Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Основные понятия. 
Международная торговля товарами и услугами

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Интеллектуальная собственность подразделяется на две категории: промышленная собственность, которая включает в себя изобретения (патенты), товарные знаки, промышленные образцы и географические указания источника происхождения; и авторское право, которое распространяется на литературные и художественные произведения (романы, стихи и пьесы, фильмы, музыкальные произведения) и произведения… Читать ещё >

Основные понятия. Международная торговля товарами и услугами (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Экономическая наука рассматривает в качестве основных двигателей развития факторы производства, которые включают в себя природные ресурсы, труд и капитал. Количество природных ресурсов — величина фиксированная и ограничена территорией страны, численность трудовых ресурсов лимитируется демографическим ростом, что касается капитала, то даже при увеличении его объемов отдача в условиях слабых российских институтов невелика. Только НТП не имеет ограничений, и в современном мире его достижения являются основным потенциалом экономического роста. Значение НТП трудно переценить1. Один из ключевых выводов проведенных научных исследований состоит в том, что экономический рост опирается на непрерывный технологический прогресс. Действительно, на протяжении последних трех веков была сделана серия революционных открытий в разных технологических областях, которые на глубинном уровне трансформировали производственную деятельность и стимулировали рост новых отраслей[1][2].

Быстрая активизация научно-технического обмена стала одной из заметных черт современного общества. По некоторым оценкам, 80% мировой торговли приходится на товары, содержащие интеллектуальную собственность. На международную передачу технологий приходится около 7% прибыли, получаемой в мировом товарообороте[3]. Суммарная стоимость создаваемых в мире технологий в настоящее время достигает 60% величины всего общественного валового продукта.

Не вызывает сомнения, что на современном этапе обладание передовыми технологиями и новейшими знаниями является основным условием, обеспечивающим международную конкурентоспособность страны и ее экономический рост. Таким образом, быстрый рост торговли результатами интеллектуальной деятельности — изобретениями, ноу-хау, промышленными образцами, полезными моделями, товарными знаками, информацией, другими научно-техническими достижениями, становится важнейшим фактором современного этапа развития международных экономических отношений.

При изучении этой темы можно столкнуться с определенной разноголосицей в терминологии. В качестве объекта международного обмена и торговли называются технологии и информация, ноу-хау, инновации, результаты интеллектуальной, научно-технической деятельности, интеллектуальная собственность и т. д. В принципе, когда заходит речь о необходимости модернизации и инновационного пути страны, все понимают, о чем идет речь и что стоит за этими терминами. Тем не менее для более полного понимания темы важно знать конкретные составляющие указанных понятий.

Современный экономический словарь[4] предлагает следующие определения.

Технология — это сущность ноу-хау, касающаяся материалов, методов производства, использования оборудования, базирующаяся на современных достижениях науки.

Или другое — способ преобразования вещества, энергии, информации в процессе изготовления продукции, обработки и переработки материалов, сборки готовых изделий, контроля качества, управления. Технология воплощает в себе методы, приемы, режим работы, последовательность операций и процедур, она тесно связана с применяемыми средствами, оборудованием, инструментами, используемыми материалами.

Под ноу-хау понимается техническая, организационная или коммерческая информация, имеющая конфиденциальный характер, действительную или потенциальную коммерческую ценность, к которой нет свободного доступа на законном основании.

Информация—данные, доступные индивидам, фирмам или правительствам во время принятия экономических решений. Информация может касаться состояния дел, технологии, решений других экономических агентов и собственных предпочтений и планов.

Результаты интеллектуальной (научной и (или) научно-технической) деятельности — это объективированная и зафиксированная на любых носителях информация, содержащая новые научные знания (открытия), новые решения прикладных задач в области науки и техники, обладающая новизной, практической целесообразностью и ценностью применения.

Однако в официальных документах Всемирной торговой организации (ВТО), Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС), других международных организаций в качестве объекта международной торговли рассматриваются права интеллектуальной собственности (ИС).

Интеллектуальная собственность согласно классификации ВОИС означает творения человеческого разума: изобретения, литературные и художественные произведения, символику, названия, изображения и образцы, используемые в торговле[5].

Интеллектуальная собственность подразделяется на две категории: промышленная собственность, которая включает в себя изобретения (патенты), товарные знаки, промышленные образцы и географические указания источника происхождения; и авторское право, которое распространяется на литературные и художественные произведения (романы, стихи и пьесы, фильмы, музыкальные произведения) и произведения изобразительного искусства (рисунки, картины, фотографии и скульптуры), а также архитектурные сооружения. Смежные права подразумевают права артистов-исполнителей на их исполнения, права производителей фонограмм на их записи и права вещательных организаций на их радиои телевизионные программы.

Остановимся подробнее на основных понятиях, связанных с промышленной собственностью.

Изобретение — продукт или способ, позволяющий сделать что-либо по-новому или предлагающий новое техническое решение задачи.

Как правило, изобретение должно удовлетворять следующим требованиям: оно должно быть практически применимым, иметь элемент новизны, т. е. определенное новое свойство, которое неизвестно среди существующих знаний в данной технической области («известный уровень техники»). Изобретение должно иметь изобретательский уровень, который не может быть выведен лицом, обладающим средними знаниями в данной технической области. В заключение, объект изобретения должен быть патентуемым согласно законодательству.

Патент представляет собой исключительное право, предоставленное на изобретение, которое может быть продуктом или способом, позволяющим сделать что-либо по-новому или предлагающим новое техническое решение задачи.

Он обеспечивает своему владельцу охрану на изобретение. Охрана предоставляется на ограниченный срок, как правило, составляющий 20 лет, и означает, что изобретение не может быть изготовлено, использовано, распространено или продано в коммерческих масштабах без согласия патентовладельца. Патентные права обычно защищаются в суде. Патентовладелец дает разрешение или лицензию другим лицам на использование изобретения на взаимно согласованных условиях, а также может продать право на изобретение какому-либо лицу, которое затем становится новым владельцем этого патента. По истечении срока действия патента охрана заканчивается, и изобретение переходит в область общественного достояния, становится открытым для коммерческого использования другими лицами.

Товарный знак — отличительное обозначение, которое идентифицирует определенные товары или услуги как произведенные или предоставленные конкретным лицом или предприятием.

Он возник еще в те давние времена, когда мастера ставили на своих художественных произведениях или утилитарных изделиях свою подпись, или «знак». Впоследствии эти знаки трансформировались в современную систему регистрации и охраны товарных знаков. Товарный знак может состоять из одного слова, буквы или цифры либо любого их сочетания, рисунков, символов, трехмерных обозначений, слышимых звуковых сигналов — музыки или звуков человеческого голоса, запахов или цвета, используемых в качестве отличительных признаков (рис. 15.1).

Образцы некоторых товарных знаков Источник.

Рис. 15.1. Образцы некоторых товарных знаков Источник: URL: http://iplordprotector.livejournal.com/1987.html.

Промышленный образец — это художественное оформление или эстетический компонент изделия.

Он может содержать объемные элементы (форму или рельеф поверхности изделия) либо элементы в пределах одной плоскости (рисунок, линии или цветовое исполнение). Промышленные образцы применяются в отношении самых разных промышленных изделий и произведений ремесленного творчества, таких как приборы и медицинское оборудование, часы, ювелирные изделия и другие предметы роскоши, кухонная утварь, бытовые электроприборы, транспортные средства, архитектурные объекты, рисунки на ткани и предметы досуга. Для обеспечения охраны в соответствии с национальным законодательством большинства стран промышленный образец должен быть привлекательным на вид. Это означает, что промышленный образец имеет прежде всего эстетическую природу и не предполагает охраны каких-либо технических свойств изделия, частью которого он является. Обычно охрана промышленного образца ограничивается территорией страны, в которой предоставлена охрана.

Географическое указание представляет собой обозначение, используемое на товарах, которые имеют определенное географическое происхождение и обладают качествами, репутацией или особенностями, обусловленными преимущественно этим местом происхождения.

Как правило, географическое указание включает в себя название места происхождения товаров. Свойствами, которые зависят от места производства и на которые влияют особые местные факторы, в частности климат и почва, обычно обладает сельскохозяйственная продукция. Географическим указанием особого рода является наименование места происхождения. В качестве примера можно привести несколько общеизвестных наименований продуктов: «текила» — алкогольный напиток определенного вида по наименованию деревни Текила в Мексике; сыр «Рокфор» — по наименованию населенного пункта во Франции; вино «Бордо» — по наименованию местности во Франции; «Тоскана» — для оливкового масла, изготовленного в конкретной области Италии, и т. д.

Интеллектуальная собственность обладает определенными характерными чертами. Среди наиболее важных можно отметить: нематериальность ее формы, наличие автора, создателя или изобретателя, возможность многократного ее воспроизведения без потери стоимости. Связи, возникающие между сторонами при купле-продаже объектов интеллектуальной собственности, всегда носят длительный характер и не прекращаются с завершением сделки. Для таких операций характерна многоплановость — сочетание различных форм деятельности: поставка или аренда промышленного оборудования, сборка, передача научно-технической документации, обучение специалистов, проведение послепродажного обслуживания, кооперация и сотрудничество, продажа патентов и лицензий. Среди характеристик прав на интеллектуальную собственность можно выделить ограниченность срока их действия. Так, срок действия авторского права ограничен 50 годами с момента смерти автора, а действия патентов — 20 годами с момента изобретения (в некоторых случаях могут устанавливаться и более короткие сроки действия патента, например в фармацевтической промышленности при появлении лекарств от опасных эпидемических заболеваний). Таким образом достигается баланс между возможностями получения прибыли владельцем прав и интересами общества по свободному распространению знаний.

Интеллектуальная собственность является одним из самых ценных, часто ценнейшим активом в коммерческих операциях. Достаточно сказать, что стоимость брендов мировых компаний оценивается в миллиардах долларов. Так, согласно рейтингу «Forbes», самыми дорогими были бренды «Apple» —145,3 млрд долл., «Microsoft» — 69,3 млрд долл., «Google» —.

65,5 млрд долл., «Coca-Cola» — 566,0 млрд долл., IBM — 49,8 млрд долл.1

В последние годы широкое распространение получило понятие инновации, которое можно рассматривать как комплекс мероприятий, направленных на внедрение в экономику новой техники, технологий, изобретений, на общую модернизацию. В документах ВОИС приводятся слова известного специалиста Ж. Перрэна: «Успех инноваций зависит как от ценности первоначальной идеи и технического уровня, так и от способности обеспечить развитие систем организации, управления и распространения», и излагаются три принципа создания инновации[6][7]:

  • — инновация возможна лишь при условии ее одобрения рынком;
  • — инновация невозможна без замысла;
  • — инновация невозможна без новаторского предприятия.

Таким образом, можно сделать вывод, что главная черта инновации — ее применимость на практике.

В литературе можно встретить различные сочетания и толкования приведенных выше понятий как объекта международной торговли, и все они имеют право на жизнь, поскольку отражают различные стороны очень сложного и многообразного процесса.

  • [1] Кузнецова Г. В. Россия в системе международных экономических отношений. С. 202.
  • [2] Доклад о положении в отношении интеллектуальной собственности в мире за 2015 г. Geneva: WIPO, 2016. Р. 8.
  • [3] Фаминский И. П. Глобализация — новое качество мировой экономики. М.: Магистр, 2012.С. 63.
  • [4] URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/econ_dict/14 610
  • [5] Все определения приводятся в соответствии с формулировками ВОИС. URL: http://www.wipo.int/about-ip/ru
  • [6] URL: http://www.forbes.ru/kompanii-photogallery/288 451-samye-dorogie-brendy-mira-2015;reiting-forbes/photo/5
  • [7] URL: http://www.wipo.int/edocs/mdocs/…/a…/a39_13_add2.doc
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой