Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Роль некоммерческих организаций в формировании и развитии гражданского общества в России: на примере Краснодарского края

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Эффективному взаимодействию органов государственной власти и некоммерческих организаций препятствует комплекс факторов: декоративный характер некоторых попыток городской и краевой власти построения диалога с общественными организациямичрезмерный бюрократизм органов государственной властиправовая неграмотность некоммерческих организаций при подаче заявок на гранты, при реализации проектов… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Концептуально-методологические основы исследования гражданского общества
    • 1. 1. Теоретико-методологические подходы к пониманию гражданского общества
    • 1. 2. Процесс формирования гражданского общества в России: исторический экскурс и современные реалии
    • 1. 3. НКО в процессе развития гражданского общества: концептуальные подходы к межсекторному взаимодействию
  • 2. Некоммерческие организации как элементы гражданского общества: современное состояние и перспективы развития
    • 2. 1. Институциональная основа участия граждан в управлении делами государства
    • 2. 2. Нормативная основа развития гражданского общества на региональном уровне
    • 2. 3. Практики взаимодействия органов государственной власти и некоммерческих организаций в Краснодарском крае

Роль некоммерческих организаций в формировании и развитии гражданского общества в России: на примере Краснодарского края (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В современных условиях качество государственного управления непосредственно связано с эффективностью и структурированностью публичной политики и институтов гражданского общества в целом. Мировая практика деятельности некоммерческих организаций (НКО) как одного из системообразующих элементов гражданского общества характеризуется постоянно возрастающим влиянием общественности на управленческие решения, тем самым, расширяя сферы самоуправления и утверждая активную гражданскую позицию. Они призваны способствовать политической стабильности, реализации конституционных прав граждан и эффективному решению социальных проблем общества.

Специфика российской действительности отличается разобщенностью гражданских структур, отсутствием устойчивых горизонтальных связей между ними, что влияет на эффективность их функционирования. Взаимовыгодное сотрудничество трех секторов — государственного, коммерческого и некоммерческого — может способствовать устойчивому развитию и консолидации демократии в России.

Актуальность проблемы подтверждается тем, что государственная власть в России уделяет большое внимание построению и развитию основных институтов гражданского общества, что отражено в ежегодных посланиях Федеральному Собранию Российской Федерации. Президент РФ Д. А. Медведев предложил системные решения по развитию гражданского общества и демократического государства.1 Некоммерческие организации, являясь действенной структурой гражданского общества, служат посредником между государством и населением, организуя публичный диалог по ключевым вопросам развития страны, регионов, местных сообществ.

1 Послание Федеральному Собранию Российской Федерации. 5 ноября 2008. Президент России// http://www.kremlin.ru/appears/2008/ll/05/1349type63372type63374type63381type82634208749.shtml.

Для улучшения эффективности государственной власти принята и реализуется Концепция административной реформы в России, которая предусматривает проведение мероприятий, в том числе разработку нормативно-правовой и методической базы, внедрение механизмов повышения открытости государственных и муниципальных органов, а также обеспечение совершенствования взаимодействия органов исполнительной власти и общества. В частности, необходимо создать действенные каналы влияния гражданского общества (граждан, организаций, делового сообщества) на подготовку и принятие затрагивающих их права и законные интересы решений органами исполнительной власти.

Повышение эффективности взаимодействия органов государственной власти и общества предусматривает внедрение новых механизмов участия гражданского общества в решении политических проблем. Некоммерческие организации получат возможность высказать свои предложения, направленные на улучшение положения тех групп, интересы которых они отстаивают. С учетом опыта многих некоммерческих организаций в проектной деятельности власти будет трудно отказаться от такой помощи.

Осознание необходимости в оптимизации межсекторного взаимодействия сформулирована не только НКО и органами власти, но и бизнес-сообществом. Бизнес-организации стали ощущать необходимость во взаимовыгодном сотрудничестве с некоммерческими организациями, прежде всего в сфере социальной политики, которое становится более системным и долгосрочным. Также выгода для бизнеса из этого взаимодействия заключается в выявлении и профилактике нефинансовых рисков.

На сегодняшний день теоретическое осмысление проблемы развития гражданского общества как результата общих усилий власти, общества, бизнеса и самих граждан позволит предложить не только подходы для эффективного решения задач по развитию институтов гражданского общества, но и эффективные механизмы трехсекторного взаимодействия, направленные на достижение конкретных результатов в сфере социальной политики.

Степень научной разработанности проблемы. Некоммерческие организации являются неотъемлемой частью гражданского общества. Соответственно, их анализ проистекает из трактовки гражданского общества и основных его институтов. Гражданское общество — это сфера жизнедеятельности отдельных индивидов, их групп и организаций, которые взаимодействуют между собой для достижения целей и относительно независимы от государства. Многоплановость работы обусловила применение различных концептуальных подходов и эмпирических материалов.

Основные подходы к пониманию государства и отделению от него общества начали формироваться в античной философии (Платон, Аристотель). Так рождение термина «гражданское общество» (котогпа ро1ШЫ) связано с трудами Аристотеля.

В Средневековье и Новое время разделяется представление о политике и обществе (Н. Макиавелли).4 Идея гражданского общества постепенно вырисовывается в трудах Т. Гоббса, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо5 и определяется как форма государственности, обладающая определенным социально-экономическим и духовным содержанием (Дж. Локк).6.

Понимание гражданского общества, основанного на универсальных правах человека и выступающего дифференциацией между семьей и государством, прослеживается в работах И. Канта и Г. Гегеля. Проблему взаимодействия гражданского общества и государства К. Маркс предложил.

2 Лосев А. Ф., Тахо-Годи А. А. Платон и Аристотель. М., 1993. Аристотель. Политика//Антология мировой политической мысли. М., 1997. Т.1.

3.Аристотель. Политика. Кн.4. (Д), X, 4//Сочинения в 4 т. М., 1983. Т. 4.

4 Макиавелли Н. Государь. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия. О военном искусстве. М., 1996.

5 Гоббс Т. Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского//Антология мировой политической мысли. М., 1997. Т.1. Локк Дж. Два трактата о правлении//Антология мировой политической мысли. М., 1997. Т.1. Руссо Ж. Ж. Об общественном договоре, или принципы политического права//Антология мировой политической мысли. М., 1997. Т.1.

6 Локк Дж. Два трактата о правлении//Антология мировой политической мысли. М., 1997. Т.1.

7 Кант И. Собрание сочинений. В 8 т. М., 1994. Т. 7. Гегель Г. Философия права//Антология мировой политической мысли. М., 1997. Т.1. решить путем обобществления государства и политики, уравнения государства с обществом.

В англо-американской либеральной традиции основное внимание сосредоточено на свободе как высшей из ценностей, саморегулятивной функции гражданского общества, защите от посягательства государства. Это — тенденция возвышения гражданского общества над государством (Т. Пейн, А. Токвиль, С. Милль).9.

В середине XX в. к главным ценностям гражданского обществадемократии, правам человека и рынку — добавляются новые: расширение публичной сферы, индивидуальные свободы личности, политический плюрализм, внедрение теории и практики социального партнерства и политического консенсуса во взаимоотношениях конкурирующих социальных групп и сил (Л. Альтюссер, П. Андерсон, Н. Боббио).10.

Функциональные аспекты деятельности структур гражданского общества и их роль в обеспечении стабильности современных государств рассматривается в работах Т. Парсонса, X. Арендт, Р. Арона, Ф. Шмиттера.11 С середины XX века гражданское общество становится неотделимым атрибутом демократии, определяются ее индикаторы, рассматривается функциональная сторона гражданского общества (Ю. Хабермас, А. Лейпхарт, Р. Дарендорф, Р. Патнэм, А. Сслигсон, М. Ольсен).12.

8Маркс К. К критике гегелевской философии права//Антология мировой политической мысли. М., 1997. Т.1.

9 Пейн Т. Здравый смысл. О происхождении и назначении правительственной власти, с краткими замечаниями по поводу английской конституции//Антология мировой политической мысли. М., 1997. Т.1. Токвиль А. Демократия в Америке//Антология мировой политической мысли. М., 1997. Т.1. Милль Дж. Ст. О свободе//Антология мировой политической мысли. М., 1997. Т.1.

10 Коэн Дж. Л., Арато Э. Гражданское общество и политическая теория. М., 2003.

11 Парсонс Т. О социальных системах. М., 2002; Arendt H. On Revolution//http.V/www.amazonxom/gp/reade^ R. Aron War and Industrial Society//http://www.questia.com/read/12 024 431?title=War %20and%20Industrial%20SocietyШмиттер Ф. Размышления о гражданском обществе и консолидации демократа! (//Полис. 1996. № 5.

12 Хабермас Ю. Теория коммуникативного действия//Вестник Моск. универ. Сер.7. 1993. № 4. Лейпхарт А. Демократия в многосоставных обществах: сравнительное исследование. M., 1997; Лейпхарт А. Сообщественная демократия/ДТолис. 1992. № 3., Дарендорф Р. После 1989. Размышления о революции в Европе. М., 1998; Putnam R. The Strange Disappearance of Civic America//http://www.prospect.org/cs/articles?aiticle=thestrangedisappearanceofcivicamericaSeligson A.L. Civic Association and Democratic Participation in Central America: A Test of Outnam Thesis//Comparative Political Studies. May 1999. Vol. 32. #32. Olson M. The Rise and Decline of Nations: Economic Growth, Stagnation, and Social Rigidities. New Have: Yale. Univ. Press, 1982.

Отечественная традиция отражает специфические проблемы становления гражданского общества. В работах Ю. Крижанича, И.

Посошкова, А. Радищева, М. Сперанского, Н. Карамзина, Н. Муравьева исследовались вопросы предпосылок формирования гражданского общества и его самоорганизации.

В связи с особым географическим положением России работы мыслителей XIX — начала XX веков были посвящены выбору пути дальнейшего развития России. Это такие течения как славянофильство (А. Кошелев, И. Аксаков, К Аксаков, А. Хомяков, И. Киреевский, Ю. Самарин), 14 западничество (П.Чаадаев, Н. Чернышевский, В. Белинский, А. Герцен), 15 евразийство (Н. Трубецкой, Н. Алексеев, JI. Карсавин, П. Савицкий, Г. Флоровский).16 Православные традиции в российской политической мысли нашли свое отражение в осмыслении роли общественности в организации социального порядка. По B.C. Соловьеву, «христианская солидарность и братство — суть жизни социального организма».17.

Либеральная мысль в России зарождалась в постоянном противостоянии и преодолении традиций самодержавного икрепостнического произвола, бюрократической безответственности. Она.

13 Крижанич Ю. Политика//Антология мировой политической мысли. М., 1997. T.3- Посошков И. Т. О скудости и 6oraTCTBe//http://www.krotov.info/history/l 8/1710/pososhkov00.htmРадищев А. Н. Путешествие из Петербурга в Москву. М., 1991; Троицкий Н. Под скипетром Александра I: Проекты М. М. Сперанского/Научно-просветительский журнал CneKcnc//http://scepsis.ru/Iibrary/id 1425. htmlКарамзин Н. М. Записка о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях. М., 1991; Муравьев Н. М. Проект конституции второй вариант//Антология мировой политической мысли. М., 1997. T.3.

14 Аксаков К. С. Полное собрание сочинений. М., 1889. Т. l//http://www.vusnet.ni/biblio/archive/vasilek xrpolitolog/pol3.aspxХомяков A.C. Против «Философского письма» 4aaflaeBa//http://wvw.krotov.info/spiavki/persons/19person/l 860homy. htmlСмолич И.К. О Киреевском H.B.//http://vvwvv.krotov.info/library/s/smol33.htmlПлатонова Д. В. Проблема национальной самобытности в свете антропологических взглядов западников и славянофилов/Юбщественные науки и современность. 2001. № 3.

15 Чаадаев П. Я. Философские nHCbMa//http://vvvvw.vusnct.tu/biblio/archive/chaadacvphilosoficallettes/?searchЧернышевский Н. Г. Что делать? М., 2004; Белинский В. Г. Собрание сочинений в 9 т. Т. 5. Статьи, рецензии и 3aMeTKn//http://vvww.belinskiy.tiet.ru/lib/sb/book/3032/pageГерцен А. И. Сочинения: В 2 т. М., 1986. T.2.

16 Трубецкой Н. С. Мы и другие//Аитология мировой политической мысли. М., 1997. T.4- Аклексеев H.H. Теория государства: теоретическое государствоведение, государственное устройство, государственный идеал//Антологпя мировой политической мысли. М., 1997. Т.4- Карсавин Л. П. Философия истории. СПб., 1993; Савицкий П. Н. EBpa3nriCTBo//lnttp://gumilevica.kulichki.net/SPN/spn09.htmФлоровский Г. В. Евразийский соблазн//Нир:/^ууу.уеЫ.пе1/Яогоу5ку/еугагЛ51уо.Ь1т1#йп1.

17 Соловьев B.C. Соч. в 2 т. Т. 2. М., 1989. была направлена на поддержку и обоснование дальнейших реформ, на признание за индивидом права на достоянное существование (М. Ковалевский, Б. Чичерин, С. Муромцев, Н. Коркунов, Л. Петражицкий).18.

Идеи гражданского общества в нашей стране стали вновь получать права на существование и развитие на заключительном этапе горбачевской «перестройки» (А.Д. Сахаров, А. И. Солженицын).19.

В постсоветский период в политологической литературе много внимания уделяется вопросам гражданского общества, его взаимодействию с органами государственной власти, некоммерческим организациям и их функционированию в современном обществе. Гражданское общество рассматривается не как отдельная категория, а во взаимосвязи с государством, политической властью, местным самоуправлением, религией. Также анализируются основы социального проектирования гражданского общества.20.

Соответственно, следует выделить ряд исследований, посвященных деятельности некоммерческих организаций. Это работы Г. Л. Бардиер, А. Ю. Сунгурова, Е. Грешновой, Е. Л. Шековой, Т. Е. Покотиловой, а также Т.В.

18 Ковалевский М. М. Из истории государственной власти в России//Антолошя мировой политической мысли. М., 1997. Т.4- Чичерин Б. Н. О народном представительстве//Антология мировой политической мысли. М., 1997. Т.4- Муромцев С. А. Определение и основное разделение права//Русская философия права. Антология. СПб. 1999; Коркунов U.M. Русское государственное право//Антология мировой политической мысли. М., 1997. T.4- Петражицкий JI.II. Очерки философии права//Антология мировой политической мысли. М., 1997. Т.4.

19 Сахаров А. Д. Конституция Союза Советских Республик Европы и A3Hn//littp://polit.ru/research/2004/l2/14/sakharovkonst.htmlСолженицын А. Как нам обустроить Россию: Посильные соображения. Л., 1994.

20 Кудряшова М. С. К вопросу о перспективах гражданского общества в России//Вестн. Моск. ун-та. Сер. 12 Полит, науки. 2001. № 5- Вороженкина Т., Рашковский Е., Умнов А. Гражданское общество и религия//МЭМО. 1997. № 7- Генисаретский О., Глазычев В. Становление местного самоуправления и гражданского общества в России//Городское управление. 1997. № 5- Соловьев А. И. Три облика государства — три стратегии гражданского общества//Полис. 1996. № 6- Перегудов С. П. Гражданское общество в политическом измерении//МЭМО 1995, № 12- Шевченко Ю. Между гражданским обществом и авторитарным государством (О пользе политических партий в России)//Рго et Contra, 2000, зимаАрато А. Концепция гражданского общества: восхождение, упадок и воссоздание — и направления для дальнейших исследований//Полис. 1995.№ 3- Виноградов В. Н., Эрлих О. В. Методологические основания социального проектирования гражданского oбщecтвa//http://citystrategy.leontief.ru/?it= 1 020 802- Бажинов М. А. Гражданское общество и местное самоуправление: опыт концептуального анализа. Вестн. Моск. ун-та. Сер. 12. Полит, науки. 2002. № 4- Гапоненко Л. Б. Современные проблемы взаимодействия социального государства и гражданского общества. Дне. канд. полит, наук. Екатеринбург, 2004; Молчанов М. А. Дискуссионные аспекты проблемы «национальный интерес"//Полис. 2002. № 1- Емельянов II.A. Местное самоуправление в дореволюционной России. Тула, 1997; Гражданское общество: мировой опыт и проблемы России/Под ред. В. Г. Xopoca. М., 2003; Романенко Л. М. Гражданское общество уже есть в России, но.//Социс. 1994. № 4.

Юрьевой, которая анализировала экономику некоммерческих организаций, В. М. Юрченко, изложившего понимание политической деятельности зарубежных некоммерческих организаций в России.21 Основные направления деятельности некоммерческих организаций по противодействию коррупции исследовал С. А. Денисов. ~ М. В. Савва рассматривает формы участия граждан в управлении делами государства, включенность структур гражданского общества в основные направления.

АЛ реализации Концепции административной реформы.

Ряд авторов посвятили свои работы исследованию межсекторного взаимодействия, среди которых: A.C. Автономов, В. Э. Гуринович, А. Жафянов, В. Павлова, С. Симпсон, С. Туркин, Р. Дадли, В. Н. Якимец, H. J1. Хананашвили.24.

В некоторых трудах критически анализируется деятельность зарубежных неправительственных структур и организаций на территории Российской Федерации и инициируется принятие ограничительных поправок.

21 Бардиер Г. Л., Сунгуров А. Ю. Общество и власть: пути взаимодействия. Межрегиональное исследование. СПб., 2005; Грешнова Е. Сетевые структуры в некоммерческом секторе России/От эффективной сети — к эффективному взаимодействию. Краснодар, 2002; Шекова Е. Л. Экономика и менеджмент некоммерческих организаций. СПб., 2005; Покотилова Т. Е. Благотворительность в Средневековой Европе и России: общее и особенное//Западиоевропейская цивилизация и Россия: пути взаимодействия (Материалы научной конференции 2 февраля 2001 г.) СтавропольМ., 2001; Юрченко В. М. Стратегия развития современного российского государства: приоритетные национальные проекты и права граждан. Краснодар, 2006.

2 Денисов С. Основные направления деятельности некоммерческих организаций по противодействию коррупции//Предупреждение коррупции: что может общество. СПб.: Норма, 2003.

21 Савва М. В. Революция для чиновников. Новые возможности для гражданского o6mecTBa//http://www.srrccs.ru/readPage.do?id=44.

24 Автономов A.C. Межсекторное взаимодействие: принципы и основы/Межсекторные взаимодействия (методология, технологии, правовые нормы, механизмы, примеры). М., 2000. Гуринович В. Э. Парадигма социально заказа. Грант и заказ: Соотношение (понимание) и проблемы/Межсекторные взаимодействия (методология, технологии, правовые нормы, механизмы, примеры)//Под ред. H.JI. Хананашвили, М., 2000. Жафярон А. Диалог с НКО нельзя построить по приказу//НКО в новых правовых условиях. Информационный бюллетень. М., 2006. Павлова В. Деятельность НГО и состояние гражданского общества в России и Мурманской области//Предупреждение коррупции: что может общество. СПб., 2003. Симпсон С. Вклад компаний в благосостояние общества через основную деятельность и политический диалог//Социальное измерение в бизнесе. Как сделать корпоративное гражданство выгодным для бизнеса и общества, M., 2001. Симпсон С. Роль корпоративного гражданства в XXI веке и его будущее в России//Социальное измерение в бизнесе. Как сделать корпоративное гражданство выгодным для бизнеса и общества, М., 2001. Туркин С. Корпоративное гражданство в России: от филантропии к социальным инвестициям//Социальное измерение в бизнесе. Как сделать корпоративное гражданство выгодным для бизнеса и общества, M., 2001. Дадли Р. Бизнес и общество: принципы социальной ответственности и корпоративного гражданства. Московская школа политических иccлeдoвaний//http://wvvv.msps.ru/?page=104&module=257&id=99- -Якимец В.II. Механизмы взаимодействия: типология, примеры механизмов «сверху вниз» и «голь на выдумки хитра"//Межсекторные взаимодействия в России. М., 2000. Хананашвили Н. Л., Якимец В. Н. Технологические варианты взаимодействия со стороны некоммерческих организаций России//Межсекторные взаимодействия в России. М., 2000. в закон «О некоммерческих организациях» (В. Петухов, И. Добаев, А. Дугин, А. Ципко).25.

Создан ряд диссертационных работ, посвященных политическим проблемам деятельности некоммерческих организаций и гражданского общества.26.

Методика исследования (проведение экспертного опроса и метод case-study) предложена в работах К. П. Боришполец, С. Б. Крымского, Б. Б. Жилина и др.27.

Вместе с тем региональные аспекты деятельности некоммерческих организаций и их роли в становлении и развитии структуры гражданского общества изучены недостаточно. В основном встречаются работы публицистического характера, поэтому необходимо более детальное исследование данной тематики. Накопленный политический опыт деятельности некоммерческих организаций на территории Краснодарского края требует научного анализа и представляет существенный теоретический и практический интерес.

25 Петухов В. Страна инертных fleM0KpaT0B//http://www.wci0m.iW?pt=42&article=2165- Добаев И., Дугин А. Деятельность западных сетевых структур в ЮФО в контексте национальной и региональной 6e3onacHOCTH//http:/Avww.evrazia.org/modules.php?name=Nevs&file=article&sid=2870- Васильева Л. История одного закона или 70 дней, которые потрясли НКО//НКО в новых правовых условиях. Информационный бюллетень. М., 2006; Ципко A.C. Почему я не «демократ»: Критика национального нигилизма российских либералов. М., 2005.

26 Анкудинов С. Г. Гражданское общество в контексте российской переходной эпохи: концептуальный подход. Автореферат дис.. канд. филос. наук, Кемерово, 2006; Гапоненко Л. Б. Современные проблемы взаимодействия социального государства и гражданского общества. Дис. канд. полит, наук. Екатеринбург, 2004; Иванова O.A. Некоммерческие организации в современном российском регионе: по материалам социологических исследований в Читинской области. Автореферат дис. канд. социол. наук. Барнаул, 2007; Искаков И. Ж. Гражданское общество и его институты в современной России. Автореферат дис.. канд. юрнд. наук. СПб., 2004; Итигилова Л. М. Некоммерческие организации: социальные функции и динамика развития в условиях трансформации российского общества (На примере Республики Бурятия). Дис. канд. социол. наук. Улан-Удэ, 2003; Матвеева Т. Д. Неправительственные организации в системе защиты конституционных прав и свобод человека. Дис. д-ра юрид. наук. М., 1998; Ненашев М. П. Гражданское общество России и роль в его становлении общественных объединений. Автореферат дис.. канд. полит, наук М., 2001; Нестеренко H.C. Некоммерческие организации в трансформирующемся российском обществе: социологический анализ. Автореферат дис.. канд. социол. наук. M., 2007; Нечаев Д. Н. Неправительственные организации как фактор политического развития России и ФРГ (Сравнительный анализ). Дне. д-ра полит, наук. Орел, 2005; Рудыка H.A. Гражданское общество: сущность и проблемы становления в условиях политической модернизации России. Дис.. канд. полит, наук. М., 2001; Рябев В. В. Гражданское общество и политическая культура современной России: Политико-социологический анализ. Дис. д-ра социол. наук. СПб., 2005; Ушакова И. В. Гражданское общество в России и роль политической культуры в его формировании. Дис. канд. полит, наук. М., 2004; Федотов A.C. Гражданское общество в России: параметры адекватной модели. Дис. д-ра полит, наук. Саратов, 2004.

27 Боришполец К. П. Методы политических исследований. М., 2005; Крымский С. Б., Жилин Б. Б. Экспертные оценки в социологических исследованиях. Киев, 1990; Птицын В. Н. Метод конкретной ситуации (опыт HKO Юга России). Краснодар. 2003.

Объектом диссертационного исследования является система некоммерческих организаций современной России.

В связи с этим предмет работы — закономерности участия некоммерческих организаций в формировании и развитии гражданского общества в России (на примере Краснодарского края).

Цель исследования — раскрыть роль некоммерческих организаций в формировании и развитии гражданского общества на примере Краснодарского края.

Достижение поставленной цели предполагает решение ряда задач:

— раскрыть теоретические подходы к исследованию гражданского общества и выявить их динамику;

— выявить закономерности развития гражданского общества в России на современном этапе;

— определить социальное значение некоммерческих организаций в процессе развития российского гражданского общества, а также функции межсекторного взаимодействия;

— оценить полноту и эффективность институциональной основы участия граждан в управлении делами государства;

— охарактеризовать нормативную основу развития гражданского общества в Краснодарском крае;

— определить политические факторы и практики взаимодействия органов государственной власти и некоммерческих организаций в Краснодарском крае.

Теоретико-методологическая основа исследования. В диссертационной работе использована совокупность подходов, принципов и.

28 методов. В рамках структурно-функционального подхода Т. Парсонсом модель гражданского общества рассматривается как целостная система государственно-организационного общества, состоящая из четырех функциональных подсистем: правовое государство, рынок, институты.

28 Парсонс Т. О социальных системах. М., 2002. социализации и коммуникации, социетальное общество. Дифференциация социетального сообщества от культурной, экономической и политической подсистем осуществлялась, согласно Т. Парсонсу, в ходе трех современных революций: промышленной, демократической и • образовательной. ч.

Образовательная революция ведет к потенциальному завершению современной эпохи, в результате которого будет обеспечена независимость и интеграция интегративной подсистемы, социетального общества, т. е. гражданского общества. Данный подход позволяет нам рассматривать некоммерческие организации как важный структурный элемент гражданского общества, выполняющий в нем определенные функции по решению социально-значимых проблем.

Для исследования взаимодействия органов государственной власти и некоммерческих организаций применен системный подход (Д. Истон, Ю.М. Плотинский). Данный подход позволил получить наиболее полные полисистемные знания о взаимодействии органов государственной власти и некоммерческих организаций в пределах Краснодарского края.

Сравнительный анализ (Г. Алмонд, С. Верба, Л. В. Сморгунов, М. М. Лебедева, А. Ю. Мельвиль, К.С. Гаджиев) использован для сопоставления, имеющейся институциональной базы гражданского общества с реальными механизмами реализации конституционных прав граждан на участие в управлении делами государства в Краснодарском крае.

В диссертационной работе в качестве эмпирических методов применены метод экспертного опроса (в рамках самостоятельного прикладного исследования), метод анализа кейсов (описания конкретных ситуаций) и вторичный анализ данных. Использование данных методов определено особенностями подхода политической науки, широко.

29 Истон Д. Категории системного анализа политики//Антология мировой политической мысли. М., 1997. Т.2. Плотинский Ю. М. Модели социальных процессов. М., 2001.

30 Алмонд Г., Верба С. Гражданская культура и стабильность демократии//Полис. 1992. № 4- Сморгунов Л. В. Сравнительная политология в России: первые результаты и проблемы роста//Политическая наука в России: проблемы, направления, школы (1990;2007). М., 2008; Лебедева М. М., Мельвиль А. Ю. Сравнительная политология, мировая политика, международные отношения: развитие предметных областей//Полис, 1999, № 4- Гаджиев К. С. Сравнительная политология//Вестник Моск. ун-та. Сер. 12. Полит, науки. 1996, № 2. использующей методики, разработанные в рамках других научных дисциплин, а также характером объекта диссертационной работы.

Эмпирическая основа диссертации. Эмпирические данные самостоятельного экспертного опроса «Роль некоммерческих организаций в становлении и развитии гражданского общества в Краснодарском крае» (март — май 2007 г.) стали основой для изучения межсекторного взаимодействия в регионе. В качестве экспертов были опрошены руководители и активисты некоммерческих организаций (20 респондентов) и представители органов государственной власти Краснодарского края (10 респондентов).

Информационный мониторинг региональных СМИ, Интернет-ресурсов органов власти и НКО позволили автору проанализировать роль некоммерческих организаций, действующих на территории Краснодарского края, в решении социально-значимых проблем. Результаты мониторинга заложили основу для демонстративных исследовательских кейсов, предложенных в диссертационной работе.

Нормативно-правовые акты федеральных и краевых органов государственной власти, а также модельный закон субъекта Российской* Федерации «О реализации права граждан на участие в управлении делами государства в субъекте Российской Федерации» позволили изучить институциональные основы функционирования некоммерческих организаций в современной России.

С помощью вторичного анализа результатов исследования, проведенного Южным региональным ресурсным центром «Основные проблемы взаимодействия органов государственной власти и общественных организаций» по Южному федеральному округу в 2007 г., автор выявил факторы, влияющие и препятствующие эффективному взаимодействию органов государственной власти и некоммерческих организаций.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:

— проведен сравнительный анализ основных теоретических подходов к исследованию гражданского общества.

— осуществлен в аспекте политической науки анализ закономерностей развития гражданского общества в России.

— охарактеризовано социальное значение некоммерческих организаций и функции межсекторного взаимодействия в современной России.

— проведен анализ институциональных основ гражданского общества и выявлены условия, способствующие и препятствующие реализации конституционного права граждан на непосредственное участие в управлении делами государства, а также представлены пути решения данной проблемы. выявлена степень эффективности реализации направления «Повышение эффективности взаимодействия органов исполнительной власти и общества» Концепции административной реформы в РФ на территории Краснодарского края.

— определены факторы, влияющие на эффективность взаимодействия органов государственной власти и некоммерческих организаций, на их основе разработаны практические рекомендации по оптимизации межсекторного взаимодействия в Краснодарском крае.

Положения, выносимые на защиту:

1. Развитие теоретико-методологических подходов к изучению гражданского общества определялось усложнением социальной структуры, необходимостью осмысления таких явлений, как политическое общество, экономическое общество, гражданское общество. В настоящее время изучение гражданского общества осуществляется в рамках двух основных подходов. Первый подход предполагает, что государство занимает главенствующую роль относительно гражданского общества, второй — государство и гражданское общество находятся в равноправном взаимодействии.

2. Исторические и социокультурные особенности развития России способствовали формированию квази-гражданского общества, при котором государство является инициатором и способствует становлению и функционированию гражданских институтов. К закономерностям развития российского гражданского общества относятся следующие характеристики: многие из его структурных компонентов выполняют лишь формальные функцииграждане при их низкой политической активности, слабо структурированы на группы, осознающие свои цели и интересы.

3. Некоммерческие организации граждан служат посредником между государством и населением, расширяя публичное пространство политики. Реализуя социальные функции, некоммерческие организации предоставляют людям возможность самореализации, получения помощи в сложных ситуациях, а также приобретения социально значимого и профессионального опыта. При взаимодействии с бизнесом НКО служат помощником в выявлении и предотвращении нефинансовых рисков, а также помогают в формировании положительного имиджа компании. В сфере политики НКО выполняют функцию медиатора между обществом и государством в решении социально-экономических вопросов. Реализуя свои программные цели, некоммерческие организации помогают государству решать социально-значимые проблемы общества.

4. Институциональные основы непосредственного участия граждан в управлении делами государства на уровне субъекта РФ имеют ограниченный и фрагментарный характер. Правовые, организационные, финансовые условия и механизмы реализации непосредственного права граждан на участие в управлении делами государства обозначены только на федеральном уровне. Конституция предполагает в широком смысле участие граждан в управлении, однако, существующая нормативная база регулирует только формы прямого волеизъявления — это выборы, референдум и голосование по отзыву выборных должностных лиц. Выборы и голосование по отзыву касаются только вопроса о составе органов государственной власти. С помощью референдума круг принимаемых решений расширяется, но данная форма участия используется в российской практике ограничено.

Таким образом, институциональные основы для участия граждан в управлении делами государства практически не реализуется.

5. Одним из направлений современной административной реформы РФ является повышение эффективности взаимодействия органов исполнительной власти и общества. В Краснодарском крае внедрение механизмов по реализации данного направления носит выборочный характер. Например, механизм проведения публичных обсуждений подготавливаемых решений активно реализуется на практике и имеет необходимую для этого нормативную базу. Механизм же определения рейтингов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по критерию открытости имеет нормативную базу, но пока еще слабо реализуется в Краснодарском крае. Позитивным фактором развития гражданского общества в Краснодарском крае является принятие Закона Краснодарского края от 26 ноября 2003 г. № 627-КЗ «О взаимодействии органов государственной власти Краснодарского края и общественных объединений» и ряда поправок к нему.

6. Эффективному взаимодействию органов государственной власти и некоммерческих организаций препятствует комплекс факторов: декоративный характер некоторых попыток городской и краевой власти построения диалога с общественными организациямичрезмерный бюрократизм органов государственной властиправовая неграмотность некоммерческих организаций при подаче заявок на гранты, при реализации проектов и написании отчетовотсутствие ясного механизма распределения грантовых средствнеполнота законодательной базы, регулирующей механизм участия общественных организаций в экспертизе законодательных и исполнительных действий властей. К факторам, способствующим взаимодействию органов государственной власти и некоммерческих организаций можно отнести следующие: функционирование общественных советов при органах государственной властипроведение экспертиз некоторых принимаемых органами власти решений представителями НКОналичие закона «О взаимодействии органов государственной власти Краснодарского края и общественных объединений" — наличие устоявшихся практик конструктивного взаимодействия органов исполнительной власти и некоммерческих организаций в Краснодарском краекоординирующая роль Совета при главе администрации Краснодарского края по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека в сфере развития институтов гражданского общества.

Теоретическая значимость работы. Материалы исследования создают возможности более глубокого изучения межсекторного взаимодействия, а также расширения сферы анализа: взаимодействие СМИ и некоммерческих организацийрасширение географии исследования: сравнительного анализа роли некоммерческих организаций в становлении и развитии гражданского общества в Южном федеральном округе и в Российской Федерации.

Прикладная значимость работы. Основные положения и рекомендации о роли некоммерческих организаций в становлении и развитии гражданского общества могут быть применены для разработки учебных дисциплин («Сравнительная политология», «Политические отношения и политический процесс в современной России», «Менеджмент некоммерческих организаций», «Менеджмент молодежных некоммерческих организаций»), для написания учебных пособий, лекционных курсов. Полученные результаты и выводы могут использоваться: во-первых, некоммерческими организациями в целях усовершенствования собственной деятельности, а также повышения эффективности взаимодействия с органами государственной власти и бизнес-структурамиво-вторых, органами государственной власти для построения результативного диалога с некоммерческими организациями и помощи в развитии гражданского обществав-третьих, законодательными органами государственной власти для улучшения и дополнения нормативной базы, относительно конституционного права граждан на участие в управлении делами государства в субъекте Российской Федерациив-четвертых, бизнес-структурами для выработки и реализации концепции социально-ответственного бизнеса, что в свою очередь улучшит образ данного предприятия в глазах населения и повысит его прибыль.

Апробация результатов исследования.

Основные положения диссертационного исследования представлены в 8 научных публикациях общим объемом 2,0 п.л. Три работы автора размещены в научных изданиях, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией Российской Федерации для публикации результатов диссертационных исследований.

Основные положения диссертационной работы были представлены научной общественности на следующих научных конференциях: Научно-практической конференции «Молодые исследователи КубГУ — науке XXI века» (Краснодар, 2004) — Научно-практической конференции «Человек. Сообщество. Управление: взгляд молодых исследователей» (Краснодар, 2005) — Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы безопасности в условиях конфликтогенной ситуации на Юге России» (Краснодар, 2006) — Всероссийской научно-практической конференции «Человек. Сообщество. Управление: взгляд молодых исследователей (Краснодар, 2007) — Всероссийском семинаре исследовательского комитета по сравнительной политологии Российской ассоциации политической науки «Феномен новых партий и его влияние на избирательный процесс: российский и зарубежный опыт» (Краснодарский край, пос. Новомихайловский, 2007) — Всероссийской научно-практической конференции «Государство, Управление, Право — 2008», «Российская государственность в начале XXI века: тенденции, проблемы, перспективы» (Москва, 2008).

Материалы и выводы диссертации применены в преподавании курса «Менеджмент молодежных некоммерческих организаций» на факультете управления и психологии Кубанского государственного университета.

Структура диссертационной работы. Цели и задачи работы определили ее структуру, состоящую из введения, двух глав, содержащих шесть параграфов, заключения, библиографического списка и 7 приложений.

Практические рекомендации:

Во-первых, целесообразно изменить концепцию краевой целевой программы поддержки некоммерческих организаций, предусмотрев участие представителей НКО в распределении целевых средств.

Во-вторых, активизировать информационную поддержку деятельности некоммерческих организаций. Например, предоставление бесплатных полос-для размещения информации.

В-третьих, усилить функционал общественных Советов, действующих в Краснодарском крае.

В-четвертых, увеличить размер финансирования прикладных научных исследований, конференций, круглых столов и других мероприятий. Поддержка независимых научных исследований, ориентированных на решение практических задач.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К.С. Полное собрание сочинений. М., 1889. Т. 1.С. 16—23// http://www.vusnet.ru/biblio/archive/vasilekxrpolitolog/pol3.aspx
  2. Алексеев Н. Н. Теория государства: теоретическое государствоведение, государственное устройство, государственный идеал//Антология мировой политической мысли в 5 т. М., 1997. Т.4.
  3. П. Олигархи исчезли, появились эксперты. Гражданский фopyм//http://www.hro.org/editions/press/0102/14/14 010 212.htm
  4. Аристотель. Политика. Книга четвертая (Д), X, 4. Сочинения в 4 т. Т. 4. М., 1983.
  5. Аристотель. Политика//Антология мировой политической мысли в 5 т. М., 1997. Т.1.
  6. М.А. Государственность и анархия//Антология мировой политической мысли в 5 т. М., 1997. Т.4.
  7. В.Г. Собрание сочинений в 9 т. Т. 5. Статьи, рецензии и 3aMeTKH//http://www.belinskiy.net.ru/lib/sb/booky3032/page-
  8. H.A. Духовный кризис интеллигенции. Статьи по. общественной и религиозной психологии//Антология мировой политической мысли в 5 т. М., 1997. Т.4.
  9. С.Н. Христианский социализм. Новосибирск, 1991.
  10. Ю.Васильева А. История одного закона, или 70 дней, которые потрясли
  11. НКО//НКО в новых правовых условиях. Информационный бюллетень. М. 2006. С.3−17.
  12. П.Виноградов В. Н., Эрлих О. В. Методологические основания социального проектирования гражданскогоoбщecтвa//http://citystrategy.leontief.ш/?it=1 020 802
  13. Всероссийский форум. Гражданское общество и реформа местного самоуправления в PoccHH//http://go.philosophy.pu.ru/
  14. Встречи губернатора А.Н. ТкачеваУ/http ://admkrai .kuban.ru/news/ pres s/ news/press/16 436. html
  15. Вступительное слово Президента РФ на заседании коллегии МинистерстваracTH4HH//http://www.kremlin.ru/appears/2006/03/l 7/1620type63378l 3 217. sht ml
  16. Высочайше утвержденное положение о губернских и уездных земских учреждениях, 12 июня 1890//Емельянов H.A. Местное самоуправление в дореволюционной России. Тула, 1997.
  17. Высочайше утвержденное Положение о губернских и уездных земских учреждениях, январь 1864//Емельянов H.A. Местное самоуправление в дореволюционной России. Тула, 1997.
  18. Высочайшее утвержденное Городовое Положение, 11 июня 1892//Емельянов H.A. Местное самоуправление в дореволюционной России. Тула, 1997.
  19. Высочайшее утвержденное Городовое Положение, июнь 1870//Емельянов H.A. Местное самоуправление в дореволюционной России. Тула, 1997.
  20. Выступление Президента РФ на заседании коллегии Федеральной службы6e3onacHOCTH//http://www.kremlin.ru/appears/2006/02/07/1628type63374type63 378type82634101126.shtml
  21. Г. Философия права//Антология мировой политической мысли в 5 т. М., 1997. Т.1.
  22. А.Н. Сочинения: В 2 т. М.: Мысль, 1986. Т. 2.
  23. Т. Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского//Антология мировой политической мысли в 5 т. М., 1997. Т.1.
  24. Н.Я. Россия и Европа. СПб., 1995.
  25. А. Диалог с НКО нельзя построить по приказу//НКО в новых правовых условиях. Информационный бюллетень. М. 2006.
  26. Закон Краснодарского края № 7-КЗ «О правотворчестве и нормативных правовых актах Краснодарского края» (в редакции от 06.03.2007 № 1190-КЗ) // http://pravo.levonevsky.org/bazazru/texts24/txt24443.htm
  27. Закон Краснодарского края от 26 ноября 2003 г. № 627-КЗ «О взаимодействии органов государственной власти Краснодарского края и общественных объединений» (с изменениями от 29 апреля 2005 г. и 28 июня 2007 r.)//http://map.lawcs.ru/south/krasnodar.shtml
  28. И.А. Наши задачи. Историческая судьба и будущее России. Статьи 1948−1954. В 2 т. Т. 1. М., 1992.
  29. Институт проблем гражданского oбщecтвa//http://www.inpgo.ru/site/?text=169
  30. Институты гражданского o6ujecTBa//http ://www.oprf.ru/rus/research/article-1562.html
  31. Исследовательский холдинг ROMIR Monitoring//http ://www.oprf.ru/rus/research/article-3 .html
  32. К.Д. Взгляд на юридический быт древней России//Антология мировой политической мысли в 5 т. М., 1997. Т.4.
  33. И. Собрание соченений. В 8 т. Т. 7. М., 1994.
  34. Н.М. Записка о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях. М., Наука. 1991.
  35. М.М. Из истории государственной власти в России// Антология мировой политической мысли в 5 т. М., 1997. Т.4.
  36. Конкурс общественно полезных программ общественных объединений на предоставление грантов администрации кpaя//http://admkrai.kuban.ru/news/anons/news/anons/l 6179. html
  37. Конституции Российской Федерации. М. ООО «ТК Велби», 2002.
  38. Концепция Административной реформы в Российской Федерации в 2006 — 2008 годах//Правительство Российской Фeдepaции//http://www.govemment.ш/government/goveгnn^entactivity/rfgovern теп1р1апз/2 003 748.htm
  39. Н.М. Русское государственное право//Антология мировой политической мысли в 5 т. М., 1997: Т.4.
  40. Ю. Политика//Антология мировой политической мысли в 5 т. М., 1997. Т.З.
  41. П.А. Современная наука и анархизм//Антология мировой политической мысли в 5 т. М., 1997. Т.4.
  42. П. Л. Исторические письма//Антология мировой политической мысли в 5 т. М., 1997. Т.4.
  43. В.И. Избранные произведения: В 3 т. М., 1982. Т. 2.
  44. К.Н. Византизм и славянство//Антология мировой политической мысли в 5 т. М., 1997. Т.4.
  45. Дж. Два трактата о правлении//Антология мировой политической мысли в 5 т. М., 1997. Т.1.
  46. Дж. Сочинения. В Зт. Т 3. М., 1988.
  47. Н. Государь. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия. О военном искусстве. М.: Мысль. 1996.
  48. К. К критике гегелевской философии праваУ/Антология мировой политической мысли в 5 т. М., 1997. Т.1.
  49. Материалы круглого стола «Власть и бизнес обсудили Федеральный закон «О саморегулируемых opгaнизaцияx"//http://www.im.m/news/11 654.html
  50. Дж. Ст. О свободе//Антология мировой политической мысли в 5 т. М., 1997. Т.1.
  51. Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации//Ийр ://admreforma. lgg. m/m/about/publications/index.php?from4=5 О &id4=52
  52. Н.М. Проект конституции второй вариант//Антология мировой политической мысли в 5 т. М., 1997. Т.З.
  53. С.А. Определение и основное разделение права//Русская философия права. Антология. СПб. 1999.
  54. П.И. Соч. М., 1995 *
  55. Общественные организации в России. (Анализ диктофонных интервью с активистами НКО в июле и ¦ августе, — -200 lr)//http://bd. foni.ru/report/catysocietas/civilsociety/nko/d010262/printable/
  56. Т. Здравый смысл. О происхождении и назначении правительственной1 власти, с краткими замечаниями по поводу английской конституции//Антология мировой политической мысли в 5 т. М., 1997. Т.1.
  57. Jl.И. Очерки философии права//Антология мировой политической мысли в 5 т. М., 1997. Т.4.
  58. Полемика о неправительственных opraHH3aHHax//http://www.duma.gov.ru/index.jsp?t=pressmonil/vzg1208.html# part2
  59. Политическая мысль второй половины XX века/Сост. В. А. Мальцев Пермь, 1999.
  60. Портал Южного peraoHa//http://yuga.ru
  61. Послания Федеральному Собранию Российской Федерации за 20 082 009 гг. Президент PoccHH//http://www.kremlin.ru/
  62. И.Т. О скудости и 6oraTCTBe//http://www.krotov. info/history/18/1710/pososhkov00.htm
  63. Предвыборная Программа Всероссийской политической партии «Единая Россия» «План Путина — достойное будущее великой CTpaHbi"//http://vvww.edmros.ru/news.html?rid=3144
  64. Предвыборная программа Коммунистической партии Российской Федерации//11йр://то?.крг?.ги/ра11уНуе/51 880.html
  65. Программа Всероссийской политической партии «Гражданская сил a"//http :// wv w. gr-s i 1 a. r u/razde lid27. html
  66. Программа Либерально-демократической партии России/Zhttp ://www. ldpr.ru/ldpr/programm/
  67. Программа политической партии Справедливая Россия: Poдинa/ПeнcиoнepЬI/Жизнь//http://www.spravedlivo.ru/information/sectionl 1/s ection54
  68. Программа Российской объединенной демократической партии «Яблoкo"//http://www.yabloko.rll/Union/program.html
  69. А.Н. Путешествие из Петербурга в Москву. М., 1991.
  70. Развитие благотворительности в России/Некоммерческие организации в PoccHn//http://nkor.ru/news/919.html
  71. Распоряжение Правительства Российской Федерации № 157-р от 9 февраля 2008//http://www.government.ru/government/govemmentactivity/ rfgovernmentdecisions/archive/2008/02/18/422f7f7734e64c0cb8577d70ba9eb76c. doc
  72. .Ж. Об общественном договоре, или принципы политического права//Антология мировой политической мысли в 5 т. М., 1997. Т.1.
  73. M.B. Революция для чиновников. Новые возможности для гражданского oбщecтвa//http://www.slтccs.ru/readPage.do?id=44
  74. Сайт, посвященный изучению метода кейс-cтaди//http://www.casemethod.ru/base 1 .php?tbl=artikel&id= 1 &weitei-2&cl=2
  75. А.Д. Конституция Союза Советских Республик Европы и Азии/Vhttp ://polit.ru/research/2004/12/14/sakharo vkonst. html
  76. И.К. О Киреевском M.B.//http://www.krotov.info/library/s/smol33.html
  77. А. Как нам обустроить Россию: Посильные соображения. JL, Советский писатель. 1994.
  78. А.И. Как нам обустроить PoccHra//http://thelib.m/books/solzhenicinaleksandr/kaknamobustroitrossiyu-read.html
  79. B.C. Соч. в 2 т. М., 1989. Т. 2.
  80. Сообщение о начале выдвижения кандидатуры представителя общественности в квалификационную коллегию судей Краснодарского края//Кубанские новости. 2008.29.03.№ 51 (4190).
  81. Статья: В Краснодаре НПО решили бороться с недоверием к ним нaceлeния//http://kavkaz.шemo.ш/newstext/news/id/954 220.html
  82. К.А. Государство и гражданское общество: Генезис идеи и coвpeмeннaяPoccия//http://www.law.edu.ru/magazine/document.asp?magID =13&magNum=2&magYear=2003&articleID= 1 237 600
  83. Г. Власть, СМИ, общество: от разностороннего треугольника — к paBH06eflpeHH0My//http://wwv.frip.ru/newfrip/cnt/ conferences/conf/40/material21
  84. JI.A. Демократия либеральная и социальная//Антология мировой политической мысли в 5 т. М., 1997. Т.4.
  85. П.Н. Соч.: В 2 т. М., 1976. Т. 2.
  86. Товарищество собственников жилья//ЪЦр ://sl о vari.yandex.ru/diet/accounting/article/33 6. htm
  87. А. Демократия в Америке/УАнтология мировой политической мысли в 5 т. М., 1997. Т.1.
  88. Н. Под скипетром Александра I: Проекты М. М. Сперанского/Научно-просветительский журнал CneKCHc//http://scepsis.ru/library/idl 425. html
  89. Л.Д. К истории русской революции. М., 1990.
  90. Н.С. Мы и другие//Антология мировой политической мысли в 5 т. М., 1997. Т.4.
  91. Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 № 7-®3//http://www.consultant.ru/popular/nekomerz/711 .html#p45
  92. Федеральный закон «О политических &bdquo-л-napTHflx"//http://graph.garant.ru:8080/SESSION/Srsntl6po/PILOT/main.htm
  93. Федеральный закон от 04 апреля 2005 № 32-Ф3 .(ред. от 30.06.2007) «Об общественной палате Российской Федерации"//11йр://тар.lawcs.ru/federaIIaw/fed-opalat.shtml
  94. Федеральный закон от 10 января 2006 № 18-ФЗ «О некоммерческих opгaнизaцияx"//http://www.consultant.ru/popular/nekomerz/
  95. Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"// http://www.rg.ru/2006/05/05/obraschenie-doc-dok.html
  96. Федеральный закон Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 № 131-Ф3. Российская газета// http ://www.rg.ru/2003/10/08/zakonsamouprav.html
  97. Г. В. Евразийский coблaзн//http://www.vehi.net/florovsky/evraziistvo.html#ftnl
  98. Франк C.JI. De proñ-mdis//Антология мировой политической мысли в 5 т. М., 1997. Т.4.
  99. A.C. Против «Философского письма» Чаадаева//ЬН:р ://www.krotov.info/spravki/persons/l 9person/l 860homy. html
  100. П.Я. Философские nHCbMa//http://www.vusnet.ru/ biblio/archive/chaadaevphilosoficallettes/?search
  101. Н.Г. Что делать? М., 2004.
  102. .Н. О народном представительстве//Антология мировой политической мысли в 5 т. М., 1997. Т.4.
  103. A.C. Межсекторное взаимодействие: принципы и основы/Межсекторные взаимодействия (методология, технологии, правовые-нормы, механизмы, примеры)/Под ред. Н. Л. Хананашвили, М. 2000.
  104. Г., Верба С. Гражданская культура и стабильность демократии//Полис.1992. № 4.
  105. А. Концепция гражданского общества: восхождение, упадок и воссоздание и направления для дальнейших исследований/ЯТолис. 1995.№ 3.
  106. М.А. Гражданское общество и местное самоуправление: опыт концептуального анализа//Вестн. Моск. ун-та. Сер. 12. Политические науки. 2002. № 4.
  107. Г. Л., Сунгуров А. Ю. Общество и власть: пути взаимодействия. Межрегиональное исследование. СПб., Норма. 2005.
  108. К.П. Методы политических исследований. М.: Аспект-Пресс. 2005.
  109. В. Общественность: забытая практика гражданского общества//Рго et Contra. 1997. Том 2, № 4. Гражданское общество.
  110. А.Г. Гражданское общество и модернизация в России. Истоки и современная проблематика//Полис. 2000. № 3.
  111. Т., Рашковский Е., Умнов А. Гражданское общество и религия//МЭМО. 1997. № 7.
  112. К.С. Сравнительная политология//Вестник Моск. университета. Сер. 12. Полит, науки. 1996, № 2.
  113. О., Глазычев В. Становление местного самоуправления и гражданского общества в России//Городское управление. 1997. № 5.
  114. Гражданское общество: истоки и современность / Науч. ред. проф. И. И. Кальной. СПб., 2000
  115. Гражданское общество: мировой опыт и проблемы России/Под ред. В. Г. Хороса. М.: Эдиториал УРСС, 1998.
  116. Е. Сетевые структуры в некоммерческом секторе России / От эффективной сети к эффективному взаимодействию. ЮРРЦ. Краснодар, 2002.
  117. В. Не бывает «власти вообще» / НКО и власть//Городское управление. 2003. № 2.
  118. В.Э. Парадигма социально заказа. Грант и заказ: Соотношение (понимание) и проблемы / Межсекторные взаимодействия (методология, технологии, правовые нормы, механизмы, примеры) под ред. Н. Л. Хананашвили, М. 2000.
  119. Р. Бизнес и общество: принципы социальной ответственности и корпоративного гражданства. Московская школа политическихiiccneflOBaHHft//http://www.msps.ru/?pagc=l 04&module=257&id=99
  120. Р. После 1989. Размышления о революции в Европе. М., 1998.
  121. С. Основные направления деятельности некоммерческих организаций по противодействию коррупции//Предупреждение коррупции: что может общество. СПб.: Норма, 2003.
  122. И., Дугин А. Деятельность западных сетевых структур в ЮФО в контексте национальной и региональной 6e3onacHOCTH//http:/Avww.evrazia.org/modules.php?name=News&file=article&si d=2870
  123. H.A. Местное самоуправление в дореволюционной России. Тула, 1997.
  124. H.A. Местное самоуправление в России: генезис и тенденции развития. Москва- Тула, 1997.
  125. Защита общественных интересов. Организация и проведение кампаний. Методическое пособие для некоммерческих организаций. Ставрополь, 2001.
  126. Звенья. Исторический альманах. М.- СПб., 1992.
  127. Д. Категории системного анализа политики/УАнтология мировой политической мысли. М., 1997. Т.2.
  128. Т.В. Земское самоуправление в России//Парамонов В.Н., Калягин A.B., Коротаева Т. В. Проблемы альтернатив в отечественной истории XIX—XX вв.еков. Самара, 1992.
  129. Дж., Арато Э., Гражданское общество и политическая теория. М., 2003.
  130. С.Б., Жилин Б. Б. Экспертные оценки в социологических исследованиях. Киев: Наукова думка, 1990.
  131. М.С. К вопросу о перспективах гражданского общества в России/ЛЗестн. Моск. ун-та. Сер. 12 Полит, науки. 2001. № 5.
  132. В.Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII- начала XIX века. М.: Высш. шк., 1989.
  133. М.М., Мельвиль А. Ю. Сравнительная политология, мировая политика, международные отношения: развитие предметных областей/УПолис, 1999, № 4.
  134. А. Демократия в многосоставных обществах: сравнительное исследование. М.: Аспект Пресс, 1997.
  135. А. Сообщественная демократия//Полис. 1992. № 3//http://www.politstudies.ru/fulltext/1992/3/13 .htm
  136. А.Ф., Тахо-Годи A.A. Платон и Аристотель. М.: Молодая гвардия, 1993.
  137. А.Н. Демократия и авторитаризм: Российский конституционализм в сравнительной перспективе. М., РОССПЭН. 1997.
  138. М.А. Дискуссионные аспекты проблемы «национальный интерес»//Полис. 2002. № 1.
  139. Е.В., Морозов С. А. Политическая реклама. Краснодар, 2001.
  140. Общество и власть: пути взаимодействия. Межрегиональное исследование/Под ред. Г. Л. Бардиер и А. Ю. Сунгурова. СПб., 2005
  141. Основные проблемы взаимодействия органов государственного управления и общественных организаций. Вектор влияния. Краснодар. ЮРРЦ. 2007.
  142. В. Деятельность НТО и состояние гражданского общества в России и мурманской области/ТПредупреждение коррупции: что может общество. СПб., Норма, 2003.
  143. Т. О социальных системах. М., 2002.
  144. С. Гражданское общество в политическом измерении//МЭМО. 1995. № 12.
  145. С.П. Гражданское общество как субъект публичной политики//Полис 2006, № 2.
  146. К. Общественные организации в России//Поле мнений. Фонд «Общественное мнение», 2001. Вып. 10.
  147. В. Страна инертных fleM0KpaT0B//http://www.wci0m.ru/?pt=42&article=2165
  148. Д.В. Проблема национальной самобытности.в свете антропологических взглядов западников и славянофилов/Юбщественные науки и современность. 2001. № 3.
  149. Ю.М. Модели социальных процессов. М.: Логос, 2001.
  150. Т.Е. Благотворительность в Средневековой Европе и России: общее и особенное//3ападноевропейская цивилизация и Россия: пути взаимодействия (Материалы научной конференции 2 февраля 2001 г.) Ставрополь- Москва, 2001.
  151. Профессиональные ассоциации и развитие гражданского общества в России. Сунгуров А.Ю.//Вестник Российского философского общества. 2003. № 2(26)
  152. В.Н. Метод конкретной ситуации (опыт НКО Юга России). Краснодар: ЮРРЦ. 2003.
  153. Дж. и Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. В 4 т. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1994.
  154. В. Подходы к оценке вклада общественного сектора в социально-экономическое развитие территории//Городское управление. 2001. № 11.
  155. Роль НТО и СМИ в реализации нового закона о местном самоуправлении/УГородское управление. 2004. № 6.
  156. Л.М. Гражданское общество уже есть в России, но.//Социс. 1994. № 4.
  157. Самые успешные РЯ-кампании в мировой практике. М., 2002.
  158. С. Вклад компаний в благосостояние обществаччерез основную деятельность и политический диалог. Социальное измерение в бизнесе. Как сделать корпоративное гражданство выгодным для бизнеса и общества. М., 2001.
  159. С. Роль корпоративного гражданства в XXI веке и его будущее в России. Социальное измерение в бизнесе. Как сделать корпоративное гражданство выгодным для бизнеса и общества. М., 2001.
  160. Ситуационный анализ или анатомия кейс-метода/Под ред. Сурмина Ю. П. Киев: Центр инноваций и развития. Прожект Хармони Инк., 2002.
  161. Л.В. Сравнительная политология в России: первые результаты и проблемы роста//Политическая наука в России: проблемы, направления, школы (1990−2007). М., 2008
  162. А.И. Три облика государства три стратегии гражданского общества//Полис. 1996. № 6.
  163. А.Ю. Государство и гражданское общество: как может иерархическая структура взаимодействовать с ceTeBofi?//http://www.strategy-spb.ru/portal/files/Sungurov-Tesis.doc
  164. А.Ю. Организации посредники в структуре гражданского общества. Некоторые проблемы политической модернизации России// Полис. 1999. № 6
  165. А.Ю. Организации-посредники как звено в становлении гражданского общества//Городское управлении. 2000. № 111.
  166. П. История жизни и анализ социальных изменений//Вопросы социологии. 1993. №½.
  167. С. Корпоративное гражданство в России: от филантропии к социальным инвестициям//Социальное измерение в бизнесе. Как сделать корпоративное гражданство выгодным для бизнеса и общества. М., 2001.
  168. Р.Х. Многопартийность и современные тенденции развития российской демократии//Политическая социология. М.: РАПН.2008.
  169. Ю. Теория коммуникативного действия//Вест. Моск. ун-та. Сер.7. 1993. № 4.
  170. Хананашвили H. JL, Якимец В. Н. Технологические варианты взаимодействия со стороны некоммерческих организаций России//Межсекторные взаимодействия в России. М., 2000.
  171. A.C. Тупики демократии-содержанки//Кубанские новости. 2006. № 29. 1 марта.
  172. А. Почему я не «демократ»: Критика национального нигилизма российских либералов. М., 2005.
  173. Ю.Д. Между гражданским обществом и авторитарным государством (О пользе политических партий в России)//Рго et Contra, 2000. зима.
  174. E.JI. Экономика и менеджмент некоммерческих организаций. СПб., 2005.
  175. Е.А. Человеческие ресурсы некоммерческих организаций//Человек. Сообщество. Управление, 2004 г. № 2.
  176. Ф. Размышления о гражданском обществе и консолидации демократии//Полис 199б.№ 5.
  177. В.М. Стратегия развития современного российского государства: приоритетные национальные проекты и права граждан. Краснодар: КубГУ, 2006.
  178. И.В., Донцова М. В. Региональная безопасность Краснодарского края в контексте политических процессов в Черноморском макрорегионе. Краснодар: КубГУ, 2008.
  179. Т.В. Экономика некоммерческих организаций. М., 2002.
  180. В.Н. Механизмы взаимодействия: типология, примеры механизмов «сверху вниз» и «голь на выдумки хитра"//Межсекторные взаимодействия в России. М., 2000.
  181. Arendt Н. On Revolution//littp://www. amazon.com/gp/ reader/14 018 421 X/ref=sibdpptu/104−2 517 845−7 407 944#reader-link ,
  182. Aron R. War and Industrial Society//http://www.questia.com/ read/12 024 431 ?title=War%20and%20Industrial%20Society
  183. Joanne Fritz. Top 5 Reasons to Work at a Nonprofit // http://nonprofit.about.com/od/nonprofitwork/tp/nonprolEitcareer.htm
  184. Habermas J. The Structural Transformation of the Public Sphere//http ://www. users. muohio .edu/mandellc/myhab .htm
  185. Harrison L. Political Research. An Introduction. L., 2000.
  186. Homans G. Theory of Social Behavior//http://www.lotsofessays.com/viewpaper/l 680 885. html
  187. Olson M. The Rise and Decline of Nations: Economic Growth, Stagnation, and Social Rigidities. New Have: Yale. Univ. Press, 1982.
  188. Putnam R. The Strange Disappearance of Civic Ainerica//http://www.prospect.org/cs/articles?article=thestrangedisappearanceo fcivicamerica
  189. Salamon L., Anheier H. The International Classification of Nonprofit Organizations//http ://www.jhu. edu/~cnp/
  190. Seligson A.L. Civic Association and Democratic Participation in Central America: A Test of Outnam Thesis//Comparative Political Studies. May 1999. Vol. 32. #32.
  191. Stephenson C. Nongovernmental Organizations (NGOs)//http://www.beyondintractability.org/essay/rolengo/
  192. Диссертационные работы и авторефераты диссертаций
  193. С.Г. Гражданское общество в контексте российской переходной эпохи: концептуальный подход. Автореферат дис.. канд. филос. наук, Кемерово, 2006.
  194. Л.Б. Современные проблемы Взаимодействия социального государства и гражданского общества. Дис. канд. полит, наук. Екатеринбург, 2004.
  195. O.A. Некоммерческие организации в современном российском регионе: по материалам социологических исследований в Читинской области. Автореферат дис. канд. социол. наук. Барнаул, 2007
  196. И.Ж. Гражданское общество и его институты в современной России. Автореферат дис.. канд. юрид. наук. СПб., 2004.
  197. Л. М. Некоммерческие организации: социальные функции и динамика развития в условиях трансформации российского общества (На примере Республики Бурятия). Дис.. канд. социол. наук. Улан-Удэ, 2003.
  198. Т. Д. Неправительственные организации в системе защиты конституционных прав и свобод человека. Дис. д-ра юрид. наук. Москва, 1998.
  199. М.П. Гражданское общество России и роль в его становлении общественных объединений. Автореферат дис.. канд. полит, наук М., 2001.
  200. Н.С. Некоммерческие организации в трансформирующемся российском обществе: социологический анализ. Автореферат дис.. канд. социол. наук. М., 2007
  201. Д. Н. Неправительственные организации как фактор политического развития России и ФРГ (Сравнительный анализ). Дис. д-ра полит, наук. Орел, 2005.
  202. H.A. Гражданское общество: сущность и проблемы становления в условиях политической модернизации России. Дис.. канд. полит, наук. М., 2001.
  203. В.В. Гражданское общество и политическая культура современной России: Политико-социологический анализ. Дис. д-ра социол. наук. СПб., 2005.
  204. И.В. Гражданское общество в России и роль политической культуры в его формировании. Дис.. канд. полит, наук. Москва 2004.
  205. A.C. Гражданское общество в России: параметры адекватной модели. Дис. д-ра полит, наук. Саратов, 2004.
Заполнить форму текущей работой