Социальная философия мусульманского средневековья
Диссертация
Предмет исследования и состояния литературы. В современных условиях перед марксистской историко-философской наукой стоит задача изучения целостности всемирной истории не только через выявление сходных и совпадающих черт, присущих различным цивилизациям (многообразие в единстве), но и тем, что каждая из них явилась своеобразной формой развития определенных граней человека как… Читать ещё >
Содержание
- Щ7ИМ
- Глава I. С013ШШ0-ИСТ0РИЧЕСКИЕ И ИДЕЙНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ИДЕОЛОГИИ МУСУЛЬМАНСКОГО СРШВВЕКОВЬЯ И ОСОБЕННОСТИ ЕЕ ФУНВДОНИРОВАНШ
- I. Ислам, фикх, политика
- 2. Фикх и философия
- 3. Особенности развития исламских доктрин и религиозной идеологии
- 4. Философия и другие идеологические направления, оппозиционные традиционализму
- 5. Проблема «ереси» в исламе
- Глава II. ХАЛИФАТ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
- I. Формирование политической доктрины суннизма
- I. ) Шариат и фикх (2) Шариат и халифат
- 2. Классическая теория халифата: аль-Маварди.131 ^
- 3. Деформация классической теории халифата: аль-Ляувейни
- 4. В поисках комцромисса: аль-Газали
- 5. На пути социально-религиозного догматизма
- Ибн Таймия
- Глава 1. ОТ СОЦИАЛЬНОЙ УТОПИИ К ФИЛОСОФИЙ ИСТОРИИ
- I. Формирование образца: «добродетельный город» аль-Фараби .л
- 2. Развитие теории «добродетельного города»: справедливый город" Ибн Сины
- 3. Деформация: социальная робинзонада Ибн Баджжи и Ибн Туфейля
- 4. Реконструкция и развитие образца: «идеальное государство» Ибн Рушда
- 5. От социальной утопии к философии истории
- Ибн Хальдун
Список литературы
- Маркс К. К критике гегелевской философии права. Введение. // Марке К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. — Т.1. — С.414−429.
- Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. — Т.З. — С.7−544.
- Энгельс Ф. Крестьянская война в Германии. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. — Т.7. — С.343−437.
- Маркс К. Военные действия на Востоке. Австрийские и французские финансы. — Укрепление Константинополя. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. — 2-е изд. — Т.10. — С.28−33.
- Энгельс Ф. Анти-Дюринг. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. — Т.20. — С.5−338.
- Энгельс Ф. Диалектика природа // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. -2-е изд. Т.20. — С.343−626.
- Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. — Т.21.1. С.23−178.
- Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд.- Т.21.с.269−317.
- Энгельс Ф. Письмо Францу Мерингу в Берлин. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. — Т.39. — С.82−86.
- Энгельс Ф. Письмо К.Шмидту в Берлин // Маркс К., Энгельс Ф. -Соч., 2-е изд. — Т.37. — С.414−422.
- Энгельс Ф. Письмо В.Боргиусу в Бреславяь // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. — 2-е изд. — Т.39. — С.174−177.- 314
- Ленин В.И. К характеристике экономического романтизма // Ленин В. И. Полн.собр.соч., Т.2. — C. II9−262.
- Ленин В.И. Социализм и религия. // Ленин В. И. Полн.собр. соч. Т.12. С.142−147.
- Ленин В.И. Об отношения рабочей партии к религии // Ленин В. И Полн.собр.соч., T. I7. — С.415−426.
- Ленин В.И. Философские тетради. // Ленин В. И. Полн.собр.соч.-Т.29. 782 о.
- Ленин В.И. Государство и революция // Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т.33. — C. X-I20.
- Ленин В.И. Еще раз о профсоюзах, о текущем моменте и об ошибках т.т. Троцкого и Бухарина // Ленин В. И. Полн.собр.соч. -Т.42. С.264−304.
- Ленин В.И. О значении воинствующего материализма // Ленин В. И Полн.собр.соч., -Т.45. С.23−33.1. П. Партийные документы
- Материалы ШН съезда Коммунистической партии Советского Союза. М.: Политиздат, 1986. — 352 с.
- Встреча представителей партий и движений, прибывших на празднование 70-летия Великого Октября. Москва, 4−5 ноября1987 г. М.: Политиздат, 1988. — 463 с.
- Материалы III Всесоюзной конференции Коммунистической партии Советского Союза. 28 июня I июля 1988. — М.: Политиздат, 1988. — 160 с.ш. ипфотщик^а) на русском языкеI
- Аристотель. Афинская политика. М.-А.: СО ЦЭКГИЗ, 1936. -198 с.
- А 23. Аристотель. Соч. в 4-х томах. М.: Мысль, 1976−1984. -Т.1−4.
- Адь-Еируни А. и Ибн Сива. Переписка. / отв.ред. Муминов И. М. -Ташкент: ФАН, 1973. 35 с.
- Аль-Газали. Ответы на вопросы, предложенные ему. // Григорян С. Н. Из истории философии Средней Азии и Ирана УП-ХП вв. -М., I960. С.196−210.
- Аль-Газали. Избавляющий сеет: заблуждения / пер. Сагадеева A.B. // Григорян С. Н. Из истории философии Средней Азии и Ирана УП-ХН вв. М., I960. — С. 211−266.
- Аль-Газали. Воскрешение наук о вере / пер. с араб., исследование и комм. Наумкина B.B. М.: Наука, 1980. — 376 о.
- Ибн Сина. Даниш-намэ. Книга знания. / Пер. и предисл. Богоут-динова A.M. Сталинабад: Тадокгосиздат, 1957. — 286 с.
- Ибн Сина. Избранное / Под ред. Сагадеева A.B. М.: Книга, 1980. — 333 с.
- Абу Али Ибн Сина. Избранные произведения. Душанбе: Ирфон, 1980. — ТЛ. — 420 с.
- Ибн Сина (Авиценна). Избранные философские произведения / Отв. ред. Асимов М. С. М.: Наука, 1980. — 551 е.
- Ибн Сина. Трактат о Хайе, сыне Якзана. / Пер. Сагадеева A.B.//" Сагадеев. Ибн еина (Авиценна) М., 1980. — С.220−230.
- Ибн Сина. Жизнеописание. / Пер. Сагадеева A.B.// Сагадеев A.B. Ибн Сина (Авиценна). 2-е изд. — М., 1985. — С.200−212,
- Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока 1Х-Х1У вв. / Под ред. Григоряна С. Н. М.: СОЦЭКШЗ, 1961. — 629 с.
- Коран / Пер. банковского И.Ю. М.: Изд-во воет. лит., 1963. — 714 с.
- Насир-и Хусрау. Сафар-нама). Книга путешествия. (Из Персии в Египет и обратно). М.-Л.:, 1933. — 206 с.
- Низам аль-ЭДульк. Сиасат-намэ. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1949. — 380 с.
- Платон. Соч., в 3-х томах. М.: Мысль, 1968−1972. — Т.1−3.
- Аль-Фараби. Философские трактаты. Алма-Ата, Наука, 1970. -429 с.
- Аль-Фараби. Социально-этические трактаты. Алма-Ата: Наука, 1973. — 400 с.
- Аль-Фараби. Историко-философские трактаты. Алма-Ата: Наука, 1985. — 623 е.
- Аль-Фараби. Естественно-научные трактаты. Алма-Ата: Наука, 1987. — 496 с.
- Абу Наср аль Фараби. Политика // Восточная филология. Душанбе, 1973. — Вып. 2. — С.102−178.
- Аш-Шахрастани. Книга о религиях и сектах. / Пер. о араб., вве дение и комм. Прозорова С.М.) М.: Наука, 1984. — Т.1. -270 с. б) на арабском языке
- Ариету инда-ль-араб. Лираеат ва нусус / Ред. сост. Бадави А. Кувейт: Вакалат аль-матбуат, 1978. — 340 с.
- Аристотель у арабов. Исследования и тексты.
- Аль-Багдади, Абд аль-Кахир. Усул ад-дин. Бейрут: Дар аль-афакаль-даадида, 1981. — 343 е. Основоположения религии.- 317
- Аль-Вакиллани. Ат*1амхид фи-ль-радд адя-ль-мульхида аль-муат-тала Ва-ль-рафида ва-ль-хаваридж ва-ль-муатазила. Каир. Дар аль-фикр аль-араби, 1947. — 288 с. Введение в опровержение взглядов рафидитов, хариджитов и мутазилитов.
- Аль-Газали. Илджам аль-авамм ан илм аль-калам. Каир: Мунириййе 1309 х. — 46 о. Удержание масс от науки калама.
- Аль-Газали. Аль-йктиоад фи-ль-итикад. Каир: Мактаба аль-джунди, 1972. — 205 с. Необходимый минимум и веры.
- Аль-Газали. Ихйа улум ад-дин. Каир: Дар мыср ат-табаат, б.г. — Т. 1−5. Возрождение религиозных наук.
- Аль-Газали. Китаб аль-арбаин фи усул ад-дин. Каир: Мактаба аль-джунди, 1970. — 300 с. Книга сорока об основоположениях религии.
- Аль-Газали. Макает аль-фаласифа. Каир: Дар аль-маариф. б.г. — 420 с. Цели философов.
- Аль-Газали. Мизан аль-амал. Каир: Мактаба аль-джунди, Х978. — 175 с. Мерило действия.
- Аль-Газали. Тахафут аль-фаласифа. Каир: Дар аль-маариф, 1972. — 371 с. Непоследовательность философов.
- Аль-Газали. Файсал ат-тафрика бейна-ль-ислам ва-з-зандака // Аль Газали. Аль-Кусур аль-авали. Каир: Мактаба аль-джунди, -4.1. — С.123−160. О различии между исламом и ересью.
- Ибн Баджжа. Расаил фальсафия. Бейрут: Дар ан-нашр аль-магри-бия, 1983. — 202 с. Философские трактаты.
- Ибн Рушд. Тахафут ат-тахафут. Каир: Дар аль-маариф, 1969. -1971. Т.1−2. Непоследовательность непоследовательности.
- Ибн Рушд. Фальсафа Ибн Рушд. Бейрут: Дар аль-афак аль-джа-дида, 1982. Философские трактаты.
- Ибн Сина. Аш-шифа. Аяь-Иляхийат. Каир: Дар аль-китаб аль-араби, i960. — Т.1−2. Исцеление. Метафизика.
- Ибн Оина. Кита б аль-ишарат ва-т-танбихат /Иод ред. Дунйа С. -Каир: Дар аль-маариф, I957-I96Q. Т. 1−4. Указания и примечания.
- Ибн Таймия. Ас-сияса аш-шариийа фи ислах ар-рай ва-р-раййа. -Каир: Дар аш-шааб, I97X- 192 с. Политика на основе шариата в деле улучшения правителя и подданных.
- Ибн Таймия. Манхадж ас-сунна. Каир: Йактаба аль-джунди, б.г. — 4,1−2. Путь сунны.
- Ибн Хальдун. Мукаддима. Бейрут: Дар аль-калам, 1984. i592 с. Пролегомены.
- Ифлутин инда-л-араб /Ред. сост. Бадави А. — Кувейт: Викалат аль-матбуат, 1977. — 256 с. Плотин у арабов.
- Аль-ифлатуниййа аль-мухдаеа инда-чль-араб / Ред.сост. Бадави А. Кувейт: Викалат аль-матбуат, 1977. 282 с. Неоплатонизм у арабов.
- Аль-Кушейри. Ар-рисаля аль-кушейрия. Каир: Дар аль-кутуб аль-хадис, 1972−1974. — Т.1−2. Трактаты аль-Кушейри.
- Аль-Маварди. Аль-Ахкам ас-султанийя ва-ль-вилаят ад-диния. -Каир: Мустафа аль-Баби аль-Халями, 1966. 264 с. Принципы управления.- 319
- У 73. Расаил фальсафия аль-Кинди ва-чнь-Фараби ва-ль-Ибн Баджжа ва
- Ибн Ада. Бейрут: Дар аль-андалус, 1980. — 304 с. Философские трактаты аль-Кинди, аль-Фараби, Ибн Баджжи и Ибн Ада.
- Ас-Субки. Табакат аш-Шафиийа. Каир: Дар аль-мысрия, 1906. -Т. 1−2. Принципы шафиизма.
- Аль-Фараби. Китаб аль-милла ва ну су с ухра / Под ред. Махди
- М. Бейрут: Дар аль-машрик, 1968. — 137 с. Книга о религии и другие тексты.
- Аль-Фараби. Китаб ас-сиясия аль-мадания. Бейрут, Дар аль-Фараби, 1964. — 60 с. Гражданская политика.
- Абу Ханифа. Аль-фикх аль-акбар. Казань: Матбаа Карим, 1914. — 50 с. в) на западноевропейских языках
- Avicenna on Theology/Transl. by Arberry A.J. L.: Murray, 1951. — 82 p.--i- 79. Averroes, Commentary on Plato’s Republic/Ed. by Rosenthal E.I. -Cambridge: Univ. press, 1956.-336 p.
- Averroes. Tahafut al-tahafut/ Ed. by Van den Bergh S.-L.: Luzac, 1954, — v.1−2.
- The Constitution of Medina/ W. Montgomery Watt. Islamic Political Thought.- Edinburgh, 1968.- p. 130−135.
- Al-Ghazali. Book of Counsel for Kings (Nasihat al-Muluk).-L.: Oxford Univ. press, 1964.- 197 p.
- Al-Ghazali. The Alchemy of Happiness. -L.: John Murray, 1910.- 115 p.
- Al-Ghazali. Book of fear and hope.-Leiden: Brill, 1961.-150 p.- 320
- Ibn Bajjah. Tadbir al-mutavahid// Journal of the Royal Asiatic Society of Great Britain and Ireland- L., 1945.1. No.1.- p.61−81.
- Ibn Khaldoun. The Muqaddima. An Introduction to History.-L.: Routledge and Paul, 1958.- V. l-3.
- Juweyni. al-Irshad// Ed. J.D. Luciani.-P.: Libr. Leroux E., 1938.- 305p.
- Juwayni. Lum’a al-Adilla// Ed. Mahmud F.H.- Cairo: Dar al-misriyya, 1965.-195p.
- Аль-Аяим М. А. Идейные бои / пер. А. В. Сагадеева. М.: Прог ресс, 1974. — 269 с.
- Ахмедов Э. Арабо-мусульманская философия средневековья. -Баку, Маариф, 1980. 78 с.
- Бартольд В.В. Соч. Работы по истории ислама и арабского ха лифата. М.: Наука, 1966. — Т. У1. — 783 е.
- Бациева С.М. Историко-социологический трмктат Ибн Хальдуна «Мукаддима» М.: Наука, 1965. — 223 с.
- Беляев Е.А. Мусульманское сектантство. М.: Изд-во вост. лит., 1957. — 100 с.
- Богданов Б.В. Ленинские принципы анализа истории философии М.: Наука, 1970. 240 с.- 321
- Богоутдинов A.M. Очерки истории таджикской философии. -Сталинобад: Талжгосиздат, 1961. 331 е.
- Болтаев М.Н. Философские взгляда Абу Али Ибн Сины. Душанбе: Ирфан, 1969. — 156 с.
- Большаков О.Г. Средневековый город Ближнего Востока ХП -сер. ХШ вв. Социально-экономические отношения. М.: Наука, 1984. — 344 с.
- Васильев A.M. История Саудовской Аравии. М.: Наука, 1982. -612 с.
- Гайденко H.H. Эволюция понятия науки. М.: Наука, 1980. -567 с.
- Гафуров Б.Г., Касымжанов А. Х. Аль-Фараби в истории культуры, -М.: Наука, 1975. 181 с.
- Гегель. Лекции по истории философии. Соч. — М.-^Л.: Соцэгиз, 1935. — т. XI — 521 с.
- Гегель. Философия религии в 2-х т. М.: Мысль, 1976−1977. -Т.1−2.
- Григорян С.Н. Из истории философии Средней Азии и Ирана. -М.: Изд-во АН СССР, I960. 328 с.
- Григорян С.Н. Средневековая философия народов Ближнего и Среднего Востока. М.: Наука, 1966. — 352 е.
- Грюнебаум Г. Э. Основные черты арабо-мусульманской культуры. М.: Наука,.1981. 227 с.
- НО. Джахид A.M. Абу Наср аль-Фараби о государстве. Душанбе: Дониш, 1966. — 118 с.
- I. Джохадзе Д. В., Стяжкин H.H. Введение в историю западноевропейской средневековой философии. Тбилиси: Ганатлеба, 1981. -316 с.- 322
- Давид Р. Основные правовые системы современности. (Сравнительное цраво). М., Прогресс, 1967. — 496 с.
- ИЗ. Доватур А.й., Политика и яолитии Аристотеля. Л.: Наука, 1965. — 390 с.
- Я^гзе. My та зи ли ты. Казань: Типогр. и литография В. М. Ключникова, 1899. — 269 с.
- Завадовскай Ю.Н. Абу Али Ибн Сина. Жизнь и творчество. -Душанбе: Ирфон, 1980. 302 с.
- Абу али Ибн Сина и его эпоха: к 1000-летию со дня рождения/ Отв. ред. Негматов H.H. Душанбе: Дониш, 1980. — 216 с.
- Ибн Сина и средневековая философия. / Отв. ред. Ашуров Г. А. -Душанбе: Дониш, 1981. 167 с.
- Иванов A.C. Учение аль-Фараби о познавательных способностях. Алма-Ата: Наука, 1977. — 215 с.
- Игнатенко A.A. Ибн Хальдун. М,: Мысль, 1980. — 160 с.
- Из истории философии освободившихся стран. Отв.ред. Са-гадеев A.B. — М.: УЛВ, 1983. — 125 с.
- Ислам. Проблемы идеологии, права, политики и экономики/-Отв. ред. Ионова А. И. М.: Наука, 1985. — 279 с.
- Ислам: Религия, общество, государство./-Отв. ред. Грязне-вич Л.А., Прозоров С. М. М.: Наука, 1984. — 285 с.
- Ислам. Краткий справочник. М.: Наука, 1983. — 158 с.
- История политических и правовых учений. Древний мир. / Отв. ред. Нерсесянд B.C. М.: Наука, 1985. — 349 с.
- История политических и правовых учений. Средние века и Возрождение. / Отв. ред. Нерсесянц B.C. М.: Наука, 1986. -349 с.
- Касымжанов А.Х. .Аль-Фараби. М.: Мысль, 1982. — 198 с.
- Керимов Г. М. Аль-Газали и суфизм. Баку: Элм, 1969. — 135 о.- 323 4
- Керимов Г. М. Шариат и его социальная вущность. М.: Наука, 1978. — 223 с.
- Кирабаев Н.С. Социальная философия мусульманского Востока. -М.: УДН, 1987. 175 о.
- Клочков В.В. Религия, государство, право. М.: Мысль, 1978. -287 с.
- Крымский А.Е. Очерк развития суфизма до конца Ш в. Гижры. -М., 1895. 48 с.
- Лей Г. Очерк истории средневекового материализма. М.: йност. лит-ра, 1962. — 587 с.
- Лосев А.Ф. История античной эстетики. Софисты, Сократ. Платон. М.: Искусство, 1969. — 715 с.
- Лосев А.Ф. История античной эстетики. Высокая классика. М.: Искусство, 1974. — 598 с.
- Майоров Г. Г. Формирование средневековой философии. Латинская патристика. М.: Мысль, 1979. — 431 с.
- Малинин В.А. Теория истории философии: наука и ее проблемы. -М.: Наука, 1976. 249 с.
- Массэ А. Ислам. Очерк истории. М.: Наука, 1982. — 191 с.
- Методологические и мировоззренческие проблемы философии стран Востока. М.: Институт философии АН СССР, 1986. — 4.1 -89 с.
- Мец А. Мусульманский Реннессанс. М.: Наука, 1973. — 473 с.142 143 144 145 146 143 118 860 163 461 703 161 348 096- 324
- Мусульманский мир. 950−1150. / Отв.ред. Наумкин В. В., Пиотровский М. Б. М.: Наука, 1981. — 312 с. Негря Л. В. Общественный строй Северной и Центральной Аравии в У-УП вв. — М.: Наука, 1981. — 156 с.
- Нерсесянц B.C. Политические учения Древней Греции. М.: Наука, 1979. — 263 с.
- Ойзерман Т.Н. Проблемы историко-философской науки. М.: Мысль, 1982. — 301 с.
- Очерки истории арабской культуры У-ХУ вв. / Отв.ред. Большаков О. Г. М.: Наука, 1982. — 440 с.
- Петрушевский И.П. Ислам в Иране. УП-ХУ вв. Л.: ЛГУ, 1966. 400 с.
- Платон и его эпохи. / Отв. ред. Кессиди Ф. Х. М.: Наука, 1979. — 316 с.
- Религия и общественная мысль стран Востока. М.: Наука, 1974. — 336 с.
- Ренан Э. Аверроэс и аверроиэм. Собр. соч. в ХП т. — Киев: Б.К.фуке, 1902. — Т.8−9.
- Роузентал Ф. Торжество знания. Концепция знания в средневековом исламе. М.: Наука, 1978. — 372 с. Сагадеев A.B. Ибн Рущд (Аверроэс). — М.: Мысль, 1973. -208 с.
- Сагадеев A.B. Ибн Си на (Авиценна). 2-е изд. — М.: Мысль, 1985. — 222 с.
- Сагадеев A.B. Философское наследие мусульманского мира и современная идеологическая борьба. М.: ИНИОН, 1987. — 51 с Садагдар М. Основы мусульманского права. — М.: УДН, 1968. -120 с. 156 157 158 159 160 147 968,163,164,165,166 167 168,169- 325
- Сатыбекова С.К. Гуманизм аль-Фараби. Алма-Ата: Наука, 1975. — 149 с.
- Семенова А.А. Из истории Фатимидского Египта. М.: Наука, 1974. — 264 с.
- Серебряков С.Б. Трактат Ибн Сини (Авиценны) о любви. -Тбилиси: Мецниереба, 1976. 176 с.
- Соколов В.В. Средневековая философия. М.: Высшая школа, 1979. — 448 с.
- Соколов В.В. Европейская философия ХУ-ХУП веков. М.: Высшая школа, 1984. — 448 с.
- Строева 1.В. Государство исмаилитов в Иране в Х1-ХШ вв. -М.: Наука, 1978. 274 с.
- Угринович Д.М. Введение в религиоведение. М.: Мысль, 1985 270 с.
- Угринович Д.М. Философские проблемы критики религии. М.: МГУ, 1965. — 349 с.
- Утченко СЛ. Политические учения Древнего Рима. М.: Наука 1977. — 256 с.
- Философия и ценностные формы сознания. / Отв.ред. Григорьян Б. Т. М.: Наука, 1978. — 348 с.
- Философское наследие народов Востока и современность. М.: Наука, 1983. — 245 с.
- Фролов Э.Д. Огни Диоскуров. Античные теории переустройства общества и государства. I.: ЖГУ, 1984. — 193 с.
- Фролова Б.А. Проблема веры и знания в арабской философии. -М.: Наука, 1983. 169 е.
- Хайруллаев М.М. Мировоззрение Фараби и его значение в истории философии, Ташкент: ФАН, 1987. — 355 с.
- Шаймухамбетова Г. Б. Арабоязычная философия средневековья и классическая традиция. М.: Наука, 1979. — 153 с.
- Яблоков Й.Н. Социология религии. М.: Мысль, 1979. — 182 сtf) на арабском языке
- Амин А. Фадзкр аль-ислам. Каир: Мактаба ан-нахда аль-мысрия, 1986. 332 с. Заря ислама.
- Аль-Абьяри И. Муавия раджуль аль-лази анша давля. Каир: Дар ан-нахда аль-мысрия. 1985. — 309 с. Муавия — основатель государства.- 327
- Авис С. Расаил иля-ль-имам аш-Шафии. Каир, Дар аш-шана ан-нашр, 1976. — 378 с.
- Амара М. Аль-мадия ва-ль-мисалия фи фальсафа Ибн Рушд. -Каир: Дар аль-маариф, 1983. НО с. Материализм и идеализм в философии Ибн Рушда.
- Амара М. Назара джадида иля-т-турас. Каир: аль-Муассаса аль-арабийя ли-д-дирасат вэ-я-нашр. 1979. — 269 с. Новый подход к наследию.
- Аль-Азиз С. А. Фалясифа аль-исламия. Каир. Матбуат ашчпааб, бб.г. 131 с. Мусульманские философы.
- Вахба М. Кысса аль-фальсафа. Каир: Дар аль-Маариф, 1985. -128 с. Философские очерки.
- Аль-Д&унди АД. Малик Ибн Анас имам дар аль-хиджра. Каир: Дар аль-Маариф. 1983. — 301 с. Имам Малик Ибн Анас.
- Аль-, 11жунди А. Х, Аль-имам аш-Шафии. Каир: Дар аль-Маариф, 1984. — 335 с. Имам аш-Шафии.
- Аль-Икаб A.M. Ибн Рушд. Каир: Дар аль-маариф, 1982. — 119 с.
- Аль-Ираки М.А. Ан-нузаа аль-аклийа фи фалсафат Ибн Рушд. -Каир: Дар аль-Маариф, Х979. 397 с. Рационализм в философии Ибн Рущда.
- Мадкур И. Фи-ль-фальсафа аль-исламия. Каир: Дар-аль-ма-ариф, 1983. — 4.1. — 216 с. Об исламской философии.
- Матар А.Х. Аль-фальсафа ас-сиясия мин Афлатон иля-ль-Маркс. Каир: Лар ас-сакафа, 1985. — 199 е., 1985. — 200 с. Политическая философия от Платона до Маркса.
- Мруве X. Ан-нузаат аль-маддия фи-ль-фальсафа аль-арабия аль-исламия. Бейрут: Дар аль-Фараби, 1978−1979. — Т.1−2. Материалистические тенденции в арабо-мусульманской философии.- 328
- Ан-йабрави Ф., Махна M.H. Татаввур аль-фикр ас-сияси фи^н>-ислам. Каир: Дар-аль-маариф, 1982. — T.I. — 432 о. Развитие политической мысли в исламе.
- Ан-Нимр A.M. Аль-Иджтихад. Каир: Дар аль-щурук, 1986. 397
- Ас-Сайд Р. Хасан аль-Банна. Муассаса джамиат аль-ихван альму слишн. Мате. кейфа. ва лимазе? Каир: Дар ас-оакафа аль-джадида, 1986. 248 с. Хасаи аль-Банна. Организация общества «братьев мусульман». Когда. как. и почему?
- Тизини Т. Мин ат-турас иля-с-савра. Бейрут: Дар Ибн Халь-дун, 1978. — 383 с. От наследия к революции.
- Ханафи X. Фи фикрина аль-муасыр. Бейрут: Дар-ат-танвир, 1983. — 336 е. О нашей современной мысли.
- Ханафи X. Аль-фикр ас-сияси ва-ль-иджтима фи-ль-ислам. -Каир. Дар аль-кутуб, 1978. 250 с. Социально-политическая1. Мысль' в исламе.
- Хараш М.Х. Ибн Таймия ас-салафи. Бейрут: Дар аль-кутуб аль-алямийа, 1984. — 190 с. Ибн Таймия-салафит.
- Аль-Хиджаб М.Ф. Аль-фальсафа ас-сиясия инда ихван ас-са-фа. Каир: Дар аль-маарифа, 1982. — 350 е. Политическая философия «чистых братьев».в) на западноевропейских языках
- Al-Azmeh A. Ibn Khaldoun. An essay in reinterpretation. L.: Frank Eass. 176p.
- Boisard M.A. L’humanisme de l’Islam.-P.: Michel, 1979.-436 p.
- Carra de Vaux В. Avicenne.-Amsterdam: Philo press, 1974.- 314p.- 329
- Carra de Vaux B. Gazali. Amsterdam: Philo press, 1974.-322 p.
- Corbin H. Histoire de la philosophie islamique.- P.: Gallimard, 1964.-383 p.
- Daiber H. The Ruler as Philosopher. A new interpretation of al-Farabi's view.- Amsterdam: North Holland Publishing Company, 1981.- 21 p.
- Fakhry M. Islamic occasionalism and its critique by Averroes and Aqkinas.-L.: Allen & Unwin, 1958.- 220 p.
- The Encyclopaedia of Islam, second edition.- Leiden: Brill, 1960−1977.- v.1−4.
- Fakhry M. A History of Islamic Philosophy,-N.Y.: Columbia Univ. press, 1970.-427p.
- Fischel W.J. Ibn Khaldoun and Tamerlane.- Berkeley -Los Angeles: Univ. of California press, 1952.- 149 p.
- Jansen G. Militant Islam.-L., Sydney: Pan books, 1979.-224 p.
- Jabre F- La notion de certitude selon Ghazali dans ses origenes psychologiques et historiques.-P.: Vrin, 1958.-474 p.
- Jabre F. La notion de la Ma’rifa chez Chazali.- Beirut: «Les lettres Orientales».- 1958.- 206 p.
- Hudgson M.G.S. The Venture of Islam.-Chicago L.: Univ. of Chicago press, 1974.-v.1−2.
- Lamt>ton A.K.S. State and Government in Medieval Islam.-Oxford: Univ. press, 1981.-363 p.
- Laoust H. La politique de Ghazali.- P.: Libr. Geuthner, 1970.- 414 p.
- Law in the Middle East/Khaddurl M. and Liebesny H. Washington: The Middle East Institute, 1955.- v.l.-383 p.
- Levy R. The Sociology of Islam.- Cambridge: The Univ. press, 1957.- 336 p.
- Lewis B. The Origins of Ismailism. A study of historical background of the Fatimid Caliphate.- Cambridge: Heffer, 1940.-114 p.
- Mahdi M. Ibn Khaldun’s philosophy of history.- L.: G. Allen and Unwin Ltd., 1981.- 325 p.
- Patton W.M. Ahmed ibn Hanbal and the Mihna.- Leiden: Brill, 1987.- 208 p.
- Peters F.E. Aristotle and the Arabs: the Aristotelian tradition in Islam.- N.Y.: Luzac, 1968.- 304 p.232″ Quasem M.A. The Ethics of al-Ghazali. A compositeethics in Islam.- Selangor: Petaling Jaya, 1975, — 273 p.
- Rosenthal E.I. Political Thought in Medieval Islam.
- Sardar Z. The Future of Muslim Civilazation.- L.: Croom Helm, 1979.- 288 p.
- Schacht J. The Origins of Muhammadan Jurisprudence.-Oxford: Clarendon press, 1950.- 348 p.
- Schacht J. An Introduction to Islamic Law.- Oxford: Clarendon press, 1966.- 304 p.
- Scholars, Saints and Sufis. Muslim Religious Institutions since 1500/ Ed. Keddic N.R.- Los Angeles Berkeley, etc. Univ. of California press, 1972.- 401 p.
- Shorter Encyclopaedia of Islam.- Leiden: Brill, 1953.
- Smith M.M. Al-Ghazali the Mystic. A study of the life and personality.- L.: Luzac and Co., 1944.- 237 p.
- Walzar R. Greek into Arabic. Essays on Islamic Philosophy Oxford: Cassirer, 1962, — 256 p.
- Watt M.W. A study of al-Ghazali.- Edinburgh: Univ. press, 1963.- 215 p.
- Watt M.W. The formative period of Islamic thought.-Edinburgh: Univ. press, 1973.- 424 p.246−247.248.
- Watt M.W. Free Will and Predestination in Early Islam, L.: Luzac, 1 948 181 p.
- Watt M.W. Islamic Philosophy and Theology.- Edinburgh: Univ. press, 1967.- 196 p.
- Watt M.W. Islamic political thought.- Edinburgh: Univ, press, 1968.- 186 p.
- Wensinek A.J. La pensee de Ghazali.- P.: Maisonneuve, 1940.- 201 p.
- Ацамба Ф.М., Надирадзе Л. И. Развитие феодализма в Арабском халифате. // Историография стран Востока. М., МГУ, 1977. • с.249−278.
- Бациева G.M. Шифа ас-саил. Трактат Ибн Хальдуна о суфизме// Ближний и Ср.Восток. История, культура, источниковедение. Сб. статей. — М., 1968. — с.40−46.
- Бациева С.М. Бедуине и горожане в «Мукаддиме» Ибн Хальдуна. //. Очерки истории арабской культуры У-ХУ вв. М.: Наука, 1982. — с.311−356.
- Батунский М.А. О некоторых тенденциях в современном западном исламоведении // Религия и общественная мысль народов Востока. M., 1971. — С.207−240.
- Башаров A.M. К вопросу об оценке мировоззрения Фараби и его отношение к суфизму в англо-американском востоковедении // Методологические воцросы истории развития средневековой философии народов Закавказья. Баку, 1982. — С.226−238.- 333
- Бирюков Д. В. О концепции человека в творчестве Фараби и Ибн Силы // Общеетв. науки в Узбекистане. Ташкент, 1980.2. С.32−39.
- Бирюков Д. В. Онтологическое содержание учения Ибн-Сины о человеке, его жизни и бессмертии: к 1000-летию со дня рождения Ибн Сины. // Вестник Каракалпакского филиала АН УзОСР, Нукус, 1980. В 3. — С.56−62.
- Боголюбов A.C. Этико-правовые воззрения Абу Ханифы ан-Нума-на // Палестинский сборник. М., 1969. — вып.19. — С.139−148.
- Боголюбов A.C. К вопросу о рационалистическом принципе ар-рай в раннемусульманской правовой науке. // Арабские страны. М., 1974. — С.25−29.
- Грязневич П.А. Проблемы изучения истории возникновения ислама. // Ислам. Религия, Общество. Государство. М.: Наука, 1984. — С.5−18.
- Ермаков Д.В. Ибн Ханбал и начало ханбалистства // Религии мира. История и современность. М., 1984. — С.175−189.
- Ибрагим Т.К. О некоторых методологических проблемах марксистского анализа философского наследия Арабского Востока // Философская и общественная мысль стран Азии и Африки. М., 1981. — C. I05-II3.
- Ибрагим Т.К. Философия калама. Автореф. докт.дис. М., 1984. — 48 с.
- Ибрагим Т.К. Атомистика калама и ее место в средневековой арабо-мусульманской философии: Автореф. канд.дао. М.: МГУ, 1978. — 19 с.
- Ибрагим Т.К. Материалистические тенденции в учении мутазили-тов. // Из истории философии освободившихся стран. М., 1983. — С.34−43.- 334
- Игнатенко A.A. Идейная борьба вокруг культурного наследия в арабских странах // Народы Азии и Африки. 1978. — Jfe I. -С.68−79.
- Кирабаев 5,3. Учение аль-Газали о свободе воли // Человек, сознание, мировоззрение. М.: 1979. — С.3−15.
- Кирабаев Н.С. Иолам и философия // Философская и общественная мысль стран Азии и Африки. М., 1981. — С.124−134.
- Кирабаев Н.С. Идея совершенства человека в этике аль-Газали // Философия зарубежного Востока о социальной сущности человека. М., 1986. — С.88−98.
- Кирабаев Н.С. Влияние арабо-мусульманской философии на западноевропейскую мысль в эпоху средневековья // Современные зарубежные исследования по средневековой философии. М., 1979. — С.46−56.
- Кирабаев Н.С. Теории государства в мусульманском правоведении // Классический ислам: Традиционные науки и философия. -М., 1988. С.-9−46.
- Кирабаев Н.С. Фикх, общество, человек в философии арабо-му-сульманского средневековья // Методологические и мировоззренческие проблемы истории философии стран Востока. М., 1986. — 4.1. — С.31−34.
- Майоров Г. Г. К вопросу об эволюции аристотелизма в средние века // Известия АН Тадж.ССР. Отделение общественных наук. -I98X. Я 2. — С.62−68.
- Милославская Т.П. Деятельность «братьев-мусульман» в странах Востока. // Ислам в странах Ближнего и Среднего Востока. М., 1982. — С.7−24.
- Надирадзе Л.И. Вопросы общественно-экономического строя государства арабов и халифата УП-УШ вв. в советской историо- 335 графин // Историография стран Востока: Проблемы социально-экономической истории феодализма в странах Востока. М., 1969... .
- Наумкин В.В. Концепция «тарика» в произведении Газали. Возрождение религиозных наук // Народы Азии и Африки. М., 1970. № 6. — G.123−129.
- Наумкин В.В. Трактат Газали «Воскрешение наук о вере» // Абу Хамид Аль-Газали. Воскрешение наук о вере. М., 1980. -С.9—86.
- Наумкин В.В. К вопросу о хасса и амма (традиционная концепция «элиты» и «массы» в мусульманстве). // Ислам в истории народов Востока. М., 1981. — С.40−50.
- Наумкин В.В., Пиотровский М. Б. Х-ХП вв. в истории народов Ближнего и Среднего Востока. «Эпоха трансформации»? // Мусульманский мир- 950−1150. — М., 1981. — C.3-I5.
- Петрушевский И.П. К истории рабства в халифате в У1-Х вв. // Народы Азии и Африки. М., 1971. — Л 3, — с.
- Почта Ю.М. Диалектика общего и особенного в становлении и развитии арабо-мусульманского общества: Автореф. канд.дис. -М., 1982. 18 с.
- Сагадеев A.B. Идея гармонической личности в мусульманском средневековье // Гармоничный человек. Из истории идей о гармонически развитой личности. Сб.статей. М.: Искусство, 1965. — С.41−60.
- Сагадеев A.B. Очеловеченный мир в философии и искусстве мусульманского средневековья // Эстетика и жизнь. М., 1974, • Вып. 3. — С.453−489.
- Сагадеев A.B. Статус философии в «теологизированном» обществе средневекового мусульманского Востока // Из истории фи- 336 лософии освободившихся стран. М., 1983. — С.3−33.
- Сагадеев A.B. Об интеллектуальном счастье, о счастье гражданском и о счастье согласно «россказням и бредням старух» // Социальные, этические и эстетические взгляда аль-Фараби. -Алма-Ата, 1984. С.98−114.
- Сагадеев A.B. Учение Ибн Рушда о соотношении философии, теологии и религии и его истоки в трудах аль-Фараби // Аль-Фараби. Научна творчество. М., 1975. — С.120−144.
- Сагадеев A.B. Философская робинзонада Ибн Туфейля // Философия зарубежного Востока о социальной сущности человека. -М., 1986. С.54−78.
- Сагадеев A.B. Восточный перипатетизм (из истории средневекового материализма). Автореф.докт.дис. М., 1987. — 45 с.
- Соколов В. В. Партийность и историзм в истории философии // Вопросы философии. 1968. — .Л 4. — C. I04-II5.
- Степанянц М.Т. Философское наследие суфизма в современноммире // Философское наследие народов Востока и современность. -М., 1983. С.124−136.
- Сюкияйнен Л.Р. Структура мусульманского права // Мусульманское право. Структура и основные институты. М., 1984. -С.21−48.
- Сюкияйнен Л.Р. Средневековая политико-правовая мысль Арабского Востока // История политических и правовых учений. Средние века и Возрождение. М.: 1986. — С.150−187.
- Тегин Ю.Л., Филоник А. О. Исламский экстремизм в Египте (70-е годы) // Ислам, Проблемы идеологии, права, политики И экономики. М., 1985. — С.191−207.- 337
- Турсунов А. К мировоззренческой коллизии философского и теологического (на примере творчества Абу Али Ибн Сины) // Вопросы философии. 1980. — Jfc 7. — С.62−75.
- Шаймухамбетова Г. Б. К вопросу о становлении и сущности ара-боязычного перипатетизма. // Вопросы философии. 1979.1. Л 3. С.138−148.5. статьи на арабском языке
- Аяь-Алим М*А. Мафхум аз-заман фи-ль-фикр аль-араби аль ислами кадиман ва-хадисан // Дирасат фи-ль-^слам. Бейрут. 1981. — С. 103−136. / Понятие времени в арабо-мусульман-ской мысли в прошлом и настоящем.
- Мруве X. Мукаддимат асасия ли-дирасат аль-ислам // Дирасат фи-ль-ислам. Бейрут, 1980. — С.5−102. Основные посылки изучения ислама.
- Ханафи X. Сакафатуна аль-муасыра байна-ль-асаля ва-т-так-лид. II Аль-Адаб. Бейрут, 1970. — Л 5. — C. I4I-I54. — Наша культура — самобытность и эпигонство. в) щ зэдэдцревродейских дзыкэу
- Ahmed Z. Some aspects of political theology of Ahmed B. Hanbal// Islamic studies.- Islamabad, 1973.- v. XII, No.l. p. 53−66.
- El-Alem M.A. Le dualisme «terre-ciele» dans la pensee arabo-musulmane contemporaine// Pensee.- Paris, 1982.- No.229.- P.80−90.
- Beshir B.J. Fatimid Military Organisation// Der Islam.-Berlin N-Y., 1978.- Ed 55.- p.37−56
- Binder L. Al-Ghazali's theory of Islamic government//Muslim World. Hartford, 1955.- v.45, No.3.- p.229−241.
- Brockelman C. Al-Mawardi// Encyclopaedie de l’Islam.- Leide, P., 1931.- v.3.- p. 477.302.
- Chittick W.C. The perfect Man as the prototype of the Self in Suffism of Jami// Studia Islamica.- P., 1979.- v.49.- p.135−157.
- Dunlop D.M. Remarks on the Life and Works of Ibn Bajjah// Proceedings of the XXIInd Congress of Orientalists.- Leiden, 1959.-v.II.— p.188−196.
- QQ4 Ess, J. van. The Beginning of Islamic Theology// The Cultural Context of Medieval Learning/ Ed. J.E.Murdoch and E.D.Sylla.-Dordrecht, 1975.- p.87−111.
- Fakhry M. The contemplative ideal in Islamic philosophy. Aristotle and Avicenna// J. of the History of Philosophy.- Berkeley, 1976.-v.14, No.2- p.137−145.
- Fakhry M. Three varienties of mysticism in Islam// Intern. J. for philosophy of Religion.- The Hague, 1971.- v.2, No.4.- p.193−207.
- Faksh M.A. Theories of State in Islamic Political Thought// Arab J. of Social Sciences.- London, 1987.- v.2, No.l.- p.1−17.
- Gairdner W.H.T. Al-Ghazali's Miskat al-Anwar and Ghazali Problem// Der Islam.- Berlin, 1914.- p. 121−153.
- Gardner. Al-Ghazali as a Sufi// Muslim World.- Hartford, 1917.- v.VII.- p. 131−143.
- Gardet L. Fitna// The Encyclopaedia of Islam.- Leiden, 1964.-v.2. p.930−931.
- Gibb H.A.R. Constitutional Organisation// Law in the Middle East/ Ed. Khadduru M. and Liebesny H.J.- Washington, 1955.- v.l.- p.3−27.
- Gibb H.A.R. The Evolution of Government in Early Islam// Studia Islamica.- P., 1955.- No.4.- p.1−17.
- Gibb H.A.R. Al-Mawardi's Theory of the Caliphate// Studies on Civilization of Islam.- Boston, 1962.- p. 151−165.
- Jabre, Farid. La biographie et l’oeuvre de Ghazalie reconsidereesla lumiere des Tabaqat de Sobki//Melanges de l’Institut dominicain d’Etudes orientules de Caire (Mideo).-1954.-I.- p.73−102.
- Jadaane F. Les conditions socioculturelles de la philosophie islamique// Studia Islamica.- P., 1973.- No.38.- p.5−60.
- Abd-el-Jalil, J.M. Autour de la sincerite d’al-Gazzali// Melanges Louis Massignon.- Damascus, 1956.- v.I.- p.50−70.
- Keddie N.R. Symbol and Sincerity in Islam//Studia Islamica.- P., 1969.- p.27−63.
- Keddie N.R. Introduction// Scholars, Saints and Sufis/ Ed. Keddie N.R.-Los Angeles, 1972.- p. 1−14.325″ Lakhdar L. Why the reversion to Islamic Archaism?// Khamsin.- L., 1981.- No.8.- p.62−82.
- Lawrence B.B. Introduction: Ibn Khaldun and Islamic Ideology// J. of Asian and African Studies.- Leiden, 1983.- v.18, No.3−4.- p.154−165.1.wrence B.B. Ibn Khaldun & Islamic Reform// J. of Asian and African327.
- Studies.- Leiden, 1983.-v.18, No.3−4.- p.221−240.
- Leaman 0. Ibn Bajja on society and philosophy// Der Islam.- B., 1980.-Ed.57, No.1.- p.109−119.
- Leaman 0. Ibn Rushd on Happiness and Philosophy// Studia Islamica.-P., 1980.- No.52.- p. 167−181.33Q Lewis B. Some observations on Significance of Herecy in the History of Islam// Studia Islamica.- P., 1953.- No. l
- Little D.P. A new look at al-Ahkam al-Sultaniyya// Muslim World.-Hartford, 1974, — v.54, No.l.- p.1−15.
- Madelung W. Imama// The Encyclopaedia of Islam.- L., 1971.-v.3.-p. 1163−1169.
- Mahdi M. Science, Philosophy and Religion in Al-farabi's «Enumeration of the Sciences"// Boston studies in philosophy of science.-Dordreght-Boston, 1975.-v.26.- p.113−147.
- Makdisi J. The Hanbali School and Sufism// Humaniora Islamica.- P., 1974.- v.2.~ p.61−72.
- Merad A. Reformism in modern Islam// Cultures.- P., 1977.-v.4, No.l.- p.108−217.
- Mroue H. La place de patrimoine islamique dans la pensee contemporaine// Pensee.- P., 1982.- No.229.- p.51−61.
- S.H. Nasr. The western world and its challenges to Islam// The islamic Quarterly.- L., 1973.- v.17, No.1−2.- p.3−25.
- Najjar F.M. Al-Farabi on political science// The Muslim World.- Hartford, -v.48, No.2.- p.94−103.- 341
- Quasem M.A. Al-Ghazali in defence of Sufistic Interpretation of the Qoran// Islamic Culture.- Hyderabad, 1979,.- v.52.- p. 63−86.
- Khan Q. Ibn Taymiyah’s views on prophetic state// Islamic Studies.-Islamabad, 1964.- v.III.- p.521−530.
- Raza H. Ibn Khaldun Philosopher and Philosopher of History// The Islamic Review.- L., 1938.- v.36, No.10.- p.367−371.
- Renard J. Muslim ethics: sources, interpretations and challenges// Muslim World.- Hartford, 1979.- v.59, No.3.- p.163−177.
- Rosenthal E.I. The Place of Politics in Philosophy of Ibn Bajja// Islamic Culture.- Hyderabad, 1951.- v.25, No.l.- p.187−211.
- Rosenthal E.I. The Place of Politics in the PHilosophy of al-Farabi// Islamic Culture.- Hyderabad, 1955.- v.29, No.3.- p.157−178.
- Rosenthal F. Ibn Khaldun in his time// J. of Asian and African Studies.-Leiden, 1983.- v.18, No.3−4.- p.166−177.
- Royster J.E. Sufi Shaykh as Psychotherapist// Psychologia.- Kyoto, 1979.-v.22, No.4.- p.225−235.
- Shelaby N. Ilia and Qiyas in Early Islamic Legal Theory// J. of the American Oriental Society.- New Hawen, 1982.- v.102, No.l.- p.27−46.
- Schmidt N. Ibn Khaldun. Historian, sociologist and philosopher.-N-Y., 1930.- 67 p.
- Siegman H. The State and the Individual in Sunni Islam// Muslim World.-Hartford, 1964.- v.54, No.l.- p.14−26.
- Watt M.W. The Political Attitudes of Mutasilah// J. of the Royal Asiatic Society.- L., 1963.- p.38−57.