Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Евразийский союз. 
Россия в глобальной политике

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Евразийский союз — проект, открытый для присоединения других партнеров, и прежде всего стран Содружества. Не исключено в будущем участие в его структурах и стран за пределами постсоветского пространства. В СМИ, в частности, обсуждается возможность участия в ЕАС Турции — страны, остро нуждающейся в подключении к мировым интеграционным процессам, все многолетние усилия которой вступить в Евросоюз… Читать ещё >

Евразийский союз. Россия в глобальной политике (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Евразийский союз (ЕАС) — проект конфедеративного союза государств с единым политическим, экономическим, военным, таможенным, гуманитарным, культурным пространством, предполагаемого к созданию на базе союза Беларуси, Казахстана, России и соответствующих отраслевых тесных интеграционных структур СНГ — Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), Единого экономического пространства (ЕЭП), Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ), Таможенного союза (ТС).

Мнение президента.

«Убежден, создание Евразийского союза, эффективная интеграция — это тот путь, который позволит его участникам занять достойное место в сложном мире XXI века. Только вместе наши страны способны войти в число лидеров глобального роста и цивилизационного прогресса, добиться успеха и процветания"1.

Становление ЕАС идет аналогично (на базе существующих отраслевых структур) ЕС и другим подобным региональным объединениям. ЕАС строится по модели мощного наднационального объединения, способного стать самодостаточным рынком (население которого должно составлять не менее 200—250 млн чел.) и одним из геополитических полюсов современного мира, играющего при этом роль эффективной связки между Европой и динамичным Азиатско-Тихоокеанским регионом[1][2].

Практическая реализация проекта ЕАС в полном объеме существенно затруднена политическим кризисом на Украине и приходом к власти в Киеве ультранационалистических сил. Тем не менее движение в направлении интеграции продолжается и принимает все более осязаемые формы. В начале 2012 г. приступили к реализации важнейшей интеграционной инициативы — ЕЭП, объединившей экономические пространства России, Белоруссии и Казахстана.

Этот интеграционный модуль возник под непосредственным воздействием мирового финансового кризиса, побудившего государства искать новые ресурсы для экономического роста. При этом внимание, естественно, было обращено на стимулирование производственных и торговых связей, не зависящих от перепадов текущей политической и любой иной конъюнктуры.

Первоначально достижение этой цели планировалось в рамках созданного в 2000 г. ЕврАзЭС. И, в конце концов, именно логика тесного, взаимовыгодного сотрудничества, понимание общности стратегических национальных интересов привели Россию, Белоруссию и Казахстан к формированию Таможенного союза.

1 июля 2011 г. на внутренних границах трех стран СНГ был снят контроль за передвижением товаров, что завершило формирование полноценной единой таможенной территории с ясными перспективами для реализации самых амбициозных деловых инициатив. Создание ТС позволило сделать шаг к Единому экономическому пространству с унифицированным законодательством, свободным передвижением капиталов, услуг и рабочей силы. Создан мощный даже по общемировым критериям рынок с более чем 165 млн потребителей.

Принципиально важно, что ЕЭП будет базироваться на согласованных действиях в ключевых институциональных областях: макроэкономике, обеспечении правил конкуренции, в сфере технических регламентов и сельскохозяйственных субсидий, транспорта и тарифов естественных монополий. При этом в полной мере учитывается положительный и негативный опыт евроинтеграции, творчески применяется, в частности, практика Шенгенских соглашений, ставших основой единой визовой и миграционной политики.

Существенно и то, что в рамках ЕЭП создаются и надгосударственные структуры, в которых будут работать независимые от государств-членов служащие.

Следующим важным этапом на пути к единому рынку трех постсоветских государств стало подписание 29 мая 2014 г. президентами России, Белоруссии и Казахстана договора о создании с 1 января 2015 г. Евразийского экономического союза (ЕАЭС), к которому помимо трех государствоснователей в 2015 г. присоединились также Армения и Кыргызстан.

Провозглашены поэтапное введение свободного передвижения капиталов, рабочей силы, товаров и услуг и равный доступ к транспортной и энергетической инфраструктурам. Увеличится число межгосударственных структур: в дополнение к существующему наднациональному ведомству — Евразийской экономической комиссии — планируется создать еще комиссию по сырьевым ресурсам, международный евразийский арбитраж, инвестиционный банк ЕАЭС.

Мнение эксперта Создание ЕАЭС стало первым шагом на пути к собственной валюте и экономической зоне, способной конкурировать с ЕС[3].

В перспективе совершенствование сотрудничества в рамках ЕАЭС позволит выйти на следующий, более высокий уровень интеграции — к Евразийскому союзу (ЕАС). При этом имеется в виду создать модель мощного наднационального объединения, способного стать одним из полюсов современного мира и при этом играть роль эффективной связки между Европой и динамичным Азиатско-Тихоокеанским регионом.

Помимо прочего это означает, что на базе ТС и ЕЭП необходимо перейти к более тесной координации экономической и валютной политики, создать полноценный экономический союз. Это позволит странам-членам совместно с другими акторами глобального политического процесса участвовать в обеспечении стабильности мировой экономики. Посредством сложения природных ресурсов, капиталов, человеческого потенциала ЕАС сможет быть конкурентоспособным в индустриальной и технологической гонке, соревновании за инвесторов, за создание новых рабочих мест и инновационных производств.

Кроме того, путем постепенного слияния существующих структур — Таможенного союза, Единого экономического пространства — Евразийский союз послужит своего рода центром дальнейших интеграционных процессов. При этом ЕЛС не будет дублировать СНГ. Каждая из этих организаций играет свою роль на постсоветском пространстве. Россия совместно с партнерами намерена активно работать над совершенствованием институтов Содружества, насыщением его практической повестки.

СНГ, в частности, могло бы инициировать конкретные проекты в сфере энергетики, транспорта, высоких технологий, социального развития, гуманитарного сотрудничества в науке, культуре, образовании, регулирования рынков труда, создания цивилизованной среды для трудовой миграции. Экономической основой Содружества должен стать максимально либерализованный торговый режим. По инициативе России в октябре 2011 г. страны — участницы СНГ (Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Россия, Украина1) подписали Договор о зоне свободной торговли (ЗСТ), базирующийся на принципах Всемирной торговой организации (ВТО) и нацеленный на полномасштабное снятие разного рода барьеров.

Объем преференций и освобождений от импортных тарифов, предоставляемых по Договору о ЗСТ, исчисляется многими миллиардами долларов. Этим отчасти объясняется тот факт, что пришедший к власти в Киеве в феврале 2014 г. радикальный националистический режим столкнулся с целым рядом сложных финансовых проблем при первой же попытке свернуть экономические связи с Россией и другими странами Содружества. Выход из СНГ обойдется Украине в десятки миллиардов долларов. Количество экономических договоров, подписанных в рамках Содружества, исчисляется сотнями. Если Украина откажется от сотрудничества, будут отменены все льготы и преференции, введенные в рамках ЗСТ, и введены таможенные пошлины, а к качеству украинских товаров будут выдвигать более строгие требования. Ущерб от этого вряд ли будут компенсировать США или страны Евросоюза.

Мнение эксперта Свободная торговля — это торговля без импортных тарифов и без количественных ограничений, за исключением строго определенных случаев, когда они могут вводиться. Отличие от нынешней системы, которая в СНГ сложилась за 20 лет, заключается в том, что мы перешли от двусторонних соглашений к одному многостороннему соглашению[4][5].

С. Ю. Глазьев, ответственный секретарь комиссии ТС

Евразийский союз — проект, открытый для присоединения других партнеров, и прежде всего стран Содружества. Не исключено в будущем участие в его структурах и стран за пределами постсоветского пространства. В СМИ, в частности, обсуждается возможность участия в ЕАС Турции — страны, остро нуждающейся в подключении к мировым интеграционным процессам, все многолетние усилия которой вступить в Евросоюз до сих пор оказываются тщетными. Сотрудничество Турции с ЕАС подчеркнуло бы евразийский характер Союза.

При этом важно уяснить очень важный вопрос о взаимосвязи и взаимозависимости процессов евразийской интеграции в структурах, объединяющих постсоветские страны, и евроинтеграции в рамках Европейского союза (ЕС).

  • [1] Путин В. В. Новый интеграционный проект для Евразии — будущее, которое рождается сегодня // Известия. 2011. 4 окт. То же см.: URL: http://www.ruvek.info/?action=view&id=6153&module=articles
  • [2] Там же.
  • [3] Интервью доцента кафедры международного бизнеса ВШЭ II. Карповой газете «Известия» 30 мая 2014 г. // URL: http://izvestia.ru/news/571 692
  • [4] Узбекистан присоединился к Договору о ЗСТ в особом порядке в соответствиис отдельным протоколом; Таджикистан пока воздерживается от ратификации.
  • [5] Страны СНГ объединит зона свободной торговли // Мир 24. URL: http://mir24.tv/news/community/4 357 815
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой