Актуальность темы
.
Люди в наш век перемещаются много и интенсивно: для отдыха, обу-чения, участия в конференциях, деловых встречах и со многими другими це-лями. Каждая страна сталкивается с этим движением. Для одних государств оно означает отток валюты, вывозимой отдыхающими и shop-туристами, а для других значительные дополнительные доходы, привозимые людьми со всего света, и предмет национальной гордости. Для третьих туризм это возможность утвердиться на мировой арене в качестве государства, привле-кательного для ведения бизнеса и открытого миру. Есть страны, которые из этой открытости извлекают хорошие дивиденды, например Сингапур. Что бы не писали газеты о дороговизне в этом городе-государстве, он, по-прежнему, остается одним их самых привлекательных мест для делового туризма. Ми-ровая индустрия туризма находится сегодня на подъеме, уверенно приближа-ясь к цифре 1 млрд. прибытий в год.
Считается, что первое массовое туристское путешествие состоялось более 150 лет тому назад в Англии, когда в 1841 году предприниматель То-мас Кук перевез на железнодорожном составе 600 человек с целью прогулки. В 1845 году им же было организовано путешествие и экскурсия по Ливерпу-лю. И только во второй половине XX века международный туризм стал од-ним из наиболее динамично развивающихся секторов мирового хозяйства. В середине 1990;х годов число его участников превысило 550 млн. человек, а в прошлом году составило 760 млн. человек. На сферу туризма приходятся: около 10% мировых инвестиций; каждое 11-е рабочее место в общей миро-вой занятости; 4% от мирового ВВП (с учетом влияния туризма на смежные с ним отрасли национальной экономики 11%) .
Высокие и устойчивые темпы развития туристической отрасли привле-кают инвесторов, предоставляя широкие возможности для перераспределе-ния мирового капитала. Большие объемы валютных поступлений создают благоприятные условия для развития смежных традиционных и высокотех-нологичных отраслей. Глобализация международного туризма содействует интеграции национальных экономик, экспорту факторов конкурентоспособ-ности из развитых стран в развивающиеся.
Другими важными критериями оценки развития туризма являются: создание рабочих мест, стимулирование темпов роста национального дохода, содействие сокращению бедности в развивающихся странах. Учитывая, что международный туризм позитивно влияет на многие аспекты человеческой жизнедеятельности, Всемирная туристская организация (ВТО) совместно с ООН выработали концепцию устойчивого развития туризма, которая преду-сматривает интеграцию отрасли с Целями развития тысячелетия.
Сегодня туристическая отрасль входит в число экономически лиди-рующих секторов современного хозяйства, обеспечивает существенный масштаб занятости и доходов населения многих стран мира, способствует мировому экономическому росту. Именно по этому сегодня туризм очень интересная точка приложения для усилий маркетологов и рекламистов, по-тому что именно здесь наиболее ярко проявляются тенденции развития рын-ка и результат продвижения турпродукта предсказуем.
Абсолютное преимущество также играет решающую роль в междуна-родном туризме. Действительно, некоторые страны имеют уникальные тури-стские ресурсы: исключительные природные места, такие, как Ниагарский водопад в США, гора Джомолунгма в Непале и др.; памятники искусства — пирамиды фараонов в Египте, Тадж Махал в Индии, Акрополь в Греции, Ко-лизей в Италии и др. Уникальные природные памятники и произведения ис-кусства, созданные человеком, определяют монопольное положение той или иной страны и побуждают иностранных туристов приезжать в нее. Сущест-венных отличий между продвижением туруслуг на внутреннем и внешнем рынках не существует. Используются одни и те же принципы и методы, но при этом строго усчитываются специфика и национальные особенности раз-личных стран мира.
В маркетинге разнообразие рыночных условий вынуждает производи-теля приспосабливать свою продукцию и свои методы сбыта к местным ус-ловиям. Для одного и того же товара условия рынка в разных странах могут радикально различаться. Экономическая ситуация в разных странах может различаться таким образом, что туруслуги, пользующиеся спросом обширно-го покупательского сегмента в одной из них, в другой будут затребованы не-значительным меньшинством. В международном маркетинге необходимо также учитывать политические риски, связанные со всеми странами, с кото-рыми фирмы связывают свой бизнес.
С появлением новых средств коммуникаций — связи, транспорта, фи-нансовых расчетов время и расстояния сжимаются, становясь все менее за-метными, а продукция, произведенная в одной стране, с большим энтузиаз-мом принимается в других странах.
Туристский рынок самостоятельная часть более широкого понятия «рынок товаров и услуг», где реализуются услуги и товары для туристов. Спецификой туристского рынка является явное преобладание услуг. Турист-ские товары и услуги могут быть потреблены только в том случае, если по-требитель доставлен в место их производства, а обычные товары и услуги го-товы к потреблению тогда, когда произведенная продукция закончит пере-движение от места производства к месту потребления.
Другими особенностями туристских услуг как объектов купли-продажи являются неравномерность спроса в течение года (например, для отдыха или религиозного туризма), широкий диапазон эластичности спроса на опреде-ленные услуги.
Поскольку туристы потребляют услуги и товары в месте временного проживания, то структура их потребления рассматривается как совокупность обязательных, специфических и дополнительных потребностей.
В дипломной работе поставлена цель исследование особенностей сти-мулирования сбыта туристском бизнесе.
В соответствии с поставленной целью в работе поставлены следующие задачи:
рассмотреть особенности современной рекламы туристского про-дукта и влияния на неё событий техногенного и природного характера;
на примере туристической фирмы исследовать рекламную деятель-ность предприятия
предложить пути повышения эффективности рекламной деятельно-сти турфирмы.
Объектом в работе выступает стимулирование сбыта.
Предмет исследования деятельность ЗАО «АТЛАС» по стимулиро-ванию сбыта услуг.
Методологической и теоретической основой работы послужили труды отечественных и зарубежных ученых, посвященных маркетингу сферы слуг.
В ходе исследования были применены различные методы: а) статисти-ческие методы, необходимые для достижения целей исследования и обуслов-ленные наличием информации: сводка, группировка; графический метод; аб-солютные, относительные и средние величины; корреляционно-регрессионный анализ, статистические методы прогнозирования; б) методы стратегического анализа: анализ рынка, оценка конкурентоспособности, внутренний анализ качества и т. д.
Структурно работа состоит из введения, трех логически выстроенных глав, в которых 9 параграфов, заключения, списка использованных источни-ков и приложения.
Новизна работы состоит в том, что в работе даются рекомендации по совершенствованию стимулирования деятельности применительно к кон-кретным проблемам туроператора «АТЛАС».