Методика разработки и использования цифровых образовательных ресурсов при дистанционном обучении в учреждении среднего профессионального образования
Диссертация
Реализованы подсистемы «Конструктор структурных элементов» и «Конструктор курсов», предназначенные для параллельного, независимого создания локальных мультимедийных учебных курсов на разных уровнях их структуры с использованием медиатеки ЦОР. Для наполнения медиатеки ЦОР пользователь должен обладать начальными навыками пользования компьютером и уметь обращаться с программами создания… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Анализ организации подготовки и контроля знаний студентов при дистанционном обучении в учреждениях среднего профессионального образования
- 1. 1. Проблемы дистанционного обучения учреждений профессионального образования
- 1. 1. 1. Анализ педагогических технологий в системе дистанционного обучения учреждений профессионального образования
- 1. 1. 2. Анализ методик проведения контроля и оценки уровня знаний в системе дистанционного образования
- 1. 1. 3. Анализ требований к информационному обеспечению цифровых образовательных ресурсов
- 1. 2. Математические методы и модели обучения и тестового контроля
- 1. 2. 1. Модели связности учебных материалов
- 1. 2. 2. Методы и модели тестового контроля
- 1. 2. 3. Модели оценки сложности учебной информации
- 1. 2. 4. Моделирование совместного процесса обучения и тестирования
- 1. 3. Описание процесса обучения в системе дистанционного образования
- 1. 3. 1. Определение процессов обучения и тестового контроля
- 1. 3. 2. Понятие структуры и описание подобных процессов
- 1. 1. Проблемы дистанционного обучения учреждений профессионального образования
- 2. 1. Построение формализованного описания фрагмента и структурного элемента цифрового образовательного ресурса
- 2. 2. Формализованное описание подсистемы предъявления учебных материалов
- 2. 3. Разработка концептуальной модели данных хранилища ЦОР
- 2. 3. 1. Анализ предметной области хранения и обработки информационного наполнения ЦОР
- 2. 3. 2. Анализ информационных требований пользователей
- 2. 3. 3. Концептуальное проектирование
- 2. 3. 4. Построение реляционной схемы данных
- 2. 4. Методика разработки цифровых образовательных -ресурсов
- 2. 4. 1. Основы архитектуры ЦОР
- 2. 4. 2. Последовательность создания ЦОР
- 3. 1. Методика использования ЦОР в процессе подготовки обучаемых при дистанционном обучении
- 3. 2. Открытые образовательные модульные мультимедиа системы
- 3. 3. Программная реализация системы использования ЦОР на примере дисциплины «Информатика»
- 3. 3. 1. Аппаратно-программные требования
- 3. 3. 2. Подсистема «Конструктор структурных элементов»
- 3. 3. 3. Подсистема «Конструктор курсов»
- 3. 3. 4. Среда обучаемого
- 3. 4. Экспериментальная проверка эффективности использования ЦОР
Список литературы
- Аванесов B.C. Научные проблемы тестового контроля знаний. Монография. М.: Исследовательский центр, 1994.
- Аванесов B.C. Теоретические основы разработки заданий в тестовой форме. М.: Исследовательский центр, 1995.
- Башмаков А.И., Башмаков И. А. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем. М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 2003. — 616 с.
- Байденко В.И. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода) //Высшее образование в России. -2004.-№ 11.-с 3−13.
- Байденко В.И., Оскарссон Б. Базовые навыки (ключевые компетенции) как интегрирующий фактор образовательного процесса // Профессиональное образование и формирование личности специалиста.-М., 2002.-с.23.
- Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем: Проблемы и методы психолого-педагогического обеспечения технических обучающих систем, — Воронеж, 1977.-3 84 с.
- Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. -М., 1995.-196 с.
- Васильев В.И. Наша концепция. // Вестник высшей школы. 1990. — № 10.
- Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М., МГУ, 1956.
- Гершунский Б.С. Философия образования. М.: Флинта, 1998.
- Гершунский Б.С. Компьютеризация в сфере образования: Проблемы и перспективы. М., 1987. — № 8. — С.22−29.
- Глазунов А.Т. Формирование регионального заказа на подготовку рабочих кадров в условиях социального партнерства. М.: ИРПО, 2000. -'60 с.
- Государственный образовательный стандарт Российской Федерации. Высшее профессиональное образование. Общие требования. М., ГКВОРФ, 1993 -9с.
- Готлиб М.А. Компьютеру дидактическое обеспечение. // Информатика и образование — М., Педагогика, N 4, с.3−14.
- Готлиб М.А. Структура АОС.'//Информатика и образование М.: Педагогика, 1987. — № 3 — с. 11 -20.
- Деражне Ю.П. Открытое обучение: Монография. М.: ВИПЦ профориентации, 2002.
- Ефимова С.А., Посталюк Н. Ю. Рекомендации по структуре модульных образовательных программ начального и среднего образования /Под ред. А. Н. Лейбович / Серия «Модульно-компетентностное обучение». -Самара: Изд-во ЦПО, 2005.
- Желтое С., Лихачев Н., Степанов В. Виртуальная реальность -новая информационная технология. // Экология непознанного 1995. — № 1-с.6−11.
- Жуковская З.Д. Методологические основы разработки и функционирования комплексной системы контроля качества подготовки специалистов в ВУЗе. Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук. С.Пб.: ЛГУ, 1994.
- Закон Российской Федерации «Об образовании». М.: Новая школа, 1992.
- Звезда JI.M. Компетентностный подход в управлении развитием кадрового потенциала муниципальной образовательной системы: Дисс.. канд. пед. наук. Тирасполь, 2004. — 246 с.
- Зеер Э.Ф., Шахматова О. Н. Личностно-ориентированные технологии профессионального развития специалиста. Екатеринбург, -1999.-243 с.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. -М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. 384 с.
- Зимняя И.А. Проблемы самооценивания как интериоризированной внешней оценки в процессе обучения. «Квалиметрия человека и образования. Методология и практика. 2-й симпозиум, кн.1, ч.1. М.: Исследовательский центр, 1993.
- Иванов Д.А., Митрофанов К. Г., Соколова О. В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно-методическое пособие. Омск, 2003.
- Казанович В.Г. Образовательная система как объект оценивания. Диссертация на соискание научной степени кандидата педагогических наук. -М.: Исследовательский центр, 1995.
- Катыс Т.П., Катыс П. Г. Трехмерное отображение визуальной информации в виртуальном пространстве: Учебное пособие / МИРЭА. М., 1998.-78 с.
- Кашицин В.П. и др. Состояние и развитие дистанционного образования в мире: Научно-аналитический доклад. М.: Изд-во „Магистр“, 1997.-С. 44.
- Коломиец Б.К. Инвариантные функции интеллектуальной деятельности. Техническое творчество: теория, методология, практика, энциклопедический словарь справочник./Под ред. А. И. Половинкина, В. В. Попова — М.: НПО „Информсистема“, 1994.
- Коломиец Б.К. Комплексная оценка выпускников высших учебных заведений. Отчет по НИР за 1996 г. -М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. 1997, 136 с.
- Коломиец Б.К. Образовательные стандарты и программы: инвариантные аспекты М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. 1999 — с. 144.
- Модульно-компетентностный подход и его реализация в средней профессиональном образовании. / Под общ. ред. д.п.н., профессора A.A. Скамницкого. М., 2006. — 276 с.
- Лавров С.С. Представление и использование знаний в автоматизированных системах. //МП. 1986, N 3, с. 14−19.
- Лейбович А.Н. Белые пятна научного обеспечения развития образования. М., Образовательная политика, 2006,№ 4, С. 9−12.
- Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М., 1981. -90 с.
- Литвак Б.Г. Экспертная оценка и принятие решений. М.: Патент, 1996−271 с.
- Литвинцева Л.В., Налитое С. Д. Графические средства для построения систем когнитивной графики и виртуальных миров // Программные продукты и системы. 1995. — № 2.
- Материалы IV международной конференции по дистанционному образованию „Введение в дистанционное обучение“ 2001.
- Новикок A.M. Российское образование в новой эпохе. Парадоксы наследия. Векторы развития. М., 2000. — 272 с.
- Новиков A.M. Построение системы непрерывного профессионального образования. М., 2000.
- Новиков П.Н. Опережающее образование: гипотезы М., 1996.
- Новое качество высшего образования в современной России. Труды Исследовательского центра. Род научной редакцией Селезневой H.A. и Субетто А. И. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. 1995. — 199 с.
- Панюкова C.B. Концепция реализации личностно ориентированного обучения при использовании информационных и коммуникационных технологий. М.:Изд-во ИОСО РАО, 1998, — 120 с.
- Пере ломова H.A. Ключевые компетенции в образовании: современный подход. // Диссеминационная конференция „Ключевые компетенции в подготовке кадров“. Иркутск, 2003. — С.10.
- Петин Б.Ф. Предложения по совершенствованию ГОСов по направлениям подготовки и специальностям. -М: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1996.
- Подгорецкая H.A. Изучение приемов логического мышления у взрослых. М., Педагогика, 1980.
- Положение об итоговой государственной аттестации студентов высших учебных заведений в РСФСР. Проект. М.: Научно — методический центр по подготовке, переподготовке и повышению квалификации специалистов. 1994.
- Проходов, А В., Рузин В. С О глубинной концепции образования.// Вестник высшей школы. 1990 № 5.
- Профессиональная педагогика: Учебник для вузов. М., 1997. -512 с. •
- Равен Д. Компетентность в современном обществе: Выявление, развитие и реализация.: Пер. с англ. / Д.Равен. М.: Когито-Центр, 2002. • 396 с.
- Растригин JI. С. Адаптивное обучение с моделью обучаемого. Рига: Знание, 1988.
- Реформа и развитие высшего образования. Программный документ. ЮНЕСКО, 1995.
- Роберте Ф.С. Дискретные математические модели с приложениями к социальным, биологическим и экологическим задачам. М., Наука, 1986.
- Родионов Б.У., Татур А. О. Стандарты и тесты в образовании. М.: • Исследовательский центр, 1995. — 48с.
- Сборник методических рекомендаций по разработке содержания обучения и дидактических систем. /Под ред. A.A. Золотарева М., МИИГА, 1988, 270 с.
- Селезнева H.A. Проблемы оценки качества образования в России: состояние и перспективные пути решения. Труды Исследовательского центра. Серия: Научные доклады. М. Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов 1994.
- Соколов В.M. Основы проектирования образовательных стандартов (методология, теория, практический опыт). М.: Исследовательский центр, 1996. — 86с.
- Степанов А. А- Бахтина Т. Е., Свердлова Т. А., Желтое С. Ю. Обзор технических и программных средств систем виртуальной реальности // В сб.: „Технология виртуальной реальности“. М., 1996. — С. 15−56. '
- Столл P.P. Множества. Логика. Аксиоматические теории. М., Наука, 1988.
- Строганов В.Ю. Адаптивные алгоритмы управления процессами моделирования систем: Базы знаний и эксп. сист. В АСНИ.: Тез.докл. Всес. науч.-техн. конф.- Севастополь, 1990
- Строганов В.Ю., Алексахин C.B., Николаев» А.Б. Прикладной статистический анализ данных. Теория. Компьютерная обработка. Области применения: Учебно-практ. пособие для вузов. Книга 1. М.: «Издательство ПРИОР», 1998
- Строганов В.Ю., Алексахин C.B., Николаев А. Б. Прикладной статистический анализ данных. Теория. Компьютерная обработка. Области применения: Учебно-практ. пособие для вузов. Книга 2. М.: «Издательство ПРИОР», 1998
- Строганов В.Ю., Артемьев В. И. Разработка диалога в САПР М.: Высшая школа, 1990
- Строганов В.Ю., Балдин A.B., Криницин В. В. Дисперсионный анализ: Методические указания по использованию системы Statgraphics. M.: МГТУГА, 1997
- Строганов В.Ю., Балдин A.B., Криницин В. В. Основы математической статистики: Методические указания по использованию системы Statgraphics. M.: МГТУ ГА, 1997
- Строганов В.Ю., Балдин A.B., Криницин В. В. Регрессионный анализ: Методические указания по использованию системы Statgraphics. M.: МГТУ ГА, 1997
- Строганов В.Ю., Балдин A.B., Криницин В. В. Случайные процессы: Методические указания по использованию системы Statgraphics. М.: МГТУ ГА, 1997
- Строганов В.Ю., Балдин A.B., Криницин В. В. Теория вероятностей: Методические указания по использованию системы Statgraphics. М.: МГТУ ГА, 1997
- Строганов В.Ю., Балдин A.B., Криницин В. В., Строганов Д. В. Математическая статистика. Теоретические аспекты: Методические указания по использованию системы Statgraphics. М.: МГТУ ГА, 1998
- Строганов В.Ю., Балдин A.B., Криницин В. В., Строганов Д. В. Случайные процессы. Теоретич. аспекты: Методические указания по использованию системы Statgraphics. М.: МГТУ ГА, 1998
- Строганов В.Ю., Балдин A.B., Николаев А. Б. Имитационная модель СУБД с инвертированными файлами: Эргономика и эффективность систем «Человек-Техника» :Тез. докл. XV межрег.семин.- Игналина, 1989
- Строганов В.Ю., Будихин A.B., Николаев А. Б. Адаптация имитационных моделей информационно-вычислительных систем: XIII Всес. школа-семинар по Вычислительным сетям Алма-Ата, 1988
- Строганов В.Ю., Васильев В. И. Адаптивное тестирование МЛ Научный вестник МГТУ им.Н. Э. Баумана. № 5 -1998
- Строганов В.Ю., Тягунова Т. Н. Регрессионные модели оценивания уровня знаний студентов при тестировании. // Научный вестник МГТУ им. Н. Э. Баумана. № 17, серия «Системы и технологии обучения». М.: МГТУ ГА, 1999. -С.35−42.
- Строганов В.Ю. Формализованная модель учебного плана. // Научный вестник МГТУ им. Н. Э. Баумана. № 25, серия «Информатика». М.: МГТУ ГА, 2000. — С.83−88.
- Строганов В.Ю., Николаев А. Б. Выбор структуры АОС по показателям эффективности: Экспертные сист. в научн. исслед., автом.проект.и производ.: Тез.докл. Всес.науч.-техн. семин.- Саратов, 1988
- Строганов В.Ю., Ничушкина Т. Н. Ранжирование модулей многоуровневого комплекса прикладных программ: Алгоритмы и структуры спец. выч. систем: Сборник научн.трудов.- Тула: ТЛИ, 1985
- Строганов В.Ю., Черненький В. М. Диалоговая интерактивная система взаимодействия с имитационными моделями: Актуальные проблемы современного приборостроения: Тез. докл. Всес.науч.-техн. конф.-М., 1986
- Строганов В.Ю., Черненький В. М. Планирование экстремального эксперимента на основе адаптивных имитационных моделей: Планирование эксп. и автоматизация научных исслед.: Тез. докл. Всес.науч.-техн. конф.-Л., 1986
- Строганов В.Ю., Алексахин C.B., Николаев А. Б. Развитие системы дистанционного обучения // Научно методический и информационно-аналитический журнал: «Человеческие ресурсы». Саратов, 2002. — с. 10−12
- Строганов В.Ю., Николаев А. Б., Евстратова И. А., Иванова JI.B. Формализованное описание методической адаптивности с использованием аппарата цепей Маркова. Сб. науч. тр. М., МАДИ (ГТУ), 2003.
- Строганов В.Ю., Николаев А. Б., Златин П. А., Иванова JI.B. Адаптивные технологии переподготовки, повышения квалификации иаттестации работников предприятий с использованием системы «COTA». M., 2004. 22с.: 6 ил. Рус. Деп. в ВИНИТИ 09.04.2004. № 592-В2004.
- Строганов В.Ю., Николаев А. Б., Саркисова И. О. Организация адаптивного тестового контроля // Моделирование и оптимизация в управлении: Сб. науч. тр. М., 2004, МАДИ (ГТУ). с. 12−19.
- Субетто А.И. Системология образовательных систем. -М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 1995.
- Технология виртуальной реальности: состояние и тенденции развития // Новости искусственного интеллекта. 1995. -№ 3.-С. 118−122.
- Технология системного моделирования. /Под ред. С. В. Емельянова М., Машиностроение- Берлин, Техник, 1988.
- Титов A.B. Алгоритм агрегирования с использованием смешанной стратегии. Исследовательский центр. 1995.
- Титтел Эд., Сандерс К., Скотт Ч., Вольф П. Создание VRML миров / Пер. с англ. Киев: Изд-во «Группа BHV», 1997. — 320 с.
- Тихомиров В.П., Солдаткин В. И., Лобачев С. Л., Ковальчук О. Г. Дистанционное обучение: к виртуальным средам знаний. Дистанционное образование. № 2. — 1999. — С.8−16.
- Управление современным образованием: социальные и экономические аспекты / Под ред. А. Н. Тихонова. М., 1998.- С. 256.
- Усков В".Л., Ускова М. В. Информационные технологии в образовании //Информационные технологии. 1999. -№ 1.-С. 31−37.
- Фонды комплексных квалификационных заданий по специальностям высшего образования.: Методические разработки (разработчики: Селезнева H.A., Беспалько В. П., Соколов В. М. и др.) М.: Гособразование СССР, 1998. — 89 с.
- Фрумин И.Д. Компетентностный подход как естественный этап обновления содержания образования // Педагогика развития: ключевые компетенции и их становление: Материалы 9-й научно-практической конференции. Красноярск, 2003. — С. 41−44.