Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Политические интересы и преступность

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В нашей стране борьба с преступностью больше коррелирует не с содержанием уголовных законов и открытых политических призывов, а с какими-то иными, скрытыми политическими задачами, с фактически проводимой уголовной политикой. Пренебрежение действующими законами и декларациями в пользу ситуативных политических выгод — самый серьезный недостаток российской уголовной политики на современном этапе… Читать ещё >

Политические интересы и преступность (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Политические интересы определяются экономическими и социальными условиями жизни общества. Если эти условия криминогенны, то в них непременно присутствует политическая составляющая. Надо заметить, что деление причин преступности на экономические, социальные и политические весьма условно, поскольку они тесно взаимосвязаны.

Один американский журналист задался целью выяснить, есть ли в мире честное правительство. Он изучил десятки стран и не нашел такового. Кровь человеческая и по сей день течет бесконечным потоком, и причина тому — преступность властей[1]. Это касается многих стран, в том числе СССР и России.

В. Н. Кудрявцев так описывает криминогенность политики: «Политические интересы в подавляющем большинстве случаев связаны с борьбой за власть, в процессе которой в выборе средств политические антиподы не особенно церемонятся. Трагические страницы человеческой истории написаны кровью людей, проливаемой политиками ради политических интересов и в борьбе за власть. Отцы убивали сыновей и, наоборот, жены травили своих мужей или соперниц, фавориты проливали кровь своих соперников, товарищи по партии ликвидировали друг друга, терзаемые завистью, стремлением занять руководящее место или утвердить свои, порой сомнительные, идеологические установки. В этой „борьбе“ гибли женщины и дети, не притязавшие на власть, но прикасавшиеся к тем, кто эту власть имел, и сотни тысяч людей, которых подозревали в поддержке противников или мыслящих иначе. Причем преступления подобного рода в статистику преступности не попадали, преступлениями (в правовом смысле) во многих случаях не считались. Преступников судили, но… такие же преступники»[2].

Исключительное значение в криминологическом отношении приобретает уголовно-правовая политика. В узком, позитивном понимании это идеальное (теоретическое) представление государства, его правоохранительных органов и полномочных государственных должностных лиц об основных направлениях уголовно-правовой борьбы с преступностью, ее отдельными видами в стране на том или ином этапе ее развития.

В советское время уголовно-правовая политика в концентрированном виде выражалась в программах и постановлениях партии и правительства. Они оказывали серьезное влияние не только на содержание уголовного законодательства, но и на его практическое применение. Переход России к рыночной экономике и демократии усложнил выработку уголовной политики, поскольку последняя формируется в результате преодоления серьезных противоречий между различными ветвями власти, политическими партиями, группами и их предпочтениями.

Применение уголовного законодательства правоохранительными органами и судами формирует уголовно-правовые реалии, которые, в свою очередь, по принципу обратной связи оказывают серьезное влияние на изменение уголовной политики и последующее совершенствование уголовного законодательства. Реальная действительность, складывающаяся на основе политико-правовых деклараций, законодательных норм и их практического применения, намного сложнее идеальной модели уголовной политики. Без изучения реалий невозможно объективно оценить уголовную политику в стране или регионе, поскольку провозглашенная уголовная политика может серьезно деформироваться в процессе своего практического воплощения. Это может быть обусловлено рядом причин. Во-первых, уголовная политика может ставить невыполнимые и, следовательно, ошибочные и даже социально вредные задачи. Во-вторых, она может быть поверхностно разработанной, недостаточно определенной, двусмысленной, провозглашенной, но не реализованной в действующих законах. В-третьих, уголовный закон в силу своего отставания от реалий, неадекватного формулирования или противоречивости может не отражать важных принципов уголовной политики, что не способствует эффективной борьбе с преступностью.

В нашей стране борьба с преступностью больше коррелирует не с содержанием уголовных законов и открытых политических призывов, а с какими-то иными, скрытыми политическими задачами, с фактически проводимой уголовной политикой. Пренебрежение действующими законами и декларациями в пользу ситуативных политических выгод — самый серьезный недостаток российской уголовной политики на современном этапе.

Конкретное содержание реальной уголовной политики можно проследить по принципиальным уголовно-правовым положениям. Краеугольным камнем современной уголовной политики является равенство граждан перед уголовным законом. Речь идет о равенстве людей перед законом независимо от пола, национальности и некоторых других демографических признаков. В Конституции РФ (ст. 19) также провозглашено равенство человека и гражданина перед законом. Однако наличие очевидной и высокой криминальности (коррумпированности) правящей политической и экономической элиты, защищенной беспрецедентной депутатской, должностной (государственные должностные лица категории «А») неприкосновенностью, а также большая зависимость правоохранительных органов и судов от правящей элиты существенно нарушают равенство всех перед законом. Представители правящей политической и экономической элиты просто выкупают свою свободу — вносят залог за освобождение, нанимают высококвалифицированных адвокатов или дают взятку сотрудникам правоохранительных органов. Заместитель министра внешнеэкономических связей РФ А. Догаев, например, арестованный в 1996 г. за совершение особо тяжких должностных преступлений, был выпущен судом под залог в 1,5 млрд руб., и его дело до сих пор не закрыто.

Реализация уголовной политики и правосудия начинается с регистрации преступлений. Нет должного их учета — нет преступления, нет реакции институтов уголовного права — нет правосудия, нет доверия к правоохранительной системе, следовательно, растет безнаказанность, которая детерминирует еще бо? льшую преступность, и т. д.

Проблема оптимизации уголовной политики актуальна во многих странах. В одних она решается путем классификации противоправного поведения на преступления, правонарушения и проступки (Франция) или на фелонии пяти классов, мисдиминоры трех классов, нарушения с различными процессуальными режимами и мерами наказания (США). В других странах из структуры преступности выводятся автотранспортные правонарушения (Германия, Япония). В США, где традиционно наблюдается очень высокий уровень преступности, в федеральном масштабе учитываются только восемь видов серьезных преступлений, число которых в последнее десятилетие колебалось в пределах 13−15 млн ежегодно. Чтобы справиться с этим валом преступности в стране, широко применяются (более чем по 80% уголовных дел): институт сделки преступника с правосудием[3]; институт строгой ответственности, допускающий объективное вменение; перекладывание бремени доказывания невиновности на самого подсудимого; использование штрафных санкций и других мер уголовного наказания, не связанных с лишением свободы; административная конфискация имущества, полученного незаконным путем, и т. д. Кроме того, осуществляется свободная продажа гражданам огнестрельного оружия для защиты от преступных посягательств.

Таким образом, наиболее сложным аспектом уголовно-правовой политики является ее практическая реализация. Поэтому при оценке уголовно-правовой политики в той или иной стране следует учитывать не только содержание деклараций и законодательства, но и фактическую ситуацию.

  • [1] Соколов Б. А. Сто великих войн. М., 2001; Сто великих заговоров и переворотов. М., 2003; Мусский И. Сто великих диктаторов. М., 2004.
  • [2] Криминология / под ред. В. Н. Кудрявцева и В. Е. Эминова. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2000. С. 190.
  • [3] Государственная Дума приняла закон о сделке преступника с правосудием. Как это повлияет на авторитет уголовного закона и его справедливое применение, неизвестно.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой