Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Перспективизм. 
Основы философии

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В живописи существует несколько систем перспективы (прямая и обратная, линейная и сферическая и пр.), каждая из которых содержит свои неизбежные ошибки изображения. Действует закон сохранения искажений: суммарная ошибка при передаче изображения для любой системы перспективы оказывается практически одной и той же. На основании данного закона ошибки намеренно вводят в изображение. Перспективность… Читать ещё >

Перспективизм. Основы философии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Перспективизм (от лат. perspectiva — «искусство видеть находящееся впереди», произв. от perspicere — «видеть насквозь», «проникать взором») — учение о зависимости восприятия явления от личной позиции, нахождения «здесь и теперь».

Лейбниц приводил следующую аналогию: подобно тому как один и тот же город, наблюдаемый с разных сторон, предстает перед нами перспективно очень разным, так и в силу наличия бесконечного множества монад, каждая из которых видит мир в своей перспективе, имеется столь же много различных миров, которые являются, однако, не чем иным, как перспективно разными представлениями об одном-единственном мире. В монадологии Лейбница мир предстает в качестве театральной картины, мирового театра (theatrum mundi).

Точка зрения — место, где находится наблюдатель и от которого зависит видимая им перспектива. Каждое тело есть некая, возможно, еще не проявленная точка зрения на мир. Точка зрения предсуществует, следовательно, весь мир — это совокупность точек зрения[1].

Если в наличии одна перспектива, то рядом с ней и в ней самой со-существуют множество других перспектив, т. е. потенциальных точек зрения. Каждая перспектива заключает в себе и другие. Например, разумению чего-либо сопутствуют подразумевание, соподразумеваиие и предподразумевание.

Перспективность обусловлена интенциональностью, самой направленностью на что-то. Согласно перспективе организуются явления, которые приобретают определенную конфигурацию. Экспликатами направленности видения являются: поле зрения, угол зрения и фокус внимания, определяющие соответственно этапы персиективирования: тематизацию, аснсктуализацию и акцентуализацию.

Поле зрения — все наблюдаемое с определенной точки зрения. Выделение и фиксация феномена позволяют определить тему, т. е. тематизировать мир через данный феномен. В поле зрения дифференцируются тематический объект внимания (фигура) и перцептивный фон. При переключении внимания тематический объект становится элементом фона, а элемент фона, на котором фокусируется внимание, становится тематическим. В рамках тематизации осуществляется разработка темы путем ее вариации и выделения контрапункта.

Угол зрения зависит от дистанции, в зависимости от которой более или менее детально осуществляется аспекту ализация, т. е. выделение аспектов. Аспект (от лат. aspectus — «вид», «облик») — одна из сторон рассматриваемого феномена, то, как он видится с определенной точки зрения. При аспектуализации фиксируются признаки явления в его своеобразии. Эти признаки подразделяются на первостепенные и второстепенные, основные и факультативные, главные и вспомогательные и т. п.

X. Ортега-и-Гассет описывал аспектуализацию на примере осмотра апельсина с разных сторон: «На каждом этапе образ апельсина оказывается иным, хотя и стыкующимся с тем, который был только что и уже исчез. Таким образом, мы никогда не видим апельсин целиком и вынуждены удовлетвориться его последовательными образами. В данном примере сам предмет требует, чтобы его увидели целиком, и заставляет нас буквально крутиться вокруг него. …Если бы мы были вездесущи и могли видеть апельсин со всех точек сразу, то он уже не представал бы перед нами в иных аспектах. Мы бы видели его сразу целиком»[2]. И далее он обобщает: «Всякая вещь предстает перед нами сначала в некоем первом аспекте, который ведет нас ко второму, тот к следующему и т. д. …Не отбрасывали уже виденные аспекты, а сохраняли их, постоянно держали их в уме; интегрировали их в достаточно „полный“ образ в соответствии с темой, которая нас занимала»[3].

Поле зрения неоднородно. В нем осуществляется акценту ализация, т. е. расставляются акценты путем дифференциации фокуса (центр) внимания и его периферии. Фокализация обеспечивает отчетливость видения путем выделения различных его планов: центр — периферия, дальний — близкий, фигура — фон и т. п.

В живописи существует несколько систем перспективы (прямая и обратная, линейная и сферическая и пр.), каждая из которых содержит свои неизбежные ошибки изображения. Действует закон сохранения искажений: суммарная ошибка при передаче изображения для любой системы перспективы оказывается практически одной и той же. На основании данного закона ошибки намеренно вводят в изображение.

  • [1] Яркий пример описания феномена любви с различных точек зрения — «Пир» Платона, где представлены девять речей об Эроте.
  • [2] Ортега-и-Гассет X. Что такое философия? М., 1991. С. 229.
  • [3] Там же. С. 234.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой