Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Интернет-технологии в политическом менеджменте

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Достижению этой же цели способствует проект «Электронный парламент», идея которого была опубликована в апреле 2012 г. Предполагается, что пользователи соответствующего портала являются составной частью электронного правительства. На портале они смогут не только публиковать свои предложения (на сайте есть премодерация), но и проголосовать за другие инициативы (по одному разу за любое число… Читать ещё >

Интернет-технологии в политическом менеджменте (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Электронное правительство и политический менеджмент

Современное государство как основной субъект политического менеджмента широко использует управленческий потенциал электронных технологий управления, в том числе в рамках политического процесса. Эта сторона государственно-управленческой деятельности раскрывается главным образом в рамках понятия «электронное правительство». При наличии множества аспектов и трактовок этого явления в узком смысле электронное правительство можно понимать как совокупность всех информационных систем органов власти и органов местного самоуправления. В более широком смысле электронное правительство — это способ взаимодействия органов власти между собой, а также с бизнесом и гражданами с помощью информационных технологий.

Причем тут политический менеджмент? Дело в том, что в процессе разработки и внедрения элементов электронного правительства неминуемо захватывается и область связи государственных органов с бизнес-структурами, институтами социальной сферы и отношений с гражданами. Иначе говоря, формируется качественно иная среда публичной политики, всех общественных отношений, в рамках которых реализуются технологии политического менеджмента. Вот почему политическому менеджеру необходимо иметь представление о структуре и специфике системы современного электронного правительства и овладевать навыками и умениями использования инструментов этого феномена в целях реализации конкретных политико-управленческих проектов.

Формирование электронных технологий осуществления правительственной деятельности изменяет сам характер управления, в том числе и политического менеджмента. В информационном обществе, по сравнению с традиционным, осуществлением властных полномочий происходит становление новой структуры и принципов управления, которое в концептуальном ключе все более сосредоточивается в понятии governance. Отмечая сложность перевода этого понятия на русский язык, авторы учебника «Государственная политика и управление» определяют его общий смысл в том, что управленческие действия и организации становятся менее жесткими, детальными и нормативно ограниченными; управление базируется скорее на горизонтальных, чем вертикальных связях.

В современной политико-управленческой науке выделяются различия между традиционным осуществлением власти и новым управлением. Так, процессы принятия решений традиционно строились на контроле и выполнении команд, теперь основными параметрами становятся согласие и договор. Традиционное управление большое внимание уделяет праву и регламентам, современное — непринудительным нормам, коллективным рекомендациям, моральным соглашениям. Традиционная власть осуществлялась правительствами, бюрократией и парламентами, новое управление в условиях сетевого общества все больше включает в публичную власть такие формы, как комиссии, форумы, большие демократически организованные группы. Если ранее информация для управления была централизованной и засекреченной, то сейчас информация становится распределенной, открытой, а информационные процессы становятся сетевыми, включают сетевые форумы, образование и др.

Выделяют три основных элемента электронного правительства:

  • электронная демократия и участие — предназначены для формирования общественного мнения и выработки решений через электронные средства (голосование, гражданские сети и т. д.);
  • электронные производственные сети — являются формами сотрудничества между публичными и частными институтами через электронные средства;
  • электронные общественные услуги — предназначены для удовлетворения потребностей получателей, частных лиц или компаний через местные, региональные или национальные порталы.

В рамках концепции создания и развития электронного правительства определяется его основная цель — предоставление информации и оказание определенного набора государственных услуг гражданам, предпринимателям и государственным чиновникам, при этом личное взаимодействие между государством и потребителями минимизировано.

Среди основных направлений функционирования электронного правительства можно выделить следующие виды взаимодействия:

  • • между государством и гражданами;
  • • между государством и бизнесом;
  • • между различными ветвями государственной власти;
  • • между государством и государственными служащими.

Следует подчеркнуть, что электронное правительство не является дополнением или аналогом традиционного правительства, а лишь определяет новый способ взаимодействия чиновников с гражданами в целях повышения эффективности предоставления государственных услуг. При этом акцент делается не только на технологической стороне вопроса, но и на изменении всей системы государственного управления, ее внутренней структуры и взаимоотношений с бизнесом и гражданами.

Организация Объединенных Наций регулярно публикует аналитические обзоры о практике внедрения и использования электронного правительства в различных странах мира. На основе показателей развитости веб-услуг электронного правительства, телекоммуникационной инфраструктуры и степени готовности населения к подобным нововведениям рассчитывается специальный индекс E-government readiness (индекс готовности к использованию электронного правительства). Последнее такое исследование было опубликовано в 2008 г. и охватило 192 государства. В первую тройку стран, которые наиболее успешно применяют современную практику государственного управления, вошли Швеция, Дания и Норвегия. В 2010 г., по мнению международных экспертов, электронное правительство наиболее эффективно функционировало в Сингапуре и Эстонии.

Концепция формирования в Российской Федерации электронного правительства на период до 2010 г. была утверждена постановлением Правительства РФ от 16 августа 2007 г. в качестве дополнения к Федеральной целевой программе «Электронная Россия (2002—2010 гг.)». Однако в первые годы ее реализации практически не было значимых результатов. Единственным комплексным решением можно назвать портал www.gosuslugi.ru, запущенный в конце 2009 г.

Переломным стал 2010 г., когда начали появляться практические результаты в сфере формирования электронного правительства. В октябре 2010 г. Правительство РФ утвердило государственную программу «Информационное общество (2011—2020 гг.)». Основная цель программы — повышение качества жизни граждан и улучшение условий развития бизнеса. Программа состоит из следующих направлений:

  • • Электронное государство. Повышение эффективности государственного управления;
  • • Развитие российского рынка ИКТ и российских технологий;
  • • Обеспечение перехода к цифровой экономике;
  • • Преодоление цифрового неравенства и создание базовой инфраструктуры информационного общества;
  • • Обеспечение безопасности в информационном обществе;
  • • Развитие цифрового контента. Перевод контента в электронный вид. Расходы федерального бюджета на «Информационное общество» оцениваются в 123,1 млрд руб. ежегодно. По мнению разработчиков программы, ее успешная реализация позволит России к 2020 г. войти в первую десятку стран мира по индексу развития информационных технологий и в двадцатку стран по рейтингу развития электронного правительства и сетевого общества.

Принятие указанной программы призвано существенно ускорить внедрение технологий электронного правительства. Если на сентябрь 2010 г. лишь один российский регион (Республика Татарстан) начал работу с системой электронного правительства, то к лету 2012 г. подобная работа велась уже в абсолютном большинстве регионов страны. По итогам 2011 г. Россия заняла 27-е место в мире в рейтинге электронного правительства ООН, улучшив свои позиции на 32 пункта (в прошлом рейтинге она находилась на 59-м месте).

За два года работы Единого портала госуслуг на нем зарегистрировалось более 1 млн человек, а число посещений в месяц превышает 7 млн1. Только в Санкт-Петербурге за период с 2007 г. по конец августа 2012 г. было зафиксировано 31 209 052 посещения Единого портала государственных услуг[1][2].

Инфраструктура электронного правительства России состоит из выстроенных на унифицированной технологической платформе путем объединения на единой телекоммуникационной основе функциональных элементов:

  • • информационных систем федеральных органов исполнительной власти;
  • • информационных систем субъектов РФ;
  • • информационных систем органов местного самоуправления;
  • • элементов инфраструктуры общественного доступа — центров доступа в общественных приемных;
  • • библиотек и ФГУП «Почта России»;
  • • ведомственных и региональных центров телефонного обслуживания;
  • • сайтов государственных органов в сети Интернет;
  • • региональных многофункциональных центров оказания услуг. Кроме оказания услуг для граждан и организаций и создания инфраструктуры электронного правительства предполагается построение информационно-аналитических систем для повышения эффективности государственного управления, мониторинга социально-экономического развития.

Таким образом, можно констатировать, что в настоящее время в России созданы концептуальные основы электронного правительства, происходит массовое внедрение ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) в деятельность государственных и муниципальных органов власти.

Эффективное использование современных возможностей ИКТ позволяет постепенно перейти от концепции электронного правительства {e-government) к концепции электронного управления {e-governance). Если в основе концепции электронного правительства лежат понятия открытости правительственной информации и предоставления публичных услуг онлайн, то новое мышление и новый стиль управления должны базироваться на таких понятиях, как сотрудничество, взаимодействие, участие и координация. Именно такие характеристики общественных процессов наиболее адекватны сущности политического менеджмента. Основными задачами электронного правительства являются:

  • • поддержка и расширение возможностей самообслуживания граждан;
  • • рост технологической осведомленности и квалификации граждан;
  • • повышение степени участия всех избирателей в процессах руководства и управления страной;
  • • снижение воздействия фактора географического местоположения. В структурном отношении электронное правительство представляет собой систему специализированных органов, механизмов и правил, обеспечивающих реализацию государственной политики в области информатизации, непосредственно ориентированных на формирование условий для становления информационного общества, создание таких параметров российского государства, при которых это государство может рассматриваться как информационное общество.

Из каких реальных материальных и организационных параметров складывается инфраструктура современного российского электронного правительства? На первом плане находятся по крайней мере четыре платформы, включающие в себя решение комплексов задач, требующих соответствующего управления, координации и правового регулирования:

  • • развитие производства, адаптация ИТ и технологий коммуникаций (связи);
  • • включение потенциала ИКТ в рынок — внутренний и внешний;
  • • использование потенциала ИКТ для создания сетевого и системно организованного информационного взаимодействия всех видов структур гражданского общества (информационного пространства государства, страны);
  • • превращение ИКТ в реальный источник инноваций во всех сферах жизни общества и человека.

Таким образом, создание электронного правительства должно обеспечить не только более эффективное и менее затратное администрирование, но и кардинальное изменение взаимоотношений между обществом и правительством. В конечном счете это приведет к совершенствованию демократии и повышению ответственности власти перед народом.

Сходная цель лежит в основе уже действующего проекта «Электронная демократия», являющегося составным элементом системы электронного правительства Российской Федерации. Система «Электронной демократии» (единая коммуникационная платформа) представляет собой инструмент участия граждан в вопросах государственного и муниципального управления. Основное назначение системы — содействие в развитии гражданского общества и повышение качества работы региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления[3].

Она предназначена для публичного обсуждения тем, формирования и отправки в организации (органы государственной власти и местного самоуправления, коммерческие структуры и др.) открытых публичных коллективных обращений граждан и публичной оценки гражданами полученных от организаций ответов.

Разработчики пилотной версии системы «Электронная демократия» предполагают, что она не только станет эффективным инструментом участия граждан в вопросах государственного и муниципального управления, но и повысит степень открытости государства и развития институтов демократии в целом. Поэтому в перечень основных целей данного проекта включены такие, как поддержка институтов и процедур публичной самоорганизации граждан на всех уровнях общественно-политической деятельности и популяризация среди населения законных практик применения ИКТ в сфере общественно-политической деятельности.

Система «Электронной демократии» обеспечивает гражданам и организациям единую «точку входа», которая дает возможность участвовать в принятии управленческих решений, в публичных обсуждениях официальных документов и контроле деятельности органов власти.

В рамках этого проекта существует перечень основных субъектов, задействованных в рамках «Электронной демократии», среди которых:

  • • Президент Российской Федерации;
  • • законодательная власть;
  • • исполнительная власть;
  • • судебная власть;
  • • органы местного самоуправления;
  • • коммерческие организации;
  • • некоммерческие организации;
  • • государственные предприятия;
  • • СМИ;
  • • образовательные учреждения.

Достижению этой же цели способствует проект «Электронный парламент», идея которого была опубликована в апреле 2012 г. Предполагается, что пользователи соответствующего портала являются составной частью электронного правительства. На портале они смогут не только публиковать свои предложения (на сайте есть премодерация), но и проголосовать за другие инициативы (по одному разу за любое число предложений) и ознакомиться с мнением экспертов, которым тоже предоставлено право голосовать за любые инициативы. На первом этапе произойдет объединение баз документооборота Госдумы и Совета Федерации с подключением региональных парламентов, а далее и муниципалитета. На втором этапе предполагается создание парламентского портала для населения. После авторизации любой человек может внести законодательные предложения. Предложения, которые соберут на портале достаточно голосов независимых экспертов и посетителей сайта, будут затем рассмотрены в Думе.

В отечественных социальных сетях активно создаются и функционируют такие формы виртуальной демократии, как механизмы сетевой коммуникации граждан и коллективного обсуждения социально значимых проблем и вопросов общественно-политической тематики в режиме онлайн; формирование онлайн-сообществ, включая механизмы планирования и реализации гражданских инициатив и проектов коллективных действий; сетевая коммуникация граждан с органами власти, включая инструменты воздействия на принятие решений и гражданский контроль за деятельностью органов власти и др.

Современные исследователи все чаще говорят о наиболее высоком этапе развития электронного правительства, когда оно включается в систему «Электронной демократии», позволяющей осуществлять электронное голосование, сетевые публичные форумы, сетевые социологические обследования и т. д. Если предыдущие стадии развития электронных услуг относятся к сетевым публичным услугам в административной сфере, то современная стадия подчеркивает сетевую политическую активность граждан.

Еще дальше идет в своих рассуждениях известный эксперт в вопросах демократического развития Дж. Кин, прогнозирующий в книге «Жизнь и смерть демократии» наступление эры «мониторинговой демократии». В этих условиях усвоение сущности и технологии функционирования электронного правительства приобретает в рамках политического менеджмента важнейшее значение.

  • [1] http://www.gosuslugi.ru/pgu/news/view/307
  • [2] На начало 2012 г. на портале в электронном виде было доступно 140 государственных услуг федерального уровня и 371 региональная. Всего же на сайте размещенаинформация о более чем 34 тыс. госуслугах.
  • [3] В настоящее время работает Единый портал электронной демократии РоссийскойФедерации: www. e-democratia.ru.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой