Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Меры безопасности, принимаемые при осуществлении государственной защиты участников судопроизводства

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Конфиденциальность сведений о защищаемом лице обеспечивается прежде всего применением тех мер, которые указаны в п. 9 Правил: запрет на выдачу сведений о защищаемом лице из государственных и иных организационно-справочных фондов; изменение номеров телефонов защищаемого лица и государственных регистрационных знаков используемых им или принадлежащих ему транспортных средств. Даже в органы… Читать ещё >

Меры безопасности, принимаемые при осуществлении государственной защиты участников судопроизводства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Все меры безопасности, принимаемые при осуществлении государственной защиты свидетелей, потерпевших и других участников уголовного судопроизводства, можно разделить на две большие группы:

  • 1) меры, указанные в ст. 6 Федерального закона от 20.08.2004 № 19-ФЗ;
  • 2) меры безопасности, указанные в иных законах и других нормативных актах (УК РФ, УПК РФ, постановлениях Правительства, Административном регламенте, объявленном в приказе МВД России и т. д.).

Рассмотрим меры, перечисленные в ст. 6 Федерального закона от 20.08.2004 № 19-ФЗ.

Личная охрана, охрана жилища и имущества. Данная мера применялась и до принятия Федерального закона от 20.08.2004 № 19-ФЗ. Закон (ст. 7), во-первых, предписал Правительству РФ установить порядок осуществления этой важной и весьма распространенной меры безопасности; во-вторых, закрепил (ч. 2 ст. 7) возможность в целях личной охраны защищаемого лица, охраны его жилища и имущества оборудования жилища и имущества (например, гаража, автомашины, дачи и т. п.) техническими средствами наблюдения, а также противопожарной и охранной сигнализацией.

Постановлением Правительства РФ 27.10.2006 № 630 утверждены Правила применения отдельных мер безопасности в отношении потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства. В ст. 4 Правил подчеркнуто, что личная охрана защищаемого лица обеспечивается при наличии реальной угрозы его убийства или насилия над ним. Организация, тактика, формы и методы работы по обеспечению личной охраны защищаемого лица определяются в пределах компетенции задействованных для этих целей подразделений (служб) на основании сведений о защищаемом лице (п. 6 Правил). Охрана же жилища и имущества защищаемого лица при наличии реальной угрозы их уничтожения или повреждения обеспечивается органом, осуществляющим меры безопасности, «путем заключения договора с подразделениями вневедомственной охраны при органах внутренних дел с соблюдением конфиденциальности сведений о защищаемом лице» (ч. 2 п. 7 Правил). Не совсем, правда, ясно, кто в таком случае выступает в качестве сторон договора, по крайней мере, одной из них.

Охрана жилища и имущества осуществляется путем подключения этих объектов к пульту централизованного наблюдения, а в случае отсутствия технической возможности централизованной охраны жилище защищаемого лица должно быть оборудовано средствами автономной сигнализации. Оборудование жилища и имущества защищаемого лица противопожарной сигнализацией осуществляется МЧС России «путем заключения договора с органом, осуществляющим меры безопасности с соблюдением конфиденциальности сведений о защищаемом лице» (ч. 6 ст. 7 Правил).

Выдача защищаемому лицу специальных средств индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности может производиться органами, осуществляющими меры безопасности. Виды выдаваемых спецсредств определены указанными выше Правилами: бронежилет, электрошоковое устройство, аэрозольный распылитель с раздражающим составом; переносное портативное радиоустройство, телефон сотовой связи. У некоторых практических работников правоохранительных органов вызывает недоумение отсутствие в этом перечне, носящем исчерпывающий характер, таких доступных обычным гражданам средств обеспечения самообороны и личной безопасности, как пистолеты и револьверы травматического действия (травматическое оружие). К тому же, Правила (п. 8) содержат норму, согласно которой «тип выдаваемых специальных средств определяется в соответствии с перечнями специальных средств, состоящих на вооружении органа, осуществляющего меры безопасности». В печати появились сообщения о принятии на вооружение органов внутренних дел новейших мощных электрошоковых устройств дистанционного действия. По нашему мнению, предоставление защищаемым лицам травматического оружия ничуть не опаснее для общества, чем предоставление новых электрошоковых устройств.

Обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице представляет собой, по существу, целый комплекс мер различного содержания, которые относятся: как к судопроизводству, так и к делопроизводству в правоохранительных органах; к деятельности стороны обвинения и стороны защиты в так называемом состязательном уголовном процессе современной России; к деятельности как органов расследования и суда, так и органов прокуратуры, осуществляющих надзор за строгим и неуклонным соблюдением законов; к деятельности столь важного института гражданского общества, каким является адвокатура.

Конфиденциальность сведений о защищаемом лице обеспечивается прежде всего применением тех мер, которые указаны в п. 9 Правил: запрет на выдачу сведений о защищаемом лице из государственных и иных организационно-справочных фондов; изменение номеров телефонов защищаемого лица и государственных регистрационных знаков используемых им или принадлежащих ему транспортных средств. Даже в органы предварительного расследования, прокуратуры и суда сведения о защищаемом лице могут быть представлены лишь в исключительных случаях, связанных с производством по другому уголовному либо гражданскому делу, и то лишь на основании письменного запроса прокурора или судьи и с разрешения органа, принявшего решение об осуществлении государственной защиты. На практике круг мер по обеспечению конфиденциальности сведений о защищаемом лице гораздо шире, чем указанный в п. 9 Правил. Например, защищаемое лицо может выступать в качестве свидетеля, потерпевшего, обвиняемого во время расследования по уголовному делу. В таких случаях по отношению к нему могут применяться меры, предусмотренные нормами УПК РФ:

  • — ст. 161 — о недопустимости разглашения данных предварительного расследования (включая сведения о защищаемом лице, если они становятся известными какому-либо участнику расследования, с отобранием у такого лица подписки о неразглашении);
  • — ч. 9 ст. 166, которая дает право следователю при необходимости обеспечить безопасность потерпевшего, его представителя, свидетеля, их близких родственников или близких лиц не приводить в протоколе следственного действия, в котором участвуют свидетель, потерпевший, его представитель, данные об их личности. В этом случае следователь выносит постановление, в котором излагаются причины принятия решения о сохранении в тайне этих данных, указывается псевдоним участника следственного действия и приводится образец его подписи, которые он будет использовать в протоколах следственных действий, произведенных с его участием. Сюда же относится разрешение в целях обеспечения безопасности опознающего проводить предъявление лица для опознания в условиях, исключающих визуальное наблюдение опознающего опознаваемым (ч. 8 ст. 193 УПК РФ).

Переселение на другое место жительства (ст. 10 Федерального закона от 20.08.2004 № 19-ФЗ) обычно бывает связано с другими, указанными в ст. 65 того же Закона, мерами безопасности: заменой документов, изменением внешности, изменением места работы (службы) или учебы. Это довольно сложный комплекс мер, носящий к тому же и социальный характер. Поэтому закон вводит для их применения определенные ограничения: эти меры безопасности могут осуществляться только по уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях (ч. 3 ст. 6 Федерального закона от 20.08.2004 № 19-ФЗ). А в ч. 4 ст. 10 указанного Закона говорится, что замена документов, удостоверяющих личность, иных документов защищаемого лица с изменением его фамилии, имени, отчества и других сведений о нем, а также изменение внешности защищаемого лица могут быть произведены лишь в исключительных случаях.

Согласно постановлению Правительства от 27.10.2006 № 630 замена документов, удостоверяющих личность, и иных документов может носить как временный, так и постоянный характер. Замена и выдача документов, удостоверяющих личность, и иных документов (об образовании, документов гражданско-правового характера, документов, выдаваемых органами социальной защиты, либо подтверждающих специальные права, либо выдаваемых внебюджетными фондами, трудовой книжки и иных документов, связанных с работой или выдаваемых органами и учреждениями здравоохранения, налоговых документов и др.) защищаемого лица осуществляются органами, ответственными за их замену и выдачу в соответствии с нормативными правовыми актами РФ (п. 11 Правил)[1].

Замена и выдача документов, удостоверяющих личность, производятся как по месту жительства, так и по месту временного пребывания или фактического проживания защищаемого лица. При этом свои документы, удостоверяющие подлинную личность, защищаемое лицо должно передать на хранение органу, осуществляющему меры безопасности. Определение порядка их хранения и обеспечения соблюдения конфиденциальности сведений о защищаемом лице определяется органом, осуществляющим меры безопасности.

Заметим, что поскольку сведения о защищаемых относятся к обеспечению безопасности участников уголовного судопроизводства и близких им лиц, правомерно включение этих данных в понятия «следственная тайна», «судебная тайна» со всеми вытекающими отсюда последствиями. Поэтому в Правилах отмечается, что об избранной мере безопасности сообщается судье, прокурору, начальнику органа дознания, следователю, принявшим решение об осуществлении государственной защиты.

Временное помещение защищаемого лица в безопасное место (п. 8 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 20.08.2004 № 19-ФЗ) уже давно используется во многих странах в рамках программ защиты свидетелей и потерпевших и в России, где эта мера безопасности до принятия Закона осуществлялась в соответствии с нормативными актами, регулировавшими (и регулирующими в настоящее время) оперативно-розыскную деятельность. Нередко данная мера безопасности сочетается с другими предусмотренными Законом мерами государственной защиты, например с личной охраной, выдачей специальных средств связи и т. д.[2] В принципе комплексное применение мер защиты прямо предусмотрено в ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 20.08.2004 № 19-ФЗ: «В отношении защищаемого лица могут применяться одновременно (выделено нами) несколько либо одна из следующих мер безопасности». Далее следует перечень таких мер. Один из пунктов этого перечня содержит указание на возможность и необходимость применения дополнительных мер безопасности в отношении защищаемого лица, содержащегося под стражей или находящегося в месте отбывания наказания. Одна из таких «дополнительных» мер: перевод из одного места содержания под стражей или отбывания наказания в другое. Иные дополнительные меры безопасности в отношении защищаемых лиц, арестованных или осужденных к лишению свободы, содержатся в ведомственных приказах и инструкциях ФСИН России.

Одним из вопросов организации применения мер безопасности в отношении защищаемых лиц является вопрос о взаимодействии различных правоохранительных и иных государственных служб в обеспечении, реализации мер безопасности защищаемых участников судопроизводства. Ведомства, имеющие право производить расследование либо осуществлять оперативную деятельность, могут иметь определенное отношение к защищаемым лицам — в пределах своей компетенции, с учетом подследственности уголовных дел и стадий судопроизводства по этим делам. Не во всех этих ведомствах имеются службы, специально созданные для обеспечения безопасности лиц, подлежащих государственной защите, как в МВД России.

Есть и ряд других проблем принятия мер безопасности в отношении защищаемых лиц, связанных с совершенствованием как правовых основ, так и тактических рекомендаций по осуществлению этой деятельности. Одна из таких проблем возникла, например, в связи с тем, что в ч. 3 ст. 6 Федерального закона от 20.08.2004 № 19-ФЗ имеется следующее ограничение: «Меры безопасности, предусмотренные пунктами А—7 части 1 настоящей статьи, осуществляются только по уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях». Может быть, как раз в этом ограничении одна из причин того, что для такой большой страны, как Россия, где число ежегодно регистрируемых преступлений достигает нескольких миллионов, при активизации организованной преступной деятельности и большого количества тяжких преступлений, число включаемых в государственные программы защищаемых лиц[3] составляет не более 3000 человек в год?

Мнение специалистов

Позиции ряда известных юристов, законодателей, ученых и адвокатов по вопросу необходимости снятия указанного выше ограничения диаметрально противоположны. Так, первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по безопасности М. Гришанков говорит: «Мы в законе не прописывали перечень преступлений, по которым может быть использована данная программа. Угроза жизни может поступить и от простого хулигана. Но если речь идет об оказании давления на свидетеля или потерпевшего, если следователи и оперативные работники оценивают эту угрозу как реальную, они могут применять меры защиты. Это может быть даже свидетель квартирной кражи. Но если в этой квартирной краже принимали участие члены какой-нибудь объединенной преступной группы, ее лидеры могут мстить. Состав преступления не имеет никакого значения при решении, применять программу или нет. Значение имеет масштаб и реальность угрозы»[4].

Известный адвокат Г. Падва имеет другое мнение: «На борьбу с какими видами преступлений нацелена эта программа, я не знаю. На борьбу с чем она должна быть нацелена, мне понятно. Она должна быть нацелена на борьбу с наиболее опасными видами преступлений, такими, как преступления против жизни, терроризм, бандитизм»[5].

Нам представляется более предпочтительной позиция представителя Государственной Думы.

Проблема защиты свидетелей, потерпевших, раскаявшихся обвиняемых неразрывно связана с обеспечением следственной тайны. Утрата сведений, образующих следственную тайну, может иметь место:

  • 4
  • 1) в результате халатности, неосторожности должностных лиц, информированных о ходе расследования;
  • 2) при случайном стечении обстоятельств;
  • 3) в результате действий преступников, направленных на получение такой информации;
  • 4) вследствие предательства лиц, принимающих участие в расследовании или в связанных с ним некоторых служебных действиях.

Сведения об осуществлении государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства являются важнейшей частью следственной тайны. Поэтому, руководствуясь предписанием Федерального закона от 20.08.2004 № 19-ФЗ, постановлением Правительства РФ от 14.07.2015 № 705 утвержден Порядок защиты сведений об осуществлении государственной защиты, предоставления таких сведений и осуществления мер безопасности в виде обеспечения конфиденциальности сведений о защищаемом лице. Этот Порядок действует для всех правоохранительных органов, осуществляющих государственную защиту. Согласно Порядку основанием для защиты указанных сведений является решение об осуществлении государственной защиты, принимаемое уполномоченным органом, оформленное в виде мотивированного постановления (определения) о применении мер безопасности или мер социальной поддержки. Лицами, компетентными выносить такое постановление (определение), являются: судья, прокурор, начальник органа дознания или следователь, «в производстве которых находится заявление (сообщение) о преступлении или уголовное дело».

Получив такое постановление, орган, осуществляющий меры безопасности, в свою очередь, принимает постановление, в котором он обязан указать необходимые в данном конкретном случае меры безопасности и меры по ограничению доступа к сведениям, подлежащим защите. Орган, осуществляющий меры социальной поддержки, получив постановление (определение) уполномоченного лица о применении мер социальной поддержки, реализует указанные меры с учетом конфиденциального характера сведений о защищаемом лице. Орган, осуществляющий меры безопасности, может также вводить постоянный или временный запрет на выдачу сведений, хранящихся не только в государственных, но и в иных информационных фондах. Постановления, в которых предусматриваются меры безопасности и меры по ограничению доступа к сведениям о защищаемом лице, обязательны для исполнения должностными лицами предприятий, учреждений и организаций, которым оно направлено (ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 20.08.2004 № 19-ФЗ).

Сохранение в тайне данных защищаемого лица может применяться как по письменным заявлениям этих лиц, так и по собственной инициативе лица, производящего расследование, либо его начальника, но в любом случае — с согласия защищаемого лица, выраженного в письменной форме. Заявление о реальной угрозе может быть адресовано суду (судье), прокурору, начальнику органа дознания, дознавателю или следователю, в производстве которых находится уголовное дело. В заявлении заинтересованного лица о необходимости применения меры (или мер) безопасности должны быть указаны причины, по которым это лицо опасается за свою жизнь, здоровье или сохранность своего имущества, за жизнь и здоровье своих родственников или иных близких людей.

Сроки рассмотрения таких заявлений, принятия по ним решений, а также исполнения постановления (определения) о применении мер социальной защиты — весьма жесткие. Так, компетентные органы обязаны проверить поступившее заявление лица, указанного в ч. 1—3 ст. 2 Федерального закона от 20.08.2004 № 19-ФЗ, и в течение трех суток (а в случаях, не терпящих отлагательства, немедленно) принять решение о применении мер безопасности в отношении него либо об отказе в их применении. Постановление о принятом решении в день его вынесения направляется для исполнения в орган, осуществляющий меры безопасности, а также защищаемому лицу. С лицом, чьи данные засекречены, следователь (дознаватель) может проводить любые следственные действия, но с соблюдением условий сохранения в тайне сведений о нем. Это новый важный вопрос криминалистической тактики. Так, предъявление для опознания защищаемого лица можно провести в условиях, исключающих визуальное наблюдение этого лица опознающим, например с использованием помещения, разделенного тонированным стеклом с односторонней видимостью. Проведение очной ставки рекомендуется в подобных случаях проводить с использованием видеоконференции на базе локальной сети, персональных компьютеров и веб-камер.

Пример

При расследовании уголовного дела о незаконном обороте наркотиков свидетель Н. обратился к следователю с заявлением о необходимости «засекречивания» его данных, поскольку он намерен дать показания в отношении обвиняемой по делу С. и опасается мести за это родственников и знакомых С., имеющей авторитет в криминальной среде. Следователь учел специфику отношений в среде лиц, перевозящих, сбывающих и употребляющих наркотики, а также связи С. и признал опасения Н. реальными. Он вынес постановление о сохранении в тайне данных о личности свидетеля и согласовал его с надзирающим прокурором[6], после чего постановление было помещено в конверт, опечатанный и приобщенный к уголовному делу.

При допросах свидетеля Н. в протоколах использовался только его псевдоним. Предъявление С. для опознания проводилось с использованием автомобиля с тонированными стеклами, в котором находился Н. с понятыми, которым Н. представился псевдонимом. В ходе этого действия Н. прямо указал на С., как на лицо, сбывавшее ему наркотическое средство. При рассмотрении дела в судебном заседании свидетель Н. был допрошен с использованием видеоконференцсвязи, что исключило узнавание свидетеля подсудимой и ее родственниками, присутствовавшими в зале судебного заседания. С. осуждена к девяти годам лишения свободы[7].

В целях сохранения следственной тайны необходимо: тщательно продумывать последовательность и формулировки вопросов при допросах; проявлять бдительность при беседах с допрашиваемыми; при необходимости планировать проведение тактических комбинаций для зашифровки имеющихся и подлежащих использованию сведений; тщательно отбирать информацию, сообщаемую представителям массовой информации.

О тактических приемах сохранения следственной тайны писали, правда, кратко, многие ученые-криминалисты, анализировавшие тактику и психологию отдельных следственных действий (А. Р. Ратинов, Р. С. Белкин, А. В. Дулов, Н. И. Порубов, А. А. Закатов, В. Н. Карагодин, Л. В. Брусницын, О. А. Зайцев, И. В. Смолькова, М. А. Новикова и другие).

Лучшая защита — это ликвидация угрозы. Сотрудники Управления по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите, не ждут, когда их клиента попытаются избить или переехать машиной. Тех, кто угрожает, задерживают и предъявляют целый «букет» обвинений — угроза жизни и здоровью, давление на свидетеля, принуждение к даче ложных показаний. Нередко изымается оружие, что позволяет привлечь виновных к уголовной ответственности. Сам факт включения свидетеля в программу государственной защиты имеет превентивное значение и в ряде случаев отбивает охоту давить на него; подзащитного оставляют в покое[8].

Сохранение следственной тайны особенно важно при расследовании организованной преступной деятельности, поскольку разглашение имеющейся информации может повлечь особо тяжкие последствия как для лиц, сообщивших эту информацию следствию, так и для самого расследования.

  • [1] Постановлением Правительства РФ от 21.09.2012 № 39 были утверждены Правилаприменения меры безопасности в виде переселения защищаемых лиц на другое местожительства в отношении потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства".
  • [2] Вопрос о содержании таких типичных комплексов мер и типичных ситуаций, в которых их следует применять, весьма важен и интересен для ученых и практиков, однако он носит тактический характер и в силу специфики предмета исследования должен рассматриваться, по нашему мнению, в работе, имеющей ограничительный гриф.
  • [3] Мероприятия, предусматривающие участие тех или иных субъектов в выявлениии преодолении противодействия расследованию, нашли свое отражение в трех Государственных программах «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иныхучастников уголовного судопроизводства» на 2006—2008 гг., 2009—2013 гг., 2014—2018 гг.
  • [4] Свидетель инкогнито // Российская газета. 2009. 29 окт.
  • [5] Там же.
  • [6] В то время это требовалось. Сейчас в соответствии с ч. 9 ст. 166 УПК РФ достаточно согласия руководителя следственного органа, а в случаях, не терпящих отлагательства, следователь может вынести соответствующее постановление и без получениясогласия руководителя следственного органа.
  • [7] О практике применения мер по защите свидетелей при расследовании уголовныхдел // Информационный бюллетень МВД России. М., 2005. № 4.
  • [8] Человек без лица // Российская газета. 2009. 23 июня.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой