Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Критерии технологичности деятельности учителя

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Какой же подход к постановке учебных целей считается наиболее эффективным в педагогических технологиях? Цель обучения формулируется через результаты обучения, выраженные в действиях учащихся. При этом результаты обучения определяются так, что их можно точно определить. Добиться ясности понимания результатов можно двумя способами: (1) построение четкой системы (таксономии) целей, внутри которой… Читать ещё >

Критерии технологичности деятельности учителя (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В. А. Сластенин определяет следующие критерии технологичности деятельности учителя[1]:

  • Диагностично заданная цель, то есть корректно измеримые понятия, операции, деятельность, освоенные учащимися, как ожидаемый результат обучения и способы его диагностики. Этот критерий означает, что, проектируя урок, учитель должен очень четко продумать и сформулировать его цель, причем эта цель определяется таким образом, чтобы было понятно, какими операциями, действиями, деятельностью в целом должны овладеть учащиеся в конце урока и с помощью каких тестов или заданий это можно выявить.
  • Представление изучаемого содержания в виде системы познавательных и практических задач с ориентирами и способами их решения. Это требование предусматривает изменение содержания изучаемого материала, переструктурирование его в виде определенных блоков, частей, каждая из которых включает в себя познавательную задачу, разные типы ориентировки, способы ее решения и собственно решение.
  • • Достаточно жесткая логика этапов усвоения материала.

Любая технология должна быть четко выстроена, состоять из последовательности шагов, основанной на внутренней логике и ведущей к результату.

  • • Адекватная предыдущим параметрам система способов взаимодействия на каждом этапе участников учебного процесса друг с другом и с информационной техникой. Технология обучения предполагает определение системы методов и приемов деятельности учителя и учащихся на каждом отрезке урока.
  • Личностно-мотивированное обеспечение деятельности учителя и ученика (свободный выбор, креативность, состязательность, жизненный и профессиональный смысл). Современная образовательная парадигма требует, чтобы ученик в процессе обучения был поставлен в ситуацию выбора, имел возможность для развития творческих способностей, а также чтобы обучение удовлетворяло жизненным запросам учащихся. Кроме того, и учитель свободен в выборе технологического способа обучения, может и должен сам строить свою профессиональную деятельность исходя из собственного видения учебной ситуации. Многое зависит от желания, интереса, увлеченности учителя.
  • Указание границ допустимого отступления от алгоритмической и от свободной, творческой деятельности учителя. Технология обучения, с одной стороны, представляет собой четкую последовательность действий, то есть алгоритм, а с другой стороны, предполагает определенную свободу, возможность вариаций в зависимости от меняющихся условий обучения.
  • • Применение в учебном процессе новейших средств и способов представления информации. Данный критерий говорит о прогрессивном характере деятельности современного педагога и требует использования, в частности, компьютеров в учебном процессе.

Очевидно, что одной из важнейших особенностей технологического подхода в образовании является наличие целей, дающих возможность педагогу оценивать свою работу и деятельность учащихся и оперативно вносить коррективы в образовательный процесс. Цель — это предполагаемый результат деятельности. Как справедливо отмечал А. В. Хуторской, «целеполагание в обучении — это установление учителем и учениками главных целей и задач обучения на определенных его этапах. Оно необходимо для проектирования образовательных действий учащихся и связано с внешним социальным заказом, образовательными стандартами, со спецификой внутренних условий обучения — уровнем развития детей, мотивами их учения, особенностями изучаемой темы, имеющимися средствами обучения, педагогическими воззрениями учителя и т. д.»[2].

Цели в педагогических технологиях конкретизируются. В результате конкретизации у учителя должна быть сформулирована цель, обладающая следующими характеристиками:

A) логически увязанная с общими целями обучения, содержанием обучения, логикой предмета;

Б) измеряемая (в объеме приобретенных учащимися знаний, навыков, умений и т. д.);

B) имеющая определенные рамки времени достижения.

Какой же подход к постановке учебных целей считается наиболее эффективным в педагогических технологиях? Цель обучения формулируется через результаты обучения, выраженные в действиях учащихся. При этом результаты обучения определяются так, что их можно точно определить. Добиться ясности понимания результатов можно двумя способами: (1) построение четкой системы (таксономии) целей, внутри которой выделены уровни. Чем более высокого уровня достигает ученик, тем больших результатов добились он сам и педагог. (2) Описанием целей максимально четким и конкретным языком.

В связи с многообразием и большим количеством педагогических технологий перед учителем всегда встает вопрос: «Чем руководствоваться при выборе конкретной технологии обучения?».

Критериями отбора технологий для их использования в процессе обучения являются характеристики самой технологии, предполагающие:

  • — Опору на личностный опыт учащихся, что включает: ученическое целеполагание, учет имеющихся у конкретного ученика знаний и представлений, учебных и надпредметных умений, индивидуальное творчество в сочетании с коллективной поисковой деятельностью, рефлексию.
  • — Вариативность — возможность выбора для учеников (помимо элективных предметов в целом) объектов изучения в рамках изучаемого предмета (темы); темпа учения; способа получения знаний (на основе индивидуального способа учения); форм контроля и оценки результатов.
  • — Получение индивидуального образовательного продукта, который отражает личностный рост учащегося и достижение им поставленной цели.

Реализацию всех компонентов содержания образования (знания о себе и о мире, опыт деятельности по образцу, опыт творческой деятельности, ценностные ориентации и отношения)[3].

  • [1] Сластенин В. А. Современные подходы к подготовке учителя // Педагогическоеобразование и наука. 2000. № 1. С. 44—51.
  • [2] Хуторской А. В. Эвристическое обучение: Теория, методология, практика. М., 1998.С. 56.
  • [3] Чернявская А. П. Становление партнерской позиции педагога. Ярославль: Изд-воЯГПУ, 2007.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой