Тарифы как инструменты регулирования рынка транспортных услуг
В соответствии с Указом Президента РСФСР от 03.12.1991 № 297 «О мерах по либерализации цен» и Постановлением Правительства РСФСР от 19.12.1991 № 55 «О мерах либерализации цен» была проведена либерализация цен и тарифов в экономике, в том числе и на транспорте. Из тарифных прейскурантов остались тарифы на авиационный транспорт, на перевозку грузов и пассажиров на железнодорожном транспорте… Читать ещё >
Тарифы как инструменты регулирования рынка транспортных услуг (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В условиях государственного регулирования тарифов государственные органы берут на себя функцию установления общего уровня тарифа на перевозки грузов и пассажиров для приближения тарифов:
- — к предельному уровню издержек производства;
- — среднему уровню издержек производства;
- — минимальному уровню покрытия издержек, выделяя отдельные направления перевозок и т. п.
Основными инструментами регулирования рынка транспортных услуг являются:
- — регулирование деятельности на рынке;
- — регулирование входа на рынок;
- — регулирование тарифов;
- — налоги и субсидии.
Уровень тарифов может быть установлен несколькими способами.
- 1. Уровень тарифов на перевозки определяется необходимостью обеспечения каждого предприятия доходом, полученным в каком-то году (базисном году). Сведения о доходах, представляемые фирмой, тщательно проверяются. Предоставление неверных данных жестко карается законом. В качестве основной составляющей дохода компании выступают средства, призванные компенсировать текущие издержки производства и реализации продукции, амортизацию, суммы, выплачиваемые в виде налогов. Доход включает прибыль, которая исчисляется на основе ее нормы. Норма прибыли устанавливается с учетом факторов, роль которых в каждом конкретном случае может быть либо большей, либо меньшей: межотраслевые сопоставления нормы прибыли, задача привлечения частного капитала в конкретную регулируемую отрасль; передача занятой в ней компании во владение или распоряжение части государственного имущества. Масса прибыли рассчитывается умножением ее нормы на базу, включающую инвестиции без амортизации. Текущая стоимость этих инвестиций определяется на базе стоимости (как правило, в текущих ценах) ранее сделанных капиталовложений. Уровень дохода устанавливается на определенный период. Может быть установлен до пересмотра целей регулирования или режима регулирования. Методологически важно определение стоимости основных фондов. Как правило, рыночную и балансовую стоимости считают равными. Уровень нормы прибыли приравнивают к уровню дивиденда и долгосрочного процента.
- 2. Установление тарифов на базе ранее существовавших издержек. Суть метода заключается в поддержании «потолка» тарифов на уровне, на котором они сохранялись на конкретную дату в прошлом. Периодически пересматриваются «потолки» тарифов.
К недостаткам данных методов относятся:
- • невозможность достичь уровня тарифов, равного предельному уровню издержек на перевозки;
- • установление фиксированных тарифов во времени, что нарушает механизм оптимизации распределения ресурсов;
- • реальная стоимость инвестиций, на базе которой в конечном итоге определяются тарифы, может существенно меняться вследствие инфляции или снижения спроса на услуги.
В условиях значительной инфляции регулируемые тарифы не позволяют фирме получить в полной мере ту прибыль, на которую она рассчитывала. Отклонения накапливаются, но кумулятивному принципу. Чем выше инфляция и длиннее лаг между изменением цен на факторы производства и пересмотром тарифов на перевозки, гем больше прибыли теряют транспортные фирмы. Результатом этого часто является снижение качества услуг перевозки.
Рыночная экономика России предъявляет новые требования к качеству транспортного обслуживания. Сложившийся рынок транспортных услуг можно разделить на сегменты, учитывающие приоритетные требования пользователей транспортных услуг: скорость доставки, сохранность, стоимость транспортировки. При перевозках дорогостоящих грузов все большее предпочтение отдается автомобильному транспорту. В навигационный период значительные объемы перевозок массовых грузов переключаются на водный транспорт из-за низкой себестоимости транспортировки.
Вопросы совершенствования тарифной политики транспортной системы России необходимо решать комплексно, принимая во внимание принципы ценообразования всех ее участников. Так, например, при перевозках грузов в смешанном железнодорожно-водном сообщении, целесообразно предоставление сквозной тарифной ставки, в которую должны входить: стоимость перевозки железной дорогой, стоимость перевалки в порту и фрахт.
Всероссийским тарифным съездом, состоявшимся в 1998 г., было выработано генеральное направление работы железнодорожного транспорта, обеспечивающее достижение баланса интересов транспортников и пользователей транспортных услуг. Важнейшим и приоритетным направлением РЖД было определено установление контактных отношений с субъектами Федерации.
В период 1989—1990 гг. на транспорте были сформированы и введены в действие новые прейскуранты тарифов на всех видах транспорта: железнодорожном, морском, речном и автомобильном.
После 1991 г. осуществлена глубокая либерализация тарифного регулирования на всех видах транспорта за исключением железнодорожного.
В соответствии с Указом Президента РСФСР от 03.12.1991 № 297 «О мерах по либерализации цен» и Постановлением Правительства РСФСР от 19.12.1991 № 55 «О мерах либерализации цен» была проведена либерализация цен и тарифов в экономике, в том числе и на транспорте. Из тарифных прейскурантов остались тарифы на авиационный транспорт, на перевозку грузов и пассажиров на железнодорожном транспорте и некоторые разделы тарифов на перегрузочные работы в портах.
С начала 1993 г. осуществлен переход на применение свободных тарифов на перевозки пассажиров и связанные с ними работы и услуги на внутренних воздушных линиях в пределах территории РФ (Указ Президента РФ от 17.09.1992 № 1089 «О государственном регулировании цен на отдельные виды энергоресурсов»).
В последующем был принят еще ряд постановлений Правительства с целью ввести процессы тарифного регулирования в государственную систему:
- • 17.09.1992 № 724 (с изм. и доп. от 04.12.2001) — об установлении предельного уровня рентабельности при формировании свободных тарифов на перевозку пассажиров воздушным транспортом и связанные с ними работы и услуги в размере 20% к себестоимости;
- • 30.08.1993 № 876 (в рсд. от 16.10.2000) — об установлении и регулировании тарифов на услуги ледокольного флота, погрузочно-разгрузочные работы в портах и портовые сборы;
- • 07.03.1995 № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» (в ред. от 25.01.2017);
- • 17.08.1995 № 147 «О естественных монополиях» (в ред. от 05.10.2015), в котором определены сферы естественных монополий на транспорте (железнодорожные перевозки, услуги портов, аэропортов и терминалов), а также правовые, организационные и процедурные механизмы регулирования инфраструктуры железнодорожного транспорта.
В табл. 11.9 представлена динамика тарифов по отдельным видам транспорта с 1995 по 2015 г. Наибольшее изменение тарифов наблюдалось в 1993 г. — в 35,6 раза, причем на железнодорожном транспорте — в 37,4 раза, на морском — в 56,5 раза. Необходимо отметить, что на железной дороге индекс тарифов на грузовые перевозки за весь период (за исключением 1999 и 2000 гг.) выше, чем в среднем по видам транспорта; на трубопроводном, наоборот, — до 1998 г. включительно ниже, чем в среднем, а в 1999 и 2000 гг. — выше. На воздушном транспорте с 1997 г. проявляется устойчивая тенденция превышения среднего индекса тарифов.
19 марта 2001 г. постановлением Правительства РФ № 194 утверждено «Положение об основах государственного регулирования тарифов на грузовые железнодорожные перевозки». Данное постановление определяет основы государственного регулирования тарифов на перевозки грузов субъектами естественной монополии — федеральным железнодорожным транспортом. В 2004 г. данное постановление утратило силу в связи с утверждением Постановления правительства от 15.12.2004 № 787 «Об основах государственного регулирования тарифов на железнодорожном транспорте». Федеральный закон от 13.07.2015 № 248-ФЗ ввел с 15 ноября в России платный проезд по федеральным трассам для грузовых автомобилей, имеющих массу больше 12 т или превышение габаритов. Соответствующие поправки были внесены и в Федератьный закон от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации».
Цели государственного регулирования:
- • достижение баланса интересов субъектов естественной монополии на железнодорожном транспорте и потребителей их услуг;
- • защита экономических интересов потребителей услуг организаций железнодорожного транспорта, снижение народнохозяйственных затрат и обеспечение доступности услуг железнодорожного транспорта для потребителей;
- • развитие конкурентной среды на рынке транспортных услуг;
- • обеспечение устойчивого и экономически эффективного функционирования организаций железнодорожного транспорта;
- • создание у организаций железнодорожного транспорта экономических стимулов к снижению себестоимости перевозок и повышению качества транспортного обслуживания, а у потребителей услуг организаций железнодорожного транспорта — к улучшению транспортных свойств грузов и оптимизации транспортных связей.
Индексы тарифов на грузовые перевозки основными видами транспорта1
Тариф. | |||||||||||||
на перевозку грузов железнодорожным транспортом. | 238,5. | 169,3. | 113,3. | 108,9. | 107,7. | 122,1. | 110,6. | 109,4. | 107,5. | 105,6. | 105,4. | 102,3. | 112,9. |
на перевозку грузов автомобильным транспортом. | 268,5. | 136,6. | 114,3. | 108,1. | 108,8. | 118,8. | 97,5. | 103,7. | 110,2. | 105,3. | 104,2. | 107,2. | 106,4. |
на транспортировку (перекачку) грузов трубопроводным транспортом. | 358,3. | 137,4. | 121,5. | 123,7. | 106,1. | 145,5. | 84,3. | 156,1. | 107,1. | 109,6. | 96,5. | 111,2. | |
Всего на грузовые перевозки по Российской Федерации. | 271,4. | 151,5. | 116,6. | 115,8. | 106,8. | 132,3. | 97,5. | 133,1. | 107,7. | 107,5. | 100,9. | 111,5. |
Принципы государственного регулирования тарифов на грузовые перевозки железнодорожным транспортом следующие:
- • применение на всей территории РФ единой структуры и системы построения тарифов, обеспечивающих возмещение экономически обоснованных затрат и получение прибыли;
- • распределение эксплуатационных расходов по видам перевозок на основе соответствующих методик;
- • обеспечение недискриминационного доступа потребителей к услугам железнодорожного транспорта, в том числе к его инфраструктуре;
- • установление для всех грузоотправителей (грузополучателей) единых правил тарификации, особых условий грузовых железнодорожных перевозок;
- • обеспечение гласности принятия решений по вопросам регулирования тарифов, в том числе установления уровня тарифов, их изменения и правил применения;
- • соответствие системы построения тарифов рыночным условиям хозяйствования (переход по мере развития рыночных отношений и конкуренции от тарифов, регулируемых государством, к договорным тарифам на перевозки);
- • введение раздельного учета затрат в естественно монопольном и потенциально конкурентном секторах транспортных услуг;
- • ограничение перекрестного субсидирования одних видов перевозок за счет других.