Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Рекомендации по подготовке к семинарскому занятию

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Появление устойчивого брака одного мужчины и одной женщины — моногамного — связывают с периодом, когда уровень общественного разделения труда и его производительность привели к появлению излишков, которые стали накапливаться в парной семье, благодаря чему она и смогла противопоставить себя роду, стать самостоятельной хозяйственной ячейкой. Последующее развитие семьи заключалось во все большем… Читать ещё >

Рекомендации по подготовке к семинарскому занятию (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Исторические формы семьи и брака. Регулирование семейных отношений до 1917 г.

При подготовке вопроса рекомендуется ознакомиться с результатами исследований Ф. Энгельса, отраженными в его работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства», не утратившей своей актуальности. Долгое время семья считалась самой древней формой социальной жизни людей. Общепризнанной считалась формула: семья — род — племя — государство. На основании трудов Л. Г. Моргана («Древнее общество», 1877) и М. Ковалевского («Очерк происхождения и развития семьи и собственности», 1890) Ф. Энгельс опроверг такую позицию. По его утверждению, для самой низшей стадии развития человеческого общества были характерны неупорядоченные половые связи без учета степеней родства — промискуитет.

Из этого первобытного состояния развились первичные формы семьи и брака — групповой брак. По мнению Л. Моргана, групповой брак пережил две основные стадии: кровнородственной семьи и семьи пуналуа. В кровнородственной семье брачные связи строились по поколениям, в пределах каждого из которых допускались половые связи: родители живут в одном групповом браке, дети — в другом. Со временем круг полового общения сузился — из него были исключены не только родители и дети, но также братья и сестры. Образовалась семья пуналуа, в которой группа сестер являлась женами группы мужей, из которой, однако, были исключены их кровные братья. Такие мужья называли себя «пуналуа», что примерно означало «партнер по браку». Поскольку при групповом браке невозможно было определить, кто является отцом родившегося ребенка, известной была только его мать, происхождение детей велось по материнской линии.

Последующее развитие семьи заключалось во все большем сужении брачного круга, в результате чего семья пуналуа сменилась парным браком. Парный брак в условиях родового строя был непрочен, легко расторжим как мужем, гак и женой.

Появление устойчивого брака одного мужчины и одной женщины — моногамного — связывают с периодом, когда уровень общественного разделения труда и его производительность привели к появлению излишков, которые стали накапливаться в парной семье, благодаря чему она и смогла противопоставить себя роду, стать самостоятельной хозяйственной ячейкой.

Во времена, предшествующие принятию христианства, семейные отношения у славян, населявших территорию России, находились под воздействием языческих обычаев. Принятие христианства повлекло рецепцию Русью византийского брачно-семейного законодательства, основанного на церковных представлениях о браке. Основным источником права для семейных отношений в тот период являлся Номоканон (Кормчая книга) — собрание византийского семейного права, включающего канонические правила и светские постановления византийских императоров.

Преобразования петровского времени заключались в значительном усилении роли светского законодательства в регулировании семейных отношений. Во взаимоотношениях родителей с детьми происходило постепенное смягчение родительской власти. Однако право родителей применять физические наказания к детям так и не было отменено вплоть до 1917 г. Особо регулировалось положение «незаконных» детей — по существу их положение характеризовалось полным бесправием.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой