах свободы. М., Политиздат, 1976. — 159 с.
  40. И.В. Познание и свобода. М., Политиздат, 1969. — 215 с.
  41. Ф.Е. Психология переживания. М., МГУ, 1984. — 200 с.
  42. Введение в философию: в 2-х т. /Под ред. И. Т. Фролова. Т. 2 -М., Политиздат, 1989. — 639 с.
  43. М. О некоторых категориях «понимающей» социологии //Вебер М. Избр. произв. М., Прогресс, 1990. — С. 495 — 546.
  44. И.Ф. Бытие человека: Деятельность и смысл. Рига, Зинатне, 1987.-212 с.
  45. В.К. Психологические механизмы мотивации человека, М., МГУ, 1990. — 283 с.
  46. Е.З. Философия. Минск, ИП «Экоперспектива», 1998. — 343 с.
  47. .А. Созидательный потенциал человека: Социал-философ, исслед. М., Мысль, 1988. — 188 с.
  48. .А. Философские проблемы взаимодействия общества и природы. М., Мысль, 1982. -72 с.
  49. Т. Как создать идею. СПб., Питер пресс, 1997. — 286 с.
  50. Л.С. Собр. соч.: В 6-ти т. Т. 3. Проблемы развития психики. -М., Педагогика, 1982. — 367 с.
  51. Г. В. Философия религии: В 2-х т. Т. 1 -М., Мысль, 1976. — 531 с.
  52. Г. В. Энциклопедия философских наук. Т. 1. — М., Мысль, 1974. -452 с.
  53. К.А. О человеке, его умственных способностях и его воспитании. -М., Соцэгиз, 1938. 483 с.
  54. A.M. Предвидение и цель в развитии общества (Философ.-социолог. аспекты социального прогнозирования). — Красноярск, Изд-во Краснояр. гос. пед. ин-та, 1970. 436 с.
  55. И. Идеи к философии истории человечества. М., Наука, 1977. -703 с.
  56. Т. Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского //Гоббс Т. Избр. произв.: В 2-х т. Т. 2. — М., Мысль, 1965. -С. 45−721.
  57. П.А. Система природы или о законах мира физического и мира духовного //Гольбах П. А. Избр. произв.: В 2-х т. Т. 1. — М., Соцэгиз, 1963. -С. 53−684.
  58. И.А. Обломов: Роман в 4-х ч. М., Профинздат, 1995. — 510 с.
  59. А.А. Концепции современного естествознания: Курс лекций. М., Центр, 1997.-208 с.
  60. P.M. Элементы практической психологии-Jl., ЛГУ, 1988.-564 с.
  61. Григорий Нисский. Об устроении человека. М., Аксиома, 1995. — 173 с.
  62. .Т. Философия о сущности человека. М., Политиздат, 1973. -320 с.
  63. .Т. Человек: Его положение и призвание в современном мире. -М., Мысль, 1986.-224 с.
  64. Л.П. Резервы человеческой психики М., Политиздат, 1989 -318 с.
  65. .С. Логика. Рациональность. Творчество.-М., Наука, 1982.-256 с.
  66. В., Некрасова Е. Философская антропология: Учеб. пособ. для вузов. -М., ПЕРСЭ- СПб., Университетская книга, 2000. 240 с.
  67. .Л. Современная католическая философия: человек и история -М., Высш. школа, 1988. 192 с.
  68. Г. И. Беседы Вельзевула со своим внуком. Минск, Харвест, 1999.-1023 с. 71 .Гуревич П. С. Введение в философию 10−11 кл. М., Олимп, 1997. -400 с.
  69. В. Личности надо «выделаться» //С чего начинается личность. -М., Политиздат, 1979. С. 139 — 146.
  70. В.Е., Аболина Е. В. Кто ты человечество? Теорет. портрет. М., Молодая гвардия, 1975. — 247 с.
  71. В.Е. Социальная справедливость: Идеал и принципы деятельности. М., Политиздат, 1989. — 254 с.
  72. В. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4-х т. Т. 1. -М., Издател. группа «Прогресс», «Универс», 1994. — 912 с.
  73. Ч. Выражение эмоций у человека и животных //Дарвин Ч. Соч. Т. 5.-М., Изд-во Акад. Наук СССР, 1953. — С. 657 — 923.
  74. Ч. Происхождение человека и половой отбор // Дарвин Ч. Соч. Т. 5. — М., Изд-во Акад. Наук СССР, 1953. — С. 119 — 656.
  75. Р. Страсти души //Декарт Р. Соч.: В 2-х т. Т. 1 — М., Мысль, 1989. -С. 481 -572.
  76. Диалектический и исторический материализм /Под общей редакцией А. Г. Мысливченко, А. П. Шептулина. М., Политиздат, 1988. — 446 с.
  77. . Философский словарь. М., Междунар. отношения, 2000. -544 с.
  78. Э. Искусство думать. М., РИПОЛ Классик, 1997. — 175 с.
  79. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях, изречениях знаменитых философов. -М., Мысль, 1986.-57 с.
  80. Ф.М. Поли. соб. соч: В 30-ти т. Т. 4. Записки из мертвого дома — Л., «Наука» Лен. отд-ние., 1972. — 326 с.
  81. X. Чего не могут вычислительные машины: Критика искусственного разума. -М., Прогресс, 1987. 334 с.
  82. Н.П., Шевченко Ю. Г. Некоторые вопросы биосоциальной природы человека. М., Наука, 1976. — 238 с.
  83. В.И. Валеология. Здоровый образ жизни. М., RETORIKA: Флинта, 1999. — 560 с.
  84. Ю.И. Философские проблемы теории антропосоциогенеза. -Л., «Наука» Лен. отд-ние, 1981. 192 с.
  85. Л.А. Банан за чуткость. -М., Молодая гвардия, 1977.-208 с. 89.3лобин Н. С. Культура и общественный прогресс.-М., Наука, 1980.-303 с. 90.3амалеев Л. И. Курс истории русской философии: Учеб. М., Изд-во1. Магистр, 1996. 350 с.
  86. Золотухина-АболинаЕ.В. Страна философия. Ростов-н.-Д., Феникс, 1995. — 544 с.
  87. Э.В. Философия и культура. М., Политиздат, 1991. — 464 с.
  88. Э.В. Что такое личность? М., Наука, 1984. — 215 с.
  89. И.А. Родина. Русская философия. Православная культура. М., Б/и, 1992.- 159 с.
  90. В.П. Феномен человека: Космические и земные истоки. -Новосибирск, Кн. изд-во, 1991. 125 с.
  91. З.М. Проблема человеческого бытия. Тбилиси, Мецниереба, 1985.-312 с.
  92. З.М. Проблема экзистенциального кризиса и трансцендентальная феноменология Эдмунда Гуссерля. Тбилиси, Мецниереба, 1966.-261 с.
  93. З.М. Человек как философская проблема. Тбилиси, Мецниереба, 1970. — 135 с.
  94. А. Бунтующий человек: Философия. Логика. Искусство. М., Политиздат, 1990. — 414 с.
  95. А. Миф о Сизифе. (Эссе об абсурде). Бунтарь. (Человек бунтующий). Минск, Поппури, 2000. — 543 с.
  96. И. Антропология с прагматической точки зрения //Кант И. Соч.: В 6-ти т. -Т. 6. -М, Мысль, 1966. С. 349 — 588.
  97. И. Критика способности суждения //Кант И. Соч.: В 6-ти т. -Т. 5 -М., Мысль, 1966. С. 161 — 530.
  98. H.JI. Международная конференция по психологии общения: Материалы конференции //Вопр. психологии. -2001. -№ 1. С.145−148.
  99. В.П. Социальная философия: Учеб. пособ. Красноярск, НИИ СУВПТ, 2001. — 206 с.
  100. В.Ж., Ковальзон М. Я. Теория и История. М., Политиздат, 1981. -288 с.
  101. Ю.А. Современная буржуазная философско-религиозная антропология. М., Наука, 1985. — 143 с.
  102. Г. Г. Самосознание и мировоззрение личности. М., Знание, 1988. — 64 с.
  103. A.M. Общество развивающийся организм: Идеи, размышления, гипотезы. — М., Квадратум, 2000. — 378 с.
  104. A.M. Человек продукт природы и основа социума: Идеи, размышления, гипотезы. — М., Квадратум, 2000. — 424 с.
  105. Кон И. С. Открытие «Я». М., Политиздат, 1978. — 367 с.
  106. Кон И. С. Социология личности. М., Политиздат, 1967. — 383 с.
  107. Э.Б. Опыт о происхождении человеческих знаний //Кондильяк Э. Б. Соч.: В 3-х т.-Т. 1.-М., Мысль, 1980. С. 65 — 300.
  108. С.Э. Общий курс философии. Волгоград, Изд-во Волгогр. гос. ун-та, 1998.-472 с.
  109. С.Э. Социальная философия. М., Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 416 с.
  110. В.И. История философии. Конспект. Ростов-н.-Д., Феникс, 1997.-448 с.
  111. Пб.Курцмен Дж., Гордон Ф. Да сгинет смерть! Победа над старением и продление человеческой жизни. М., Мир, 1987. — 223 с.
  112. В. Вечное возвращение //Москва. 2000. -№ 3. — С. 3 — 17.
  113. В. Традиция и ничто //Философия и общество. 1998. — № 6. -С. 170- 190.
  114. В. Человек XXI века уходящая натура//Человек-2001 .-№ 1. -С. 9−16.
  115. . Предварительное рассуждение //Ламетри Ж. Соч. М., Мысль, 1983.-С. 419−456.
  116. . Трактат о душе //Ламетри Ж. Соч. М., Мысль, 1983. — С. 58 -143.
  117. . Человек-машина //Ламетри Ж. Соч. М., Мысль, 1983. — С. 169−226.
  118. . Человек-растение //Ламетри Ж. Соч. М., Мысль, 1983. — С. 227−240.
  119. В. Искусство быть собой М., Знание, 1991. — 256 с.
  120. Леви-Стросс К. Первобытное мышление.-М., Республика, 1994.-384 с.
  121. Леви-Стросс К. Структурная антропология. М., Наука, 1985. — 538 с.
  122. Лем С. Солярис. М., Радуга, 1987. — 462 с.
  123. В.И. Памяти графа Гейдена (чему учат народ наши беспартийные «демократы») // Ленин В. И Поли. собр. соч. Изд-е 5-е. — Т. 16. — М., Политиздат, 1961. — С. 37 — 45.
  124. В.И. Полн.собр.соч. Изд-е 5-е. — Т. 29. Философские тетради -М., Политиздат, 1963. — 784 с.
  125. В.И. Рецензия. Н. А. Рубакин «Среди книг» //Ленин В. И. Полн. соб. соч. Изд-е 5-е. — Т. 25. — М., Политиздат, 1961. — С. 111 — 114.
  126. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. -М., Политиздат, 1975. 304 с.
  127. А.Н. Проблемы развития психики. М., МГУ, 1981. — 584 с.
  128. А.Ф. Бытие. Имя. Космос: Сб. М., Мысль, Росс, открытый ун-т, 1993.-958 с.
  129. А.Ф. Дерзание духа. М., Политиздат, 1988. — 366 с.
  130. А.Ф. Платоновский объективный идеализм и его трагическая судьба //Платон и его эпоха. М., Наука, 1979. — С. 3 — 57.
  131. Лукреций. О природе вещей. М., Худож. лит-ра, 1983. — 383 с.
  132. С.Л. Быть или казаться? М., Политиздат, 1982. — 319 с.
  133. Л. Неустанно познавай человека. Зеленогорск, Муницип. типография, 1996. — 60 с.
  134. В.Е. Природа человека Красноярск, Изд-во Краснояр. ун-та, 1989.- 168 с.
  135. М.К., Пятигорский A.M. Символ и сознание: Метафизические рассуждения о сознании, символике и языке. М., Языки русской культуры, 1999. — 216 с.
  136. М.К. Эстетика мышления. М., Моск. школа, полит, исслед., 2000.-416 с.
  137. Дж. Личность и сознание. М., Прогресс, 1987. — 418 с.
  138. . Философская антропология. СПб., Изд-во, АЛЕТЕЙЯ, 1997. -306 с.
  139. К. Капитал. Критика политической экономии //Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23. — М., Политиздат, 1960. — С. 41 — 784.
  140. К. Капитал. Процесс обращения капитала //Маркс К., Энгельс Ф. Соч.-Т. 24. -М., Политиздат, 1961. С. 31 — 596.
  141. К. К критике гегелевской философии права //Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 1. — М., Политиздат, 1955. — С. 414 — 429.
  142. К. Письмо в редакцию «Отечественных записок» //Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 19. — М., Политиздат, 1961. — С. 116 — 121.
  143. К. Тезисы о Фейербахе //Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3. — М., Политиздат, 1955. — С. 1 — 4.
  144. К. Экономическо-философские рукописи 1844 года //Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 42. — М., Политиздат, 1974. — С. 41 -174.
  145. К., Энгельс Ф. Манифест коммунистической партии //Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 4. — М., Политиздат, 1955. — С. 419 — 459.
  146. К., Энгельс Ф. Святое семейство или критика критической критики против Бруно Бауэра и компании //Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 2. — М., Политиздат, 1955. — С. 3 — 230.
  147. В.М. Культура и история: Пробл. культуры в философ, ист. теории марксизма. М., Политиздат, 1977. — 199 с.
  148. Методологические проблемы изучения человека в марксиской философии: Сб. Л., Изд-во Лен. ун-та, 1979. — 176 с.
  149. И.И. Этюды о природе человека. М., Наука, 1961. — 267 с.
  150. И.И. Этюды оптимизма. М., Наука, 1964. — 339 с.
  151. В.В. Философия. М., Проспект, 1998. — 240 с.
  152. Ф.Т. Загадка человеческого Я. М., Политиздат, 1964. — 272 с.
  153. Г. В. Методологические пробл. исследов. общественных отношений. Свердловск, Средне-Урал. книж. изд-во, 1972. — 380 с.
  154. К.Х. Введение в социальную философию: Учеб. пособие. М., Высш. школа, КД «Университет», 1997. — 448 с.
  155. М. Опыты: В 3-х кн. Т. 1. — М., Голос, 1992. — 383 с.
  156. А.Т., Сержантов В. Ф. Личность как предмет философского познания. Новосибирск, Изд-во «Наука» Сиб. отд-ние, 1984. — 322 с.
  157. И.А. Сто великих мыслителей. -М., Вече, 2000. 688 с.
  158. А.Г. Человек, как предмет философского познания. М., Мысль, 1972. — 192 с.
  159. Е. П. Харламенкова Н.Е. Феномен человеческого самоутверждения. СПб., Изд-во АЛЕТЕЙЯ, 2000. — 218 с.
  160. Ю.А. Человек, изменивший мир: повесть, рассказы. М., ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2000. — 492 с.
  161. Ф. Собр. соч. Т. 1. — Кн. 2. По ту сторону добра и зла -М., Сирин, Итало-совет. изд-во, 1990. — 416 с.
  162. Ф. Собр. соч. Т. 1. — Кн. 1. Так говорил Заратустра. -М., Сирин, Итало-совет. изд-во, 1990. — 447 с.
  163. А.П. Научно-техническая революция и особенности современного научного познания. М., Знание, 1977. — 64 с.
  164. С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. Изд-е 2-е, испр. и допол. — М., «Азъ», 1994. — 924 с.
  165. А.С. Философия политики: Учеб. пособ. для политолог, ф-в и гуманитар, вузов. М., Новая школа, 1996. 421 с.
  166. И.К. Человек и действительность в философской концепции Н.Г. Чернышевского. М., Наука, 1986. — 217 с.
  167. И.Д. Человек, его жизнь и бессмертие. М., Политиздат, 1967. -191 с.
  168. . Мысли. М., Изд. им. Сабашниковых, 1995. — 480 с.
  169. Педагогическая антропология: Учебное пособие /Авт. сост. Б.М. Бим-Бад. — М., Изд-во УРАО, 1998. — 576 с.
  170. А.В. Популярные беседы о психологии. М., Педагогика, 1977.-208 с.
  171. М.И. Гуманизм. Опыт философ-этич. и социолог, исследования проблемы. М., Мысль, 1964. — 335 с.
  172. Д.В. Проблема носителя идеального образа: операциональный аспект. -Свердловск, Изд-во Урал, ун-та, 1986. -130 с.
  173. Плутарх. Знаменитые греки. М., Терра, Книжный клуб, 1998. — 319 с.
  174. В.А. Феноменология тела. М., Ad Marginem, 1995. — 344 с.
  175. B.C., Поликарпова В. А. Феномен человека вчера и завтра. Ростов-н.-Д., Феникс, 1996. — 576 с.
  176. . Психоанализ и марксизм. Избр. философские и психологические труды. М., Прогресс, 1980. — 374с.
  177. .Ф. О начале человеческой истории. Проблемы палеопсихологии. М., Мысль, 1974. — 487 с.
  178. Проблема человека в традиционных китайских учениях. -М., Наука, 1983. 264 с.
  179. Психология личности. Тексты /Под. ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. М., Изд-во Моск. ун-та, 1982. — 288 с.
  180. Психология. Учеб. для эконом, вузов. /Под ред. В. Н. Дружинина. СПб., Питер, 2000. 672 с.
  181. А.А. Философия: Курс лекций. М., Центр, 1997. — 272 с.
  182. . История западной философии. М., Изд-во иностр. лит-ры, 1959.-935с.
  183. М.И. Книга Экклезиаста: В поисках смысла жизни. -Новосибирск, «Наука», Сибирская издательская фирма РАН, 1995.-225с.
  184. В.В. Апокалипсис нашего времени. М., Центр прикл. исслед., 1990. — 62с.
  185. Ф.Дж. Общественный авторитет разума. Критика, начальное зло и предназначение человека. //Вопр. философии. 2000. — № 7.
  186. C.JI. Проблемы общей психологии. М., Педагогика, 1976. -416 с.
  187. Русский космизм: Антология философской мысли. М., Педагогика -Пресс, 1993.-368 с.
  188. В.Н. Только главное: Основные вопросы современного общественного развития. Красноярск, 1993. 243 с.
  189. .В., Дорогова JI.H. Мир человека: Методолог, вопросы формирования духовного мира личности.- М., Мысль, 1975. 206 с.
  190. Ю.И. Возникновение человеческого общества. Красноярск, Изд-во Краен, гос. пед. ин-та, 1962. — 672 с.196
  191. Ю.И. Как возникло человечество. М., Наука, 1966. — 576 с.
  192. Ю.И. Происхождение брака и семьи. М., Мысль, 1974. -309 с.
  193. .Ф. Как мозг учился думать. М., Цитадель, 1995. — 204 с.
  194. В.Ф. Человек, его природа и смысл бытия. JI., Изд-во Лен. ун-та, 1990.-360 с.
  195. И.М. Кому и как разрабатывать психологию? //Сеченов И. М. Избр. философ, и психолог, произв. М., ОГИЗ гос.пед. полит, лит-ры, 1947. — С. 222 — 309.
  196. И.М. Рефлексы головного мозга //Сеченов И. М. Избр. философ, и психолог, произв. М., ОГИЗ гос.пед. полит, лит-ры, 1947. — С.69−179.
  197. В.М. Социология нравственного развития личности. М., Политиздат, 1986.-239с.
  198. B.C. Чтение о богочеловечестве. Духовные основы жизни. Оправдание добра. Минск, Харвест, 1999. — 910 с.
  199. Соотношение биологического и социального в человеке /Материалы к симпозиуму в г. Москве сентябрь 1975 г. — М., 1975. — 858 с.
  200. П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., Политиздат, 1992. — 543 с.
  201. . Краткий трактат о боге, человеке и его счастье //Спиноза Б. Избр. произв. Ростов-н.-Д., Феникс, 1998. — С. 23 — 133.
  202. . Этика //Спиноза Б. Избр. произв. Ростов-н.-Д., Феникс, 1998. -С. 325−592.
  203. А.Г. Сознание и самосознание. М., Политиздат, 1972. — 303 с.
  204. А.Г. Философия: Учеб. М., Гардарика, 1998. — 816 с.
  205. О.Я. Цель и целеустремленность. М., Политиздат, 1981. — 96 с.
  206. Л.П. Проблемы целостности личности: Гносеол. аспект. -М., Высш. школа, 1987. 132 с.
  207. Сэв Л. Марксизм и теория личности. М., Прогресс, 1972. — 584 с.
  208. В.О. О счастье и совершенстве человека. — М., Прогресс, 1981.-367 с.
  209. Л.Н. Исповедь. В чем вера? Л., Худож. лит-ра Лен. отд-ние, 1991.-410 с.197
  210. JI.H. Смерть Ивана Ильича. Повести и рассказы. JL, Худож. лит-ра, Лен. отд-ние, 1983. — 304 с.
  211. Э. Третья волна. -М, ACT, 1999. 781 с.
  212. Е.Н. Смысл жизни. М., Республика, 1994. — 432 с.
  213. Н.Н. Время человеческого бытия. М., Наука, 1987. — 255 с.
  214. В. Символ и ритуал. М., Наука, 1983. — 272 с.
  215. П.Д. В поисках чудесного. СПб., Изд-во Чернышева, 1996. -528 с.
  216. Ю.М. Сумма антропологии. Расширяющаяся вселенная Абсолюта. Кн. 1. — Новосибирск, ВО «Наука», Сиб. издат. фирма, 1994. — 402 с.
  217. Л. Фрагменты к характеристике моей философской биографии //Фейербах Л. Избр. философ, произв. Т. 1. — М., Госполитиздат, 1955. -С. 239 — 269.
  218. Л. Основные положения философии будущего //Фейербах Л. Избр. философ, произв. Т.1. — М., Госполитиздат, 1955. — С. 134 — 205.
  219. Л. О «сущности христианства» в связи с «Единственным его достоянием» //Фейербах Л. Избр. философ, произв. Т. 2. — М., Госполитиздат, 1955. — С. 406 — 421.
  220. Философия /Под ред. В. П. Кохановского. Ростов-н.-Д., Феникс, 1995. -576 с.
  221. Философия. /Под ред. Лавриненко В. Н. М., Юристъ, 1996. — 512 с.
  222. Философ, энциклопедия. /Под ред. Константинова Ф. В. Т. 1. — М., Сов. энц-я, 1960.-504 с.
  223. Философ, энциклопедия. /Под ред. Константинова Ф. В. -Т. 2. М., Сов. энц-я, 1962.-576с.
  224. Философ, энциклопедия. /Под ред. Константинова Ф. В. -Т. 3. М., Сов. энц-я, 1964. — 584 с.
  225. Философ, энциклопедия. /Под ред. Константинова Ф. В. -Т. 4. — М., Сов. энц-я, 1967.-592 с.
  226. Философ, энциклопедия. /Под ред. Константинова Ф. В. -Т. 5. М., Сов. энц-я, 1970.-740 с.
  227. Философский словарь /Под. ред. И. Т. Фролова. Изд. 7-е. — М., Изд-во Республика, 2001. — 719 с.
  228. Философ, энциклопед. словарь /Под ред. Ильичева Л. Ф. М., Сов. энц-я, 1983.-840 с.
  229. П.А. Имена. М., ЭКСМО — Пресс, 1998. — 910 с.
  230. Фрейд 3. По ту сторону наслаждения. Я и Оно. Неудовлетворенность культурой. СПб., АЛЕТЕЙЯ, 1998. — 252 с.
  231. Фрейд 3. Основной инстинкт. -М., Олимп: ACT, 1997. 654 с.
  232. И.Т. О человеке и гуманизме: Работы разных лет. М., Политиздат, 1989. — 559 с.
  233. Э. Адольф Гитлер: Клинический случай некрофилии. М., Высшая школа, 1992. — 140 с.
  234. Э. Душа человека. М., АСТ-ЛТД, 1992.-664 с.
  235. М. Время и бытие. -М., Республика, 1993. 447с.
  236. А.С. О старом и новом: Ст. и очерки. М., Современник, 1988. -461 с.
  237. А.С. Семирамида //Хомяков А. С. Соч.: В 2-х т. Т. 1. — М., Москов. филос. фонд, 1994. — С. 15 — 448.
  238. К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. М., Прогресс, Универс, 1993. — 478 с.
  239. Ю.М. Введение в философию: Учеб. пособ. для студентов мед. и фармацевт, вузов. Ростов-н.-Д., Феникс, 1999. — 544 с.
  240. Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). СПб., Изд-во «Питер», 1999. — 608 с.
  241. Человек и его бытие как проблема совр. философ.: критич. анализ некоторых бурж. концеп.: Сб. М., Наука, 1978. — 280 с.
  242. Человек: Образ и сущность: Гуманитарные аспекты. Ежегодник 1. -М., 1990.-289 с.
  243. В.Э. Воспитание способностей и формирование личности. -М., Знание, 1986. 80 с.
  244. М. Положение человека в космосе //Шелер М. Избр. произв. М., Изд-во «Гнозис», 1994. — С. 129 — 193.
  245. М. Человек и история //Шелер М. Избр. произв. М., Изд-во «Гнозис», 1994. — С. 70 — 97.
  246. Л.И. На весах Иова: Странствие по душам. Париж: YMCA -PRESS, 1975.-412 с.
  247. П1ингарев Г. Х. Социальная природа эстетических чувств. М., Знание, 1978.-64с.
  248. Р. Духовное водительство человека и человечества. Калуга, Духовное познание, 1992. — 72 с.
  249. Ф. Письмо Карлу Марксу, 14 июля 1858 г. //Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 29. — М., Политиздат, 1962. — С. 275 — 277.
  250. Ф. Письмо Петру Лавровичу Лаврову, 12−17 нояб. 1875 г. //Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 34. -М., Политиздат, 1964.- С. 133 — 138
  251. Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека //Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20. — М., Политиздат, 1961. — С. 486 -499.
  252. Ф. Эльберфельдские речи //Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 2. -М., Политиздат, 1955. — С. 532 — 554.
  253. Г. А. Общая теория жизни: Диалектика формирования. М., Мысль, 1985.-256 с.
  254. Юм Д. Исследование об аффектах //Юм Д. Соч.: В 2-х т. Т. 2. — М., Мысль, 1965.-С. 171 -208.
  255. Юм Д. Исследование о человеческом познании //Юм Д. Соч.: В 2-х т. Т. 2.-М., Мысль, 1965.-С. 5 -170.
  256. Юм Д. Трактат о человеческой природе, или попытка применить основанный на опыте метод рассуждения к моральным предметам //Юм Д. Соч.: В 2-х т. T.l. -М., Мысль, 1965. — С. 77 — 788.
  257. М.Г. История психологии. М., Мысль, 1966. — 563 с.
  258. К. Общая психопатология. М., Практика, 1997. — 1056 с.
  259. В.Е. Личность как способ бытия и проявления целостности человека. Дис. канд. фил. наук. -М., 1996. 118 с.
  260. Г. В. Деятельность в многомерности человеческого существования. Дис. докт. фил. наук. Екатеринбург, 1998. -316 с.
  261. О.В. Сущностное противоречие человека и возможное его разрешение. Дис. канд. фил. наук. Екатеринбург, 1995. — 141 с.
  262. В.П. Историко-философский и методологический анализ проблемы сущности человека. Дис. канд. фил. наук. М., 1977. — 139 с.
Заполнить форму текущей работой