Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Методика разработки и использования цифровых образовательных ресурсов при дистанционном обучении в учреждении среднего профессионального образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Реализованы подсистемы «Конструктор структурных элементов» и «Конструктор курсов», предназначенные для параллельного, независимого создания локальных мультимедийных учебных курсов на разных уровнях их структуры с использованием медиатеки ЦОР. Для наполнения медиатеки ЦОР пользователь должен обладать начальными навыками пользования компьютером и уметь обращаться с программами создания… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Анализ организации подготовки и контроля знаний студентов при дистанционном обучении в учреждениях среднего профессионального образования
    • 1. 1. Проблемы дистанционного обучения учреждений профессионального образования
      • 1. 1. 1. Анализ педагогических технологий в системе дистанционного обучения учреждений профессионального образования
      • 1. 1. 2. Анализ методик проведения контроля и оценки уровня знаний в системе дистанционного образования
      • 1. 1. 3. Анализ требований к информационному обеспечению цифровых образовательных ресурсов
    • 1. 2. Математические методы и модели обучения и тестового контроля
      • 1. 2. 1. Модели связности учебных материалов
      • 1. 2. 2. Методы и модели тестового контроля
      • 1. 2. 3. Модели оценки сложности учебной информации
      • 1. 2. 4. Моделирование совместного процесса обучения и тестирования
    • 1. 3. Описание процесса обучения в системе дистанционного образования
      • 1. 3. 1. Определение процессов обучения и тестового контроля
      • 1. 3. 2. Понятие структуры и описание подобных процессов
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Описание модели структуры и методики разработки ЦОР при дистанционном обучении в учреждениях СПО
    • 2. 1. Построение формализованного описания фрагмента и структурного элемента цифрового образовательного ресурса
    • 2. 2. Формализованное описание подсистемы предъявления учебных материалов
    • 2. 3. Разработка концептуальной модели данных хранилища ЦОР
      • 2. 3. 1. Анализ предметной области хранения и обработки информационного наполнения ЦОР
      • 2. 3. 2. Анализ информационных требований пользователей
      • 2. 3. 3. Концептуальное проектирование
      • 2. 3. 4. Построение реляционной схемы данных
    • 2. 4. Методика разработки цифровых образовательных -ресурсов
      • 2. 4. 1. Основы архитектуры ЦОР
      • 2. 4. 2. Последовательность создания ЦОР
  • Выводы по второй главе
  • Глава 3. Разработка методики использования цифровых образовательных ресурсов при дистанционном обучении в учреждениях среднего профессионального образования
    • 3. 1. Методика использования ЦОР в процессе подготовки обучаемых при дистанционном обучении
    • 3. 2. Открытые образовательные модульные мультимедиа системы
    • 3. 3. Программная реализация системы использования ЦОР на примере дисциплины «Информатика»
      • 3. 3. 1. Аппаратно-программные требования
      • 3. 3. 2. Подсистема «Конструктор структурных элементов»
      • 3. 3. 3. Подсистема «Конструктор курсов»
      • 3. 3. 4. Среда обучаемого
    • 3. 4. Экспериментальная проверка эффективности использования ЦОР
  • Выводы по третьей главе

Методика разработки и использования цифровых образовательных ресурсов при дистанционном обучении в учреждении среднего профессионального образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Дальнейшее развитие профессионального образования становится невозможным без широкомасштабного внедрения в процесс подготовки и контроля уровня знаний обучающихся компьютерных и информационных технологийспутниковых систем связиучебного телевидениямассовой телефонизации, обеспечивающей подключение к информационным системамнасыщенности рынка компьютерными учебными программами, видеокассетами с учебными программами. Важным направлением является использование инновационных технологий на базе компьютерных телекоммуникаций. Активно этот процесс идёт при дистанционном обучении (ДО), которое имеет свою историю развития как у нас в стране, так и за рубежом.

Дистанционное обучение в учреждениях среднего профессионального образования (СПО) призвано решить такую приоритетную задачу в сфере образования, как внедрение современных образовательных технологий в учебный процесс и развитие навыков квалифицированной работы с цифровыми образовательными ресурсами (ЦОР) на базе использования возможностей сети Интернет. Это, в свою очередь, формирует умение искать и находить нужную информацию, анализировать полученные данные, систематизировать результаты, грамотно и качественно подготавливать и представлять соответствующую информацию.

Реализация ожиданий от информатизации образования зависит во многом от принципов и качества разработки ЦОР, используемых в ДО. Соответственно, одной из главных задач создателей электронных ресурсов для профессионального образования является максимальная эффективность нового продукта.

Известно, что компьютер дает в руки пять новых педагогических инструментов: интерактив, мультимедиа, моделинг, коммуникативность, производительность, от использования которых прямо зависят эффективность и качество цифровых образовательных ресурсов. До настоящего времени первые три инструмента использовались преимущественно в электронных изданиях на локальных носителях, а два последних — в интернет-ресурсах. ЦОР нового поколения одновременно используют все названные педагогические инструменты и являются высоко интерактивными, мультимедийно насыщенными электронными учебными продуктами, распространяемыми в глобальной компьютерной сети. Решение задачи создания сетевых мультимедиа ЦОР требует разработки новой архитектуры, унификации структуры содержательных компонентов электронных образовательных продуктов, а также разработки единой программной среды функционирования.

Для разработки новой архитектуры и унификации структуры ЦОР предлагается использовать компетентностный подход и технологию модульного обучения, которые решают задачу формирования конкретной профессиональной компетентности, дают возможность управлять качеством подготовки выпускника учреждения СПО.

Вопросы дистанционного обучения, компетентностного подхода в профессиональном образовании разрабатываются многими учеными-педагогами:

— теоретические основы использования ДО исследуются в работах A.A. Андреева, П. П. Беленького, А. М. Бершадского, С. А. Бешенкова, В. В. Вержбицкого, В. Г. Кинелева, Е. С. Полат, С. А. Щенникова и др.- [36].

— вопросам организации учебного процесса с использованием технологий ДО посвящены труды C.B. Алексахина, Е. В. Бурмистровой, В. И. Байденко, JI.A. Березовской, В. П. Беспалько, В. В. Гура, Ю. Л. Деражне, В. Д. Шадрикова, С. Е. Шишова, В. А. Яровенко и др.- [7, 8,12,15,17, 85, 86].

— практические проблемы информационного обеспечения учебного процесса, разработки ЦОР представлены в работах В. В. Голубова, М. И. Жалдака, Н. Д. Жилиной, В. М. Зуева, Е. В. Кашириной, A.B. Осина, H.A. Резник и др.- [66,67].

— понятия «компетентность», «компетентностный подход» раскрыты в трудах В. И. Байденко, Г. В. Безюлевой, В. А. Болотова, А. Т. Глазунова, С. А. Ефимовой, И. А. Зимней, Э. Ф. Зеера, Н. В. Ивановой, A.A. Кивы, А. Н. Лейбовича, И. Ю. Ляпиной, Д. Мертенса, Е. А. Рыковой, И. В. Чаплыгиной, О. В. Читаевой и других- [6,13, 22, 26, 35,48,49, 55].

— развитию представлений о роли информационных и коммуникационных компетенций в образовании посвящены работы A.A. Кузнецова, К. К. Колина, И. В. Роберт, А. Л. Денисовой, Н. Г. Астафьевой и ряда других. [58,61].

В исследованиях показано, что в традиционной дидактике в основном преобладают объяснительно-иллюстративные формы и методы обучения с незначительной по объему по отношению ко всему методическому инструментарию активно-познавательной и самостоятельной работой студентов.

Использование компетентностного подхода при разработке ЦОР позволит создать структурированную и ориентированную на результат учебную документацию, учебные материалы и сам образовательный процесс в учреждениях СПО. При этом индивидуализация обучения может быть обеспечена за счет всестороннего использования процедур компьютерного тестового контроля, обеспечивающих динамическую идентификацию уровня подготовленности студентов. Однако в данном направлении отсутствуют работы по созданию комплексных методик и моделей анализа эффективности процедур тестового контроля. Проведение экспериментов на такой модели требует ее программной разработки с присущими ей методами планирования экспериментов по оценке как механизмов предъявления тестовых заданий, так и процедур классификации и оценивания.

Проведенный анализ позволил выявить следующие основные противоречия, обуславливающие актуальность диссертационного исследования между:

• потребностью учреждений СПО в развитии дистанционного обучения и отсутствием необходимых электронных ресурсов;

• существующими объяснительно-иллюстративными формами электронных учебных комплексов и технологией проектирования образовательных программ на основе компетентностного подхода;

• необходимостью повышения эффективности компьютерного тестирования и отсутствием работ по созданию комплексных методик и моделей анализа эффективности процедур тестового контроля;

• необходимостью использования педагогами возможностей дистанционного обучения и недостаточной их практической готовностью к этой деятельности.

Актуальность проблемы и недостаточная ее проработанность определили тему исследования «Методика разработки и использования цифровых образовательных ресурсов при дистанционном обучении в учреждении среднего профессионального образования».

Основные понятия, использованные в диссертации:

Дистанционное обучение — образовательная технология, реализуемая в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагога.

Цифровой образовательный ресурс — информационный, хранимый и передаваемый в цифровой форме элемент образовательной среды, используемый студентом и педагогом непосредственно в учебном процессе.

Фрагмент ЦОР — организационно-методическая единица структуризации учебного материала на самом низком уровне.

Компетентностный подход — образовательная стратегия, направленная на конструирование образования не только «от знаний», но и от «способа» деятельности и предполагающая такую организацию учебного процесса, при которой в качестве цели выступают сформированное^ совокупности профессиональных компетенций студента.

Модульная технология — организация учебного процесса, структурирующая содержание профессионального образования в виде модулей, состоящих из логически завершенных частей учебного материала для определенной профессиональной деятельности, сопровождаемых контролем знаний и умений студентов.

Цель исследования: создание и экспериментальная проверка использования цифровых образовательных ресурсов, разработанных на основе модульно-компетентностного подхода для дистанционного обучения учреждений среднего профессионального образования.

Объект исследования: образовательный процесс при дистанционном обучении в учреждении среднего профессионального образования.

Предмет исследования: формирование и использование цифровых образовательных ресурсов, разработанных на основе модульно-компетентностного подхода при дистанционном обучении в учреждениях среднего профессионального образования.

Гипотеза исследования: эффективность обучения и уровень овладения профессиональными компетенциями при дистанционном обучении в учреждениях среднего профессионального образования будут более высокими, если:

• создать методику разработки и использования ЦОР, в основе которой лежит сочетание компетентностного подхода к структурированию учебного материала и современных информационных технологий с разветвленным алгоритмом программирования для обеспечения модульного обучения;

• разработать принципы автоматической генерации индивидуальной образовательной траектории при обучении с использованием ЦОР на основе формализованных математических методов и моделей;

• увеличить наглядность представления учебных материалов за счет использования современных мультимедийных технологий при разработке ЦОР;

• разработать методику процедур тестового контроля и программно-методическое обеспечение системы компьютерного обучения и тестирования;

• разработать концептуальную модель компьютерного хранилища ЦОР.

Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы предполагается решить следующие задачи исследования:

• провести анализ процесса дистанционного обучения в учреждениях среднего профессионального образования, определить принципы модульного структурирования учебных материалов на основе компетентностного подхода;

• выявить логические связи между цифровыми образовательными ресурсами для реализации образовательного процесса, корректировка которого осуществляется при помощи адаптивного компьютерного контроля усвоения знаний, умений, навыков;

• теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить методику формирования и использования ЦОР при дистанционном обучении в учреждениях среднего профессионального образования для обеспечения индивидуализации обучения на примере дисциплины «Информатика»;

• разработать структуру хранилища ЦОР с учетом особенностей модульно-компетентностного подхода их организации и макет интегрированной среды для обучения и контроля уровня усвоения учебного материала с комбинированными информационными и коммуникационными технологиями использования ЦОР;

• провести опытно-экспериментальную проверку методики использования разработанных ЦОР при обучении дисциплине «Информатика».

• разработать методические рекомендации для педагогов учреждений СПО по использованию ЦОР в процессе профессионального обучения.

Теоретико-методологическими основами исследования являются:

• теория профессионального образования (С.Я. Батышев, Б. С. Гершунский, А. Т. Глазунов, А. Н, Лейбович, A.M. Новиков, П. Н. Новиков, И. П. Смирнов, Е.В. Ткаченко), основные положения теории и практики информатизации образования (В.П. Беспалько, Л. И. Долинер, И. Г. Захарова, М. М. Поташник, И. В. Роберт, П.И. Третьяков) — теоретические подходы к разработке стандартов нового поколения на модульно-компетентностной основе (А.Н. Лейбович, Е. А. Рыкова, О.Б. Читаева) — теория и методика педагогических исследований (Ю.К. Бабанский, В. П. Беспалько, А. Т. Глазунов, М. Н. Скаткин и другие).

• положения, определенные в Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2006;2010 годы (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.01.07 № 79-р), в Федеральной целевой программе «Электронная Россия» (Распоряжение Правительства Российской Федерации 12.02.2001 № 207-р);

• теория проектирования информационных систем, основы моделирования сложных систем, методология создания и развития информационных систем и технологий (A.A. Андреев, JI.B. Апатова, Е. Б. Баранова, С. А. Бешенков, H.A. Гейн, И. Б. Готская, C.B. Панюкова, А.Б. Николаев).

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

• теоретический анализ литературы, практики работы учреждений СПО, Интернет-ресурсов по проблеме исследования;

• анализ государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования с целью изучения характера и содержания деятельности специалиста, выявления профессиональных компетенций в их структуре;

• методы теории систем, случайных процессов, экспертного оценивания;

• методы факторного и многомерного статистического анализа, с привлечением математических пакетов Excel и Statistica;

• обобщение и систематизация педагогического опыта, наблюдение, изучение результатов учебной и профессионально-педагогической деятельности.

Экспериментальная база исследования: колледж Российского Нового Университета, колледж CET Российского Нового Университета, кафедра «Корпоративные информационные системы» Российского Нового Университета, ГОУ СПО Строительный колледж № 1 г. Москвы.

Этапы исследования.

1. Поисково-познавательный (2000;2001 годы): изучение состояния дистанционного обучения в учреждениях среднего профессионального образования и определение путей повышения эффективности образовательного процесса. На этом этапе выполнен разносторонний анализ литературы по проблеме исследования с целью обоснования актуальности проблемы в теоретическом аспекте и выбора исходных теоретических установок, произведено обобщение собственного опыта применения новых информационных технологий в образовательном процессе.

2. Основной (2002;2005 годы): проверка и уточнение рабочей гипотезы, совершенствование логики эксперимента, разработка структуры и макета интегрированной среды для обучения и компьютерного контроля с комбинированными формами локального, сетевого и УЕВ-вариантов предъявления ЦОР на примере дисциплины «Информатика».

3. Заключительный (2005;2006 годы): уточнение и теоретическое обобщение результатов эксперимента, корректировка отдельных параметров, формулировка выводов, разработка методических рекомендаций.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования:

• разработаны принципы и методика формирования ЦОР нового поколения при дистанционном обучении в учреждении СПО на основе модульной технологии как средства реализации компетентностного подхода, состоящую из трех этапов: разработка структуры ЦОР, разработка дидактического обеспечения занятий, размещение курса в системе дистанционного обучения;

• обосновано, что индивидуализация обучения ' при сохранении целостности учебного процесса реализуется за счет программируемое&tradeи динамической адаптируемости учебных материалов на основе использования ЦОР;

• создана концептуальная модель компьютерного хранилища, которая включает в себя совокупность сетевых учебных мультимедиа ЦОР, обеспечивающих реализацию учебной программы в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта.

Практическая значимость исследования заключается: в разработке и внедрении специализированной программной среды, обеспечивающей создание индивидуальной образовательной траектории и функциональную полноту системы компьютерного обучения в целях повышения доли самостоятельной работы студентов с использованием комбинированных информационных технологийв разработке ЦОР для дисциплины «Информатика», методика формирования которых может быть использована в учреждениях начального и среднего профессионального образования при изучении других дисциплинв разработке методики использования ЦОР, которая позволяет преподавателю эффективно реализовывать эти ресурсы при проведении учебных занятийв разработке формализованного описания существующих ЦОР и реализации компьютерного хранилища, которое позволяет их систематизировать, обеспечивая при этом быстрый поиск по заданным критериям.

Основные положения, выносимые на защиту: модульная технология структуризации ЦОР, как средство реализации компетентностного подхода, которая определяет структуру содержания обучения и последовательность предъявления элементов дидактической системы (целей, содержания, способов управления учебным процессом) в форме модульной программыметодика использования ЦОР нового поколения для дистанционного обучения в учреждениях СПО и возможность ее использования при традиционном обучении;

• процесс формирования индивидуальной образовательной траектории по предложенной методике разработки и использования ЦОР, учитывающей предшествующие знания, умения, навыки, уровень познавательной самостоятельности, степень действенного интереса к обучению.

Апробация работы.

Содержание разделов и диссертации в целом было доложено и получило одобрение:

• на Российских, межрегиональных и международных научно-технических конференциях, симпозиумах и семинарах (20 032 007 гг.);

• на заседаниях кафедры «Корпоративные Информационные Системы» Российского Нового Университета, методических советах колледжа РосНОУ, колледжа СНГ РосНОУ, Строительного колледжа № 1 г. Москвы, лицея № 1550 г. Москвы.

Достоверность и обоснованность результатов и выводов.

Обоснованность научных положений, рекомендаций и выводов определяется корректным использованием математических методов и моделей, согласованностью результатов аналитических и имитационных моделей процессов обучения и компьютерного тестового контроля. Достоверность положений и выводов диссертации подтверждена положительными результатами внедрения работы в ряде учебных заведений среднего профессионального образования.

Структура диссертации. Общий объем диссертационной работы 183 страницы, она состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, содержащего 103 источника, и приложений.

Выводы по третьей главе.

1. Разработана общая структура программного комплекса, включая вопросы проектирования базы данных, ограничений прав доступа с учетом выбранной классификацией пользователей системы и репликации данных учебных курсов между различными версиями системы.

2. Реализованы подсистемы «Конструктор структурных элементов» и «Конструктор курсов», предназначенные для параллельного, независимого создания локальных мультимедийных учебных курсов на разных уровнях их структуры с использованием медиатеки ЦОР. Для наполнения медиатеки ЦОР пользователь должен обладать начальными навыками пользования компьютером и уметь обращаться с программами создания мультимедийных приложений или презентаций. Реализована адаптивная среда обучаемого для проведения эффективного обучения и аттестации с использованием современных компьютерных технологий.

3. Рассмотрены функции и модели консультанта системы подготовки, включающие профессиональную сущность консультанта, педагогические функции, педагогические способности и педагогические умения.

4. Созданный программный комплекс, методика разработки и использования цифровых образовательных ресурсов прошли апробацию и внедрены для практического применения в колледже Российского Нового Университета, колледже СНГ и дистанционном центре при колледже СНГ Российского Нового Университета, на кафедре «Корпоративные информационные системы» Российского Нового Университета, в ГОУ СПО Строительный колледж № 1 г. Москвы, в ГОУ лицей № 1550 г. Москвы. Внедрение результатов работы позволило увеличить эффективность процесса обучения за счет повышения уровня усвоения учебного материала.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное диссертационное исследование позволило сформулировать следующие результаты:

1. Проведенный анализ процесса дистанционного обучения в учреждениях среднего профессионального образования позволил определить принципы модульного структурирования цифровых образовательных ресурсов на основе компетентностного подхода: логическая завершенность и профессиональная направленность частей учебного материала для определенной профессиональной деятельностивариативность учебных заданийинтерактивностьфункциональная полнота.

2. Для реализации образовательного процесса реализована структурная декомпозиция учебного материала на модули, цифровые образовательные ресурсы и фрагменты, выявлены логические связи между ними для осуществления непрерывного адаптивного компьютерного контроля усвоения знаний, умений и навыков.

3. Разработана и экспериментально проверена на примере дисциплины «Информатика» методика формирования цифровых образовательных ресурсов и индивидуализация процесса обучения студентов с применением ЦОР в учреждениях среднего профессионального образования.

4. Создана концептуальная модель хранилища ЦОР и макет мультимедийной интегрированной среды, позволяющие преподавателям упростить создание и использование ЦОР.

5. Экспериментально доказана эффективность и результативность использования в учебном процессе разработанных по предложенной методике ЦОР, которые оценивались с точки зрения: позитивного развития продуктивности интеллектуальной деятельности (проявляющейся в развитии культуры понятийного мышления) — анализа результативности выполнения разных типов задачизменения познавательной мотивацииизменения уровня саморегуляции в образовательной ситуации.

Показать весь текст

Список литературы

  1. B.C. Научные проблемы тестового контроля знаний. Монография. М.: Исследовательский центр, 1994.
  2. B.C. Теоретические основы разработки заданий в тестовой форме. М.: Исследовательский центр, 1995.
  3. А.И., Башмаков И. А. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем. М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 2003. — 616 с.
  4. В.И. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода) //Высшее образование в России. -2004.-№ 11.-с 3−13.
  5. В.И., Оскарссон Б. Базовые навыки (ключевые компетенции) как интегрирующий фактор образовательного процесса // Профессиональное образование и формирование личности специалиста.-М., 2002.-с.23.
  6. В.П. Основы теории педагогических систем: Проблемы и методы психолого-педагогического обеспечения технических обучающих систем, — Воронеж, 1977.-3 84 с.
  7. В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. -М., 1995.-196 с.
  8. В.И. Наша концепция. // Вестник высшей школы. 1990. — № 10.
  9. Л.С. Избранные психологические исследования. М., МГУ, 1956.
  10. .С. Философия образования. М.: Флинта, 1998.
  11. .С. Компьютеризация в сфере образования: Проблемы и перспективы. М., 1987. — № 8. — С.22−29.
  12. А.Т. Формирование регионального заказа на подготовку рабочих кадров в условиях социального партнерства. М.: ИРПО, 2000. -'60 с.
  13. Государственный образовательный стандарт Российской Федерации. Высшее профессиональное образование. Общие требования. М., ГКВОРФ, 1993 -9с.
  14. М.А. Компьютеру дидактическое обеспечение. // Информатика и образование — М., Педагогика, N 4, с.3−14.
  15. М.А. Структура АОС.'//Информатика и образование М.: Педагогика, 1987. — № 3 — с. 11 -20.
  16. Ю.П. Открытое обучение: Монография. М.: ВИПЦ профориентации, 2002.
  17. С.А., Посталюк Н. Ю. Рекомендации по структуре модульных образовательных программ начального и среднего образования /Под ред. А. Н. Лейбович / Серия «Модульно-компетентностное обучение». -Самара: Изд-во ЦПО, 2005.
  18. С., Лихачев Н., Степанов В. Виртуальная реальность -новая информационная технология. // Экология непознанного 1995. — № 1-с.6−11.
  19. З.Д. Методологические основы разработки и функционирования комплексной системы контроля качества подготовки специалистов в ВУЗе. Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук. С.Пб.: ЛГУ, 1994.
  20. Закон Российской Федерации «Об образовании». М.: Новая школа, 1992.
  21. JI.M. Компетентностный подход в управлении развитием кадрового потенциала муниципальной образовательной системы: Дисс.. канд. пед. наук. Тирасполь, 2004. — 246 с.
  22. Э.Ф., Шахматова О. Н. Личностно-ориентированные технологии профессионального развития специалиста. Екатеринбург, -1999.-243 с.
  23. И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. -М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. 384 с.
  24. И.А. Проблемы самооценивания как интериоризированной внешней оценки в процессе обучения. «Квалиметрия человека и образования. Методология и практика. 2-й симпозиум, кн.1, ч.1. М.: Исследовательский центр, 1993.
  25. Д.А., Митрофанов К. Г., Соколова О. В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно-методическое пособие. Омск, 2003.
  26. В.Г. Образовательная система как объект оценивания. Диссертация на соискание научной степени кандидата педагогических наук. -М.: Исследовательский центр, 1995.
  27. Т.П., Катыс П. Г. Трехмерное отображение визуальной информации в виртуальном пространстве: Учебное пособие / МИРЭА. М., 1998.-78 с.
  28. В.П. и др. Состояние и развитие дистанционного образования в мире: Научно-аналитический доклад. М.: Изд-во „Магистр“, 1997.-С. 44.
  29. .К. Инвариантные функции интеллектуальной деятельности. Техническое творчество: теория, методология, практика, энциклопедический словарь справочник./Под ред. А. И. Половинкина, В. В. Попова — М.: НПО „Информсистема“, 1994.
  30. .К. Комплексная оценка выпускников высших учебных заведений. Отчет по НИР за 1996 г. -М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. 1997, 136 с.
  31. .К. Образовательные стандарты и программы: инвариантные аспекты М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. 1999 — с. 144.
  32. Модульно-компетентностный подход и его реализация в средней профессиональном образовании. / Под общ. ред. д.п.н., профессора A.A. Скамницкого. М., 2006. — 276 с.
  33. С.С. Представление и использование знаний в автоматизированных системах. //МП. 1986, N 3, с. 14−19.
  34. А.Н. Белые пятна научного обеспечения развития образования. М., Образовательная политика, 2006,№ 4, С. 9−12.
  35. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М., 1981. -90 с.
  36. .Г. Экспертная оценка и принятие решений. М.: Патент, 1996−271 с.
  37. Л.В., Налитое С. Д. Графические средства для построения систем когнитивной графики и виртуальных миров // Программные продукты и системы. 1995. — № 2.
  38. Материалы IV международной конференции по дистанционному образованию „Введение в дистанционное обучение“ 2001.
  39. A.M. Российское образование в новой эпохе. Парадоксы наследия. Векторы развития. М., 2000. — 272 с.
  40. A.M. Построение системы непрерывного профессионального образования. М., 2000.
  41. П.Н. Опережающее образование: гипотезы М., 1996.
  42. Новое качество высшего образования в современной России. Труды Исследовательского центра. Род научной редакцией Селезневой H.A. и Субетто А. И. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. 1995. — 199 с.
  43. C.B. Концепция реализации личностно ориентированного обучения при использовании информационных и коммуникационных технологий. М.:Изд-во ИОСО РАО, 1998, — 120 с.
  44. Пере ломова H.A. Ключевые компетенции в образовании: современный подход. // Диссеминационная конференция „Ключевые компетенции в подготовке кадров“. Иркутск, 2003. — С.10.
  45. .Ф. Предложения по совершенствованию ГОСов по направлениям подготовки и специальностям. -М: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1996.
  46. H.A. Изучение приемов логического мышления у взрослых. М., Педагогика, 1980.
  47. Положение об итоговой государственной аттестации студентов высших учебных заведений в РСФСР. Проект. М.: Научно — методический центр по подготовке, переподготовке и повышению квалификации специалистов. 1994.
  48. Проходов, А В., Рузин В. С О глубинной концепции образования.// Вестник высшей школы. 1990 № 5.
  49. Профессиональная педагогика: Учебник для вузов. М., 1997. -512 с. •
  50. Д. Компетентность в современном обществе: Выявление, развитие и реализация.: Пер. с англ. / Д.Равен. М.: Когито-Центр, 2002. • 396 с.
  51. JI. С. Адаптивное обучение с моделью обучаемого. Рига: Знание, 1988.
  52. Реформа и развитие высшего образования. Программный документ. ЮНЕСКО, 1995.
  53. Ф.С. Дискретные математические модели с приложениями к социальным, биологическим и экологическим задачам. М., Наука, 1986.
  54. .У., Татур А. О. Стандарты и тесты в образовании. М.: • Исследовательский центр, 1995. — 48с.
  55. Сборник методических рекомендаций по разработке содержания обучения и дидактических систем. /Под ред. A.A. Золотарева М., МИИГА, 1988, 270 с.
  56. H.A. Проблемы оценки качества образования в России: состояние и перспективные пути решения. Труды Исследовательского центра. Серия: Научные доклады. М. Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов 1994.
  57. В.M. Основы проектирования образовательных стандартов (методология, теория, практический опыт). М.: Исследовательский центр, 1996. — 86с.
  58. Степанов А. А- Бахтина Т. Е., Свердлова Т. А., Желтое С. Ю. Обзор технических и программных средств систем виртуальной реальности // В сб.: „Технология виртуальной реальности“. М., 1996. — С. 15−56. '
  59. P.P. Множества. Логика. Аксиоматические теории. М., Наука, 1988.
  60. В.Ю. Адаптивные алгоритмы управления процессами моделирования систем: Базы знаний и эксп. сист. В АСНИ.: Тез.докл. Всес. науч.-техн. конф.- Севастополь, 1990
  61. В.Ю., Алексахин C.B., Николаев» А.Б. Прикладной статистический анализ данных. Теория. Компьютерная обработка. Области применения: Учебно-практ. пособие для вузов. Книга 1. М.: «Издательство ПРИОР», 1998
  62. В.Ю., Алексахин C.B., Николаев А. Б. Прикладной статистический анализ данных. Теория. Компьютерная обработка. Области применения: Учебно-практ. пособие для вузов. Книга 2. М.: «Издательство ПРИОР», 1998
  63. В.Ю., Артемьев В. И. Разработка диалога в САПР М.: Высшая школа, 1990
  64. В.Ю., Балдин A.B., Криницин В. В. Дисперсионный анализ: Методические указания по использованию системы Statgraphics. M.: МГТУГА, 1997
  65. В.Ю., Балдин A.B., Криницин В. В. Основы математической статистики: Методические указания по использованию системы Statgraphics. M.: МГТУ ГА, 1997
  66. В.Ю., Балдин A.B., Криницин В. В. Регрессионный анализ: Методические указания по использованию системы Statgraphics. M.: МГТУ ГА, 1997
  67. В.Ю., Балдин A.B., Криницин В. В. Случайные процессы: Методические указания по использованию системы Statgraphics. М.: МГТУ ГА, 1997
  68. В.Ю., Балдин A.B., Криницин В. В. Теория вероятностей: Методические указания по использованию системы Statgraphics. М.: МГТУ ГА, 1997
  69. В.Ю., Балдин A.B., Криницин В. В., Строганов Д. В. Математическая статистика. Теоретические аспекты: Методические указания по использованию системы Statgraphics. М.: МГТУ ГА, 1998
  70. В.Ю., Балдин A.B., Криницин В. В., Строганов Д. В. Случайные процессы. Теоретич. аспекты: Методические указания по использованию системы Statgraphics. М.: МГТУ ГА, 1998
  71. В.Ю., Балдин A.B., Николаев А. Б. Имитационная модель СУБД с инвертированными файлами: Эргономика и эффективность систем «Человек-Техника» :Тез. докл. XV межрег.семин.- Игналина, 1989
  72. В.Ю., Будихин A.B., Николаев А. Б. Адаптация имитационных моделей информационно-вычислительных систем: XIII Всес. школа-семинар по Вычислительным сетям Алма-Ата, 1988
  73. В.Ю., Васильев В. И. Адаптивное тестирование МЛ Научный вестник МГТУ им.Н. Э. Баумана. № 5 -1998
  74. В.Ю., Тягунова Т. Н. Регрессионные модели оценивания уровня знаний студентов при тестировании. // Научный вестник МГТУ им. Н. Э. Баумана. № 17, серия «Системы и технологии обучения». М.: МГТУ ГА, 1999. -С.35−42.
  75. В.Ю. Формализованная модель учебного плана. // Научный вестник МГТУ им. Н. Э. Баумана. № 25, серия «Информатика». М.: МГТУ ГА, 2000. — С.83−88.
  76. В.Ю., Николаев А. Б. Выбор структуры АОС по показателям эффективности: Экспертные сист. в научн. исслед., автом.проект.и производ.: Тез.докл. Всес.науч.-техн. семин.- Саратов, 1988
  77. В.Ю., Ничушкина Т. Н. Ранжирование модулей многоуровневого комплекса прикладных программ: Алгоритмы и структуры спец. выч. систем: Сборник научн.трудов.- Тула: ТЛИ, 1985
  78. В.Ю., Черненький В. М. Диалоговая интерактивная система взаимодействия с имитационными моделями: Актуальные проблемы современного приборостроения: Тез. докл. Всес.науч.-техн. конф.-М., 1986
  79. В.Ю., Черненький В. М. Планирование экстремального эксперимента на основе адаптивных имитационных моделей: Планирование эксп. и автоматизация научных исслед.: Тез. докл. Всес.науч.-техн. конф.-Л., 1986
  80. В.Ю., Алексахин C.B., Николаев А. Б. Развитие системы дистанционного обучения // Научно методический и информационно-аналитический журнал: «Человеческие ресурсы». Саратов, 2002. — с. 10−12
  81. В.Ю., Николаев А. Б., Евстратова И. А., Иванова JI.B. Формализованное описание методической адаптивности с использованием аппарата цепей Маркова. Сб. науч. тр. М., МАДИ (ГТУ), 2003.
  82. В.Ю., Николаев А. Б., Златин П. А., Иванова JI.B. Адаптивные технологии переподготовки, повышения квалификации иаттестации работников предприятий с использованием системы «COTA». M., 2004. 22с.: 6 ил. Рус. Деп. в ВИНИТИ 09.04.2004. № 592-В2004.
  83. В.Ю., Николаев А. Б., Саркисова И. О. Организация адаптивного тестового контроля // Моделирование и оптимизация в управлении: Сб. науч. тр. М., 2004, МАДИ (ГТУ). с. 12−19.
  84. А.И. Системология образовательных систем. -М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 1995.
  85. Технология виртуальной реальности: состояние и тенденции развития // Новости искусственного интеллекта. 1995. -№ 3.-С. 118−122.
  86. Технология системного моделирования. /Под ред. С. В. Емельянова М., Машиностроение- Берлин, Техник, 1988.
  87. A.B. Алгоритм агрегирования с использованием смешанной стратегии. Исследовательский центр. 1995.
  88. Эд., Сандерс К., Скотт Ч., Вольф П. Создание VRML миров / Пер. с англ. Киев: Изд-во «Группа BHV», 1997. — 320 с.
  89. В.П., Солдаткин В. И., Лобачев С. Л., Ковальчук О. Г. Дистанционное обучение: к виртуальным средам знаний. Дистанционное образование. № 2. — 1999. — С.8−16.
  90. Управление современным образованием: социальные и экономические аспекты / Под ред. А. Н. Тихонова. М., 1998.- С. 256.
  91. Усков В".Л., Ускова М. В. Информационные технологии в образовании //Информационные технологии. 1999. -№ 1.-С. 31−37.
  92. Фонды комплексных квалификационных заданий по специальностям высшего образования.: Методические разработки (разработчики: Селезнева H.A., Беспалько В. П., Соколов В. М. и др.) М.: Гособразование СССР, 1998. — 89 с.
  93. И.Д. Компетентностный подход как естественный этап обновления содержания образования // Педагогика развития: ключевые компетенции и их становление: Материалы 9-й научно-практической конференции. Красноярск, 2003. — С. 41−44.
Заполнить форму текущей работой