Цикл инновационной деятельности
Организация инновационных процессов охватывает информационную, научную, проектноконструкторскую, производственную, вспомогательную, экономико-управленческую и социальнокультурную деятельность и носит многовариантный характер. Особое значение придается наличию задела в научных исследованиях и проектно-конструкторских проработках, который позволяет сократить время на создание инновации. При этом… Читать ещё >
Цикл инновационной деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Как было отмечено, инновационный процесс — это последовательность действий по созданию, материализации и коммерциализации продуктов ИД.
Структура инновационного процесса определяется внутренней, предметной логикой движения — от идеи новшества до его использования конечным потребителем. Выделяют от 5 до 9 стадий этого процесса и ряд этапов внутри стадий (табл. 1.1).
Инновационный процесс можно представить следующей технологической цепью: фундаментальные и прикладные исследования — создание объекта техники или технологий — его правовая охрана — введение объекта в хозяйственный оборот (коммерциализация).
Организация инновационных процессов охватывает информационную, научную, проектноконструкторскую, производственную, вспомогательную, экономико-управленческую и социальнокультурную деятельность и носит многовариантный характер. Особое значение придается наличию задела в научных исследованиях и проектно-конструкторских проработках, который позволяет сократить время на создание инновации. При этом наиболее значимыми с точки зрения трудоемкости и важности получения конечных результатов, определяющими их новизну и научно-технический прогресс в инвестиционно-строительной сфере, являются научная и просктно- (опытно-) конструкторская деятельность.
Таблица 1.1
Стадии инновационного процесса (типовая модель).
Изобретение. | Техническая реализация. | Рынок. | ||||
Научные исследования и разработки. | Инженернотех-ническая разработка и конструирование. | Создание прототипа. | Запуск пробного произвол ства. | Подготовка оснастки и оборудования. | Произво дство. | Маркетин г. |
Возможные варианты проведения научных исследований, как правило, различаются последовательностью выполнения работ, структурой ресурсов, характером развертывания работ во времени и организационными связями. Рациональной считается организация инновационных процессов с оптимальным соотношением затрат на создание инноваций и сроков их получения и реализации.
На организацию инновационных процессов в сфере науки влияет специфика работы научных, конструкторских и проектных коллективов. Известно, что предмет труда научных работников и специалистов в большинстве случаев не имеет вещественного выражения. В его качестве чаще всего выступают накопленные человеком знания, информация о которых содержится в публикациях, результатах исследований и разработках, зарегистрированных изобретениях, открытиях и т. и. Отметим, что переход к рыночным отношениям в нашей стране способствовал созданию благоприятных условий для получения достоверной информации. Следовательно, усложнился труд ученых и специалистов, работающих нс только в сфере науки и научного обслуживания, но и в организациях, использующих знания для повышения эффективности своей деятельности.
В рамках инновационного цикла научно-техническая идея
преобразуется в инновационную продукцию, проходя три стадии: новшество — нововведение — инновация.
Новшество — эго признанный государством, корпорацией или организацией способ воплощения научно-технической идеи, оформленной в виде патентов на изобретения, свидетельств на полезные модели, селекционные достижения, программы ЭВМ, базы данных, топологии интегральных микросхем и ноу-хау (технологический процесс и т. п.). На их основе формируются объекты ИС, которые могут быть реализованы на рынке. Таким образом, новшество — это результат научно-технической деятельности, направленной на генерацию идеи и ее технологическое воплощение.
Нововведение — выведенный на рынок материализованный результат производственнотехнологического освоения новшества в соответствии с требованиями законодательства. Нововведение является результатом производственно-технологической деятельности, направленной на создание платформы воспроизводства инновационного изделия на основе новшества.
Инновация — признанный рынком конечный результат ИД, реализованный в виде нового или усовершенствованного продукта либо технологического процесса, используемого в практической деятельности. Инновация — это результат маркетинга, направленный на формирование и реализацию стратегии устойчивого позиционирования нововведения на рынке высокотехнологичной продукции1.
Стадии инновационного процесса (рис. 1.4) не являются строго последовательными этапами создания и выведения инновационного продукта на рынок, эго параллельно осуществляемые виды ИД с учетом промежуточных результатов каждой стадии цикла. Таким образом, между исполнителями стадий инновационного цикла происходит постоянный обмен информацией.
По способу организации инновационного процесса в любой компании, включая государственные предприятия, можно выделить три модели инновационного цикла: локальное, монопольное и расширенное производство новшества.
Локальное производство инноваций основано на внутренней организации их производства и использования (потребления), когда инновация реализуется внутри компании. Оно включает:
- • разработку проекта инновации (стадия 1), в том числе его техническое и экономическое обоснование;
- • первое освоение новшества (стадия 2), включая прикладные исследования, разработки, изготовление опытного образца, первое производство новшества для нужд организации-заказчика;
- • первое использование новшества (стадия 6), его потребление внутри организациизаказчика, в том числе первый опыт сервисного обеспечения.
Этот мини-цикл возможен в организациях с внутренними рынками и представляет собой, по сути, квазирыночный и непродолжительный процесс. Его основные стадии: старт, быстрый рост, насыщение.
1. Шумпетер, Й. Цит соч.
Рис. 1.4. Стадии инновационного процесса.
При монопольном производстве новшества организации-создатели продают свою продукцию через внешний рынок (стадия 5), адресуя ее многим потребителям. Возникает промежуточный воспроизводственный цикл, когда рыночный механизм включен, но его действие ограничено наличием единственного производителя. Это позволяет организации-производителю определять рыночные цены и получать монопольную сверхприбыль. Монопольное производство новшества до поры до времени не встречает на рынке конкурентов, но с появлением других производителей того же новшества такая угроза нарастает. Можно считать это монопольнорыночным жизненным циклом инновации.