Национальный режим.
Экономика платных услуг
Впервые представленный в 2004 г., законопроект вызвал резкую критику в странах Западной Европы, особенно в Германии и Франции. Их власти настаивали на предъявлении к зарубежным компаниям тех же требований, что и к местным, опасаясь конкуренции на внутренних рынках со стороны компаний из стран Центральной и Восточной Европы — с более низкими налогами и зарплатой. В итоге было решено, что новые… Читать ещё >
Национальный режим. Экономика платных услуг (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Статья XVII. I устанавливает обязательства участников, касающиеся предоставления услуг и поставщиков услуг любого другого участника благоприятного национального режима:
«В секторах, содержащихся в его Перечне, и на условиях и требованиях, оговоренных в нем, каждый участник предоставляет услугам и поставщикам услуг любого другого участника в отношении всех мер, затрагивающих поставку услуг, режим не менее благоприятный, чем тот, который он предоставляет аналогичным внутренним услугам или поставщикам услуг».
В отличие от ст. XVI в ст. XVII нет полного перечисления мер, несовместимых с благоприятным национальным режимом, который участники обязуются предоставлять услугам и поставщикам услуг. Тем не менее п. 2 ст. XVII достаточно ясно указывает на то, что ограничения в предоставлении благоприятного национального режима распространяются на случаи дискриминации де-юре и де-факто.
Рассмотрим два примера ограничений благоприятного национального режима. Если отечественным поставщикам аудиовизуальных услуг предоставляются преференции при распределении частот вещания в пределах национальной территории, то эта мера является явно дискриминационной по отношению к природе поставщика услуг и таким образом представляет собой формальный отказ от предоставления не менее благоприятного национального режима (отказ де-юре). В другом случае мера, предусматривающая для поставщика услуг в качестве условия получения им соответствующей лицензии статус резидента, хотя формально и не вводит различий между поставщиками по принципу принадлежности к данному государству, де-факто создает менее благоприятный национальный режим для иностранных компаний, поскольку вероятность соответствия вышеуказанному требованию для них ниже, чем для отечественных компаний.
Особые обязательства участников можно трактовать как результат двухэтапного решения. Сначала каждый участник принимает решение, какой сектор услуг будет подпадать под действие статей о доступе на рынок и национальном режиме. Затем он должен решить, какие меры, нарушающие свободу доступа на рынок и/или ухудшающие национальный режим, соответственно будут продолжать действовать в отношении данного сектора. Предоставление неограниченного доступа на рынок при наиболее благоприятном национальном режиме будет равноценно полной либерализации торговли, и гибкая структура правил отражает желание большинства правительств избрать постепенный и компромиссный путь к открытию своих рынков.
Буквально все существующие обязательства в рамках Генерального соглашения по торговле услугами (за исключением тех, которые берут на себя те страны, которые вступают в ВТО1) закрепляют существующее положение, а не стимулируют либерализацию.
ВТО — это преемница ГАТТ, заключенного в 1947 г., осуществляющая с 01.01.1995 самостоятельную деятельность с целью регулирования торгово-политических отношений ее участников.
Страны, вступающие в ВТО (20 стран): Албания, Армения, Болгария, Камбоджа, Китай, Тайвань, Хорватия, Эквадор, Эстония, Грузия, Иордания, Киргизия, Латвия, Литва, Македония, Монголия, Непал, Оман, Панама.
В развитие международного сотрудничества в деле либерализации национальных рынков услуг и совершенствования государственного регулирования в этой области в ноябре 2006 г. Европейский парламент принял Закон «О либерализации рынка услуг». Важность этого закона обусловлена тем, что в сфере услуг в настоящее время сосредоточено почти 70% всех рабочих мест в Европе.
Впервые представленный в 2004 г., законопроект вызвал резкую критику в странах Западной Европы, особенно в Германии и Франции. Их власти настаивали на предъявлении к зарубежным компаниям тех же требований, что и к местным, опасаясь конкуренции на внутренних рынках со стороны компаний из стран Центральной и Восточной Европы — с более низкими налогами и зарплатой. В итоге было решено, что новые правила не будут распространяться пока на целый ряд секторов индустрии услуг, в частности, банковский и страховой бизнес, социальные, нотариальные услуги, здравоохранение и общественный транспорт, радио, телевидение и службы безопасности. Кроме того, в странах ЕС сохранятся национальные требования в отношении продолжительности рабочей недели, минимальной зарплаты, продолжительности ежегодного отпуска, а также права на забастовку и коллективные договоры с работодателями.
С 22 августа 2012 г. Россия стала полноправным членом ВТО, ратифицировав Протокол о присоединению к ВТО, в который входит и Перечень обязательств по услугам1.
Россия как член ВТО взяла на себя обязательства по допуску в той или иной мере иностранных юридических и физических лиц (из членов ВТО) в сфере услуг как внутри России, так и за границей, но с получателями из России. Перечень секторов услуг, по которым Россия принимает на себя обязательства, включает 63 наименования2, в том числе юридические, банковские, аудиторские, телекоммуникационные, образовательные, медицинские и др.
По оценкам специалистов, вступление России в ВТО окажет значительное влияние на многие аспекты национальной экономики, результаты которого могут проявляться как в виде выгод, так и потерь3. Прогнозируемые результаты, по мнению экспертов, могут быть следующими:
Федеральный закон РФ от 27.07.2012 № 126-ФЗ «О ратификации Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.*. www. Russia-WTO.ruwww.rospavo.ru.
Разсрфорд Т, Тарр Д. Г. Вступление России в ВТО: алиянис на макроэкономику, отдельные отрасли, рынок труда и домохозяйства. В кн.: Торговая политика и значение вступления в ВТО для развития России и стран СНГ. — М.: Изд-во «Весь мир», 2006. С. 465—467.
- 1. Рост стоимости потребления в среднесрочный период (около 7%) и больше в долгосрочный перспективе за счет увеличения прямых иностранных инвестиций, производимых многонациональными поставщиками благодаря принятым обязательствам по либерализации сферы услуг для иностранных инвесторов; повышение производительности вследствие получения импортных технологий в результате снижения российских тарифных барьеров; улучшения режима в отношении российских экспортеров при рассмотрении случаев антидемпинга;
- 2. Подавляющее большинство домохозяйств получает выгоду от вступления в ВТО. Ожидается, что сельские домохозяйства выиграют несколько меньше, чем среднее городское домохозяйство, а работники скорее всего получают больше выгод, чем владельцы капитала;
- 3. Несмотря на выгоды в среднеи долгосрочной перспективе, возможно, что в переходный период многие домохозяйства окажутся в проигрыше, поскольку возрастет безработица, особенно среди неквалифицированных работников, потребуются затраты на переобучение или перемещение рабочей силы, что потребует мощного государственного вмешательства;
- 4. Вступление в ВТО активизирует внутреннюю поддержку либерализации торговли и прямых иностранных инвестиций как шаг движения к открытой экономике. Это требует широких реформ во многих отраслях, закрепленных международным договором.
Ожидаемые выгоды от вступления России в ВТО связаны, по мнению экспертов, стремя ключевыми изменениями:
- • либерализация барьеров для прямых иностранных инвестиций в сфере бизнес-услуг увеличит объем потребления, снизит издержки, связанные с ведением бизнеса, и повысит производительность за счет лучшего доступа к многонациональным поставщикам услуг связи, банков, страхования, транспортных перевозок;
- • снижение тарифов в товарных отраслях и соответствующее улучшение распределения ресурсов, перемещение их в те отрасли, где они выше ценятся по мировым ценам;
- • улучшение доступа к рынку для российских экспортеров в отраслях, на которые распространяется антидемпинг. Поскольку Россия уже добилась либо двустороннего режима наибольшего благоприятствования, либо привилегированного статуса (в СНГ) в отношении с многими своими торговыми партнерами, то этот фактор даст небольшие изменения.
Кроме того, следует ожидать улучшение инвестиционного климата и прирост основного капитала. Позитивные сдвиги вступления России в ВТО возможны вследствие модернизации стандартов и процедур таможенной очистки, внедрения единого таможенного режима, принятия закона об интеллектуальной собственности и т. п.
Либерализация рынка услуг способна давать и негативные последствия. В России сфера услуг имеет довольно длительную историю развития в сравнении с теми странами, где она создавалась заново, что требует бережного сохранения всего того положительного, накопленного в предыдущий период (например, в системе образования, культуры и др.).
Либерализация может оказывать отрицательное воздействие на уровне благосостояния малообеспеченных слоев населения, поскольку возможен рост на некоторые услуги, хотя их качество улучшится (например, услуги телефонной связи, транспорта и т. п.). Рост цен на услуги при снятии ограничений на деятельность частных или иностранных компаний означает прекращение государственной поддержки. Вследствие этого при росте экономической эффективности может ослабляться или утрачиваться социальная справедливость. Эта тенденция проявляется неоднозначно в различных видах услуг. Там, где уровень развития услуги был низок, например, услуги телефонной связи в сельской местности, подобное противоречие малоощутимо. Либерализация финансовых услуг, в том числе банковского кредитования физических лиц, может привести к его удорожанию и сокращению доступности.
Либерализация неоднозначно воздействует на рынки факторов производства. Эффект перемещения факторов полностью зависит от того, являются они замещающими или дополняющими для услуг на внутреннем рынке. В одних случаях приток капитала и квалифицированных специалистов способен создавать новые рабочие места и рост зарплаты. В других случаях эффект масштаба, обеспечиваемый притоком иностранцев, увеличивает спрос на местную квалифицированную рабочую силу. Не исключены и ситуации, когда появление из-за рубежа новых технологий может привести к сокращению занятости местного населения, росту неквалифицированной безработицы, что обычно настораживает и требует реализации соответствующих профилактических мер.
Действительно, приток иностранного капитала способен восполнить его нехватку на внутреннем рынке, стимулировать слабые отечественные компании, приносить новые технологии и ноу-хау, эффективные формы управления. Однако ограничения на свободный вход в тот или иной вид сервисной деятельности могут быть оправданны, если имеется значительный рост эффективности вследствие экономии от масштаба либо в силу технологической нецелесообразности дублирования (например, в коммунальных услугах).
Ограничения на вход в тот или иной сегмент рынка услуг способны:
- • менять природу взаимоотношений должностных лиц и увеличивать вероятность сговора;
- • смягчать эффективное влияние конкуренции на производительность;
- • ослаблять способность регулирующего органа определять оптимальное количество игроков на рынке;
- • сдерживать сокращение издержек инфраструктуры.
Регулирование в условиях либерализации может быть необходимым с целью:
- • преодоления информационной асимметрии и представления потребителю полной и достоверной информации об услугах (например, сведений о безопасности транспортных, медицинских, надежности страховых, банковских услуг), для чего используются системы технической стандартизации, профессиональноквалификационные требования и т. п.);
- • обеспечения всеобщей доступности услуг, что выдвигается в качестве обязательного условия для вновь входящих компаний, получения лицензий; альтернативными вариантами обеспечения доступности услуг могут быть: а) введение всеобщего налога на услуги и аккумулирование средств в специальном фонде, финансирующем услуги для малообеспеченных слоев населения (например, так осуществлена установка телефонов в малых поселениях Чили); б) использование ваучеров на предоставление услуг в разных областях от образования до энергетики, что гарантирует адресное субсидирование потребителя, исключает ценовые перекосы для сохранения доступности услуг, дает потребителю возможность выбора поставщика услуг (полисы обязательного медицинского страхования, жилищные субсидии, субсидии на оплату коммунальных услуг и т. п.).